О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства на территории Омской области

О
государственной поддержке субъектов малого предпринимательства на территории Омской
области.

В.В. Алещенко, Омский государственный
университет, кафедра экономической теории и предпринимательства.

В настоящее время малое предпринимательство (далее по тексту
МП) является значимым средством для реализации курса социально-экономических реформ,
решения комплекса политических, экономических и социальных проблем, остро стоящих
сегодня перед государством. Однако дальнейшие темпы и направления его развития в
современных условиях во многом предопределяются тем, насколько активно государственная,
и прежде всего региональная, власть осуществляет поддержку малого бизнеса. Опыт
подавляющего большинства зарубежных стран показывает, что государственная политика
в отношении МП является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической
политики государства в соответствии с основными национальными интересами. Данная
политика строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию
сектора МП, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный
социально-экономический эффект в стране или в регионе. В силу своей специфики малый
бизнес имеет ярко выраженную региональную ориентацию и в условиях развития хозяйственной
самостоятельности регионов является важным средством оптимизации структуры региональной
экономики. В свою очередь, региональные власти имеют достаточно широкие возможности
влияния на развитие предпринимательских структур.

Главные принципы государственной поддержки МП в Омской
области выражаются в следующем:

1. Государственной поддержкой пользуются физические и юридические
лица, отнесенные законодательством Российской Федерации к субъектам МП;

2. Поддержка предоставляется только малым предприятиям
и предпринимателям, действующим в приоритетных сферах экономики области, способным
самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность;

3. Предоставление государственной поддержки осуществляется
только тем представителям малого бизнеса, которые располагают собственностью, направляют
собственные средства на развитие бизнеса, привлекают независимых инвесторов;

4. Все субъекты МП, желающие заручиться государственной
поддержкой, должны пройти конкурсный отбор и независимую экспертизу предпринимательских
проектов.

На ближайший период в качестве приоритетных направлений
экономического развития Омской области, развиваемых с участием субъектов МП, выдвигаются
промышленность и наукоемкое производство, производство и переработка с/х продукции,
медицина и здравоохранение, переработка минерально-сырьевых и лесо-сырьевых ресурсов,
строительство и производство строительных материалов, производство товаров народного
потребления, бытовое обслуживание, переработка и использование отходов производства,
охрана окружающей среды, образование. В настоящее время общая ситуация в сфере МП
в Омской области , как и в целом по стране, по-прежнему осложняется многочисленными
проблемами, остро стоящими перед предпринимательским сектором экономики. Для обеспечения
устойчивого развития малого бизнеса и развития приоритетных отраслей экономики области
Экономическим комитетом Администрации области на основании Федерального закона от
14.06.95. \No 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации” была разработана “Государственная комплексная
программа поддержки малого предпринимательства в Омской области на 1998-2000 годы”
(далее по тексту “Программа”). Программа является составной частью экономической
политики Администрации Омской области, сохраняет преемственность с региональной
программой поддержки предпринимательства, утвержденной постановлением Главы Администрации
области 08.02.94. \No 64-п и согласована с целевыми программами социально-экономического
развития Омской области с учетом тех позитивных сдвигов в области законодательной,
финансово-экономической, информационной и иной поддержки в сфере МП Омской области.
В области создания правовых и организационных условий в течение 1994-1997 годов
был разработан ряд проектов нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы
поддержки и развития МП (Закон “О государственной поддержке МП в Омской области”,
кратко- и среднесрочная Программы поддержки МП, Программа “Гарантия”,
Положение о зоне экономического благоприятствования в северных районах области и
др.). Однако темпы дальнейшего развития малого бизнеса напрямую зависят от того,
насколько быстро органами законодательной власти будут приняты эти и ряд других
законов первостепенной важности. Для устойчивого развития малого предпринимательства
в Омской области в первую очередь необходимо принятие Закона “О государственной
поддержке малого предпринимательства в Омской области” и выполнение Закона
“О бюджете Омской области” в части финансирования мероприятий Программы.

Чрезмерная жесткость денежно-кредитной политики и фискальный
характер налоговой политики сегодня ведут к недостатку ресурсов для текущей деятельности
и развития и, как следствие, к вынужденному уходу малых предприятий в “теневую
экономику”. Для исправления сложившейся ситуации первоочередным мероприятием
должно стать внесение изменений в Федеральный закон и Закон Омской области
“Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов МП”
в части распространения его действия на все субъекты МП и в части введения на территории
области режима налоговой автономии малого бизнеса (т.е. все налоги и обязательные
платежи, получаемые от субъектов МП, на 100\% перечисляются в территориальный бюджет).

Для создания дополнительных возможностей стимулирования
дальнейших процессов развития малого бизнеса органам местного самоуправления районов
области в короткие сроки требуется разработать и принять районные программы поддержки
МП. Кроме этого, очень важным является принятие нормативно-правового акта (Положения,
Закона) “О зонах экономического благоприятствования в северных районах Омской
области” для создания и отработки базовой модели по возрождению депрессивных
северных районов, в том числе и для реализации подпрограммы о “Комплексном
развитии экономики Большеуковского района с привлечением субъектов МП”, а также
создание зоны экономического благоприятствования в северных районах Омской области.
В области развития информационно-консультационной и обучающей инфраструктуры малого
бизнеса одним из наиболее важных проектов, планируемых Администрациями области и
города совместно с АО “Электросвязь”, является создание Системы информационного
обеспечения МП (СИОМП) и Информационно-аналитического центра в рамках СИОМП. Реализация
данного проекта приведет к созданию механизма доступа малых предприятий к мировым
и российским информационным ресурсам по минимальным ценам и тарифам, а в ряде случаев
– бесплатно. Недостаток информации является сегодня одним из основных сдерживающих
факторов в усилении процессов развития предпринимательства. В течение 1998 года
экономическим комитетом совместно с департаментом недвижимости Администрации г.
Омска планируется разработать положение о реестре субъектов МП Омской области. С
помощью Информационно-аналитического центра после образования областной Регистрационной
палаты будут созданы: базы данных по регистрации малых предприятий г. Омска и районов
области; базы данных по оборудованию для малых предприятий, представляющие интерес
для производителей оборудования, потенциальных потребителей и лизингодателей; базы
данных о малых предприятиях, зарекомендовавших себя как надежные деловые партнеры
(при поддержке Омской ТПП). Необходимо и создание реестра жилых и нежилых помещений,
находящихся в областной собственности (в том числе неэффективно используемых), пригодных
для передачи субъектам малого предпринимательства, а также введение практики рассмотрения
комитетом по управлению имуществом Омской области на основании представлений областного
Фонда поддержки предпринимательства в приоритетном порядке вопросов о возможности
предоставления субъектам МП в безвозмездное пользование либо в аренду помещений
и имущественных комплексов в г. Омске и Омской области.

Наличие в г.Омске большого числа предприятий ВПК, неэффективно
использующих производственные площади и мощности, также может позволить решить проблему
острой нехватки производственных и офисных помещений для субъектов МП. При участии
представителей Ассоциации промышленников и предпринимателей необходимо создание
нормативной базы и механизма организации новых малых предприятий на базе основных
фондов предприятий-банкротов (а также конверсионных предприятий), в том числе разработать
нормативно-правовой акт “О порядке передачи в аренду субъектам малого предпринимательства
незагруженных (неэффективно используемых) производственных площадей и мощностей”.
С целью решения проблемы эффективного взаимодействия малых производств со средними
и крупными предприятиями путем соединения инновационного потенциала и экономической
мобильности малых предприятий с технологическими возможностями, производственно-имущественным
потенциалом крупных предприятий, территориальное агентство Федерального управления
по делам о несостоятельности (банкротстве), комитет по промышленности, транспорту
и связи, экономический комитет, областной Фонд поддержки предпринимательства планируют
создание территориально-производственной зоны (технополиса) для субъектов МП на
основе имущественного комплекса одного из неплатежеспособных предприятий г. Омска.
Существующая подпрограмма “Использование возможностей МП при реструктуризации
и банкротстве крупных предприятий” предполагает отработку организационного
механизма технологических схем взаимодействия малых предприятий с крупными производствами
(в том числе в рамках финансово-промышленных групп и территориально-производственных
зон). Для обеспечения условий по сбыту продукции малых предприятий весьма своевременным
и необходимым является принятие решения о создании и развитии областного специализированного
оптового рынка продукции субъектов предпринимательства. Планируется и разработка
нормативно-правового акта о порядке направления части средств из Фонда занятости
на развитие и поддержку МП с учетом необходимости создания дополнительных рабочих
мест в Омской области. Реализация же программы “Гарантия”, использующей
мультиплицирующий эффект гарантийного фонда, предусматривает создание гарантийного
фонда для малого бизнеса с целью предоставления гарантий субъектам малого предпринимательства
при возврате средств коммерческим банкам, кредитующим малые предприятия. Дальнейшее
развитие и поддержка Центров инноваций и высоких технологий необходимы для обеспечения
условий нормального функционирования и развития малых предприятий научно-производственной
сферы. Прогрессивными формами финансово-кредитной и инновационной поддержки малого
производственного предпринимательства являются лизинг и франчайзинг. Для создания
механизма лизинга отечественного оборудования, в том числе производимого на предприятиях
г. Омска, необходимо: 1) дальнейшее развитие региональной лизинговой компании ОАО
“Сибирский лизинг” с отработкой схемы взаимозачетов “предприятия-должники
областного бюджета (производители оборудования)” – “ОАО “Сибирский
лизинг” – “малые предприятия сельского хозяйства и промышленности Омской
области (потребители оборудования)”; 2) участие в межрегиональном лизинговом
взаимогарантийном Фонде для субъектов МП (совместно с Фондами поддержки предпринимательства
субъектов Российской Федерации); 3) внедрение и использование механизма финансового
лизинга и финансовых схем программы “Гарантия” (механизм привлечения средств
под гарантию областного Фонда поддержки предпринимательства), прежде всего за счет
средств негосударственных инвесторов (кредиторов), собственных возможностей малых
предприятий и средств международных донорских организаций. Реализация данных мероприятий
позволит субъектам МП уже в самое ближайшее время получить доступ к передовым технологиям,
увереннее чувствовать себя на региональном и российском рынках. При участии
“Российской Ассоциации Франчайзинга”, имеющей богатый опыт организационной
работы, следует и дальше развивать механизм создания новых малых предприятий в области
производства товаров и услуг на основе франчайзинга (создание для малых предприятий
возможности организации производства и реализации товаров (услуг) по отлаженным
организационно-производственным схемам под торговой маркой широко известных предприятий).
Для обеспечения благоприятных стартовых условий для малых предприятий (прежде всего
производственной сферы) при участии областного Фонда поддержки предпринимательства
и регионального бизнес-инкубатора целесообразно: 1) создание сети инкубаторов малого
бизнеса (в т.ч. отраслевых и территориальных), а также обеспечение деятельности
бизнес-инкубатора в рамках Морозовского проекта; 2) оказание помощи предпринимателям
в создании и развитии обществ взаимного кредитования МП для достижения финансовой
самоорганизации малых предприятий и создания условий для снижения процентных ставок
по кредитам. Важным также является содействие дальнейшему формированию и развитию
инфраструктуры поддержки индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, занятых
в сфере ремесел, хлебопечения, на транспорте, в розничной и оптовой торговле и т.п.
(созданию и развитию профессиональных предпринимательских гильдий).

В подготовке кадров одним из наиболее значимых условий
развития малого бизнеса является обучение основам предпринимательской деятельности
в первую очередь социально незащищенных групп населения (безработных, уволенных
в запас военнослужащих, женщин, молодежи, учащихся и т.д.). Для этого комитетом
труда и занятости совместно с региональным бизнес-инкубатором уже запланирована
разработка и выпуск аудио- и печатных модульных курсов дистанционного обучения по
основным аспектам предпринимательства. С целью развития кооперационных связей малых
предприятий, расширения рынков сбыта их продукции, обеспечения доступа к современным
технологиям и развития делового общения, необходима организация коллективных стендов
малых предприятий области на региональных, межрегиональных и международных выставках.

Обязательным условием для успешного развития МП является
участие в реализации межрегиональных и международных программ и мероприятий по развитию
малого бизнеса. Уже сегодня наша область принимает участие совместно с московским
Центром деловых контактов для малых предприятий и федеральным Фондом поддержки МП
в программах, инициированных международными донорскими организациями: на территории
области происходит реализация программ Европейского Союза “TACIS” и
“Европартнеариат”.

Для формирования социальных условий, механизма взаимодействия
предпринимателей с государственными и общественными деятелями, представителями научной
и творческой интеллигенции, религиозных конфессий и других социальных групп, а также
благоприятного общественного мнения по отношению к малому бизнесу необходимо изучение
социально-психологического климата и социальных процессов, протекающих в сфере МП
(мониторинг малого предпринимательства), пропаганда идей предпринимательства, деятельности
органов власти и управления, а также общественных объединений малых предприятий
по поддержке и развитию бизнеса, организация целевых теле- и радиопрограмм о МП,
создание дискуссионного “Круглого стола” по проблемам развития малого
бизнеса на страницах областной прессы.

С целью обеспечения интересов МП считается целесообразным
формирование трехсторонней комиссии (Администрация области, профсоюзы, предприниматели)
при дальнейшем активном участии в ее работе представителей общественных объединений
предпринимателей.

Некоторые регионы России (г. Москва, Нижегородская область
и др.), проводящие протекционистскую политику по отношению к малому предпринимательству,
достигли высоких показателей его развития. В Омской области созданы основные необходимые
предпосылки для количественных и качественных изменений в сфере малого бизнеса.
Среди основных направлений государственной поддержки МП в Омской области можно выделить:
создание и совершенствование нормативно-правовой базы регионального предпринимательства;
формирование и развитие на территории области объектов инфраструктуры поддержки
МП; развитие финансово-имущественных механизмов поддержки предпринимательства; льготное
налогообложение малых предприятий; предоставление государственного заказа; страхование
и гарантирование кредитов представителям малого бизнеса, выделяемых коммерческими
банками; внедрение прогрессивных форм финансово-кредитной и инновационной поддержки
малого производственного предпринимательства (лизинг, франчайзинг).

Дальнейшее развитие малого бизнеса в современных условиях
возможно только при активном содействии местных властей. Вместе с тем создание режима
наибольшего благоприятствования развитию сектора МП, дальнейшее воплощение в жизнь
разработанных мероприятий приведет в ближайшем будущем к решению целого ряда социально-экономических
проблем, стоящих сегодня перед региональными властями.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/

Дата добавления: 06.12.2006