Особенности таможенного оформления товаров перемещаемых через гран

–PAGE_BREAK–Как следует из п. 4 ст. 293 Таможенного Кодекса Российской Федерации, если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, представление отдельной таможенной декларации не требуется, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.
Согласно подл. 1 п. 5 указанной статьи декларирование пересылаемых в МПО товаров путем подачи отдельной таможенной декларации требуется в случае, если стоимость товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, превышает 10 тысяч рублей, за исключением случаев, когда товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, пересылаются в адрес физических лиц.
Исходя из этого, в отношении предназначенных для личного пользования товаров, пересыпаемых в МПО в адрес физических лиц, декларирование путем подачи отдельной таможенной декларации не требуется, в том числе и в случае, когда стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, превышает 10 тысяч рублей при условии, что все необходимые для таможенных целей сведения содержатся в сопровождающих МПО документах.
Таким образом, при соблюдении условия, установленного п. 4 ст. 293 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении предназначенных для личного пользования товаров, пересылаемых в адрес физических лиц в МПО, в том числе облагаемых таможенными пошлинами, налогами, таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются на основании п. 11 п. 1 ст. 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае все необходимые для таможенных целей сведения содержались в документах, сопровождаемых данное МПО документах, (в частности, в бланк-пачке СР 72). Отдельная таможенная декларация гражданином Р. на пересылаемый в МПО товар, не подавалась.
При таких обстоятельствах, основания для взимания таможенного сбора в размере 250 рублей у таможенного органа отсутствовали.
Действия таможенного поста «Международный почтамт» Московской южной таможни по начислению совокупного таможенного платежа за поступивший в адрес гражданина Р. в МПО товар Управлением признаны правомерными, а начисление сбора за таможенное оформление поступившего в адрес гражданина Р. в МПО товара признаны Управлением неправомерными; жалоба заявителя удовлетворена частично.
Учитывая установленные случаи, требующие подачу на товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, отдельной таможенной декларации, можно предположить, что в местах международного почтового обмена будет проводиться таможенное оформление преимущественно товаров, пересылаемых в адрес физических лиц.
Право таможенных органов проводить таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров, перемещаемых через таможенную границу, предусмотрено ст. 371, 372 ТК РФ. Этому праву корреспондирует закрепленная статьей 294 ТК обязанность организаций почтовой связи предъявить международные почтовые отправления по требованию таможенных органов для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра пересылаемых товаров.
Таможенные органы осуществляют контроль за почтовыми отправлениями, поступающими на таможенную территорию РФ, а также принимаемыми для пересылки за ее пределы, и соответственно требуют их предъявления, исходя из общего принципа выборочности таможенного контроля (ст. 358 ТК РФ), что нашло свое отражение в пп. 2, 3 статьи 294 ТК. В отношении ввозимых почтовых отправлений дополнительно установлено, что по общему правилу не подлежат таможенному осмотру и таможенному досмотру письма, почтовые карточки и литература для слепых. Исключение составляют случаи, когда у таможенного органа имеются достаточные основания полагать, что в таких почтовых отправлениях содержатся товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ, а также проведение таможенного контроля на основе выборочных или случайных проверок. Вместе с тем, учитывая общий принцип выборочности таможенного контроля, значение нормы, установленной абз. 1 п. 2, в определенной степени нивелируется.
Положения п. 2 статьи 294 ТК во многом основаны на рекомендуемом правиле 8 главы 2 Специального приложения J к Киотской конвенции, согласно которому таможенная служба обычно не требует представления почтовых открыток и писем сугубо личного характера, литературы для слепых и печатных изданий, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, налогами. В соответствии с Киотской конвенцией (стандартное правило 7 главы 2 Специального приложения J) таможенная служба не должна требовать также представления вывозимых почтовых отправлений, если эти отправления не содержат товаров:
вывоз которых должен быть подтвержден;
подпадающих под запреты или ограничения на вывоз;
облагаемых вывозными таможенными пошлинами, налогами;
стоимость которых превышает сумму, установленную национальным законодательством;
отобранных для таможенного контроля на основе выборочных или случайных проверок.
Право почтовых администраций стран отправления и назначения представлять отправления для таможенного досмотра предусмотрено ст. 31 Всемирной почтовой конвенции. За предъявление таможне почтовых отправлений, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в пользу почты обычно взимается специальный тариф.
Одной из новелл ТК РФ является положение, в соответствии с которым таможенные пошлины, налоги не взимаются в отношении товаров, стоимость которых не превышает 5000 руб., перемещаемых через таможенную границу в течение одной недели в адрес одного получателя (ст. 319 ТК РФ). Статья 295 ТК повышает планку налогонеоблагаемого минимума для товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, до 10000 руб. Оговорка о том, что товары должны пересылаться в течение одной недели и в адрес одного получателя, направлена на исключение случаев злоупотребления указанной нормой посредством разделения товаров на более мелкие отправки.
Установленный предел в 10000 руб. распространяется также на товары, пересылаемые в адрес физических лиц и не предназначенные для личного пользования. Таким образом, повышая общий уровень налогонеоблагаемого минимума, комментируемая статья снижает его для физических лиц, которые в общем случае освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость перемещаемых товаров не превышает 65000 руб. (ст. 282 ТК РФ). Пересылаемые в адрес физических лиц товары, стоимость которых превышает 10000 руб., подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов с применением единой ставки, установленной Правительством РФ. При этом верхний предел применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не установлен, исходя из чего можно сделать вывод, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, всегда должны взиматься по единой ставке. Ввиду отсутствия в Кодексе особой оговорки представляется, что установление количественных ограничений при применении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, было бы неправомерным.
Пунктами 3, 4 статьи 295 ТК установлен специальный порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенное оформление которых не требует подачи отдельной таможенной декларации и осуществляется в местах международного почтового обмена, который состоит из следующих этапов:
исчисление и начисление таможенным органом таможенных пошлин, налогов с использованием таможенного приходного ордера;
составление таможенным органом бланка почтового перевода денежных средств в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;
уплата таможенных пошлин, налогов организации почтовой связи;
выдача почтового отправления адресату;
перевод уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов на счет таможенного органа, их начислившего.
Так же как на перевозчика, владельца склада временного хранения, таможенного склада, на организацию почтовой связи возлагается обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги в случае выдачи международных почтовых отправлений адресату без разрешения таможенного органа или их утраты (см. ст. 90, 112, 230 ТК РФ). Вместе с тем следует отметить, что указанные организации в ст. 320 ТК РФ в числе лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, не поименованы, что является техническим упущением. Отнесение таможенных пошлин, налогов на счет почтовых администраций, ответственных за утрату, хищение или повреждение отправления, предусмотрено и ст. 41 Всемирной почтовой конвенции.
Особо следует отметить положения п. 3 статьи 295 ТК об основе исчисления сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. По общему правилу налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК РФ). Специфика перемещения товаров в международных почтовых отправлениях диктует необходимость установления иных, более простых методов определения налоговой базы. В этой связи статьей 295 ТК установлено, что исчисление сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании сведений о стоимости товаров, указанных в документах, сопровождающих международное почтовое отправление в соответствии с актами Всемирного почтового союза (таможенная декларация CN 23), которая не является таможенной стоимостью. В случае если объявленная ценность вложения превышает стоимость, указанную в таможенной декларации CN 23, в качестве основы исчисления таможенных пошлин, налогов принимается объявленная ценность.
Страхование вложения на объявленную отправителем сумму (объявленная ценность) представляет собой вид почтовой услуги, оказываемый организациями почтовой связи стран, почтовые администрации которых договорились о приеме отправлений с объявленной ценностью в двустороннем либо одностороннем порядке, при пересылке приоритетных и неприоритетных отправлений и писем, содержащих ценные бумаги, документы или ценные предметы, а также посылок. Максимальная сумма объявленной ценности не определена, вместе с тем почтовая администрация каждой страны вправе по своему усмотрению ограничивать объявление ценности суммой, которая не может быть ниже 4000 СДР (как для отправлений письменной корреспонденции, так и для посылок). Ценность объявляется отправителем в валюте страны подачи и конвертируется им или учреждением подачи в СПР. На почтовую администрацию возлагается обязанность выплатить отправителю возмещение в случае утраты, хищения или повреждения вложения исходя из его объявленной ценности, в связи с чем установлен ряд требований к ее объявлению. В частности, объявленная ценность не может превышать действительную стоимость вложения отправления, однако допускается объявлять только часть этой стоимости. Сумма объявленной ценности бумаг, представляющих ценность в связи с расходами по их составлению, не может превышать возможных расходов по восстановлению этих документов в случае их утери. Злоумышленное объявление ценности, превышающее действительную стоимость вложения отправления, влечет судебное преследование, предусмотренное законодательством страны подачи (ст. 15 Всемирной почтовой конвенции, ст. PE 403 Регламента письменной корреспонденции, ст. PE 201 Регламента почтовых посылок). При этом положений, направленных на пресечение случаев занижения объявленной ценности, акты Всемирного почтового союза не содержат.
В соответствии со ст. PE 603 Регламента письменной корреспонденции и ст. PE 403 Регламента почтовых посылок почтовые администрации обязуются быть посредниками перед компетентными службами своей страны в вопросе о снятии (аннулировании) таможенных пошлин и других сборов с письменных отправлений и посылок:
возвращаемых в место подачи;
утраченных или уничтоженных вследствие полной порчи вложения;
досылаемых в третьи страны (отправления, адресуемые получателям, переменившим место жительства, считаются адресуемыми непосредственно из места подачи в новое место назначения);
а также посылок:
от которых отправитель отказался;
расхищенных или поврежденных в их службе, в части ценности недостающего вложения или произошедшего понижения цены вложения.
Новым ТК РФ предусмотрен ряд норм, позволяющих реализовать приведенные положения актов Всемирного почтового союза. В частности, в соответствии со ст. 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в отношении иностранных товаров, которые до выпуска для свободного обращения и при отсутствии нарушения требований и условий, установленных ТК РФ, оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации). Следует обратить внимание, что указанной нормой не охватываются виновные действия организаций почтовой связи или их работников. Вместе с тем положений, аналогичных содержащимся в ст. 105, 221 ТК РФ, согласно которым товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения, хранения на таможенном складе, подлежат помещению под определенный таможенный режим как ввезенные в таком состоянии, применительно к международным почтовым отправлениям не установлено. Товары, возвращаемые отправителю, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, в соответствии с которым товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (ст. 239 ТК РФ). В отношении почтовых отправлений, от которых отправитель отказался, может быть инициирована процедура распоряжения товарами, предусмотренная главой 41 ТК РФ.
Места международного почтового обмена определяет Федеральная Таможенная Служба Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи.
Пункты международного почтового обмена (приложение 2) определяют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, и ФТС РФ.
Товары, пересылаемые в почтовых отправлениях из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации, подлежат таможенному контролю таможенными органами, расположенными в месте международного почтового обмена в г.Калининграде.
Все вышесказанное не распространяется на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации дипломатической почтой и консульской вализой иностранных государств.
2. Товары, запрещенные к пересылке в международных почтовых отправлениях
В соответствии со статьей 292 ТК запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории (ст. 13 ТК РФ) должны соблюдаться также при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях. При этом запреты и ограничения на ввоз/вывоз применяются с учетом следующих особенностей:
Запреты и ограничения экономического характера не применяются в случаях, если стоимость пересылаемых товаров не превышает общего налогонеоблагаемого минимума в 5000 руб. (ст. 319 ТК РФ), а также если товары перемещаются в адрес физических лиц и предназначены для личного пользования (о предназначении товаров для личного пользования см. комментарий к ст. 281 ТК РФ). Перечень приведенных обстоятельств не является исчерпывающим и может быть дополнен Правительством РФ;
Перечень ограничений при пересылке товаров может определяться Правительством РФ. Учитывая, что законодатель употребил именно слово «перечень», предполагается, что речь идет не о введении Правительством каких-либо дополнительных ограничений, а о выборе тех ограничений из числа установленных, соблюдение которых при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях является обязательным.
Согласно п. 2 статьи 292 ТК получатели товаров, ограниченных к ввозу в РФ, или отправители товаров, ограниченных к вывозу с ее территории, при их таможенном оформлении обязаны представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений. Форма таможенной декларации CN 23, используемая при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях, содержит специальное обращение и в адрес лиц, отправляющих товары, призывая их заблаговременно осведомиться о возможностях ввоза и вывоза товаров, в том числе о действующих запрещениях, справиться о документах (сертификат о происхождении, санитарный сертификат, счет и т.д.), которые могут потребоваться в стране назначения, и приложить их к таможенной декларации.
    продолжение
–PAGE_BREAK–