Спорт – как явление культурной жизни

1. Спорт – явление культурной жизни
 
Актуальность вопроса«Спорт — явление культурной жизни» обусловлена тем, что в настоящеевремя жизненно необходимо рассмотрение деятельности человека как носителяконкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций. Занятия спортом — состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный росттребований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествамчеловека дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям.Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивныхорганизаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленностиосуществляется в соответствии с программами развития физической культуры испорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно ПравительствомРоссийской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в областифизической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, другихфизкультурно-спортивных организаций. Федеральный Закон РФ «О физическойкультуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые,организационные, экономические и социальные основы деятельностифизкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политикив области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийскогодвижения России.
Безусловно, спорт —явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своихвозможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт— это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляетсястремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизациифизических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорято спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.
Здоровыйобраз жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различныестороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется вбольшей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущениисвоей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическомнастрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостнуюкультуру жизнедеятельности. Состояние здоровья зависит от нормальногофункционирования всех органов и систем человека, а также от наличия илиотсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данныеможно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации). Физкультурно-спортивнаядеятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных механизмовслияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимыхиндивидуальных потребностей. Возможности физической культуры в укрепленииздоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности,психической устойчивости очень велики, но неоднозначны. Известно, чтофизическое развитие человека как процесс изменения и становленияморфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и отусловий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения.  Такимобразом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могутулучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела. Моральноеудовлетворение приносят те занятия по физической культуре и соревнования, накоторых студенты достигают определенных результатов за счет систематическихтренировок и честной борьбы с соперником. Поэтому в спорте нетерпимы любыепроявления нечестности. Высокая социально-экономическая значимость физическойкультуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельностизаконодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 2003 годабыли подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физическойкультуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечитьвсестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформироватьпотребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия длязанятий любыми видами физической культуры и спорта, организациипрофессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредныхпривычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культуройи спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организациифизкультурно-оздоровительной и спортивной направленности,физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубыи иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение вРоссии, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который являетсянеправительственной независимой организацией и официально представляет Россиюво всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Системафизической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитаниенаселения с учетом интересов каждого человека, требований производства,образования и культуры народов Российской Федерации.
1.1 Компоненты физической культуры
Включенное в системуобразования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризуетоснову физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важныхдвигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей.Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастическихупражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируютсяумения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их вразных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещенияхв пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, налыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноскетяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис идр.). Физическое развитие — это биологический процесс становления, измененияестественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизничеловека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкостьлегких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость,гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие тесно связано со здоровьемчеловека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не толькогармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии,плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общеежизненное благополучие.
Благодаряпрофессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешногоовладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. Напроизводстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки,послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средствпрофессионально-прикладной физической культуры, порядок их примененияопределяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы онаприобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
1.2 Оздоровительно-реабилитационнаяфизическая культура
 
Она связана с направленнымиспользованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний ивосстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствиезаболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью являетсялечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов(лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанныхс характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение,хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются втаких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формамипроведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа идр.
Фоновые виды физическойкультуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамкиповседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические  упражненияв режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативнуюфизическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха(туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культураоказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма,нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона»жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образажизни. Она особенно эффекивна в сочетании с другими компонентами физическойкультуры и прежде всего с базовой. В качестве средств физической культурыиспользуются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздухи вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиенатела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Ихкомплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный иразвивающий эффект.

2.Социальные функции спорта2.1Специфические функции спорта
Под функциями спортапонимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека ичеловеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребностиличности и общества.
Функции спорта можноусловно подразделить на специфические (свойственные только ему как особомуявлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную иэвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляютфункции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функцияличностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативнаяфункция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции исоциализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Соревновательно-эталоннаяфункция. Основу специфики спорта составляет собственносоревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальномвыявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенныхчеловеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу илидостижение высокого в личном плане спортивного результата или места всоревновании.  Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высшихдостижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в томчисле массовому общедоступному через систему специально организованныхсоревнований.
Эвристически-достиженческаяфункция . Для спорта характерна творческая поисковаядеятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду сизысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Этафункция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути кним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новыесредства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники итактических решений ведения спортивной борьбы.
2.2 Общие функцииспорта
 
К социально-общественнымпрежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения иразвития. Спорт представляет большие возможности не только для физического испортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического,интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокиетребования к проявлению физических и психических сил представляют широкиевозможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качествчеловека. Существенно, однако, что конечный результат в достижениивоспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколькоот социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом,воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредствомсистемы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является такжедейственным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладнымивидами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военнойдеятельности.
Оздоровительно-рекреативнаяфункция проявляется в положительном влиянии спорта насостояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярковыражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортомна развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрастезакладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятийфизическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены.Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелируетпсихическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, даетпознать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидацииотрицательных явлений гиподинамии у детей. Большая роль отводится спорту и вработе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты отнеблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для негорезким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту.Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыхаи развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставитсяцели достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищнаяфункция раскрывается в том, что спорт (многие его виды)несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических идуховных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом планепривлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная ихудожественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красотачеловеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничноенастроение — все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярностьспорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия,затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а такжеуниверсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Функция социальнойинтеграции и социализации личности. Спорт является одним измощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней иформирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана еговажная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивныеотношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначевовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта.Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность,усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широкоммасштабе.
Коммуникативнаяфункция. Гуманизация общества в настоящий период развитиячеловечества делает спорт фактором развертывания международных связей,взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Экономическая функция.Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства,вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровняздоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизничеловека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовкакадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массовогоспорта и спорта высших достижений.
Экономическое значение имеюттакже финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатацииспортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государствои общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества— это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

Заключение
Спорт создал и новуюкультурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения — стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. — не толькостали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всюорганизацию и планировку поселений.  Большие надежды возлагались на спорт и вплане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал отспорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружескаярасположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородныеправила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, ачерез них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и нормобщения. Спортивная победа и ее творец — рекордсмен — воспринимались в качественациональных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощаютнравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести.[1]Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт,внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решенымногие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропагандаспорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегдабезуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу.  Но современныйспорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции кпотере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древнийпредшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спортанашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными в своемгуманистическом и эстетическом содержании.
Современный спортпереживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся всясовременная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, алишь несоответствие — и часто резкое — сложившихся организационных форм,методов деятельности и представлений о сущности и роли спорта новым социальнымструктурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новымстандартам жизни.

Список литературы
 
1.        СмирновН.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современномроссийском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.
2.        ВиноградовП.А. Основам Законодательства Российской Федерации «О физической культуреи спорте» — долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, №8.
3.        ГиберБ.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.
4.        КулинкоН.Ф. История и организация физической культуры. — М.: Просвещение. 1982.
5.        ВиноградовП.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образажизни. Москва., 1996.
6.        ВиноградовП.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
7.        ВизитейН.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.
8.        ЖолдакВ.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I.Москва.,1992.