Чехов – мастер художественных деталей

Чехов – мастерхудожественных деталей Наверное,всем известно, что Чехов по праву считается мастером короткого рассказа,новеллы-миниатюры. Чехов отточил мастерство рассказчика за долгие годы работы вюмористических журналах, научился в небольшой объем втискивать максимумсодержания. Пространные описания, внутренние монологи и другие приемы простоневозможны в жанре маленького рассказа. Поэтому на первый план выступаетхудожественная деталь.

Именно на детали делается упор в рассказах Чехова,именно они несут огромную смысловую нагрузку. На несколькихпримерах можно рассмотреть, как буквально одна фраза может сказать все очеловеке. Достаточно вспомнить маленький юмористический рассказ Смертьчиновника , главный герой которого многими своими чертами напоминает намАкакия Акакиевича Башмачкина. Сюжет рассказа в следующем будучи в театречиновник

Червяков случайно чихнул и обрызгал лысину генерала Бризжалова. Этообстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит извиняется передБризжаловым. Генерал Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимаетизвинения Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью,выгоняет его вон. Червяков невидит своей назойливости и не понимает, почему

Бризжалов так раздражен.Испытывая страх перед генералом, он думает, что его карьере конец, приходитдомой и умирает. Последняя фраза дает объяснение всему Прийдя машинальнодомой, не снимая вицмундира, он лег на диван и помер . В одномпредложении дается полная характеристика человека герой умирает, не сняввицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх передвышестоящим чином убил человека. В рассказе

Дама с собачкой в качестве художественной детали выступаетлорнетка. Героиня рассказа Дама с собачкой , Анна Сергеевна,приехала в Ялту, так как не могла больше переносить обстановку своего дома иобщество мужа, которого она не любила и не уважала. В некотором смысле она былаподготовлена к роману с Гуровым, которого воспринимала как человека из другой,лучшей жизни.
Лорнетка в рассказе символизирует тот душный мир, откуда онапытается бежать. Перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, иэто начало попытки бегства . Позже, в театре города С Гуров увиделее вновь с вульгарной лорнеткой в руках – попытка бегства не удалась. В противоположностьАнне Сергеевне Беликов, герой рассказа человек в футляре , непытается изменить свою жизнь, сделать ее более интересной и разнообразной.

Вовсем новом виделась ему неопределенность, а это вызывало страх, а потому онстремился защитить себя каким-то образом от внешнего мира. Страх вызывалнепреодолимое стремление окружить себя оболочкой , футляром . Поэтому даже вещи свои он упаковывал в многочисленныечехлы и футлярчики. Из-за того, что Беликов всю жизнь чего-то опасался, из-затого, что жизнь его пугала, смерть оказалась для него каким-то освобождением отстрахов. В этом вся ирония после смерти его лицо приняло простое,

приятное,даже веселое выражение. Он попал в футляр, из которого не надо никогдавыходить. В произведенияхЧехова, как в рассказах, так и в больших произведениях, нет ни одной лишней детали. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии насцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. В пьесе Три сестры Наташа впервые появляется на сцене в розовом платье сзеленым пояском. Эта деталь подчеркивает не только то, что у героиниотсутствует понятие вкуса, но и говорит о душевных

качествах героини. Так,использование детали важно и в Вишневом саде . Многоуважаемыйшкаф , звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стуктопоров в конце пьесы – все они несут огромную смысловую нагрузку и важны дляраскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы. Нужно бытьвнимательным, чтобы уловить, что подразумевал Чехов под тем или иным словом.Так, описывая жизнь Оленьки
Племянниковой в рассказе Душечка , Чеховна протяжении рассказа неоднократно подчеркивает, что жила она хорошо исчастливо. Эта деталь совсем не означает, что так было на самом деле. На самомделе жизнь душечки совсем не казалась автору достойной восхищения иподражания. Душечка хороша всем, потому что не имеет ни собственныхжеланий, ни мыслей. В конце рассказа, повествующем об отношении душечки к

Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила онахорошо и счастливо. Может быть, это как раз и означает обратное, что она нашласвое настоящее счастье. Между рассказами Душечка и Попрыгунья можно провести параллель. Героиня Оленьки Племянниковойв чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа Попрыгунья . УОльги Ивановны та же зависимость от чужого мнения.

Но в отличие от душечки , которая не была привередлива в своих знакомствах, ОльгаИвановна ценила только всяческих знаменитостей и прочихнеобыкновенных людей, к которым она причисляла и себя. После смертиЧехова Л. Н. Толстой сказал Достоинство его творчества то, что онопонятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. Аэто главное . Действительно, предметом исследования

Чехова так же как иТолстого и Достоевского стал внутренний мир человека. Несмотря на то, чтопрошло столько времени после смерти классика, его произведения живут до сихпор, представляя интерес для всех нас и предоставляя нам возможность заглянутьв душу человека и увидеть его таким, какой он есть. Поэтому Чехов остается длянас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.