Социальные воззрения Аристотеля. "Политика"

Социально-политическиевоззрения Аристотеля . Социально-политическиевоззрения Аристотеля. Политика Аристотеля. Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля являетсяее многогранность. Своими трудамиАристотель обогатил почти всесуществовавшие в его время отраслинауки. Государство и общество неостались вне поля зрения философа. Главное место среди его произведений, посвященных изучению государства и общества, конечно,занимает
Политика . Теоретическое построение идеального полиса – конечная задача, которуюставит перед собой Аристотель в Политике . Вполне оправданными былибы поиски нитей, связывающих идеальныйполис Аристотеля с греческими полисами IV в. до н.э внешними и внутреннимиусловиями их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связь содержаниятрактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждения о совершенном, с точки зрения автора, полисе занимает
в Политике многоместа седьмая и восьмая книги к этому следует добавить анализ теорий его предшественников и современников во второй книге . Этомурассуждению предпослано занимающее гораздо больше места учение о полисе вообще. Здесь мы находимобоснование мысли, что полис является высшей формой объединения,способствующийдостижению счастливой жизни, т.е. жизни,согласной с добродетелью здесь понятие полиса подвергаетсярасчленению на его простейшие элементы. Ссылаясь на природу, неправомерно, по его мнению, распределившую между людьми
умственные способности, Аристотель защищает один из устоев античного общества – рабство. Он также выступает защитником другого устоя античного общества – частной собственности, обосновывая этотем, что потребность в собственностисвойственна человеку по природе. Рассмотрение различных теорийгосударственных устройств Аристотель начинает с анализа проекта Платона Сократа . Он особенно подчеркиваеттрудность осуществления этого проекта на практике. Аристотель подвергает критике теоретическую позицию Платона – его стремление ввести в государстве полное единство, не считаясь среально существующей множественностью. В Законах Платона Аристотель находит произвольные утверждения, а внекоторых случаях непродуманные положения, грозящие при проведении их в жизньтеми или иными затруднениями инежелательными результатами.
Признавая полезность имущественногоравенства во взаимных отношениях между гражданами, Аристотель отказывается видеть в нем панацею от всех общественныхзол. Разбирая проект Гипподома Милетского, он обнаруживает противоречия в самыхего основах земледельцы, не имеющие права носить оружие как и ремесленники ,у Гипподома принимают участие в управлении государством наряду с воинами междутем, утверждает
Аристотель, действительность показывает, что те, кто не имеетправа носить оружие, никак не могут занимать в государстве одинаковое положениес теми, кто обладает этим правом. Таким образом Аристотель приходит кзаключению, что предложенные до него проекты, если они будут реализованы, необеспечат наилучшей жизни гражданамгосударства. В начале исследования видовгосударственных устройств
Аристотель подвергает рассмотрению вопрос огосударстве вообще. В первую очередь онанализирует понятие гражданина, время от времени обращаясь к практике греческих полисов. Свое заключение Аристотель формулирует так существует несколько разновидностейгражданина гражданином по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью гражданских прав . Этическая точказрения, играющая большую роль в построениях
Аристотеля,побуждает его сразу же заняться вопросом об отношении добродетели подлинногогражданина к добродетели хорошего человека. ВыводАристотеля таков эти добродетели тождественны в одном государстве и различны в другом. И здесь, таким образом, дает себя знать общая установка философа решать теоретические вопросы неоднозначно, руководствуясьсоображениями отвлеченного характера, а с оглядкой на сложность и многообразиедействительности, в частностиполитической реальности. Совершенно явственно видна практическаянаправленность социально-политического учения Аристотеля в тех егопроизведениях, где представлена классификация видов государственного устройства три из них рассматриваются им как правильные, три – как неправильные, т.е. как извращение первых трех.Правильные виды государственного устройства, по Аристотелю царскаявласть, аристократия, полития неправильные – тирания, олигархия, демократия. Царская власть – правление одного, имеющего в виду общего благо тирания
– правление одного,руководствующегося собственной выгодой. Аристократия – правлениенемногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан олигархия – правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде. Полития – правление большинства, отбираемогона основании определенного ценза и пекущегося об общем благе демократия правление большинства, неимущих, в интересах исключительно этого большинства.
В соответствии со своими этическими взглядамиАристотель в правильных видах государственного устройства усматривает проявление надлежащей добродетели, внеправильных – отсутствие добродетели.Нетрудно убедиться, что закаждым употребленным у Аристотеля политическим термином кроется вполнеконкретное содержание. Философ стремиться сделать свою схему гибкой, способнойохватить все многообразие действительности. Приводя в пример современные ему государства и оглядываясь на историю, он, во-первых, констатирует
существование различных разновидностей внутри отдельных видовгосударственного устройства, во-вторых, отмечает, что политический строй некоторых государств объединяет в себе признаки различных государственных устройств и что существуют промежуточные формы между царской и тиранической властью – аристократия с уклоном в олигархию,полития, близкая к демократии и др. Большое внимание Аристотель уделяетвопросу о государственных переворотах. Его рассуждения о причинах и поводах переворотов в государствах с разным устройством богато иллюстрируются примерами их давнего и совсем недавнего прошлого. Той жеособенностью отличается изложение его взглядов на способыпредотвращения переворотов и сохранение тех или иных видовгосударственных устройств. Подводя итоги нашего рассуждения о среднем строе в рассуждении Аристотеля, можно сделать заключение полития, среднее государственное устройство, опорой которого должны
служить гражданесреднего достатка, представляла для Аристотеля не только теоретический интерес.Возлагая надежды на македонского царя, Аристотель считал, что имеет основаниясмотреть на свой условно образцовый строй как набудущее греческих полисов. Две последние книги Политики содержатизложение проекта наилучшего государственного устройства, при котором гражданеведут счастливую жизнь. Сочинение таких проектов не было новшеством во времена
Аристотеля у философа были предшественники, теории которыхразбираются во второй книги Политики . Как видно из слов Аристотеля,а также из хорошо известных нам произведений Платона, сочинители проектов,не очень заботились о практическом осуществлении своих предложений. Подобные проекты не удовлетворяли Аристотеля. Излагая свое учение об идеальном строе, онисходит из того, что в этом учении не содержится ничего не осуществимого.
Предпосылками создания образцового,наилучшего полиса, согласно Аристотелю, являются определенное количество населения,определенные размеры территории, удобное положение относительно моря. Из числа полноправных граждан исключаютсяремесленники и торговцы, так как образ жизни тех и других, утверждает Аристотель,не способствует развитию добродетели, а счастливой жизнью может быть только жизнь в соответствиис добродетелью. Организация землевладения должна обеспечить гражданампропитание и в то же время возможностьдружески предоставлять свою собственность в пользование другим гражданам. Всемугражданскому населению следует участвовать в сисситиях, т.е. общественныхтрапезах. Особое значение придается в Политике брачным законам,которые должны быть направлены на то, чтобы рождалось нормальное в физическом отношении молодое поколение. В последнейкниге содержаться подробные предписания, касающиеся воспитания будущих граждан.
Взгляды Аристотеля по этим вопросам находятся втесной связи с его идеаламиобщественного устройства. Идеальный государственный строй, описываемый в Политике , в целом близок к тому, какой в предыдущем изложении назван аристократическим. СогласноАристотелю, полноправные граждане ведутв таком полисе образ жизни, способствующий развитию добродетели и, следовательно, обеспечивающий государству счастливую жизнь.Во времена Аристотеля полиспереживал тяжелый кризис, симптомами которого были ожесточенная социальная
борьба внутри греческих городов-государств и резкое разделение последних на демократические и олигархические самАристотель констатирует тот факт, что вбольшей части полисов наблюдается либо демократический, либо олигархический строй. Относя тот идругой к числу неправильных и в то же время видя в полисе высшуюформу человеческого объединения, Аристотель должен был искать выход из создавшегося положения. По его мнению,греческие полисы, неспособные установитьу себя и в других полисах совершенный образ правления,
могли надеяться выйти из тупика в котором они оказались, только благодаря помощи извне. Та же сила македонский царь , которая окажется способной установить должные порядки в самой Элладе, как полагал Аристотель, поможет грекам расселиться в бывших владениях персидских царей, основать там новые полисы с безусловно образцовым, обладающим всеми желаемыми свойствамигосударственным устройством. Аристотель, конечно, видел те огромные политические изменения вмире, которые происходили в современную ему эпоху, но они интересовали его лишьв той мере, в какой они могли оказывать влияние на дальнейшую судьбу самойвысокой, с его точки зрения, политической организации – греческого полиса.