–PAGE_BREAK–
5. Педагогические технологии авторских школ.
Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).
Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.
• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
• Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
Примерами являются многие из действующих систем авторских школ— школа самоопределения А.Н. Тубельского, модель «Русская школа», школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга, школа-парк М.А. Балабана, агрошкола А.А. Католикова и другие.
Весьма интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор Ростовского государственного университета В.Т. Фоменко:
• Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе.
Она является альтернативной тем технологиям, которые ориентируют на последовательное построение обучения. Крупноблочная технология имеет свою двухлинейную логическую структуру урока: повторение осуществляется во всей деятельности процесса и служит своеобразным фоном, на котором изучается новый материал.
Этой технологией предъявляются свои требования и к использованию в обучении наглядных средств. Вместо урока основной организационной единицей может стать учебный день (биологический, литературный).
•Технология, предполагающая построение учебного материала
на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе.
Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посредством ярких образов воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь. Учебный процесс оказывается личностно-ориентированным.
В качестве педагогического фактора используется высший класс эмоций — интеллектуальные и нравственные эмоции.[4]
• Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные (в то время как истинной среди них является лишь одна точка зрения, теория, один подход).
• Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе. Наблюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью учащихся. Он заполняется деятельностью, имитирующей реальную действительность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.
• Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект-субъектные отношения реализуются на уроке не только в знаниевой, но и нравственно-этической сфере.[4]
Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов.
Выводы по главам
Таким образом, для успешного функционирования воспитательной системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная воспитательная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Одна и та же технология в руках конкретных исполнителей может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в коллективе. Результаты, достигнутые педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоторому среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть воспитательная технология опосредуестя свойствами личности, но не определяется ими.
В принципе не существует таких технологий, которые использовали бы только один какой-то единственный фактор, метод либо принцип- воспитательная технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса воспитания технология становится характерной и получает от этого свое название. Поэтому нельзя сказать, что какая-либо классификация (Г.К. Селевко, В.Т. Фоменко) является основной, доминирующей либо приоритетной, так как все технологии ставят в центре всей воспитательной системы личность ребенка с его способностями, личностными качествами и природным потенциалом.
2.Использование воспитательных систем в отечественном и зарубежном опыте
2.1 Особенности отечественных воспитательных систем
Технология творческого развивающего обучения (И. П. Волков)
Особенностью содержания данной технологии является дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основана на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов, а также воспитание общественно- активной творческой личности, способной приумножать общественную культуру и способной сделать вклад в построение правого демократического общества.
В особенностях методики И.П. Волков выделял три возрастных этапа технологии, которая включала в себя начальную школу, где применялись игровые формы творческой деятельности, знакомство с произведениями искусства, педагогические пробы, т.е. освоение элементов творчества в практической деятельности и обнаружение в себе автора, способного создать какие-либо творческие продукты; среднее звено, которое включает в себя техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей, участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях, а также изобразительное творчество; старшую ступень, т.е. выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать мир лучше, литературные, художественные и музыкальные сочинения.[5]
Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.
В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием- работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке (изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследования и т. д.).
В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая- творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т. д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку.
Школа-парк (М. А. Балабан)
Содержание образования резко отличается от традиционного тем, что вместо казенного набора ЗУНов, предлагаемых программой, каждая парк-студия предлагает ученикам возможности умственного развития по своему предмету познания. А само предметное развитие рассматривается как локальное (хотя и сопряженное с другими сферами) углубление членораздельной организации мира.
В парк-школе действует открытый набор всяких других, менее академических, но не менее актуальных для развития студий (от кухонных, авторемонтных и столярных до торговых, спортивных и компьютерных), для того чтобы профессионально выполнять те образовательные функции, которые испокон веку выполнял весь конгломерат автономных видов семейного, трудового и даже уличного ученичества.
Особенностью в методики являются открытые студии, которые отличаются от класса тем, что в студии действует иерархичная структура старших и младших во главе с учителем-лидером. Со временем в такой студии складывается и материальная структура, типичная для мастерской, где каждый мастер и подмастерье знает свое место.
По форме управления и организации учебного процесса студия резко отличается от урока. В открытой студии-мастерской учитель- старший мастер, здесь он действует как лидер-эксперт, к которому обращаются в случаи надобности. Реальное обучение идет в системе возрастных вертикалей, между которыми часто возникает негласное, но вполне доброе соревнование. Никаких особых возрастных пределов здесь не устанавливается. Учебная работа идет в деловом общении старших учеников (как рядовых мастеров в своих более узких проблемах) с младшими, которые выполняют функции подмастерьев, или тех же младших- с постоянными клиентами посетителями, где они выполняют функции старших- гидов типа чичероне.
Речевая практика допускает любое число партнеров, каждый из которых делает свой ход (реплику, которая может быть и вполне нулевой) по своим личным, но динамично согласуемым с партнером правилам. И когда учителю удается вести урок в таком режиме открытой речевой игры (вместо замкнутых циклов типа «опрос- объяснение- закрепление- опрос» учебного материала), ученик получает возможность развивать свое, сугубо личное знание в объективной сфере данного учебного предмета. Игры можно проводить на материале практически любого ученика для школы и вуза без слишком драматичного нарушения норм классно-урочного ритуала. Например, самая интересная выглядит как обычный просмотр учебника, страница за страницей, с речевым, моторным, жестовым и всяким другим (включая гримасный) комментарием учителя и учеников по поводу его содержания.
В парк-школе и в каждой открытой студии существует иная задача: обеспечить каждому ощущение нормального роста на самом действенном (в обучении) уровне- уровне самооценки. Оценки вводятся официально в трех последних, выпускных классах. Этого вполне достаточно, чтобы выдать каждому вполне реальный аттестат зрелости.
Мощная парк-школа, состоящая из множества открытых рабочих студий, представляет эффективную модель воспитания.[8]
Технология авторской Школы самоопределения (А. Н. Тубельский)
Особенностью содержания данной технологии является то, что в дошкольном периоде главное внимание уделяется развитию органов чувств- осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отличие от педагогики М. Монтессори условием такого развития признается деятельность ребенка в естественной природной среде. В разновозрастных группах дети вместе с воспитателями «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п. большое внимание уделяется выращиванию растений наблюдения за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей среды, изобразительному искусству, занятию ручным трудом, музыкой, физкультурой.
В школе самоопределения воспитатель должен угадать сегодняшнюю потребность детей в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.
Также важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности. Школа разворачивает перед ним сферу возможностей в виде создания отвечающих детским вопросам и заказам содержательных пространств: самообразовательного, учебного, творческого, социально-правового, трудового, досугового, игрового и т.п.
Один день в неделю посвящается трудовой подготовке- учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят владеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.
Преобладающей формой учебного процесса является мастерская или студия, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику.
Балльной системы не существует, в конце учебного периода составляется качественно- содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценки.
Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаяся открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.[5]
Технология воспитания общественного творчества (И.П. Иванов)
Данная технология направлена на развитие различных сфер личности и имеет как общие, так и специфические особенности.
Главной целью является воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножать общественную культуру и сделать вклад в построение демократического общества.
Особенность содержания состоит в том, чтобы создать условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности, использовать феномен группового влияния на индивидуальные способности личности, а также преобладание коллективной деятельности как средства создания мощного творческого поля. Коллективные творческие дела- творчество детей, направленное на служение людям, творчество строительства личности. Его содержание заключается в заботе о себе, друге либо своем коллективе. Однако уровень самостоятельной деятельности детей растет о сотрудничества со взрослыми до полной самостоятельности ребенка.
Одной из главных черт рассматриваемой технологии является применение коллективной работы, которая включает в себя свободные творческие дискуссии, организационно-деятельностные игры. Важной стороной является стремление личности к творчеству, самовыражению, самоутверждению и самореализации.[3]
2.2 Особенности воспитательных систем в зарубежной школе
Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
Воспитание, по Р. Штейнеру,- средство привести духовное в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил. Антропософское воспитание исходит из природы ребенка, как оно ее понимает. Развитие человека происходит три семилетних цикла: 7, 14, 21 год. Каждой фазе свойственны особенности, Во время первой фазы ребенок учится с помощью подражания, во второй- с помощью предметно-образной деятельности, в третьей- формируется абстрактное мышление. Главная задача школы- развитие физических, душевных и духовных сил ребенка. Эта цель реализуется во всех элементах школьной системы. Особенное значение придается экспрессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусством, художественным ремеслом, вальдорфской гимнастикой- эвритмией, сочетающей музыку, медитацию, слово, физические упражнения, также широко используется дополнительное просвещение (музеи, театр и др.), большая роль отводится трудовому воспитанию (переплетное, столярное дело, прикладное искусство, бытовой труд).
Особенностью методики данного автора является то, что классный учитель заботится об интеллектуальном и духовном развитии каждого ребенка. На уроках изобразительного искусства используется многообразие цветов и красок, также на уроках используется много игры, т.к. учеба должна приносить радость. Особенность данной системы заключается в том, что ребенок находится в центре педагогической системы и он в праве выбирать как форму урока, так и его план. Ребенок имеет полное право на ошибки, а также на свободный творческий поиск. Позиция учителя состоит в том, чтобы не просто давать знания детям на уроке, а предполагает совместную духовную жизнь ученика и учителя. Учитель должен принимать ребенка таким, какой он есть, т.е. все дети талантливы, не выделять слабых либо сильных, что может негативно сказаться на самооценке ребенка.
Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление. «Школа есть прежде всего коллегия преподавателей, направленных на понимание развития и потребностей каждого ребенка».[4]
«Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человек, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее»[7]
Технология свободного труда (С. Френе)
Данная технология предполагает воспитание ребенка на основе общественно-полезного труда. Особенностью содержания автор выделяет то, что ребенок сам строит свою личность, а учитель только ему в этом помогает. Очень важна свобода самовыражения ребенка, его целенаправленное побуждение эмоциональной и творческой активности ребенка. Система предполагает использование новых материальных средств воспитания (типография).
В методике автор большое значение уделяет информации. Информация имеется в книгах, аудиовизуальных и компьютерных средствах, предпочтение отдается личному общению с владельцем информации.
Самовыражение личности ребенка также тесно связано с информацией: дети пишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор. Изготавливают клише, издают газеты, журналы, книжки. Типография- важнейшее воспитательное средство.
Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает «текст дня», фиксирует его, и все переписывают этот текст, при этом каждый может внести свои дополнения и «редакторскую» правку. Френе дал в руки детям кинокамеру, при помощи которой они создавали собственные фильмы о жизни школы. Также предусмотрена работа в мастерских, саду, скотном дворе.
Учитель Френе- не лидер, у него роль консультанта, который создает условия для развития и всегда готов прийти на помощь.[6]
Технология мастерских
Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы заключаются в том, чтобы воспитать гражданина, личность с новым менталитетом. Главная особенность данной системы заключается в том, что все дети способны, независимо от уровня их знаний. Данная технология основана на «вызове традиционной педагогике» и применение интенсивных методов обучения и воспитания. Одним из главных методов воспитания и обучения является мастерская.
Итак, мастерская — одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.
Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.
Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешаетучиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.
Форма мастерской как психологический тренинг помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера.
Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой. [7]
При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.
Сравнительная характеристика воспитательных систем приведена в таблице 1., где отображены преобладающие методы, организационные формы, основные формы обучения учащихся, особенности содержания. продолжение
–PAGE_BREAK–