Счастья в жизни нет, есть только зарницы его По комедии Грибоедова Горе от ума
В русском языке счастье означает «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения или успех и удачу». Казалось бы, как все просто! Почему же люди далеко не всегда чувствуют и считают себя счастливыми? Ведь быть счастливым мечтает каждый. По моему мнению, счастье должно стать естественным состоянием человека. Но почему тогда на страницах классических произведений практически нет счастливых героев. Возможно, прав Толстой, утверждавший, что «счастья в жизни нет, есть только зарницы его». Отчего же несчастны те или иные герои?
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) главное действующее лицо — Александр Андреевич Чацкий. Он молод, умен, здоров, элегантен. Да, с точки зрения московского высшего света, он не очень богат, всего триста душ, но тем не менее, нигде не служа, он прожил три года в Европе и вернулся в Москву только потому, что очень соскучился по Софье Фамусовой. У Чацкого есть свой дом в Москве, но, рано осиротев, он свое отрочество провел в доме опекуна Павла Афанасьевича Фамусова. Если бы только Чацкий захотел, то вся его жизнь могла бы быть легкой и обеспеченной. Но Чацкий не может никому прислуживать, не желает делать карьеру, ухаживая за женами влиятельных людей, добиваться наград и чинов, не принимая участия в сражениях. Вот почему он не смог найти своего счастья ни в Москве, ни в Петербурге, ни на Кавказе. Возможно, и в Европе он не был удовлетворен своей жизнью. Не случайно же на вопрос Софьи: «Где же лучше?», Чацкий отвечает: «Где нас нет».
Почему же у такого человека, как Чацкий нет не только счастья, но даже зарницы его. Ему везде неуютно, везде плохо. Только ли от того, что он умнее других? В известной статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров писал о Чацком, что он «искренний и горячий деятель… Между тем … он знает, за что он воюет и что должна принести ему эта жизнь». Жизнь же приносит этому незаурядному человеку только разочарование. Трудно поверить, что Чацкого никто не любит, что он раздражает многих своим независимым, гордым видом, своими тонкими, но язвительными насмешками. А Чацкому необходима для счастья обычная человеческая любовь.
Казалось бы, понятно, почему его не любит Фамусов. В глазах Фамусова Чацкий выглядит мальчишкой, не желающим слушать советы старших. Кроме того, Фамусова страшит одна мысль, что его единственная дочь может влюбиться в Чацкого. Любящий отец постоянно повторяет дочери, что «кто беден, тот тебе не пара».
Труднее понять Софью, почему она отвергает Чацкого? Ведь она умная, начитанная девушка. Она не может не видеть, насколько Чацкий хорош. Но Софья не желает этого видеть, и единственным объяснением может быть только то, что Чацкий «не стал героем ее романа».
Видимо, когда Чацкий уехал в Европу, а Софье тогда было только четырнадцать лет, единственным источником ее самообразования стали французские романы. Именно под их влиянием в сознании девушки родился определенный идеал мужа: «муж-мальчик», «муж-слуга». Другими словами, Софья стала мечтать выйти замуж за бедного и ввести его в свой круг. Такой муж будет всегда ей благодарным и послушным. И, конечно же, Чацкий для такой роли не подходил (тем более, когда рядом был Молчалин).
Возможно, Софья так никогда и не поймет, какое счастье она потеряла, не оценив вовремя чувства Чацкого. Получается, что оскорбленный, прославленный сумасшедшим Чацкий вынужден навсегда покинуть Россию и вернуться в Европу. «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!» — восклицает Чацкий, которого обошла даже зарница счастья. А, может быть, не обошла. Может, это только кажется, что «Молчалины блаженствуют на свете», а на самом деле все-таки мир принадлежит Чацким. И прав Л.Н. Толстой, сказав однажды, что «счастья в жизни нет, есть только зарницы его». Надо только суметь эти зарницы увидеть. Не мог быть всегда несчастлив умный, благородный, честный, деятельный Чацкий. Наверняка, где-то и когда-то ему удавалось одерживать свои маленькие победы, и они превращались в отдаленные зарницы счастья.