–PAGE_BREAK–1.2 Развитие и становление транспортного налога
Установление транспортного налога с 1 января 2003 года было предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Данный закон дополнил часть вторую Налогового кодекса РФ главой 28 «Транспортный налог».
Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий, при этом объектом данного налога не были транспортные средства. [3]
В подпункте «б» п.25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).
С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, были исключены:
· налог на пользователей автодорог;
· налог с владельцев транспортных средств;
· налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (ст.3 Закона N 110-ФЗ).
· акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (статьи 2 и 9 Закона N 110-ФЗ);
Новый транспортный налог заменил прежний налог с владельцев транспортных средств, который зачислялся в дорожные фонды, а также налог на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.
Транспортный налог — один из двух налогов, призванных обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Первым из них является акциз на нефтепродукты, позволяющий возложить дополнительную налоговую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно пользуется дорожной инфраструктурой. Второй — это транспортный налог, который поможет привлечь к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности.
Согласно ст.14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам. В соответствии с п.3 ст.12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Так, в ст.356 Налогового кодекса РФ сказано, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. [4]
После принятия законов субъектами Российской Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При исчислении транспортного налога необходимо руководствоваться положениями гл.28 Налогового кодекса РФ и соответствующим региональным законом. Законы субъектов РФ не должны противоречить Налоговому кодексу РФ.
1.3 Элементы транспортного налога
Согласно ст. 17 Налогового Кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставки, порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты налога.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства. «Транспортные средства» — это обобщенное наименование объекта налогообложения. Напомним, что в соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.
В тоже время, часть вторая ст. 357 НК РФ устанавливает особую категорию налогоплательщиков по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения до момента официального опубликования Федерального закона №110-ФЗ (29 июля 2002 года). Согласно закрепленной норме в подобной ситуации налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Следует напомнить, что согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является договором купли-продажи и основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.130 Гражданского кодекса РФ подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены Приказом Минтранса России от 26.09.2001 №144, а Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах — Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 №30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 №145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от 21.02.2002). Во исполнение данного постановления МВД России приказом от 26.11.1996 №624 (в ред. от 15.03.1999) утвержден действующий в настоящее время Порядок регистрации транспортных средств.
Пунктом 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:
· назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами);
· принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки);
· принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).
В связи с разнородностью объектов налогообложения налоговое законодательство предусматривает различный порядок определения налоговой базы в зависимости от вида объектов налогообложения.
Так, согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется:
1. в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2. в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3. в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше — как единица транспортного средства.
Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год — период с 1 января по 31 декабря. Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12.
Таким образом, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст. 78 НК РФ у лица, которое заплатило налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя.
Вместе с тем согласно п.3 ст.362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц.
Статьей 361 НК РФ по сравнению с ранее принятыми законодательными актами в этой сфере в большей степени учтены характеристики транспортных средств. В рамках одного объекта налогообложения (автомобили и т.п.) налоговые ставки варьируют в зависимости от мощности транспортного средства. Согласно п.2 ст.361 НК РФ законом субъекта Российской Федерации закрепленные размеры ставок могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз.
В общем случае согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение соответствующей налоговой ставки на налоговую базу. В соответствии со ст.363 НК РФ уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства.
Статьей 3 Закона «О дорожных фондах Российской Федерации» установлено, что поступления сумм транспортного налога являются источником образования целевых бюджетных средств территориальных дорожных фондов.[5]
продолжение
–PAGE_BREAK–2. Анализ эффективности проведения выездных налоговых проверок по транспортному налогу в Республике Коми за 2006 – 2009 года
В целях контроля за соблюдением уплаты транспортного налога, налоговые органы проводят выездные и камеральные проверки. Цель выездных налоговых проверок по транспортному налогу — установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.
Задачи выездной налоговой проверки:
1. оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по транспортному налогу;
2. проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;
3. контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
4. выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций;
5. доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов, формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.
6. проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по транспортному налогу, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.
По транспортному налогу в основном проводятся камеральные проверки, так например в 2009 году камеральных проверок было проведено 17 388, а выездных – 3 666, что в 63 раза больше. Хотя сумма налогов, начисленная по камеральным проверкам за 2009 год, составила 1 528 000 руб., результативность данной проверки выше на 45,5%. Таким образом, по транспортному налогу целесообразнее проводить камеральные проверки.
Таблица 1 – Анализ количества налоговых проверок
выездные проверки
камеральные проверки
соотношение ВНП и КНП, %
2006
5320
8605
61,7
2007
4272
10394
143,3
2008
3819
12994
240,2
2009
3666
17338
372,9
Рисунок 1 – Соотношение количества выездных и камеральных проверок
Согласно этим данным, видно, что количество выездных налоговых проверок уменьшается, а количество камеральных проверок возрастает. Это связано с тем, что эффективность выездных проверок составляет всего около 24%, поэтому в основном проводятся камеральные проверки. Выездным налоговым проверкам подвергаются лишь крупнейшие налогоплательщики, на балансе которых числится большое количество транспортных средств, также это могут быть организации, занимающиеся транспортными перевозками, либо, организации, имеющие какие-либо нарушения. За 4 года количество выездных налоговых проверок уменьшилось на 1654 проверки, а количество результативных проверок уменьшилось на 830 проверок. На мой взгляд, такое уменьшение также может быть связано с реформой, проводимой в налоговых органов. Сокращение сотрудников привело к уменьшению выездных проверок, вместо этого стали проводить больше камеральных проверок, которые требуют меньших трудовых и денежных ресурсов.
Проведем анализ эффективности выездных налоговых проверок на основе данных по Республике Коми за 2006 – 2009 года. В отчете 2-НК содержатся все сведения о проведенных выездных и камеральных проверках.
Таблица 2 — Анализ эффективности налоговых проверок
Рисунок 2 – Доля проверок, выявивших нарушения, в общем объеме проверок
Согласно данным отчетам с 2006 по 2009 год количество выездных проверок резко снизилось, также как снизились и доначисления. Количество проверок уменьшилось на 44%, а доначисления по сравнению с 2007 годом на 65%. Также небольшую долю занимают и результативные налоговые проверки – 24% в среднем. Результативность выездных проверок по всем налогом составляет в среднем 52%, а эффективном по транспортному налогу в 2 раза меньше. [6]
Также необходимо проанализировать долю транспортного налога в общих поступлениях и выявить целесообразность увеличения выездных налоговых проверок по данному налогу.
Таблица 3 – Поступление транспортного налога с 2006 по 2009 года
год
всего налоговые поступления, тыс. руб.
налоги на имущество, тыс. руб.
транспортный налог, тыс. руб.
доля транспортного налога в поступлениях, %
1
2
3
4
5
2006
67 400 263
2 941 105
303 705
0,5
2007
65 978 187
3 623 295
366 125
0,6
2008
84 896 707
4 304 995
411 875
0,5
2009
59 735 085
5 237 738
462 578
0,8
Согласно данным отчета 1-НМ поступления транспортного налога увеличились в 2009 году на 66%, наиболее заметна динамика роста поступлений данного налога в бюджет РК. Но вместе с тем администрирование транспортного налога также нуждается в дополнительных мерах по обеспечению его эффективности. Данный налог занимает небольшую долю в налоговых поступлениях, однако его доля в имущественных налогах не так мала (рис. 3).
Рисунок 3 – Доля транспортного налога в налоговых поступлениях
Анализ статистических данных о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу показывает ежегодно рост количества транспортных средств, регистрируемых налогоплательщиками. Только за 2008 год количество транспорта, состоящего на учете в налоговых органах республики, выросло с 570 до 615 тысяч. В связи с этим и увеличиваются поступления транспортного налога с каждым годом.
Рисунок 4 – поступления транспортного налога с 2006 по 2009 года
Положительная динамика связана как с усилением работ по формированию информационных ресурсов налоговых органов во взаимодействии с РЭО ГАИ, так и с общим увеличением благосостояния владельцев транспортных средств, значительным увеличением регистрации транспортных средств иностранного производства. В этой связи я думаю, что реально рассмотреть вопрос об усилении контроля за правильностью исчисления и взимания транспортного налога.
Одним из главных направлений работы налоговых органов является проведение мероприятий налогового контроля. Основные доначисления осуществляются в ходе выездных налоговых проверок, результативность которых составила 55 процентов. Однако по транспортному налогу эффективность выездных налоговых проверок составляет лишь 24%, а доначисления не так велики.
Таким образом, на мой взгляд, необходимо увеличить количество выездных налоговых проверок, усовершенствовать процедуру ее проведения, усилить работы по формированию информационных ресурсов налоговых органов, более тщательно выбирать объект проверки, то есть наличие в деятельности налогоплательщика серьезных налоговых нарушений.
продолжение
–PAGE_BREAK–