Буряты
Самоназвание
бурят – буряяд, буряят. Русские называли бурят братскими людьми. Буряты –
коренное население Республики Бурятия, Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа Иркутской области и Агинского Бурятского автономного округа Читинской
обл. Буряты проживают также в Монголии (34,7 тыс. чел., 1989 г.), Казахстане
(1,2 тыс., 1989 г.), в других странах СНГ (2,5 тыс., 1989 г.).
Численность
в Российской Федерации: в 1989 г. – 417,4 тыс. чел., в том числе: Бурятия – 249,5
тыс., Иркутской области – 77,3 тыс., из них 49,3 тыс. в Усть-Ордынском
Бурятском автономном округе, Читинской области – 66,6 тыс., из них в Агинском
Бурятском автономном округе – 42,3 тыс. чел., в других районах РФ – 24 тыс., в
том числе в Москве – 1,5 тыс., Санкт-Петербурге – 1,0 тыс. человек.
Среди
бурят выделяются следующие этнические группы: булагаты (Усть-Ордынский
Бурятский автономный округ), эхириты (Баргузинский, Баяндаевский, Кударинский
районы Бурятии, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), хонгодоры (буряты
Иркутской области вне Усть-Ордынского Бурятского автономного округа), хоринцы
(Агинский автономный округ Читинской области, Хоринский и другие районы
Бурятии), буряты северных районов (Баунтского и др.) Бурятии (в значительной
части – ассимилированные эвенки) и селенгинские буряты (центральные и южные
районы Бурятии); в 1897 г. хоринцы составляли 36% численности российских бурят,
булгаты – 28%, эхириты – 10%, хонгодоры – 6%, селенгинские буряты – 20%.
Антропологически
буряты – типичные представители центрально-азиатского типа монголоидов, у
бурятов северных районов Бурятии заметна примесь байкальского типа сибирской,
или североазиатской, монголоидной расы.
Бурятский
язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Кроме бурятского
среди бурят распространен также монгольский язык. Бурятский язык подразделяется
на 15 диалектов. Бурятский язык считают родным 86,6% российских бурят (1989
г.).
Большая
часть бурят (забайкальские) до 1930 г. пользовалась старомонгольской письменностью.
В 1931 г. на основе хоринского диалекта была создана письменность вначале на
базе латинской, а затем (с 1939 г.) – русской графики.
По
официальным данным, в дореволюционный период западные буряты в основном
исповедывали православие, восточные были приверженцами ламаизма, одной из форм
буддистского вероучения. Несмотря на христианизацию западных бурят, среди них
устойчиво сохранялись традиционные верования, шаманизм. Верующие буряты в
Забайкалье – буддисты.
В
период появления первых русских переселенцев в Прибайкалье преобладающую роль в
экономике бурятских племен играло кочевое скотоводство. Буряты разводили овец,
крупный рогатый скот, коз, лошадей и верблюдов (перечислены по значению в
убывающем порядке). Семьи скотоводов перемещались вслед за стадами.
Дополнительными видами хозяйственной деятельности были охота, земледелие и
рыболовство, более развитые у западных бурят; на побережье Байкала существовал
промысел нерпы.
В
течение ХVШ-ХIХ вв. под влиянием русского населения в экономике бурят произошли
изменения. Чисто скотоводческое хозяйство сохранилось лишь у бурят, живших по
реке Онону на юго-востоке Бурятии. В других районах Забайкалья сложилось
комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство, при котором только богатые
скотоводы продолжали кочевать весь год, скотоводы среднего достатка и владельцы
малочисленных стад перешли к частичной или полной оседлости и стали заниматься
земледелием. В Предбайкалье, где земледелие в качестве подсобной отрасли
практиковалось и прежде, сложился земледельческо-скотоводческий комплекс.
Бурное
развитие капитализма в России во второй половине XIX в. затронуло и территорию
Бурятии. Проведение Сибирской железнодорожной магистрали и развитие
промышленности в Южной Сибири дало толчок к расширению земледелия, повышению
его товарности. В хозяйство зажиточных бурят появляется машинная
сельскохозяйственная техника. Бурятия стала одним из производителей товарного
зерна.
За
исключением кузнечного и ювелирного дела буряты не знали развитого ремесленного
производства. Их хозяйственные и бытовые нужды практически полностью
удовлетворяло домашнее ремесло, для которого сырьем служили древесина и
продукция скотоводства: кожа, шерсть, шкуры, конский волос и др. Буряты
сохранили пережитки культа “железа”: железные изделия считались
оберегом. Нередко кузнецы одновременно являлись и шаманами. К ним относились с
почтением и суеверным страхом. Профессия кузнеца была наследственной. Бурятские
кузнецы и ювелиры отличались высоким уровнем квалификации, и их изделия широко
расходились по Сибири и Центральной Азии.
Традиции
скотоводческого хозяйства и кочевого быта, несмотря на увеличение роли
земледелия, оставили в культуре бурят значительный след.
Древней
формой бурятского традиционного жилища была типичная кочевническая юрта, основу
которой составляли легко перевозимые решетчатые стенки. Внутри традиционного
бурятского жилища, как и у других скотоводческих народов, существовало
определенное обычаем размещение имущества и утвари. За очагом напротив входа
находилось домашнее святилища, где у бурят-ламаистов стояли изображения будд –
бурханы и чаши с жертвенной пищей, а у бурят-шаманистов находился ящик с
человеческими фигурками и шкурками животных, которые почитались как воплощение
духов – онгоны.
Мужская
и женская одежда бурят относительно мало различалась. Нижняя одежда состояла из
рубахи и штанов, верхняя представляла собой длинный свободный халат с запахом
на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или
ременным поясом. Замужние женщины поверх халатов носили жилет-безрукавку –
уджэ, имевшую разрез спереди, которая также делалась на подкладке. Излюбленными
украшениями женщин были височные подвески, серьги, ожерелья, медальоны.
В
пище бурят большое место занимали блюда, приготовленные из молока и молочных
продуктов. Впрок заготовлялось не только кислое молоко, но и сушеная
спрессованная творожистая масса – хурут, которая заменяла скотоводам хлеб.
Подобно монголам, буряты пили кирпичный чай, в который наливали молоко и клали
соль и сало. По официальным данным, в дореволюционный период западные буряты в
основном исповедывали православие, восточные были приверженцами ламаизма, одной
из форм буддистского вероучения. Ламаизм, утвердившийся на территории Бурятии в
ХVШ в., действительно пустил там глубокие корни. Православие же, напротив, не
сумело вытеснить древние шаманистские верования и имело поверхностный характер.
В
80-90-е гг. в Бурятии наблюдается подъем национального самосознания,
развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка.
Осуществляются меры государственно-правового обеспечения сохранности и развития
бурятской культуры и языка. Принята Конституция Республики Бурятия, учреждены
государственный флаг и гимн; бурятский язык наряду с русским провозглашен
государственным языком.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru