Эволюция и становление Центрального Банка Российской Федерации

СодержаниеВведение1. Формирование банковской системы России2. Государственный Банк Российской Империи3. Народный банк РСФСР4. Государственный банк СССР5. Центральный банк Российской ФедерацииЗаключениеСписок использованных источников
Введение
Объектом исследования данной контрольной работы является Центральный БанкРоссийской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что БанкРоссии занимает особое место в финансовой и экономической системе страны,определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках, то естьобладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он являетсяглавенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк Россиивыполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бынормально функционировать. Осуществляя свою политику, ЦБ РФ поддерживаетфинансовую стабильность в государстве и формирует предпосылки, обеспечивающиеустойчивость экономического роста страны.
Предметом исследования является деятельность Центрального банкаРоссийской Федерации.
Целью контрольной работы является изучить эволюцию и становлениеЦентрального Банка России.
Достижение поставленной цели требует решения следующей задачи: выделить иохарактеризовать основные этапы развития Центрального банка.
1.Формирование банковской системы России
Первая попытка выпуска бумажных денегв России была предпринята в 1762г., когда российский император Петр III издал Указ об учрежденииГосударственного банка и введении в обращение банковских билетов. Дворцовыйпереворот, приведший к свержению Петра III, не позволил реализовать данный Указ. Создание российскогоцентрального банка задержалось еще почти на 100 лет.
В 1769 г. были основаны Московский и Петербургский ассигнационные банки, в обязанность которых входилораспространение ассигнационных билетов. Эти два банка стали первыми «денежными»банками, выполнявшими операции центрального банка в стране.
Как свидетельствует история, первыебумажные деньги, изготавливаемые в Сенатской типографии на плотной белой бумагеКрасносельской мануфактуры в Царском Селе, имели сложные водяные знаки, былиодинакового размера, хотя их номинал варьировался — выпускались купюры 25, 50,75 и 100 руб. Затем в купюрах 25 и 75 руб. были обнаружены подделки, и в 1771 г. выпуск ассигнаций номиналом 75 руб. был прекращен. В целом эмиссия бумажных денег быладовольно значительной, и в 1786 г. их масса, находившаяся в обращении,превысила 46 млн. руб.
В 1786 г. Московский и Петербургский ассигнационные банки преобразовались в Государственныйассигнационный банк, который был подотчетен только императрице Екатерине II. Без увеличения металлическогопокрытия банку разрешалось выпустить ассигнации на 100 млн. руб. По уставу емупредоставлялось также право покупать и продавать золото и серебро в слитках ииностранной монете, эмитировать в обращение серебряные монеты, чеканить монету,учитывать векселя, вести переводные операции за границу. Государственныйассигнационный банк уменьшил ранее принятые номиналы ассигнаций (стал выпускать5, 10, 25, 50, 100-рублевые купюры) и резко увеличил выпуск бумажных денег.
Первые российские ассигнации неподлежали размену на золото или серебро; их устойчивость в основном зависела отсуммы денег, находившихся в обращении. К 1800 г. количество ассигнаций в обращении за 14 лет (с 1786 г.) возросло в 4,6 раза, а их биржевой курс по отношению ксеребру снизился на треть. С увеличением военных расходов эмиссия ассигнацийвсе же продолжала возрастать и в последующие годы. В 1810 г. Александр I своим Манифестом объявил ранеевыпущенные ассигнации государственным долгом и прекратил их эмиссию. Ноненадолго. Уже в 1812 г. Отечественная война с Наполеоном вновь потребоваладенежных ассигнований, и эмиссия бумажных денег была возобновлена. Суммаассигнаций в обращении к 1818 г. по сравнению с 1800 г. увеличилась еще в 4 раза, а их курс упал до 20 коп. за рубль серебром.
Денежной реформой Е.Ф. Канкрина в 1839 г. вводятся новые принципы организации денежной системы. В соответствии с Манифестом Николая I «Об устройстве денежной системы»(июль 1839 г.) главным платежным средством объявляется серебряный рубль,государственные ассигнации получают статус вспомогательной денежной единицы, ихпостоянный курс установлен 3,5 руб. ассигнациями за рубль серебром. В обращениипоявляются билеты, выпускаемые Депозитной кассой при Государственном коммерческомбанке (образован в мае 1817 г.) взамен вкладов серебряной монетой. Выпускдепозитных билетов, получивших право повсеместного обращения наравне ссеребряной монетой, был строго ограничен размером накапливаемых в Депозитнойкассе серебра и золота.
Центрами эмитирования кредитныхбилетов стали два кредитных учреждения: — Сохранные казны, созданные вПетербурге и Москве еще в 1772 г. как государственные ипотечные банки,
— Государственный заемный банк.
Кредитные билеты свободнообменивались на серебряную монету, их лимитируемый выпуск в размере 30 млн.серебром имел частичное металлическое покрытие, что позволило им статьустойчивым платежным средством.
В 1860 г. право выпуска кредитных билетов возвращается от Министерства финансов к банкам. 2.ГосударственныйБанк Российской империи
С учреждением 31 мая 1860 г. Государственного банка Российской империи начинается новый этап в регулировании денежногообращения. Основной капитал Государственного банка был установлен в размере 15млн. руб. Данному банку передавались средства Государственного коммерческого банка.В соответствии с уставом он учреждался «для оживления торговых оборотов и упроченияденежной кредитной системы». Государственный банк был важнейшим звеномгосударственной системы, органом проведения экономической политикиправительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочногокоммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны.Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял черезсеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. При созданииГосударственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли 7контор.
 Согласно Уставу 1860 г. Государственный банк был создан для «оживления торговых оборотов» и «упроченияденежной кредитной системы». Но основную часть ресурсов банка на первомэтапе его развития поглощало прямое и косвенное финансирование казны, а такжеоперации по ликвидации дореформенных государственных банков. Помимо этогоГосударственный банк выполнял функции, относившиеся к аппарату Министерствафинансов, проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а такжеподдерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельныйбанки. В качестве органа экономической политики правительства Государственныйбанк принимал активное участие в создании банковской системы России. При егоподдержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита. ОперацииГосударственного банка, как банка краткосрочного коммерческого кредита должныбыли заключаться в учете векселей и других срочных правительственных иобщественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота исеребра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам всчет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупкегосударственных бумаг за свой счет.
Срок выдаваемых Государственнымбанком коммерческих ссуд был не более девяти месяцев. По ссудам под залог он недолжен был быть менее одного и более шести месяцев. Залогами могли служитьправительственные процентные бумаги и оплаченные акции обществ, компаний итовариществ, принимавшихся в залог по казенным подрядам и откупам, а такжезолото и серебро в слитках и иностранной монете и товары, сложенные в амбарахза печатью Государственного банка. Ссуды по этим залогам не должны былипревышать 75-85% их цены по последнему биржевому курсу.
По Уставу Государственный банк былподведомственным Министерству финансов и находился под наблюдением Советагосударственных кредитных установлений. Принципиальные вопросы поГосударственному банку решались и оформлялись через Особенную канцелярию покредитной части. «Непосредственным главным начальником»Государственного банка являлся Министр финансов. Управление всеми операциями иделами банка и наблюдение за их производством возлагалось на Правление банка,которое состояло из Управляющего (председатель), его товарища (заместитель),шести директоров и трех депутатов от Совета государственных кредитныхустановлений. При Правлении Госбанка функционировал Учетный и ссудный комитет,который состоял из Управляющего банком, его товарища, двух директоров банка ичетырех членов от купечества. Председателем комитета являлся Управляющийбанком. Члены Учетного и ссудного комитета от купечества избирались на два годаиз купцов первой и второй гильдий, торговавших в Санкт-Петербурге. В ихобязанности входила оценка поступавших для учета векселей, оценка товаров дляпредоставления подтоварных ссуд и выяснение кредитоспособности клиентов. Большуючасть своих ресурсов в 1860–70-х гг. Государственный банк вкладывал вгосударственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавалкраткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г.долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн. рублей. Погашениедолга, начавшееся в 1881 году, закончилось в 1901 г.
Из коммерческих операций наибольшееразвитие в течение 1860-80-х гг. получили учет векселей, покупка и продажапроцентных бумаг и ссуды под процентные бумаги. Кредитованиеторгово-промышленного оборота происходило в основном посредством учета векселейи выдачи ссуд, под векселя. Большая часть ссуд, выданных под процентные бумаги,так же как и суммы, вложенные в собственные процентные бумаги, по сути,представляли собой финансирование казны.
В целях «упрочения денежнойкредитной системы» Государственный банк осуществлял покупку и продажутратт. Кроме того, в 1862-1863 гг. проводил размен кредитных билетов на звонкуюмонету. План проведения разменной операции был подготовлен Товарищемуправляющего Государственным банком Е.И.Ламанским. Операция, начавшаяся 1 мая 1862 г., предполагала размен кредитных билетов по курсу 570 коп. за золотой полуимпериал или 110,5коп. за 1 руб. серебром. В последующем предполагалось установить обмен по курсу100 коп. кредитными билетами за 1 руб. звонкой монетой. Как позднее выяснилось,момент для проведения этой операции был выбран неудачно. В январе 1863 г. вПольше вспыхнуло восстание. Резко увеличился спрос на золото. В мае 1863 г.выдача звонкой монеты превысила поступления на 10,4 млн. руб., в августе жетолько за три дня монеты было выдано на 4,4 млн. руб. Курс российских ценныхбумаг упал, стал снижаться вексельный курс кредитного рубля. 29 октября наПетербургской бирже началась паника. Размен кредитных билетов на звонкую монетубыл прекращен 1 января 1863 г., поскольку продолжение размена грозило полнымистощением разменного фонда.
С 1867 г. Министерство финансовначало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня1867 г. Государственному банку и его конторам было предоставлено правопринимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностраннуюмонету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственныйбанк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение1867-1876 гг. разменный фонд увеличился с 78,3 млн. руб. до 310,1 млн. рублей.
До 1887 г. Государственный банк проводил операцию по ликвидации счетов дореформенных банков, котораябыла возложена на него по Уставу. Все ликвидационные операции должны былипроизводиться за счет Государственного казначейства, которое в случаенеобходимости должно было выдавать банку дополнительно к выше указаннымсредствам наличные деньги или свои процентные обязательства с правом продажи ихна бирже. Но из-за постоянных бюджетных дефицитов у Государственногоказначейства не было возможности предоставлять дополнительные средстваГосударственному банку, и Банк вынужден был ежегодно направлять на эти операциичасть своей коммерческой прибыли. Обороты по ликвидации стали давать излишекпоступлений только с 1872 года. В январе 1887 г. особый счет ликвидации бывших государственных банков был упразднен. Поступления по ссудам и прибылиГосударственного банка по этой операции стали обращаться на текущие нуждыКазны. Выдачу ссуд Государственному казначейству «на текущие нужды»Государственный банк прекратил после назначения на пост Министра финансов Н.Х. Бунге,который ввел в практику заключение государственных займов для покрытиябюджетных дефицитов. Свой долг Государственному банку Казначейство началопогашать с 1881 г. Указ от 1 января 1881 г. объявлял о прекращении выпусков кредитных билетов и о сокращении их количества в обращении. Но в 1882 г. разразился экономический кризис, который продолжался почти пять лет. В результате за1881-1886 гг. вместо 300 млн. руб. с баланса Государственного банка былосписано всего 87 млн. рублей. Затраты Банка за счет Казны впервые сравнялись ссуммами Казны, вложенными в него, только в 1896 году. Полностью долг КазныГосударственному банку был погашен в 1901 г., в соответствии с Указом Николая II от 28 апреля 1900 г., предписывавшим Государственному казначейству погаситьостаток его долга Государственному банку в размере 50 млн. руб. за кредитныебилеты.
 С 1886 г. после завершения ликвидации дореформенных кредитных учреждений Государственный банк сталинтенсивно субсидировать два государственных банка — Крестьянский поземельный иДворянский. Средства для своих операций эти банки получали в результате выпусказакладных листов. Убытки, которые возникали при их реализации, оплачивал засчет казны Государственный банк.
Россия вступила на путькапиталистического развития значительно позднее многих западных стран ипроходила его в более сжатые сроки. Процесс утверждения капитализма какгосподствующей социально-экономической системы проходил в конце XIX — начале XXвека. В это время Министром финансов был крупнейший государственный деятельРоссии рубежа XIX-XX вв. С.Ю.Витте. Главное внимание С.Ю.Витте уделялукреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта.Свою деятельность на министерском посту он начал с реформы Государственногобанка: 6 июня 1894 г. был принят новый Устав. Основным направлениемдеятельности Государственного банка после его принятия должно было статьинтенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенностисельскохозяйственной. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн. руб.,резервный — до 5 млн. рублей.
Задачей Государственного банка вместо«оживления торговых оборотов» стало «облегчение денежныхоборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественнойторговле, промышленности и сельскому хозяйству». Кроме того, он как ираньше должен был содействовать «упрочению денежной и кредитнойсистемы».
Государственному банку былопредоставлено право выдавать ссуды под соло-векселя, обеспеченные залогомнедвижимого имущества, закладом сельскохозяйственного и фабрично-заводскогоинвентаря, поручительством, а также обеспечением, определенным Министромфинансов. Был введен новый вид ссуд — ссуды через посредников (земства, частныебанки, общества и товарищества на началах взаимности, артели, транспортныеучреждения, частных лиц). Операция эта была связана, с одной стороны, с новойжелезнодорожной политикой, а с другой — предназначалась для выдачи ссуд мелкимземлевладельцам и арендаторам, крестьянам, кустарям и ремесленникам наоборотные средства и на приобретение инвентаря.
Новый Устав внес изменения ворганизацию управления Банком. Государственный банк был выведен из-под надзораСовета государственных кредитных установлений и поставлен под надзорГосударственного контроля. Общее управление Государственным банком возлагалосьна Совет, который заменил Правление, и Управляющего банком. В состав Советавходили: директор Особенной канцелярии по кредитной части, член отГосударственного Контроля, товарищи управляющего Банком, УправляющийСанкт-Петербургской конторой Банка, члены от Министерства финансов (их число неограничивалось), один член от дворянства и один — от купечества. ПредседателемСовета Государственного банка был его Управляющий.
Спустя год после Высочайшегоутверждения нового Устава в России началась денежная реформа, завершившаяся в1898 году. В ходе этой реформы — денежной реформы Витте — Государственный банкстал эмиссионным центром страны. И в дальнейшем главной его задачей сталорегулирование денежного обращения.
В 1899 г. в результате изменения мировой экономической конъюнктуры в России произошел спад деловойактивности. В 1900 г. разразился кризис в металлургической промышленности, втяжелом машиностроении, в нефтедобывающей, угледобывающей отраслях и вэлектроиндустрии. Несколько банкирских домов потерпели крах. В 1899-1901 гг.Государственный банк вынужден был увеличить учет векселей и выдачу ссуд. Вбольшинстве случаев ссуды были «исключительными», т.е. имелинеуставной характер. Золотой запас Государственного банка с 1899 г. по 1902 г. уменьшился с 1 008,0 до 709,5 млн. рублей.
Через год после окончанияэкономического кризиса и последовавшей за ним депрессии началасьРусско-японская война, а затем революция 1905-1907 годов. Это было тяжелейшееиспытание для созданной менее 10 лет назад денежной системы. Выдержавобщеэкономический кризис и войну, финансовая система оказалась слишкомподорванной, чтобы выдержать еще и революцию. В 1906 г. система золотогомонометаллизма стояла на пороге краха. Начался отлив золота за границу. С 16октября по 1 декабря 1905 г. золотой фонд Государственного банка уменьшился с 1318,8 до 1 126,1 млн. рублей. К 19 декабря 1905 г. золотое покрытие кредитныхрублей опустилось ниже предела, предусмотренного законом 1897 года. Кризис былликвидирован благодаря заключению в январе 1906 г. во Франции займа на 100 млн.руб., погашенный выручкой от займа, заключенного в апреле того же года.Накануне первой мировой войны, 27 июля 1914 г., был отменен размен банкнот на золото и в пять раз — с 300 млн. руб. до 1,5 млрд. руб. — увеличен лимит наэмиссию необеспеченных золотом банкнот. До Февральской революции эмиссионноеправо Государственного банка расширялось еще четыре раза. Его лимит был доведендо 8,4 млрд. рублей. Финансирование войны Государственный банк осуществлялпутем выдачи кредитов коммерческим банкам, предприятиям и учреждениям подоблигации долгосрочных займов и краткосрочные обязательства казначейства.Военные расходы России с начала первой мировой войны до Февральской революциисоставили 28 035 млн. рублей. Дефицит государственного бюджета в 1916 г. достиг 13 767 млн. руб., а его покрытие на 29% происходило за счет эмиссии бумажных денег.Интенсивная работа печатного станка и одновременное сокращение производства ипереориентация его на выполнение военных расходов вызвали быстрый рост цен. Врезультате за 8 месяцев нахождения у власти Временное правительство выпустило вобращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за2,5 предшествовавших года войны. Несмотря на крупную эмиссию, денег в обращениивсе время не хватало. В августе и сентябре «денежный голод» приобрелхарактер кризиса в связи с сезонным расширением товарооборота. С цельюликвидации этого кризиса Временное правительство допустило в обращение вкачестве законного платежного средства ряд ценных бумаг и начало выпускденежных знаков упрощенного типа — марок-денег. Недостаток в обращении денежныхзнаков особенно мелких и средних купюр привел к тому, что кроме общегосударственныхденежных знаков в некоторых городах и губерниях появились свои средстваобращения. Подобные эмиссии означали, что при Временном правительстве началсяпроцесс распада единой денежной системы страны, усиливавший общуюдезорганизацию и способствовавший дальнейшему усилению инфляции.
В сумме кредиты, связанные с войной,занимали накануне Октябрьской революции свыше 90% баланса Государственногобанка, который составлял на 23 октября 1917 г. 24 242 млн. рублей.
7 ноября 1917 г. история Государственного банка закончилась. Начиналась история Народного банка РСФСР.
3. Народный банк РСФСР
7 ноября 1917 г. в шесть часов утра, по предписанию Петроградского Военно-революционного комитета, вооруженныеморяки Гвардейского флотского экипажа, не встретив никакого сопротивления,заняли здание Государственного банка. Днем представители новой властипотребовали у Банка денег. В ответ руководство Государственного банка далоуказание прекратить обслуживание клиентов.
12 ноября Государственному банку былопредъявлено требование об открытии в Петроградской конторе текущего счета наимя СНК и представлены образцы подписей В. И. Ленина и временного заместителянаркома финансов В.Р.Менжинского. Но служащие Банка продолжали осуществлятьоперации на основании финансовых документов, оформленных Министерствомфинансов. Даже однодневный арест Управляющего Банком И.П. Шипова не заставил ихизменить свою позицию. 21 ноября вопрос о саботаже чиновников Министерствафинансов и Государственного банка обсуждался на заседании ЦК РСДРП(б) и ВЦИК.Была принята резолюция ВЦИК «О борьбе с саботажем чиновниковГосударственного банка», предписывавшая Совнаркому применить самые энергичныемеры для немедленной ликвидации саботажа.
24 ноября за отказ признать властьСовнаркома Управляющий Государственным банком И.П.Шипов был уволен без права напенсию. Комиссаром Государственного банка на правах управляющего был назначенС.С.Пестковский. Поскольку служащих Банка не удалось уговорить признать властьСовнаркома, С.С.Пестковский предложил обратиться к его знакомому — польскомубанкиру — и взять у него для нужд Совнаркома заем в 5 млн. рублей. ПредседательСовнаркома В.И.Ленин отнесся к этому предложениюнегативно. С.С.Пестковский был уволен с должности руководителя Банка, и на егоместо был назначен В.В.Оболенский.
14 (27) декабря 1917 г. после вооруженного захвата зданий петроградских банков Декретом ВЦИК «О национализации банков»в стране была введена государственная монополия на банковское дело.Употребленное в Декрете «О национализации банков» имя нарицательное«народный банк», с конца января 1918 г. стало употребляться как имя собственное Народный банк. Сначала Банк назывался Народный банкРоссийской Республики, затем — Народный банк РСФСР.
В соответствии с Декретом «Онационализации банков» банки подлежали слиянию с Государственным банкомбез конфискации их акционерных капиталов, которые стали передаватьсягосударству по Декрету СНК от 24 января 1918 года. Все банковские акции безвсяких ограничений аннулировались. Собственники акций под угрозой конфискацииимущества должны были немедленно сдать акции в отделения Государственногобанка.
Для проведения национализации банковпо решению Финансового отдела Московского совета было организовано Московскоеотделение Народного банка Советской Республики, которое имело свое Временноеправление и филиалы. Денежные подкрепления Временное правление получало черезМосковскую контору. По всем остальным вопросам Временное правление Московскогоотделения связывалось непосредственно с Центральным управлением Народногобанка.
Задачей Московского отделения быловыполнение работы по слиянию счетов частных банков и реализация активов банков.Объединение всех операций и счетов бывших частных банков в Москве былозакончено к сентябрю 1918 года. А в декабре 1918 г. филиалы Московского отделения Народного банка стали филиалами Московской конторы Банка, аВременное правление было ликвидировано. Руководство работой по национализации ислиянию банков возлагалось на Центральное управление Народного банка РСФСР.Контроль за деятельностью Центрального управления Народного банка РСФСР в этойобласти осуществлял Наркомфин. При Центральном управлении Народного банка РСФСРбыл организован Отдел местных учреждений, который руководил работой понационализации и слиянию банков на местах. В конце мая 1918 г. при каждом филиале бывшего коммерческого банка были организованы ликвидационно-техническиеколлегии под председательством комиссаров филиалов Народного банка.Ликвидационно-технические коллегии должны были осуществить слияние банков исвязанную с национализацией ликвидационную работу.
Придя к власти, Советскоеправительство столкнулось с теми же проблемами, с которыми не смогли справитьсяни царское, ни Временное правительства. Ко времени Октябрьской революциизначительно усилилось действие факторов, оказывавших разрушающее воздействие наденежную систему страны, дезорганизовывавших ее хозяйственную жизнь,сокращавших товарооборот, приводивших к падению производительности труда и т.д.Эти проблемы новое руководство государства решало методами, отличными отметодов своих предшественников. Причины различных подходов к решению одних итех же проблем предопределялись как экономическим положением страны, так итеоретическими представлениями пришедшей к власти партии большевиков. Врезультате в течение 1918-1920 гг. в России сложилась специфическая системапроизводства, обмена и безденежного распределения (система «военногокоммунизма»), предполагавшая постепенное отмирание денег. Однако, несмотряна отрицание необходимости существования при новом строе такой экономическойкатегории как деньги, руководству Советской республики приходилось решатьреальные экономические проблемы, в том числе постоянно вести борьбу сосвойственным периоду инфляции «денежным голодом».
СНК постоянно выпускал в обращениеновые денежные знаки, повышая их купюрность, а также различные денежныесуррогаты. В числе последних обращались билеты Государственного казначейства,облигации «Займа свободы», краткосрочные обязательстваГосударственного казначейства, купоны процентных бумаг Государственных займов,боны городов и местных учреждений Народного банка РСФСР.
 В целях сокращения эмиссии весной 1918 г. в отделениях Народного банка РСФСР в Петрограде, Москве и ряде других крупных городов былисозданы расчетные отделы, которые принимали чеки и платежные поручения оперечислении денег с текущего счета предприятия или учреждения. Чекипринимались также при уплате налогов государству и при погашении ссуд. Крометого, в мае 1918 г. СНК был издан Декрет «О соблюдении единствакассы», который обязывал государственные учреждения вносить все денежныесредства в кассу Народного банка РСФСР (или казначейства) и производить платежитолько через банк (или казначейство).
До середины февраля 1918 г., кроме Народного банка РСФСР, кредитованием национализированных и частных предприятийзанимались Особое совещание по финансированию при ВСНХ и производственныеотделы Высшего Совета Народного Хозяйства. Но в феврале 1918 г. Декрет СНК запретил всем учреждениям, кроме Народного банка РСФСР, открывать кредитпредприятиям. Все выданные ВСНХ ссуды были переданы на баланс Банка, прикотором учреждался Центральный учетно-ссудный комитет. Постановление ВСНХ от 30августа 1918 г. обязывало все национализированные предприятия хранить своиденьги на текущих счетах в банках. С этого времени в промышленности началсяпереход на централизованное распределение сырья, материалов и готовых изделий.Для управления различными отраслями промышленности были созданы главки илицентры, руководимые отделами ВСНХ: Главрезина, Главуголь, Главзолото,Центросахар, Центрожир и др. Все национализированные предприятия обязаны былисдавать готовую продукцию соответствующим главкам и центрам, которые в своюочередь должны были снабжать предприятия сырьем, материалами и пр. Расчет заготовую продукцию и сырье должен был осуществляться бухгалтерскими записями безучастия денежных знаков. Национализированные предприятия обязаны были хранитьвсе свои деньги в банке и в случае надобности рассчитываться чеками на Народныйбанк РСФСР. В своих кассах предприятия могли оставлять денежных знаков вколичестве, необходимом только для текущих потребностей. Такая системаорганизации промышленности способствовала установлению безденежных расчетовмежду национализированными предприятиями и их главками. Во второй половине 1918 г. все платежи между хозяйственными организациями стали совершаться посредством чеков или путембухгалтерского перечисления со счета одной организации на счет другойорганизации в Народном банке РСФСР.
В конце 1918 г. в Народном банке РСФСР была введена окружная система. В это время на территории Советскойреспублики функционировало 187 филиалов Банка. Окружные конторы должны былиследить за тем, чтобы подведомственные им филиалы не нарушалиобщегосударственной политики в области кредитования и денежного обращения. Вначале ноября 1918 г. в окружную была превращена Московская контора Народногобанка РСФСР. Немного позднее в окружную была преобразована Северообластнаяконтора Народного банка РСФСР (так называлась с 1 октября 1918 г. Петроградская контора банка). В марте 1919 г. окружными стали Харьковская, Киевская иОдесская конторы.
В начале 1919г. Народный банк РСФСРпрекратил кредитование национализированных предприятий и начал осуществлять ихсметное финансирование. Банковские функции Народного банка РСФСР были сведены кминимуму, в нем были централизованы все сметные, расчетные и кассовые операции.Он осуществлял исполнение бюджета, а также финансирование и расчеты междуучреждениями и предприятиями. В результате Народный банк РСФСР превратился вединый расчетно-кассовый орган РСФСР и перестал быть банком.
4. Государственный банк СССР
В условиях проведения новойэкономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10октября 1921 г. банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР.Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банкРСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.Согласно Положению оГосударственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлсяхозяйственной организацией, созданной «с целью способствовать кредитом ипрочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства итоварооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведениядругих мер, направленных к установлению правильного денежного обращения».Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиямразличных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только«при условии обеспеченности их и экономической целесообразности».Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственноНаркому финансов. В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольноеправо на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен былтакже устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностраннуювалюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по купле-продаже набирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанныхв иностранной валюте.
В 1922 г. и 1923 г. были проведеныдве деноминации, укрупнившие номинал совзнака — бумажного денежного знака,выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Вовремя первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которыеобменивались в соотношении один рубль выпуска 1922 г. на 10 тыс. руб. денежныхзнаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране; во время второйденоминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г.в соотношении 1:100.
11 октября 1922 г. Государственномубанку было предоставлено право выпуска в обращение червонцев — банковскихбилетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии червонцевначалась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующаяпослевоенная инфляция.
В период НЭПа практиковались такиевиды банковского кредита, как учет векселей, ссуды до востребования соспециальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные ссуды подзалог векселей. В дополнение к этим кредитам банк спустя три года после своегосоздания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. былвпервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.В результатепроведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственногоказначейства произошло объединение денежной наличности Госбанка и Наркомфина.
С 1922 г. в стране началось созданиекоммерческих банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) иобществ взаимного кредита, которые должны были осуществлять краткосрочное илидолгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. приПравлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен былкоординировать их деятельность.
В июне 1927 г. в связи с усилениемрегламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложенаобязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системойпри сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальныхкредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в областикредитной политики.
 Спецбанки должны были хранитьсвободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялосьправо участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанкдолжен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.
 В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средствпредприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочногобанковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными средствамидало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочныйкредит госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные сфинансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства,накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательныхматериалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство,сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие временныенужды, связанные с процессом производства и обращения товаров. В результатекредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческийхарактер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа — плановоекредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовоеисполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов.Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая снебольшими модификациями 55 лет.
В июле 1987 г. в связи реорганизациейкредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки(Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР),Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагаласьразработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов икредитных вложений по всем банкам.
С марта 1989 г. в связи с переходомспецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк былавозложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитныхресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежейв иностранной валюте по банковским операциям.
В ноябре 1991 г. в связи собразованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структурВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСРорганом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономикиреспублики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии иопределению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять всвое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу ииные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственныйбанк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество натерритории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколькомесяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации(Банком России).
5. Центральный банк РоссийскойФедерации
центральный банк кредитныйденежный
В течение 1991-1992 гг. подруководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиаловспецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения ГосбанкаСССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ)Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России началосуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютномрынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют поотношению к рублю.
Свои функции, определенныеКонституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляетнезависимо от федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержаниястабильности банковской системы Банк России создал систему надзора иинспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования ивалютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк Россииорганизовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие вфункционировании.
Повышенное внимание Банк Россииуделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время всеболее важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикойцен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокойконцентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанныхсторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковскогорегулирования и надзора идет в направлении развития содержательного(риск-ориентированного) банковского надзора.
В 2003г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованиюбанковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системымеждународных стандартов (МСФО).
В соответствии со статьей 3Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечениеустойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РоссийскойФедерации, и обеспечение эффективного и бесперебойного функционированияплатежной системы.
Банк России является юридическимлицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральнойсобственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовойсамостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжениюимуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России,осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которыеустановлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества БанкаРоссии без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральнымзаконом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что оносуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Заключение
Принцип независимости — ключевой элемент статуса Центрального Банка — проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуруфедеральных органов государственной власти и выступает как особый институт,обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежногообращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъектпубличного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являютсяфедеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжениюимуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие иобременение обязательствами имущества Банка России без его согласия недопускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерациивыражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственныхдоходов и не регистрируется в налоговых органах.
Роль ЦБ очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжаетвозрастать. В настоящее время деятельность ЦБ России приобретает огромноезначение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранныхметодов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильностьи дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторовэкономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Список использованной литературы
Нормативные материалы
1.Федеральный Закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «ОЦентральном Банке РФ» ( с изменениями и дополнениями).
Учебная и научная литература
1. Балабанов И. Т. Банки и банковскоедело: Учебник для вузов. Москва: Омега-Л, 2007, 540 с.
2. Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки/М.П.Владимирова, А.И.Козлов. М.: КНОРУС, 2005.
3. Фетисов Г.Г.Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И.Лаврушина, И.Д. Мамонов: – М.: КНОРУС, 2006, С. 73-77
Интернет-ресурсы
1. www.cbr.ru –Официальный сайт Центрального банка