Введение
Современ появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многихстран находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраиваетсякредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов иопераций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитныхинститутов.
Существенныеизменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельностьи роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаютсяновые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективностибанковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идетпоиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций,специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатываетсяновое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапаперехода к рыночной экономике.
Во всемэтом немаловажную роль играют Центральные банки.
Эффективноефункционирование банковской системы — необходимое условие развития рыночныхотношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банкав регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методовденежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщениенакопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая вэтих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющихэкономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие сбыстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную игибкую поддержку.
В связис этим особый интерес среди публицистических материалов вызвали статьи, вкоторых авторы говорят о невозможности применения в современной российскойэкономике инструментов, ориентированных на страны с развитым инвестиционнымрынком, высокой степенью интегрированности банков и фондового рынка в экономикустраны.
Так помнению А.И. Бажана, преобразования, проведенные в России вначале 90-х гг.(приватизация большей части государственных предприятий) «породили обстановкутотального взаимного недоверия бизнесменов друг к другу, кредиторов кзаемщикам, а вкладчиков к банкам. Стали типичными своеобразные, мягко говоря,нерыночные формы бизнеса: незаконная приватизация, невозвращение долгов,повсеместная коррупция. В этих условиях и российская банковская система, иинфраструктура рынка ценных бумаг стали представлять собой довольно чахлые,недокапитализированные и неинтегрированные в экономику структуры, неохотнозанимающиеся финансированием и кредитованием реального сектора экономики. Апоскольку инструменты денежно-кредитной политики призваны воздействовать наденежную массу именно через банки, кредиты и куплю-продажу ценных бумаг, тоочевидны причины слабого влияния этих инструментов, а потому и денежно-кредитнойполитики ЦБ».
Безусловно,во многом такая позиция является правильной. Это признает и Центральный БанкРФ: «в отсутствие зрелого, конкурентного финансового рынка механизмывоздействия инструментов денежно-кредитной политики все еще слабы. Процентныеставки Банка России пока не оказывают адекватного влияния на ставкумежбанковского рынка, который остается узким вследствие сохраняющегосявзаимного недоверия банков».
Цельюданной работы является изучение роли ЦентральногоБанка России в условиях рыночной экономики. Для достижения поставленной целинеобходимо проанализировать и решить следующие задачи: сущностьцентральных банков, их структуру, функции и операции центральных банков вусловиях рыночной экономики, особенности денежно- кредитной системы в России.
Впервой главе рассмотрены: история создания ЦБ, сущность и структура, а так жефункции и операции банка.
Вовторой главе раскрыта денежно-кредитная система Центрального банка иперспективы ее развития в России.
Втретьей главе изучена роль Центрального банка в условиях рыночной экономики.
Теоретическойи методологической основой исследования послужили законодательные и нормативныедокументы, а также учебно-методические пособия и журналы.
Структураработы: введение, содержательные части, в которых изложены теоретические основыЦентрального банка. В конце работы приводится заключение, кратко отражающееполученные результаты и выводы.
Глава 1. История, Сущность, функции и операции центральных банков1.1 Историясоздания Центрального банкаСоздание Центрального Банка Россиипроисходило в условиях вступления России в капитализм, и было первой из“великих реформ”, проведенных в стране императором Александром II.
В деятельности Государственного банка Российской империиможно выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлсяв значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов.Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенноефинансирование казны. Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти целизначительную часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственногодолга Госбанку произошла уже во второй период его деятельности — в 1901 году.На протяжении всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качествеоргана экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и вподдержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд.
Народный банк РСФСР
25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили зданиеГосударственного банка в Петрограде. Утром 14(27) декабря были захваченыПетроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет онационализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введенагосударственная монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения былинационализированы и слиты с Государственным банком. Через месяц он сталназываться Народным банком Российской Республики, еще позднее Народным банкомРСФСР.
Народный банк функционировал на основании устава 1894 г.Однако реально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК,ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину. Основной задачей банка была эмиссия бумажныхденег. С осени 1918 г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, сталфинансировать народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой.
Государственный банк СССР
Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятомуВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной«с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитиюпромышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с цельюконцентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных кустановлению правильного денежного обращения. Он имел право предоставлятькредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, атакже сельским хозяйствам и кустарям только ”при условии обеспеченности их иэкономической целесообразности”. Госбанк находился в составе Наркомата финансови подчинялся непосредственно Наркому финансов. В ноябре 1921 г. Госбанку былопредоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютнымиценностями.
В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован вГосударственный банк СССР.
В июне 1927 г. на Госбанк была возложена обязанностьнепосредственного оперативного руководства всей кредитной системой. Госбанкдолжен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений всоответствии с правительственными директивами. В области кредитной политикиГосбанк стал монопольным.
В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичныхрасчетов через Госбанк..
В июле 1987 г. была очередная реорганизация кредитнойсистемы, в результате которой были образованы новые спецбанки (ВнешэкономбанкСССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк сталвыполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработкасводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложенийпо всем банкам.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Законо Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлсяюридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному СоветуРСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежногообращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности ирегулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием СодружестваНезависимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявилЦентральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органомгосударственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономикиреспублики. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полноехозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсыГосбанка СССР, сеть его учреждений и организаций, все его активы и пассивы, атакже имущество на территории РСФСР.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России встране была создана широкая сеть коммерческих банков, была изменена системасчетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка иначалась их компьютеризация.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильностибанковской системы Банк России создал систему надзора и инспектированиякоммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютногоконтроля.
Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируетсяФедеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”,который был принят Государственной Думой 02 декабря 1990 г.
В законе зафиксировано, что имуществоБанка находится в собственности государства, и в своей деятельности онподотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.
Высшим органом Банка России является Советдиректоров — коллегиальный орган, определяющий основные направлениядеятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление БанкомРоссии.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежногообращения, проведение единой денежно — кредитной политики, защита интересоввкладчиков, банковский надзор за деятельностью коммерческих банков и другихкредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономическойдеятельности.
В феврале этого года Государственная Дума предпринялапопытки для принятия во втором чтении новую редакцию закона о ЦБ. В итоге думскиекомитеты по бюджету и по кредитным организациям смягчили поправки в закон.Согласно законопроекта, ЦБ перестал быть органом государственной власти, а отНационального банковского совета (НБС) полномочия перешли совету директоров.НБС утратил право утверждать основные направления и смету ЦБ. Их он будеттолько рассматривать. НБС будет назначать главного аудитора ЦБ, утверждатьправила бухучета и отчетности для ЦБ, решать вопросы, связанные с участием ЦБ вкапиталах других организаций. Главной задачей ЦБ по-прежнему остаетсяпроведение самостоятельной курсовой политики.
1.2Сущность центральных банков, их структура
Эмиссионными банками являются центральные банки, наделенныеправом эмиссии денежных знаков в обращение. Главная задача банков, выполняющихфункции центральных, торгующих денежным товаром только среди банков и невступающих непосредственно в отношения с отдельными хозяйственными единицами,состоит в управлении эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностьюбанковской системы. Они не являются ни коммерческими организациями, ни органамигосударственного управления в традиционном понимании этого слова.
Эмиссионныйбанк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ниодин из других банков. Это обстоятельство дает ему возможность оказыватьподдержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банкстановится центром по организации банковского дела в стране, вокруг которогогруппируются все прочие банки и иные кредитные учреждения.
Сущностьцентрального банка проявляется в следующих функциях:
– Эмиссия и контроль денежного обращения;
– Расчетный и резервный центр банков;
– Управление государственным долгом иисполнение государственного бюджета;
– Выполнение роли «кредитора последнейинстанции», «банка банков»;
– Установление экономически обоснованныхлимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставкицентрального банка по кредитам;
– Определение приоритетных целейденежно-кредитной и валютной политики и их реализация;
– Проведение научных исследований;
– Определение правовых основ и принциповфункционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных идолгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов,обращающихся в стране;
– Формирование эффективного механизмаденежно-кредитного регулирования экономики.
Наделение центрального банка указанными полномочиямипозволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковскойсистемы. Для реализации перечисленных функций центральному банку необходимаобширная сеть региональных учреждений, а так же центральный аппарат.
Оргструктурацентрального банка представлена его основными органами управления, службами иподразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями ивыполняет строго определенные функции (приложение 1). В случае организациибанка в форме акционерного общества создаются характерные для него органыуправления (например, ревизионная комиссия, наблюдательный совет и т.д.)./>1.3 Функции центральных банков
Центральный банк представляет собой орган государственногорегулирования экономики, т.е. банк, наделенный монопольным правом эмиссиибанкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса.
В современных условияхцентральный банк выполняет следующие основные функции:
– Эмиссионный центр страны;
– Валютный центр;
– Банк банков и расчетный центр
– Банк правительства;
– Центр денежно-кредитного регулированияэкономики.
1.Функция эмиссионного центра заключается втом, что центральные банки в настоящее время обладают монопольным правом навыпуск банкнот, обеспечение которых значительно изменилось.
Впериод золотого монометаллизма банкноты центральных банков имели двойноеобеспечение – золотое и вексельное (товарное).
Внастоящее время основным обеспечением банкнот являются коммерческие векселя,золотовалютные резервы и государственные ценные бумаги.
Зацентральным банком как представителем государства законодательно закрепленаэмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональныхкредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средствомпогашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банкмонопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимаетсяминистерство финансов (казначейство).
Банкнотысоставляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран,поэтому функция эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотнаяэмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспеченияликвидности кредитной системы.
Ясчитаю, что чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значениебанкнотной эмиссии.
2.Функциявалютного центра.
Историческисложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках былисосредоточены золотовалютные резервы. Кроме того, центральный банк осуществляетрегулирование, т.е. регулирование платежного баланса и валютного курса,используя такие методы, как учетная (дисконтная) политика и валютнаяинтервенция. И, наконец, центральный банк представляет свою страну вмеждународных и региональных валютно-финансовых организациях: МВФ, Всемирномбанке, Банке международных расчетов и др.
3. Банк банков и расчетный центр. Особая рольцентрального банка в кредитной системе состоит также в том, что главной егоклиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, акредитные учреждения, в основном коммерческие банки.
Наянварь 2001 года в десятку крупнейших российских банков по размеру собственногокапитала вошли такие банки как Сбербанк России, Альфа – банк, Газпромбанк и др.(см. приложение 2).
Дляобеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в центральном банкечасть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причемэти резервы после Великой депрессии 30-х гг. стали обязательными, т.е.центральный банк в административном порядке устанавливает минимальноесоотношение резервов с обязательствами банков по депозитам.
В периодынапряженного положения на денежном рынке центральные банки осуществляюткредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалогаих ценных бумаг.
Внастоящее время взаимоотношения центрального банка с кредитными учреждениямиопределяются следующим: во-первых, центральный банк является для них кредиторомв последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор надбанками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как регулирующего,контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системыстраны.
4. Банк правительства.
Центральныйбанк осуществляет исполнение государственного бюджета по доходам и расходам, атакже является агентом государства по размещение государственного долга.
Казначействохранит свои свободные средства на текущем счете в центральном банке, которыеоно использует для покрытия своих расходов. При этом казначействорасплачивается со своими поставщиками чеками на центральный банк.Следовательно, центральный банк исполняет роль банкира по отношению кгосударству.
Вместес тем центральный банк, пользуясь беспроцентно-свободными денежными средствамиказначейства, выполняет бесплатно для него операции по исполнению бюджета. Так,по поручению казначейства центральный банк принимает налоговые платежи, которыезачисляет на его текущий счет.
Какагент государства по размещению государственного долга центральный банкосуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы иразмещение облигаций займов среди коммерческих банков, страховых компаний идругих участников денежного рынка.
Однакоэтим не ограничивается функция центрального банка как банкира правительства,поскольку в ряде случаев центральный банк осуществляет также непосредственноекредитование государства за счет своих ресурсов.
5. Проведениеденежно-кредитной политики, этому будет посвящен отдельный параграф.
Всовременной экономической теории регулирования рыночной экономики существуютнесколько подходов и соответственно ряд программ денежно-кредитной политики. Особовыделяются два направления – кейнсианская доктрина и современный монетаризм.
Кейнсианскаядоктрина возникла после разрушительного мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., который выявил нестабильность «автоматического саморегулирования»рыночной экономики, как это пытались доказать представители неоклассическогонаправления экономической мысли.
КрахБреттон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляция в серединесемидесятых годов вызвали отход от кейнсианской доктрины.
Ссередины семидесятых годов господствующим направлением экономической мысли, вобласти регулирования рыночной экономики, становится монетаристская концепцияамериканского монетариста М. Фридмена, которая является теоретической основойденежно-кредитного регулирования экономики.
Монетаристысчитают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственныхсвязей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка – наиболееэффективный инструмент экономического регулирования, в частности, проведенияантиинфляционной политики. 1.4 Операции центральныхбанков в условиях рыночной экономики
Перечисленныевыше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся напассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по ихразмещению.
Центральныйбанк имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки сроссийскими и иностранными кредитными организациями, Правительством длядостижения целей, предусмотренных законом:
1)предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценнымибумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом офедеральном бюджете;
2)покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
3)покупать и продавать облигации и депозитные сертификаты;
4)покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы иобязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими ииностранными кредитными организациями;
5)покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютныхценностей;
6)проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и вуправление ценные бумаги и другие активы;
7)выдавать поручительства и банковские гарантии;
8)осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управленияфинансовыми рисками;
9)открывать счета кредитных организациях на территории Российской Федерации итерриториях иностранных государств;
10)выставлять чеки и векселя в любой валюте;
11)осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствиис обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Главнымисточником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссиябанкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнотполностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнототменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы,ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии.
Современныймеханизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков,государства и увеличении золотовалютных резервов.
Механизмэмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнотпри кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскимиобязательствами; при кредитовании государства – государственнымидолговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты –соответственно золотом и иностранной валютой.
Иначеговоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. Вэтом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка.Размеры пассивной операции центрального банка «эмиссия банкнот» зависят от егоактивных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупкииностранной валюты и золота. В этом смысле можно сказать, что перечисленныеактивные операции центрального банка первичны по отношению к пассивным.
Сказанноене означает, что любая ссуда центрального банка кредитной системе или государствусвязана с новым выпуском банкнот.
Такиекредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытыев центральном банке, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитнаяэмиссия центрального банка. Источником ресурсов центрального банка служатвклады коммерческих банков и их обязательные резервы, зачисляемые наспециальные счета, а также вклады казначейства (средства госбюджета).
Косновным активным операциям центральных банков относятся: учетно-ссудные операции; банковские инвестиции; операции сзолотом и иностранной валютой.
Учетно-ссудныеоперации представлены двумя видами:
ссудыкоммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей(акцептованных солидными банками), казначейских векселей, государственныхоблигаций и других ценных бумаг;
учетныеоперации – покупка центральным банком векселей у государства и банков.
Покупкавекселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этомпроисходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческиебанки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банкплатит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будетполучена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образуетдоход банка.
Ставка,по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам ипереучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетнойставкой центрального банка.
Банковскиеинвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банкасостоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банкомгосударственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служитглавной и даже единственной формой кредитования правительства.
Прямоекредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странахпрактически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании,Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах).
Следуетобратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишьнезначительная часть государственных ценных бумаг, основная их массаперепродается банком на рынке ценных бумаг.
Соответственноосновными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческиебанки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население.
Важной,а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумагявляется регулирование ликвидности банковской системы и управлениегосударственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики. Такимобразом, можно говорить о непосредственном регулировании центральным банком денежно-кредитной системы государства.
Глава 2. кредитно-денежнаясистема 2.1Понятие современнойкредитно-денежной системы
Современнаякредитно-денежная система представляет собой результат длительногоисторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностямразвития рыночной экономики. С институциональной точки зрения кредитно-денежнаясистема представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активноиспользуемых государством в целях регулирования экономики.
Когдаговорят о кредитной системе, то обычно подразумевают две ее стороны. Одна еесторона – совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Втораяее сторона – совокупность банков, иных кредитно-финансовых институтов,аккумулирующих временно свободные денежные средства и предоставляющие их вссуду. Безусловно, кредитная система – понятие более широкое по сравнению сбанковской системой, поскольку включает в себя помимо банков, являющихся ееведущим звеном, банковский, потребительский, коммерческий, государственный,международный кредиты со своими формами отношений и методами кредитования. Центральный банк — прежде всего посредник междугосударством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учрежденияон призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов,которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарийденежно-кредитной политики необычайно широк. Инструменты имеют следующуюклассификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные,рыночные и нерыночные.
Краткаяхарактеристика основных инструментов денежно-кредитной политики:
Официальнаяучетная ставка — относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готовучитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредиторапоследней инстанции.
Обязательные резервы — часть ресурсов банков, внесенных по требованиювластей на беспроцентный счет в ЦБ.
Операции на открытом рынке — операции ЦБ по купле-продажекоммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценныхбумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднееобратной сделки.
Моральное воздействие — рекомендации, заявления, собеседованиятрадиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитыхстран.
Разумный банковский надзор — различные методы контроля зафункционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основесбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
Контроль над рынком капиталов — порядок выпуска акций и облигаций,включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный пределвнешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигацийи др.
Допуск к рынкам — регулирование открытия новых банков, разрешениеопераций иностранным банковским учреждениям.
Специальные депозиты — часть прироста депозитов или кредитовкоммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
Количественные ограничения — потолки ставок, прямое ограничениекредитования, периодическое “замораживание” процентных ставок.
Валютные интервенции — купля-продажа валюты для воздействия накурс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализуетликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техникаего эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля над денежнымобращением.
Таргетирование — установление целевых ориентиров роста одного илинескольких показателей денежной массы.
Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установленияобязательной маржи.
Нормы обязательного инвестированияв государственные ценныебумаги для банков и инвестиционных институтов.
Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективнымитолько в условиях тесной увязки с фискальной политикой и законодательством.2.2Инструменты регулирования Центральным Банком кредитно-денежнойсистемы
Наранней стадии развития капитализма банки верхнего уровня называлисьэмиссионными банками. Однако к настоящему времени их функции значительнорасширились, поэтому в теории и на практике стали употреблять понятиецентральныйбанк.
Сегодняв любой, даже самой маленькой стране есть свой центральный банк. Он выполняетдве основные задачи. Первая задача — центральный банк должен обеспечитьстабильность функционирования банковской и финансовой систем.
Втораязадача центрального банка состоит в осуществлении такой денежной политики, приреализации которой посредством контроля за объемом денежной массы был быобеспечен низкий уровень инфляции и при этом не была б допущена значительнаябезработица.
Центральныйбанк любого государства прежде всего ответственен за стабильность национальнойвалюты. Выпуск наличных денег — основа контроля расширения всей денежной массы,включая средства на счетах коммерческих банков.
Относительнок экономике Российской Федерации целями деятельности Центрального БанкаРоссийской Федерации являются:
защитаи обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности икурса по отношению к иностранным валютам;
развитиеи укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционированиясистемы расчетов.
Получениеприбыли не является целью деятельности Банка России.
Центральныйбанк любого государства прежде всего ответственен за стабильность национальнойвалюты. Выпуск наличных денег — основа контроля расширения всей денежной массы,включая средства на счетах коммерческих банков.
Центральныйбанк пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежнуюсистему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществлениярасчетов участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать всеплатежные операции происходящие между банками, и качественно проводить зачетвзаимных обязательств банков. Осуществляя макроэкономический надзор зафункционированием банковской системы в целом, а так же надзор за деятельностьюкаждого банка в отдельности, центральный банк может оперативно предприниматьпревентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынкаплатежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с цельюнедопущения разрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидностиее участников.
Инаконец только центральный банк, в силу своего особого статуса, обладает достаточнойликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводящими риск неплатежей прирасчетах с участием центрального банка практически к нулю.
Внезависимости от видов используемых расчетов центральный банк в проведенииденежно-кредитной политики стремится к созданию такой платежной системы,которая сочетала бы в себе два качества: стабильность, целостность системы и ееэффективность./>
Глава 3. Центральный Банк врыночной экономике и перспективы развития денжно-кредитной системы в России3.1Денежно-кредитная политика центральных банковденежный кредитный центральный банк
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитногорегулирования экономики, являющегося составной частью экономической политикиправительства, главными целями которой служат достижение стабильногоэкономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежногобаланса.
Общее состояние экономики в большой мере зависит отсостояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитныхресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческиебанки и другие кредитные учреждения. Поэтому государственное регулированиеденежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государствочерез центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операцийкоммерческих банков.
Методы, используемые в денежно-кредитной политике,разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в БанкеРоссии (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можноназвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческихбанков, на рынок ссудных капиталов в целом.
Могут применяться также выборочные (селективные) методы,направленные на регулирование отдельных форм кредита (например,потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства,экспортной торговли).
К выборочным методам относятся:
Прямое ограничение размеров банковских кредитов дляотдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, вчастности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения иразмером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.
Ведущим методом регулирования является учетная политика.
Минимальные резервы –это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке,устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общейсуммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от видавкладов (срочный, до востребования), их величины, географического расположениябанка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (видакредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональныеразличия постепенно стираются.
БанкРоссии устанавливает следующие экономические нормативы для банков:
— минимальный размер уставного капитала;
— предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой егоактивов с учетом оценки риска;
— показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения междуактивами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможностиреализации активов;
— минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, впроцентном отношении к обязательствам банков;
— максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента отобщей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие рискавключается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные поего поручению обязательства);
— ограничение размеров валютного и курсового рисков;
— ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акцийюридических лиц.
БанкРоссии осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков дляподдержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России невмешивается в оперативную деятельность банков.3.2Состояние и перспективы развития кредитно-денежной системы в России
Правовыеосновы функционирования денежной системы в России определены Федеральнымзаконом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля2002 г. №86-Ф3:
— официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;
— соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля киностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;
— исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения иизъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояниеденежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности встране;
— видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическаямонета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотымзапасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений,находящихся на счетах ЦБ РФ;
— образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;
— натерритории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.
В целяхорганизации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк Россиивозложены следующие обязательства:
— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот имонет, а также создание их резервных фондов;
— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег длякредитных организаций;
— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка заменыповрежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
— определение порядка ведения кассовых операций.
С июня1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовыхопераций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25марта 1997 г.
Регулированиеденежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путемиспользования общепринятых в рыночной экономике инструментов: измененияпроцентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований ипроведения операций на открытом рынке.
Дляосуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживаниякредитных организаций и предприятий в главных территориальных управленияхЦентрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приемуи выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.
Резервныефонды денежных билетов и монет – это запасы невыпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центральногобанка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливаетих величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежногооборота, условий хранения.
Внастоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:
1.Центральный банк России.
2.Банковская система:
-коммерческие банки;
-Сберегательный банк России;
– иныеспециализированные банки.
3.Специализированные кредитно-финансовые институты:
-страховые компании;
-негосударственные пенсионные фонды;
-инвестиционные компании;
-финансово-строительные компании.
В то жевремя процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы инедостатки во всех ее структурных звеньях.
Косновным можно отнести следующие:
— продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабойфинансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;
— монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке, продолжаетзанимать Сберегательный Банк;
— главная проблема ипотечной системы в России заключается в неразвитости рынкажилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов населения;
— отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг вкачестве основы для функционирования инвестиционных банков;
— отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированныхнебанковских институтов.
Все этипроблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в еескорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.
Такимобразом, необходимо отметить, определяющую роль Центрального банка вформировании и регулировании кредитно-денежной системы в условиях переходнойэкономики.
Заключение
Главнымизадачами, стоящими перед всеми центральными банками в условиях рыночнойэкономики, является поддержание покупательной способности национальной денежнойединицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Денежно-кредитноерегулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной изсоставляющих экономической политики государства, одновременно позволяетсочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировкирегулирующих мер.
Одно изважнейших направлений деятельности центрального банка — рефинансированиекредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильностибанковской системы.
Инструментарийрефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд подучет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- исреднесрочной основе.
Дляповышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банкиосуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности в разныхстранах. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильныебанковские институты, испытывающие временные трудности.
Однойиз важнейших функций центрального банка является участие в управлениигосударственным долгом, который формируется из обязательств центральногоправительства, местных органов власти предприятий государственного сектора.Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способаразрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса ипредложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.
Роль центральногобанка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенноговоспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства вденежных средствах для реализации совокупного общественного продукта инационального дохода страны.
Центральныйбанк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики, при этом онпреследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста,смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижениесбалансированности внешнеэкономических связей.
Центральныйбанк – крупнейший финансовый центр, который, в условиях рыночной экономикичерез систему экономических рычагов, может воздействовать на деятельностьбанков, взаимодействующих с промышленностью, сельским хозяйством, торговлей,структурами всех форм собственности, оказывать влияние на внешнеэкономическуюполитику.
Вдальнейшем развитии банковской системы главную роль получит ее качественноесовершенствование, которое может происходить в двух основных направлениях: развитиепроцессов концентрации в банковском деле. Центральный банк способен сыграть ключевуюроль в финансовом обеспечении подъема экономики, который, в свою очередь, даствсплеск инвестиционной активности.
Работапо совершенствованию банковской системы России еще в самом начале, и только втом случае, если за нее возьмется все общество: и банкиры, и государство, ипресса, и население — мы получим быстрые и положительные результаты. В условиях формирующейся рыночной экономики в РоссииЦентральный банк играет ключевую роль, являясь мощным инструментом проведения единойполитики государства в области денежного обращения, кредита, расчетов, при этомБанк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.
Список использованныхисточников
1. Конституция Российской Федерации.
2. Финансы: учебник / подред. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2004 527с
3. Финансы: учебник/ подред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2007.-504с.: ил.
4. Борисов Е.М. Волков Ф.М.Основы экономической теории.- М.: Высшая школа, 2000.
5. Банки и банковскаядеятельность: под ред. проф. Балабанова., -М., 2001.
6. Банки и банковскаядеятельность: под ред. проф. Балабанова., — М., 2001.
7. Банковское дело:управление и технологии: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. А.М.Тавасиева.-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
8. Воронин Д.В.Реструктуризация как стратегия преодоление кризиса// Банковское дело. 2000, №3.
9. Деньги Кредит Банки: подред. Борискина А.В, Тарабцева А.А., — Санкт-Петербург.: СпецЛит, 2000.
10. Егоров С.Е. Проблемыдеятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики// Деньгии кредит. 1995, №6.
11. Евстигнеев В. Денежнаяэмиссия и переходная экономика. // Вопросы экономики. 2000, №10.
12. Лаврушин О.И.Деньгикредит банки. – М.: “Финансы и статистика”, 2001.
13. Макконил К., Брю С. Экономика:принципы, пробелы и политика: В 2т./Пер. с англ. – М., 2003.
14. Основы банковскойдеятельности: Учебник для вузов., под ред. проф. Тагирбекова К.Р., — М., 2001.
15. Основы банковскойдеятельности в Российской Федерации: под ред. проф. Семенюты О.Г., — Ростов-на-Дону., Феникс, 2001.
16. Титова Н.Е., КожаевЮ.П. «Деньги, кредит, банки»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
17. Хейне П. Экономическийобраз мышления.- М.,2005.
18. Экономическая теория.Учебник / Под ред. И.П. Николаевой.- М., 2003.
19. Экономическая теория./Под ред. А.С. Булатова. — М., 2003.
20. Экономика. Учебник./Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2005.