МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
имени Н.П. Огарева
Реферат
на тему:
«Трансакционные издержки.
Теорема Коуза».
Подготовила: Саушкина Е.Г.
студентка 101группы
специальность: «бухучет»
Проверил: Кержеманкин Д. А.
Саранск 2004
Содержание
Введение.
1. Трансакционныезатраты.
2. Понятие и видытрансакций.
3. Трансакционныеиздержки и их виды.
4. Рональд Коуз
5. Теорема Коуза
Заключение.
Список литературы.Введение
В прошлом экономическая теория страдала оттого, чтоне могла отчетливо сформулировать свои пред-посылки. Развивая теорию,экономисты часто уклонялись от исследования основ, на которых она воздвигалась.Но такое исследование существенно не только для предотвращения ложныхтолкований и ненужных споров, возникающих при недостаточном знании исходныхустановок теории, но также в силу крайней значимости для экономической теорииразумного суждения при выборе между соперничающими наборами теоретическихпред-посылок.
Едва ли не центральным разделом микроэкономи-ческойтеории является теория фирмы, которая обогатила экономическую науку концепциейтрансакционных затрат. Использование именно этой концепции для исследованияэкономических процессов в настоящее время представ-ляется весьма плодотворным.Именно возможность снижения трансакционных затрат делает эффективной заменурыночного обмена внутренней организацией, чем и объясняется существование фирм.Трансакционные затраты (издержки)
Теория трансакционныхиздержек является составной частью нового направления в современнойэкономи-ческой науке — неоинституционализма. Ее разработка в первуюочередь связана с именами двух экономистов — Р.Коуза и О.Уильямсона.
Базовой единицей анализав теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия,сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко ииспользуется для обозначения обме-на как товарами, так и юридическимиобязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера,требующих как детального документального оформления, так и предполагающихпростое взаимо-понимание сторон. Затраты и потери, которыми можетсопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек.
Трансакционные издержки — центральная объясняющая категория всего неоинституционального анализа.Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок как совершенныймеханизм, где нет необхо-димости учитывать издержки по обслуживанию сделок.Ключевое значение для работы экономической системы трансакционных издержек былоосознано благодаря статье Р.Коуза «Природа фирмы» (1937 г.). Онпоказал, что при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлятьнадзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия.
Первоначальнотрансакционные издержки были определены Р. Коузом как «издержкипользования рыноч-ным механизмом». Позднее это понятие приобрело болееширокий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающихвзаимодействие экономи-ческих агентов независимо от того, где оно протекает — на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамкахиерархических структур (таких как фирмы) также не свободно от трений и потерь.По завоевавшему наибольшее признание определению К.Далмана, трансакционныеиздержки включают издержки сбора и переработки информации, проведенияпере-говоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов ипринуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительныхтрансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.2.Понятие и виды трансакций
Понятие трансакции быловпервые введено в научный оборот Дж. Коммонсом.
Трансакция – это не обментоварами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом.Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечиваютраспространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которойон может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е.за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются трансакциями вотличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.
Коммонс различал триосновных вида трансакций:
1) Трансакциясделки – служит дляосуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод,и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное наэкономическом интересе каждой из них.
2) Трансакцияуправления – в нейключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействиемежду людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне.
3) Трансакциярационирования – приней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но местоуправляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функциюспецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составлениебюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством иутвержде-ние органом представительной власти, решение арбитражного суда поповоду спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которогораспределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление.
Через такую трансакциюосуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.
Наличие трансакционных издержекделает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимостиот обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут бытьопосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые ониупорядочивают.
Трансакции бывают простыми,например, покупка на рынке пучка редиски, и сложными, например,внедрение ERP системы с помощью внешних консультантов. Сложныеи ответственные соглашения всегда оформляются контрактами.
Любая Трансакция состоит из двух частей: Подготовка соглашения, На этой фазе покупатель должен найти продавца, собрать информацию о ценах (прицениться), оценить качество, выбрать продавца и придти с ним к соглашению.Продавец должен купить место на рынке, пройти контроль качества своего товара, непрерывно собирать информацию о ценах. Реализация соглашения. На этой фазе покупатель оплачивает товар получает ее в свое распоряжение, оценивает еще раз ее качество.
Каждая Трансакцияобязательно определяет 4 группы параметров: Участников сделки, Ресурсы, используемые в трансакции и ожидаемые результаты, Права участников на ресурсы и результаты, Обязанности сторон.
3. Трансакционные издержки и их виды.
Трансакционные издержки- любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений,планов, заключаемых договоров и созданных структур. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.
Развивая анализ Коуза, сторонникитрансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек(затрат). В соответствии с одной из них выделяются:
1. Издержки поискаинформации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагатьинформацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцовпотребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся наданный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени иресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных снеполнотой и несовершенством получаемой информации.
2. Издержки веденияпереговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведениепереговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чембольше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки.Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенныхсоглашений, являются мощным источником этих издержек.
3. Издержки измерения.Любой продукт или услуга — это комплекс характеристик. При обмене неизбежноучитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайноприблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для ихоценки приходится пользоваться интуицией Целью их экономии обусловлены такиеформы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки,
4. Издержки спецификации изащиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержаниесудов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов,необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификациии ненадежной защиты.
5. Издержкиоппортунистического поведения. Термин «оппортунистическоеповедение» был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестноеповедение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение одностороннихвыгод в ущерб партнеру. Подэту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе,манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формыоппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, авторая для рыночных сделок.
Отлынивание (shirking) представляет собой работус меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когдаотсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начатьдействовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих синтересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда людиработают сообща («командой») и личный вклад каждого определить оченьтрудно.
Вымогательство (holding-up) наблюдается в техслучаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфическиеактивы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на частьдохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой цельюони могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышенииего качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза«вымогательства» подрывает стимулы к инвестированию в специфическиеактивы.
6. Издержки«политизации». Этим общимтермином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутриорганизаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются наколлективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разныхступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядкепринимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.
4. Рональд Коуз
Девяностыегоды 20 века принесли успех экономистам на пути исследования рынка, собственности,фирмы, корпорации. Образовался своеобразный синтез неоклассики иинституционализма, «чистой» теории и прикладных разработок, макро- имикроэкономического анализа. Быстрое внедрение в практику теоретическихрезультатов заставляет повторить слова одного из выдающихся физиков: «Нетничего практичнее хорошей теории». Мир экономистов заговорил о новой парадигмев науке, способной определить как будущее самой экономики, так и ее применениев самых различных областях хозяйства. Одним из возмутителей спокойствия сталамериканец
Рональд Коуз(Нобелевский лауреат 1991 г.).
Рональд Коузсвою награду «за пионерные работы по проблемам трансакционных издержек и правсобственности» получил в весьма преклонном возрасте — 80-летний профессорЧикагского университета уже более 10 лет как вышел в отставку. Родился он в1910 г. в Великобритании, закончил Лондонскую школу экономики. Переехав в США,работал в Вирджинском и Чикагском университетах. Труды Коуза служат блестящимопровержением тому, казалось бы сейчас, неопровержимому мнению, что успеха вэкономических исследованиях можно добиться только применяя математическиеметоды, конструируя много-факторные модели. В трудах Коуза нет формализованныхмоделей, математических выкладок или хотя бы графиков и диаграмм. Однако они(всего три статьи, опубликованные в 1937, 1946 и 1960 гг.) произвели переворотв видении экономической действительности, послужили источником парадигмальныхизменений в современном экономическом анализе, породили целый ряд бурноразвивающихся научных концепций.
Далеко несразу идеи Коуза были поняты и приняты. Опубликованная в 1937 г. статья«Природа фирмы» не произвела в свое время никакого впечатления. Внимание ученыхв то время было приковано к макроэкономической теории Кейнса, к трудам, анализирующим«провалы рынка» и обосновывающим неизбежность государственного регулированиярыночной системы. Коуз же в этой и последующих публикациях подходил к проблемамрынка, фирмы, государства совсем с иной стороны. В конце концов его идеи началивызывать серьезные возражения многих американских экономистов, особеннопрофессоров Чикагского университета, буквально обескураженных парадоксальностьюподходов и выводов далеко не самого именитого из ученых.
Казалось,общепринятые и известные даже ученикам колледжей положения о «провалах рынка»,о неизбежности государственного регулирования монополий, финансированияобразования и решения экологических проблем, были поставлены с ног на голову.Коуз, как он пишет, «был принужден к более полному изложению своих соображений»,опубликовав статью «Проблема социальных издержек». С этого времени теории «правсобственности» и «трансакционных издержек», разработанные ученым начинаютзавоевывать признание, и что особенно важно, их применение на практикеоказывается эффективно.
5. Теорема Коуза.
Анализ проблемысоциальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал“теоремой Коуза” (Coasе theorem). Суть ее заключается в том, что, еслиправа собственности всех сторон, тщательно определены, а трансакционныеиздержки равны пулю, конечный результат (максимизирующий ценностьпроизводства) не зависит от изменений в распределении прав собственности.
Трансакционные издержки равны нулю, это значит: Все все знают и новое узнают мгновенно и однозначно. Все друг друга понимают идеально, то есть слова не нужны. У всех со всеми всегда согласованы ожидания и интересы. При изменении условий согласование происходит мгновенно. Любое оппортунистическое поведение исключено. Каждому товару или ресурсу соответствуют множество взаимозаменяемых.
В этих условиях «первоначальное распределение правсобственности совершенно не влияет на структуру производства, так какв конечном счете каждое из прав окажется в рукаху собственника, способного предложить за него наивысшую ценуна основе наиболее эффективного использования данного права»
Сравнение системыценообразования, включающей ответственность за ущерб от отрицательных внешнихэффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привелоР. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участникимогут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожно малы(трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершеннойконкуренции достигается максимально возможная ценность производства.
Однако при учететрансакционных издержек желаемый результат может быть и не достигнут. Дело втом, что высокая стоимость получения необходимой информации, веденияпереговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключениясделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия потребительскихпредпочтений (например, один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чемдругой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее былавведена оговорка относительно эффекта дохода.
Экспериментальныеисследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числаучастников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резкоувеличиваются трансакционные издержки и предпосылка о их нулевом значенииперестает быть корректной.
Любопытно отметить, чтотеорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”. Вреальной действительности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассическаяэкономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала.
Огромный вклад втрансакционную теорию внесли: О.Уильямсон, А.Алчиани, Г.Демсец, С.Гросман идругие.
Заключение
Теоретикам трансакционныхиздержек удалось выделить важнейшие характеристики, определяющие сущностьфирмы. Это — формирование сложной сети контрактов, долговремен-ный характерделовых отношений, производство единой «командой», инвестирование вспецифические активы, административный механизм координации с помощью приказов.Все объяснения, развивавшие идеи Р.Коуза, исходили из общего представления офирме как орудии по экономии трансакционных издержек.
Согласно теориитрансакционных издержек, этот ключевой принцип объясняет не только сам фактсуществования фирм, но и многие частные аспекты их функционирования — финансовую структуру, формы управления, организацию трудового процесса и т. п.Плодотворность такого подхода была подтверждена при изучении гибридныхорганизационных форм, промежу-точных между рынком и фирмой, таких какфранчайзинг. Он способствовал кардинальному пересмотру представ-лений в областиантимонопольного регулирования, продемонстрировав, что многие нетипичные формыдело-вой практики объясняются не погоней за монопольными преимуществами, астремлением к экономии трансакционных издержек.
Теория трансакционныхиздержек получила распространение и в нашей стране. Современнымипредставителями которой являются Малахов С., Кокорев В., Барсукова С.Ю.,Шастико А.Е., Капелюшников Р.И. и др.
Так, например, Малаховрассматривает роль трансакционных издержек в российской экономике. Кокореванализирует их динамику. Барсукова выделяет трансакционные издержки напредприятиях малого бизнеса.
Благодаря трансакционномуподходу современная экономическая теория приобрела большую реалистич-ность,открыв для себя широкий спектр явлений деловой жизни, прежде совершенновыпадавших из поля ее зрения
Список литературы.
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: ЮРАЙТ, 2002
2. Валовой Д.В. Политическая экономия. М.:Проспект, 1999
3. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С.Экономическая теория. М.: 2001
4. Барсукова С.Ю. Трансакционные издержки вхожденияна рынок предприятий малого бизнеса // Проблемы прогнозирования.- 2000.- № 1.
5. Камаев В.Д. Экономическая теория.Москва ЮНИТИ, 2002
6. Мугалимов М.Г. Основы экономическойтеории. ООО «Интерпрессервис», УП «ЭКОПЕРСПЕКТИВА», Минск, 2002
7. Малахов С. Трансакционныеиздержки в российской экономике //
Вопросы экономики — 1997.- № 7
8. Малахов С. Трансакционныеиздержки и макроэкономическое равновесие
// Вопросы экономики. – 1998.-№11.
9. Кокорев В. Институциональныепреобразования в современной России:
анализ динамики трансакционныхиздержек // Вопросы экономики. — 1996.-
№ 12.
10. ise.openlab.spb.ru
11. ie.boom.ru
12. www.libertarium.ru