История коррекционной педагогики

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
СПО НПО «Чайковский профессионально – педагогический колледж»
 
Контрольная работа
по коррекционной педагогике
 
Выполнила студентка 631 группы
заочного отделения Сельницына Т.И.
2009 г.

Содержание:
Наука – дефектология
Школа VII вида 
«Основы коррекционнойпедагогики (А.Д. Гонеев)
Педагогическаяхарактеристика ученика с задержкой психического развития
Список литературы

Наука – дефектология
Дефектология – (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) наука озакономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическиминарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.
Российская история дефектологии взаимосвязана с европейскойдефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный ипрактический опыт. В то же время в истории развития теории и практикикоррекционной педагогической деятельности в России мы имеем некоторое своеобразие,отличительные особенности. Советская дефектологиясложилась в борьбе с идеалистическими концепциями в области закономерностейразвития аномального ребёнка, порождавшими теории о крайней ограниченностивозможностей развития аномальных детей, сводившими основную задачу дефектология к приспособлениюаномальных детей к элементарному физическому труду
В начале XII в. киевский князь Владимир Мономах в поучениисвоим детям («Поучение князя ВладимираМономаха своим детям») указывал: «Всего паче убогих незабывайте, но елико могуше по силе кормите о подавайте сироте и вдовицуоправдайте сами, а не давайте сильным погубить человека».
Изменения в государственной политике России в отношениидушевнобольных произошли во второй половине XVIII в. в связи с изданием ЕкатеринойII «Указа об учреждении Приказов общественного призрения» (1775), покоторому в России создавались лечебные учреждения, благотворительные заведенияи школы.
Наивысший этап в истории российской педагогики и специальногообразования связан с периодом конца XIX — начала XX в. в связи с созданиемобществ и общественных организаций по обучению и воспитанию анормальных детей.Вопросами обучения и воспитания умственно отсталых детей, исследованиями вобласти психологии аномального детства, проблемами педагогической коррекциинедостатков развития и поведения занимались такие выдающиеся ученые-педагоги,психологи, медики, как Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин,А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и др.
История российской дефектологической науки и практики тесносвязана с именем ЕкатериныКонстантиновны Грачевой (1866-1934), которая стояла у истоковсоздания новых в России учреждений для умственно отсталых детей, ей принадлежитиздание первых руководств по работе с глубоко отсталыми детьми. Делу обучения,развития и воспитания глубоко отсталых детей она отдала почти сорок лет своейжизни.
Всеволод Петрович Кащенко (1870-1943) — известный педагог,талантливый организатор научных исследований в области дефектологии идефектологического образования. Им была создана школа-санаторий для дефективныхдетей, которая переросла в Научно-исследовательский институт дефектологииАкадемии педагогических наук (1943), а затем в Институт коррекционнойпедагогики РАО. Его книга «Педагогическая коррекция», изданная в 20-егоды, является и в настоящее время практическим руководством в коррекционнойпедагогике.
В России, так же как и за рубежом, был период увлеченияпсихометрией — изучением личности ребенка с помощью тестов. Григорий Иванович Россолимо (1860-1928),известный невропатолог, в начале века предложил свой оригинальный метод,который получил название «метод психологических профилей», покоторому в отличие от европейских психометрических методик предлагалосьисследовать восемь основных способностей ребенка: стойкость памяти, быстротузапоминания, толкование рисунков, обнаружение нелепостей, способностькомбинировать, состояние моторики, воображение, наблюдательность. Методика былаинтересной, давала богатый материал для педагогов и психологов, но как любойметод тестов имела недостатки: искусственность условий проведения, статичность,громоздкость в подведении итогов исследования.
Советская дефектологическая наука попыталась найтикомплексное решение проблемы отклоняющегося развития и поведения детей иподростков. На одном из первых Всероссийских съездов деятелей по борьбе сдетской дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) ставилисьзадачи: вскрыть причины дефективности, наметить меры борьбы с ней, определитьтипы учреждений для аномальных детей и характер обучения и воспитания детей вних, решить вопрос о судьбе выпускников специальных учреждений, определить путиподготовки кадров дефектологов. В работе съезда приняли участие многиеспециалисты, занимавшиеся проблемой аномального детства в дореволюционнойРоссии. Несмотря на экономические трудности в стране, съезд дал ощутимыйимпульс в активизации работы по данной проблеме, обозначив ее какобщегосударственную, общенародную.
/>Как область научного знания дефектология началаразвиваться в начале ХХ века в связи с задачами строительства в разных странахгосударственных систем специального образования, ядро которого составили школыдля слепых, глухих и умственно отсталых детей.
Новое время потребовало изменения взглядов на природу и сущностьаномального детства, на задачи и содержание деятельности специальныхобразовательных учреждений, потребовался и новый подход к теории и практикеизучения отклонений в развитии и поведении детей. Это успешно удалось сделатьпсихологу-экспериментатору ЛьвуСеменовичу Выготскому (1896-1934), который сумел разобраться втеоретическом хаосе специальной педагогики того времени, выделить самое важноеи существенное в природе дефективности, определить социальную значимость помощианомальным детям в нашей стране. И хотя этот новый этап в развитии дефектологиибыл подготовлен всей предыдущей деятельностью отечественных врачей, педагогов,психологов, личная заслуга Л.С. Выготского несомненна.
Выготский сумел определить ведущие тенденции в предупреждениии преодолении аномального детства, выявить, систематизировать и увязать их собщими закономерностями развития личности и общества. Им были сформулированыновые задачи специальной педагогики и специальной школы, основные теоретическиепредпосылки для перестройки работы в области аномального детства. Суть ихсводилась к тому, чтобы «связать педагогику дефективного детства с общимипринципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которойудалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормальногодетства».
Идея интеграции, взаимосвязи общих и специальныхпсихолого-педагогических вопросов проходит через все творчество ученого. Имбыли выявлены и сформулированы основные законы психического развития ребенка:закон развития высших психических функций, закон неравномерности детскогоразвития, закон метаморфозы в детском развитии и др. Он выдвинул идеюсвоеобразия развития личности аномального ребенка, которая формируется, как и уобычного ребенка, в процессе взаимодействия биологического, социального ипедагогического факторов.
Л.С. Выготским были разработаны и научно обоснованы основысоциальной реабилитации аномального ребенка. В противовес лечебной педагогике,которая тогда опиралась на «психологическую ортопедию» и«сенсорное воспитание», он разработал социальную педагогику,снимающую отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личностиребенка в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности.
Им был предложен динамический подход к дефекту. Он считал,что симптом не признак, не первопричина аномального развития ребенка, арезультат, следствие своеобразия его развития, за/> нимскрываются, как правило, сложные патологические процессы этиологического ианатомо-клинического характера.
Выготский разработал учение о первичности и вторичностидефекта, о социальной природе вторичного дефекта, обосновал идею единстваинтеллекта и аффекта; мышление, так же как и действие, имеет мотивационнуюоснову и в абстрактных условиях развиваться не может. Он сформулировал понятие«зона ближайшего и актуального развития ребенка», выявив взаимосвязьпсихического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития.
Им активно разрабатывалась мысль о компенсаторныхвозможностях организма аномального ребенка. Исходной точкой вкоррекционно-педагогической работе с аномальными детьми он считал сохранное,наименее подвергшееся аномалии или не затронутое ею состояние организмаребенка. С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком, — утверждал Л.С. Выготский.
Идея педагогического оптимизма была присуща работе многихучеников и последователей Л.С. Выготского. Однако как для общей педагогики ипсихологии, так и для специальной (коррекционной) педагогики известноепостановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»(1936) не прошло бесследно, затормозив, а в некоторых случаях остановив ицеленаправленные психолого-педагогические исследования, и практику развитияработы специальных школ.
Вместе с тем в 60-70-е гг. нашего столетия в дефектологии(коррекционной педагогике), как и во многих других отраслях научных знаний,были сделаны существенные шаги по активизации специальных исследований,разработке новых подходов в современной коррекционно-педагогическойдеятельности с детьми и подростками с недостатками в развитии и отклонениями вповедении.
Психоневрологи Г.Е.Сухарева и М.С.Певзнер провели глубокоеклиническое исследование умственно отсталых детей. Г.Е.Сухарева (1892-1981) разработаласистематику олигофрении, которая учитывала время и причины повреждения нервнойсистемы.
М.С.Певзнер (1901-1991) разработала классификациюолигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степениподвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения. Онаотмечала, что группа генетически обусловленных олигофрении не осложненанарушениями/> поведения, зато все остальные формы выступают какосложненные, сочетающиеся с нарушениями поведения, со снижениемработоспособности, с локальными западаниями слухоречевых функций, с грубыминарушениями личности.
В процессе развития дефектология систематически расширяласферу своих исследований. Если исходно предметом внимания дефектологии являлисьдети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота,глухота), то на последующих этапах развития дефектологии изучались дети с менеевыраженными трудностями, а именно слабовидящие, слабослышащие, дети с речевыминарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями.
Со временем в дефектология выделяются и специальные разделы,охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями(слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальныминарушениями). Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, стяжелыми двигательными нарушениями, с выраженными нарушениями интеллекта.Разворачиваются исследования детей дошкольного возраста.
В ходе этих исследований, проведенных в советский период,изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речиразных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основыдифференцированного специального обучения каждой категории детей. Применительнок разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия испециальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение икоррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы. Особоевнимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимыхнавыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензовогообразования. Дефектология внесла весомый вклад в изучение особыхобразовательных потребностей разных категорий детей.
В последние годы проблема коррекционной педагогикизначительно расширилась, захватив сферу не только специальных школ, но и специальныхклассов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Проблеменеуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуальному подходу былипосвящены исследования психолога Л.С.Славиной(начало 60-х годов). Проблема дифференциации обучения аномальныхдетей и выделения среди них неуспевающих учащихся массовой школы с задержкойпсихического развития послужила предметом глубоких научных исследованийТ. А. Власовой. Сегодня в связи сфункционированием в общеобразовательных школах классов компенсирующего икоррекционно-развивающего обучения встал вопрос о дифференциации содержанияобучения и характере воспитания учащихся этих классов (Г.Ф.Кумарина,С.Г.Шевченко).
 Как целостная отрасль знания дефектология складывается в результате развития исближения отдельных её областей, установления общих закономерностей в развитии,обучении и воспитании детей с разными видами дефектов. Большое значение длявыявления этих закономерностей имеет применение комплексного разностороннегоподхода к изучению аномальных детей с участием педагогов, врачей, физиологов,психологов и других специалистов.
Дефектология тесно связана с рядом смежных наук — невропатологией, патофизиологией, общей и медицинской генетикой,патопсихологией, педагогической и детской психологией, общей педагогикой,языкознанием и др. В свою очередь, она даёт уникальный материал для этих наук,а также для теории познания.
Результаты дефектологических исследований обеспечилинаучно-методические основы для создания дифференцированной системы специальногообразования. К началу 90-х годов эта система имела развитую горизонтальную ивертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих,слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыминарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательногоаппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные ипостшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.
Для каждого типа специальных школ были определены принципыобучения, формы, построения учебного процесса, разработаны средства и методыобучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, созданасистема специальных учебников, методик и большое количество оригинальныхнаглядных пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ(для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование,сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможнымдля них поступление в средние специальные учебные заведения и ВУЗы.
Задача дефектологии на современном этапе – научноеобеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа,ориентированной на ценности открытого гражданского общества.
В конце 20-го века сущностный смысл термина«дефектология» был утрачен, так как это уже не являлось отдельнойнаукой, а рассматривалось как отдельная часть науки педагогики.
Появление такого термина как «коррекционнаяпедагогика», в некоторой степени было обусловлено переименованиемНаучно-исследовательского института дефектологии в Институт коррекционнойпедагогики.
Основной целью коррекционной педагогики является выявление ипреодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему вуспешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями впсихофизиологическом развитии и поведении — сложная социально-педагогическаяпроблема. Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которойоказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении,коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:
Определить природу и сущность недостатков в развитии иотклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия ихпоявления.
Изучить историю становления и развитиякоррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками впсихофизиологическом развитии и девиациями в поведении.
Выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодоленииотклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию(причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития исоциально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка.
разработать технологии, совокупность методов. Приемов исредств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка снедостатками в развитии и отклонениями в поведении.
Провести анализ общего и специального образования детей снедостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы.
Определить цели, задачи и основные направления деятельностиспециальных. коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты иреабилитации детей и подростков.
Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовкеучителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками снедостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.
Именно поиск способов решения этих задач позволяюткоррекционной педагогике развиваться дальше как науке, в основе которой лежитидея о необходимости целостного подхода к изучению проблемного ребенка.
В настоящее время принципиально изменился социальный заказ, игосударство, общество, родители, специалисты смежных областей потребовали отдефектологов немедленно научно-методически обеспечить новые социальныеустановки на всех уровнях, во всех аспектах.
 В настоящее время в нашем обществе стоит остро проблемасоциальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
Оказаниесвоевременнойпсихолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всехвозрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важнымнаправлением в современной специальной психологии и коррекционной педагогике.
Для решения практических задач в этой области мобилизуютсяусилия ученых, практических работников, организаторов специального образования.Это подтверждается результатами научных исследований и многообразнымиорганизационными мероприятиями по внедрению новых форм, моделей, содержаниеобучения и воспитания разных категорий детей с нарушениями психофизического иинтеллектуального развития.
Имеющийся в отечественной и зарубежной педагогике опыт пообучению детей с нарушением развития свидетельствует в пользу адаптивнойсоциальной конформности в ближайшем для них окружении, что не может не являтьсяпоказателем и результатом общего психического развития, в том числе интеллектуального.
Школа VIIвида
 
Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями вразвитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционнойпедагогики.
На данном этапе развития системы образования на первый планвыдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка всоответствии с особенностями его психического и физического развития,возможностями и способностями.
Создание педагогических условий, оптимальных для каждогоребенка, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формированиеадаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразиеразличных типов образовательных учреждений.
Разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогическойработы со школьниками с задержкой психического развития может рассматриватьсякак одно из приоритетных направлений педагогики.
В государственном докладе «О положении детей в РоссийскойФедерации» отмечается обострение проблем, связанных с воспитанием детей всемье, состоянием их здоровья, социальной адаптацией. В группу риска по всемэтим показателям попадают дети с задержкой психического развития.
Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннемизучении и в организации специальной педагогической помощи.
Разностороннее изучение задержки психического развития какспецифической аномалии в НИИ дефектологии — Институте коррекционной педагогикиРАО в течение тридцати последних лет позволило получить ценные научные данные.Научные сведения и результаты проведенного в ряде городов эксперимента пообучению и воспитанию этой категории детей в специальных школах, классах,дошкольных учреждениях обеспечили научную основу для введения в структуруспециального образования новый тип школ для детей с задержкой психическогоразвития (1981) и дошкольных учреждений (1990).
Концепция построения модели коррекционно-развивающегообучения и содержание программно-методического материала апробированы впроцессе экспериментальной работы на базе ДОУ №908, 1645, 425 СВАО г. Москвы с1992 по 1998г.
Теоретическая и методическая база эксперимента сформированана обобщении исследований в области специальной психологии (В.И. Лубовский, 1978; В.В. Лебединский, 1985; У.В. Ульенкова, 1994), социальной дошкольнойпедагогики (А.А. Катаева, С.А. Миронова, Л.П. Носкова, Л.И. Плаксина, Е.А.Стребелева, У.В. Ульенкова), логопедии (Я.С. Жукова, Т.Б. Филичева).
Основное внимание педагогов-дефектологов и другихспециалистов диагностико-коррекционных групп должно уделяться целенаправленномуформированию высших психических функций у детей с ЗПР, обеспечению полноценногопсихологического базиса для развития мышления и речи.
Следует стремиться к использованию педагогических технологий,обеспечивающих формирование психологических механизмов, необходимых длядостижения ребенком качественно нового уровня развития.
В формировании личности большое значение имеют механизмысаморазвития. Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессеповседневного общения с взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку сЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет егопо «ступенькам развития», раскрывая потенциальные возможности маленькогочеловека.
Проводится коррекция индивидуальных недостатков развития наиндивидуальных и групповых занятиях, специально выделенных для этих целей.Проводится логопедическая коррекция. Медико-педагогическая комиссияпредварительно определяет степень заболевания ребенка: если у него задержкапсихическая — в школу или классы для детей с зпр, если речевая — в речевуюшколу. Коррекционная направленность обучения в этих школах достигаетсяблагодаря умению всего коллектива обеспечивать условия коррекции (охранник некричит на детей, медработники их не пугают и т.д.), а также ограничению количестваобучающихся в классе (группе), т.е. уменьшению контингента. Если в группебольше 12 детей — коррекцию проводить невозможно и школа не выполнит своизадачи.
Коррекция также достигается благодаря введению в программыобучения специальных предметов: ритмика, трудовое обучение и прочих. Учителя ивоспитатели применяют на занятиях непременно коррекционно-педагогическиетехнологии: развивающие игры, детское репетиторство и ОБЯЗАТЕЛЬНО — наглядность– таблицы, картинки, предметы и прочее. В интересах детей и в целях их развитиявводятся факультативные курсы: художественно-эстетические, музыкальные,спортивные, трудовые. Обучение и воспитание данных детей строится на основедифференцированного подхода к каждому с учетом их актуальных возможностей инаправлено на укрепление и охрану их здоровья, на создание благоприятнойобразовательной среды, которая обеспечивает не только УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ, НО ИРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Профилактика и педагогическаякоррекция отклоняющегося поведения подростков (А.Д. Гонеев)
Девиантное поведение определяется как отклоняющеесяповедение, т.е как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятымв обществе правовым или нравственным нормам.
В отклоняющемся поведении (да и поведении в норме) поступокможет проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словахили отношении к чему – либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смысловогоподтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких – то препятствийили ограничений и т.д.
Поведение человека выступает не только как сложный комплексвидов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечиваетсяокружающая его природа, но и как общение, и как практическое взаимодействие слюдьми в различных социальных структурах.
Как всякое действие, отклоняющееся поведение имеет внутренниймеханизм, цель, мотив, которые обусловлены психобиологическими особенностямиличности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием.
Проведенный анализ подходов к классификации отклоняющегосяповедения детей и подростков позволяет сделать вывод о том, что все нынесуществующие категории детей, в работе и взаимоотношениях с которыми педагогам,родителям, социальным и медицинским работникам приходится применятьдополнительные усилия, чтобы добиться положительного результата, можно отнестик разряду трудных, сложных детей; это тот широкий круг подростков, которыенуждаются в коррекции их личности.
У подростков с отклоняющимся поведением преобладаетобщественно-отрицательная, эгоистическая направленность, определяющаясоответствующую жизненную позицию: склонность к развлечениям, праздному образужизни, погоне за удовольствиями.
Необходимо отметить у подростков с отклоняющимся поведениемнарушения в эмоционально-волевой сфере личности. Для них характерны неуравновешенность,вспыльчивость, импульсивность (более 30% подростков), частая смена настроения,эмоциональная неустойчивость. Неустойчивость эмоциональной сферы,нестабильность характера влияют на взаимоотношения в классном коллективе сосверстниками, со взрослыми, приводят к частым конфликтам.
В силу этого, говоря об отклоняющемся поведениинесовершеннолетних подростков, мы будем иметь в виду ту группу детей, котораявходит в разряд трудновоспитуемых, педагогически и социально запущенныхподростков, и определенную часть подростков-правонарушителей.
Таким образом, социальная и педагогическая запущенность тесновзаимосвязаны с трудновоспитуемостью, взаимодополняют и углубляют друг друга,при определенных условиях ведут к правонарушениям. Поэтому их предупреждение иликвидация требуют комплексных социально-психологических икоррекционно-педа-гогических мер, взвешенного научного подхода и продуманныхмер педагогического воздействия, опирающихся на знание природы, условий ипричин этого асоциального явления.
Существенным признаком отклоняющегося поведения являетсяконфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением,нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять.
Поэтому девиантное поведение подростков, так же как иповедение подростков в норме, зависит как от психобиологических, так и отсоциально-педагогических причин.
Стремление к взрослости проявляется у подростка как потребность приобщения к мирувзрослых, к их жизни и деятельности. Но малый жизненный опыт, неоднозначноевосприятие социальной ситуации приводят к разногласиям со взрослыми, порождаютконфликты между ними. Однако конфликтных ситуаций можно избежать, если при ихвозникновении учитывать особенности психического развития подростка.
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадногостремления к познанию, бурной активности, инициативности, стремления ксамосознанию, самооценке, самоутверждению.
С процессом самосознания подростков тесно связан процесссамоутверждения. При неадекватных самооценке и самоутверждении может сложитьсянегативное поведение.
Самоутверждение не может происходить без формирования икультивирования каких-то качеств личности, т. е. без самовоспитания. Оцениваясвои способности и возможности по сравнению со сверстниками, подростки могутнеосознанно создавать свою программу самовоспитания, опирающуюся на какой-тоидеальный образ.
В самооценке и самоопределении подростка важную роль играютдрузья, сверстники, их мнения и оценки, которые проявляются в отношении ксобытиям, явлениям, фактам или в общении. Потребность в общении является однойиз ведущих, определяющих в подростковом возрасте. Только в общении происходитобмен информацией, мыслями, идеями, идеалами, ценностями.
К подростковому возрасту в основном сформирована готовностько всем видам учебной деятельности, но возможности реализации этой готовностиимеются не у всех подростков.
Важным моментом в понимании отклоняющегося поведенияподростков и определении его причин являются акцентуации характера как крайнийвариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерноусилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенногорода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости кдругим.
Как отмечают специалисты (П.Б.Ганнушкин, К.Леонгард,А.Е.Личко и др.), акцентуации характера необязательно связаны с девиантнымповедением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью противпагубного влияния окружающей среды
Подростки с явными акцентуациями характера составляют группуповышенного риска, поскольку достаточно случайного стечения обстоятельств илинепреднамеренного «удара» (словом, отношением) по слабому месту представителятого или иного типа акцентуации, как возникают условия для перехода акцентуациив психопатии или психопатические реакции или же непсихопатические детскиенеспецифические подростковые реакции
Итак, за каждым действием и поступком подростка необходимовидеть не только желание сделать что-то неприятное, навредить, но и обычнуюреакцию ребенка, связанную с желанием себя защитить, обратить на себя внимание,найти опору и поддержку среди сверстников.
Среди социально-педагогических факторов, влияющих наформирование личности подростка и на особенности его поведения, выделяютсяродительская семья и неформальные группы сверстников.
Семьеотводится решающая роль в определении направленности поведения подростков,именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей идетей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместнойдеятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планыи идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения иобщение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяетсяструктурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей,социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом,распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми исемейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формируетсяличность ребенка.
Нарушение структуры семьи оказывает негативное влияние наподростков не само по себе, а в сочетании с другими факторами, в частности суровнем общего и педагогического образования родителей, характером их взаимоотношенийв семье, содержанием общения и пр.
Итак, манера и характер отношений и семейного общения,независимо от желания и воли ребенка, становятся той базой, на основе которойстроятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков сотклоняющимся поведением происходит через неформальную группу. Отверженность всемье, изоляция в классном коллективе вынуждают их искать среду обитания внебольших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, во внешкольнойсреде, в сфере стихийно-группового общения.
Стихийно-групповое общение — важный фактор социализации несовершеннолетних, здесьподростки находят условия и возможности для собственной самореализации исамоутверждения.
Сущность внешкольного группового общения подростков можноопределить как процесс взаимного обмена мыслями, эмоциями, нравственнымиидеалами и духовными ценностями со сверстниками и взрослыми, при ихмежличностном контакте, влияющий на сознание и поведение подростков и происходящийв различных группах и коллективах вне школы.
Таким образом, как видно из анализа группового общенияпедагогически запущенных подростков, оно малосодержательно и асоциальнонаправлено, негативно сказывается на поведении подростков. В зависимости отуровня педагогической запущенности и типа группового общения направленность ихобщения дифференцируется от общественно нейтральной и пассивной до ярковыраженной асоциальной.
Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников)занимает довольно важное место.
Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегосяповедения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика ихпознавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состоянияэмоционально-волевой сферы.
Опираясь на результаты диагностики, строитсяобразовательно-коррекционная работа с подростками.
Устранение пробелов в знаниях осуществляется как на уроках,так и во внеурочной деятельности. Оно может проявляться в даче посильныхиндивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизацииучебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, всовместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностяхв учебной деятельности и путях их преодоления.
Дифференцированная непосредственная (оперативная)коррекционная помощь строится педагогом в зависимости от учебной ситуации.
Таким образом, образовательно-коррекционная деятельность входе учебно-воспитательного процесса представляет собой единый процессэмоционального, оперативного и содержательного свойства, что дает возможностькорректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности,проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся вотношении учащихся к учебному предмету вообще и школе в частности.
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работысостоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткампредоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать своипотребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененнымдругими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найтиоптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбратьприемлемую форму поведения.
Поскольку деятельность является ведущим средствомформирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способыорганизации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему чертышкольника и способствуют исправлению, коррекции трудновоспитуемости ипедагогической запущенности.
В комплексе приемов педагогического воздействия выделяютсяприемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личностивоспитанников и создающие, содействующие развитию положительных качествличности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств,эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков(Э. Ш.Натанзон).
Без положительного отношения подростка к необходимостисамоисправления, без понимания, как это сделать, надеяться на скорейший успех вкоррекционно-педагогической работе с деви-антными подростками, на эффективностьметодов и приемов педагогического воздействия не приходится.
Взвешенное сочетание индивидуального и коллективногопедагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебнойдеятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимсяповедением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодолениянедостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным,действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности,интеграции в социум вполне осуществимыми.
Показателем социальной зрелости индивида служит егоготовность быть активным членом общества, выполнять разнообразныевнутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении вгруппе.
Общая профилактика (греч. prophylaktikos -предохранение, предупреждение)рассматривается как совокупность мер, направленных на создание благоприятныхсоциально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий,содействующих семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически исоциально здоровых детей; по реализации воспитательных функцийобщеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценногоразвития интересов и способностей у школьников, занятости общественно полезнойдеятельностью во внеурочное время.
Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные надетей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей.Она предполагает использование разнообразных мероприятийпсихолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощинесовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия инегативного влияния асоциальной среды. Коррекционно-профилактическая работаосуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды инеформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественныхорганизаций.
Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическаядеятельность являются составной частью того социально-педагогического процесса,который направлен на выявление девиантных подростков, диагностику причин иусловий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразияформирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками ивзрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер попредупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формированииличности подростка.
В предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения подростковв коррекции общения и взаимоотношений в семьях девиантных подростков существуютразличные пути и средства педагогического воздействия на родителей, на семейныймикроклимат, на воспитательный потенциал, на характер внутрисемейных отношений.
Итак, результативность коррекции общения в семьях подростковс девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого, так иопосредованного воздействия на семью. Если первый путь осуществляется школой иобщественностью и направлен на совершенствование общекультурного ипедагогического уровня родителей через систему педагогического всеобуча ипросвещения, вовлечение родителей в общественно значимую деятельность, тоопосредованный путь воздействия осуществляется через подростков, черезорганизацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, вшколе, по месту жительства.
В системе предупреждения и преодоления отклоняющегосяповедения подростков важную роль играет работа по нейтрализации, переориентацииили коррекции группового общения несовершеннолетних, которая играет довольносущественную роль как в десоциализации, так и в дезадаптации личностиподростка.
При выборе организационных форм, путей и способовкоррекционно-педагогического воздействия на групповое общение девиантныхподростков необходимо исходить из целесообразности их применения в условияхтого или иного региона, эффективности в переориентации личности подростков сотклоняющимся поведением.
Основой коррекционно-педагогической деятельности с такимигруппами могут стать подростковые клубы по интересам. Они дают возможностьсохранить структуру группового общения, позволяют вести более пристальноенаблюдение за содержанием общения, изменять ценностные ориентации групповогообщения.
Педагогическая характеристика ученикас задержкой психического развития
Они не всегда узнают и зачастую смешивают сходные поначертанию буквы, цифры, слова, а похожие предметы воспринимаются ими какодинаковые. Это затрудняет освоение геометрического материала, работу на урокахизобразительного искусства, ручного труда.
Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, низкойконцентрацией и затрудненным переключением с одного объекта на другой. Они струдом переходит от одной формы деятельности к другой, не способны распределятьи концентрировать внимание в условиях, когда выполнение задания осуществляетсяпри наличии одновременно действующих речевых раздражителей. Частонеустойчивость внимания ‘, и снижение работоспособности у детей с ЗПР имеет индивидуальныеформы развитии памяти тоже наблюдаются явные отклонения. Сохранностьнепроизвольной памяти преобладает над произвольной, причем материал очень частовоспроизводится в искаженном виде. У детей низкий уровень самоконтроля призаучивании и воспроизведении материала. С большим трудом происходит овладениесложными видами памяти.
Деятельность детей с ЗПР отличается общейнеорганизованностью, недостаточной целенаправленностью, низкой активностью.
Потребности в общении у этой группы значительно снижена. Этокасается общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Они не стремятсяобратить за помощью ко взрослому, даже если испытывают сильные затруднения,зачастую просто оставляют ее. Им не важна оценка их действий в развернутойформе, и достаточно услышать просто похвалу и т. п. Контак­ты детей с ЗПР сосверстниками отличаются простотой и малой продуктивностью. Все этосвидетельствует о социальной незрелости детей с задержкой психическогоразвития.

Литература:
1.          Замский Х.С.Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древнихвремен до середины XX в.- М., 1995.
2.          Доброва А. Дефектология, Очерк историисоветской дефектологии (1917-1929), М., 1952.
3.          Н.М Назарова.Специальная педагогика. Учебное пособие. М.,2000.
4.          А.Д. Гонеев.Основы коррекционной педагогики. М.,2002.
5.          Борякова Н.Ю.Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психическогоразвития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002.