«Культура Псковского края: история и современность» Колония на Холмах и ее роль в развитии культуры Порховского края

Областной конкурс «Юный краевед» «Культура Псковского края: история и современность»Колония на Холмах и ее роль в развитии культуры Порховского краяРеферат ученика 9 Г класса Федорова АндреяРуководитель – учитель истории средней общеобразовательной школы №1 Яковлева Лариса АнатольевнаПорхов, 2004План Введение. Цель и задачи реферата………………………………………………… с.3 Методы и способы выполнения работы………………………………………………….. с. 4 Результаты. Колония на Холмах и ее роль в развитии культуры Порховского края. Усадьба князя А.Г.Гагарина в Холомках………………………………… ..с. 5 Организация колонии Петроградского Дома искусств в Холомках и Бельском Устье в начале 1920 года. ………………… ..с. 7 Порховская страница биографии некоторых колонистов: а)поэт-переводчик Ада Ивановна Оношкович-Яцына… ..с 9 б) «Здесь даль видна в просторной раме…» Поэт Владислав Ходасевич в Бельском Устье………… …с. 11 в) Художник Н.А.Радлов ……………………………………………………………… …с. 15 Роль колонии на Холмах в развитии культуры Порховского края……………………………………………………………………………… ….с. 17 Выводы………………………………………………………………………………………………………… ….с. 19 Используемая литература……………………………………………………………… …с. 22Введение. Цель и задачи реферата. Есть на Псковской земле место, уникальное скрещением судеб многих талантливых людей ХХ века – это Холомки и Бельское Устье в Порховском районе. Здесь в живописной долине реки Шелони в 1920-21 гг. расположилась колония Дома искусств, где, спасаясь от голода, поселились петроградские писатели, поэты художники: К.Чуковский, М.Добужинский, В.Ходасевич, В.Милашевский, Е.Замятин, М.Зощенко, О.Мандельштам, Н.Радлов и др. Изучая на уроках литературы Псковского края творчество В.Ходасевича, В.Милашевского, я решил более подробно остановиться на теме о художественной интеллигенции в Холомках и Бельском Устье. Считаю данную тему актуальной, т.к. необходимо как можно больше говорить о том, какие уникальные места есть на нашей Порховской земле. Холомки и Бельское Устье … За годы Советской власти это были просто деревни, которые ничем не отличались от остальных. Лишь в 90-х гг. вновь заговорили о ценности этих исторических мест. Научные краеведческие чтения «Порхов – Холомки», публикации на страницах «Порховского вестника»1, экскурсии – все это способствует возрождению былой славы дворянских усадеб в Холомках и Бельском Устье, которые в начале 20-х годов явились своего рода центром культурной жизни нашего района. Таким образом, целью моего реферата является показ того, что этот небольшой «пятачок русской земли»2 в сознании побывавших там представителей художественной интеллигенции стал символом России и отразился в их произведениях, но белее всего – в памяти многих людей. Для раскрытия данной цели я обозначил следующие задачи: Дать историческую справку об усадьбе князя А.Г.Гагарина в Холомках Показать, как была организована колония Петроградского Дома искусств в Холомках и в Бельском Устье, а именно – а) условия быта б) материальное существование в) проведение досуга. Представить порховскую страницу в биографии некоторых колонистов. Изучить роль колонии на Холмах в развитии культуры Порховского края.Методы и способы выполнения работы.Нельзя сказать, что тема о художественной интеллигенции в Холомках и Бельском Устье является малоизученной. Она находит отражение в материалах ежегодных краеведческих чтений «Порхов – Холомки». Бывший научный сотрудник Порховского музея Алексей Екимович Крылов также неоднократно обращался к этой теме. Работая над рефератом, я пользовался как материалами краеведческих чтений, так и статьями А.Е.Крылова. Поэтому способами выполнения работы стало: – изучение имеющихся публикаций по данной теме; – знакомство с творчеством В.Милашевского, В.Ходасевича и К.Чуковского. Поиск Порховской страницы в их биографии; – постановка цели и задачи; – формулирование выводов.^ Результаты. Колония на Холмах и ее роль в развитии культуры Порховского края.Усадьба князя А.Г.Гагарина в Холомках.Усадьба была построена в 1914 году А.Г.Гагарин в 1911 г. приобрел землю в Порховском уезде Псковской губернии. Проект и рисунки здания усадьбы в стиле русского ампира были заказаны архитектору И.А.Фомину. В июне 1913 года, после защиты адъюнктской диссертации, А.Г.Гагарин со своими старшими сыновьями приступил к строительству усадьбы. Из воспоминаний супруги князя Гагарина, Марии Дмитриевны: «Во всякую деталь строительства, начиная с приемки кирпича и кончая вычислением размера колонн, он вникал сам, для чего большую часть года жил при строительстве в простой избе». Эта изба сохранилась, правда, стоит без окон и дверей и почти без крыши. Здание усадьбы строилось в основном из местного материала. Кирпич покупался у соседних крестьян, а для грандиозного гранитного фундамента взрывались динамитом и затем тесались громадные валуны, которыми были усеяны ближайшие поля. Строительство усадьбы было закончено в 1914 году. А вот как описывает усадьбу современник А.Г.Гагарина Г.Лукомский: «Не только старинные усадьбы бывают красивы, правда, не много таких красивых сооружений подлинной благородной и выражающей характер русской усадьбы архитектуры. Произведение архитектуры И.А.Фомина любопытно особенно тем, что оно было построено лишь по проекту Фомина, зодчими явились сами владельцы: князь Андрей Григорьевич Гагарин и его два сына – Сергей и Андрей. С одной стороны здания портик – традиционный портик ионической колоннады с большой балюстрадой между колоннами. Очень хороши балясины – это так редко бывает. С другой стороны полукруглая ротонда, перекрытая куполом. Прелестны парные колонны. Менее удачен аттик, идущий по верху над карнизом. Все формы просты, гладки, бесхитростны, нетрудны для выполнения, а в общем получилось красивое, образцовое здание, и это при условии, что строили дилетанты. Ныне в доме лазарет для раненых воинов». Через месяц после окончания строительства началась первая мировая война. Старшие сыновья А.Г.Гагарина ушли на фронт, а в усадьбе остались Андрей Григорьевич с супругой и младшими детьми. Осенью 1914 года в одной половине нового дома супруга А.Г.Гагарина организовала лазарет для раненых. Гагарины сами содержали этот лазарет в течение всей войны. В 1918 году усадьба была реквизирована и там организован Народный дом им. В.И. Ленина, которым руководила дочь А.Г. Гагарина, Софья Андреевна. В Народном доме устраивались театрализованные вечера для местных крестьян. На эти вечера в Холомки приходила молодежь из всех окрестных деревень и даже их Порхова. В то ужасное время усадьба не погибла и не разделила трагическую участь многих ближайших усадеб В 1920 году Мария Дмитриевна обращается через знакомых ей художников М.В.Добужинского и В.А.Милашевского к А.М.Горькому с предложением оргванизовать в усадьбе Дом искусств для поддержания голодающей в Петрограде творческой интеллигенции. Тогда еще деревня в состоянии была прокормить петроградских художников и писателей и их семьи. С этой целью в Холомки был командирован К.И.Чуковский, и летом 1920 года в Холомках открылась колония Дома искусств. В годы Великой отечественной войны в Холомках размещались штабные службы немецких войск. В здании усадьбы располагались столовая, спальные комнаты и комнаты отдыха, поэтому дом Гагариных не пострадал. В настоящее время усадьба требует восстановления и возрождения, как архитектурно-исторический памятник. По указанию вице-президента С.-Петербургского технического университета в октябре 2000 года сотрудниками университета было выполнено обследование здания и территории усадьбы. По результатам обследования составлен отчет и даны рекомендации. Будем надеяться, что в ближайшее время начнутся работы по восстановлению усадьбы.3Организация колонии Петроградского Дома искусств в Холомках и Бельском Устье.6 ноября 1920 года газета «Псковский набат» сообщила об организации в Порховском уезде, в бывшем дворянском имении Холомки, колонии Петроградского Дома искусств. Предыстория этого важного культурного события в жизни Порховской провинции такова. Вскоре после Октябрьской революции в особняке князей Гагариных в Холомках был создан Народный дом имени В.И.Ленина (говоря современным языком – Дом культуры). Дочь Гагариных, Софью Андреевну, назначили заведующей Народным домом. Подобрав группу из местных подростков, она занимается с ними художественной самодеятельностью, ставит даже спектакли по пьесам А.Н.Островского. Местные крестьяне довольны. Но уездная власть косо смотрит на бывших «бар», все еще обитающих в своем роскошном особняке, и пытается их выжить. 16 июля Софью Андреевну увольняют с работы. Бездомность угрожает всей семье Гагариных. Только 20 января 1920 года пожилой и больной князь А.Г.Гагарин, так много сделавший для отечественной и мировой науки, получил за подписью В.Ленина (Ульянова) охранную грамоту на имение и имущество (помогло ходатайство друзей ученого). Чтобы обезопасить семью от новых и новых попыток властей отобрать их дом, княгиня Мария Дмитриевна Гагарина, посоветовавшись с частым гостем Холомков художником М.В.Добужинским и найдя поддержку у писателя М.Горького, решает обратиться к наркому просвещения А.В.Луначарскому с предложением создать в Холомках творческую дачу художников и писателей Петроградского Дома искусств, терпевших жестокий голод. Нарком идею поддержал. 14 февраля 1921 года критик и поэт К.И.Чуковский записал в своем дневнике: «Завтра я еду вместе с Добужинским в Псковскую губернию, в имение Дома искусств, Холомки, спасать свою семью и себя от голода, который надвигается все злее…» Поездка Добужинского и Чуковского в феврале 1921 года в Холомки носила организационно-хозяйственный характер. Нужно было добыть лошадь для поездок в Порхов, договориться насчет сада, огорода и сена. Эти два человека, благодаря своей энергичности и распорядительности, сыграли важнейшую роль в организации «колонии», как стали называть холомковские сотрудничество творческих работников, и устройстве быта «колонистов». «Добужинский и Корней Чуковский, – вспоминал В.А.Милашевский, – были нашими председателями. Перед властями они оба числились заместителями Горького. Бумажка за подписью Горького показывалась в исполкоме города Порхова… и они отпускали нам пайки – крупу, муку и махорку». К концу весны 1921 года основные работы по подготовке имения к приему петроградцев были закончены, и в мае начался приезд писателей и художников, продолжавшийся и летом. Причем прозаиков и поэтов, благодаря усилиям Чуковского, приехало гораздо больше, чем живописцев и графиков. Кроме самого Корнея Ивановича и его детей, Николая и Лиды (впоследствии тоже ставших известными писателями), в Холомки прибыли Е.И.Замятин, М.Л.Лозинский, М.Л.Сломинский, М.М.Зощенко, В.Ф.Ходасевич, Е.П.Леткова-Султанова, Лев Лунц, Сергей Нельдихен, Муся Алонкина, Оношкович-Яцына. На несколько дней в Холомки из Петрограда приезжали О.Э.Мандельштам и Н.М.Волковыский. Из художников, приехавших на лето в благословенные места на красавице Шелони, известны, кроме М.В.Добужинского и В.А.Милашевского, имена Г.С.Верейского, Н.Э. Радлова и его жены Э.Я.Зандер, Б.П.Попова. Приведенный список «колонистов», по-видимому, не полный. Писателей и художников нахлынуло из голодного Петрограда так много, что разместить всех в большом княжеском доме в Холомках оказалось невозможным. Часть прибывших пришлось поселить в соседнем имении Новосильцевых – в Бельском Устье, что в двух километрах от Холомков. По воспоминаниям Николая Чуковского, «новоприбывшие разместились в пустом доме кто как мог: на топчанах и просто на полу. Нельдихен устроился на террасе с перебитыми стеклами в длиннейшем ящике из-под яиц… Н.Э Радлов решил преобразовать внутренность новосильцевского дома и принялся расписывать его голые стены огромными фресками.4Порховская страница биографии некоторых колонистов а) Поэт – переводчик Ада Ивановна Оношкович – Яцына. Когда вспоминается такой яркий феномен уже не столь близкой нам истории, каким была краткая жизнь Порховской колонии – коммуны петроградских художников и литераторов в Холомках и в Бельском Устье, всегда произносятся имена выдающихся, в особом представлении не нуждающихся. Кому из вступивших в XXI столетие просвещенных россиян нужно объяснять, кто такие Корней Чуковский и Мстислав Добужинский, Владислав Ходасевич и Михаил Зощенко, Осип Мандельштам, Евгений Замятин, Николай Радлов и Михаил Лозинский, Владимир Милашевский… Но рядом с этими большими фамилиями во всех источниках, которыми мы пользуемся, восстанавливая хронологию отстающей от нас на восемьдесят лет истории, всегда звучат имена менее известные. Разве что посвященные профессионалы не нуждаются в прояснении имен Бориса Попова и Льва Лунца, Екатерины Павловны Летковой – Султановой, Марии Сергеевны Алонкиной, Ады Ивановны Оношкович – Яцыны. Несколько восполняя неоправданно существующие пробелы, мы вспомним одно из полузабытых имен. Итак: Поэт – переводчик Ада Ивановна Оношкович – Яцына. Порховская страница биографии. В псковскую колонию Ада Ивановна поехала под покровительством ее учителя и друга Михаила Леонидовича Лозинского. Ада Ивановна рассказывала, что поехали они в Бельское Устье в сентябре 1921 года и пробыли там месяц. Дорога была тяжелая, пересадка на станции Дно. Пришлось пытаться заснуть сначала на перроне, а затем в зале, сидя у стола. Из Порхова ночью ехали в телеге с вещами, ночевали по дороге на сеновале. В Устье Аде Ивановне очень понравилось. Красивые прогулки, уютные вечера с танцами, играми, хороводами. Радлов рисовал карикатуры и блистал остроумием, прозвище у него было Барон. С ним они подружились. В Холомки ходили пешком. В лесу стоял цыганский табор. Колонисты ходили в табор на костер. Цыгане пели, танцевали и гадали. Было поле капусты, которое колонисты охраняли, а затем срезали урожай. Как было организовано питание, я не помню. Из колонистов Ада Ивановна вспомнила, кроме Радлова, еще Султановых и то, что Чуковского и Замятина они уже не застали. Наступающая осень готовила обитателям Холомков и Бельского Устья скорые дороги, о направлении которых многие из них в том сентябре 1921 года и не подозревали. И как здесь не вспомнить Льва Толстого: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей, с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как и всегда…» И нам вовсе не трудно перенестись вроде бы совсем немного во времени и увидеть картину, когда «по вечерам все собирались в новосильцевском доме. Открывались все двери, зажигались керосиновые лампы, … и устраивалась грандиозная кадриль», в одной из пар которой шли и наши герои – будущий великий переводчик Данте и Шекспира и его почти безвестная ученица. Но с того самого дня имена их всегда будут перекликаться как в истории великой российской словесности, так и в скромной негромкой странице истории и культуры нашей, имя которой – Холомки.5б) «Здесь даль видна в просторной раме…»Поэт Владислав Ходасевич в Бельском Устье.17 ноября 1921 года мос­ковский поэт Владислав Хо­дасевич переезжает в Пет­роград и поселяется в тогда уже знаменитом Доме ис­кусств, к моменту приезда В. Ф. Ходасевича существовав­шем ровно год.Яркий словесный портрет В.Ф. Ходасевича, только что поселившегося в Доме искусств, оставил в своей интересной книге воспоминаний художник В.А. Милашевский, один из обитателей и Дома искусств, и колонии в Порховской глу­бинке: «Недели через две после моего вселения в «меблирашку» я увидел в темном коридоре человека, лицо которого меня поразило. Очевидно, подобно мне, он был новый жилец Дома искусств. Пергаментно-желтое, иссушенное, скопческое лицо. Его горло было окутано, или, вернее, спеленуто, черным шелко­вым платком, из-под которого виднелся еще и белый платок. Это придавало шее и голове мертвенную неподвижность, как у мумии. Взгляд настойчивый и упорный, как будто скрипу­чий. Черные волосы, безжизненные и прямые, спускались до мочек ушей. «Фараон, промелькнуло в голове, – но не только фара­он, а еще и ирокез». Я представился ему как его сосед по коридору. И по-дурацки добавил после своей фамилии: «Ху­дожник», чтобы разрушить ложное впечатление, которое я, вероятно, производил в своей военной гимнастерке. Ирокезо-фараон ответил мне: «Владислав Ходасевич, поэт». 3 августа 1921 года В. Ф. Ходасевич вместе с Анной Ива­новной Чулковой («жена Ходасевича» и «сестра мистического анархиста» Григория Чулкова» – В.А. Милашевский) и ее тринадцатилетним сыном от первого брака Гариком (Эдгар Гренцион) уезжают из Петрограда на несколько недель в ко­лонию Дома искусств в Порховский уезд Псковской губер­нии. Перед отъездом В. Ходасевич написал Андрею Белому, что кроме него туда также едут писательница Екатерина Пав­ловна Леткова-Султанова и художник В.А. Милашевский. Накануне отъезда в Псков (вечером 2 августа) В. Хода­севич встретился с Николаем Степановичем Гумилевым. По­зднее, в 1936 году в Париже, в очерке «Гумилев и Блок» В.Ф. Ходасевич подробно опишет эту встречу: «…Гумилев стал меня уверять, что ему суждено прожить очень долго – «по крайней мере до девяноста лет». Он все время повторял: «Непременно до девяноста лет, уж никак не меньше». На следующий день вечером В. Ходасевич отправляется в Псков. Через несколько дней, 7 августа, умрет А. Блок, а 27 августа Николая Гумилева расстреляют. О кончине А. Бло­ка известит В. Ходасевича Андрей Белый. 14 августа 1921 года в церкви Вельского Устья (храм Во славу Вознесе­ния Господня, 1796 г.), в воскресенье, по Александру Блоку будет отслужена панихида. В начале сентября колонисты уз­нают и о гибели Н.С. Гумилева. 6 августа (дата по Дневнику К.И. Чуковского) Ходасеви­чи приезжают в Холомки и, подобно многим колонистам, поселяются в Бельском Устье (соседнее с гагаринскими Холомками имение Н.И. Новосильцева с домом, построенным по проекту И.П. Ропета). Десять дней спустя (16 августа 1921 года) в подробном письме своим давним московским дру­зьям Борису Александровичу и Александре Ионовне Диатроптовым Владислав Ходасевич опишет свою деревенскую жизнь. Процитируем замечательное письмо, где искренняя восторженность граничит с легким юмором, а неподдельная радость переходит порой в едкую усмешку. «Милые мои, жить на свете очень чудно. По случаю ком­мунистического строя сделался я помещиком. Обсуждаю воп­росы об урожае, хлопочу, чтобы скорее мололи «наш» хлеб, и очень серьезно подумываю, не прогнать ли садовника. Впро­чем, я недоволен и управляющим: явный вор. Это мнение раз­деляет и дьякон нашей домовой церкви, очень красивой, XVIII века, о пяти куполах. Собственно, у нас не одно име­ние, а два: Бельское Устье, где живем мы, старушка Леткова (Любовь Михайловского) с сыном, художник Милашевский; Холомки, в 2 верстах отсюда. Там живут Добужинские и Чу­ковские. Все это – в 15 верстах от Порхова Псковской губ., на берегу реки Шелони. У нас лучше, хотя в Холомках рос­кошный дом. Отправляясь в порховскую колонию на несколь­ко недель, Владислав Ходасевич не мог, наверное, предпо­ложить, что задержится в ней на два месяца. И, тем более, вряд ли предполагал поэт, что, живя в эмиграции, в Париже, так часто будет возвращаться в своей памяти к событиям пятнадцатилетней давности. Особый интерес в мемуарной прозе В.Ф. Ходасевича представляет для нас его очерк «По­ездка в Порхов» (Из советских воспоминаний). Сам мемуа­рист так определил тему своего повествования: «один из са­мых нелепых дней моей подсоветской жизни». Николай Чуковский назвал В. Ходасевича «превосходным поэтом одной темы – неприятия мира». Очерк «Поездка в Порхов» – прозаическое подтверждение сказанному. Все сто­роны подсоветской жизни представляются В. Ходасевичу как следствие всеобщего абсурда. И дело здесь не только в убо­гом быте убогих людей. Поэту открывается зловещая «осо­бенность эпохи – глубочайшая ложь и притворство, …веч­ный «камуфляж», без которого нельзя было ступить шагу». В последний день уходящего 1921 года Владислав Хода­севич завершит в Петербурге стихотворение «Бельское Ус­тье» – один из своих поэтических шедевров. Здесь даль видна в просторной раме: За речкой луг, за лугом лес. Здесь ливни черными столпами Проходят по краям небес.Здесь радуга высоким сводом Церковный покрывает крест, И каждый праздник по приходам Справляют ярмарки невест.Здесь аисты, болота, змеи, Крутой песчаный косогор, Простые сельские затеи, Об урожае разговор.А я росистые поляны Топчу тяжелым башмаком, Я петербургские туманы Таю любовно под плащом.И к девушкам, румяным розам, Склоняясь томною главой, Дышу на них туберкулезом, И вдохновеньем, и Невой.И мыслю: что ж, таков от века, От самых роковых времен, Для ангела и человека Непререкаемый закон.И тот, прекрасный неудачник С печатью знанья на челе, Был тоже – просто первый дачник На расцветающей земле.Сойдя с возвышенного Града В долину мирных райских роз, И он дыхание распада На крыльях дымчатых принес. * * * После возвращения из Бельского Устья в Петроград Вла­дислав Фелицианович Ходасевич проживет в России менее года. 22 июня 1922 года вместе с Ниной Берберовой он на­всегда уезжает из России и через Ригу прибывает в Берлин. Впереди семнадцать лет эмиграции, написанные и изданные за границей книги, сделавшие впоследствии В. Ходасевича классиком европейской литературы XX века. В обстоятельно составленной биографии В.Ф. Ходасе­вича, которая непременно будет создана, порховская стра­ница его жизненного пути займет свое место.6в) Художник Н.Э.РадловН.Э. Радлов, равно как и многие другие “колонисты”, не оста­вил воспоминаний, освещающих короткий, но яркий и в чем-то неза­бываемый период его жизни в Порховском уезде Псковской губернии. Для всех, профессионально занимающихся историей русского изоб­разительного искусства первой половины XX века, имя художника Н.Э. Радлова хорошо известно. Если же принять во внимание тот оправданный интерес, который наблюдается в последние годы к отечественному изобразительному искусству и отечественной куль­туре 1920-1930 гг., то жизнь Николая Эрнестовича в русском ис­кусстве должна быть явлена как предмет значительного внимания. Аргументов в пользу настоящего утверждения более чем достаточ­но. В редком исследовании, посвященном истории нашего искусства в обозначенный исторический период, не встретится имя Н.Э. Радлова, художника-графика, историка искусства, педагога. Для многих, посвященных в историю русского изобразительного искусства, имя Н.Э. Радлова связано, прежде всего, с жанрами ка­рикатуры, дружеского шаржа и книжной графики. В этих ипоста­сях художественного творчества Николай Эрнестович глубоко ин­дивидуален, щедро талантлив и необыкновенно “продуктивен”. Он заслуженно считается “олицетворением карикатуриста умного и про­ницательного, с большой долей грустного скепсиса”. Приехав в Порховскую колонию, Николай Эрнестович вместе с женой и дочерью поселился в Бельском Устье. (О быте “колонис­тов”, разместившихся в этом бывшем дворянском имении, мы гово­рили в предыдущем рассказе, посвященном В.Ф. Ходасевичу). В очерке “Холомки” Николай Корнеевич Чуковский вспоминал: “Н.Э. Радлов решил преобразить внутренность новосильцевского дома и принялся расписывать его голые стены огромными фреска­ми. Мы с жадным вниманием следили за его работой, быстро про­двигавшейся вперед — каждый день появлялась новая фреска. На этих уморительно смешных фресках изображены были мы сами — и Нельдихен в крылатке, и изысканный Лозинский, и Добужинский, и мой отец, и стремительный Лева Лунц, и Гагарин, и Замятин, и маленький Ходасевич с челкой на лбу, в пенсне, с брезгливой улыб­кой на крохотном личике”. Л.Н. Радлова хорошо помнила эти монументальные шаржиро­ванные портреты, равно как запомнились ей и яблоки из знаменито­го новосильцевского сада. В ее архиве хранился альбом с каран­дашными зарисовками Николая Эрнестовича, условно именуемый нами “холомковским”. Подобное определение альбома не лишено оснований: среди беглых портретных набросков без труда узнаются В.Ф.Ходасевич, К.И.Чуковский, Лида Радлова, М.Сломинский, В.Милашевский, М.Добужинский… . Еще рано говорить о том, будет ли в Холомках музейная экспо­зиция, повествующая о замечательной странице в истории этого маленького псковского уголка. Но уже сейчас создание этой экс­позиции началось. Фонды Псковского музея-заповедника посте­пенно пополняются новыми материалами, имеющими отношение к Порховской колонии художников и литераторов. До недавнего вре­мени музей располагал только коллекцией (свыше сорока единиц хранения) рисунков В.А. Милашевского. Благодаря дару Лидии Николаевны Радловой, собрания Псковского и Порховского музеев пополнились новыми архивными и изобразительными материалами.7Роль колонии на Холмах в развитии культуры Порховского краяКолонисты занимались просветительской деятельностью: читали публичные лекции (например, К.Чуковский пишет о лекции, посвященной Достоевскому), поставили в Порхове спектакль по «Скупому рыцарю» А.С.Пушкина. Один из эпизодов отражен в воспоминаниях В.Милашевского: «Бумажка за подписью Горького показывалась в исполкоме города Порхова, умиляла порховские власти, и они отпускали нам пайки — крупу, муку и махорку. Выписывая ведомость, власти легонечко, деликатненько на­мекали, что за это ждут от нас культурно-просветительной работы среди местного населения. Во исполнение этой нашей “культурной миссии” и решено было поставить спектакль “Скупой рыцарь” Пуш­кина. Об этом было объявлено всему окрестному населению. Мы принялись за дело: Добужинский взял на себя исполнение роли Скупого рыцаря, я — работу по декорационному оформлению. (…) Перед спектаклем я произнес вступительное слово и объяс­нил некоторые непонятные выражения. Потом, после спектакля, поэт Владислав Ходасевич возму­щался: Что это за вульгаризация и этот ваш казарменный стиль:нимфы …как вы сказали? “Девки голяком или нагишом”? Владислав Фелицианович! Да ведь если бы вы объяснили,они ничего бы не поняли, а у меня все поняли. Когда Добужинский произнес знаменитое: “лишь захочу …в ве­ликолепные мои сады сбегутся нимфы резвою толпою…” — девицы все фыркнули: “Ох, мамоньки!” А их кавалеры смачно и веско про­бурчали: “Вот эт-то да!” Фурор был полный. — Но фурор, заметьте, только после моих “казарменныхобъяснений”, — ехидно заметил я изощренному пушкинисту. (…) Все были довольны. Довольны “актеры”, для которых этот спек­такль был событием. Довольны власти в Порхове, довольны зрители, хотя некоторым из них пришлось прийти верст за десять “.8Художники, жившие в колонии, изображали природу и людей этого чудесного уголка Пришелонья непосредственно с натуры. Пейзажи, портреты, жанровые сцены из жизни крестьян – многое из этого списка хранится в Порховском краеведческом музее. Выводы В заключении я остановлюсь на тех вопросах, которые обозначил в начале реферата: 1. Усадьба Холомки, построенная в 1914 году по проекту И.А. Фомина, принадлежала князю А.Г. Гагарину, выдающемуся инженеру и математику, строителю и первому ректору Петербургского политехнического института. Художник В.Милашевский так запечатлел в воспоминаниях Холомки и его окрестности: «Имение Холомки – нестарая дворянская усадьба. Она построена была скорее как некое палаццо для отдыха, а совсем не для извлечения дохода».9 2. а) Здесь в 1920 – 1921 годах располагалась колония Дома искусств, где поселились Петроградские писатели, поэты, художники. В одном из писем В.Ходасевич писал: «У нас нет ни единой комнаты с целыми рамами, в потолках пули, обои в клочьях. Спим на сенниках. Живем во втором этаже, ибо нижний разгромлен слишком. Зато у нас великолепный вид верст на 15 вдаль, у нас церковь и кладбище, у нас аисты, радуги и паровая мельница…, 1500 собственных яблонь, согнутых от яблок…»10 б) Материальное существование членов коммуны, поселившихся в Холомках и Бельском Устье, было сносным, поскольку в деревнях царствовал «натуральный обмен», а колонисты об этом были заранее осведомлены. В обмен шли ткани, одежда, посуда. «За скатерть можно было получить двухмесячный абонемент на молоко, за кусок мыла – курицу и десяток яиц, за бутылку одеколона – мешок муки… Кто-то выменял граммофон на барана».11 В письме 1921 года Ходасевич писал: «У нас всего две коровы, дающие слишком мало молока. Приходится его выменивать частным образом у туземцев, падких на ситец, иголки, нитки, табак, сахарин, бусы и прочее, но решительно не признающих денежного обращения. Поэтому привезены нам товары из Петербурга».12 в) Жили в колонии весело. Устраивали общие прогулки. Писались эпиграммы, рисовались карикатуры. По вечерам – танцы. Открывались все двери, зажигались керосиновые лампы, местный агроном играл на гармони, и устраивалась грандиозная кадриль».13 3. Для многих пребывание в Холомках и Бельском Устье было плодотворным в творческом плане. Поэт Владислав Ходасевич провел здесь август и сентябрь 1921 года, но этот короткий период его жизни был интенсивен. Вернувшись в Петербург, Ходасевич написал два прекрасных стихотворения о полюбившихся ему местах и людях, их населяющих: «Бельское Устье» и «Лида». Художник В.Милашевский признавался: «Благословенное лето 1921 года! Я стал за это лето художником!»14, имея в иду рождение новых принципов в собственном искусстве. Здесь он создал целую серию оригинальных акварелей – пейзажей, портретов, жанровых сцен из жизни крестьян. Холомки явились значительным источником разнообразного творчества М.Добужинского. Здесь он пишет портреты Г.С.Верейского, С.А.Гагариной, В.А.Милашевского, групповой портрет «Студия в Холомках», вид на дом Гагариных. 4.Художественная интеллигенция в колонии на Холмах и Бельском Устье внесла значительный вклад в развитие культуры Порховского края в 1920-1921 годах. Колонисты занимались просветительской деятельностью: читали публичные лекции, поставили в Порхове спектакли по «Скупому рыцарю» А.С.Пушкина. И – познавали быт и характер русского мужика, которому, как заметил К.И.Чуковский, «никакие революции не страшны».15 Прошло более 80 лет с тех пор, как на Порховской земле побывали такие известные представители творческой интеллигенции. Они с нежностью вспоминают о Холомках и Бельском Устье, очарованные чистотой русского пейзажа и русской деревней. Так и я сейчас с гордостью говорю о том, что моя Малая Родина дала приют знаменитым деятелям культуры того времени, явилась источником их дальнейшего творчества, стала символом России в сознании тех, кто побывал в колонии на Холмах.^ Используемая литература Галицкий В.М. Семья художника Николая Эрнестовича Радлова в Порховской колонии художников и литераторов – Краеведческие чтения. Материалы научной конференции Порхов – Холомки, 1999-2000, Псков 2001. Галицкий В.М. Поэт-переводчик Ада Ивановна Оношкович-Яцына. Порховская страница биографии – Краеведческие чтения. Материалы научной конференции Порхов – Холомки, 2001, Псков 2002. Галицкий В.М. «Здесь даль видна в просторной раме…» – Краеведческие чтения. Материалы научной конференции Порхов – Холомки, 2003, Псков 2003 Крылов А.Е. Колония на Холмах – Порховский вестник, 5,12 декабря 2003 Милашевский В. Вчера, позавчера… – М., Книга, 1989 Николаева И.П., Яковлева Е.Л. Усадьба А.Г.Гагарина в Холомках. – Краеведческие чтения. Материалы научной конференции Порхов – Холомки, 2001, Псков 2002. Ходасевич В. Письмо к Диатроптовым от 16 августа 1921 года. – Наше наследие, 1988, №3 Ходасевич В. Поездка в Порхов – Литературное обозрение, 1989, №11 Чуковский Н. Литературные воспоминания – М., Советский писатель, 1989 1 Крылов А.Е. Колония на Холмах. – Порховский вестник, 5,12 декабря 2003г. 2 Милашевский В. Вчера, позавчера… – М., Книга, 1989 3 Николаева И.П., Яковлева Е.Л. Усадьба А.Г.Гагарина в Холомках. – Краеведческие чтения, маиериалы научной конференции Порхов – Холомки 2001, Псков 2002 4 А.Е.Крылов. Колония на Холмах. – Порховский вестник, 5 декабря 2003 года. 5 Галицкий В.М. Поэт – переводчик Ада Ивановна Оношкович – Яцына. Порховская страница биографии – Краеведческие чтения, материалы научной конференции Порхов – Холомки 2001, Псков 2002 6 Галицкий В.М. «Здесь даль видна в просторной раме…», – Краеведческие чтения, материалы научной конференции Порхов – Холомки 2003, Пс5ков 2003 7 Галицкий В.М. Семья художника Н.Э. Радлова в Порховской колонии художников и литераторов – Краеведческие чтения, материалы научной конференции Порхов – Холомки 1999-2000, Псков 2001 8 Милашевский В.Вчера, позавчера… – М.,Книга, 1989, с.167-168 9 Милашевский В. Вчера, позавчера… – М., Книга, 1989, с.227 10 Ходасевич В. Письмо к Диатроптовым от 16 августа 1921 – Наше наследие, 1988 №3,с.89 11 Ходасевич В. Поездка в Порхов. Литературное обозрение, 1989,№11, с.106 12 Ходасечич В. Письмо к Диатроптовым от 16 августа 1921 года. – Наше наследие, 1988 №3, с.89 13 Чуковский Н. Литературные воспоминания. – М., Советский писатель, 1989г.,с.98 14 Милашевский В. Вчера, позавчера… – М., Книга, 1989, с.236 15 А.Е.Крылов Колония на Холмах – Порховский вестник 12 декабря 2003г.