Методические рекомендации по проведению урока внеклассного чтения Правда жизни в романе А Рыбакова

Литвинова В.И.
Министерство просвещения РСФСР Абаканский государственный педагогический институт
Абакан, 1988 г.
В данный выпуск включена разработка урока внеклассного чтения по роману А. Рыбакова «Дети Арбата», в которой использованы критические статьи, письма читателей к автору романа, литературоведческие исследования.
Составитель — преподаватель кафедры литературы Литвинова В. И. — предлагает наиболее продуктивный метод анализа произведения, материал по биографии А. Рыбакова, излагает историю создания романа, дает план урока, раскрывает особо трудные для восприятия учащихся вопросы, указывает литературу в помощь учителю.
В романе А. Рыбакова «Тяжелый песок» один из героев читает надпись на могильнике: «Все прощается, пролившим невинную кровь, не простится никогда». Анатолий Наумович утверждает, что об этом написаны все его книги: «Да на том и стоит вся русская литература»1.
Летом 1946 года из дневниковых записей первого послевоенного, выросла повесть «Кортик», через два года появились «Водители», благодаря которым Рыбаков был принят в Союз писателей. «Водители» в 1951 году получили Сталинскую премию. Были еще «Бронзовая птица», «Выстрел», «Лето в Сосняках», «Тяжелый песок», трилогия о Кроше, «Неизвестный солдат» И вот теперь «Дети Арбата». Судьба этого романа особенно показательна, она символично передает перестройку нашего сознания Появление этого произведения вызвало большой интерес и оживленнейшие дискуссии среди самых разнообразных социальных и возрастных групп общества. Ежедневно А. Н Рыбаков получает десятки писем от читателей (см. «Литературное обозрение» за 1987 г. N 9). Читают роман и учащиеся и их родители. Поэтому обсуждение основных проблем «Детей Арбата» должно проходить в старших классах.
В помощь учителю предлагается вариант урока внеклассного чтения по произведению А. Рыбакова, где использованы письма читателей к автору «Детей Арбата», его интервью, отзывы критиков, опубликованные в газетах и журналах. Для обсуждения романа удобнее применить метод коллективного анализа.
Задача учителя — помочь учащимся в освоении ими мысли автора о гуманистических началах социализма.
Цель урока можно сформулировать так раскрыть сильные и слабые стороны трагического конфликта в общественном укладе 30-х годов: утверждение самого гуманного социалистического, строя и варварское уничтожение лучших строителей будущего.
Предлагается возможный план занятия.
I. История создания романа.
II. Основной конфликт времени — в противостоянии двух личностей и их окружения.
1. Философия власти:
роль Сталина в предвоенный период развития общества;
проникновение в психологическую суть этого человека;
объяснение причин отхода от ленинских норм партийной политики.
2. Саша Панкратов — символ молодости страны:
судьба Саши — судьба миллионов невинных жертв сталинизма;
роль взаимоотношений автора и героя в раскрытии идейного содержания романа;
мужество героев и их верность долгу — свидетельство моральной силы народа.
III. Художественное своеобразие романа.
Материал к занятию (Вопросы для анализа выделены петитом).
Биографическую справку о А. Н. Рыбакове сообщает учитель или заранее подготовленный ученик.
Рос А. Рыбаков в интеллигентной семье, мать увлекалась музыкой, хорошо пела. Отец — крупный инженер, имел прекрасную домашнюю библиотеку. На Арбате, в доме N 51 (там сейчас расположен первый в Москве видеосалон, а в то время помещался кинотеатр «Арс») прошло пионерское детство автора. Учился в Московской опытно-показательной школе-коммуне имени Лепешинского (МОПШКа). Основной контингент ее составляли ребята, вернувшиеся с фронтов гражданской войны. Автор вспоминает, что школа учила искусству коллективизма, подлинной дружбе, искренности взаимоотношений. Как и Саша Панкратов, сам автор — двадцатидвухлетний студент Московского института инженеров транспорта был репрессирован, три года отбывал в Сибири. В первые же дни войны А. Рыбаков ушел на фронт, воевал в 8-й гвардейской армии генерала Чуйкова рядовым. Закончил войну в звании майора, начальником автослужбы армии. Все военные годы он вел записи: «Нечто вроде дневника: из него-то (в городке Райхенбахе, в Германии, где прослужил еще год после Победы) и выросли наметки первой части „Кортика“ (с. 42).
Писать А. Рыбаков начал в 37 лет (А. С. Пушкин и В. В. Маяковский к этому возрасту уже ушли из жизни). Сейчас А. Н. Рыбакову 76 лет, но он полон творческих планов: ему хочется создать роман-эпопею обо всех живших и живущих, дать свой личный ответ на вопросы: почему такой дорогой ценой оплачена Победа? Где истоки трагедии 1941 года?
»Дети Арбата” — первая часть трилогии, писатель готовит к печати вторую часть под условным названием «1935-й год и другие» и третью — «Сорок четвертый год». Ответы на эти вопросы требуют глубины знания эпохи, раскрытия связи исторических событий, определенных человеческих качеств.
А. Рыбаков бесстрашно и мужественно взялся решать важную проблему. Все, что произошло в нашей истории и происходит сейчас, не может не волновать, так как задуманное В. И. Лениным было извращено и искажено. Правда, описанная в художественных произведениях («Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Новое назначение» А. Бека, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Оправдан будет каждый час» В. Амлинского, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина) пробивалась с трудом, порой более двадцати лет исчисляется ее путь до читателя.
Какова история создания «Детей Арбата»? (Материал может сообщить один из учащихся).
Роман предназначался молодежи 60-х годов. А. Рыбаков в одном из интервью рассказывал: «Когда я писал „Кортик“, я еще не мог взяться за такую сложную эпическую вещь, как роман о своем поколении. Время, когда сил для такого романа прибавилось, совпало с таким общественно значимым событием, как XX съезд партии, где впервые говорилось о культе личности Сталина. Наметки романа появились в 40-50-е годы. Окончен он был двадцать лет назад». Журнал «Новый мир» в 1966 году обещал вскоре опубликовать произведение А. Рыбакова, но даже А. Твардовскому не удалось осущест-вить это мероприятие. Не удалась и «вторая попытка» теперь уже журнала «Октябрь» в 1978 г.
Если бы правда книг В. Дудинцева, Д. Гранина, А. Приставкина и других писателей пришла к людям вовремя, может быть, сейчас меньше было бы людей с «белыми пятнами» в духовной жизни сограждан. «Дети Арбата» увидели свет в 1987 году и очень удачно совпали со временем: именно сегодня роман понимается глубоко и заинтересованно. Сам А. Рыбаков в упомянутом интервью заявил: «Безусловно, публикация „Детей Арбата“ является знамением времени. Не было бы марта 1985-го, не было бы у читателей этого романа» («Огонек», 1987, N 27). Вне обстановки гласности о «Детях Арбата» говорили б меж собой, вполголоса, а сейчас авторитеты в нашей философии, социологии, экономике и истории откровенно дискутируют в различных аудиториях, исследуют причины нынешние неприятностей, публикуя интереснейшие статьи2.
У романа было несколько вариантов с новыми сюжетными линиями, с новыми персонажами, с новой исторической и психологической информацией ко ни один из них не вышел. Несколько лет назад Анатолий Наумович в беседе на страницах журнала «Вопросы литературы» отмечал, что первоначальный замысел книги включал семь романов, объединенных историей главного героя, показывающих разные социальные слои общества. Предполагалось провести героев через 30-е предвоенные годы, войну, первые послевоенные годы, в которых тоже немало тяжких и мрачных сторон жизни народа. Завершающими должны были стать 50-е годы, связывающие прошлое с XX съездом КПСС.
«Дети Арбата» — это художественное осмысление пережитого народом, это роман о правде жизни, это история семерых из поколения молодых людей пореволюционной и предвоенной эпохи. Начиная работу над романом, А. Рыбаков остановился на семерых действующих лицах (Саша Панкратов, Юра Шарок, Нина и Варя Ивановы, Лена Будягина, Максим Костин, Вадим Марасевич). Все они жили по соседству, дружили, делились сокровенными мыслями. Казалось, герои должны пройти один жизненный путь. Но драматически закончившийся убийством С. М. Кирова 1934-й год высветил главное в характерах персонажей. Кончилась безмятежная юность и несправедливая реальность обступила детей Арбата. Каждому из них предстояло сделать выбор…
Какими нравственными ценностями руководствуются герои делая свой выбор?
Молодые люди воспринимали жизнь по учебникам и политическим лозунгам. В конце двадцатых годов, как утверждает автор, арбатским ребятам Сталин вовсе не казался непререкаемым авторитетом. Молодежь 20-х годов сформировалась неспособной соглашаться на компромиссы ни при каких условиях, неспособной искусственно сотворить себе кумира. И в этом начало их трагической судьбы.
Они не заметили, как сложилась и укрепилась слепая преданность одному человеку. Борьбой за идеалы стали прикрывать жестокость. Наиболее эгоистичные ранее другие почувствовали надвигающиеся драматические перемены и пытались приспособиться к ним.
Сама эпоха предоставила право выбора героям. В высших кругах шла борьба, которую нельзя было не заметить. Трагическая участь постигла старую ленинскую гвардию (Орджоникидзе, Дзержинского, Луначарского, Покровского), а без них в ореоле вседозволенности властвовали исполнители Воли (Ягода, Берия, Ежов).
Между тем время создавало общечеловеческие ценности: честь, дружбу, благородство, нетерпимость к боли. В МОПШКе преподавали лучшие столичные педагоги, сами ученики чувствовали себя на ступень выше своих сверстников. Все воспринималось настоящим и искренним — споры, дискуссии на острые политические темы, боевые награды за подвиги в гражданской войне. Способность мыслить, отвечать за свои поступки, продумывать варианты решений героев научила общественная среда, которая воспитала в них нравственное начало.
Жизнь экзаменовала каждого из семерых повзрослевших героев вариантом выбора. Саша мог назвать Криворучко, спасая свою карьеру, но не сделал этого; Вика вольна презирать «стукачей», но становится осведомителем; Юрий Шарок должен был работать юрисконсультом на заводе, но выбирает более престижное занятие. Они выбирали, исходя из сути своего характера: Саша — сильный духом, у Вики — хищническая хватка, жизненная сила Шарока основана на страхе перед диктатором (с. 40).
Каждый делает выбор. Честный и принципиальный Панкратов выбрал верность долгу, человечность — и стал средоточием моральной силы. Шарок избирает силу власти, которая определяет его бытие, снимает с него всякую ответственность. Рыбаков показывает, как проходит через душу каждого героя водораздел между моралью человеческой и общественной.
Работая над романом, А. Рыбаков понял, что в канву романа все более властно стал входить Сталин: «Я все отчетливее осознавал, что без него — главной фигуры — картина эпохи не будет воссоздана во всем объеме».
И в самом деле. И. В. Сталин руководил нашей партией и государством почти тридцать лет: За это время страна преодолела немало трудностей: подавила контрреволюцию, провела коллективизацию, создала индустрию, прошла через Великую Отечественную войну к Победе. Люди привыкли связывать славу своей родины с именем Сталина. И, наверное, эта привычка толкает людей обращаться к автору «Детей Арбата» с письмами подобного толка: «Возмущает меня больше всего то, что не только Сталин показан недалеким, мнительным человеком. Врагов Советской власти, по роману, нет, Сталин выдумывает их, а кто же тогда убивал лучших людей страны? В 1939 г. в Орджоникидзе от конфет сколько людей погибло, это что, Сталин сделал? Как же мы социализм по-строили, фашистов разгромили? Ведь в романе народ наш показан отсталым, а сибиряки даже глупыми (иначе не скажешь). Пусть бы А. Рыбаков показал Сталина жестоким, допустившим ошибки, но умным, с которым считались главы государств»3. Есть более категоричные письма: “… русскому народу повезло — в Политбюро нашелся т. Сталин, который сумел отгрызть левакам (Зиновьеву и Каменеву — Л. В.) их собачьи головы и сделать относительный прагматизм официальной линией партии”. (Из почты журнала «Дружба народов», с. 258).
Подобные высказывания возможны (вспомним телепередачу программы «Вгляд» от 24.IV.88 г.) потому, что долгое время история нашего государства представлялась в недосказанной форме: намеки, аллегория в освещении остро социальных и политических проблем считались нормой. Нам известна горестная история пьесы «Дракон» Е. Шварца, а там автор только и посмел сказать, что «единственный способ избавиться от дракона — это иметь собственного» (с. 42). Блистательную аллегорию использовал Т. Абуладзе, создав в «Покаянии» маску тирана. О многих государственных и политических деятелях мы ничего” не знали, и только сейчас едва успеваем следить за потоком реанимирующей информации.
Ознакомившись с некоторыми из документов прошлого, например, воспоминаниями о брате И. Т. Твардовского («Юность», 1988, N 4), размышлениями Е. Носова «Что мы перестраиваем?» («Литературная газета» от 24.IV. нынешнего года), письмом дипломата Ф. Раскольникова: «Бесконечен список Ваших преступлений. Бесконечен список Ваших жертв, нет возможности их перечислить. В лживой истории партии, написанной под Вашим руководством, Вы обокрали мертвых, убитых и опозоренных Вами людей и присвоили себе их подвиги и заслуги». («Огонек», 1987, N 26), начинаешь понимать, какая огромная цена была заплачена авторитету Сталина.
В отечественной художественной литературе Сталин был представлен и как исторический деятель, и как литературный персонаж впервые в «Детях Арбата». Об этом свидетельствуют письма читателей, процитируем одно из многих: “… молодежь, начитавшись бульварных исторических романов, лучше осведомлена о достоинствах фаворитов Екатерины Второй, чем о ЕГО, Сталина, соратниках и «прискорбных» деяниях этих соратников разного калибра и усердия. Взбудоражены и читатели постарше, которые воспитывались фильмами типа «Падение Берлина». (Из почты журнала «Дружба народов», с. 260).
Мужественному, не потерявшему веру писателю удалось показать исторически точно события 30-х годов, раскрыть сущность людей, руководивших государством, развенчать те судебные процессы, которые происходили над честными людьми. В «Детях Арбата» психологически обосновываются поступки героев и их мысли. Автор рассказал об эпохе, в которой обесценивалась человеческая жизнь, когда расстреливали без суда, а судили после расстрела, когда личное мнение расценивалось как измена родине. Руководитель государства рассуждал: «Смерть решает все проблемы. Нет человека и нет проблем».
С какой целью А. Рыбаков так подробно и последовательно исследует психологию власти?
В статье «Эхо далекое и близкое» Д. Гранин писал: «Историческая психология этого социального зла еще не изучена как следует: у нас ведь не было открытых процессов над виновниками репрессий… Не судили тех, кто применял незаконные средства, сажал безвинных. Тех процессов, когда могла бы* предстать личина подлинные преступников, зло их души (с. 40).
А. Рыбаков, используя архивные-материалы, исторические факты и художественный вымысел пытается представить читателю „живого и действующего“ Сталина,
— чтобы показать, как уверенность в собственной непогрешимости увела его от ленинских норм партийной и государственной политики,
— чтобы помочь оценить действия государственного деятеля для будущих поколений, научить выявлять приспособленцев и бездарей,
— чтобы не только вслед за А. Твардовским и Ю. Трифоновым подтвердить, что это было, но и объяснить, КАК ЭТО БЫЛО.
До сих пор еще находятся люди, тоскующие по твердому сталинскому типу руководства, они уверены в том, что быть сильным — удел избранных.
В каком произведении русской литературы XIX века уже звучала эта тема „Настоящего властелина, кому все разрешается“?
Ф.М. Достоевский в „Преступлении и наказании“ развенчал идею „наполеонизма“, доказал, что чужое величие не может существовать за счет принижения чьей-то души. Сталин был злым гением несомневающейся власти, он заявлял, что материально обеспеченный человек не способен на энтузиазм и превращается в обывателя. Сталин оправдывал страдания, оставаясь жестоким и циничным даже в размышлениях: „Только страдание вызывает величайшую народную энергию. Ее можно потратить на разрушение и на созидание. Страдание Человеческое идет от бога — на этом главном постулате парод воспитывается столетиями. Это должно быть использовано. Социализм — земной рай, более привлекательный, чем мифический, хотя для этого тоже надо пройти через страдания. Но народ должен быть убежден, что страдания его временны, служат достижению великой цели, верховная власть ВСЕЗНАЮЩА, ВСЕВЕДУЩА и ВСЕМОГУЩА“. –PAGE_BREAK–
Эта политика проникла во все сферы жизнедеятельности человека, души людей покрывала ржавчина слепого поклонения кумиру.
Почему не нашлось силы, способной разоблачить неправедную жестокость Сталина?
В 1934 году Советской власти было всего 17. Еще было много реальных врагов, ожесточившихся в кампании раскулачивания и коллективизации, не оставляли надежды вернуть дооктябрьское время эсеры; быт и условия труда строителей новой жизни были ужасающими. Об этом мы узнаем из романа Н. Островского «Как закалялась сталь». Осознанная тревога народа отражена в повестях А. П. Гайдара «Военная тайна», «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика» — вредительство, диверсии, шпионаж. Этому нужно было противостоять.
Старые большевики тщетно пытались восстановить ленинские принципы партийного руководства, они тут же объявлялись врагами народа и бесследно исчезали с арены борьбы.
Оставались властвовать те, для которых истлели понятия «нечестно», «дурно», «неблагородно». Они руководствовались категориями «власть», «выгода», «сила», вставали рядом с сильными, забывая о совести, дружбе, чести. Сольц говорит им: «Вижу, как вы ломаете молодые жизни. Вижу, как вы мучаете и терзаете. Это о них Ильич сказал: „Вам жить при коммунизме“. Какой же коммунизм вы им преподносите?»
Трагедия страны встает обнаженно и ясно: бороться со Сталиным — бороться против единства партии (так думал и Киров). Действовать могли только приближенные Сталина. Было ли это во благо Родины? Насколько безысходно положение? Эти вопросы мучат Сашу Панкратова, главного героя произведения, пламенного комсомольца, рвущегося занять свое место в деле строительства новой жизни.
Каковы причины ареста и ссылки Панкратова-студента?
— Обвинили в неудачном выпуске стенгазеты.
— Упрекнули в бестактности, когда он покритиковал «мертвые лекции».
— Усмотрели соглашательство с «оппозиционером», хотя честный работник НКВД «Березин прекрасно понимал, что никакого подполья в институте не было, никакого отношения Саша Панкратов к Криворуко не имеет, так же, как Криворуко не имеет отношения к делу Глинского, сам Глинский не связан с Ломинадзе и никакого Интернационала Ломинадзе не собирался создавать. Но дело Ломинадзе критикует лично Ягода, и дело это, как понимал Березин, тянется дальше и выше, куда, Березин мог только догадываться. Осведомлен об этом Ягода, а ему Березин хорошо знал цену… Страшная и зловещая цепь. Освобождение Панкратова может быть истолковано как изъятие из цепи пусть крошечного, но звена. Ягода этого не допустит. И Вышинский не допустит».
Как Саша воспринимает предъявленные ему обвинения?
Панкратов близок по судьбе автору; вырос на Арбате, учился в МОПШКе. Среда сформировала крепкий характер прямого и честного человека, не способного на предательство ни идей, ни идеалов, ни друзей. Он из тех людей, которые не гнутся, а ломаются. Саша не мог постичь, как в свободной стране могла с ним случиться такая беда, но нашел в себе мужество и в тюрьме, и в ссылке оставаться человеком, не отказываясь от идеалов: “… он хочет выйти отсюда — да, но хочет выйти чистым и перед партией и перед совестью”.
Мог ли всемогущий Сталин знать о существовании студента Панкратова?
Саша оказывается в сложной системе государственного механизма. Дядя Марк осуществляет почти немыслимые экономические планы Сталина, а племянник «запачкан в политике». Судьба Панкратова вплетается в сложный узел человеческих отношений: Софья Александровна, Варя, тюремный библиотекарь — добрые начала общества; борьба добра и зла прослеживается во взаимоотношениях Лены и Шарока, Березина и Дьякова. Герои представляют ту часть народа, из среды которого Саша и ему подобные могли реально противостоять Деспоту.
Почему Саша не озлобился, не стал равнодушным после пережитого?
Идеалы, которые сформировали взгляды Панкратова оставались незыблемыми для Советской страны, и, что бы с героем ни происходило, они не менялись. Всеволод Сергеевич говорит Саше: “… из осколков своей веры вы пытаетесь слепить другой сосуд. Но не получится: осколки соединяются только в своей прежней форме. Или вернетесь к своей вере, или отвергните ее навсегда”. Оппонент не понял главного, «сосуд» нравственных законов не разбивался для Панкратова, потому он с честью выходит из жизненных испытаний. Он занял место в строю рядом с дудинцевским Ф. Дежкиным, Зубром Гранина, героями трифоновского «Исчезновения».
Современники Саши Панкратова, разделившие в 30-х годах его судьбу, пишут автору письма, в которых благодарят за правдивое изображение эпохи: «Спасибо за правду, хотя горько ее было читать, плакала, представляя, как терзали отца. А он член КПСС с 1905 г., 11 лет отсидел в Александровском Централе Иркутска как политкаторжанин. Н. Волохова». (Из почты «Дружбы народов», с. 263). «С 1935 г. наш отец подвергался беспрерывным издевательствам, был отстранен от работы, лишен пенсии, а с 1937 г. безвинно ушел в безвестность и был предан забвению на многие годы. Реабилитирован посмертно в 1955 г. Семья Касьяна испытала все последствия преследований, гонений, голода, нужды, моральных издевательств. Даже сына-школьника, комсомольца принуждали к ответу за несуществующие „грехи“ отца. А старшая дочь, комсомольский работник, была исключена из партии, изгнана с пятого курса института и безвинно репрессирована. Благодарим за Ваш прекрасный труд. Касьян Р. С.». (Из почты «Дружбы народов», с. 264).
Во взаимодействиях с главным героем раскрываются глубинные- процессы времени и характеры других действующих лиц. Обратим внимание на некоторые из них. Как по-вашему сложится судьба Ю. Шарока? Он безнравствен по сути своей: отказывается от школьных друзей, определяя их не иначе; как «истеричка Нина», «остолоп Максим», болтун Вадим”. Эгоистично поступая с Леной, он уже строит свое будущее: «Сталин недоволен Будягиным, а он хорошо знает, что такое „Сталин недоволен“, чем это кончается. Дом Советов, шикарная квартира — все это видимость». Шарок втягивает в свои агентурные сети Вику, с помощью шантажа использует ее в целях карьеры, потому же отказывается учиться в высшей школе НКВД, стремясь в Ленинград, где готовится новая расправа и появляется возможность отличиться исполнительством. Его жизненный финал бесславен. Это подтверждает и сам автор: «В следующей книге этот самый Шарок яростно карабкается вверх по лестнице, ступени которой обагрены кровью миллионов невинных людей. И -постепенно самоуничтожается: его разъедает, разлагает и ведет к катастрофе собственная безнравственность» (с. 40).
Какой приговор выносит писатель Марку Рязанову?
Это сильный характер, замечательный специалист, командарм промышленности и умелый организатор. Рязанов — дисциплинированный исполнитель, свято верит в ум и справедливость руководителя государством, в этом он очень напоминает Онисимова из романа А. Бека «Новое назначение». Марк видел, что творится на всех дорогах страны, но был уверен, что «таковы беспощадные законы истории, таков закон индустриализации. Творится новая история. И все старое рушится с болью и потерями». Он честен в решении производственных проблем, боевит, когда энергия необходима для его дела, вспомним, как он выгнал со стройки комиссию Пятакова. Но Рязанов обласкан Сталиным: «Когда человека вводят в состав ЦК, не могут не знать, что его племянник арестован. Арестованный племянник будет ахиллесовой пятой Рязанова, заставит его преданно служить человеку, пренебрегшему таким обстоятельствам». Романист выносит ему приговор: “… он не вступился за Сашу. Отошел, по сути в сторону” (с. 43).
Что должно означать таинственное прошлое Зиды?
В ранних повестях А. Рыбакова элементы таинственности, загадочности занимали не последнее место в художественной системе. Зида в «Детях Арбата» скорее не дань «приключенческим повестям», а акцент на серьезном социальном явлении предвоенных лет. Много было людей, живущих «под собою не чуя страны», скрываясь от ареста, скитаясь от бездомья (см. повесть Антонова «Васька»). У таких людей сломаны судьбы, горестная философия «перекати-поля». Все это сконцентрировалось в «родословной» Зиды.
Можно ли Будягина причислить к гвардии большевиков ленинской закалки?
Это — человек кристально правдивый, не случайно Марк Александрович угадывал в нем оппозицию к Сталину: «Будягин принимал на себя все: любое революционное действие считал своим действием, любые ошибки — своими ошибками, каждую несправедливость — собственной несправедливостью, — он обладал высшим мужеством революционера: брал на себя ответственность за судьбы людей, ввергнутых в горнило социальных потрясений. Падали рядом люди, виноватые, невиновные, но он верил, что прокладывает путь новому поколению, истинная революция велика не тем, ЧТО разрушает, а тем КОГО создает».
Когда Будягин говорит Рязанову о Саше: «Комсомольцев сажаем!», он формулирует по сути трагедию общества, Саша — цельный и несгибаемый человек — воспринимается символом молодости страны. Речь идет о гибели собственного будущего. Будягин понимал: его вмешательство бесполезно, но позвонил настоящему чекисту, ручался и просил разобраться в деле Саши.
Заканчивая коллективный анализ романа, можно остановиться на заключающих вопросах:
Какие темы романа раскрыты особенно впечатляюще?
— История и философия власти.
— Роль школьного товарищества в жизни человека.
— Мужество советских людей, глубина их убеждений, верность долгу.
— Материнская любовь (можно провести литературную параллель с героиней романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Катериной Ивановной, которая подобно Софье Александровне старалась с достоинством гордой женщины нести несправедливость, униженность, боясь вызвать
У людей фальшивое сострадание. До поры, до времени их страдания молчаливы. Читаем у Рыбакова: «Окоченевшая, угнетенная сознанием своего бессилия, она возвращалась домой, в пустую комнату, и там, одинокая и страдающая, возносила молитвы богу, которого давно покинула, а сейчас молила, чтобы дух добра и милосердия; вездесущий и всепроникающий, смягчил сердца тех, кто будет решать Сашину судьбу» и на память приходят строки романа Достоевского, повествующие о судьбе Катерины Ивановны (см. «Преступление и наказание», собр. соч. в 12 т., т. 5, с. 367). Так же, как и у героини Достоевского, у Софьи Александровны однажды прорывается плотина выстраданного долготерпения, она перестает жить надеждами на «сильных». Ее протест основан не на эмоциях, а на осознании жизненной правды: «Вот что, Марк… Я тебя прошу в моем доме никогда не стучать кулаком по столу. Мне это неприятно… Если тебе очень хочется стучать, стучи у себя в Кабинете на своих подчиненных. Запомни, пожалуйста. Что касается лагерей, то не грози, я ничего не боюсь, хватит, боялась, довольно! Всех не пересажаете, тюрем не хватит… Подняли меч на невинных, на беззащитных и сами от меча погибните. И, когда придет твой час, Марк, тог-да ты вспомнишь Сашу, подумаешь, но будет поздно. Ты не защитил невинного. Тебя тоже некому будет защищать»).
Стоит ли сегодня воскрешать прожитое, писать о прошлом?
Ответ на этот вопрос содержится в письмах читателей, в которые сосредоточена одна мысль: «Дети Арбата» являются ярким проявлением назревшего момента истины. Прочитав его, мы яснее и полнее поняли, почему и как произошли в 30-е годы эти трагические события, лучше осознали, что Сталин сам возглавлял и направлял произвол, уничтожение множества невинных людей. Поняли глубже, какие побуждения им руководили, как это было страшно.
Правдивый рассказ о тех тяжелых днях совершенно необходим. Нужен «для. того, чтобы ничто подобное больше не могло повториться никогда, а наши дети и внуки могли спокойно, с гордостью носить фамилии своих отцов. Ведь совсем недавно еще приходилось ликвидировать рашидовщину в Узбекистане, произвол „удельных князьков“ в некоторых других республиках и областях страны». (Из почты «Дружбы народов», с. 268).
Сам А. Рыбаков считает, что «истину произносить и открывать никогда не поздно. Правдивое в жизни и искусстве может вылечить общество» (с. 42).
«Дети Арбата» — роман не только о прошлом, но и о настоящем тоже. Сегодня общество тратит огромные средства на воссоздание милосердия, на уничтожение жестокости и равнодушия. Моральный смысл перестройки в том, чтобы установить принцип жизни по законам совести. Сам автор остался верен этим принципам. Был момент в его жизни: ему предложили напечатать «Детей Арбата» за границей, но он заявил, что роман нужен прежде всего его народу. Признательные читатели высоко оценили это проявление гражданственности А. Н. Рыбакова.
В классах, где преобладает количество учеников-«гуманитариев», можно остановиться на выяснении художественного своеобразия романа.
Теоретический материал:
Тема — историческая и художественная правда о трагическом периоде в развитии нашего общества.
Проблема — воссоздать пласты недавней живой истории — как неотъемлемую часть духовной и социальной экологии.
Раскрыть взаимосвязи между политикой и нравственностью — главный конфликт времени.
Идея — через историю семерых самых разных по характеру и социальному положению людей, переживших 34-й год, «обозначить кольца роковых лет, стягивавшие горло нашей общей судьбы» (с. 42).
Сюжет — в основе его — жизнь героев на фоне строительства социализма в двух планах: на воле и в заточении. Сюжетные линии существуют параллельно, не Пересекаясь. «Яростное столкновение мировоззрений происходит и в том, и в другом планах. Спор полярных этических установок происходит между людьми, внешне никак между собой не связанными» (с. 42).
Группировка образов — помогаем раскрыть идею произведения: герои распадаются на две противостоящие оппозиции, во главе которых Сталин и Панкратов.
Интонация повествования — «очерковая, автору важно было стилизовать изложение под документальную хронику времени. Поэтому в канву повествования входят приметы облика обновляющейся Москвы (сняли на» Арбате трамвай, строится гостиница «Москва») и стихия характера, в котором честолюбие приобрело чудовищные формы: «Он сохранил Москву такой, какой ее знает и представляет каждый русский человек. Не эти, сидевшие в зале высоколобые интеллигенты, радеющие о культуре России, а ОН, именно ОН и только ОН удовлетворял глубоко русское чувство любви к Москве и почитания Москвы. И потому Москва теперь ЕГО город, будущая Москва-ЕМУ памятник».
Стремление к очерковости позволило автору соединять сложные стилистические пласты: Москва и Мозгова, кабинет в Кремле и лесная глухомань Чтобы восстановить в памяти подробности сибирской жизни, Рыбаков в 60-х годах вновь прошел пешком по Приангарью, но чувства свои передал обыденно, сухо. Это позволило В. Каверену отметить, что «автор добросовестный летописец, не испытывающий ни радости, ни печали, ни гнева». Вероятно, нельзя полностью принять такое утверждение В Каверина. По-видимому, Рыбаков сознательно избрал нейтральный тон, чтобы рельефнее показать реальность, чтобы его не упрекнули в предвзятости.
«Чем больше эмоций у писателя, тем меньше их у читателя», — считает А. Рыбаков. И в этом он близок к творческий манере А. П. Чехова: критикуя один из романов Щепкиной-Кугтерник, он писал: «У Вас сказано: „И она готова была благодарить судьбу, бедная девочка“. А надо было, чтобы читатель, прочитав, сам сказал бы бедная девочка»4 Наряду со стилем документальной прозы, автобиографических акцентов автором используется и художественный вымысел. Включая его, например, эпизод с зубной болью вождя, А. Рыбаков глубже проникает в психологию, помогает понять ход мыслей. человека, который «знает секрет власти». Автору доводилось беседовать с врачом, лечившим Сталина, примерно восстановить суть разговоров с пациентом не было бы сложно. Но Рыбакову важно другое — почему уводят Липпмана? Потому, что он разговаривал с Кировым на пляже. Через этот маленький эпизод автор передает подозрительность и жестокость сталинского характера.
Общие выводы: «Дети Арбата» — произведение, которое вскрывает основной конфликт времени 30-х годов, убеждает, заставляет задуматься, осмыслить некоторые факты и явления по-новому. Характеры героев обрисованы со знанием жизни и тех ситуаций, какие встречаются в романе.
Будем надеяться, что «Дети Арбата» станут началом романа-эпопеи.
Литература в помощь учителю:
Ионин Л. Когда «Дети Арбата» стали дедами.//Новое время — 1987. — 24.VII.
Кучкина О. Что бы ни было.//Комсомольская правда. — 1987. — 14.VII.
Лацис А. С точки зрения современника.//Известия. — 1987. — 17. VIII.
Ришина И. Зарубки на сердце.//Литературная газета. — 1987. — 19.VIII.
Турков А. Чтобы плыть в революцию дальше.//Литературная газета. — 1987. — 8.VII.
А. Рыбаков, Н. Железнова. Это, согласитесь, поступок// Литературное обозрение. — 1987. — N 9, с. 38-43.
Письма читателей А. Рыбакову по поводу романа «Дети Арбата».//Дружба народов. — 1988. — N 2, с. 256-269. Список литературы
Рыбаков А., Железнова Н. Это, согласитесь, поступок.// Лит. Обозрение. — 1987. — N 9, с. 43) далее цитируется по этому изданию с указанием страниц в тексте в скобках).
И. Твардовский. Страницы пережитого//Юность. — 1988. — N 3, с. 10-32.
Н. Рапопорт. Память — это тоже медицина.//Юность. — 1988. — N 4, с. 76-81.
К. Симонов. Уроки правды.//Юность. — 1988. — N 4, с. 16-24.
Г. Попов. Система и зубры.//Наука и жизнь — 1988. — N 3, с. 56-64.
Письма читателей А. Рыбакову по поводу романа «Дети Арбата».//Дружба народов. — 1988. — N 2, с. 257 (далее цитируется по этому изданию с указанием «Из почты журнала „Дружба народов“ с указанием страниц в скобках).
А. П. Чехов в воспоминаниях современников. — М. — 1954, с. 321.