Лекция 1
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Правовые и организационные основы защиты населения итерриторий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Человеку, на протяжении его жизни, постоянноприходится сталкиваться с различными сложными ситуациями: дома, на работе, наулице, на отдыхе и т. д. Каждый человек будет реагировать на ту или инуюситуацию по разному, однако существует ряд правил поведения которые действуют ибыли неоднократно проверены временем. Одно из таких правил, на мой взгляд одноиз главных, это в любой сложной ситуации не поддаваться панике. Одинпример: 1997 г. Бангладеш. 24 человека погибли, около 200 получили травмы вдавке на выходе из склада дешевой распродажи после того как сигнализация даласигнал пожарной тревоги, которая была неисправна. Вот Вам один из примеровнезнания элементарных правил поведения.
Изучая данный предмет я, по возможности, постараюсьдать Вам некоторые из правил поведения в той или иной ситуации. Как, например,вести себя при пожаре, при радиоактивном и химическом заражении, в зонеинфекционного заражения, при землетрясениях и т. д. Естественно, что невозможнополностью обезопасить себя даже зная эти правила, поскольку в каждом конкретномслучае будут свои особенности и тонкости, но можно уменьшить рисквозникновения, а если уже случилась ЧС, то постараться с наименьшими потерямидля себя и окружающих выйти из нее.
Например, при землетрясении происходит разрушениезданий, коммуникаций, возможна гибель людей. Само по себе землетрясение это ужеЧС. При этом могут возникать и др. ЧС — второстепенные, радиационной илихимическое заражение (при разрушении АЭС и химических предприятий),возникновение инфекционных заболеваний из-за нарушения сантехническихкоммуникаций, водоснабжения, распространения грызунов и т.д. Как вести себя приземлетрясении, что делать? Вот это мы и будем изучать.Основы защиты населения и территорий
от ЧС мирного и военного времени
Анализ аварий и катастроф за последние 10-15 летпоказывает, что происходит накопление потенциальных опасностей природных итехногенных катастроф. Их число постоянно растет (40 % всех ЧС нашего столетияпроизошло за 2 последних десятилетия) и все более разрушительными становятсяпоследствия.
В 1996 г. в России случилось 1397 ЧС природного итехногенного характера, пострадало 7507 человек, погибло 1285. Общийматериальный ущерб превысил 1,1 трлн. руб. Спасатели МЧС спасли 4799 человек.
1997 г. отмечен в Росси несколькими «чернымидатами». Крупнейшие трагедии — гибель новокузнецких шахтеров и катастрофа«Руслана» в Иркутске. Другим странам досталось не меньше. Немецкаяпресса составила своеобразную хронику этих кошмаров.
Снежные бури в северо-восточной части США. 700 000семей осталось без освещения и отопления, 5 человек замерзло насмерть.
Канада. Из-за сильнейших снегопадов произошлонаводнение — самое крупное за время метеонаблюдений в стране.
Землетрясения в Китае и Новой Зеландии, Мексике,Турции, на Кипре.
Тайфун в США, штата Техас погубил 32 человека.
2000 иранцев стали жертвами землетрясения.
Несколько десятков египтян стали жертвами песчанойбури в Каире.
Смерчи за 2 дня, по сути, уничтожили город Аркадельфия(США). Массовые разрушения, 25 жителей погибли, сотни получили ранения итравмы. Еще 9 американцев стали жертвами ураганов в других штатах.
В Германии из-за бурь погибли 4 человека.
Небывалой силы ливневые дожди обрушились наКалифорнию. Пришлось эвакуировать 50 000 жителей. Полностью были разрушены 10000 домов, уничтожены посевы, «вымыт» плодородный слой земли наогромных площадях. Общий ущерб — около 2 миллиардов долларов.
Потоки размытой дождями земли разрушили в Перу 12деревень, погибло 300 человек.
Землетрясение силой 7,7 баллов в Иране — погибло 965человек.
Ураганные ветры нанесли большой материальный ущерб вАнглии и Германии, стали причиной смерти 12 человек.
1998 г. Китай. Землетрясение силой 6 б. Погибло около50 человек.
Индия. Рухнул в реку школьный автобус. Из 86 человекудалось спасти 17.
Сербия. Взрыв метана на угольной шахте. Погибло 29шахтеров.
Канада. Снежным ураганом разрушены системы электро- итеплоснабжения в восточных районах страны с населением 1,5 млн. человек. Отпереохлаждения в помещениях погибли 16 человек. И подобного рода примеры можноприводить еще долго.
Наше государство в силу сложившихся обстоятельств,пережитых потрясений от крупномасштабных ЧС в числе первых осознало опасностьуказанных тенденций и подняло проблему защиты человека и общества отнарастающей угрозы природных и техногенных катастроф на уровне государственнойполитики.
Так, в послании Президента РФ Федеральному Собранию “Онациональной безопасности“ говорится, что обеспечение безопасности и защитыинтересов личности и общества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариямии катастрофами, являются одним из основных направлений государственнойполитики.
Осуществление этой функции Российского государствавозложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций (РСЧС). Сегодня можно сказать, что в целом РСЧС создана,функционирует и не раз уже доказала свою эффективность и общественнуюзначимость, готовность к экстренному реагированию на различные ЧС.
Подтверждением этому — десятки примеров ликвидациимногих опасных и сложных ЧС, таких как Курильское землетрясение 1994 г.,Сахалинское 1995 г., радиационная авария под Томском и десятки др. проведенныхопераций.
Серьезным испытанием Российской системы спасения сталоземлетрясение в пос. Нефтегорск на Сахалине в мае 1995 г. Каварийно-спасательным работам были привлечены более 1600 человек, 230 едиництехники, в том числе 30 авиационных. В те трагические дни удалось спасти 406человек, из-под завалов извлекли около двух тысяч тел погибших.
Уроки чернобыльской, спитакской и др. катастроф века,увеличение тяжести последствий ЧС, их трансграничный характер, появление новыхвидов гуманитарных бедствий привели мировое сообщество к пониманиюнеобходимости международной координации деятельности по их предупреждению иликвидации. К этому же подталкивает и фактор экологической зависимостигосударств и целых регионов. Жизнь потребовала мобилизовать международныеусилия для преодоления ЧС с наименьшим ущербом для человека и окружающего егомира.
Вся деятельность РСЧС организуется и проводится врамках международного сотрудничества. Так в 1996 г. 10-12 сентября в Москвесостоялась 12-я Генеральная Ассамблея Международной организации гражданскойобороны (МОГО). Генеральная Ассамблея рассмотрела и приняла программу своейдеятельности на 1997-1998 гг.
Факт проведения высшего руководящего органа МОГО и тотфакт, что министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийныхбедствий С. Шойгу был принят президентом Ассамблеи говорит о признании вкладаРоссии в решение задач, определенных международными программами и проектами попроблемам гражданской защиты.
МЧС России уделяет много внимания международномусотрудничеству. Транспортные и авиационные отряды министерства доставлялигуманитарную помощь — продовольствие, медикаменты, одежду, ГСМ — в Таджикистан,Армению, Грузию, Югославию, Афганистан, Турцию, Боснию, Танзанию и др. страны,где случилась беда. В последние годы подразделения МЧС принимали участие вспасательных операциях в Турции, Грузии, Киргизии, Таджикистане, Монголии,Японии.
В 1994 г. во время гражданской войны в Руанде (Африка)МЧС России были эвакуированы более 20 тыс. беженцев и доставлено более 10 тыс.тонн грузов по плану гуманитарной помощи.
С 1993 по 1996 г. на территории бывшей Югославииуспешно действовала автотранспортная группа МЧС России. В 1995г в при поддержкеи контроле УВКБ ООН (Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев) вЮгославию было отправлено более 5,5 тонн дизельного топлива.
По запросу УВКБ ООН автотранспортный отряд МЧС Россиис апреля 1995 г по март 1996 г работал на Северном Кавказе, обеспечиваягуманитарными грузами беженцев из Чеченской Республики.
В октябре 1995 г. для участия в международныхоперациях по оказанию гуманитарной помощи на базе МЧС России был сформированРоссийский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Деятельность МЧС, профессионализм российскихспасателей высоко оценен руководством ряда государств. 12-я ГенеральнаяАссамблея МОГО также высоко оценила деятельность МЧС России.
Прежде чем перейти к рассмотрению Федерального Закона“О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, остановимся немного наистории формирования МЧС.
1990 г., 27 декабря. Постановлением Совета Министров РФ № 606 образуется Российский корпусспасателей и правами Государственного комитета РФ, что стало первым шагом ксозданию в последующем МЧС России.
1991 г., 19 ноября. Издан Указ Президента РФ о создании на базе Российского корпусаспасателей Государственного комитета РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России).
1992 г., 18 апреля. Вышло Постановление Правительства РФ № 261 о создании Российскойсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
13 марта.Постановлением Правительства РФ № 154 положено начало созданию ГосударственногоЦентрального аэромобильного спасательного отряда ГКЧС России (Центроспаса).
28 июля.Постановлением Правительства РФ формируются поисково-спасательные службы (ПСС)ГКЧС России.
9 декабря.Постановлением Правительства РФ № 968 образуются Региональные центры по деламГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС).
1993 г., 8 мая.Подписан Указ Президента РФ № 643 “О гражданской обороне”.
1994 г., 10 января. Указом Президента РФ № 66 на базе ГКЧС России образовано МинистерствоРФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
11 ноября.Государственной Думой РФ принят Федеральный Закон “О защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.
1995 г., 14 июля. Государственной Думой РФ принят Федеральный Закон “Обаварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.
5 ноября. Подписанопостановления Правительства РФ№ 1113 “О создании единой государственнойсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.
/>1996 г., 27 мая. Подписан Указ Президента РФ № 784 о “Вопросыгражданской обороны РФ” и утверждено Положение “о Войсках гражданской обороныРФ”.
13 сентября. Утвержденопостановлением Правительства РФ положение «О классификации ЧС природного итехногенного характера».
1997 г., 15 ноября. Утверждены Указом Президента положение и описание “о флаге игеральдическом знаке — эмблеме Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствийстихийных бедствий”
26 декабря.Государственной Думой РФ принят Федеральный Закон “О гражданской обороне”.
1998 г.,
(ст. 3) Целяминастоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения иразвития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь отчрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
(ст. 1) Вданном законе определены основные понятия:
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природногоявления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь илиповлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающейприродной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельностилюдей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимыхзаблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение рискавозникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей,снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь вслучае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложныеработы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные наспасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающейприродной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайныхситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайнаяситуация.
Цели и задачи РСЧС (ст. 4)
Обеспечение безопасности и защиты интересов личности иобщества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и т. д.возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Единая государственная система предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы исредства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительнойвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочиякоторых входит решение вопросов по защите населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами РСЧС являются:
· разработка и реализация правовых и экономических нормпо обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· осуществление целевых и научно-технических программ,направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивостифункционирования организаций, а также объектовсоциального назначения в чрезвычайных ситуациях;
· обеспечение готовности к действиям органов управления,сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций;
· сбор, обработка, обмен и выдача информации в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· подготовка населения к действиям в чрезвычайныхситуациях;
· прогнозирование и оценка социально-экономическихпоследствий чрезвычайных ситуаций;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсовдля ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· осуществление государственной экспертизы, надзора иконтроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальнойзащите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведениегуманитарных акций;
· реализация прав и обязанностей населения в областизащиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в ихликвидации;
· международное сотрудничество в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Принципы построения, составсил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, атакже иные вопросы функционирования РСЧС определяются законодательством РФ,постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
(ст. 15) Наорганы управления РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов,связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайнойситуации и обратно, организациейразмещения, питания, оплатытруда, материально-технического, медицинского и другихвидов обеспечения их деятельности в этихусловиях,
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций отобщественных объединений должны иметь соответствующую подготовку,подтвержденную в аттестационном порядке.силы РСЧС
К силам и средствам РСЧС относятся:
1. Силы и средства наблюдения и контроля:
· службы (учреждения) организаций федеральных органовисполнительной власти, осуществляющих контроль и наблюдение за состояниемокружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах иприлегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровьенаселения;
· формирования государственного комитетасанитарно-эпидемиологического надзора РФ;
· ветеринарная служба Минсельхоза и продовольствия РФ;
· службы (учреждения) наблюдения и лабораторногоконтроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ поторговле и Минсельхоза и продовольствия РФ;
· геофизической службы РАН, оперативных групп постояннойготовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингуокружающей среды и подразделений Минатомэнерго Росси;
· учреждений сети наблюдения и лабораторного контроляГО;
2. Силы и средства ликвидации ЧС:
· военизированные и невоенизированные противопожарные,поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительныеи аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
· формирования и учреждения Всероссийской службымедицины катастроф;
· формирования ветеринарной службы и службы защитырастений Минсельхоза и продовольствия РФ;
· военизированные службы по активному воздействию нагидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологиии мониторингу окружающей среды;
· формирования ГО РФ территориального и объектовогоуровня;
· специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ,др. войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
· аварийно-технические центры Минатомэнерга РФ;
· службы поискового и аварийно-спасательного полетовгражданской авиации федеральной авиационной службы России;
· восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;
· аварийно-спасательные службы и формированияФедеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флотаРоссии;
Кроме того отработаны вопросы привлечения сил исредств Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда др. министерств иведомств.
МЧС России постоянно проводит планомерную работу посовершенствованию сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС.
Так, например, проводится большая работа по созданиюавиаподразделения, внедряются авиационные технологии. В соединениях и воинскихчастях ГО сформированы парашютные подразделения, создан и успешно действуетЦентральный аэромобильный спасательный отряд. В Москве проводится экспериментпо использованию авиационных технологий для оказания экстренной медицинскойпомощи. Этот опыт будет распространяться на др. крупные города итруднодоступные районы страны.
Отрабатывается программа по линии Центра поиска испасения на морях и водных бассейнах РФ. Развивается и укрепляетсяпоисково-спасательная служба, создаются специализированные подразделения этойслужбы в республиках, краях и областях.
Практика показывает, что эффективность применения сили средств аварийно-спасательных подразделений во многом зависит от того,насколько быстро они смогут приступить к проведению работ.
Эффективность действия аварийно-спасательных силзависит также от технической оснащенности. МЧС уделяет большое вниманиеразработке современного аварийно-спасательного оборудования, образцы которогодемонстрируются на ежегодных выставках “Средства спасения”. Лучшие из нихзапускаются в серийное производство. Осуществляется программа по реформированиюи оснащению новой техникой Войск ГО и поисково-спасательных служб (ПСС).
МЧС России, региональные и территориальные органыуправления, соответствующие министерства и ведомства осуществляют большуюработу по совершенствованию своих сил и средств.МЧС
МЧС России является федеральным органом исполнительнойвласти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление РСЧС,штабом, координирующим усилия органов государственной исполнительной властивсех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО,предупреждения и ликвидации ЧС.
Работа министерства в области защиты населения итерритории от ЧС ведется по 3 основным направлениям:
· осуществление комплекса мер по уменьшению рискавозникновения ЧС и ущерба от них;
· обеспечение постоянной готовности органов управления,сил и средств к выполнению возложенных на них задач мирного и военного времени;
· оперативное реагирование на ЧС.Концепция гражданской обороны в Российской Федерации
на современном уровне
Особое место в государственной политике по проблемамбезопасности и защиты личности, общества и государства занимают вопросы ГО,которая в соответствии с Российским законом “О гражданской обороне”организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей,территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствиеэтих действий.
Гражданская оборона непосредственно связана с военнойбезопасностью страны и оборонным строительством, поэтому согласно статье 71Конституции РФ, она находится в федеральном ведении.
С окончанием холодной войны проблемы военной безопасностиутратили былую остроту, но не уделять им должного внимания нельзя. Объективно,источником потенциальной военной опасности для России на настоящем этапеявляются локальные конфликты и войны, которые могут иметь затяжной характер, апри определенных обстоятельствах могут принять региональный и даже глобальныйхарактер. В этих условиях станет вероятным ведение военных действий навыживание, требующих от государства чрезвычайного напряжения сил и большихсредств для защиты населения и экономики страны.
Причем, характер и объемы защитных мероприятий будутво многом определяться повреждениями объектов ядерной энергетики, химическойпромышленности, гидротехнических сооружений, магистрального трубопроводноготранспорта, складов ядерных боеприпасов, дорого, мостов и т. д.
Совершенствование и дальнейшее развитие ГО планируетсяи осуществляется с учетом следующих основных принципов государственной политикив этой области:
· ГО — это не отдельная государственная система, аособая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуацийс обеспeчением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времении в условиях войны. При этом решение задач ГО является важной обязанностью всехорганов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий,организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и формсобственности.
· ГО — составная часть обороноспособности, национальнойбезопасности страны, мероприятия которой готовятся заблаговременно в мирноевремя.
Таким образом ГО — составная часть системыобщегосударственных, социальных и оборонных мероприятий, направленных нарешение следующих задач:
– защита населения в ЧС мирного и военного времени;
– повышение устойчивости функционирования объектов в ЧСмирного и военного времени;
– проведение аварийно-спасательных и др. неотложныхработ при ликвидации ЧС в мирное и военное время.
Ориентированная главным образом на военное время,существовавшая ранее система ГО, по крайней мере на начальном этапе войны сприменением современных средств поражения, обязательно столкнулась бы струдностями из-за отсутствия отлаженных механизмов взаимодействия ее основныхструктурных подразделений. Нынешняя общегосударственная система защитынаселения и территорий от ЧС, органы управления которой организуютзаблаговременное выполнение установленных мероприятий ГО (многие из которыхпредназначены и для защиты и от ЧС) находятся в постоянной готовности в мирноевремя. Это позволит с большей эффективностью решить задачи военного времени,чем при старой системе ГО. В Федеральном законе “О гражданской обороне”, указеПрезидента РФ от 8.05.1993 г. “О гражданской обороне” и в ряде др.постановлений Правительства РФ определено отношение власти к вопросам защиты населенияи территорий от ЧС мирного и военного времени, установлены полномочия иобязанности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местногосамоуправления, министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций поих реализации.
В частности, предусмотрено, что руководители указанныхорганов и организаций являются по должности начальниками ГО соответствующихреспублик, краев, областей, автономных образований, районов и городов,министерств, ведомств и организаций. Они несут персональную ответственность заорганизацию и осуществление всех мероприятий по защите населения и территорийот ЧС в мирное и военное время.
Организация ГОЧС в Российской Федерации
/>
Права и обязанности органов государственной власти,
субъектов РФ, организаций и граждан в области
защиты населения и территорий от ЧС
(ст. 8) Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральнымизаконами определяет основные направления государственной политики и принимаетиные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
вносит на рассмотрение Совета Безопасности РоссийскойФедерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросампредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросампреодоления их последствий;
вводит при чрезвычайных ситуациях на территорииРоссийской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
принимает решение о привлечении при необходимости кликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинскихформирований.
(ст. 10) Правительство Российской Федерации на основании Конституции РФ,федеральных законов и нормативных актов Президента РФ определяет задачи,функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органовисполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций, осуществляет руководство единой государственной системойпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
устанавливает и контролирует процесс производства,режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных идругих особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций иполномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
принимает решения о непосредственном руководствеликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае ихвозникновения;
определяет порядок привлечения Войск гражданскойобороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
(ст. 11) Органы государственной власти субъектов РФ,органы местного самоуправления:
осуществляют подготовку и содержание в готовностинеобходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
принимают решения о проведении эвакуационныхмероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
обеспечивают своевременное оповещение и информированиенаселения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
организуют и проводят аварийно-спасательные и другиенеотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе ихпроведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются кПравительству Российской Федерации за оказанием помощи;
осуществляют финансирование мероприятий в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервыфинансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содействуют устойчивому функционированию организаций вчрезвычайных ситуациях;
создают при органах исполнительной власти субъектов РФи органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления,специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорийот чрезвычайных ситуаций,
(ст. 14) Организации обязаны:
планировать и осуществлять необходимые меры в областизащиты работников организаций и подведомственных объектов производственного исоциального назначения от чрезвычайных ситуаций;
планировать и проводить мероприятия по повышениюустойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельностиработников организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание вготовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты идействиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальныесистемы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать организацию и проведениеаварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектахпроизводственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях всоответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
финансировать мероприятия по защите работ/>ников организаций и подведомственных объектовпроизводственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсовдля ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке информацию вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а такжеоповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновениичрезвычайных ситуаций,
Для участия в ликвидации последствий ЧС могутпривлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных СилРоссийской Федерации, других войск и воинских формирований (определяетсяПрезидентом на основании закона), а также силы и средства органов внутреннихдел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ (в соответствии с законами и инымиправовыми документами) (ст. 16 и 17).
(ст. 18) ГражданеРоссийской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случаевозникновения чрезвычайных ситуаций;
использовать средства коллективной и индивидуальнойзащиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения отчрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могутподвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерахнеобходимой безопасности;
обращаться лично или подавать коллективную заявку вгосударственные органы и органы местного самоуправления по вопросам защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью иимуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы запроживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на бесплатное государственное социальное страхование,получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполненииобязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потеритрудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполненииобязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, впорядке, установленном для работников, инвалидность которых наступилавследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца,погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполненииобязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, впорядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья,полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни,охране собственности и правопорядка.
Порядок и условия государственного социальногострахования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданамРоссийской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательствомсубъектов Российской Федерации.
(ст. 19) ГражданеРоссийской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые актыРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускатьнарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологическойбезопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорийот чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощипострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствамизащиты;
выполнять установленные правила поведения при угрозе ивозникновении чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать содействие в проведенииаварийно-спасательных и других неотложных работ.
(ст. 29)Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила,чем те, которые содержатся в законодательстве РФ в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международныхдоговоров.
Литература
1. Федеральный Закон. О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера // Гражданская защита. № 1. 1996. С.78-85.
2. Федеральный закон. О гражданскойобороне // Основы безопасности жизни. № 7. 1998. С. 48-53.
3. Постановление Правительства РФ от05.ll.95 № lll3«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций” // Российская газета. №225. 21.11.95.