Анализ законодательства РФ в области назначения социальной пенсии различным категориям граждан

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ
1.1 Понятие социальной пенсии
1.2 Условияназначения социальной пенсии
2 ТЕХНОЛОГИИНАЗНАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ
2.1 Особенностиначисления социальной пенсии по случаю потери кормильца
2.2 Социальнаяпенсия по инвалидности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы. Всовременной действительности, в условиях социально-экономического кризиса исложной политической обстановки в России постоянно возникают новыеобстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средствсуществования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненныеситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеютправа на получение соответствующих видов социального страхования, импредоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии,компенсации), бесплатные или частично платные услуги.
Для таких категорий граждан былиздан Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионномобеспечении в Российской Федерации», который призван защищать население.
Одним из основных видов социальнойпомощи являются социальные пенсии.
В соответствии со ст. 11Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионномобеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия устанавливается: дляинвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III, II и Iстепени, детей-инвалидов; детей в возрасте до 18 лет, потерявшие одного илиобоих родителей, и детей умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию послучаю потери кормильца, граждан из числа малочисленных народов Севера,достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющиеправа на трудовую пенсию; граждан, достигших возраста 65 и 60 лет(соответственно мужчины и женщины).
Тема курсовой работы актуальна,поскольку предоставление социальных пенсий необходимо для граждан, по различнымпричинам оставшихся без средств к существованию.
Анализ изученных источников и литературы. Пенсионноесоциальное обеспечение граждан определено принятием федеральных законов: № 166-ФЗот 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РоссийскойФедерации»; № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации»; № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации». Так же в соответствии с Федеральным Законом № 4468-1 от 12.02.1993«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органахвнутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органахуголовно-исполнительной системы и их семей», был установлен круг лиц обладающихправом на пенсию в случае потери кормильца, а так же определен порядок ееисчисления.
Цель работы: изучить и проанализировать законодательствов области назначения социальной пенсии различным категориям граждан.
Целевая направленность работы определила следующие задачи:
– рассмотреть понятия социальных пенсий в Российской Федерации;
– проанализировать категории граждан, имеющие право на получениесоциальных пенсий;
–  рассмотреть технологии предоставления социальных пенсий.
Объект исследования: социальные пенсии.
Предмет исследования: социальные пенсии различнымкатегориям граждан Российской Федерации.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯСОЦИАЛЬНЫХ  ПЕНСИЙ
 
1.1 Понятие социальной пенсии
Социальное обеспечение занимаетодно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Ононепосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано сполитикой социального благополучия населения.
Право российских граждан насоциальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации,согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение повозрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитаниядетей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение как особыйсоциальный институт государства является гарантией достойного развития каждогочлена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлениисоциальных рисков.
Одним из основных видов социальнойпомощи являются социальные пенсии.
В отличие от трудовых, социальныепенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условияопределяющее право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются втвердом размере за счет средств государственного бюджета.
Основная цельвведения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государственнойминимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовуюпенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.
Социальныепенсии назначаются без требования к трудовому стажу и выплачиваются в полнойсумме без учета заработка. Социальные пенсии устанавливаются гражданам, неимеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовойдеятельностью, либо вместо трудовой пенсии.
Круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией – нетрудоспособныеграждане:инвалиды,в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет,потерявшие одного или обоих родителей; граждане из числа малочисленных народовСевера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), неимеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Закон не предусматривает увеличениеразмера социальной пенсии по старости в связи с наличием у ее получателяиждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности.Однако, для граждан проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нимместностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующихдополнительных, материальных и физиологических затрат проживающих там граждан,определяемых Правительством РФ, размер пенсии увеличивается насоответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанныхрайонах (местностях). При выезде их на новое постоянное место жительстваразмер пенсии определяется без учета районного коэффициента.
Таким образом, социальная пенсия повозрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполненияими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов.
1.2 Условия назначения социальной пенсии
Право насоциальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерациинетрудоспособные граждане.
Социальнаяпенсия по инвалидности устанавливается:
–  инвалидамI, II и III группы, в том числе инвалидам с детства;
–  детям-инвалидам.
Социальнаяпенсия по случаю потери кормильца устанавливается детям в возрасте до 18 лет, а также старшеэтого возраста, обучающемся по очной форме в образовательных учреждениях всехтипов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключениемобразовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такогообучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одногоили обоих родителей, и детям умершей одинокой матери.
Социальнаяпенсия по старостиустанавливается:
– гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшимвозраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
– гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины иженщины).
Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплатусоциальной пенсии не влияет, за исключением социальной пенсии, назначеннойгражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Размерсоциальной пенсии по старости граждан, достигших возраста 65 и 60 лет(соответственно мужчины и женщины), являвшихся получателями трудовой пенсии поинвалидности, не может быть менее размера трудовой пенсии по инвалидности,который был установлен указанным гражданам по состоянию на день, с которого имбыла прекращена выплата указанной трудовой пенсии по инвалидности в связи сдостижением данного возраста.
С 1 июля 2010 года социальныепенсии в России проиндексированы на 3,41 %. Социальные пенсии индексируются сучетом разницы между индексом роста прожиточного минимума пенсионера в РФ за2009 год и индексом роста цен на товары и услуги за тот же год. В июле происходиттак называемая «доиндексация»: социальная пенсия увеличивается на 3,41 %, врезультате чего ее общее годовое увеличение за 2010 год составит 12,51 % (сучетом проведенной 1 апреля индексации на 8,8 %).
При этом средний размер социальнойпенсии с 1 июля 2010 года повысился на 157 рублей и составил 4757 рублей;средний размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших службу попризыву, увеличился на 235 рублей и составил 7128 рублей, средний размер пенсиипо случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших службу попризыву, возрос с 5777 рублей до 5974 рублей.
Для назначения социальной пенсиигражданину необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионногофонда РФ по месту жительства.
Особый порядок подачи заявления оназначении пенсии установлен для граждан РФ, выехавших на постоянное жительствоза пределы России и не имеющих в России регистрацию по месту жительства илипребывания. Они должны подавать заявление о назначении пенсии не втерриториальный (районный, окружной) орган ПФР, а в Пенсионный фонд России.
Заявление о назначении пенсии можетподаваться в любое время после приобретения права на пенсию. При этом заявлениио назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления угражданина пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновенияправа на пенсию.
Если гражданин, приобретает правона пенсию в период нахождения в местах лишения свободы, то он может податьзаявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда поместу нахождения исправительного учреждения через администрацию учреждения, вкотором он отбывает наказание.
Если право на пенсию приобретаетнесовершеннолетний ребенок или недееспособное лицо (пенсии по случаю потерикормильца, по инвалидности, социальная пенсия), то заявление о назначениипенсии подается по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна,попечителя). А если законным представителем является соответствующееучреждение, в котором он пребывает (например, дом-интернат дляумственно-отсталых детей), то заявление о назначении пенсии подается втерриториальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения этого учреждения.
социальноеобеспечение пенсия государство

2 ТЕХНОЛОГИИ НАЗНАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ
 
2.1 Особенности начисления социальнойпенсии по случаю потери кормильца
Социальная пенсия по случаю потерикормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет,потерявшие одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, неимеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральнымзаконом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию послучаю потери кормильца в соответствии со ст. 8 (назначения пенсийвоеннослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшимв результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей)Федерального закона от 15.12.2001г. N166-ФЗ «О государственном пенсионномобеспечении в Российской Федерации».
При назначении социальной пенсии послучаю потери кормильца применяются нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие вопросы,связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должнодоказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, нообъявленных полностью дееспособными (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 17декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации»).
Социальная пенсия назначается, еслиее получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца илипо случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших врезультате радиационных или техногенных катастроф (ст.ст. 8, 10 Федеральногозакона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионномобеспечении в Российской Федерации»).
Размер социальной пенсии по случаюпотери кормильца увеличивается на период постоянного проживания ее получателя врайонах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районныйкоэффициент, установленный для этих местностей.
Социальная пенсия по случаюпотери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовойчасти трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
2.2 Социальная пенсия по инвалидности
В соответствии со ст. 11Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия поинвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерацииинвалидам, имеющиим ограничение способности к трудовой деятельности любойстепени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по инымустановленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»основаниям.
Так, трудовая пенсия не может назначаться,если у инвалида полностью отсутствует трудовой стаж, а также в случаенаступления инвалидности вследствие совершения самим инвалидом умышленногоуголовного наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью,что установлено в судебном порядке (ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Если у такого лица имеютсяпенсионные накопления, учтенные в специальной части его индификационноголицевого счета, то накопительная часть трудовой пенсии назначается инвалиду ксоциальной пенсии. Однако не ранее достижения им общего пенсионного возраста,предусмотренного п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением инвалидовдетства, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, которые получаютнакопительную часть независимо от возраста; лиц, больных гипофизарным нанизмом(лилипутов) — не ранее: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам подостижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно неменее 20 и 15 лет;
диспропорциональных карликов и инвалидов по зрению, имеющихограничение способностей к трудовой деятельности IIIстепени, — не ранее:
мужчинам по достижении возраста 50лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стажсоответственно не менее 15 и 10 лет (ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Социальная пенсия по инвалидностиустанавливается в фиксированном размере пропорционально базовой части трудовойпенсии (ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
При этом вышеперечисленные размеры пенсий, для граждан,проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, врайонах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительныхматериальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемыхПравительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районныйкоэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимостиот района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан вуказанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей)на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учетарайонного коэффициента (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, социальная пенсия назначаетсяпо случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилымгражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные,которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. Вчастности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нетнеобходимого страхового стажа (либо его не имел умерший – при решении вопроса оназначении пенсии по случаю потери кормильца).
Социальная пенсия предоставляетсягражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи снетрудоспособностью.
По мере стабилизации экономическихотношений в России роль социальных пенсий будет возрастать, а круг ихполучателей расширяться, поскольку государство с социально ориентированнойэкономикой не может оставить нетрудоспособных граждан.
Социальные пенсии предоставляются сучетом прожиточного минимума и обеспечивают материальные условия жизни принаступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия втрудовой или иной общественной деятельности и уплаты взносов на пенсионноестрахование. Однако это не значит, что размер социальной пенсии удовлетворитпрожиточные нужды всех пенсионеров. Для удовлетворения индивидуальныхпотребностей некоторых из них (например, инвалидов) необходимо будетизбирательно предоставлять социальную помощь сверх социальной пенсии.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Конституция Российской Федерации // Консультант плюс: Высшая школа(электронная версия). – 2009.
2. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «Отрудовых пенсиях в РФ» // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия).– 2009.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионномобеспечении в РФ» // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). –2009.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации» // Консультант плюс: Высшая школа(электронная версия). – 2009.
5. Федеральный закон от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц,проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственнойпротивопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы иих семей» // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). – 2009.
6. Астапов, К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации /К. Л. Астапов // Финансы и кредит. – 2007. – № 24. – с.47-53.
7. Батанов, Г. Пенсионная реформа сегодня – крупнейший социальный проект /Г.Батанов // Финансовый контроль. – 2005. – №9. – с. 34-38.
8. Беляки, В.Д. Пенсия в связи с особыми условиями труда. Практикаприменения / Беляки В.Д.// Пенсия. – 2007. – №2. – с.18.
9. Вишневский, Б. Новые принципы пенсионирования / Б. Вишневский // Человеки труд. – 2008. – № 11. – с. 62.
10. Грудицына, Л. О пенсионном обеспечении / Л. Грудицина // Юрист. – 2008. –№11.– с.60-64.
11. Дмитриев, М. Куда идет пенсионная реформа / М. Дмитриев // Трудовоеправо. – 2008. – №3. – с.9-10.
12.  Ерусланова,Р.И. Пенсионное обеспечение в России / Р.И. Ерусланова – СПб.: Питер, 2006. –356с.
13. Ищенко О.А., Пермяков О.В. Реформирование пенсионного законодательстваРоссийской Федерации // Юрист. – 2006. – №6. – с.5-8.
14.  Колобаев,О.М. Негосударственные пенсионные фонды и обязательное пенсионное страхование /О. М. Колобаев // Пенсия в Ваших руках. – М.: Норма, 2005. – 316с.
15. Куртин, А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системыРоссийской Федерации / А. В. Куртин //Трудовое право. – 2006. – №4. – с.40-47.
16.  Морозова,Л.Л. Трудовой стаж и расчет пенсий. Практическое руководство / Л.Л. Морозова. –СПб.: Актив, 2005. – 112с.
17. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под ред.Дмитриева М.Э. – Спб.: Норма, 2005. – 256с.
18.  Пенсия:Оформление, трудовой стаж, льготы. (Советы юриста на все случаи жизни). Выпуск2. – М.: АСТ, 2006. – 208с.
19.  Персонифицированныйучет в системе государственного пенсионного страхования. – М.: Приор, 2008. –80с.
20.  Сенов,Б.А. Ваша новая пенсия / Б. А. Сенов .- Брянск: Изд-во Брянского ун-та, 2008. –28 с.
21.  Соловьев,А.К. Оформление пенсий / Соловьев А. К. – М.: Приор, 2004. – 128с.
22.  Соловьев,А.К. Пенсионный фонд: новое в уплате страховых взносов / Соловьев А. К. – М.:Аспект, 2006. – 96с.