Профилактика наркомании

Введение
Наркотики известнычеловечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том,что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторытысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака ииндийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом«низших слоев».
К распространеннымнаркотическим веществам относятся:
1. Морфий и героин –алколойды опиума;
2. Снотворные средства,включающие так называемые барбитураты;
3. Гашиш (анаша, план,марихуана);
4. Стимулирующие средства,обладающие эффектом возбуждения нервной системы.
5. Кокаин – алколойдрастения кока.
Наркомания– это заболевание, которое выражается в физической или психологическойзависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенноприводит организм к физическому и психологическому истощению.
Поданным Минздрава России количество потребителей наркотиков на первое полугодие1999г. cоставило 315 тыс. человек. По мнениюэкспертов реальная численность потребителе наркотиков в стране превышает этот показательв 8-10 раз.[1]
Запять лет (с 2001 по 2006 год) число подростков, больных наркоманией, увеличилсяв 19,3 раз. Как следует из большинства социологических исследований и научныхпубликаций, в нашей стране 8 % молодежи периодически употребляют наркотики.Среди студентов наркоманией охвачено в той или иной мере 30 – 40 %, а поотдельным регионам эта цифра значительно выше. По существующим прогнозам ростпоказателей, связанных с употреблением наркотиков, может продолжаться вплоть до2010 года.[2]
Поэтому,я считаю, что методика работы социального педагога по профилактики наркоманиинеобходима.
Рассмотреввсе вышеизложенные факты, можно с уверенностью говорить о том, что такаясоциальная проблема, как наркомания требует немедленного решения и являетсяактуальной для сегодняшнего дня, ведь мы все заинтересованы в благополучномразвитии всего человечества.
Цель:изучить теоретические основы по профилактики наркомании.
Объект:Методы решения проблем наркомании.
Задачи:
1.  Изучить проблемунаркомании.
2.  Выявить причины,стадии и факторы наркотической зависимости.
3.  Выявить стадии ифакторы наркотической зависимости.
4.  Определитьхарактеристику профилактики.
5.  Определить методыработы социального педагога по профилактике наркомании.

Глава 1. Формированиенаркотической зависимости
1.1 Наркомания как формаотклоняющегося поведения
Девиантное поведение,девиантность (лат. deviatio — отклонение) – это:
1.        Поступок,действия человека, не соответствующие официально установленным или фактическисложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;
2.        Социальноеявление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческойдеятельности, не соответствующих официально установленным или фактическисложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.[3]
К основным формамдевиантного поведения принято относить алкоголизм, проституцию, наркоманию,самоубийство, преступность.
Употребление наркотиков.Как и пьянство, наркотизм связан с психическим экспериментированием, поискомновых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, дветрети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам излюбопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первуюдозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем этогрупповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90% наркомановначинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся вопределенных местах.
Более точно распределение можно проследить по даннымсоциологического опроса.[4] Приложение 1.
Исследованиесоциально-психологических источников наркомании как социальной патологиивынудило ряд отечественных исследователей расширить свои представления обисточниках этой формы социальной девиации, введя в научный оборот термин«аддиктивное поведение».[5]
Аддиктивное поведение (отангл. Addiction – пагубная привычка, порочнаясклонность) – одна из форм отклоняющегося девиантного поведения с формированиемстремления к уходу от реальности. Такой уход происходит путем искусственногоизменения своего психического состояния посредством приема некоторыхпсихоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит кпостоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.[6]
Выделяют два путиаддиктивного поведения. Первый полисубстантный, характеризуется тем, чтоподростки пробуют на себе действие различных токсичных веществ, среди которыхможет быть выбрано наиболее привлекательное. Но злоупотребление может бытьпрекратится и до такого выбора. Второй путь – моносубстантное аддиктивноеповедение, когда подростки злоупотребляют одним веществом. Чаще всего этообусловлено тем, что только к нему имеется доступ, но иногда намеренноотказываются от других веществ.
Этап первых проб служитначалом аддиктивного поведения.
Первые пробы совершаютсяобычно под чьим – либо влиянием или в компании. В большинстве случаев сначалавыбирается алкоголь, иногда курение гашиша или ингалянта, реже – препаратыопия, стимуляторы или галлюциногены. Затем может последовать отказ отзлоупотребления или повторная проба – нередко с большей частотой или вопределенном ритме. Причиной отказа могут служить неприятные ощущения, страхнаказания, опасения и переживания, разрыв с компанией или страх пристраститьсяк данному веществу.
Второй этап. Поисковоеаддиктивное поведение.
Следующим за первымипробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ– алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами.Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важноих употребление как знак принадлежности к группе, для других – сам фактизменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих – качествовызываемого эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этапразворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу – для веселья,раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выраженияотношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно активноеэкспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления(например, «зарядка» летучими веществами фильтр – коробки противогаза). По мерепрохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного изсредств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрастепятнадцати лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но можетформироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемаясбором группы. В таких случаях медикаментозное лечение используется лишь дляснятия интоксикации. Психотерапевтические техники и приемы образуютметодологическую базу психопрофилактики; ведущую роль они могут играть приработе с детьми и подростками, у которых аддиктивное поведение являетсяповеденческим проявлением внутриличностных проблем. Решающая роль при работе саддиктивным поведением подростков принадлежит педагогам и социальным педагогам.
Третий этап. Переходаддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множестворазнообразных факторов, которые условно разделяют на социальные, социально –психологические, психологические, биологические.
Социальные –нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствиепозитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни,интенсивность и плотность миграции.
Социально –психологические – высокий уровень коллективной и массовой тревоги,разрыхленность поддерживающих связей с семьей и другими позитивно – значимымигруппами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании,отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослаблениемежпоколенных связей поколений.
Психологические –незрелость личностной идентификации, слабость и недостаточность способности квнутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов иограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменениисостояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов,конституционально акцентуированные особенности личности.
Биологические – природа и«агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность,нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций иконтроля за течением заболевания.
В процессе переходааддиктивного поведения в болезнь, вызываемую употреблением психоактивныхвеществ (наркотики), выделяют следующие стадии развития болезни.
Первая стадияхарактеризуется формированием и прогрессирующим углублением психическойзависимости, при которой перерыв в употреблении наркотиков приводит кпсихическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострениемвлечения к употребляемому веществу. В этот период наблюдается ослабление иугасание защитных рефлексов на передозировку, повышенная толерантность,социальная дезадапция.
Вторая стадияхарактеризуется формированием физической зависимости при употреблении однихвеществ и углублением психической зависимости при употреблении других веществ.В тех случаях когда физическая зависимость не формируется, основным признакомэтой стадии становится хроническая интоксикация с психическими и физическиминарушениями. Признаки хронической интоксикации завися от типа употребляемыхвеществ. Хроническая интоксикация марихуаной ведет к физическому истощению иапатии вне поведенческого поля наркотизации, у мальчико нередко приводит ктелесной феминизации, нарушениями и ослаблением интеллектуальных функций(памяти, внимания, сообразительности). Растет привыкание к веществу.
Переход к третей стадииприводит к истощению всех систем организма, возникает глубокая социальнаядеградация.
1.2 Причины, стадии ифакторы наркотической зависимости
Существуют теории,которые объясняют причины наркотической зависимости.
Теория проблемногопроведения: отсутствие уважения к власти, к нравственным и общественным нормамповедения ведет к росту преступности, наркотизации и сексуальной запущенности
Теория стадий:употребление наркотиков – явление прогрессирующее. Оно начинается с алкоголя исигарет с переходом в дальнейшем к употреблению для развлечения разрешенных изапрещенных законом наркотических веществ (анаша) и заканчивается в концеконцов приемом сильнодействующих наркотиков. Однако не всегда на смену однойстадии приходит другая.
Теория группысверстников: семья подростка, религия, школа и друзья оказывают влияние наприобщение к наркотикам.
Чтобы понять сущностьнаркомании, проанализируем такие понятия: эйфория, наркотическая зависимость иабстиненция.
Эйфория – состояние когдачеловек находится в болезненно повышенном, беспричинно – радостном настроении.Это состояние вызывается не только наркотиками, но и употреблением алкоголя, нов первом случае характеризуется большей продолжительностью и более глубокимипсихологическими характеристиками.
Наркотическая зависимостьвесьма точно отражает «взаимоотношения» наркоманов и наркотиков, возникающую втечение короткого времени привычку к наркотикам, т.е. буквально подчинение всейжизни их употреблению, поиску денег на приобретение нужного их количества, приэтом другие стороны жизни наркоманом полностью игнорируются, либо им уделяетсязначительно меньше внимания. Человек употребляет наркотики, несмотря на риск, иуже не представляет своего существования без них.
Как только организмперестает ощущать «живительное» действие наркотиков, наступает тот самыймомент, из-за которого многие наркоманы, решившие порвать с наркотиками, невыдерживают и начинают принимать их вновь, — наступает абстиненция. Общий еехарактер зависит от природы наркотического вещества, принимаемых доз и продолжительностиупотребления наркотика. Начинается все вроде бы с небольшого недомогания,озноба, вялости, потливости и сниженного настроения. Наркоманы кутаются втеплые вещи, включают обогреватели, даже если в доме не холодно. Всех мучаетнасморк, а некоторые постоянно чихают. Их тошнит, а потом может начаться рвота.Болит живот, появляется частый жидкий стул. В это время наркоманы почти не спятпо ночам, не могут лежать неподвижно, хотя и стараются.
Физические и душевныемуки, которые испытывают наркоманы во время абстиненции, ни с чем не сравнимы.Наиболее тяжкие формы абстиненции наблюдаются чаще всего в клиническихусловиях, когда у наркоманов со стажем действие наркотических веществблокируется фармакологическими методами. В это время наркоман находится впостоянном движении, кричит, стонет, ворочается в постели, бегает по палате,упрашивает персонал дать наркотик.
Таковы изначальныехарактеристики наркомании, несущие в себе предпосылки тотального разрушениядуши и тела человека, его психическоro и физического здоровья.
Стадии и факторы рискавозникновения зависимости
Употребление наркотиковможет вызвать наркоманию.
Наркомания – это болезнь,которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествахнаркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимостиот них с развитием синдрома лишения — абстиненции — в случае прекращения ихприема.[7]
Диагноз «наркомания»устанавливается только при развитии специфического комплекса клиническихпризнаков заболевания, которые отражают динамику развития наркоманическойзависимости. Риск возникновения зависимости происходит в три стадии.
Социальная зависимость –когда человек еще не. начал употребление наркотиков, но вращается в средеупотребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешниеатрибуты группы. Он внутренне готов сам начать употребление. Часто к такойгруппе можно принадлежать, только исповедуя ее принципы и подчиняясь ееправилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что заслоняетпривычные представления, изменяет поведение. Неотъемлемое условие этой стадиизаболевания — наличие группы. Единственным способом предотвращения дальнейшегоразвития заболевания является своевременное выявление и разрушение группы.Упустить этот момент – значит, затруднить контакт с членами группы, для которыхразвитие заболевания может перейти в следующую стадию.
После начала употреблениянаркотиков формируется психическая зависимость – болезненное стремлениепринимать препарат, с тем чтобы испытать определенные ощущения или снятьявления психического дискомфорта. Психическая зависимость возникает во всехслучаях систематического употребления наркотиков. Ее признаки: ясно выраженноепостоянное желание продолжать употребление данного вещества, добывая его любымипутями; тенденция увеличивать дозу приема, обнаруживая рост устойчивости;возникновение индивидуальных и социальных проблем. Перерыв в употреблениинаркотика вызывает чувство тревоги и напряжения, но нет тяжелого физическогодискомфорта. Внешние проявления сформировавшейся психической зависимости:создание соответствующего круга общения с людьми, злоупотребляющиминаркотиками; начало употребления наркотического средства в одиночку и поискзаменителей в случае его отсутствия.
Субъективные проявленияпсихической стадии зависимости: постоянное стремление к повторному употреблениюинтоксиканта, нарушение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособностьсконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов (рвотного причрезмерной дозировке). Начиная с психической стадии и на всем протяженииболезни растет зависимость к наркотику, а следовательно, требуется непрерывноеувеличение принимаемой дозы для достижения ожидаемого состояния. В некоторыхслучаях проявляется социальная дезадаптация.
При более продолжительномупотреблении наркотиков формируется физическая зависимость котораяхарактеризуется непреодолимым, т. е. компульсивным, влечением к наркотику,потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянииинтоксикации и проявлением синдрома лишения, т. е. абстинентного синдрома, вслучае прекращения приема наркотического средства.
Прием наркотиковнаркоманом с длительным стажем осуществляется не столько для эйфоризации,сколько для выравнивания своего физического состояния при синдроме лишения(отнятия) наркотика, т. е. абстиненции. Синдром отмены проявляется обычно через12 — 48 ч после прекращения приема наркотика. Состояние абстиненции (называемоеломкой при опийной наркомании) доставляет наркоману физические страдания:сильнейшие спазмы внутренних органов и мышц, нарушение функцийжелудочно-кишечного тракта и сердечнососудистой системы, слюнотечение,повышенную секрецию желез. Такие явления сопровождаются и психическимисимптомами: бессонницей, подавленностью, разбитостью, чувством тревоги истраха, приступами истерии, психомоторным возбуждением. Все помыслы человека всостоянии абстиненции направлены только на одно – во что бы то ни стало, любойценой найти и ввести себе определенную дозу наркотика, быстро снимающегострашные симптомы абстиненции. Обычно наркоманы самостоятельно, без помощиврача, не в состоянии преодолеть этот синдром. Синдром лишения у опиатчиков илиморфинистов бывает настолько тяжелым, что без новой дозы или медицинской помощион иногда заканчивается смертью больного.
Самым болезненнымпроявлением физической зависимости является ломка. Но при употреблениинекоторых наркотиков ее не бывает. Поэтому многие наркологи убеждены, чтопсихическая зависимость, сопутствующая любой форме наркозависимости, — основноепрепятствие в преодолении наркомании. Об этом свидетельствуют многочисленныеслучаи возвращения к наркотикам даже тех лиц, кто сумел (или был вынужден) ихбросить, пройти ломку и много лет воздерживаться от приема наркотиков. Отфизической зависимости они освободились, а психическая зависимость,по-видимому, стала для них пожизненной.
Следующая стадия развитиянаркомании – синдром измененной реактивности — отражает наиболее глубокуюперестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшуютолерантность, многократно превышающую физиологические возможности обычногочеловека, снижение защитных реакций, изменение формы потребления наркотика иформы опьянения. Возникает истощение всех систем организма, возможнаполинаркомания.
Полинаркомания – этозаболевание, возникшее в связи со злоупотреблением двумя или болеелекарственными или иными веществами, отнесенными к наркотикам.[8]
Диагноз «полинаркомания»устанавливается при сочетании употребления двух или более препаратов(одновременно или путем последовательного их чередования) при условиивозникновения наркотической зависимости к обоим веществам.
Психологи и врачи –наркологи отмечают обстоятельства, которые способствуют приобщения к наркотиками повышают риск заболевания наркоманией. Возникновению наркомании способствуютследующие факторы:
Социальные факторы,Верминенко и Келасьев отмечают, что в цикличности уровня потреблениянаркотических веществ можно отметить определенную закономерность. Ползучее, азатем и взрывное распространение наркомании всегда происходило впространственно-хронологической связи с масштабными социально – экономическимипроцессами, разрушением традиционных социально-культурных стереотипов.Ситуация, сложившаяся в настоящее время в России, не представляет в этомотношении исключения: переход к рыночной экономике, технизация всех сторонжизни, экологические катастрофы, перенаселенность городов, информационныеперегрузки, деформация живого человеческого общения, которое становится всеболее формализованным, «электронно-опосредованным», расширяющаяся экспансиямассовой культуры, навязывающей людям стереотипное поведение. Эти девиациимакросоциального уровня определяют микросоциальные процессы, напримердисгармонию семейных отношений, являющуюся одним из социальных факторовформирования аддиктивного поведения подростков. В дисгармоничных семьяхформируются две полюсно-противоположные стратегии в отношении детей:безнадзорность, с одной стороны, гиперопека — с другой, но оба приводят кодному результату — отчуждению детей от семьи с последующим включением их всреду контркультуры, одним из атрибутов которой является потреблениенаркотиков.[9]
К социальным факторамразвития наркомании можно отнести также воспитание детей только одним изродителей (т.е. в неполной семье), постоянную занятость родителей (длительныекомандировки, деловая загруженность и т.п.) или когда ребенок (наркоман) — единственный ребенок в семье. В таких семьях воспитание детей носит либонесистематический, либо гиперпротективный характер, следствием чего бываетформирование социальнопассивной, социально-безответственной личности,ориентированной преимущественно на потребление и не имеющей желанияприкладывать значительные усилия для построения своего будущего. Такая личностьподвержена соблазнам испытать новые, приятные ощущения, стимулироватьвоображение, что — особенно в подростковом возрасте — способствует развитиюаддиктивного поведения регулярному применению наркотиков в дальнейшем, а ранее(до 12-15 лет) — началу злоупотребления алкоголем или употребления токсическихвеществ.
Алкоголизм, наркомания,психические заболевания у кого-либо близких родственников подростков относятсякак к биологическим так и к социальным факторам, которые действуют комбинированно:во-первых, обычно их наличие сопровождается нарушением функционированияголовного мозга — аналогично тому, как это бывает после травм головы;во-вторых, сказываются дефекты формирования личности, вызванные нездоровымокружением.
К психологическим факторам,приводящим подростка к наркомании, относятся:
Привлекательностьвозникающих ощущений, выработка гeдoнистической установки, любопытство;
Распространенность вподростковой среде мифов о наркотиках как уделе творческих личностёй,свидетельстве «крутизны», источнике более яркого и интересного восприятияжизни, способе избавления от проблем;
Низкий уровеньтолерантности подростка и связанное с ним стремление уйти от конфликта,смягчить эмоциональный дискомфорт;
Неудовлетворенностьсоциальных потребностей, вызванная условиями жизнедеятельности людей ссоответствующими нравственнопсихическими свойствами и особенностями личности;
Стремление к успеху иострое желание избежать неудач в структуре потребности к достижению социальногопризнания, статуса;
Потребность в поискевпечатлений.
Среди биологическихфакторов можно выделить патологию беременности (т.е. выраженные токсикозы иперенесенные во время беременности матерью инфекционные или тяжелые хроническиезаболевания), осложненные роды (затяжные, с родовой травмой или с гипоксиейноворожденного), тяжело протекавшие или хронические заболевания детскоговозраста (не исключая простудных, воспаления легких, частых ангин), сотрясенияголовного мозга, особенно многократные. По мнению С.Б. Белогурова, биологическиефакторы непосредственно влияют на функциональные возможности головного мозга,уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки,причем не только и не столько в интеллектуальной, сколько в эмоциональнойсфере. Люди, находящиеся под воздействием биологических факторов, становятсяочень травмируемыми в эмоционально-напряженной ситуации. Причем, как правило,они на подсознательном уровне постоянно ищут средство, которое могло бы помочьим, пусть и на короткое время, вернуть эмоциональную устойчивость или повыситьее. Наркотики поначалу выполняют функцию психологической регуляции, увеличиваяспособность человека переносить эмоциональные нагрузки. Поэтому для человека,считает ученый, имеющего в анамнезе биологические факторы, случайный, или«экспериментальный», прием наркотиков может стать фатальным. Не зная, чемгрозит регулярное их употребление, он «заработает» псиxичecкyю и физическуюзависимость раньше, чем заметит опасность.[10]
Под влиянием социальныхфакторов так или иначе происходит деформация личности, формируется неадекватнаясистема ценностей, снижается уровень притязаний, появляется опустошенность,приводящая к отверженности. Под влиянием биологических факторов ослабленныйорганизм часто не в состоянии противостоять негативным воздействием среды,находить силы для преодоления тяжелых жизненных ситуаций. Под влияниемсоциальных и биологических факторов формируется психологический, которыйокончательно завершает адикцию характера подростка. Он пытается найти свойспособ от решения проблем, что поначалу и позволяет сделать наркотик.

Глава 2. Теоретическиеосновы по профилактики наркомании
2.1 Характеристикапрофилактики наркомании
Профилактика (отгреческого prophulaktikos — предохранительный) это совокупность мероприятий,направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространенияболезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранениетрудоспособности и обеспечение долголетия.
Профилактика зависимостиот наркотиков — одно из важнейших и эффективных направлений профилактикинеинфекционной патологии.
Профилактика зависимостиот алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной,вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.
Первичная профилактика — это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчевыхформ поведения с одновременным изменением уже сформированных дезадаптивных,нарушенных форм поведения.[11]
Первичная профилактиканаркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни,предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развитияиндивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а)развитие и усилениемотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и всреде, с которой он взаимодействует; б)направление процесса осознания индивидомсебя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности,окружающей его среды; в)усиление адаптационных факторов, ресурсов личности исреды, понижающих восприимчивость к болезни; г)воздействие на факторы рисканаркотизации с целью их уменьшения; д)развитие процесса самоуправленияиндивидом своей жизнью (управление самосознанием, поведением, изменением,развитием); е)развитие социально-поддерживающего процесса.
Первичная профилактикаявляется наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественнопедагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направленына общую популяцию детей, подростков и молодых людей.
В результате первичнойпрофилактики предполагается достичь полного избегания патологических исходов,редуцирование числа лиц, у которых может быть начат патологический процесс, чтоопределяет ее наибольшую эффективность. Она влияет прежде всего на формированиездоровья путем замены одних развивающихся процессов на другие. Сформировавактивный, функциональный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепитьего здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способенохватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболееэффективные результаты.
Первичная профилактиканаркомании проводится посредством нескольких стратегий.
Первая стратегия — информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии наорганизм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективноесоциально-психологическое и физическое развитие.
Вторая стратегия — формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
Третья стратегия — развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.
Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа отпредлагаемого психоактивного вещества.
В приведенных вышестратегиях используются специальные технологии.
Социальные ипедагогические технологии первичной профилактики:
·         воздействиесредств массовой информации;
·         антинаркотическоеобучение;
·         использованиеальтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой имолодежной активности;
·         созданиесоциально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежныеорганизации и т.д.);
·         проведениеантинаркотических мотивационных акций;
·         организациядеятельности социальных работников волонтеров;
·         деятельностьсистемы ювенальной юстиции.
Психологическиетехнологии первичной профилактики:
·         развитиеличностных ресурсов;
·         формирование социальнойи персональной компетентности;
·         развитиеадаптивных стратегий поведения;
·         формированиефункциональной семьи.
Медицинские технологиипервичной профилактики осуществляются посредством определения генетических ибиологических маркеров поведения риска и их коррекции на медицинском уровне.[12]
Рост числа потребителейпсихоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска — социального резервароста заболеваемости наркоманией, определяется вторичной профилактикой.
Главная цель вторичнойпрофилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведенияриска на более адаптивную модель здорового поведения.
Поведение риска можетбыть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или предиспозицииличностных, поведенчиских и других расстройств; характеристиками среды,воздействующей на индивида; специфическими комбинациями средовых иповеденческих характеристик.
При этом средарассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс(любое требование среды, является стрессом; в случае поведения риска стрессовоедавление среды, ее сопротивление резко увеличивается как реакция на этоповедение), а само поведение индивида — как фактор риска наркомании.
Вторичная профилактиканаркомании осуществляется с применением различных стратегий.
Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения.
Вторая стратегия — изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Третья стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
В этих стратегияхиспользуются специальные технологии.
Социальные ипедагогические технологии:
·         формированиемотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;
·         формированиемотивации на изменение поведения;
·         развитие проблем- преодолевающего поведения;
·         формированиесоциально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки впросоциальных сетях.
Психологическиетехнологии:
·         преодолениебарьеров осознания эмоциональных состояний;
·         осознаниеформирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;
·         развитиеэмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем — преодолевающегоповедения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальнойподдержки, распознавание и модификация стратегии избегания);
·         анализ, осознаниеи развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейсязависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативныхресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивногоразвития; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и егопоследствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов и ролейвзаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлениюнаркотической среды.
Медицинские технологиизаключаются в нормализации физического и психического развития, биохимическогои физиологического равновесия.
Третичная профилактиканаркомании направлена на восстановление личности и ее эффективногофункционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшениевероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностьюотказаться от них.
Возможности третичнойпрофилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект отпревентивного воздействия определяется необходимостью замены патологическихзвеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан намедицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальнойподдержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение переходасформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного сзаболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие проведение третичной профилактики.
Третичная профилактиканаркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.
Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращениеупотребления наркотиков или других психоактивных веществ.
Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Третья стратегия — осознание ценностей личности. Четвертая стратегия — изменение жизненного стиля.
Пятая стратегия — развитие коммуникативной и социальной компетентности.
Шестая стратегия — формирование и развитие социально – поддеривающей сети.
В этих стратегияхиспользуются различные технологии. Социальная и педагогическая технологии:
·         формированиесоциально-поддерживающей и развивающей среды;
·         формированиемотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивныхвеществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;
·         развитиесоциальной компетентности, преодоление искушения наркотизации;
·         формированиесоциально-поддеоживающего стратегии поиска социальной поддержки поддерживающихсетях.
Психологическиетехнологии:
·         осознаниеличностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;
·         осознание личныхцелей и путей их достижения;
·         осознаниевлечения и зависимости;
·         изменениежизненного стиля в целом;
·         развитиекоммуникативной и социальной компетентности;
·         развитиекогнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;
·         развитиеличностных ресурсов совладания с зависимостью.
Медицинские технологиизаключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующиепериоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализациифизического и психического состояния, биохимического и физиологическогоравновесия.
Все виды профилактическойдеятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:
профилактика в учебныхзаведениях (школьные программы);
профилактика, основаннаяв семье (семейные и родительские программы);
профилактика ворганизованных общественных группах населения;
профилактика с помощьюсредств массовой информации;
профилактика,направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;
систематическаяподготовка специалистов в области профилактики;
мотивационнаяпрофилактическая работа;
профилактика рецидивов;
терапия социальнойсредой;
профилактика последствий,связанных с употреблением психоактивных веществ.[13]
Можно сделать вывод, чтосоциальный педагог обязан проводить первичную профилактику употреблениянаркотиков, используя различные методы, чтобы предотвратить возникновениенарушения и болезни у молодежи, предупредить негативные исходы и усилитьпозитивные результаты развития индивида.
2.2 Методы работысоциального педагога по профилактике наркомании
Объектом работы учителей,воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизниявляются первичная и частично вторичная профилактика, в которой применяютсяследующие методы: беседа, дискуссия, лекция, ролевая игра, психогимнастика,тренинг поведения и психодрама, методы опроса, интервью, анкетирование.
1. Беседа — один изосновных методов психологии и педагогики, который предполагает получениеинформации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемойличности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнемслучае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектомисследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в видесобеседования.
Беседа может бытьформализованной и неформализованной.
Формализованная беседапредполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов наних, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.Неформалuзованная беседа про водится по не жестко стандартизированным вопросам,что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя изсложившейся ситуации.
Практикапсихолого-педагогических исследований выработала определенные правилаприменения метода беседы:
— беседовать только повопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;
формулировать вопросычетко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;
— подбирать и ставитьвопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутыеответы;
— избегать некорректныхвопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;
— вести беседу так, чтобысобеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющегонеподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;
— не про водить беседувторопях, в возбужденном состоянии;
— выбирать такое место ивремя про ведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживалдоброжелательный настрой.
Вызвать человека наоткровенность и выслушать его — большое искусство. Естественно, чтооткровенность людей надо ценить и этически бережно обращаться с полученнойинформацией. Откровенность беседы повышается, когда исследователь не делаетникаких записей.
2. Дискуссия (от лат.discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либоспорного вопроса, проблемы; спор. Двумяважнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора,являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждаяспорную (дискуссионную) проблему, в котором каждая сторона, оппонируя мнениюсобеседника, аргументирует свою позицию.
Дискуссия как методобучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем этивзгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения другихлиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиесяобладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеютаргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошопроведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учитболее глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться смнениями других.
Групповая дискуссия впсихологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорноговопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установкиучастников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповаядискуссия может быть использована как в целях предоставления возможностиучастникам увидеть проблему с разных сторон.
Дискуссионные методыприменяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизниучастников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностноговзаимодействиях в других случаях.
3. Лекция — монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило,в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекциизаключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятияшкольниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязяхпо теме в целом.
 Школьная лекция можетприменяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называютсяобзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения исистематизации изученного материала.
Применение лекции какметода обучения в условиях современной школы позволяет значительноактивизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их всамостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемныхучебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведениясамостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательскойдеятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельныйвес лекции в последнее время стал возрастать.
4. Ролевая игра — воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либоистории, как реальной, так и выдуманной. Примерами ролевых игр являются такиеигры, как «дочки-матери», «в магазин», «игра в школу». Ролевая игра — способобогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхови развития коммуникативных навыков.
Несмотря на осознаниевымышленности роли, приобретаемый эмоциональный опыт вполне реален. За счётэтого ролевые игры эффективны психотерапии. Ролевые игры развивают такиекоммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение.
Ролевое общение — этообщение людей как носителей определённых ролевых ролей (мать и ребёнок,подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строитсяпо определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощенияобщения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения.Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себяв реальном ролевом общении.
Ролевая игра — этоигровое поведение. Поэтому она допускает спонтанность, фантазию и смешениевозможного и невозможного, в частности, повторение ролей и ролевой обмен. Этооблегчает антиципированное предупреждение жизненных проблем, задач, внутреннихи внешних конфликтов, а также дополнительную проработку предстоящих конфликтов.
Ролевая игра вповеденческой терапии проходит, как и все ролевые игры, в группе и чаще всего ввиде чередования игры и обратной связи. Цели игры должны учитывать возможностипациентов и также то, ради чего проводится терапия. Проигрываемые ситуации, какправило, соответствуют актуальной реальности. При этом благоприятным считается,как и в психоаналитической групповой психотерапии, ориентированной навзаимодействие, чтобы обратная связь начиналась с аспектов, которые относятся ктому, что пациенту удалось успешно, и только затем акцентировала то, чтожелательно было бы изменить.
Для усиления может бытьиспользовано сравнение с видеозаписью предшествующей ролевой игры. И здесьследует обратить особое внимание на вызванные этим эмоциональные реакции, вособенности сомнение и оскорбление: они должны отслеживаться и корректироваться.
5. Психогимнастика. Одиниз невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежитиспользование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникациив группе. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональныхсостояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.
Психогимнастика включаеттри части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственнымиметодическими приемами, — подготовительную, пантомимическую и заключительную.
Задачи подготовительнойчасти состоят: в уменьшении напряжения у участников группы, снятии страхов изапретов; в развитии внимания и чувствительности к собственной двигательнойактивности и активности других людей; в сокращении эмоциональной дистанциимежду участниками группы; в формировании способности выражать свои чувства,эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведениедругих людей. К упражнениям, направленным наразвитие внимания и чувствительности, относятся гимнастика с«запаздыванием», передача ритма, движения или предмета по кругу и др.Уменьшению напряжения у участников группы могут способствовать такиеупражнения, как мотивированный бег или ходьба, подвижные игры, двигательныеимпровизации. Для преодоления эмоциональной дистанции между участниками группыиспользуются упражнения, предусматривающие непосредственный контакт, парноевзаимодействие, уменьшение пространственной дистанции, различные двигательныеупражнения в кругу: «встретиться на мосту», передать чувство по кругу,успокоить обиженного, войти в круг или выйти из него, обратить на себя вниманиегруппы. На развитие способности самовыражения на невербальном уровне ипонимания невербального поведения других людей направлены такие упражнения, как«разговор через стекло», различные модификации «зеркала»,изображение тех или иных эмоциональных состояний, распознавание поневербальному поведению состояния других людей. Пантомимическая частьпсихогимнастики является наиболее важной и в зрелой психотерапевтической группезанимает большую часть времени. Пациентам предлагаются темы, которые онипредставляют без помощи слов. Темы могут предлагаться и психотерапевтом, исамими пациентами. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может бытьориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всехчленов группы и группы в целом, т. е. касается межличностного взаимодействия.Чаще всего в пантомимической части психогимнастики используются: привычныежизненные ситуации. Суть их состоит в предоставлении пациентам невербальной обратнойсвязи, что позволяет увидеть себя глазами других (если члены группы повторяютневербальное поведение игравшего пациента) и получить информацию о возможныхвариантах (когда другие пациенты предлагают свои способы невербальногоповедения для только что представленной ситуации). После выполнения каждогопантомимического задания группа обсуждает увиденное. Материал, полученный входе выполнения пантомимических заданий, может быть использован и для групповойдискуссии. Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятиюнапряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы, исильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченностигруппы, росту доверия и уверенности. Здесь могут быть использованы упражнения изподготовительной части, главным образом те, которые позволяют пациентампережить чувство общности.
6. Тренинг поведения ипсиходрама.
Наиболее существенноповышают эффективность социально-психологического тренинга следующие факторы.
Групповой характерзанятий. Невозможно научиться общаться, не общаясь. Какую бы идеальную модельсобственного поведения ни построил человек наедине с собой, другие всегда будут«мешать» ему воплотить ее в жизнь, если это поведение не является естественным,привычным именно в присутствии других людей.
Вариативность.Возможность попробовать разные варианты поведения в одной и той же ситуации,что практически не удается сделать в реальной жизни. Увидеть, а точнеепочувствовать по реакции окружающих, какие слова, манера обращения, интонацияявляются наиболее эффективными, позволяющими добиться цели и заслужитьодобрение.
Повторяемость. Наиболееудачный способ общения в конкретной ситуации может быть закреплен многократнымповторением при эмоциональной поддержке членов группы и при желании доведен доавтоматизма.
Многовариантность выбора.Поскольку одна и та же ситуация проигрывается разными людьми, человек имеетвозможность наблюдать наиболее удачные формы общения, найденные другимиучастниками группы, и воспользоваться опытом, анализируя и заимствуяопределенные нюансы коммуникативного поведения.
Особый эмоциональный фон.У человека во время таких занятий создается некоторая освобожденность отмножества эмоций, порождаемых различными жизненными заботами.
7. Методы опроса психолого-педагогическогоисследования представляют собой письменные или устные, непосредственные илиопосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержаниеответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методамприбегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятсялюди — непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощьюметодов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и омнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.
Широкое применениеметодов опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов,чаще богаче и подробнее чем та, которую можно получить с использованием другихметодов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительнооперативно и дешево.
Среди недостатков методовопроса можно указать следующие, во-первых, — субъективность получаемойинформации: респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактовили явлений, своей роли в них; во-вторых, искажение информации можетпроисходить за счет методических ошибок при составлении инструментарияисследования, определении выборочной совокупности, интерпретации данных;в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.
Методы опроса в психолого-педагогическихисследованиях
применяются в следующихформах: в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса),экспертного опроса, тестирования (со стандартизированными формами оценкирезультатов опроса), а также с использованием социометрии, позволяющей наоснове опроса выявить межличностные отношения в группе людей. Краткоохарактеризуем каждый из указанных методов.
8. Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения счеловеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако вотличии от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяютсязамыслом и задачами проводимого исследования.
Все необходимые сведения,как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица,берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этогообщения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависитуспех интервью, полнота и качество полученной информации.
9. Анкетирование — методэмпирического исследования, основанный на опросе значительного числареспондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иныхпсихолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общиевзгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию ихдеятельности, систему отношений.
При составлении анкетыиспользуются несколько вариантов построения вопросов. Это открытые, закрытые иполузакрытые вопросы, а также вопросы-фильтры.
Открытыми называютвопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать ответы и занести ихв специально отведенные для этого места в анкете или в специальном бланке.Такие вопросы используют в тех случаях, когда исследователь стремиться привлечьопрашиваемого к активной работе по формированию предложений, советов покакой-либо проблеме или когда не совсем ясен набор альтернатив по задаваемомувопросу.
Закрытыми называютсявопросы, к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов. Онииспользуются в тех случаях, когда исследователь четко представляет себе, какимимогут быть ответы на вопрос, или когда надооценить что-либо по определенным, важным для изучения признакам. Преимуществамизакрытых вопросов являются: возможность исключить неправильное пониманиевопроса, сопоставить ответы различных групп респондентов, а также простотазаполнения анкеты и обработки полученных данных.
Полузакрытый вопрос, накоторой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса. Этоделается в тех случаях, если исследователь не уверен, что для выражения своегомнения опрашиваемому будет достаточно списка возможных альтернатив.
Количество вариантовответов в закрытых и полузакрытых вопросах не должно быть слишком большим — максимум до 15. Кроме того, в любом вопросе закрытого или полузакрытого типаследует иметь альтернативу «затрудняюсь ответить». Это нужно для того, чтобымогли отразить свою позицию респонденты, которые не знают, как ответить навопрос, или не имеют определенного мнения по затронутой в нем проблеме.
Если методпрофилактической программы соответствует выбранным критериям, то могутожидаться такие результаты:
1.              Уменьшениефакторов риска употребление наркотиков у детей, подростков и молодежи.
2.              Формированиездорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий иличностных ресурсов у участников программ.
3.              Развитиесистемного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами вобществе.
4.              Развитиепрофессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивнымивеществами.

Заключение
Наркомания затрагиваетвсе сферы человеческой жизнедеятельности, препятствует духовному,эмоциональному, интеллектуальному развитию. Человеческое сознание сужается доудовлетворения только одной потребности – поиска и приема наркотиков. Наркоманпредставляет опасность для общества не только различными формами девиантногоповедения, связанного с фактом приобретения и употребления наркотиков,распространение наркомании приводит к социодеструктивным функциям в обществе ипредставляет прямую угрозу для общества.
Поэтому профилактическаяработа должна проводиться по специально разработанным программам с учетомособенностей их семейной и социальной ситуации. В ходе выполненияпрофилактических программ должна предоставляться точная и достаточнаяинформация о наркотиках и их влияние на психическое, психологическое социальноеи экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной,достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическимисредствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и дляобщества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основеформирования оптимальной жизненной установки противостоять желанию попробоватьнаркотик даже в стрессовой ситуации.
Работая в областиантинаркотического просвещения, следует избегать тактики запугивания, посколькуона неэффективна. При освещении последствий наркотизации надо придерживатьсяабсолютной истины во избежание потери доверия к просветительской деятельности энтузиастовантинаркотического движения. Нельзя оправдывать употребление наркотиков какими– либо причинами, за исключением их использование в медицинских целях (дляобезболивания при хирургических операциях, для снятие болей на последнихстадиях запущенных онкологических заболеваний). Специалист который занимаетсяпрофилактикой наркомании необходимо занимать стойкую антинаркотическую позицию,позволяющую пересекать любые попытки аудитории оправдывать немедицинскоеупотребление наркотических средств. Нужно показать как можно сделать свою жизньздоровой, интересной и счастливой.
Таким образом, виднаобъективная необходимость в проведении первичной профилактики, то есть впредотвращении употребления наркотиков

Список используемой литературы
1.    Белогуров С.Б. Популярно о наркотикахи наркоманиях. СПб., М.: — Издатеьство БИНОМ, 1997.
2.    Верминенко Ю.В., Келасьев В.Н.Профилактика наркомании в подростковой среде. СПб., 2001. – с.8-9.
3.    Гоголева А.В. Аддиктивное поведение иего профилактика. – М.: 2003. с. 240.
4.    Коробкина З.В., Попова В.А.Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: М.: академия, 2002.– c. 190.
5.    Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение.Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. Психиат. И мед.Психол., 1991/1, с.8-15.
6.   Курек Н.С.нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами вподростковом возрасте, 2001– с. 220.
7.   Мустаева Ф.А.Основы социальной педагогики. – М.: Академический прект; Екатеренбург: Деловаякнига, 2002. – с.416.
8.    Сирота Н.А., Ялтонский В.М.Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. Пособие для студентов высшихучебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с.176.
9.    Социология молодежи: М.: Гардарики2005, с. 335.
10. Тишина Е.А. Актуальные проблемы социальногоразвития//Экономист. — №4, 1997. – с.16-17.
11. Хажилина И.М. Профилактика наркомании: модели,тренинги, сценарии. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – с.228.
12. http: // narkotiki.ru «Количественное измерение динамики иструктурных характеристик процесса распространения наркотиков».

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Под влиянием других людей, компаний 85,5 2 Из-за употребления спиртных напитков 7,6 3 От безделья, отсутствия занятий 57,7 4 От незнания всех последствий употребления наркотиков 15,7 5 Из-за стремления к удовольствию 59,2 6 Желание выглядеть взрослым 23,3 7 Чтобы забыть плохое 35,1 8 Отсутствует контроль взрослых 13,8 9 Ради интереса к «запретному плоду» 54,1 10 От неумения контролировать себя 22,6 11 По принуждению 7,9 12 Чтобы стать «своим» 43,2