Улучшение финансового состояния предприятия

Введение
Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, отражает конечные результаты его деятельности.

Анализ финансового состояния предприятия позволяет изучить состояние капитала в процессе его кругооборота, выявить способность предприятия к устойчивому функционированию и развитию в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.

Грамотно проведенный анализ дает возможность выявить и устранить недостатки в финансовой деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности; спрогнозировать финансовые результаты, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных средств.

Актуальность темы связана с тем, что финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристи­кой его деловой активности и надежности. Оно определяет конкурентоспособ­ность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является гаран­том эффективной деятельности как самого предприятия, так и его партнеров.

В современных условиях правильное определение финансового состояния пред­приятия имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствова­ния, но и для многочисленных акционеров, особенно потенциальных инвесто­ров. Поэтому серьезное значение приобретает аналитическая работа на пред­приятии, связанная с изучением и прогнозированием его финансового состоя­ния. Своевременное и полноценное выявление «слабых мест» финансов предприятия позволит осуществлять комплекс мер, предотвращающих его воз­можное банкротство.

Целью работы является теоретическое обоснование проблемы финансового состояния, выявление путей его улучшения, сформулировать кон­кретные выводы по улучшению экономического положения ООО «ВИКО».

Задачами курсовой работы являются:

— изучение методики финансового анализа;

— сбор и систематизация необходимой информации;

— определить возможности улучшения финансового состояния;

— выработать мероприятия по улучшению финансово — хозяйственной деятельности.
1 Система диагностики финансового положения предприятия

Характеристика системы диагностики финансового состояния предприятия и её целевые задачи

 В экономическом смысле сущность диагностики финансового состояния предприятия состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы.

Соотношение активов и пассивов организации, — это и есть финансовое состояние предприятия (ФСП), т.е. соотношение средств предприятия и их источников.

К основной задаче диагностики финансового состояния предприятия можно отнести, в первую очередь, определение качества финансового состояния предприятия, а также определение причин его улучшения или ухудшения; далее, как правило, готовятся рекомендации по платежеспособности и финансовой устойчивости данной организации или предприятия.

Решаются эти задачи с помощью изучения динамики абсолютных и относительных финансовых показателей и разбиваются на следующие аналитические блоки:

структурный анализ активов и пассивов;

анализ платежеспособности (ликвидности);

анализ финансовой устойчивости;

анализ необходимого прироста собственного капитала.

Таким образом, диагностика финансового состояния предприятия или организации включает в себя определение оценочных признаков, определение и выбор методов их измерения, а также характеристику этих признаков по определенным принципам, делает оценку найденных отклонений от стандартных (принятых) значений. Саму цель диагностики можно сформулировать таким образом, — увеличение эффективности работы организации или предприятия на основе системного изучения видов деятельности и обобщения их результатов, таким образом все эти мероприятия проводятся с целью увеличения прибыли предприятия.

Правильная постановка задачи и выбор цели диагностики финансового состояния предприятия имеют большое значение. На их основе и с учетом имеющихся возможностей определяется истинное финансовое состояние предприятия, вырабатываются способы достижения оптимальных решений, подбираются методы управления, производятся различные изменения в организационной, технологической, коммерческой и других видах деятельности предприятия. Система целей и задач диагностики ФСП должна быть конкретизирована по содержанию, времени реализации и уровням.

Диагностика осуществляется при помощи финансовых коэффициентов. При анализе необходимо помнить, что на каждой стадии жизненного цикла предприятия (таблица 1.1) предпочтение следует отдавать каким-то конкретным показателям.

Таблица 1.1

Жизненные циклы предприятия

Этапы

Характеристика

1– этап зарождения

Основное внимание должно быть уделено показателям

ликвидности и финансовой устойчивости

2 – этап ускорения роста

Важнейшими показателями на этом этапе являются показатели ликвидности и независимости

3 – этап замедления роста

Особое внимание на этом этапе стоит уделять коэффициентам рентабельности всех операций как интегрированным показателям

4 – этап зрелости

На этом этапе особое внимание уделяется показателям, характеризующим инвестиционную деятельность предприятия

5 – этап спада

достаточно сложный этап, требующий постоянного слежения за изменениями всех групп показателей, но особое внимание требуют

к себе показатели ликвидности и рентабельности

Содержание аналитических работ и организация их проведения

Организация аналитической работы на предприятии должна способствовать своевременному выявлению имеющихся на предприятии и в его подразделениях резервов и нахождению путей их реализации. Все это требует систематического проведения анализа в определенной последовательности и повышения его оперативности.

Успешное выполнение аналитической работы зависит от тщательно продуманной ее организации, т.е. планирования и соблюдения правильной последовательности проведения этой работы.

Сложившаяся практика анализа производственной и хозяйственной деятельности на предприятиях промышленности показывает, что он включает следующие этапы.

1. Составление плана аналитической работы:

• определение темы анализа и направлений использования его результатов;

• разработка программы, календарного плана и распределение работы между исполнителями;

• определение источников информации, восполнение ее недостатка;

• разработка макетов, аналитических таблиц, методики их заполнения, способов обработки материалов, формирование результатов анализа.

2. Подготовка материалов для анализа:

• подбор имеющейся информации, создание дополнительных источников;

• проверка достоверности информации;

• аналитическая обработка информации.

3. Предварительные оценки (характеристики):

• выполнение изучаемых показателей за текущий период;

• изменение показателей по сравнению с показателями в предшествующем периоде;

• степени использования ресурсов.

4. Анализ причин динамических изменений и отклонений от базы:

• определения круга взаимодействующих факторов и их группировки;

• раскрытие связей и зависимостей между факторами;

• элиминирование влияния факторов, не зависящих от изучаемого объекта;

• количественное измерение влияния факторов;

• оценка ущерба от отрицательного влияния факторов;

• выявление неиспользованных резервов.

5. Итоговая оценка и сводный подсчет резервов:

• выводы по результатам анализа, итоговая оценка;

• сводный подсчет резервов и рекомендации по их использованию.

По степени охвата изучаемых явлений и процессов анализ может быть полный (общий) и частичный (локальный).

При полном анализе изучают все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Обычно полный анализ приурочивается к отдельным отчетным периодам (квартал, год).

При частичном анализе изучаются отдельные подразделения предприятия или отдельные стороны деятельности предприятия. Например, производиться анализ реализации продукции, себе стоимости продукции, производительности труда, использования производственной мощности, использования сырья и т.д.

При частичном анализе может применяться целевое (выборочное) изучение отдельных показателей. Например, вместо изучения себестоимости продукции в целом анализу подвергаются только цеховые или общезаводские расходы или себестоимость отдельных видов продукции.

По периодичности проведения анализ может быть ежедневным, месячным, квартальным и годовым. Временем проведения анализа определяется и круг изучаемых показателей. Так, текущий ежедневный анализ ограничивается небольшим числом показателей, используемых для оперативного управления производством. К числу их относится: объем выпуска и реализации продукции, номенклатура и ассортимент продукции, качество продукции, отклонение от норм и нормативов затрат на производство по заработной плате, материалам и цеховым расходам от плана. Учет ведется ежедневно нарастающим итогом с начала месяца. Ежедневный анализ позволяет своевременно, активно воздействовать на ход производства. Эффективность аналитической работы находиться в непосредственной зависимости от своевременного выявления резервов и проведения соответст­вующих мероприятий по мобилизации их. Достижение оперативности и углубление анализа возможны при условии все более широкого применения счетно-вычислительных машин, ЭВМ и использования экономико-математических и статистических методов, компьютерной техники.

Анализ работы предприятия осуществляется экономическими службами при широком привлечении инженерно-технических работников.

Организационные формы анализа хозяйственной деятельности предприятия определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.

На предприятии ООО «ВИКО» деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист, который является заместителем директоры по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении находятся лаборатория экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый и т.д. В отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел или группа экономического анализа. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу начальник планового отдела или главный бухгалтер. Для координации аналитической работы могут создаваться также технико-экономические советы, в состав которых входят руководители всех отделов и служб предприятия.

Экономический анализ в ООО «ВИКО» входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и др.). Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д. Как считают руководители компании ООО «ВИКО» только общими усилиями совместной работы экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними зна­ниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее оптимальный вариант ее решения.

Примерная схема распределения функций анализа хозяйственной деятельности может быть представлена следующим об разом (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Производственный отдел

анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту, ритмичность работы, повышение качества продукции, внедрение новой техники и технологии, комплексной механизации и автоматизации производства, работу оборудования, расход внематериальных ресурсов, длительность технологического цикла, комплектность выпуска продукции, общий технический и организационный уровень производства

Отдел главного механика и энергетика

изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение планов-графиков ремонта и модернизации оборудования, качество и себестоимость ремонтов, полноту использования оборудования и производственных мощностей, рациональность потребления энергоресурсов

Отдел технического контроля

анализирует качество сырья и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, мероприятия по сокращению брака, повышению качества продукции, соблюдению технологической дисциплины и т.д.

Отдел снабжения

контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и др.

Отдел сбыта

изучает выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре, состояние складских запасов и сохранность готовой продукции

Отдел труда и заработной платы

анализирует уровень организации труда, выполнение плана мероприятий по повышению его уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использования фонда рабочего времени и фонда зарплаты

Отдел бухгалтерского учета и отчетности 

анализирует выполнение сметы затрат на производство, себе стоимость продукции, выполнение плана прибыли и ее использование, финансовое состояние, платежеспособность предприятия и т.п.

Планово-экономический отдел   (отдел экономического анализа)

осуществляет составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, разрабатывает мероприятия по итогам анализа

К аналитической работе привлекается большой круг работников предприятий на общественных началах.

Такая совместная работа по проведению анализа позволяет обеспечить его комплексность и главное более квалифицированно, глубже изучить хозяйственную деятельность, ее результаты, полнее выявить неиспользованные резервы.

Периодически анализ экономики предприятия производится вышестоящими органами управления.
 Специалисты этих органов могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. По результатам этого анализа органы управления могут в некоторой степени изменять экономические условия деятельности предприятия.

Вневедомственный
 анализ хозяйственной деятельности выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, аудиторскими фирмами банками, инвестора ми, научно-исследовательскими институтами и т.д. Статистические органы, например, обобщают и анализируют статистическую отчетность и результаты представляют в соответствующие министерства и ведомства для практического использования. Налоговые инспекции анализируют выполнение предприятиями планов по прибыли, по отчислению налогов в государственный бюджет, ведут контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов. Банки и другие инвесторы изучают финансовое положение предприятия, его платежеспособность, кредитоспособность, эффективность использования кредитов и др.

Предприятия могут пользоваться также услугами специалистов аудиторских и консультационных фирм.

Использование всех форм внутрихозяйственного, ведомственного, вневедомственного и общественного контроля и анализа создает возможности для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения эффективности производства.

Важным условием, от которого зависит действенность, и эффективность анализа хозяйственной деятельности является планомерный характер его проведения. Только в том случае, когда аналитическое исследование каждого отдельного вопроса хозяйственной деятельности будет иметь определенный смысл, цель и место в системе изучения и управления предприятием, анализ сможет приобрести существенную ценность для практики хозяйствования. Поэтому на каждом предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться. На практике могут составлять следующие планы:

• комплексный план аналитической работы предприятия;

• тематические планы.

Комплексный план
 обычно составляется на один год. Разрабатывает его специалист, которому на предприятии поручено руководство аналитической работой в целом. Этот план по содержанию представляет собой календарное расписание отдельных аналитических исследований. В нем, кроме целей и задач анализа, перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, определяется время для изучения каждого вопроса, субъекты анализа, дается схема аналитического документооборота, срок и адрес поступления каждого документа, его содержание.

При разработке плана обязательно должна учитываться периодичность изучения важных проблемных вопросов, преемственность анализа за отдельные периоды времени.

В комплексном плане также должны быть предусмотрены источники информации, которые могут использоваться при анализе, технические средства проведения анализа. Например, при проведении исследования на ПЭВМ должна быть определена программа, по которой будет проводиться анализ. По результатам анализа разрабатываются предложения, направленные на улучшение результатов хозяйственной деятельности. Поэтому комплексный план должен предусматривать и организацию проведения контроля за выполнением этих мероприятий.

Кроме комплексного плана, в хозяйстве могут составляться и тематические.
 Это планы проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители и др.

Контроль за выполнением планов анализа ООО «ВИКО» ведет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам.

2 Исследование эффективности деятельности предприятия
2.1 Анализ производственно — экономических показателей деятельности предприятия
Основные технико-экономические показатели являются синтетическими (обобщающими) параметрами предприятия. В своей совокупности эти показатели отражают общее состояние дел на предприятии в производственно-технической, хозяйственно-финансовой, инновационной, коммерческой, социальной сферах. Каждый показатель в отдельности обобщенно характеризует одно из направлений (сторон) его внутренней или внешней деятельности.

Анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления на предприятии позволит сделать правильный выбор в пользу конкретных структур, учитывая при этом состояние рынка и стратегию предприятия.

Анализ основных технико-экономических показателей включает в себя: сравнение оцениваемых показателей предприятия с соответствующими показателями других предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность; сопоставление различных показателей предприятия между собой; сопоставление одноименных показателей предприятия за различные временные периоды; сопоставление плановых и фактически достигнутых показателей предприятия.

Путем сопоставления различных технико-экономических показателей определяются степень использования наличного производственно-технического аппарата (базиса) предприятия, сложившиеся соотношения между выпуском продукции и ее реализацией (объемом продаж продукции), производительностью труда и его оплатой, затратами и результатами, другие соотношения между отдельными сторонами и направлениями деятельности предприятия.

Информационной базой анализа являются материалы плановых документов, данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности предприятия.

Анализ исходной информации предполагает, прежде всего, оценку ее представительности, поскольку состав имеющихся данных, временные периоды, которые они охватывают, определяют возможные направления последующего анализа основных технико-экономических показателей предприятия.

Непременным условием представительности исходной информации является присутствие в ее составе фактических (но не плановых) данных за последний отчетный период, предшествующий текущему периоду деятельности предприятия.

Таблица 2.1

Анализ основных технико–экономических показателей ООО 
«ВИКО» за период 2007–2009 г.г.

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Отклонения в абсолютном

выражении, +/–

Отклонения в относительном выражении, %

2008 г. к 2007г

2009 г. к 2008г

2009 г. к 2007г

2008 г. к2007г

2009 г. к2008г

2009г

к2007г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Производственная мощность, км.

1500

1500

1500

Коэффициент использования производственной мощности

0,61

0,56

0,60

–0,05

0,04

–0,01

91,8

107,1

98,4

Выполненные работы, тыс. руб.

83440

94637

108504

11197

13867

25064

113,4

114,7

130

Среднемесячная оплата труда, руб.

3116

4622

7970

1506

3348

4854

148,3

172,4

255,8

Полная себестоимость реализованных работ, тыс. руб.

81324

89511

97314

8187

7803

15990

110,1

108,7

119,7

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

122003

120654

120459

–1349

–195

–1544

98,9

99,8

98,7

Прибыль от выполнения дорожных работ, тыс. руб.

2117

5126

11190

3009

6064

9073

242,1

218,3

528,6

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

505

1700

2300

1195

600

1795

336,6

135,3

455,4

Численность производственного персонала, чел.

527

505

528

–22

23

1

95,8

104,6

100,2

Фондоотдача, руб.

0,68

0,78

0,90

0,1

0,1

0,2

114,7

115,4

132,4

Производительность труда, тыс. руб.

158,3

187,4

205,5

29,1

18,1

47,2

118,4

109,7

129,8

Затраты на рубль выполненной работы, руб.

0,97

0,94

0,89

0

–0,1

–0,1

96,9

94,7

91,8

Рентабельность работ, %

2,6

5,7

11,4

3,1

5,7

8,8

219,2

200

438,5

Из данных таблицы 2.1 видно, что производственная мощность за 2007–2009 г.г. осталась без изменений 1500 км. Это говорит о том, что нового производственного оборудования в этот период времени закуплено не было.

Коэффициент использования производственной мощности составляет 61% в 2007 г., 56% в 2008 г., и 60% в 2009 г., предприятие не использует полностью свою производственную мощность, т.к. существуют проблемы с использованием основных производственных фондов. Оборудование изношено, но достаточного финансирования на ремонт не производится.

Объем выполненной работы, так же увеличился в 2008 г. на 11197 тыс. руб. по сравнению с 2007 г. и в 2009 г. на 25064 тыс. руб. по сравнению с 2007 г.

Стоимость основных производственных фондов за анализируемый период снижалась в 2009 г. по отношению к 2008 г. на 1,1%, а в 2008 г. по отношению к 2007 г. на 1,3%. Это происходит за счет списания старого оборудования. Так же за счет списания происходит снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости продукции.

Среднемесячная оплата труда так же выросла за анализируемый период. В 2007 г. она составляла 3116 руб., в 2008 г. увеличилась на 48,3%-1506 руб., а в 2009 г. по сравнению с 2007 г. она увеличилась на 155,8% — 4854 руб… Это отразилось на себестоимости работ.

Численность персонала за анализируемый период изменилась незначительно. Текучесть кадров низкая, т.к. на предприятии созданы благоприятные условия для работы.

Фондоотдача выросла на 14,7% в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и на 32,4% в 2009 г. по сравнению с 2007 г. Это связано с уменьшением балансовой стоимости основных производственных фондов. Производительность труда так же увеличилась в 2008 г. и составила 187,4 тыс. руб., а в 2009 г. она составила 205,5 тыс. руб.

Затраты на рубль выполненной работы в 2008 г. снизились на 0,03 руб. по сравнению с 2007 г. и в 2009 г. они снизились 0,05 руб. по сравнению с 2008 г. Это связано с увеличением стоимости реализованной продукции.

Себестоимость реализованных работ за анализируемый период так же увеличилась. Если в 2007 г. она составляла 81324 тыс. руб., то в 2008 г. она увеличилась до 89511 тыс. руб., а в 2009 г. она возросла еще на 7803 тыс. руб., и составила 97314 тыс. руб. Рост себестоимости обусловлен ростом заработной платы и увеличением стоимости закупочных материалов для производственных работ строительства дорог.

Прибыль от выполнения строительства и ремонта автодорог так же увеличилась за анализируемый период. В 2007 г. она составила 2117 тыс. руб., в 2008 г. прибыль увеличилась более чем в два раза, а в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 428,6%.

В общем и целом рентабельность работ выросла и уже можно говорить о ее увеличении к 2009 г. до 11,4%. Этот показатель выше, чем в 2008 г. на 5,7% и выше чем в 2007 г. на 8,8%. Рентабельность повысилась за счет увеличения прибыли.

Для дальнейшего рассмотрения проблем по курсовой работе необходимо также провести анализ по данным бухгалтерского баланса и оценить динамику состава и структуры активов и пассивов организации для выявления возможностей и мероприятий по повышению платежеспособности предприятия.

Таблица 2.2

Горизонтальный анализ активов и пассивов предприятия ООО «ВИКО»

Показатель

Остатки по балансу, тыс. руб.

Темп роста, %

2007

2008

2009

2008г. к 2007г.

2009г. к 2008г.

1

2

3

4

5

6

1. Внеоборотные активы

425321,5

511031

530921

120,15

103,89

1.1 НМА

3363

3219

3033

95,72

94,22

1.2 Основные средства

334391,5

379328,5

195940,5

113,44

51,65

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

1.3 Незавершенное строительство

25240,5

23997,5

17780,5

95,08

74,09

1.4 Долгосрочные финансовые вложения

61487

101339,5

108762,5

164,81

107,32

1.5 Отложенные налоговые активы

839,5

3146,5

5404,5

374,81

171,76

2 Оборотные активы

605730,5

630875,5

635844

104,15

100,79

2.1 Запасы

289966

330278,5

346616

113,90

104,95

2.2 НДС по приобретенным ценностям

11476,5

15151,5

6066

132,02

40,04

2.3 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяц после отчетной даты)

160197,5

152166,5

136403

94,99

89,64

2.4 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

117673,5

129613,5

142351,5

110,15

109,83

2.5 Краткосрочные финансовые вложения

25500

1162

1162

4,56

100,00

2.6 Денежные средства

917

2503,5

3245,5

273,01

129,64

Итого активов

1031052

1141906,5

1166765

110,75

102,18

3 Капитал и резервы

739952

792276,5

823285,5

107,07

103,91

3.1 Уставный капитал

322081

322081

322081

100,00

100,00

3.2 Добавочный капитал

3137

3137

3137

100,00

100,00

3.3 Резервный капитал

23000

23000

23000

100,00

100,00

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

3.4 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

391734

250608,5

475067,5

63,97

189,57

4. Долгосрочные обязательства

18006

20999

24899,5

116,62

118,57

5. Краткосрочные обязательства

273094

328630,5

318580

120,34

96,94

5.1 Займы и кредиты

187645

221870

201050

118,24

90,62

5.2 Кредиторская задолженность

85334,5

106324

116567,5

124,60

109,63

5.3 Задолженность перед участниками по выплате доходов

113,5

434,5

960,5

382,82

221,06

5.4 Прочие краткосрочные обязательства

1

2,5

2

250,00

80,00

Итого пассивов

1031052

1141906,5

1166765

110,75

102,18

Горизонтальный анализ активов и пассивов показал, что в 2008 году сумма внеоборотных активов повысилась на 20,15 % и составила 511031 тыс. руб., в 2009 году продолжает расти на 3,89 % и сумма составила 530921 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения в 2008 году основных средств на 13,44 %, долгосрочные финансовые вложения на 64,81 % и отложенные налоговые активы в 3,7 раза. Одновременно с этим уменьшается сумма нематериальных активов на 4,28 % и незавершенное строительство на 4,92 %. В 2009 году рост произошел за счет увеличения долгосрочных финансовых вложений на 7,32 % и отложенных налоговых активов на 71,76%. В то же время снижается сумма нематериальных активов на 5,78 %, основных средств вдвое, и незавершенного строительства на 25,91%. Сумма оборотных активов в 2008 году снизились на 4,15 % и составила 630875,5 тыс. руб., к 2009 году сумма оборотных активов продолжает снижатся на 0,79 %. Сумма запасов в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 13,90 % и составила 330278,5 тыс. руб., а в 2009 году сумма запаса увеличилась на 4,95 % и составила 346616 тыс. руб. Сумма НДС по приобретенным ценностям увеличилась на 32,02 % и составила 15151,5 тыс. руб., к 2009 году снизилась на 0,04 % и составила 6066 тыс. руб. Так же в 2009 году произошло снижение сумм краткосрочных финансовых вложений и к концу года составили 1162 тыс. руб. По таблице видно, что сумма денежных средств увеличилась на 73,01 % и составила 2503,5 тыс. руб, в 2009 году 29,64 % и составила 3245,5 тыс. руб. Таким образом, сумма активов в 2008 году увеличилась на 10,75 % и составила 1141906,5 тыс. руб. в 2009 году по сравнению с 2008 произошло увеличение активов на 2,18 % что в сумме составило 1166765 тыс. руб.

В пассиве баланса произошли следующие изменения: за 2006 год по сравнению с 2007 годом увеличение пассивов произошли за счет увеличения сумм долгосрочных обязательств на 16,62%, за счет увеличения сумм кредиторской задолженности на 24,6%, за счет увеличения сумм задолженности перед участниками по выплате доходов на 282,82 и за счет сумм прочих краткосрочных обязательств на 150 %.

За 2009 год по сравнению с 2008 годом произошли изменения в пассиве: увеличилась сумма нераспределенной прибыли на 89,57%, увеличилась сумма долгосрочных обязательств на 18,57% и сумма краткосрочных обязательств уменьшились на 3,06%.

Таблица 2.3

Структурный анализ активов и пассивов ООО «ВИКО»

Показатель

Структура активов и пассивов, %

Изменения (+, -)

2007

2008

2009

2008 от 2007

2009 от 2008

1

2

3

4

5

6

1. Внеоборотные активы

41,25

44,75

45,50

3,50

0,75

1.1 НМА

0,33

0,28

0,26

-0,04

-0,02

1.2 Основные средства

32,43

33,22

16,79

0,79

-16,43

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

1.3 Незавершенное строительство

2,45

2,10

1,52

-0,35

-0,58

1.4 Долгосрочные финансовые вложения

5,96

8,87

9,32

2,91

0,45

1.5 Отложенные налоговые активы

0,08

0,28

0,46

0,19

0,19

2 Оборотные активы

58,75

55,25

54,50

-3,50

-0,75

2.1 Запасы

28,12

28,92

29,71

0,80

0,78

2.2 НДС по приобретенным ценностям

1,11

1,33

0,52

0,21

-0,81

2.3 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяц после отчетной даты)

15,54

13,33

11,69

-2,21

-1,63

2.4 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

11,41

11,35

12,20

-0,06

0,85

2.5 Краткосрочные финансовые вложения

2,47

0,10

0,10

-2,37

0,00

2.6 Денежные средства

0,09

0,22

0,28

0,13

0,06

Итого активов

100,00

100,00

100,00

0,00

0,00

3 Капитал и резервы

71,77

69,38

70,56

-2,38

1,18

3.1 Уставный капитал

31,24

28,21

27,60

-3,03

-0,60

3.2 Добавочный капитал

0,30

0,27

0,27

-0,03

-0,01

3.3 Резервный капитал

2,23

2,01

1,97

-0,22

-0,04

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

3.4 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

37,99

21,95

40,72

-16,05

18,77

4. Долгосрочные обязательства

1,75

1,84

2,13

0,09

0,30

5. Краткосрочные обязательства

26,49

28,78

27,30

2,29

-1,47

5.1 Займы и кредиты

18,20

19,43

17,23

1,23

-2,20

5.2 Кредиторская задолженность

8,28

9,31

9,99

1,03

0,68

5.3 Задолженность перед участниками

0,01

0,04

0,08

0,03

0,04

5.4 Прочие краткосрочные обязательства

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Итого пассивов

100,00

100,00

100,00

0,00

0,00

Вертикальный анализ активов и пассивов показал, что в структуре актива баланса за 2008 год по сравнению с 2007 годом произошли следующие изменения: доля внеоборотных активов увеличилась на 3,5% и составила 44,75 %, уменьшилась доля оборотных активов на 3,5% и составила 55,25%. В том числе доля запасов увеличилась на 0,8% и составила 28,92 %, доля дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяц после отчетной даты) уменьшилась на 2,21% и составила 13,33%.

В структуре пассива баланса за 2008 год по сравнению с 2007 годом произошли следующие изменения: доля нераспределенной прибыли снизилась на 16,05% и составила 21,95%, доля долгосрочных обязательств увеличилась на 0,09% и составила 1,84%, доля краткосрочных обязательств так же увеличилась на 2,29% и составила 28,78%.

В структуре актива баланса 2009 года по сравнению с 2008 годом произошли следующие изменения: сумма доли внеоборотных активов увеличилась на 0,75% и составила 45,50%, сумма доли оборотных активов уменьшилась на 0,75% и составила 54,55%, сумма доли основных средств уменьшилась на 16,43% и составила 16,79%.

В структуре пассива баланса 2009 года по сравнению с 2008 годом сумма нераспределенной прибыли увеличилась на 18,77% и составила 40,72%, сумма долгосрочных обязательств увеличились на 0,03% и составила 2,13%, сумма краткосрочных обязательств снизилась на 1,47% и составила 27,30%.

2.2 Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия
Для современной экономики России характерна нестабильность, непоследовательность налоговой, кредитно-валютной, страховой, таможенной, инвестиционной политики; потеря государственной поддержки в связи с изменением формы собственности без существенных изменений законодательной базы РФ; недостаточность бюджетного финансирования; инфляция; подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения; неопределенность в поведении покупателей, поставщиков, конкурентов. Одно из основных препятствий на пути к стабильному экономическому росту — медленный процесс преобразований на уровне организаций (предприятий) в связи с неэффективностью системы их управления, низким уровнем ответственности руководителей за последствия принимаемых решений и результаты деятельности, а также отсутствием достоверной информации об их экономическом состоянии, финансовой устойчивости, которая является важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельности в условиях рынка.

Оценка финансовой устойчивости позволяет внешним субъектам анализа (прежде всего партнерам по договорным отношениям) определить финансовые возможности организации на длительные перспективы, которые от структуры ее капитала; степени взаимодействия с кредиторами и инвесторами; условий, на которых привлечены и обслуживаются внешние источники финансирования.

Финансовая устойчивость — это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность.

По данным бухгалтерского баланса рассчитаем показатели финансовой устойчивости, оценим их динамику.
Таблица 2.4

Динамика показателей финансовой устойчивости предприятия

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

Изменения (+,-)

2008г. к 2007г.

2009г.к 2008 г.

1.Коэффициент автономии

0,7176

0,6938

0,7056

96,68

101.7

2.Коэффициент финансовой устойчивости

0.7351

0,7122

0.7269

96,88

102,06

3.Коэффициент финансовой маневренности

0,4388

0,3716

0,3740

84,68

100,64

4.Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала (леверидж)

0,3934

0,4412

0,4172

112,15

94,56

5.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,5491

0,4790

0,4989

87,23

104,15

Для расчета показателей финансовой устойчивости использовались следующие формулы:
–PAGE_BREAK–/>, (1)
где Ка — коэффициент автономии,

КиР – капитал и резервы,

/> — сумма пассивов.
/>, (2)
где Кфу – коэффициент финансовой устойчивости,

ДО – долгосрочные обязательства,

ДБП – доходы будущих периодов,

РПР – резервы предстоящих расходов.
/>, (3)
где Кфм – коэффициент финансовой маневренности.
/>, (4)
где Кл – коэффициент левериджа,

ЗК – сумма заемного капитала.
/>, (5)
где Ксос – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами,

ВнА – внеоборотные активы,

ОбА – оборотные активы.

Анализ коэффициента финансовой устойчивости показывает, что коэффициент автономии в 2008 году уменьшился по сравнению с 2007 годом на 3,32 % и составило 0.6938, это означает что 69 % капитала является собственным и предприятие не зависит от внешних источников финансирования. В 2009 году этот показатель вырос еще на 1,7 %. Коэффициент финансовой устойчивости имеет такую же тенденцию как и коэффициент автономии, так как сумма долгосрочных обязательств меняется не значительно. Коэффициент финансовой маневренности показывает какая часть собственного капитала находится в обороте, этот коэффициент в 2008 году снизился на 15,32% и составила 0,3716, следующие 37 % собственного капитала вложенного в оборотный. В 2009 году наблюдается незначительный рост данного показателя. Коэффициент левериджа показывает сколько заемного капитала приходится на каждый рубль собственного капитала. В 2008 году этот коэффициент вырос на 12,15% и составил 0,4412. Следовательно на каждый рубль собственного капитала приходится 44 копейки заемного капитала. В 2009 году этот показатель снизился на 5,44%, он находится в предельно нормативном значении (меньше 0,6). Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2008 году снизился на 12,77 % и составил 0,479, следовательно 47,9 % оборотного капитала приобретают за счет собственных средств, в 2009 году этот показатель увеличился на 4,15%. В целом можно отметить довольно устойчивое финансовое положение предприятия.

Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия ООО «ВИКО»

Главной целью анализа является своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и нахождении резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платёжеспособности.

Анализ ликвидности баланса оформляется в виде таблицы 2.5
Таблица 2.5

Анализ ликвидности баланса за 2007-2009 г.г., тыс. руб.

АКТИВ

2007г

2008г

2009г

ПАССИВ

2007г

2008г.

2009г.

Платёжный излишек, недостаток

2007г.

2008г.

2009г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Наиболее ликвидные активы А1

1063

6268

2547

Наиболее срочные обязательства П1

90861

121787

111348

-89798

-115519

-108801

Быстро-

реализуемые

активы А2

370958

388636

363483

Краткосрочные пассивы

П2

242140

201600

200500

128818

187036

162983

Медленно

реализуемые активы А3

417243

454955

450156

Долгосрочные пассивы П3

17662

17662

17662

399581

437293

432494

Труднореализуемые

активы А4

517001

505061

556781

Постоянные пассивы П4

778106

806447

840124

-261105

-301386

-283343

Баланс

1306265

1354920

1372967

Баланс

1128769

1147496

1169634

Х

Х

Х

Анализ ликвидности баланса сводится к проверке того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств. Сопоставление итогов группы I по активу и пассиву, т.е. А1 и П1 (сроки до 3 месяцев), отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение итогов группы II по активу и пассиву, т.е. А2 и П2 (сроки от 3 до 6 месяцев), показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для групп III и IV отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдаленном будущем. Анализ, проводимый по данной схеме, достаточно полно представляет финансовое состояние с точки зрения возможностей своевременного осуществления расчетов.

Из таблицы 2 видно, что баланс ООО «ВИКО» не является абсолютно ликвидным, поскольку:

в 2007 г. А1 1; в 2008г. А11; в 2009г. А11
А2>П2; А2>П2; А2>П2

А3>П3; А3>П3; А3>П3

А44; А44; А44
На предприятии не хватает денежных средств для погашения наиболее срочных обязательств. Сопоставление итогов А1 и П1(сроки до трёх месяцев) отражают соотношение текущих платежей и поступлений. В ближайший момент предприятие не сможет поправить свою платежеспособность.

Сравнение итогов А2 и П2 в сроки до 6 месяцев показывает тенденцию изменения текущей ликвидности в недалёком будущем. Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени.

ТЛ2007 (А1+А2) — (П1+П2) = (1063+370958) — (90861+242140) = 39020

ТЛ2008=(6268+388636) — (121787+201600) =71517

ТЛ2009 =(2547+363483) — (111348+200500) = 54182

То есть на протяжении всего анализируемого периода текущая ликвидность предприятия отрицательна. Так как второе неравенство не соответствует условию абсолютной ликвидности баланса, то даже при погашении ООО «ВИКО» краткосрочной дебиторской задолженности, предприятие не сможет погасить свои краткосрочные обязательства и ликвидность не будет положительной.

Наибольший излишек средств над платежами имеется в первой группе. С одной стороны, это нельзя рассматривать однозначно, так как средства заморожены в товарах. С другой стороны, это может быть положительным фактором, влияющим на высокую обеспеченность ликвидных активов при оценке предприятия на платёжеспособность и кредитоспособность. То есть, чтобы полностью погасить свои краткосрочные обязательства, предприятию необходимо использовать для погашения свои запасы.

Рассчитаем коэффициенты быстрой ликвидности за 2007-2009 гг.
КБЛ = (А1 + А2)/(П1 + П2)
КБЛ2007 = (1063+370958)/(90861+242140) = 1,117

КБЛ2008 = (6268+388636)/(121787+201600) = 1,221

КБЛ2009 = (2547+363483)/(111348+200500) = 1,174

Данный показатель определяет, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов, т. е. показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5.

Рассчитаем коэффициенты текущей ликвидности.
КТЛ = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)
КТЛ2007 = (1063+370958+417243)/(90861+242140) = 2,370

КТЛ2008 = (6268+388636+454955)/(121787+201600) = 2,628

КТЛ2009 = (2547+363483+450156)/(111348+200500) = 2,617

В мировой практике значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне 1-2. Естественно, существуют обстоятельства, при которых значение этого показателя может быть и больше, однако, если коэффициент текущей ликвидности более 2-3, это, как правило, говорит о нерациональном использовании средств предприятия. Значение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы говорит о неплатежеспособности предприятия.

Значение коэффициента текущей ликвидности в ООО «ВИКО» за период с 2007-2009 находится в промежутке от 2-3, это говорит о том, что на предприятии нерационально используются средства.

Рассчитаем коэффициенты абсолютной ликвидности.
КАЛ = А1 / (П1 + П2)
КАЛ2007 = 1063/(90861+242140) = 0,003

КАЛ2008 = 6268/(121787+201600) = 0,019

КАЛ2009 = 2547/(111348+200500) = 0,008

Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2. На рассматриваемом предприятии данный показатель ниже нормы.

Рассчитаем общий показатель ликвидности баланса предприятия, который показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определенными весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств.

Общий показатель ликвидности баланса определяется по формуле

КОЛ = (А1 + 0,5А2 + 0,3А3) / (П1 + 0,5П2 + 0,3П3).
КОЛ2007 = (1063 + 0,5 × 370958 + 0,3 × 417243)/(90861 + 0,5 × 242140 + 0,3 × 17662) = 1,435

КОЛ2008 = (6268 + 0,5 × 388636 + 0,3 × 454955)/(121787 + 0,5 × 201600 + 0,3 × 17662) = 1,478

КОЛ2009 = (2547 + 0,5 × 363483 + 0,3 × 450156)/(111348 + 0,5 × 200500 + 0,3 × 17662) = 1,472

Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.

В зависимости от соотношения рассмотренных показателей можно с определенной степенью условности выделить следующие типы текущей финансовой устойчивости:

Абсолютная финансовая устойчивость, данное соотношение показывает, что все запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами, то есть предприятие не зависит от внешних кредиторов. Такая ситуация встречается крайне редко.

Нормальная финансовая устойчивость, приведенное соотношение соответствует положению, когда успешно функционирующее предприятие использует для покрытия запасов различные «нормальные» источники средств — собственные и привлеченные.

Неустойчивое финансовое положение, данное соотношение соответствует положению, когда предприятие для покрытия части своих запасов вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия, не являющиеся в известном смысле «нормальными», то есть обоснованными.

Критическое финансовое положение, характеризуется ситуацией, когда в дополнение к предыдущему типу предприятие имеет кредиты и займы, не погашенные в срок, а также просроченную дебиторскую задолженность. Предприятие не может вовремя расплатиться со своими кредиторами.

Из приведенных выше расчетов можно сделать вывод, что предприятие имеет неустойчивое финансовое положение.

3 Разработка управленческих решений по улучшению финансового положения предприятия
3.1 Выявление возможностей повышения платежеспособности предприятия
В современных условиях повышается самостоятельность субъектов хозяйствования в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости организаций.

Одной из целей финансового анализа является оценка финансового состояния организации. Поскольку финансовое состояние субъекта хозяйствования характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, то в рыночной экономике оно отражает конечные результаты деятельности организации.

Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами организации и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Иными словами, финансовая устойчивость торговой организации – это состояние ее финансовых ресурсов, их распределение и использование, которые обеспечивают развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости организации.

Как показали результаты проведенного анализа, финансовое состояние организации имеет ряд недостатков:

1. неудовлетворительная структура активов (имущества), которая выражается в росте доли труднореализуемых активов (сомнительной дебиторской задолженности, запасов с длительными сроками хранения, готовой продукции, не пользующейся спросом у покупателей);

2. наличие просроченной кредиторской задолженности;

3. тенденция опережающего роста срочных обязательств по сравнению с изменением высоколиквидных активов;

4. падение коэффициентов ниже рекомендуемых значений;

5. нерациональное размещение денежных ресурсов организации, то есть формирование долгосрочных активов за счет краткосрочных обязательств;

6. отсутствие собственных оборотных средств организации.

Ликвидация этих негативных тенденций позволила бы несколько улучшить финансовое состояние организации.

Для повышения платежеспособности необходимо стремиться к тому, чтобы текущая хозяйственная деятельность осуществлялась в основном не только за счет заемных средств, для чего уместным окажется высвобождение большей части собственных средств из внеоборотных активов и доведение доли собственных оборотных средств в собственном капитале свыше 30 %. Также для повышения платежеспособности по всем рекомендованным мерам следует добавить повышение соотношения денежных средств, расчетов и прочих активов к кредиторской задолженности до уровня 0,5:1.

Действенным мероприятием по ускорению оборачиваемости оборотных средств может выступить использование факторинга при работе с покупателями (дебиторами).

Для оптимизации оборачиваемости средств следует принять во внимание уже перечисленные меры, направленные в основном на доведение оптимальных соотношений отдельных статей баланса, вследствие чего возможна нормализация скорости оборачиваемости средств организации.

Следующим направлением повышения финансовой устойчивости рассматриваемой организации выступит ускорение оборачиваемости оборотных средств и снижение на этой основе коэффициента закрепления оборотных средств.

Преимущества товарного кредита для покупателей очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественно выполненной работы.

Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, ООО «ВИКО» ежедневно проводит мониторинг состояния дебиторской задолженности. В то же время наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании или банка. В рамках факторингового обслуживания банк–фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.

Основная задача факторинга – обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, что организация могла бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим заказчикам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для торговой организации режиме.

Таким образом, торговая организация сможет получить возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным, в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа.

Важно отметить, что при факторинге банк покроет основные риски торговой организации, которые возникают при отгрузках с отсрочкой платежа, – риск неоплаты и несвоевременной оплаты поставки покупателем.

Использование факторинга позволит торговым организациям:

— повысить ликвидность дебиторской задолженности;

— застраховать риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа покупателям;

— развить отношения с существующими покупателями и привлечь новых;

— расширить свою долю на рынке;

— повысить эффективность хозяйствования на основе ускорения оборачиваемости мобильных средств.

Таким образом, факторинг может выступать как средство расширения масштабов и повышения эффективности хозяйственной деятельности

ООО «ВИКО» и других организаций с минимальным риском возникновения дефицита оборотных средств данной организации.

Финансовой службе рекомендуется учитывать все возможные выводы и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг, а также разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех возможных источников получения организацией средств. Финансовой службе организации рекомендуется:

— рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии–возможную выгоду от их привлечения);

— правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета — сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);

— составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности с учетом их оптимальных значений рекомендуется провести следующие мероприятия:

— принятие решения о замене неденежных форм расчетов или, по крайней мере, об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга;

— составление программы по ликвидации задолженности по выплате заработной платы (при наличии таковой задолженности);

— рассмотрение возможности реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные государственные фонды.

В целях управления затратами и выбора амортизационной политики рекомендуется использовать данные финансово-экономического анализа, которые дают первоначальное представление об уровне затрат организации, а также уровне рентабельности.

Таким образом, для ООО «ВИКО» имеются пути и мероприятия, с помощью которых они могут укрепить свою финансовую устойчивость, повысить платежеспособность и ликвидность. Реализация предложенных направлений и выявленных резервов позволит вывести организации на качественно новый уровень развития.
3.2 Обоснование текущих и перспективных направлений повышения эффективности использования ресурсов предприятия
Рассмотрев итоги финансового состояния предприятия в динамике за три года, можно сказать о происходящих больших изменениях.

Для усовершенствования работы ООО «ВИКО» нужно искать пути по повышению эффективности использования ресурсов предприятия.

В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятия, ответственности за результаты свое деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния ориентация в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решением этих вопросов служит финансовая стратегия предприятия.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Финансовая стратегия — это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

Финансовая стратегия должна соответствовать поставленным задачам и, при необходимости, корректироваться и изменяться. Контроль над реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку последних доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность предприятий, увеличивая денежные накопления.

Различают генеральную финансовую стратегию и оперативную (стратегию выполнения отдельных стратегических задач).

Генеральная финансовая стратегия — это деятельность предприятия, охватывающая взаимосвязь бюджетов всех уровней, принципы образования и использования дохода компании, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на среднесрочный (долгосрочный) период.

Оперативная финансовая стратегия затрагивает текущее управление финансовыми ресурсами. Она разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретный промежуток времени.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.

Финансовая стратегия любого предприятия, включает в себя следующие элементы:

— анализ и оценку финансово-экономического состояния компании;

— разработку учетной и налоговой политики;

— управление основным капиталом и амортизационную политику;

— управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

— управление заемными средствами;

— управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

— дивидендную и инвестиционную политику;

— оценку достижений компании и ее рыночной стоимости.

Финансовая стратегия тесно связана со стратегией развития компании: при отсутствии последней разработать финансовую стратегию практически невозможно.

Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешенной теории и практики финансовой стратегии, при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации ООО «ВИКО».

Проведение ООО «ВИКО» данной финансовой стратегии позволит ему более выгодно зарекомендовать себя на рынке как финансово устойчивое предприятие.

Рассмотрим мероприятия по реализацию данной стратегии.

1. Мероприятия по снижению кредиторской и дебиторской задолженности предприятия

Сложно представить предприятие, у которого не было бы кредиторской задолженности перед поставщиками. При умелом управлении такая задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами, согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств.

Количество и состав поставщиков, с которыми будут заключены договоры, во многом зависят от особенностей деятельности компании. Действующих законодательных и технических ограничений, условий поставки. Но непосредственный отбор поставщиков многие компании предпочитают проводить на тендерной основе. Таким образом, можно не только подобрать наиболее подходящие для компании условия поставки, но и свести к минимуму возможные мошенничества сотрудников при закупках.

К эффективному управлению кредиторской задолженности, мотивация персонала также имеет непосредственное отношение, так как контроль соблюдения условий договора – это прямая обязанность сотрудников.

Управление задолженностью компании перед поставщиками представляет собой достаточно отлаженный процесс, в котором участвуют службы продаж, поставки или снабжения, руководители проектов, финансовая, юридическая службы, служба безопасности. И это вполне оправдано, так как привлечение «чужих» средств по цене, меньшей, чем пришлось бы платить за альтернативные варианты финансирования, позволяет компании снижать свои издержки и повышать прибыль.

Для стабилизации финансового состояния ООО «ВИКО» предлагается провести мероприятия по улучшению показателей деятельности предприятия, за счет эффективного управления финансами, с целью этого по проведенному анализу финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИКО» руководству общества рекомендуется погасить часть кредиторской задолженности, за счет погашения долгосрочной дебиторской задолженности. Тем самым предприятие сможет рассчитаться с поставщиками и подрядчиками, а также произвести часть выплат персоналу предприятия.

Дебиторская задолженность – важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие реализует продукцию и услуги другому предприятию или организации, совсем не значит, что товары и услуги будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за продукцию и услуги и составляют большую часть дебиторской задолженности.

Анализ и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в период инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Результаты анализа рассматриваемого предприятия говорят о необходимости принятия мер по уменьшению дебиторской задолженности, которая хотя и ведет к уменьшению в течение исследуемого периода, но тем не менее на перспективу, предприятию необходимо за своими дебиторами вести контроль.

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р↓С) и услуг являются:

1) увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р↑VВП);

2) сокращение затрат на ее производство (Р↓З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.

На исследуемом предприятии следует больше внимания уделить маркетинговой деятельности, т.е. на основе различных исследований определить оптимальную цену, по которой потребитель согласен приобретать продукцию и услуги ООО «ВИКО».

Вместе с тем хотелось бы отметить, что высокий уровень влияния внешних факторов на состав затрат определяет высокую норму риска повышения затрат, потери ликвидности и рентабельности для данного предприятия. Поэтому резервам снижения издержек и соответствующего повышения уровня прибыльности следует уделить особое внимание.

Итак, рассмотрим некоторые пути снижения себестоимости услуг предприятия ООО «ВИКО». Существует два пути снижения себестоимости: снижение общехозяйственных расходов и цеховых расходов.

Снижение общехозяйственных расходов:

1) Одним из существенных факторов экономии затрат на анализируемом предприятии на наш взгляд является снижение затрат на оплату заработной платы.

2) Другим направлением снижения себестоимости услуг исследуемого предприятия можно предложить следующее: вывод ряда отделов и подразделений на самоокупаемость. Необходимо пересмотреть эффективность установленной заработной платы. Наиболее оптимальной системой оплаты труда во всем мире является сдельная (оплата по труду). Таким образом, установив зависимость заработной платы работников от выполненных действий, будет наблюдаться следующее:

— повышение мотивации персонала к повышению эффективности выполняемых работ;

— выплата заработной платы по труду, т.е. снижение удельного веса затрат на заработную плату в общей себестоимости предоставляемых услуг.

Итак, проведя вышеперечисленные меры по снижению общезаводских расходов предприятие сможет снизить себестоимость предоставляемых услуг, но существует и еще один способ ее снижения – уменьшение цеховых расходов:

1) Одной из больших статей расходов предприятия является оплата использования человеческих ресурсов. Так как спрос на услуги предприятия имеет сезонный характер и, как правило, основная доля необходимых работ выполняется в третьем квартале, предлагается изменить систему найма работников и осуществления их деятельности. Так, следует использовать заключение краткосрочных контрактов с работниками, т.е. нанимать определенный ряд необходимых специалистов лишь в периоды возникновения необходимости в них. Таким образом, предприятие сможет существенно сэкономить на заработной плате в течение всего года и оплачивать труд работников лишь в период их занятости, а не постоянно, как это делается на данный момент. Следовательно, благодаря новой системе отношения к трудовым ресурсам предприятие также снизит и себестоимость предлагаемых услуг.

2) Другим эффективным направлением снижения затрат может послужить реконструкция оборудования, а также внедрения новых технологий. В первый период понадобятся определенные инвестиции, но затем с течением времени, если рассматривать долгосрочный период, издержки на покупку оборудования не только оправдаются, но смогут и принести некоторую экономию, т.е. снижения себестоимости услуг и увеличение прибыли предприятия.

Еще одним из хороших способов снижения себестоимости (в удельном весе совокупной выручки) является повышения уровня цен на предлагаемые услуги.

Внедрение новых технологий и оптимизация основных и оборотных средств

Известно, что оборудование со временем изнашивается, стареет морально и физически. В процессе эксплуатации, как правило, падает его производительность и растут эксплуатационные расходы на текущий ремонт. Со временем возникает необходимость замены оборудования, так как его дальнейшая эксплуатация обходится дороже, чем капитальный ремонт или замена. Отсюда задача о замене оборудования может быть сформулирована так. В процессе работы оборудование дает ежегодно издержки, требует эксплуатационных затрат и имеет остаточную стоимость. Эти характеристики зависят от возраста оборудования. В любом году оборудование можно сохранить, или продать по остаточной цене и купить новое. В случае сохранения оборудования возрастают эксплуатационные расходы, и понижается производительность. При замене необходимы значительные дополнительные капитальные вложения. Задача состоит в определении оптимальной стратегии замен в плановом периоде с тем, чтобы суммарные издержки за этот период были минимальными.

Для усовершенствования своей работы, предприятию необходимо уделить много внимания состояния своего оборудования и прочих основных средств. Также проводить работу по избавлению от неэффективного, устаревшего, изношенного оборудования. Но надо учесть, что для его замены на более современные технические средства требуются значительные финансовые вложения, поэтому такое обновление не может быть одномоментным. Таким образом, предприятию надо поставить перед собой задачу рационального выбора конкретного оборудования, с целью получения максимальной отдачи от каждой новой единицы основных средств.
Заключение
Финансовое состояние предприятия отражает на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым, предкризисным и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных условиях свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Если текущая платежеспособность – это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость – внутренняя его сторона, обеспечивающая стабильную платежеспособность в длительной перспективе, в основе которой лежит сбалансированность активов и пассивов, доходов и расходов.

Финансовая устойчивость организации – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.

Устойчивое финансовое положение оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами.

Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

Одной из целей финансового анализа является оценка финансового состояния организации. Поскольку финансовое состояние субъекта хозяйствования характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, то в рыночной экономике оно отражает конечные результаты деятельности организации.

Основными направлениями финансового анализа являются:

Анализ структуры баланса.

Анализ прибыльности деятельности предприятия и структуры производственных затрат.

Анализ платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.

Анализ оборачиваемости капитала.

Анализ рентабельности капитала.

Анализ производительности труда

Целью данной работы является исследование финансового состояния ООО «ВИКО»», выявление основных проблем финансовой деятельности и путей его улучшения.

Так же были поставлены и решены следующие задачи:

— проведен предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;

— проанализировано имущество предприятия: основные и оборотные средства и их оборачиваемость, выявлены проблемы;

— проведен анализ источников средств предприятия: собственных и заемных;

— проанализирована оценка финансовой устойчивости;

— проведен расчет коэффициентов ликвидности;

— проведен анализ прибыли и рентабельности;

— проанализирована разработка мероприятий по улучшению финансово — хозяйственной деятельности.

Список литературы
1. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Ефимова О.В. Финансовый анализ — М.: Бухгалтерский учет, 2001.

3. Ковалев В.В. Финансовый анализ. — М.: Финансы и статистика,2002.

4. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Н.П. Любшин, В.Б.Лещева, В.Г. Дьякова Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия — ЮНИТИ М: 2001

6. Губин В.Е., Губина О.В. Анализ финансово – хозяйственной деятельности: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 336 с.

7. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Практикум. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. — 144 с.

8. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 3-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2006г.- 320 с.

9. Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 686с.

10. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. Спб.: “Издательский дом “Бизнес-пресса”, 2000. 528с

11. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. – 2-е изд. – М.- Издательский дом «Дашков и К», 2006. – 752 с.

12. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: ДИС, 2003.

13. Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2004.

14. Ермолович Л.Л.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.Мн.: БГЭУ, 2001.

15. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие. СПб. 2001.

16. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.2002.

17. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент.М.2000.

18. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.2001.

19. Прыткин В.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках:.Учебное пособие. М. 2001.