План
1. Понятие экономической структуры.
2. Структурная политика.
3. Характеристика и перспективы изменения структуры экономики России.
1. Понятие экономической структуры.
Экономика есть многомерная система. Ее структура рассматривается с нескольких позиций:
1) социальная структура выражает соотношение различных социально-экономических укладов, основанных на определенных формах собственности и соответствующих им производственных отношениях;
2) воспроизводственная структура отражает пропорции между секторами экономики, обеспечивающими возможность и качество народнохозяйственного роста (соотношение между первым и вторым подразделениями – производство средств производства и производство предметов потребления, между потреблением и накоплением, материальным производством и инфраструктурой);
3) отраслевая структура определяется соотношением между различными отраслями народного хозяйства. Преобладание тех или иных отраслей определяет экономический и технологический уровень экономики и ее ориентацию (аграрную, сырьевую, индустриальную, постиндустриальную);
4) региональная структура отражает размещение производственного и научно-технического потенциала по территории страны, степень развития производственных коопераций;
5) внешнеторговая структура характеризует позиции страны в мировом разделении труда, особенности экспорта и импорта, движение капитала и рабочей силы, участие в интеграционных процессах.
Экономическая структура динамична. Она постоянно, но неравномерно меняется. Этот процесс называется структурный цикл. Как в любом экономическом цикле, в структурном центральное место занимает фаза кризиса. Разрушая старые отжившие элементы, кризис создает предпосылки для нового, позитивного развития системы. На характер и глубину структурных кризисов оказывают влияние не только экономические факторы, но и процессы, происходящие в социальной и политической сферах жизни общества.
Несмотря на то, что каждому определенному историческому этапу развития отдельной страны соответствуют свои характерные особенности структурных изменений, существуют, а в условиях мер хозяйственной интеграции усиливаются, общие тенденции изменения социально-экономических пропорций.
Кризис последней четверти XX века вызван радикальными процессами экономической структуры в наиболее развитых странах мира. Суть этой перестройки заключается в переходе к постиндустриальной стадии развития общества. Изменения в экономическом базисе повлекли за собой изменения в социальной структуре общества.
2. Структурная политика.
Государство оказывает влияние на структурный цикл, помогая рождению новых элементов и смягчая отмирание старых, посредством структурной политики.
Структурная политика – это система правительственных мероприятий, направленных на формирование определенных социальных, воспроизводственных, отраслевых и региональных пропорций, которые с точки зрения государства являются прогрессивными.
Характерная особенность структурной политики – ее долгосрочный характер. Применяемые здесь меры могут дать свои результаты через годы и десятилетия.
Структурная политика зависит от инвестиционной политики, то есть совокупности государственных решений, определяющих направление использования капитальных вложений. Наиболее активная структурная политика проводилась в экономической практике Японии, странах Юго-Восточной Азии и др. Специфика структурной политики в этих государствах определяется типом так называемым догоняющим типом экономического развития. В США структурная политика носит более опосредованный характер, опираясь в основном на косвенные рычаги государственного вмешательства. Страны Западной Европы занимают промежуточное положение.
В реальной экономической политике направление государственной поддержки тем или иным отраслям народного хозяйства, регионам, проведение определенной внешнеэкономической политики зависит от соотношения политических сил в обществе, выступающих с позиций групп давления (лоббистов) в интересах определенных субъектов экономической жизни. Поэтому в экономической теории существует точка зрения, что государственная структурная политика только деформирует здоровые экономические и социальные пропорции, складывающиеся под воздействием свободных рыночных сил. Др. т.з.: Не игнорируя проблемы объективности определения целей и направлений структурной политики, приходится все же признать, что в условиях современного хозяйства использование чисто рыночных механизмов структурной перестройки приводит к неоправданно высоким социальным и экономическим издержкам.
3. Характеристика и перспективы изменения
структуры экономики России.
Структурный кризис на территории бывшего СССР, отражающий общемировые тенденции изменения экономических пропорций, оказался гораздо более тяжелым, чем в экономически развитых странах Запада. Причины:
1. Следствие глубокой деформации всей структуры российской экономики, явившись результатом сложившейся в начале 30-х гг. “мобилизационной” модели экономического развития. Эта модель, отвечавшая требованиям определенного момента, продолжала воспроизводиться и в совершенно других социально-экономических условиях, что вело к ориентации на приоритетное развитие ВПК и тяжелой промышленности в ущерб, а зачастую за счет отраслей потребительского сектора. Возможность же использования директивных методов “мобилизационной” экономики для переориентации ресурсов на новые приоритеты было заблокировано крайней косностью и недемократизмом сложившейся экономической системы.
2. Благодаря освоению крупных нефтяных и газовых месторождений в 70-е гг. СССР избежал сырьевого кризиса, послужившего толчком перехода производства в странах Запад на ресурсосберегающие и наукоемкие технологии, и одновременно получил крупные финансовые ресурсы для смягчения диспропорций в экономике.
3. Система жесткого административного контроля за экономической жизнью сковывала инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов, что в условиях современной НТР – сильный тормоз структурной перестройки. Эти проблемы старой экономической системы были усугублены ошибками и просчетами уже в ходе проведения в начале 90-х гг. хозяйственной реформы. В результате, страна потеряла значительную часть своего производственного и инвестиционного потенциала, неконкурентоспособного в условиях открытой экономики (ВПК, машиностроение, приборостроение, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство). Шансы на выживание и развитие получали лишь отрасли, имеющие возможность для реализации своей продукции на мировом рынке (газовая, нефтяная промышленность, черная и цветная металлургия).
Таким образом, происходит не исправление сырьевых пропорций, а их усугубление за счет вымывания высокотехнологичных и потребительских секторов из общественного производства. Это происходит на фоне сокращение ресурсов, идущих на капитальные вложения, и свертывание большинства инвестиционных программ. На это накладываются проблемы региональных диспропорций, обострившиеся с распадом СССР, и зачастую экономически необоснованные программы изменения социальной структуры народного хозяйства в процессе приватизации.