Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций. Кодекс этики аудиторов РФ: содержание, основные положения и принципы

Контрольнаяработа по дисциплине
ОСНОВЫАУДИТА
тема:
Права иобязанности аудиторов и аудиторских организаций. Кодекс этики аудиторов РФ. Содержание,основные положения и принципы

2009

Содержание
Введение
1. Права и обязанности аудиторов иаудиторских организаций
1.1 Права аудитора
1.2 Обязанности аудитора
1.3 Ответственность аудитора
2. Кодекс этики аудиторов
2.1 Фундаментальные принципы
2.2 Честность и объективность
2.3 Разрешение этических конфликтов
2.4 Профессиональная компетентность
2.5 Конфиденциальность
2.6 Налоговые отношения
2.7 Обеспечение публичности
2.8 Независимость
2.8.1 Угроза независимости
2.8.2 Меры предосторожности
2.9 Период выполнения задания
2.10 Привлечение экспертов дляоказания профессиональных услуг
2.11 Гонорар
2.12 Отношения с другими аудиторами
2.13 Реклама и предложение услуг
2.14 Представление информации
2.15 Принцип лояльности
Заключение
Список литературы

Введение
Профессия аудитора являетсяобщественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности передобществом. Применительно к профессиональному сообществу аудиторов обществовключает аудируемые организации, кредиторов, правительство, работодателей,служащих, инвесторов, аккредитованные профессиональные объединения аудиторов,деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются наобъективность и честность аудиторов в целях обеспечения упорядоченного ведениякоммерческой деятельности. Это налагает на аудиторов ответственность засоблюдение общественных интересов.
Аудитором является физическоелицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченнымфедеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудитор вправе осуществлятьаудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или вкачестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основаниигражданско-правового договора, либо в качестве индивидуальногопредпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридическоголица.
Индивидуальный аудиторвправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующиеаудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные видыпредпринимательской деятельности.
Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающаясопутствующие аудиту услуги.
Аудиторская организацияосуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии наусловиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторскойдеятельности» и законодательством о лицензировании отдельных видовдеятельности.
Аудиторская организацияможет быть создана в любой организационно — правовой форме, за исключениемоткрытого акционерного общества.
Не менее 50 процентовкадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РоссийскойФедерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а вслучае, если руководителем аудиторской организации является иностранныйгражданин, — не менее 75 процентов.
Обязанности аудиторазаключаются не только в удовлетворении потребностей отдельной аудируемойорганизации или работодателя. На профессиональные стандарты аудита значительноевлияние оказывают интересы общества.
Аудиторы играют в обществеважную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены деловогосообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются нааудиторов в вопросах получения компетентных рекомендаций по различным вопросамфинансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права иналогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставлениятаких услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства.
Аудиторы будут пользоватьсядоверием только при условии предоставления вышеназванных услуг на уровне,который доказывает, что общественное доверие обоснованно. Аудиторы во всем мирезаинтересованы в информировании пользователей их услугами о том, что онивыполняются в соответствии с этическими требованиями и требованиями качества,призванными обеспечить самый высокий профессиональный уровень.
Высокий уровеньпрофессионализма аудиторов – залог того, что проведение аудиторских проверок иоказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне.
Именно поэтому государствов лице органов, на которые возложено регулирование аудиторской деятельности вРоссийской Федерации, предъявляет достаточно высокие требования к лицам, кактолько изъявившим желание заниматься аудиторской деятельностью, так и ужеимеющим статус аудитора, получившим квалификационный аттестат в установленном порядке.
Целью аудита являетсявыражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетностиаудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учетазаконодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение одостоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенныхотношениях.
Несмотря на то, что мнениеаудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской)отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражениеуверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни какподтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.
Аудитор не дает оценкусоблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективностиотдельных операций аудируемого лица.
При выполнении своихпрофессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами,установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых онявляется (профессиональными стандартами), а также этическими принципами.
Аудитор в ходе планированияи проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать,что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажениефинансовой (бухгалтерской) отчетности.
Проявлениепрофессионального скептицизма означает, что аудитор критически оцениваетвесомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучаетаудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам илизаявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документовили заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита,чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, несделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использоватьошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объемааудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
При планировании ипроведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководствоаудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать ибезоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководстване являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащиеаудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можнобыло бы базировать аудиторское мнение.

1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИАУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 ПРАВА АУДИТОРОВ ИАУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
При проведенииаудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
· самостоятельноопределять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требованийнормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора сэкономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора,следователя, суда и арбитражного суда;
· проверять уэкономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственнойдеятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей,получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения,необходимые для аудиторской проверки, проводить инвентаризацию;
· требовать отаудируемого лица устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете иотчетности;
· получать пописьменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверкиинформацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов,поручивших проверку;
· привлекать надоговорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающихсамостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;
· отказаться отпроведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемымэкономическим субъектом необходимой документации, выявления в ходе аудиторскойпроверки обстоятельств, оказывающих существенное влияние на мнение аудиторскойорганизации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой(бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, а также в случае необеспечениягосударственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасностиаудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости;
· получать подоговору вознаграждение за фактически выполненную работу;
· осуществлять иныеправа, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказанияаудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
1.2 ОБЯЗАННОСТИАУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
При проведенииаудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
· осуществлятьаудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации иФедеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
· предоставлять потребованию аудируемого лица необходимую информацию о требованияхзаконодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторскойпроверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которыхосновываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуальногоаудитора;
· в срок,установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторскоезаключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторскихуслуг;
· обеспечиватьсохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки,не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица,заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации;
· немедленносообщать заказчику:
1. о невозможностисвоего участия в проведении аудиторской проверки данного экономическогосубъекта вследствие родственных, должностных или экономических связей, а такжевследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверкуданного экономического субъекта;
2. о необходимостипривлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) всвязи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами,возникшими после заключения договора или получения поручения;
· исполнять иныеобязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договоромоказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
 
1.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬАУДИТОРА
Согласно ст. 21Федерального закона «Об аудиторской деятельности» «Ответственность за нарушениезаконодательства Российской Федерации об аудите» аудиторские организации и ихруководители, индивидуальные аудиторы, несут уголовную, административную игражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Ответственность наступаетв связи с нарушением условий договора (ст. 401 ГК РФ) при наличии вины, умыслаили неосторожности.
В УК РФ ст. 202 устанавливаетсяответственность за использование своих полномочий в корыстных целях. Наказываетсяштрафом в размере от ста тысяч рублей до трехсот тысяч рублей или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двухлет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы насрок до трех лет с лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
За осуществлениеаудиторской деятельности без лицензии наступает ответственность поАдминистративному Кодексу.
Составление заведомоложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования уиндивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществлениеаудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, такжеаннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его куголовной ответственности в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Заведомо ложноеаудиторское заключение — это аудиторское заключение, составленное безпроведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки,но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторскойпроверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудиторомв ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признаетсятаковым только по решению суда.
 

2. КОДЕКС ЭТИКИАУДИТОРОВ
 
Этика – это система нормнравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональнойгруппы.
Напрактике профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональнойэтики аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть всевозможные нюансы их поведения.
Советпо аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации встремлении реализовывать широкомасштабную задачу по выработке и внедрениюскоординированных и взаимоувязанных стандартов профессиональной этики аудиторовразработал при активном участии аккредитованных при Минфине России профессиональныхаудиторских объединений Кодекс этических норм профессиональной деятельностиаудиторов.
НастоящийКодекс этики аудиторов России подготовлен с учетом требований законодательстваРоссийской Федерации на основе рекомендаций Кодекса этики Международной федерациибухгалтеров (МФБ) с максимальным сохранением его концептуальных подходов иразделов.
Кодекс этики аудиторовРоссии состоит из следующих разделов:
Предисловие
Раздел 1. Модель поведения аудитора иаудиторской организации
Раздел 2. Заключение договора об оказаниипрофессиональных услуг
Раздел 3. Конфликт интересов
Раздел 4. Второе мнение
Раздел 5. Гонорар и другие видывознаграждения
Раздел 6. Реклама и предложениепрофессиональных услуг
Раздел 7. Подарки и знаки внимания
Раздел 8. Применение принципа объективностипри всех видах услуг
Раздел 9. Применение принципа независимостипри заданиях по проверке достоверности информации
Соблюдение этических нормпрофессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами ипрофессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостьюподдержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.
Нарушители этических нормпрофессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскомусообществу, наносят ему моральный и материальный ущерб.
Сообщество аудиторов вцелом и каждый аудитор в отдельности осуждают неэтичное поведение отдельныхаудиторов и требуют их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишенияквалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности.
Каждый аудитор,подвергающийся критике своих коллег по поводу нарушения этики профессиональногоповедения, имеет право на объективное публичное расследование допущенныхотступлений от норм, предусмотренных настоящим Кодексом этики. По желаниюконкретного нарушителя расследование может проводиться конфиденциально.
Основнойцелью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высокомпрофессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий иудовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдениячетырех основных требований:
1.)Достоверность. В целом общество испытывает потребность в достовернойинформации и информационных системах.
2.)Профессионализм. Аудируемые организации, работодатели и другиезаинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихсяпрофессионалами в сфере аудита.
3.)Качество услуг. Необходима уверенность в том, что все услуги,предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества.
4.)Уверенность. Лицам, пользующимся услугами аудиторов, необходимауверенность в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими ихпрофессиональными этическими нормами.
2.1 Фундаментальные принципы
Длядостижения профессиональных целей аудитор обязан соблюдать ряд исходных условийи фундаментальных принципов.
Такимифундаментальными принципами являются:
1.Честность. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен действоватьоткрыто и честно.
2.Независимость. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен быть независимым от аудируемых лиц и от третьих лиц.
3.Объективность. Аудитор должен быть справедливым, на его объективность не должнывлиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица,ни иные факторы.
4.Профессиональная компетентность и должная тщательность. Аудитор предоставляетпрофессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. Вего обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыковна высоком уровне с тем, чтобы аудируемые организации или работодатели моглипользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных нановейших разработках в области практики, законодательства и технологий.
5.Конфиденциальность. Аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации,полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не должениспользовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на тополномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информациипродиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями.
6.Профессиональное поведение. Аудитор должен действовать таким образом, чтобы этосоответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться откакого-либо поведения, которое бы могло ее дискредитировать.
7.Регламентирующие документы. Аудитор обязан выполнять профессиональные услуги всоответствии с применимыми профессиональными правилами (стандартами). Аудиторобязан тщательно и квалифицированно выполнять указания аудируемой организацииили работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности,объективности и независимости.
 
2.2 Честность и объективность
 
Подчестностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность инадежность. В соответствии с принципом объективности все аудиторы должныдействовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.
Аудиторывыполняют многочисленные функции и должны проявлять объективность как припроведении аудиторских проверок, так и при оказании сопутствующих аудиту услуг.
Независимоот вида предоставляемых услуг или занимаемой должности в своих профессиональныхсуждениях аудиторы обязаны быть честными и объективными.
Этическиетребования объективности возникают в разных ситуациях, и при их разрешенииследует учитывать следующее:
· аудиторымогут оказаться в ситуациях, когда на них может быть оказано давление, способноеотрицательно повлиять на их объективность;
· невозможноописать все ситуации, в которых может возникать такое давление, и датьпредписания на все такие случаи. При установлении правил в ущерб объективностиаудитора следует руководствоваться здравым смыслом;
· следуетизбегать отношений, которые допускают предвзятость, пристрастность или влияниедругих лиц в ущерб объективности;
· аудиторыобязаны требовать соблюдения принципа объективности от персонала, участвующегов предоставлении профессиональных услуг;
· аудиторыне должны принимать или предлагать подарки или знаки гостеприимства, если можноразумно предположить, что они оказывают существенное и недопустимое влияние наих профессиональное суждение или лиц, с которыми они имеют дело. Понятие чрезмерногоподарка или знака гостеприимства имеет разное толкование, и тем не менееаудиторам следует избегать ситуаций, способных скомпрометировать ихпрофессиональную репутацию.
 
2.3 Разрешение этических конфликтов
 
Периодическиаудиторы могут попадать в ситуации, при которых возникает конфликт интересов.Такие ситуации могут быть самого разного характера: от относительно тривиальныхдо совершения уголовно наказуемых деяний и незаконных действий. Невозможно дажепытаться составить полный перечень случаев, в которых может возникнуть конфликтинтересов. Аудитор должен иметь это в виду и предвидеть возможностьвозникновения причин, приводящих к конфликту интересов. Расхождение мненийаудитора и другого лица само по себе не является этической проблемой. Однако вкаждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать всефакты и обстоятельства.
Кконфликту обязанностей аудитора с различными внешними или внутреннимитребованиями может привести целый ряд конкретных факторов. Например:
1.может возникнуть опасность давления со стороны непосредственного руководителя,менеджера или члена Совета директоров. Давление может оказываться и в рамкахсемейных или личных отношений. Безусловно, не следует развивать отношения илиинтересы, способные отрицательно влиять или ставить под угрозу честностьаудитора;
2.к аудитору могут обратиться с просьбой действовать вразрез с правилами(стандартами) аудиторской деятельности;
3.может возникнуть ситуация, в которой аудитору придется принимать решение вотношении того, должен ли он ориентироваться на интересы руководства илисоблюдать установленные правила профессионального поведения;
4.конфликт может возникнуть в случае опубликования вводящей в заблуждениеинформации, выгодной работодателю или аудируемой организации, но несоответствующей мнению аудитора.
Впроцессе применения правил этики поведения у аудитора может возникнутьнеобходимость выявления неэтичного поведения других лиц или разрешенияэтических конфликтов. В случае возникновения серьезных этических вопросоваудитору следует руководствоваться политикой разрешения конфликтов,существующей в организации-работодателе. Если это не способствует разрешениюконкретного конфликта, то необходимо рассмотреть следующие возможные меры:
1.обсуждение спорного вопроса с непосредственным начальником. Если с ним неудается решить проблему и аудитор принимает решение обратиться к руководителюна следующем, более высоком уровне, то об этом следует уведомитьнепосредственного начальника. Если создается впечатление о вовлеченностиначальника в конфликтную ситуацию, то аудитору следует поднять этот вопрос наследующем, еще более высоком руководящем уровне. Если непосредственныйначальник является главным исполнительным лицом (или занимает аналогичнуюдолжность), то вопрос на более высоком уровне могут рассматриватьисполнительный орган, совет директоров, члены совета директоров, не наделенныеисполнительными функциями, или акционеры;
2.обращение на конфиденциальной основе к независимому консультанту,аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениямили в Совет по аудиторской деятельности при Минфине России с целью полученияразъяснений в отношении возможных направлений действий;
3.если, несмотря на рассмотрение на всех уровнях внутри организации, конфликт неразрешен, то, когда речь идет о существенных вопросах (например,мошенничестве), в качестве крайней меры у аудитора может не остаться никакогоиного выбора, кроме отказа от проведения аудита, а при необходимости доведениеинформации до сведения уполномоченных внешних организаций, таких, какправоохранительные или контролирующие органы.
Любойаудитор, занимающий высокую должность, должен стремиться к внедрению политикиразрешения конфликтов в нанявшей его организации.
 
2.4 Профессиональная компетентность
 
Аудиторыне должны преувеличивать свои знания и опыт.
Профессиональнуюкомпетентность можно разделить на два самостоятельных этапа:
1.Достижение профессиональной компетентности. Для достижения профессиональнойкомпетентности первоначально необходимо получение высшего общего образования,за которым следуют специальное образование, обучение и экзамены попрофилирующим предметам и далее — практическая работа.
2.Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне:
-для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне необходимопостоянно следить за событиями, происходящими в аудиторской сфере деятельности,включая национальную и международную информацию по вопросам финансовойотчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативныхтребований;
-в процессе предоставления услуг аудитору следует руководствоваться принятымиправилами (стандартами) аудиторской деятельности, типовой программой проверкисоответствия лицензионным требованиям и условиям, а также установленнымитребованиями к качеству работы;
— ежегодноповышать квалификацию в соответствии с программами, принятыми Советом поаудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации.
 
2.5 Конфиденциальность
 
Аудиторыобязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельностиаудируемой организации и работодателя, полученной в процессе предоставленияпрофессиональных услуг. Обязанность соблюдения конфиденциальности остается всиле даже после завершения отношений между аудитором и аудируемой организациейили работодателем.
Аудиторвсегда должен соблюдать требование конфиденциальности, за исключением случаев,когда для раскрытия информации предоставлены специальные полномочия или приналичии юридической или профессиональной обязанности такого раскрытия.
Аудиторыобязаны обеспечивать соблюдение принципа конфиденциальности сотрудниками,работающими под их руководством, и лицами, оказывающими услуги и консультации.
Конфиденциальностьне только означает обязанность сохранения информации от раскрытия, но ивключает требование к аудитору, получающему информацию в ходе выполненияпрофессиональных услуг, не использовать эту информацию в личных целях или винтересах третьей стороны.
Аудиторимеет доступ к большому объему конфиденциальной информации о хозяйственнойдеятельности аудируемой организации или работодателя, не доступнойобщественности при иных обстоятельствах. В связи с этим необходима уверенностьв том, что аудитор в случае отсутствия полномочий не раскроет информациютретьим лицам. Это не относится к раскрытию информации в целях надлежащеговыполнения профессиональных обязанностей аудитора в соответствии с требованиямидействующего законодательства.
Косновным профессиональным требованиям конфиденциальности относитсянеразглашение информации следующего характера:
1.сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина,позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), за исключениемсведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленныхфедеральными законами случаях;
2.сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
3.служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной властив соответствии с федеральными законами и нормативными актами (служебная тайна);
4.сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которымограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральнымизаконами (врачебная, аудиторская, нотариальная, адвокатская тайна, тайнапереписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иныхсообщений и так далее);
5.сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен всоответствии с федеральными законами и нормативными актами (коммерческаятайна);
6.сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца доофициальной публикации информации о них.
Раскрытиеинформации аудитором осуществляется в случаях, прямо предусмотренныхдействующим законодательством Российской Федерации. В случае если прямогоуказания на раскрытие информации действующим законодательством непредусмотрено, то информация может быть раскрыта при наличии соответствующегоразрешения собственника информации, а при необходимости и контролирующихорганов, обеспечивающих ее конфиденциальность.
Прирешении вопроса о возможности раскрытия конфиденциальной информации необходимоучитывать следующее:
1.Наличие разрешения на раскрытие. При наличии разрешения аудируемой организацииили работодателя на раскрытие информации следует учитывать интересы всехсторон, включая третьи стороны, чьи интересы тоже могут быть затронуты, и иныхлиц, несущих ответственность за конфиденциальные сведения.
2.Требования законодательства о тайне.
Еслиаудитор принял решение о возможности раскрытия информации, то необходимоучитывать следующее:
1.наличие и степень достоверности всех относящихся к делу фактов;
2.если имеются неподтвержденные факты и мнения, то при определении характерараскрытия информации (если оно необходимо) следует руководствоваться профессиональнымсуждением;
3.характер ожидаемого сообщения и его адресат. В частности, у аудитора должнабыть уверенность в том, что стороны, которым направляется сообщение, являютсянадлежащими адресатами, обязанными действовать на его основании, и будет илинет аудитор нести юридическую ответственность за направление такого сообщения иза его последствия. Во всех таких ситуациях аудитору следует при необходимостиобращаться за консультацией к юристу.
 
2.6 Налоговые отношения
Аудитор,предоставляющий услуги по вопросам налогообложения, обязан предложить трактовкиналогового законодательства. Эти услуги предоставляются с профессиональнойкомпетентностью, что полностью гарантирует честность и объективность заключенияаудитора.
Аудиторне должен заверять аудируемую организацию в том, что подготовленные имзаключения и рекомендации не могут быть оспорены, выраженное им мнение недолжно восприниматься как установленный факт.
Аудитору,который осуществляет проверку правильности формирования налогооблагаемой базы,начисления и уплаты налогов, а также готовит или оказывает содействие вподготовке налоговой декларации, следует информировать аудируемую организацию отом, что ответственность за содержание декларации лежит на аудируемойорганизации. Аудитор должен принять необходимые меры по обеспечению надлежащейподготовки своих заключений и рекомендаций на основе полученной информации.
Вцелях последующего хранения все рекомендации по вопросам налогообложения,высказанные аудируемой организации в отношении возможных последствий, следуетоформить документально.
Аудиторне должен принимать участия в процессе подготовки заключений, в отношениикоторых могут появиться основания полагать, что они:
Ø содержатложное или вводящее в заблуждение утверждение;
Ø содержатутверждения или информацию, представленную безответственно или без должнойосведомленности относительно ее правдивости;
Ø опускаютили искажают данные об информации, представляемой в обязательном порядке, чтоможет ввести в заблуждение налоговые органы.
Аудиторможет подготовить налоговую отчетность, используя расчетные данные, если такоеиспользование является общепринятым или если при данных обстоятельствах непредставляется возможным получить точные сведения. Аудитор долженудостовериться в том, что в данных обстоятельствах использование расчетныхданных является обоснованным.
Приподготовке налоговой отчетности аудитор может опираться на информацию,предоставленную аудируемой организацией, при условии обоснованности такойинформации. Однако ему следует, когда это уместно, получать дополнительныедокументы. Помимо этого аудитор:
-должен пользоваться налоговыми декларациями аудируемой организации запредыдущие годы;
-делать необходимые запросы, когда полученная информация представляется емуневерной или неполной;
-должен получать сведения из бухгалтерских регистров и первичных документов.
Когдааудитор обнаруживает существенную ошибку или отсутствие сведений в налоговойдекларации за какой-либо предшествующий год (к которой он мог иметь или неиметь отношение) или факт неподачи декларации, он обязан:
1.немедленно информировать аудируемую организацию об ошибке или пропуске ирекомендовать довести данную информацию до сведения налоговых органов. Обычноаудитор не обязан информировать налоговые органы, и он не может это сделать безразрешения;
2.в случае неисправления ошибки аудируемой организацией аудитор:
-обязан информировать аудируемую организацию о невозможности продолжать работу сданной декларацией или иной сопутствующей информацией, направленной вгосударственные органы;
-решить для себя вопрос о том, будет ли какое-либо дальнейшее сотрудничество саудируемой организацией соответствовать его профессиональным обязанностям;
3.в случае решения аудитора о возможности продолжения профессиональногосотрудничества с аудируемой организацией следует принять все разумные меры дляпредотвращения аналогичных ошибок в последующей налоговой отчетности.
 
2.7 Обеспечение публичности
 
Придоведении информации до сведения определенного или неопределенного круга лиц, атакже в процессе маркетинга и продвижения своих кандидатур и услуг аудиторы:
-должны воздерживаться от применения приемов и методов, которые могутдискредитировать профессию;
— недолжны преувеличивать присущие им квалификацию, опыт или виды услуг, которыеони могут предоставить;
-не должны пренебрежительно отзываться о работе других аудиторов.
 
2.8 Независимость
 
Винтересах общества и в соответствии с требованиями Кодекса этики все аудиторы иаудиторские организации должны быть не зависимы от аудируемых организаций итретьих лиц.
Кодексэтики устанавливает рамки для определения, оценки и реагирования на угрозу независимости.Помимо этого в нём изложены рамочные принципы, которыми должныруководствоваться практикующие аудиторы и аудиторские организации при выявленииугрозы независимости и оценке их значимости. Если угроза является существенной,то им следует предусмотреть и использовать меры предосторожности для ееисключения или сведения до приемлемого уровня. Для определения соответствующихмер предосторожности необходимо делать оценочные суждения. Принятие некоторыхмер предосторожности приводит к устранению угрозы, в то время как другие могутсвести ее до приемлемого уровня. Аудиторам и аудиторским организациямпредлагается применять принципы к конкретным рассматриваемым ситуациям.
Поднезависимостью подразумевается:
1.независимость мышления. Такой образ мышления, который позволяет составитьсуждение, не зависящее от влияния сторонних факторов, могущих скомпрометироватьпрофессионализм такого суждения, и который позволяет лицу действоватьдобросовестно и объективно на основе знания законодательства;
2.независимость поведения — избежание фактов или обстоятельств, которые настолькозначимы, что разумная и информированная третья сторона, получившая информацию,включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под разумное сомнениепорядочность, объективность аудитора или аудиторской организации.
Термин«независимость» в каждом случае его применения может иметь различноетолкование, поскольку можно предположить, что лицо, высказывающеепрофессиональное суждение, должно быть свободно от всех экономических,финансовых и иных отношений. Но это невозможно, поскольку каждый член обществаподдерживает отношения с другими лицами. Поэтому оценку значимости экономических,финансовых и иных отношений следует проводить с позиций того, что разумная иинформированная сторона, располагающая всей надлежащей информацией, обоснованносочтет неприемлемым.
Посколькуразные обстоятельства или их комбинации могут оказывать влияние назаинтересованных лиц, то невозможно перечислить все ситуации, создающие угрозунезависимости, и определить все меры, подходящие для исправления ситуации.Помимо этого проверки могут быть самого разного свойства, следовательно, иугрозы могут быть разными, требующими использования соответствующих мерпредосторожности. В связи с этим в интересах общественности следует определитьконцептуальные рамки, обязывающие аудитора и аудиторские организации выявлять,оценивать и решать проблемы, связанные с угрозами независимости, а не тольковыполнять набор каких-то правил, которые могут быть выбраны произвольно илиустановлены законом.
ВКодексе этики лежит именно такой концептуальный подход, учитывающий угрозынезависимости, принимаемые меры предосторожности и общественные интересы. Всоответствии с ним аудиторы и аудиторские организации обязаны определять иоценивать обстоятельства и отношения, создающие угрозы независимости, и спомощью мер предосторожности предпринимать соответствующие действия по ихустранению или сведению до приемлемого уровня. Помимо выявления и оценкиотношений между аудиторской организацией и аудируемой организацией следуетрассматривать и вопрос о том, не создают ли угрозу независимости отношениямежду лицами, не входящими в число сотрудников аудируемой организации.
ВКодексе этики устанавливаются рамочные принципы, которыми должныруководствоваться аудиторы и аудиторские организации, когда они выявляют угрозунезависимости, оценивают ее значимость, и, если она существенна,предусматривают и используют меры предосторожности для ее устранения илиснижения до приемлемого уровня, с тем чтобы независимость мышления и оценкивнешних факторов не были скомпрометированы.
Принципы,изложенные в этом Кодексе, применяются при проведении всех проверок. Характеругрозы независимости и применимые меры предосторожности, необходимые для ееустранения или снижение до приемлемого уровня, варьируются в зависимости отособенностей конкретного задания: является ли оно в соответствии сзаконодательством аудиторским или сопутствующим аудиту; если это не аудиторскоезадание, то каковы его цели, предмет и предполагаемые пользователи отчета.Поэтому при решении вопроса о возможности принятия задания или продолжения еговыполнения следует проанализировать все относящиеся к этому заданиюобстоятельства, их характер и возможность возникновения угрозы независимостимышления, а также необходимые меры предосторожности и решить вопрос об участииконкретных лиц в выполнении задания.
Аудиторскиезаключения предоставляют информацию широкому кругу потенциальных пользователей,поэтому помимо независимости мышления особо важное значение имеет независимостьповедения. Следовательно, при работе с аудируемыми организациями аудиторыдолжны быть не зависимыми от них.
Еслидля аудируемой организации готовится отчет о проверке, специальнопредназначенный для ограниченного круга лиц, то считается, что эти пользователиосведомлены о его целях, предмете и ограничениях в силу своего участия вопределении характера и объема задания для организации, выполняющей проверку.Эта осведомленность и связанные с ней более широкие возможности организации приобмене информацией о мерах предосторожности, применяемых всеми пользователямиотчета, повышают эффективность этих мер в вопросах защиты независимости поведения.
ПоложенияКодекса этики следует применять при оценке независимости аудиторов, их близкихродственников и членов семей. Однако если у аудиторской организации имеласьсущественная прямая или косвенная финансовая заинтересованность в аудируемойорганизации, то угроза личной заинтересованности будет настолько существенной,что никакие меры предосторожности не смогут свести ее до приемлемого уровня.
Соответственно:
— припроведении аудиторских проверок, а также контроля качества оказываемых услугаудиторы и аудиторские организации должны быть не зависимы от аудируемыхорганизаций;
— приоказании аудируемой организации сопутствующих аудиту услуг, когда кругпользователей отчетом специально не ограничен, аудиторы должны быть не зависимыот аудируемой организации;
— припроведении проверок, не относящихся к обязательному аудиту, когда отчетспециально предназначен для ограниченного круга лиц, аудиторы должны быть независимы от аудируемой организации. Помимо этого аудиторская организация недолжна иметь существенной прямой или косвенной финансовой заинтересованности ваудируемой организации.
Примерытребований в отношении независимости при проведении проверок и оказании услуг:
1.аудитор или аудиторская организация должны учитывать интересы и отношенияродственных компаний проверяемых организаций. Такие отношения и интересыследует выявлять заранее. Когда при работе с другими проверяемыми организациямиу аудитора есть основания полагать, что для оценки независимости от аудируемойорганизации важна какая-либо из его родственных компаний, то в ходе такойоценки и решения вопросов о применении мер предосторожности аудитору следуетпринимать ее во внимание;
2.оценка угрозы независимости и последующие действия должны основываться наданных, полученных до заключения договора и в ходе его выполнения. Обязанностьпроведения такой оценки и принятия соответствующих мер возникает в том случае,когда аудитор или аудиторская организация информированы или можно разумнопредположить, что они информированы об обстоятельствах или отношениях,способных скомпрометировать независимость. Аудиторская организация илиотдельное лицо могут неумышленно нарушить данные положения. Обычно такоенеумышленное нарушение не ставит под сомнение независимость проверяющего отаудируемой организации при условии, что аудиторская организация проводитнадлежащую политику контроля качества и процедуры поощрения независимости, атакже быстрого исправления выявленных нарушений с использованием всехнадлежащих мер предосторожности.
ЦельКодекса этики заключается в оказании содействияаудиторам и аудиторским организациям в решении следующих вопросов:
-выявление угроз независимости;
— выделениеиз их числа угроз явно незначительного характера;
-определение и использование надлежащих мер предосторожности для устранения исведения угроз до приемлемого уровня, если они представляются существенными.Если никакие меры предосторожности не могут свести угрозы до приемлемогоуровня, единственно возможными действиями могут быть устранениезаинтересованности, создающей угрозу, либо отказ от оказания аудиторских услугили от предложения продолжить их оказание.
Еслиугроза независимости явно несущественна и аудитор или аудиторская организациярешают заключить договор на оказание услуг или продолжить его выполнение, тотакое решение следует оформить документально. В рабочем документе необходимоохарактеризовать все выявленные угрозы и меры предосторожности, принятые сцелью их устранения или снижения до приемлемого уровня.
Приоценке существенности угроз независимости и мер предосторожности, необходимыхдля их сведения до приемлемого уровня, необходимо учитывать интересыобщественности. Некоторые организации могут представлять для общественностибольшой интерес, поскольку в связи с характером и масштабом их деятельности иликорпоративным статусом очень широк круг заинтересованных лиц.
 
2.8.1 Угроза независимости
Потенциальнуюугрозу независимости представляют личная заинтересованность, заступничество,близкое знакомство и шантаж.
«Угрозаличной заинтересованности» возникает, когда аудитор или аудиторская организацияимеет возможность получить какие-то выгоды от наличия финансовойзаинтересованности в аудируемой организации или в иных случаях конфликта личныхинтересов с интересами аудируемой организации. К примерам ситуаций, в которыхможет возникнуть такая угроза, в частности, относятся:
— наличиепрямой финансовой заинтересованности или существенной косвенной финансовойзаинтересованности в аудируемой организации;
-предоставление кредитов или гарантий аудируемой организации или любому изчленов ее Совета директоров (Наблюдательного совета) или должностных лиц илиполучение от них кредитов или гарантий;
-существенная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от аудируемойорганизации;
— тесныеделовые отношения с аудируемой организацией;
— возможностьполучения работы на предприятии (организации) аудируемой организации;
-зависимость размера гонорара от результата проверки.
Необходимостьсамоконтроля возникает, когда при подготовке заключений по результатам аудитанеобходимо перепроверить какие-либо результаты или выводы, сделанные в ходепредыдущих проверок или иных заданий или когда аудитор прежде был членом Советадиректоров, должностным лицом или работником аудируемой организации, занимающимдолжность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на предметпроверки.
Кпримерам ситуаций, в которых может возникнуть такая необходимость, в частности,относятся:
— аудиторявляется или недавно являлся членом Совета директоров или должностным лицомаудируемой организации;
— аудиторявляется или недавно являлся работником аудируемой организации, занимающимдолжность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на вопросы,рассматриваемые в ходе аудита;
— оказаниеаудируемой организации услуг, прямо влияющих на вопросы, рассматриваемые в ходеаудита;
— подготовкаисходных данных, используемых для составления финансовой (бухгалтерской)отчетности или других документов, представляющих собой предмет проверки.
«Угрозазаступничества» возникает, когда аудитор или аудиторская организация отстаиваетпозицию или точку зрения аудируемой организации (или когда может сложитьсявпечатление, что аудиторская организация или аудитор отстаивает такую позициюили точку зрения) в такой степени, что это может отрицательно повлиять наобъективность суждения аудитора или аудиторской организации или вызватьсомнения в их объективности. Это происходит, когда проверяющие ставят своесуждение в зависимость от желания аудируемой организации.
«Угрозаблизкого знакомства» возникает, когда в силу тесных деловых отношений саудируемой организацией, ее Советом директоров, должностными лицами илиработниками аудиторская организация или аудитор начинают с излишней симпатиейотноситься к интересам аудируемой организации.
Кпримерам ситуаций, в которых может возникнуть такая угроза, в частности,относятся:
-член семьи или близкий родственник аудитора является членом Совета директоровили должностным лицом аудируемой организации;
-член семьи или близкий родственник аудитора является работником аудируемойорганизации, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенноевлияние на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;
— бывшийработник аудиторской организации является членом Совета директоров, должностнымлицом или работником аудируемой организации, занимающим должность, позволяющуюоказывать прямое и существенное влияние на вопросы, рассматриваемые в ходеаудита;
-существование длительных отношений между руководителем аудиторской проверки иаудируемой организацией;
-получение подарков или знаков гостеприимства существенной стоимости отаудируемой организации, ее Совета директоров, должностных лиц или работников.
«Угрозашантажа» наступает, когда появляется возможность путем (фактических иливозможных) угроз со стороны Совета директоров, должностных лиц или работниковаудируемой организации не дать аудитору исполнять свои обязанности объективно ис необходимым профессиональным скептицизмом.
Кпримерам ситуаций, в которых может возникнуть такая угроза, в частности,относится давление со стороны аудируемой организации, оказываемое с цельюнеобоснованного сокращения объема работ для снижения размера оплаты услуг.
 
2.8.2 Меры предосторожности
Аудиторыобязаны сохранять свою независимость, учитывая условия, в которых они работают,наличие угроз для их независимости и доступность мер предосторожности,позволяющих устранить такие угрозы или свести их до приемлемого уровня.
Когдаугрозы выявлены и если они существенны, то необходимо определить и использоватьсоответствующие меры предосторожности с целью их устранения или сведения доприемлемого уровня. Такое решение должно быть документально оформлено. Характерприменяемых мер предосторожности зависит от обстоятельств. Всегда следуетучитывать, что именно может счесть неприемлемым разумная и хорошоинформированная третья сторона, имеющая всю уместную информацию, в том числе обиспользуемых мерах предосторожности. На ее мнение влияют такие факторы, какзначимость угрозы, характер проверки, круг предполагаемых пользователей отчетао проверке и структура управления аудиторской организацией.
Мерыпредосторожности можно подразделить на три категории:
1.меры предосторожности, предусмотренные профессиональными нормами, законами илинормативными актами;
2.меры предосторожности, предусмотренные в структуре управления и процедурахпринятия решений аудируемой организации;
3.меры предосторожности, существующие в структуре управления самой аудиторскойорганизации и заложенные в ее процедурах контроля.
Аудитори аудиторская организация должны выбрать соответствующие меры предосторожностидля исключения или снижения любой значимой угрозы независимости до приемлемогоуровня. Также должен быть предусмотрен комплекс мер предосторожности,разработанных профессиональными аудиторскими объединениями.
Кмерам предосторожности, предусмотренным профессиональными нормами, законами илинормативными актами, относятся:
-требования к образованию, подготовке и опыту лиц, получающих лицензию наоказание профессиональных услуг;
-требования к постоянной профессиональной переподготовке;
-профессиональные стандарты, контроль качества, дисциплинарные меры;
-проверка систем контроля качества услуг аудиторской организации стороннимиспециалистами, в том числе контролерами качества аккредитованных при МинфинеРоссии профессиональных аудиторских объединений;
-положения законов, регулирующие требования к независимости аудиторскойорганизации.
Кмерам предосторожности, предусмотренным в структуре управления и процедурахпринятия решений аудируемой организации, относятся:
— привыборе аудиторской организации руководством аудируемой организации принятиерешения об утверждении выбранной организации принимается лицами, не входящими всостав руководства аудируемой организации (например, Комитетом по аудиту);
-наличие у аудируемой организации компетентных работников, способных приниматьуправленческие решения;
-наличие внутренних правил и процедур, делающих упор на приверженностиаудируемой организации достоверной финансовой отчетности;
-наличие внутренних процедур, обеспечивающих объективность выбора исполнителейуслуг, не связанных с проверкой;
-наличие органов, таких, как Комитет по аудиту, либо процедур, разработанныхаккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскимиобъединениями, обеспечивающих контроль качества аудиторских услуг, оказываемыхаудиторской организацией.
Комитетпо аудиту может играть важную роль в управлении аудируемой организацией, еслион не зависит от руководства аудируемой организации и может помочь Советудиректоров убедиться в том, что аудиторская организация не зависима в своихфункциях. Между аудиторской организацией и Комитетом по аудиту (или другиморганом управления) аудируемой организации должна существовать регулярная связьпо вопросам, которые, по мнению аудиторской организации, могут породить впечатлениенарушения независимости.
Ваудиторской организации должны быть введены правила и процедуры, касающиесяобщения с Комитетом по аудиту или иными органами управления аудируемойорганизацией. Аудиторская организация с установленной периодичностью должна вустной и письменной форме сообщать о всех отношениях и других вопросах,возникающих между ней и аудируемой организацией, которые могут породитьвпечатление нарушения ее независимости. Характер таких сообщений определяетсяаккредитованными аудиторскими объединениями в отношении своих членов и долженкасаться всех вопросов, затронутых в данной статье.
Кмерам предосторожности, существующим в структуре самой аудиторской организациии заложенным в ее процедурах, могут относиться следующие:
-поддержание у сотрудников руководством аудиторской организации пониманияважности независимости и стимулирование аудиторов к действиям в интересахобщества;
-правила и процедуры, направленные на контроль и мониторинг качества работ,выполняемых в ходе проверки;
-политика документирования сохранения независимости, направленная на выявлениеугроз независимости, оценку их значимости, определение и применение мерпредосторожности по их устранению или, если они оказываются значимыми, сведениюдо приемлемого уровня;
— внутренниеправила и процедуры контроля за соблюдением независимости аудиторскойорганизации;
— правилаи процедуры, позволяющие выявлять заинтересованность или характер отношениймежду аудитором или аудиторской организацией и аудируемой организацией;
— правилаи процедуры управления зависимостью доходов аудиторской организации отпоступлений, получаемых от отдельной аудируемой организации;
-привлечение специалистов, не связанных с проверкой, к оказанию аудируемойорганизации иных услуг;
-правила и процедуры, запрещающие лицам, не принимающим участия в аудиторскойпроверке, влиять на результаты проверки;
-своевременное доведение информации о правилах и процедурах аудиторскойорганизации и о любых изменениях к ним до сведения всех специалистоваудиторской организации и организация их изучения;
— назначениеодного из руководителей аудиторской организации ответственным за контроль задолжным функционированием систем предосторожности;
— мерыпо информированию аудиторов о всех организациях, от которых они не должнызависеть;
-дисциплинарные меры по обеспечению соблюдения установленных аудиторскойорганизацией правил и процедур;
-правила и процедуры, дающие возможность персоналу сообщать руководствуаудиторской организации о всех своих сомнениях, касающихся объективности инезависимости.
Кмерам предосторожности, существующим в структуре самой аудиторской организациии заложенным в ее процедурах, могут также относиться такие, как:
-ротация старшего персонала аудиторов, принимающих участие в аудиторскойпроверке;
— правилаи процедуры, запрещающие аудиторам принимать управленческие решения зааудируемую организацию или нести ответственность за их принятие;
-привлечение другой аудиторской организации к проведению или повторномуосуществлению части проверки;
-выведение из проверки аудиторов, финансовая заинтересованность которых ваудируемой организации или отношения которых с аудируемой организацией могутсоздать угрозу независимости аудиторской организации.
Когдаописанных выше мер предосторожности недостаточно для устранения угрозынезависимости или сведения ее до приемлемого уровня или когда аудируемаяорганизация решает не отказываться от деятельности или интересов, создающихтакую угрозу, единственным выходом из такой ситуации может быть отказ отзаключения договора о проверке.
2.9 Период выполнения задания
 
Впериод выполнения проверки аудиторы и аудиторская организация должны быть независимы от аудируемой организации. Период выполнения задания начинается смомента начала оказания аудиторской организацией услуг по проверке изаканчивается в момент подписания заключения по результатам проверки. Еслипредполагается, что в будущем проверки будут повторяться, то период выполнениязадания заканчивается по уведомлению любой из сторон о том, что договорные(профессиональные) отношения между сторонами прекращены.
Периодвыполнения задания включает также весь период, охватываемый бухгалтерской(финансовой) отчетностью, которую проверяет аудиторская организация. Еслиорганизация становится клиентом аудиторской организации в течение или послепериода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, которуюпроверяет аудиторская организация, то должна быть рассмотрена возможностьвозникновения угроз независимости, которые могут создаваться:
1.финансовыми или деловыми отношениями с аудируемой организацией в течение илипосле периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, но дозаключения аудиторской организацией договора по аудиторской проверке;
2.услугами, ранее оказываемыми аудируемой организации.
Аналогичнымобразом, если задание не связано с аудиторской проверкой, аудиторскаяорганизация должна рассмотреть вопрос о том, не создают ли угрозу независимостифинансовые или деловые отношения или прежнее оказание услуг.
Еслиаудируемой организации в течение или после периода, охватываемого бухгалтерской(финансовой) отчетностью, но до начала оказания услуг по аудиторской проверкеоказывались иные услуги, которые нельзя оказывать в течение периода аудиторскойпроверки, то следует проанализировать вероятность возникновения угрозынезависимости ввиду оказания таких услуг. Если угроза значительна, тонеобходимо предусмотреть и использовать меры предосторожности для ее исключенияили сведения до приемлемого уровня.
Кмерам предосторожности могут относиться:
1.обсуждение с органами управления аудируемой организации;
2.получение от аудируемой организации подтверждения принятия ею ответственностиза результаты услуг, не относящихся к проверке;
3.недопущение к аудиторской проверке персонала, оказывавшего или оказывающего несвязанные с ней услуги.
 
2.10 Привлечение экспертов для оказанияпрофессиональных услуг
Аудиторыне должны оказывать профессиональные услуги, не входящие в их компетенцию, неполучив компетентных консультаций и помощи, позволяющих им удовлетворительнооказать такие услуги. Если аудитор не имеет достаточной квалификации, чтобыоказать какую-либо часть профессиональной услуги, он может привлечь дляоказания ему технической консультации специалистов со стороны.
Втаких ситуациях, поскольку конечная ответственность за оказаниепрофессиональных услуг остается за аудитором, он обязан контролироватьсоблюдение требований этических норм привлекаемыми специалистами.
Пользуясьуслугами экспертов, не являющихся аудиторами, аудитор должен принимать меры дляобеспечения того, чтобы таким экспертам были известны этические требования.Первоочередное внимание следует уделять фундаментальным принципам.
Требуемыйуровень надзора и объем рекомендаций будут зависеть от участвующих в работеспециалистов и от характера данного им поручения. К примерам таких рекомендацийи надзора можно отнести:
v  просьбак специалистам ознакомиться с Кодексом этики;
v  требованиеписьменного подтверждения ознакомления с этическими нормами;
v  проведениеконсультаций в случаях потенциальных конфликтов.
Аудитортакже должен учитывать конкретные требования в отношении независимости или иныериски, присущие заданию. Такие ситуации потребуют особого внимания и надзорадля обеспечения соблюдения этических требований.
Еслив какой-то момент аудитор установит, что не соблюдаются те или иные этическиенормы, от оказания услуг следует отказаться.
 
2.11 Гонорар
 
Аудитор,оказывающий аудируемой организации профессиональные услуги, принимаетответственность за добросовестное и объективное их оказание. Выполнение этогообеспечивается путем применения профессиональных знаний и опыта, которыеаудитор накапливает в процессе повышения квалификации и веденияпрофессиональной деятельности. За оказание услуг аудитору причитаетсявознаграждение.
Получаемыйаудитором гонорар должен справедливо отражать стоимость профессиональных услуг,выполненных для аудируемой организации, с учетом:
· квалификациии опыта, необходимых для оказания конкретного вида профессиональных услуг;
· уровняподготовки и опыта лиц, участие которых в оказании профессиональных услугобязательно;
· времени,обоснованно затраченного каждым из лиц, участвующих в оказании профессиональныхуслуг;
· уровняответственности, возникающего из оказания таких услуг.
Какправило, гонорар рассчитывается на основе соответствующих почасовых или дневныхставок и количества времени, затраченного каждым из участвующих в оказанииуслуг лиц на оказание профессиональных услуг. Соответствующие ставкиустанавливает сам аудитор, однако они должны быть обоснованными.
Аудиторне должен делать заявлений о том, что определенные профессиональные услуги внастоящее время или в будущем будут оказываться за установленную плату,предполагаемую плату или плату в определенных пределах, если в момент такогозаявления существует вероятность того, что такая плата будет существеннымобразом увеличена, а потенциальному клиенту неизвестно о такой вероятности.
Аудитор,добиваясь спроса на свои услуги, может предлагать цену на них ниже, чем егоконкуренты. Однако аудиторы, получающие работу по расценкам существенно нижепредлагаемых другими аудиторами, должны помнить, что существует риск того, чтов этом случае многие могут счесть, что их услуги будут существенно болеенизкого качества.
Прирешении вопроса о том, какую цену следует предложить аудируемой организации заисполнение профессиональных услуг, аудитор должен убедиться в том, что врезультате предложения цены качество работ не будет снижено, и должное вниманиебудет уделено соблюдению всех профессиональных правил (стандартов) и процедурконтроля за качеством при оказании этих услуг и что аудируемая организация небудет введена в заблуждение о точном объеме услуг, на которые распространяетсяпредложенная цена, и о том, на какой основе цена будет рассчитываться вбудущем.
Какправило, все накладные расходы, такие, как командировочные, относимыенепосредственно к оказанию профессиональных услуг конкретному клиенту,выставляются к оплате такой аудируемой организации в дополнение к гонорару.
Целесообразноаудитору, заключая с аудируемой организацией письменный договор, оговорить внем методику расчета размера оплаты услуг.
Профессиональныеуслуги не должны предлагаться или предоставляться аудируемой организации всоответствии с договоренностью, согласно которой гонорар будет уплачен только вслучае получения конкретного вывода или результата или гонорар иным образомобусловлен выводами или результатами предоставления таких услуг.
Гонорарне должен считаться условным, если он установлен судом или иным государственныморганом. Гонорар, выплачиваемый в виде процентной доли или на аналогичнойоснове, за исключением случаев, когда это не противоречит законодательству иявляется повсеместно признанной практикой для определенных профессиональныхуслуг, должен считаться условным гонораром.
 
2.12 Отношения с другими аудиторами
 
Расширениедеятельности организации часто приводит к учреждению филиалов или дочернихкомпаний в местах, где оказывающий организации услуги аудитор не имеет своейпрактики. В таких обстоятельствах аудируемая организация может обратиться киному аудитору с просьбой оказать профессиональные услуги.
Аудиторамследует оказывать только те услуги, которые они способны выполнитьпрофессионально. Поэтому и для интересов самих аудиторов, и для интересов ихклиентов важно, чтобы аудиторы, когда это требуется, искали профессиональногосовета у тех, кто способен его предоставить.
Втом случае, если аудитор, не компетентный в конкретной специализации, может незахотеть передавать своего клиента другому аудитору, сведущему в такойспециализации, из-за боязни потерять клиента, который может полностью уйти кдругому аудитору, клиент может не получить консультаций, на предоставлениекоторых он вправе рассчитывать.
Привыборе профессиональных консультантов независимо от того, требуются или неткакие-либо специальные знания, окончательное решение всегда остается заклиентом. Следовательно, аудитор не должен пытаться какими-либо средствамиограничивать свободу выбора клиентом возможностей по получению специальныхконсультаций, а, когда это уместно, должен оказать клиенту необходимую помощь.
Аудитордолжен ограничивать объем своих услуг выполнением конкретного задания,полученного им по рекомендации от аудитора, обслуживающего клиента. Аудитортакже обязан предпринять разумные действия по поддержанию отношений аудитора,обслуживающего клиента, с клиентом и не должен выражать какой-либо критики вадрес его профессиональных услуг, не дав последнему возможности представитьсвои уместные комментарии.
Аудитор,которому клиент поручает оказать услуги, отличающиеся от услуг, оказываемыхаудитором, обслуживающим клиента, должен считать такое поручение отдельнымзаданием на оказание услуг или консультаций. Прежде чем оказывать такие услуги,аудитор должен сообщить клиенту о своей профессиональной обязанности, сообщитьо таком задании аудитору, обслуживающему клиента, и немедленно сделать это,лучше всего в письменной форме, сообщив о предложении клиента и об общемхарактере поручения, а также запросив всю уместную информацию, необходимую дляисполнения поручения, если таковая имеется у аудитора, обслуживающего клиента.
Втом случае, если клиент настаивает на несообщении обслуживающему его аудитору озадании, новый аудитор должен сам принять решение об обоснованности такойпросьбы клиента. В отсутствие особых обстоятельств одно лишь нежелание клиентасообщать обслуживающему его аудитору о задании не является основанием,оправдывающим такое несообщение.
Приналичии двух или более аудиторов, оказывающих профессиональные услугисоответствующему клиенту, целесообразно уведомлять только одного из такихаудиторов в зависимости от того, какие именно услуги оказываются.
Собственникиорганизации имеют право выбирать профессиональных консультантов и пособственному желанию менять их на других. В таком случае важно, чтобы аудитор,к которому поступает просьба заменить другого аудитора, удостоверился вотсутствии профессиональных оснований отклонить такое предложение. Это возможноосуществить только в результате общения с аудитором, которого клиент желаетсменить.
Общениес прежним аудитором позволяет аудитору установить, насколько обстоятельства, вкоторых предлагается замена, уместны для принятия такого решения. Кроме того,такое общение помогает сохранить деловые отношения, которые должны существоватьмежду всеми аудиторами, к которым клиент может обращаться за профессиональнойконсультацией и помощью.
Объеминформации о делах клиента, которой аудитор может обмениваться с предложенным вкачестве замены аудитором, зависит от того, получено или нет на это разрешениеклиента.
Предложенныйв качестве замены аудитор обязан обеспечивать строгую конфиденциальностьинформации, полученной от аудитора, обслуживавшего клиента ранее.
 

2.13 Реклама и предложение услуг
 
Проводимаяреклама и предложение услуг должны осуществляться в соответствии с Гражданскимкодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О рекламе».
Рекламаи предложение услуг должны быть направлены на объективное информированиеорганизаций и граждан и должны вестись достойно, честно и откровенно. Запрещенопредлагать услуги путем принуждения или навязывания.
Кпримерам, не отвечающим указанным выше критериям, относятся:
· созданиенедостоверных, обманных или неоправданных ожиданий благоприятного исхода;
· намекина возможность оказания влияния на какие-либо суды, арбитражи, надзорные илианалогичные органы или на должностных лиц;
· производствовосхваляющих себя заявлений, не подкрепленных фактами;
· производствосравнений с другими аудиторами;
· использованиев рекламе рекомендательных писем или доверительных надписей без согласияклиентов;
· использованиелюбых других заверений, которые могут ввести в заблуждение или обман любоеразумное лицо;
· необоснованныезаявления о том, что данный аудитор является экспертом или специалистом в тойили иной области аудита.
Аудиторне должен пытаться использовать преимущество от рекламы и предложения услугпутем размещения рекламы в газетах и журналах, публикуемых или распространяемыхв стране, в которой реклама запрещена.
Рекламаи предложение услуг не могут содержать в себе другую рекламу кроме аудита исопутствующих аудиту услуг.
 

2.14 Представление информации
 
Припредставлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услугаудиторские компании должны раскрывать данные, которые могут быть надлежащимобразом подтверждены.
Вслучае представления информации, определенной в соответствии со стандартами(методиками), отличными от общепринятых, аудитор должен уведомлять получателяинформации об имеющихся существенных различиях в методике составления указаннойинформации.
Аудиторпри представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональныхуслуг должен сообщить пользователю указанной информации о том, осуществляласьли независимая проверка указанной информации, в том числе профессиональнымиаудиторскими объединениями, аккредитованными при Министерстве ФинансовРоссийской Федерации.
 
2.15 Принцип лояльности
 
Аудиторобязан быть лояльным и по отношению к своему работодателю, и по отношению ксвоей профессии. Бывают случаи, когда эти обязанности вступают в конфликт другс другом. Как правило, работник должен отдавать предпочтение законным иэтическим целям своей организации и придерживаться правил и процедур,направленных на достижение таких целей. Однако работника нельзя заставлять:
· нарушатьзакон;
· нарушатьпрофессиональные правила и стандарты;
· лгатьаудиторам работодателя или вводить их в заблуждение (в т.ч. путем хранениямолчания);
· подписыватьсяпод заявлением, содержащим существенное искажение фактов.
Различияво взглядах на точность суждения по аудиторским или этическим вопросам, какправило, разрешаются в рамках организации работника сначала путем обращения кнепосредственному руководителю работника, а затем, если сохраняются разногласияпо существенным этическим вопросам, на более высоких уровнях.
Еслиаудитор не может разрешить какую-либо проблему, связанную с конфликтом междутребованиями его работодателя и профессиональными требованиями, он может,исчерпав все другие возможности, остаться с единственно возможным выходом — подать заявление об увольнении. При увольнении работники должны изложить своимотивы работодателю, однако по соображениям конфиденциальности они не могутсообщить их другим лицам (за исключением случаев, когда это требуется всоответствии с законодательством или нормами профессиональной этики).
Аудитор,руководящий работой других аудиторов, должен с вниманием относиться к ихпотребности в профессиональном развитии и к их мнению по вопросам аудиторскойпрактики, а также должен профессионально разрешать все противоречия вовзглядах.
Аудиторуорганизации может быть поручено ответственное задание, для исполнения которогоу него может не хватать подготовки или опыта. При исполнении такого заданияаудитор не должен вводить работодателя в заблуждение относительно опыта иликвалификации, которой он обладает, или относительно того, к кому можнообратиться за консультацией и помощью.
Аудитордолжен представлять информацию в полном объеме, честно и профессионально такимобразом, чтобы она была понятна в соответствующем контексте.
Аудитордолжен делать все от него зависящее, чтобы финансовая и нефинансовая информациявелась в таком порядке, который точно и четко отражал бы истинный характерхозяйственных операций, активы и обязательства, классифицировал и заносил быпроводки своевременно и в установленном порядке.
 

Заключение
 
Целью моей контрольнойработы было рассмотреть и изучить права, обязанности аудитора и аудиторскойорганизации, а так же кодекс этики аудиторов.
В условиях рынкапредприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают вдоговорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведениюкоммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должныподкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовуюинформацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Аудиторские проверкинеобходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям дляподтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Потребность в услугахаудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
· возможность необъективнойинформации со стороны администрации в случаях конфликта между нею ипользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
· зависимость последствий принятыхрешений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
· необходимость специальных знанийдля проверки информации;
· частое отсутствие у пользователейинформации доступа для оценки ее качества.
Все эти предпосылки привелик возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов,имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на правооказания такого рода услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредников,устанавливающих достоверность финансовой информации.
Наличие финансовойинформации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала идает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономическихрешений.
Аудит — это независимаяэкспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюденияпорядка ведения бухгалтерского учета (документов Системы нормативногорегулирования бухгалтерского учета), соответствия хозяйственных и финансовыхопераций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетностидеятельности предприятия.
Современный аудит — этоособая организационная форма контроля, неотъемлемый элемент инфраструктурырынка. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики.
В ходе аудиторской проверкифинансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансовогоположения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведениябухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдениепроверяемым предприятием действующего законодательства. Особое значение имееттот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдениедействующего законодательства и составление аудиторского заключения по этомувопросу выполняет независимый аудитор.
Все аудиторы (аудиторскиефирмы) в процессе своей профессиональной деятельности должны следоватьаудиторским стандартам, единым базовым принципам. Соблюдение аудиторскихстандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантируетопределенный уровень качества аудита и надежности его результатов.
Аудиторские стандартыявляются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудитаи в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяетсямера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступлениеот какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Главная цель аудита — датьобъективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собойнезависимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта вцелях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующемузаконодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета ифинансовой отчетности.
Достижению главной целиспособствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности:независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность;профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использованиеметодов статистики и экономического анализа; применение новых информационныхтехнологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторскойпроверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений порезультатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторскойпрофессии.
Вышеперечисленныеособенности определяют нормы поведения аудитора.

Списоклитературы
 
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2008 г.)
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями 30 декабря 2008 г.), статья82, 90
3. Уголовный кодексРФ от 13 июня 1996 г. N63-ФЗ (с изменениями 30 декабря 2008 г.) статья 202.
4. Федеральный законот 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторскойдеятельности».
5. Федеральный законот 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. идоп. от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля 2006 г.)./>
6. Федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности (утв. постановлением ПравительстваРФ от 23 сентября 2002 г. N 696) (с изменениями от 4 июля 2003 г., 7 октября 2004 г., 16 апреля 2005 г., 25 августа 2006 г., 22 июля, 19 ноября 2008 г.)
7. Кодекс этикиаудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ,протокол N 56 от 31 мая 2007 г.).
8. Аудит: Учебник для вузов/В.И.Подольский, А.А.Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред.проф.В.И.Подольского.- 3-е изд, перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. с.128 – 132.
9. Теоретические,организационно-правовые и методические основы аудита: Учеб.пособие/Г.А.Юдина,М.Н.Черных; Краснояр.гос.ун-т – Красноярск, 2005. – с. 52-55.