Содержание
Введение
1.Институт прописки (регистрации по месту жительства) и его эволюция
1.1История прописки в России
1.2Нормативно-правовое регулирование регистрации граждан в современной России
2.Установленный порядок регистрации граждан
2.1Регистрация по месту пребывания и по месту жительства
2.2Органы регистрационного учёта. Ответственность за нарушение правил регистрации
3.Проблематика, судебная практика по вопросам регистрации граждан
Заключение
Библиографическийсписок литературы
Приложения
Введение
В последние годы особую важность приобрели вопросыреализации правил паспортно-регистрационной системы. Причиной этого послужилозначительное увеличение количества правонарушений, совершаемых лицами, проживающимибез документов или регистрации.
В соответствии с Конституцией и международными актами о правахчеловека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободупередвижения, выбор места жительства и места пребывания в пределах РоссийскойФедерации. Существующий механизм реализации права на свободу передвижения,выбора места пребывания и места жительства, содержащийся в федеральномзаконодательстве (за некоторыми оговорками), однозначен в этих вопросах инаправлен на отмену всех ограничений.
В соответствии с законодательством ограничение данных правдопускается только в пограничной полосе, в закрытых военных городах, в закрытыхадминистративно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия,на территориях, где действует чрезвычайное или военное положение, на отдельныхтерриториях и в населенных пунктах, где вследствие опасности распространенияинфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введеныособые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
С целью обеспечения такого права был принят ряд нормативныхправовых актов, регулирующих вопросы соблюдения прав человека в данной сфереобщественных отношений. В частности, существенным образом изменен порядок учетаи регулирования миграции граждан, имевший разрешительный характер, под которымранее понималась прописка. Институт регистрационного учета, введенный новымзаконодательством, решая практически те же задачи, что и прописка, отличаетсяот нее, поскольку в соответствии с законом должен иметь только уведомительныйхарактер.
Данным вопросам в научной литературе уделено недостаточновнимания, хотя различные аспекты реализации правил паспортно-регистрационнойсистемы нашли свое отражение в работах А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, Н.И.Буденко, И.И. Веремеенко, А.П. Герасимова, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева,Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, Л.Л. Попова и др., большинство же работ,посвященных регулированию отношений по поводу документирования и учета граждан,написаны в 60-80-х годах и в определенной степени утратили актуальность.
Вместе с тем, вопросы реализации законодательства орегистрационном учете в деятельности паспортно-визовой службы органоввнутренних дел рассматривались И.Б. Кардашевой в диссертационном исследовании«Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службыорганов внутренних дел Российской Федерации» (1996 год). Некоторые аспектыдеятельности паспортно-визовой службы по обеспечению общественной безопасностиисследовались в докторской диссертации Б.П. Кондратова «Общественнаябезопасность и административно-правовые средства ее обеспечения» (1998год).
Основной целью исследования является рассмотрениепроблем повышения эффективности деятельности органов внутренних дел порегистрации и документированию граждан Российской Федерации, а также связанныхс ней вопросов административной юрисдикции.
В соответствии с данной целью в исследовании поставленыследующие задачи:
1. Рассмотреть историю прописки в России.
2. Раскрыть нормативно-правовое регулирование регистрацииграждан в современной России.
3. Охарактеризовать установленный порядок регистрацииграждан в Российской Федерации.
4. Показать проблематику и судебную практику по вопросамрегистрации граждан.
1. Институт прописки (регистрации поместу жительства) и егоэволюция 1.1 Историяпрописки в России
Никакого отдельного закона о прописке в РСФСР/СССР несуществовало никогда. Сразу по установлении советской власти была отмененапаспортная система, существовавшая в дореволюционной России.
Однако в связи с гражданской войной паспортная система былавскоре частично возрождена Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 25 июня 1919 года, который ввёл обязательные «трудовые книжки», которые фактически были паспортами(декрет относился только к Москве и Петрограду). Это было частью политикиборьбы с так называемым «трудовым дезертирством», неизбежным в условиях полнойразрухи и голода на территории РСФСР.
После окончания гражданской войны Законом от 24 января 1922 года всем гражданам РСФСР было предоставлено право свободного передвиженияпо всей территории РСФСР. Согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 года «Об удостоверении личности» воспрещалось требовать от граждан РСФСР обязательноепредъявление паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их правопередвигаться и селиться на территории РСФСР.
Все эти документы, а также трудовые книжки, аннулировались.Граждане, в случае необходимости, могли получить удостоверение личности, однакоэто было их правом, но не обязанностью. Никто не мог понуждать гражданинаполучать такое удостоверение.
Положения декрета 1923 года были конкретизированы впостановлении СНК РСФСР от 28 апреля 1925 года «О прописке граждан в городских поселениях» (понятие «прописка» впервые введено именно этим документом)и в постановлении ВЦИК и СНК СССР от 18 декабря 1927 года.
Согласно этим постановлениям, как прописка, то естьрегистрация в органах власти по месту жительства, так и любой иной официальныйакт могли быть произведены по предъявлении документа любого вида: расчетнойкнижки с места службы, профсоюзного билета, актовой выписки о рождении илибраке и т. п. Хотя система регистрации по месту жительства (прописка) существовала,однако сама множественность пригодных для этого документов исключалавозможность использования прописки для прикрепления гражданина к определенномуместу жительства.
В дальнейшем, после восстановления в декабре 1932 года внутреннихпаспортов (сначала для ряда местностей СССР), отменённых в 1917 году,установление и развитие института прописки в СССР было тесно связано с внутреннейпаспортной системой.
В 1932 году в Советском Союзе была введена единая паспортнаясистема и создана Паспортно-визовая служба (ПВС), вошедшая в структуру органоввнутренних дел (НКВД). ПВС был поручен «учет населения городов, рабочихпоселков и новостроек, разгрузка этих мест от лиц, не занятыхобщественно-полезным трудом, а также очистка от укрывающихся кулацких,уголовных и иных антиобщественных элементов, в целях укрепления диктатурыпролетариата» (Постановление ВЦИК и СНК от 27.12.1932 «Об установлении единойпаспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов»).
На ПВС была возложена и обязанность регулировать пропискунаселения. Многим категориям горожан (например, дворянам, нэпманам паспорта невыдавали и они выселялись из крупных городов).
В период с 1933 года по 1935 год характер института пропискипостепенно изменяется и становится разрешительным, превращаясь в один из институтовгосударственного управления.
Лиц без паспортов выдворяли из городов в 10-дневный срок.Крестьян в города не допускали. В предвоенном 1940 году власть прикрепилагорожан к местам работыи учёб сильнее, ещё более ужесточивответственность за самовольные перемещения в годы Великой Отечественной войны.
В Советском Союзе с пропиской была связана вся жизньсоветского гражданина. Ею определялось медицинское учреждение, где ребенокдолжен был появиться на свет, его ясли, детский сад, школа. Прописка былаусловием приема на работу. И в первую очередь, она давала право на проживание вжилом помещении по месту прописки.
Власти могли принять решение об «уплотнении» жильцовквартиры и прописать в нее нового жильца. Получив штамп в паспорте, новый жилецмог с уверенностью идти вселяться в квартиру, никто не решился бы противодействоватьему. Также произвольно власти выписывали из жилья тех, кто отсутствовал без«уважительных причин» более шести месяцев, или по каким-то иным соображениям. Вопределенных городах и населенных пунктах прописка была ограничена и требовалаособого разрешения высоких инстанций.
Несмотря на очевидное наличие общих черт с крепостнымправом, в условиях советского государства наличие паспорта и прописки ставилоих обладателя в привилегированное положение, особенно, если человек проживал внаселённом пункте с особым порядком прописки. Человек, не обладающий паспортомили пропиской, лишался большей части набора прав, который предоставлялосоветское государство.
В определённые периоды советской истории паспорта крестьянхранились централизованно под предлогом обеспечения сохранности, или крестьяневообще не имели паспортов, что не давало им возможности при желании покинутьсельскую местность. В частности, без прописки было очень сложно устроиться наработу, а одним из условий прописки могло быть подтверждённое наличие рабочегоместа.
В Москве, Ленинграде и в других развитых и привлекательныхдля проживания местностях прописаться было особенно сложно. Одним из законныхспособов получения московской прописки населением была работа по рабочимспециальностям в течение нескольких лет на непривлекательных условиях по такназываемому лимиту.
Доля населения, подлежащая паспортизации, постепенно расширяласьи в 1974 году распространилась на всех граждан Советского Союза. Однако пропискапо-прежнему оставалась разрешительным институтом.
Положением о паспортной системе СССР 1974 года былустановлен порядок, при котором гражданин, изменивший место жительства или выбывшийв другую местность на временное проживание на срок свыше полутора месяцев,обязан был выписаться перед выбытием (подтвердив наличие жилплощади на новомместе), а при прибытии на новое место подать на новом месте заявление ссогласием лица, предоставляющего жилую площадь. Исключение составляликомандировки, каникулы, выезды на дачу, отдых или лечение.
На все действия по выписке и прописке, включая личныепосещения государственных учреждений, гражданину отводилось три дня. При этомвласти имели право немотивированно отказать в прописке на новом месте, послечего гражданину предписывалось в 7-дневный срок выбыть из соответствующегонаселённого пункта. Находиться без прописки на любой территории СССР запрещалось.
В 1990 году Комитет конституционного надзора СССР признал,что положения о прописке ограничивают право граждан на свободу передвижения исвободу выбора местожительства и должны быть устранены из законодательствапутем его пересмотра с целью замены разрешительного порядка пропискирегистрационным. Однако, государственными органами СССР не были принятынеобходимые меры к отмене или изменению положений о разрешительном порядкепрописки.
В 1991 году Комитет конституционного надзора СССР призналразрешительный порядок прописки неконституционным и принял решение об отмене с 1 января 1992 г. норм о прописке в части, обязывающей граждан получать разрешениеадминистративных органов на проживание, устройство на работу и учебу,приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а такжеустанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей.
В то же время, Комитет конституционного надзора СССР неисключил применения правил о прописке в качестве правил регистрации и учетапередвижения граждан, удостоверения факта их постоянного и временного местажительства. 1.2 Нормативно-правовое регулирование регистрации граждан всовременной России
Правовую основу института регистрационного учета граждансоставляют прежде всего – Конституция Российской Федерации, а такжемеждународные акты – Всеобщая декларация прав человека, принятая ипровозглашенная резолюцией 217 А (111) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года, международный пакт ” О гражданских и политических правах”от 16 декабря 1966 года, содержащие нормы, которые закрепляют за личностьюправо на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства,которые не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которыепредусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности,общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свободдругих граждан и совместимы с другими личными правами и свободами.
Прописка в России была отменена 1 октября 1993 года с момента введения в действие Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации»[1].
Закон в ст. 1 декларировал: «В соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданинРоссийской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерациидопускается только на основании закона…»
Целью введения регистрационного учёта закон называет«обеспечение необходимых условий для реализации гражданином РоссийскойФедерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другимигражданами».
Законом было установлено, что «регистрация илиотсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условиемреализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РоссийскойФедерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик всоставе Российской Федерации».
Важным отличием вновь введённой системы является привязкарегистрации к конкретному жилому помещению, а не к населённому пункту, как этобыло с пропиской в Положении о паспортной системе СССР 1974 года.
В ст. 3 Закона было введено понятие регистрации по местужительства и месту пребывания, которые должны были заменить соответственнопостоянную и временную прописку: «Граждане Российской Федерации обязанырегистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределахРоссийской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служитьоснованием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан,предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами РоссийскойФедерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации».
Трудно было ожидать, что институт прописки будет разрушен водин день. Такое принципиальное изменение системы учета население, исключающееуправление его передвижением, не могло сразу быть принято органами внутреннихдел и иными органами исполнительной власти. Только в 1995 г. было издано Постановление Правительства РФ №713 «Об утверждении правил регистрации и снятия сучета граждан РФ»[2].
Правила вводили много ограничительных норм: на размер жилойплощади на одного человека, на срок временной регистрации и проч. Кроме того,законодательные и исполнительные власти субъектов федерации, в первую очередь вМоскве, Краснодарском и Ставропольском краях, Воронежской области, выпустилисвои нормативные акты, ограничивающие возможности регистрации (прописки) на ихтерритории.
Начиная с 1996 г. Конституционный Суд РФ в многочисленныхпостановлениях признавал эти акты противоречащими Конституции РФ.
Правительство Москвы отказалось исполнять этот закон и неотменило обязательную прописку, даже после того как свобода выбора местажительства была подтверждена новой Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года.
Ситуация начала меняться только после принятия ПостановленияКонституционного Суда РФ от 04.04.1996 №9-П[3],который признал, что положения перечисленных нормативных актов не соответствуютКонституции РФ и указал, что уведомительная регистрация гражданина РоссийскойФедерации по месту жительства представляет собой допустимое ограничение правана выбор места жительства и в соответствии со статьей 6 Закона о Праве гражданРФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФобязывает гражданина лишь обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию.
Правила регистрации были определены только для граждан РФ.Бывшие граждане СССР, оказавшиеся в России без регистрации (прописки), апоэтому и без гражданства РФ, также должны были как-то регистрироваться.
Долгое время Правительство РФ не определяло для них правилрегистрации. Это привело к тому, что органы внутренних дел были вынуждены самивыходить из положения. Поэтому в августе 1996 г. Указанием заместителя министра МВД №1/13989 порядок регистрации граждан РФ был распространен на всех жителейбывшего СССР.
А в 1997 г. вышло Постановление Правительства РФ №290,которым это положение было узаконено, но только для тех жителей СНГ и Балтии,кто не приобрел гражданства этих государств.
Москва и ряд других регионов продолжали игнорировать иприказ МВД и Постановление №290. В этих регионах из-за отсутствия регистрации умногих бывших граждан СССР, как в советское время, продолжались проблемы сприобретением собственного жилья, устройством на работу, получением пенсий.
Все это создало нездоровую ситуацию: когда, в противоречии сзаконом, регистрация (прописка) по-прежнему оставалась условием реализации правжителей России. Не имея возможности получить регистрацию там, где они реально живут,люди стараются приобрести ее в любом ином месте, что лишает регистрацию смысла,заложенного в Законе РФ «О свободе передвижения».
В феврале 1998 г. Конституционный Суд РФ Постановлением №4-П[4]признал незаконными ограничения, заложенные в Постановлении Правительства №713срока регистрации по месту пребывания (срок ограничивался 6 месяцами) и обоснованиях для отказа регистрации по месту пребывания и жительства (в том числебыла отменена норма о размере жилой площади на одного проживающего).
Конституционный Суд отметил, что его решение являетсяоснованием отмены положений других нормативных актов, основанных на тех же нормахили воспроизводящих их.
Дальнейший процесс обжалования региональных актов проходилчерез решения Верховного Суда РФ. Одновременно с изменением паспортной системыв России прошел процесс приватизации жилья, его собственниками стали самижители. Власти теперь уже не могут произвольно вселять и прописывать в квартирыи дома дополнительных жильцов, В регионах, где действуют противозаконныеправила регистрации, владельцам часто бывает трудно добиться регистрации(прописки) в своем жилье родственников, знакомых и даже супругов, родителей,детей, братьев и сестер. В тоже время в новых условиях регистрация по местужительства (прописка) сама по себе не означает права проживания и пользованияжильем. Владельцы в любой момент могут аннулировать регистрацию, т.е. выписатьжильца, которого согласились зарегистрировать (прописать) на своей жилойплощади.
В ноябре 2002 г. вступил в силу Федеральный Закон РФ «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Закон неотличает живущих в России иностранных граждан от лиц без гражданства и непризнает ни за теми, ни за другими права постоянного проживания на территорииРФ, даже при наличии у них регистрации по месту жительства. Новый Законпредлагает все и всем начинать с нуля. Он определяет три последовательные формынахождения иностранного гражданина в РФ: временное пребывание, временноепроживание, постоянное проживание.
В 2002 году Правительство РФ исключило из списка документов,необходимых для регистрации по месту жительства, военный билет и отменило нормуо том, что регистрация военнообязанных осуществляется после постановки навоинский учёт.
В конце 2004 года была ужесточена ответственность запроживание без регистрации по месту пребывания и месту жительства: за данноеадминистративное правонарушение был установлен на штраф в размере от 1500 до2500 руб. вместо предупреждения или штрафа в размере 100 руб.[5].
В начале 2005 года для граждан России была сделана серьезнаялиберализация режима регистрации по месту пребывания: Правительство РФ изменилосрок для представления документов для регистрации: вместо «в течение 3 дней» на«по истечении 90 дней» с момента прибытия.
Приказом Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 20 сентября 2007 г. №208 г. был утвержден Административный регламент предоставленияФедеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационномуучету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства впределах Российской Федерации”.
1 июня 2010 года Федеральная Миграционная Служба Россиииздала Письмо №СК-1/10-8386, которое разрешило гражданам регистрироваться поместу пребывания посредством портала Gosuslugi.ru.
ФМС России и ее территориальные органы при предоставлениигосударственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерациипо месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации такжеруководствуются Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексомРоссийской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Налоговымкодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 22 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество исделок с ним», Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральнымзаконом от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»,Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации», Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», постановлением Правительства Российской Федерацииот 27 ноября 2006 г. №719 г. «Об утверждении Положения о воинскомучете», приказом МВД России от 2 декабря 2005 г. №983 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционнойслужбы».
В декабре 2008 г. пресс-секретарь ФМС России КонстантинПолторанин сообщил, что в Правительство РФ был направлен законопроект овнесении изменений в Закон РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства впределах Российской Федерации», упрощающий порядок регистрации по меступребывания.
ФМС России предлагает предоставить россиянам праворегистрироваться по месту пребывания путем отправки по почте стандартногоуведомления. Отрывной талон такого уведомления будет являться аналогомсуществующего свидетельства о регистрации по месту пребывания[6].
Аналогичный порядок с 2007 г. действует для миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания.
В июле 2009 г. начальник Правового управления ФМС РоссииП.В. Смагин в интернет-интервью сообщил, что указанный выше законопроектбыл согласован в Правительстве РФ, однако по предложениюГосударственно-правового управления Президента РФ осуществляется доработказаконопроекта с учетом высказанных замечаний и предложений. После доработкиданный законопроект будет повторно представлен в Правительство РФ.[7]
29 января 2010 г. пресс-секретарь ФМС России КонстантинПолторанин заявил, что законопроект планируется внести в Госдуму в 2011 году.При этом, соответствующий законопроект уже готов, часть о временной регистрацииодобрена и сейчас ФМС России изучает опыт других стран и занимается доработкойправил постоянной регистрации.
В феврале 2010 г. Константин Полторанин высказал следующее:«Надеемся, в скором времени постоянная регистрация уйдет в прошлое. Возможно,это революция. Мы хотим, чтобы они могли достаточно просто в уведомительномпорядке через почту сообщать о своем переезде из региона в регион. То же самоепредложили сделать для постоянно проживающих граждан РФ»[8].
Рассмотрев институтпрописки (регистрации по месту жительства) и его эволюцию, можно сделать следующие выводы.
Прописка – государственная система контроля миграциинаселения, сложившаяся в СССР, основной принцип которой заключается в жёсткойпривязке граждан к их постоянному месту жительства. Установленный порядокпрописки требовал разрешения административных органов на проживание, устройствона работу и учебу, приобретение в собственность жилья.
Разрешительный порядок прописки был признан Комитетомконституционного надзора СССР несоответствующим Конституции СССР в 1991 году.
Регистрационный учёт в Российской Федерации –деятельность по фиксированию и обобщению сведений о месте жительства и местепребывания граждан Российской Федерации и об их перемещениях. Введён с 1 октября 1993 года вместо института прописки, возникшего в СССР, и включает в себярегистрацию по месту жительства и регистрацию по месту пребывания.Регистрационный учёт осуществляется территориальными органами Федеральноймиграционной службы, а в населенных пунктах, в которых отсутствуют указанныеорганы, местной администрацией.
Согласно Закону РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» регистрация является способом учетаграждан в пределах РФ, носит уведомительный характер и отражает факт нахождениягражданина по месту пребывания или жительства.
2.Установленный порядок регистрации граждан 2.1 Регистрация по месту пребывания и поместу жительства
Российская Конституция и закон «О праве граждан РФ насвободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»гарантируют свободу передвижения, а также возможность выбора места жительства иместа пребывания.
Место жительства – это место постоянного обитания.
Местом пребывания может быть съемная или служебная квартира,номер в гостинице или в санатории – словом, любое временное жилье.
Соответственно различаются и правила оформления документов:временная регистрация граждан по месту пребывания, в отличие от регистрацииграждан по месту жительства, не требует снятия с регистрационного учета по предыдущемуадресу.
Правила регистрации по месту жительства и по меступребывания существенно отличается.
Временная регистрация по месту пребываниязаключается на тот срок, о котором есть договорённость с владельцем временногожилья – но не более чем на 5 лет. По истечении срока временной регистрациигражданин автоматически снимается с регистрационного учета – никакихдополнительных действий для этого предпринимать не нужно.
Граждане, прибывшие для временного проживания в жилыхпомещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаныпо истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным зарегистрацию, и представить:
· документ, удостоверяющий личность;
· заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания(см. Приложение 1);
· документ, являющийся основанием для временного проживаниягражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социальногонайма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилоепомещение).
· Письменное согласие на временную регистрацию гражданина по меступребывания:
— правления ЖСК или ЖК – при сдаче внаем квартиры, ненаходящейся в собственности жильцов;
— организации – при вселении в служебную квартиру иликомнату.
· Квитанция об оплате госпошлины.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневныйсрок со дня обращения граждан передают документы, указанные выше, в органы регистрационногоучета.
Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дняпоступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по меступребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают имсвидетельство о регистрации по месту пребывания.
Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице,санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, атакже в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрациейэтих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность. Регистрацияграждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационногоучета по месту жительства.
С 1 июня 2010 года граждане имеют возможность пройтипостановку на регистрационный учёт по месту пребывания посредствомгосударственного портала Gosuslugi.ru.
Для этого необходимо зарегистрироваться на порталеGosuslugi.ru и создать свой «личный кабинет». Регистрация на портале, в частности,требует получения на почте заказного письма с кодом активации. Послерегистрации в разделе «Сервисы» необходимо выбрать вид государственной услуги«Регистрация по месту пребывания» и подать заявление в электронной форме.
Для регистрации не требуется посещать территориальноеподразделение ФМС России. Свидетельство о регистрации по месту пребывания будетнаправлено почтой по адресу, указанному в заявлении, на имя лица, предоставившегожилое помещение для временного проживания. Срок оказания услуги составляет 6дней.
Единственным документом, который регулирует порядок регистрациипо месту пребывания через сайт Gosuslugi.ru, является Письмо ФМС России от 01.06.2010 №СК-1/10-8386.[9]
При подаче заявления о регистрации по месту пребывания(форма №1) (см. Приложение 1) в результате Пользователь получит электронноесообщение о направлении (почтой) по адресу, указанному им в заявлении, на имялица, предоставившего жилое помещение для временного проживания, оформленногосвидетельства о регистрации по месту пребывания (форма №3) (см. Приложение 2).
При подаче заявления о снятии с регистрационного учета поместу пребывания в результате Пользователь получит электронное сообщение обисполнении его заявления.
Регистрация по месту жительства
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам,ответственным за регистрацию, и представить:
· документ, удостоверяющий личность;
· заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
· документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательствомРоссийской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Должностные лица, ответственные за регистрацию в 3-дневныйсрок со дня обращения граждан передают документы, указанные выше, в органырегистрационного учета. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дняпоступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят вих паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которыхпроизводится по иным документам, удостоверяющим личность, выдаетсясвидетельство о регистрации по месту жительства.
— Снятие гражданина с регистрационного учета по местужительства производится органами регистрационного учета в следующих случаях:
— изменение места жительства – на основании заявлениягражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его срегистрационного учета по месту жительства;
— призыв на военную службу – на основании сообщения военногокомиссариата;
— осуждение к лишению свободы – на основании вступившего в законнуюсилу приговора суда;
— признание безвестно отсутствующим – на основаниивступившего в законную силу решения суда;
— смерть или объявление решением суда умершим – на основаниисвидетельства о смерти;
— выселение из занимаемого жилого помещения или признаниеутратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законнуюсилу решения суда;
— обнаружение не соответствующих действительности сведений илидокументов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерныхдействий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основаниивступившего в законную силу решения суда.
С 1 января 2011 году вступают в силу изменения в Закон РФ «Оправе граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с которымизаявление на регистрацию по месту жительства и иные указанные выше документымогут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформлениякоторых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в органрегистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационныхсетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый порталгосударственных и муниципальных услуг[10].
В настоящее время Правительство РФ не установило порядокоформления указанных электронных документов. 2.2 Органы регистрационного учёта. Ответственностьзанарушение правил регистрации
В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытыхвоенных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничнойполосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которыхимеются территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС России),органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по меступребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являютсятерриториальные органы (управления, отделы, отделения) ФМС России, в остальныхнаселенных пунктах – местная администрация[11].
С 1 января 2011 года органами регистрационного учёта будутявляться исключительно территориальные органы ФМС России[12].Местные администрации (как правило, администрации небольших сёл идеревень) утрачивают функции по осуществлению регистрации по месту пребывания иместу жительства.
Должностные лица, ответственные за регистрацию
Для осуществления регистрации граждане должны обращаться нев органы регистрационного учёта, а к должностным лицам, ответственным зарегистрацию, которые осуществляют первичный прием документов с последующей ихпередачей в органы регистрационного учёта.
Должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются[13]:
1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии сжилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием исохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектовРоссийской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные зарегистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищногофонда.
2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управлениесвоими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жильялибо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещенияхчастного жилищного фонда.
3. Уполномоченные лица органов управления жилищными ижилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилыхпомещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
4. Уполномоченные должностные лица, ответственные зарегистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домахотдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов,одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социальногоназначения.
Ответственность за нарушение правил регистрации дляграждан, обязанных регистрироваться по месту пребывания и месту жительства,установлена пунктом 1 статьи 19.15 КоАП РФ:
1. Проживание по месту жительства или по месту пребываниягражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина(паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или понедействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо безрегистрации по месту пребывания или по месту жительства – влечет наложениеадминистративного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысячпятисот рублей.
Пункт 2 статьи 19.15 КоАП РФ устанавливает ответственностьдолжностных лиц, ответственных за регистрацию, и собственников жилых помещенийза нарушение правил регистрации:
2. Допущение лицом, ответственным за соблюдение правилрегистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации безудостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверениюличности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или поместу жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им илив принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц безудостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по меступребывания или по месту жительства – влечет наложение административного штрафав размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
Формулировка правонарушений сделана таким образом, что ониявляются длящимися, и двухмесячный срок давности привлечения к административнойответственности начинает течь не со дня нарушения правил регистрации, а со дняобнаружения нарушений правил регистрации.
Рассматривать дела об административных правонарушениях постатье 19.15 КоАП РФ уполномочены:
1. руководители и их заместители ФМС России, территориальныхорганов ФМС России, руководители структурных подразделений территориальныхорганов ФМС России.
2. Старшие участковые уполномоченные милиции, участковыеуполномоченные милиции;
При этом, составлять протоколы об административныхправонарушениях по статье 19.15 КоАП (с последующей передачей протоколов лицам,уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях)уполномочены практически все сотрудники милиции[14].
Рассмотрев установленныйпорядок регистрации граждан, можно сделать следующиевыводы.
Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и поместу жительства в пределах Российской Федерации. Обязательный регистрационныйучет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ введендля преодоления существовавшего прежде режима прописки, а также в целяхобеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод,исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В Законе четко различаются место жительства и место пребывания.
В городах, сельских населенных пунктах, закрытых военныхгородах, в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытыхадминистративно-территориальных образованиях, в которых имеются органывнутренних дел, органами регистрационного учета граждан являются органывнутренних дел, в других населенных пунктах – местная администрация.
Контроль за соблюдением гражданами РФ и должностными лицамиправил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по меступребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возложен на органывнутренних дел. За нарушение порядка регистрации по месту пребывания или по местужительства Кодексом об административных правонарушениях предусмотренаадминистративная ответственность.
3. Проблематика, судебнаяпрактика по вопросам регистрацииграждан
Проблема «резиновых домов» возникла в крупных городахРоссии в 2004 году с отменой ограничений на число собственников жилища: сталовозможным в обход штатных процедур регистрировать мигрантов, не оглядываясь наминимальный метраж жилой площади на человека. В «чёрном списке» Дагестан,Кабардино-Балкария, подмосковные города-спутники. Для ликвидации проблемы УФМСпо Московской области, а затем министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгупредложили использовать нормативы жилой площади, как это было в СССР.Большинство юристов против, выходом может стать выкуп квадратных метров жилойплощади по рыночным ценам.
Отсутствие постоянной регистрации влечёт массу бытовыхнеудобств – нельзя взять кредит, распорядиться автомобилем, встать на учётв налоговой инспекции, оформить субсидию на коммунальные платежи, заключитьбрак, получить государственное медицинское обслуживание и образование, взятькнигу в библиотеке.
Фиктивная регистрация оформляется фирмами практическив любом городе. Постоянная прописка в Москве стоит 250 тыс. рублей (данные нафевраль 2010 года).
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 25.02.2010 г. опубликовал данные об отношении граждан России к регистрации по местужительства и пребывания. В частности, по данным ВЦИОМ, 31% опрошенных россиянсталкивались с регистрационным учетом. Из них примерно треть оцениваетполученный опыт скорее отрицательно и считает, что регистрацию было оформитьнепросто.
Регистрация и взяточничество
В сообщениях СМИ описываются факты дачи и получения взяткисотрудниками милиции, а также вымогательства взятки, связанных с соблюдениемправил регистрации.
Пример 1. В городе Будённовск Ставропольского краявозбуждено уголовное дело в отношении сотрудника милиции за получение взятки свымогательством. Сотрудник милиции требовал от гражданина передать ему денежныесредства в сумме 6000 руб. за непривлечение к административной ответственностипо ст. 19.15 КоАП РФ. Оснований для составления протокола об административномправонарушении не имелось[15].
Пример 2. Житель деревни 1-е Красниково Курской областипредложил взятку в размере 1000 руб. участковому уполномоченному милиции занепривлечение его, а также его невестки, к административной ответственности пост. 19.15 КоАП РФ. По данному факту было возбуждено и расследовано уголовноедело. Курским районным судом вынесен обвинительный приговор и назначенонаказание в виде лишения свободы сроком на один год с отбыванием наказания висправительной колонии общего режима[16].
Нарушение установленных правил регистрации
На практике широко распространены запросы должностнымилицами, ответственными за регистрацию, или должностными лицами органарегистрационного учёта дополнительных документов, предоставление которых непредусмотрено законодательством. Это обстоятельство является одной из причинмассовых нарушений гражданами своих обязанностей в сфере регистрационногоучёта.
Пример 1. Должностные лица УФМС России по Липецкойобласти в Правобережном округе неправомерно отказали гражданке в регистрации поместу жительства и предложили предоставить ряд дополнительных документов. Пожалобе гражданки местная прокуратура провела проверку и внесла представление вадрес руководителя отдела УФМС России по Липецкой области в Правобережномокруге о незамедлительном устранении нарушений и привлечении к дисциплинарнойответственности должностных лиц, виновных в нарушении прав гражданки[17].
Пример 2. В Казани за 5 месяцев 2009 г. было зафиксировано более 2000 административных взысканий по ст. 19.15 КоАП РФ («проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта)или без регистрации»). В большинстве случаев это были граждане,зарегистрированные по одному адресу в Казани, но проживающие по другому адресув этом же городе[18].
Регистрация и работа
Существует широкая практика дискриминации граждан при приёмена работу по признаку наличия или отсутствия регистрации по месту жительстваили пребывания. Во многих объявлениях о приёме на работу содержатся неправомерныетребования о наличии местной регистрации.
Пример 1. Новый мэр Москвы Сергей Собянин заявил навстрече со столичными профсоюзными активистами: «Мы вместе должны работать надтем, чтобы рабочие места, которые есть в Москве, предоставлялись в первуюочередь москвичам». Первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин поддержалданное высказывание Собянина: «Как сказал, так и будет. Правильно сказал».
Пример 2. Прокуратура Василеостровского районаСанкт-Петербурга установила, что ООО «Скиф» разместило в нескольких газетахобъявления о поиске сотрудника на должность помощника менеджера в отдел оптовыхрегиональных продаж. При этом в нарушение статьи 64 Трудового кодекса вотношении кандидата был установлен возрастной ценз (от 20 до 35 лет) итребование о наличии постоянной прописки в Санкт-Петербурге или ближайшемпригороде. Прокуратура внесла в адрес руководства ООО «Скиф» представление обустранении нарушений трудового законодательства[19].
Регистрация и медицинское обслуживание
Многие медицинские учреждения при предоставлении медицинскойпомощи по системе обязательного медицинского страхования незаконно требуютналичия регистрации.
Пример. По требованию прокурора Республики Карелиятиповые правила медицинского обслуживания в Карелии, которые требовали обязательногоналичия страхового полиса и регистрации по месту жительства, были признаныпротиворечащими федеральному законодательству и отменены[20].
Изготовление поддельных свидетельств о регистрации
В связи с создаваемыми барьерами по осуществлениюрегистрации в соответствии с законом, с одной стороны, и существующей практикойдискриминации граждан без местной регистрации, с другой стороны, сталивозникать различные фирмы, которые заявляют, что оказывают услуги порегистрации, а фактически предлагая услуги по изготовлению поддельныхсвидетельств о регистрации.
Пример. В Москве за 7 месяцев 2009 г. в целях пресечения противоправной деятельности лиц, занимающихся изготовлением ираспространением поддельных разрешений на работу и регистрации по меступребывания, подразделениями по борьбе с экономическими и налоговымипреступлениями ГУВД города Москвы неоднократно проводились специальныеоперативно-профилактические мероприятия, в ходе которых возбуждено 151уголовное дело, составлено 928 административных протоколов, из незаконногооборота изъято 2237 поддельных документов[21].
Рассмотрев проблематикуи судебную практику по вопросам регистрации граждан, можно сделать следующие выводы.
Факт наличия или отсутствия регистрации не может служитьоснованием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Фактрегистрации по месту жительства в настоящее время не связывается с правом на трудоустройство.Согласно статье 64 Трудового кодекса РФ запрещается отказ в приеме на работу в зависимостиот места жительства (хотя на практике работодатели закрывают глаза на данноепредписание).
Однако, как показывает практика, даже РешенияКонституционного суда (в форме Определения), обязательные на всей территорииРоссийской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебныхорганов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, даннуюпроблему не решают. Каким же образом можно попытаться решить эту проблему?
Наиболее очевидным и действенным способом является обращениев суд для установления юридического факта своего места жительства. Однако нестолько само обращение в суд, сколько судебное разбирательство выявляетмножество других сложностей и проблем.
В начале 2010 года СМИ России обсуждали идею Федеральноймиграционной службы РФ об отмене института регистрации. Соответствующийзаконопроект ФМС предполагает внести в Госдуму в 2011 году.
Одна из неясностей в случае отмены системы регистрации –способ учёта граждан. Ситуацию проясняет международный опыт – учёт можно вестипо квитанциям на оплату коммунальных платежей (Франция, Великобритания), поместу работы (Греция), по месту налогового учёта (Бразилия), по месту голосованияна выборах (ЮАР, Израиль), по системам кредитования и иного электронного учёта(США)./>
Заключение
прописка регистрация жительствопребывание
Цель курсового исследования достигнута путём реализациипоставленных задач. В результате проведённого исследования по теме«Регистрация граждан по месту жительства и пребывания» можно сделатьряд выводов:
В целях обеспечения необходимых условий для реализациигражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения имобязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационныйучет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства впределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязанырегистрироватьсяпо месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения илиусловием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных КонституциейРоссийской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законамиреспублик в составе Российской Федерации.
Необходимость введения регистрационного учета была обусловленадемократическими изменениями в нашем обществе, реформированием правовой системыс целью обеспечения реального соблюдения прав человека. Регистрационный учетграждан более отвечает этим требованиям, чем прописка, носящая разрешительныйхарактер.
Однако, в таком виде, как он существует в настоящее время,институт регистрации граждан слабо отличается от прописки. Нетрудно заметить,что, под регистрацией подразумевается не столько специальный учет граждан,осуществляемый уполномоченными на то органами, сколько предоставление даннымиорганами своего рода разрешения на проживание (пребывание) по определенномуадресу в конкретном населенном пункте.
Существование института регистрации обосновывалосьнеобходимостью ведения такого учета целях контроля за передвижением граждан иполучения статистических данных о миграции населения. Благодаря регистрациигосударство получало возможность контролировать миграционные процессы винтересах обеспечения плановой системы экономики (причем интересы человека зачастуюв расчет не принимались).
Единственным, но очень значимым, отличием регистрационногоучета от прописки является продекларированное Конституцией и законодательнозакрепленное положение об уведомительном характере такого учета.
Институт регистрации, также, как и институт прописки,предусматривает ведение специальных учетов, включающих в себя сведения опроживающих, изменивших место жительства, либо выбывших по иной причинегражданах, сведений о лицах, освободившихся из мест лишения свободы и имеющих судимость,другие сведения.
Действующее законодательство обосновывает необходимостьвведения регистрационного учета граждан созданием условий для реализации имиправ и свобод, исполнением обязанностей перед другими гражданами.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределахРоссийской Федерации» реализует положения Конституции Российской Федерациии международных договоров и соглашений, провозгласивших право граждан насвободу передвижения в пределах государства, поскольку оно может быть ограниченотолько в соответствии с федеральным законом.
С принятием данного Закона были заложены основы,закрепляющие естественное право человека и гражданина на свободу передвижения.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации срегистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределахРоссийской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 17 июля 1995 г. №713, изданы на основе и во исполнение Закона РФот 25 июня 1993 г. и определяют последовательность, сроки и назначениерегистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и поместу жительства в пределах Российской Федерации.
Библиографическийсписок литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2003. – 48 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // Российская газета. – 27.07.2010.
3. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределахРоссийской Федерации» // Российская газета. – 23. 07.2006.
4. Федеральный закон от 27.07.2010 №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации в связи с принятием Федерального закона «Об организациипредоставления государственных и муниципальных услуг».
5. Федеральный закон от 25.12.2008 №281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713 (в ред. Постановления Правительства РФ от №688 от 08.09.2010) «Об утверждении Правил регистрации и снятия гражданРоссийской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по местужительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц,ответственных за регистрацию».
7. Письмо ФМС России от 1 июня 2010 г. №СК-1/10-8386 «К вопросу о предоставлении населению государственной услугипо регистрационному учету граждан в электронном виде».
8. Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 20 сентября 2007 г. №208 г. (ред. от 23.12.2009) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услугипо регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и поместу жительства в пределах Российской Федерации». // Российская газета. –23. 01.2008.
9. Приказ МВД России от 02.06.2005 №444 (ред. от 11.10.2007) «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМСРоссии по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях иадминистративному задержанию».
10. Приказ МВД России и ФМС России от 19.05.2009 №385/117 «Об утверждении Административного регламента исполненияФедеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органамивнутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю инадзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицамиправил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационногоучета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 №9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов городаМосквы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и городаВоронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянноежительство в названные регионы».
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. №4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правилрегистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета поместу пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации,утвержденных Постановленьем Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713».
13. Административная деятельность органов внутренних дел. Частьособенная, уч. под ред. проф. Коренева А.П. – М.: МЮИ МВД, «Щит», 2003.– 163 с.
14. Кардашова И.Б. Правовые и организационные основы деятельностипаспортно-визовой службы органов внутренних дел Российской Федерации, дисс. насоиск. уч. зв к. ю. н. – М., 1996. – 69 с.
Приложение1
/>
Приложение 2
/>