Межфирменная кооперация в рамках инновационного менеджмента. Венчурные фонды, консорциумы, стратегические альянсы

Введение Инновационный менеджмент является одним из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Инновации – это нововведения в различных областях. Они обычно основаны на научных достижениях. Еще инновацией можно назвать использование новшеств в разных

сферах деятельности. Если кратко, инновации – это внедрение научных достижений в промышленное производство, в экономику, в результате чего отрасль и сама жизнь переходят на иной уровень не только материальный, но зачастую качественный и ментальный. Инновации могут быть взрывными, как самолет, персональный компьютер, мобильный телефон, которые резко изменили привычную картину жизни. Но инновации могут быть и эволюционными, как происходит с автомобилем.

Самолет неоднократно менял принцип движения, автомобиль остается верным двигателю внутреннего сгорания. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе
предприятия (фирмы). По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить: 1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); 2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии,

информация и др.); 3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; кодификационные (частные). Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла. Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой

выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления. Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин: 1. По распространенности: единичные, диффузные. (Диффузия – это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе

всей экономики). 2. По месту в производственном цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые. 3. По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения 4. По охвату: локальные; системные; стратегические. 5. По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные; комбинаторные; совершенствующие. Коммерциализацию инноваций однозначно связывают с представлением об инновационном процессе, в ходе
которого научный результат или технологическая разработка реализуются с получением коммерческого эффекта. В идеале, заинтересованный заказчик или потребитель платит за НИОКР или лицензию на технологию, а в науку и разработчикам приходит столь нужное финансирование. Однако, эта идиллия «наука – технология – деньги», как и продвижение инновационного проекта от одной стадии к другой, требуют обеспечения обязательной обратной связи между промежуточными результатами

НИОКР и рынком, потому что деньги может дать только рынок и реализовать научный результат или технологию можно только в том случае, если она способна усилить чье-то конкурентное преимущество, принести или увеличить прибыль. «Межфирменная кооперация в рамках инновационного менеджмента. Венчурные фонды, консорциумы, стратегические альянсы». В настоящее время практически все промышленные компании развитых стран развивают межфирменные связи.

Конец 80-х и 90-е гг. отмечаются быстрым ростом кооперации в виде межфирменных соглашений о НИОКР, нацеленных на решение долгосрочных инновационно-коммерческих задач глобального интернационального распространения новых технологий. В рамках проектного управления создаются научно-технические альянсы, подразделяемые на научно-исследовательские, создаваемые для реализации определенного научного проекта, и научно-производственные, создаваемые для разработки и производства новой продукции.

Альянсы являются промежуточной ступенью между неформальной кооперацией и полным слиянием. При этом сотрудничество в альянсе различных организаций не исключает усиления конкуренции между ними. Если в таком сотрудничестве участвуют партнеры из разных стран, то альянсы становятся международными. Создавая технологию вне жестких национальных границ, альянсы снижают влияние число страховых факторов, рисков, ограниченности ресурсов, жесткости государственного регулирования.
Различают горизонтальные (фирмы одной отрасли) и вертикальные (фирмы разных отраслей) научно-технические альянсы. Участники альянса вносят свои вклады в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после достижения результатов получают по соглашению свою долю интеллектуальной собственности. В спектре организационных форм альянсы занимают промежуточную ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо одним из ведущих членов, либо специально назначенным

координационным комитетом. Один из парадоксов формирования альянсов состоит в расширении сотрудничества корпораций одновременно с ужесточением их конкуренции между собой. Наиболее крупные альянсы оказывают глобальное влияние на технический уровень ключевой отрасли. Так, в 1992 г. известные корпорации IBM, Siemens и Toshiba создали альянс для разработки суперчипа компьютерной памяти, вложив 1 млрд. долл.

Альянсы появились и в России. В 1995 г. компании Hewlett-Packard, Oracle, LVS и Cognitive Technologies объявили о начале реализации совместного проекта «Электронный архив» по созданию систем управления электронными документами. Фирма Cognitive Technologies поставляет системы распознавания текстов (одни из лучших в России), разработанные при участии специалистов Института русского языка; фирма

Oracle технологии управления базами данных; фирма Hewlett-Packard — полный набор оборудования для создания и поддержания электронного архива, а фирма LVS выступает как сборщик, наладчик, создатель конечной системы, идущей непосредственно клиенту. Интернационализация инновационных проектов представляет собой положительную тенденцию, так как в результате выигрывают все. Потенциальный выигрыш определяется новыми возможностями для инноваций, быстрым и широким
распространением передовых технологий, более рациональным размещением ресурсов, создание более благоприятного инвестиционного климата. Другое направление в межфирменной кооперации получило развитие и создание консорциумов, где организации с различными формами собственности сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, но подчиняются совместно избранному исполнительному органу. Консорциумы облегчают решение задач по распределению расходов на

НИОКР и объединению дефицитных трудовых и материальных ресурсов в рамках осуществления крупных проектов. Консорциум представляет собой добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта. В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается

целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается. Исследовательские консорциумы, например, в области радиоэлектроники функционируют в двух формах: координационного центра (секретариата); межфирменного научно-исследовательского центра (МИЦ или МНИЦ). В консорциуме образуется секретариат, который представляет собой организацию, координирующую выполнение совместных компаниями, университетами и правительственными лабораториями.

Секретариат изыскивает и распределяет средства для выполнения НИР в лабораториях участников консорциума (в отдельных случаях привлекаются и другие организации), координирует и контролирует выполнение этих работ в соответствии с планом. Отличительной чертой секретариата является то, что он не имеет собственной научно-исследовательской базы. НИОКР выполняются на основе контракта между исполнителями и секретариатом.
Консорциумы, созданные по типу межфирменного научно-исследовательского центра (МНИЦ), имеют собственную научно-исследовательскую базу. В центрах работают либо постоянные сотрудники, либо ученые, командируемые участниками консорциума. Секретариаты и МНИЦ могут работать на постоянной и временной основе. В рамках консорциума для их участников стало возможным: • выполнение исследований, которые нельзя было проводить самостоятельно из-за значительных затрат и риска; • распределение расходов на выполнение

НИОКР между несколькими фирмами-участниками; • объединение фирмами-участниками дефицитных трудовых и материальных ресурсов для выполнения НИОКР. Межфирменное сотрудничество в разработке, производстве и маркетинге продукта, которое часто пересекает национальные границы, нашло отражение в создании совместных предприятий (СП). Причины возросшей популярности СП и мотивы их создания объясняются усилением международного сотрудничества в развитии экспорта, ростом прямых зарубежных инвестиций, продажей технологий по лицензиям.

По данным статистики, 55% соглашений о кооперации — это соглашения о создании СП. Около 40% промышленных компаний США с объемом продаж свыше 100 млн. долл. участвуют в создании одного или нескольких СП. В этой форме организовано около 40% зарубежных филиалов американских и английских международных монополий, свыше 50% зарубежных западногерманских и итальянских филиалов, 70% французских и почти 90% японских. Международное совместное предприятие может быть определено как

институт межфирменного сотрудничества в разработке, производстве или маркетинге продукта, которое пересекает национальные границы, не основано на краткосрочных рыночных транзакциях и предполагает значительный и продолжительный вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разделена между фирмами-партнерами. Это определение не включает другие альтернативные виды международной экономической деятельности, такие
как: экспорт; прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ), предполагающие полный внутрифирменный контроль за деятельностью по производству и разработке продукта; продажа технологии посредством лицензирования. Сотрудничество между фирмами разных стран имеет ряд форм: отдельная корпорация, в которой владение акциями распределено между партнерами; партнерство между делящими риск субподрядчиками и первичными подрядчиками или приобретение одной фирмой пакета акций другой фирмы; субподрядные отношения, распространяющиеся

на разработку продукта и его производство; партнерство в маркетинге продуктов, произведенных преимущественно одной фирмой. Оценка инвестиционного проекта. Организация планирует проведение научных исследований в течение двух лет. По окончании исследований планируется развернуть производство продукции. В первый год производство продукции составит 50% от максимума (таким образом, выручка и переменные затраты составят 50% от указанных в таблице, постоянные затраты не изменятся).

Расчетный срок – 5 лет после окончания исследования (итого 7 лет). 1) Год Шаг Капитальные затраты Текущие затраты Доходы Денежный поток Постоянные Переменные 0 0 9200 1 1 1500 2 2 4300 3500 8500 700 3 3 4300 7000 17000 5700 4 4 4300 7000 17000 5700 5 5 4300 7000 17000 5700 6 6 4300 7000 17000 5700 2) Коэффициент дисконтирования найдем по формуле F=1/ (1 + i)t Год Шаг Денежный поток Коэффициент дисконтирования

Дисконтированный поток Накопленный дисконтированный поток 1 0 2 1 -10700 3 2 700 0,661 463 -10237 4 3 5700 0,537 3061 -7176 5 4 5700 0,437 2491 -4685 6 5 5700 0,355 2024 -2661 7 6 5700 0,289 1647 -1014 F=1/ (1,23)2 = 1/1,513 = 0,661 F=1/ (1,23)3 = 1/1,861 = 0,537 F=1/ (1,23)4 = 1/2,289 = 0,437 F=1/ (1,23)5 = 1/2,815 = 0,355 F=1/ (1,23)6 = 1/3,462 = 0,289 3) Рис.1. Инвестиционный профиль проекта
Внутренняя норма доходности (прибыли, внутренний коэффициент окупаемости, Internal Rate of Return – IRR) – норма прибыли, порожденная инвестицией. Это та норма прибыли (барьерная ставка, ставка дисконтирования), при которой чистая текущая стоимость инвестиции равна нулю, или это та ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта,

при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника. Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя CC (или цены источника средств для данного проекта, если он имеет целевой источник). Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между

ними такова. Если: IRR > r. то проект следует принять; IRR

Для этого с помощью таблиц выбираются два значения коэффициента дисконтирования r1
NPV(10) = 5700/(1,1)5 =3540 ; NPV(10) = 5700/(1,1)6 = 3215. NPV(10%) = -10700+578+4281+3893+3540+3215 = 4807 NPV(23) = 700/(1,23)² = 463; NPV(23) = 5700/(1,23)³ = 3061; NPV(23) = 5700/(1,23)4 = 2491; NPV(23) = 5700/(1,23)5 =2024 ; NPV(23) = 5700/(1,23)6 = 1647. NPV(23%) = -10700+463+3061+2491+2024+1647 = -1014 IRR = 0,1 + 4807/(5821) * 0,13 = 0,21 = 21%

В нашем случае показатель ΣNPV

По условию задачи норма амортизации нематериальных активов равна 10%, основных фондов – 20%. Составим таблицу полных расходов предприятии и рассчитаем эти затраты: Ао.ф. = 8000 * 20% = 1600 т.р.; Анма = 2700 * 10% = 270 т.р. Год Капитал. затр. Аморти зация Постоянные затраты Переменные затраты Поток денежн. Кд ЧДП 1 1200 2 8500 3 1870 4400 3500 -1170 -1170 4 1870 4300 7000 3830 0,537 2056 5 1870 4300 7000 3830 0,437 1674 6 1870 4300 7000 3830 0,355 1360 7 1870 4300 7000 3830 0,289 1107

Убыток = – 10700 + 5027 = – 5673 т.р. (полные затраты на выпуск продукции равны 62450 т.р.) Выводы Так как проект имеет показатели ΣNPV
В этот проект не стоит вкладывать деньги. Список использованной литературы: 1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001; 2. Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент» МГУИЭ. – М.: 2001. 3. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник 2001 №15. 4. «Маркетинг и управление инновациями»

Учебное пособие. Титов А.Б 2001 г. 5. Трифилова А. А. Управление инновационным развитием предприятия – М.: Финансы и статистика, 2003 г. 6. http://www.bp-arkadia.ru 7. http://www.e-prof.ru 8. http://innovasi.beon.ru