(по материалам РеспубликиБашкортостан)
И.М. Габдрафиков
Одной из главных отличительных особенностей развитияполитического процесса в конце 1980-х — 1990-х гг. в России и республикахбывшего СССР стала всеобщая мобилизация этничности. Сегодня можно достаточно уверенносказать, что именно мобилизованная этничность граждан стала одной из основныхпричин развала могущественной сверхдержавы, какой являлся Советский Союз. ВРоссии в первой половине 1990-х гг. центробежные силы, особенно в национальныхреспубликах, под этническими лозунгами, также начали угрожать целостностистраны. На волне этнической мобилизации, в некоторых республиках к властипришли люди, которые открыто провозгласили курс на национал-сепаратизм.Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в Чеченской Республике, руководствокоторой начало проводить политику вооруженной борьбы с целью выхода республикииз состава Российской Федерации. В итоге подобная политика агрессивной борьбыза независимость привела к применению физического насилия и массовой гибелигражданского населения. И Первая (1994 — 1996 гг.), и Вторая (1999 г. — понастоящее время) чеченские войны имеют ярко выраженную этническую окраску.
В республиках современной России, где этничность быласнабжена важнейшим рычагом национальной государственности, происходит четковыраженная тенденция этнизации общественной и внутриполитической жизни. Этатенденция проявляется в разных республиках с различной интенсивностью взависимости от множества факторов (социальноэкономических, геополитических, этнодемографических,этнокультурных и пр.). Причем необходимо отметить, что этнический фактор вреспубликах основывается не только на самодеятельных формах национальноговозрождения народов, но и в значительной степени, на патерналистской поотношению к этническим группам политике руководства российских республик.
Патернализм проявляется в стремлении руководствареспублик стимулировать этнополитическую активность прежде всего титульныхэтносов, а также в попытках мобилизовать с целью ангажирования этничностьграждан, принадлежащих к так называемым «некоренным» народам. В этомплане большой интерес представляет Республика Башкортостан.
1. Общие сведения о Республике Башкортостан.
Башкортостан расположен на Южном Урале, на стыкеЕвропы и Азии. Территория 143,6 тыс. кв. км. (0,8% площади РФ). В составереспублики 54 района, 21 город, 40 поселков городского типа. Население 4,1 млн.чел. (2,8% от численности населения РФ), в т.ч. городского 65%. Этническийсостав республики очень сложен. Полиэтничность характерна как для сельскойместности, так и для городской. Численно в республике преобладают башкиры (22%населения), русские (38%) и татары (29%). Кроме них в РБ компактно илидисперсно проживают значительные группы чувашей, марийцев, украинцев, удмуртов,немцев, мордвы, латышей, евреев и др., которые в совокупности составляют 11%населения региона1. Столица республики Уфа (1,1 млн. чел.). Наиболее крупныегорода Стерлитамак, Салават, Нефтекамск и Октябрьский.
Этнические группы РБ имеют существенные различия поуровню урбанизированное™, разный опыт проживания в условиях города. Например,башкиры, чуваши, марийцы, удмурты до сих пор остаются преимущественно сельскимижителями, у них интенсивный период урбанизации начался только в 1970 — 80-е гг.По этой причине в городах РБ этнические группы на нынешнем этапесоциально-экономического развития имеют не^ одинаковую социальную структуру2. Всоставе городского населения РБ демографически доминирует русское население,составляя почти во всех городах большинство жителей.
Заметные различия этнические группы как в городах, таки сельской местности РБ имеют по показателям темпов естественного движениянаселения. Из трех основных этнических групп республики наиболеенеблагоприятные темпы естественной убыли на протяжении 1990-х гг. происходят средирусских, у которых наблюдается самый низкий в республике показатель рождаемостии одновременно самый высокий показатель смертности. Относительно благоприятныедемографические показатели имеют башкиры. Они сохраняют положительный баланс естественногодвижения. Промежуточную между башкирами и русскими демографическую ситуациюзанимают татары, у которых также развивается тенденция естественной убыли, ноона прогрессирует менее угрожающим масштабом, чем у русского населения3.
На долю Башкирии приходится около 3% национальногодохода, 3,5% промышленного и 3,7% сельскохозяйственного производства России. Почисленности населения (2,7%) и доле в ВВП страны (2,3%) Башкирия занимаетлидирующую позицию среди республик в составе РФ и входит в десятку крупнейшихпроизводителей среди 89 регионов России4. Благодаря особенностям отраслевойструктуры, промышленность республики переживает кризис менее глубокий, чем всяроссийская промышленность в целом. Это связано прежде всего с тем, что вместном производстве преобладают наименее кризисные отраслитопливно-энергетический комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность.В указанных отраслях производится более 70% промышленной продукции5. Башкириявходит в состав немногих регионов-доноров и не нуждается в федеральныхтрансфертах.
В августе 1994 г. в Москве был подписан Договор междуБашкирией и Россией «О разграничении предметов ведения и взаимномуделегированию полномочий между РФ и РБ». В Договоре РеспубликаБашкортостан признается суверенным государством, входящим в состав РоссийскойФедерации. Республика получила большую долю самостоятельности, особенноощутимой в социально-экономической сфере. В соответствии с Договором действует11 соглашений между правительствами РФ и РБ. Важнейшим из них является межбюджетноесоглашение, благодаря которому примерно 70% собранных средств остается вреспублике.
По Договору Башкирия получила возможность прямоговыхода на зарубежные рынки и право без разрешения Москвы привлекать иностранныхинвесторов, За прошедшие 5 лет (1994 1999 гг.) внешнеторговый оборот Башкириивырос на 60% и составил в 1999 г. 2,5 млрд. долларов США. При этом доляэкспорта составила 85%. Основными статьями экспорта являются продукциятопливной промышленности (более 80%), а также химической и нефтехимическойпромышленности (13%).
2. Симбиоз государственного патернализма ирегионального нациестроительства.
В Башкирии в 1997 1999 гг. в значительной степени поинициативе властей и на государственные средства, как правило, в исключительноторжественной обстановке, прошли съезды татар, русских, чувашей, марийцев,украинцев, немцев, евреев и др. На этих мероприятиях были созданы постояннодействующие исполкомы съездов этих народов. С 1995 г. в республике действуетИсполком Всемирного курултая башкир, который сейчас размещается в зданииКабинета Министров РБ и содержится на государственные средства. Проведениеподобных съездов и учреждение их исполкомов, по замыслу властей, призванысодействовать развитию культур и языков народов. Однако, на наш взгляд, чрезмерныйпатернализм государства при проведении мероприятий, нацеленных на«возрождение этнических культур», способствует усилению этнизациисознания граждан, опережающему росту этнического фактора вобщественно-политической жизни, подмене общественной инициативы исамодеятельности масс инициативой государства.
Примером патерналистского отношения государства кэтническим группам является разработка так называемых этнических программ«Возрождение и развитие народов»6. Как правило, в основу этихпрограмм берется моноэтнический подход. Изучение этих программ показывает, чтов них народ, люди, человек выступают не как активный субъект истории, а какпассивный объект государственной заботы. Такой подход государства сам по себевызывает ответный рефлекс, ведет к усилению этнического компонента всамосознании граждан. Этнолидеры от имени «своих» народов всенастойчивее просят или требуют государственные средства для развития этническихкультур, языков, своей доли в госбюджете.
В этих программах этнос выступает отстраненным отмежэтнических связей. Ведущее значение придается имманентному развитию языка;культура понимается преимущественно как возрождение этнических традиций.Соответственно, программы «Возрождения» включают мероприятия в сферахязыка, образования и традиционной культуры. Однако они не охватывают жизньэтноса в целом, особенно в плане модернизации культуры и общегражданскихвзаимодействий. Этническое самосознание, этничность в этих программахпонимается как некая неподвижная категория, без развития и динамики.
В то же время руководящая политическая элита вроссийских республик (кроме Чечни), в последние годы постоянно декларируялояльность к единству России, всегда подчеркивает стремление к формированию унаселения гражданской идентичности на уровне собственныхнациональнотерриториальных образований. Это проявляется прежде всего впровозглашенном курсе на создание новых социально-политических общностей(«татарстанцев», «башкортостанцев» и пр.), а также вюридическом закреплении этой практики через институт республиканскогогражданства.
Президент РБ М.Рахимов в своих ежегодных посланияхГосударственному Собранию также подчеркивает мысль о том, что для нормальногоразвития республики крайне важно иметь целостную государственную программу,которая сплачивала граждан Башкирии: «… Наш священный долг обеспечениегарантий свободного и нормального развития всех народов республики. Мы должнысоздать условия, чтобы каждый человек имел возможность приобщения к своемуязыку, культуре, духовным ценностям, культуре других народов. Мы можем и должныПоказать России и всему миру, что Башкортостан земля подлинного единства иравенства граждан и народов… Мы хотим, чтобы наши народы объединяла идеяпатриотизма, чтобы каждый ее гражданин проникся чувством гордости за успехи республики,любви к ее трудовым и духовным достижениям, уважением к истории и традициямБашкортостана»7.
В конце 1998 г. Кабинетом Министров РБ в порядкезаконодательной инициативы в парламент республики был внесен на рассмотрениепроект закона «О гражданстве Республики Башкортостан». Необходимость ускоритьпринятие республиканского закона о гражданстве впервые отметил президент РБ М.Рахимов в своем ежегодном послании депутатам Государственного Собрания РБ еще вфеврале 1998 г. Ранее президент выражал сомнение в том, что республике нужентакой закон. Видимо, появились веские причины, добудившие его изменить своемнение по данному вопросу, в числе которых могло быть и введение российскихпаспортов нового образца в конце 1997 г. без графы о национальности. В соответствиие постановлением Государственного Собрания РБ от 19 декабря 1997 г. до сих пордействует запрет органам внутренних дед на выдачу гражданам паспортов новогообразца. Между тем бланки паспортов советского образца уже закончились, поэтому«паспортная проблема» для все большего числа граждан (достигшихсовершеннолетия, меняющих паспорт в связи с вступлением в брак, получающихгражданство РФ и пр.) становится головной болью. Этим людям вместо паспортавыдают так называемое временное удостоверение личности, которое, конечно же, неможет в полной мере заменить основной документ.
В течение мая октября 1999 г. законопроект прошел вЗаконодательной палате Госсобрания РБ первое третье чтения и был передан нарассмотрение в Палату представителей. В ноябре 1999 г. верхняя палатапарламента рассмотрела проект, но по неизвестным Причинам пока отложила егопринятие. Скорее всего, из-за того, что в конце 1999 г. общественнополитическаяситуация в России была не самая походящая для этого в связи с намерением федеральнойвласти во главе тогда еще с председателем правительства РФ В. Путиным усилитьроль Центра в жизни государства и ужесточить контроль над выполнениемроссийских законов.
Анализ проекта закона показывает, что в нем имеютсянекоторые противоречия и несоответствия с федеральными законами, регулирующимивопросы гражданства РФ, что в случае принятия его в такой редакции можетвызвать определенные правовые коллизии в отношениях Республики Башкортостан сфедеральным центром. Например, в проекте закона говорится, что граждане РБимеют и гражданство Российской Федерации, но граждане РФ, находящиеся натерритории республики, не имеют гражданства РБ, а только пользуются правами инесут обязанности граждан Республики Башкортостан.
В нем также констатируется, что «РеспубликаБашкортостан поощряет приобретение гражданства Республики Башкортостан лицамибез гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства». Этоположение противоречит ст. 71 Конституции РФ и ст. 22 федерального закона «Огражданстве Российской Федерации», которая гласит: «Прекращение гражданстваРоссийской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республики всоставе Российской Федерации». По российскому закону следствием прекращенияопределенного гражданства является его отсутствие, а отсутствие гражданстваРоссийской Федерации должно предполагать и невозможность получения гражданстваРеспублики Башкортостан.
Необходимо отметить, что, несмотря на широкоетолкование законопроектом республиканского гражданства, он не настолько радикален,насколько его хотели бы видеть некоторые лидеры башкирского национальногодвижения. В частности, в проекте нет положений, учитывающих их требования обавтоматическом предоставлении двойного гражданства этническим башкирам,проживающим за пределами Башкирии, а также поощрения их возвращения наисторическую родину.
3. Закон «О языках народов Республики Башкортостан».
Еще один пример преобладания этнического подхода надобщегражданским в национальной политике современной Башкирии — это принятие вфеврале 1999 года закона «О языках народов РБ». Проект закона былвнесен в парламент республики в порядке законодательной инициативы президентомРБ М. Рахимовым. Уже с момента своего появления и первого обсуждения (в декабре1998 г.) в Госсобрании РБ законопроект, несмотря на замалчивание официальнымиСМИ республики этой темы, мгновенно вызвал реакцию общественности и, в первуюочередь, национальных движений, позиции которых поляризовались. Особеннонегативно отнеслись к проекту закона общественные организации татарскогонационального движения. В знак протеста против принятия закона это движениеорганизовало пикет перед зданием Государственного Собрания РБ, который былразогнан милицией.
Примерно такой же была реакция на законопроектрусского общественного объединения «Русь». Напротив, организации башкирскогонационального движения приветствовали принятие закона о языках в предложеннойредакции.
Наибольшее недовольство татарскихобщественно-политических организаций вызвала 3 статья закона, в которойгосударственными были объявлены башкирский и русский языки. Эти организациипотребовали предоставления статуса государственного также и татарскому языку.Дело в том, что по данным статистики башкирский язык в республике признаютродным только около 16% населения. Тогда как татарский язык является родным для30% населения, в т.ч. для более чем 20% башкир РБ. Татарское национальноедвижение Башкирии в своих требованиях нашло поддержку в лице руководстваТатарстана, которое открыто выступило в защиту языковых прав своих соплеменниковв соседней республике. Во время обсуждения в парламенте Башкирии проекта законао языках Государственный Совет Татарстана принял обращение к депутатамГоссобрания РБ, в котором выражалась надежда, что в принимаемом законодательномакте будет определен государственный статус языка татарского населения,составляющего значительную часть многонационального народа республики. Однакона данное обращение высшего представительного органа Татарстана башкирскиепарламентарии никак не отреагировали.
Как правило, государственный статус того или иногоязыка устанавливается конституцией. В Конституции РБ, принятой в 1993 г.,никаких упоминаний о государственных языках республики нет. В данном случае,констатируя, что государственными языками в Республике Башкортостан являютсярусский и башкирский, закон не опирается на конституционные нормы.
Чем же было аргументировано решение руководящей элитыБашкирии о предоставлении статуса государственного только двум языкам?
Формально принятый закон основывается на реанимациирешения Второго всебашкирского съезда советов 1921 г., провозгласившегогосударственными языками республики башкирский и русский. Однако это решениебыло принято в географических рамках так называемой Малой Башкирии, доприсоединения к ней Уфимской губернии, составляющей 2/3 территории современнойБашкирии. Вторым аргументом стало то обстоятельство, что государственный статустатарского-языка в пределах России уже определен в Республике Татарстан. Этотязык, как и язык чувашей, марийцев, мордвы и других народов, не может иметьстатус государственного одновременно в двух субъектах Российской Федерации.
Однако есть более глубинные мотивы, которые побудиливласти РБ подобным образом определить статус.языков:
Государственный статус дает право на ведение на этомязыке делопроизводства в органах власти, выделение госбюджетных средств на СМИ,книгоиздание, образование и т.д. Естественно, предоставление статусагосударственного татарскому языку могло означать сокращение государственныхфинансовых ресурсов для развития и функционирования башкирского языка… .
Как известно, башкиры занимают третье место (22%) почисленности среди населения Башкирии, заметно уступая русским (39%) и татарам (29%).В западной же Башкирии (территория к западу от Уфы) татары составляют демографическоебольшинство населения, а башкиры здесь татароязычны. Предоставлениегосударственного статуса, безусловно, способствовало бы усилению ролитатарского языка в РБ и ускорило бы процесс формирования у татароязычных башкиртатарской этнической идентичности, что в дальнейшем привело бы к еще большомуразрыву в численном соотношении между башкирами и татарами. В свою очередь,значительный демографический перевес татар в Башкирии, особенно в западной еечасти, мог бы усилить в среде татарского национального движения сепаратистскиенастроения.
Именно по вышеназванным мотивам в Башкирии в течениедесяти лет ее суверенного развития законодательное определение статуса языков,в отличие от других республик в составе Российской Федерации, несколько разоткладывалось. Еще в 1990 г. Верховный Совет РБ попытался принять Декларацию огосударственном суверенитете, в которой государственным языком провозглашалсябашкирский, а русский языком межнационального общения. Позже, в 1992 г. впарламент республики был внесен и обсуждался закон о языках (в нем статусгосударственного закреплялся за башкирским и русским языками). Обе попытки в тегоды закончились неудачно, т.к. вызвали резкий протест татароязычнойобщественности Башкирии. По этой же причине статус языков не был определен вКонституции РБ, принятой в декабре 1993 г.
Второй нормой закона «О языках народов РБ», вызвавшейпротест прежде всего русскоязычной общественности республики, стало содержаниестатьи 13, в которой вводится требование сдачи квалификационных экзаменов навладение государственными языками для кандидатов на должность президента РБ.Однако, согласно данным последней (1989г.) переписи населения, башкирскимязыком владеют 0,2% русских республики и столько же татар, а для 5% башкирродным языком является русский. В свою очередь, 75% башкир с родным башкирскимсвободно владеют русским языком.
Необходимо также признать, что во всех остальныхслучаях закон довольно либерален. В нем гарантируется возможность широкогоиспользования всех языков, в т.ч. в сфере государственной жизни, поддержка ихсо стороны государства. Согласно тексту закона, все языки, на которых говорятжители Башкирии, равны, но все же два из них «равнее».
В чем же причина столь упорного проталкиванияпрезидентом РБ, а за ним и депутатами Госсобрания республики закона о языках вподобной редакции? Почему был принят закон, очевидно не учитывающий сложившуюсяв республике языковую ситуацию, несмотря на наличие предыдущего негативногоопыта и угрозу ухудшения отношений с Татарстаном? На наш взгляд, у руководящейэлиты РБ для принятия такого решения могли быть несколько причин. Самая главнаяиз них — это то, что с принятием закона о языках подводится правовая база подстатьи законов «О президенте РБ» и «О выборах Президента РБ», которые требуютот кандидата на пост президента республики знания башкирского и русскогоязыков. Именно отсутствие закона о языках было одним из главных оснований длярешения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1998 г. онеправомерности положений по языковому цензу в вышеупомянутых правовыхдокументах РБ. Установив языковой ценз, руководящей политической элите Башкирииудастся значительно сузить круг претендентов на пост президента республики.
4. Этническое представительство в органахгосударственной власти — важнейшая составляющая национальной политики.
Государственное регулирование межэтнических отношений,в т.ч. воздействие на этнический состав государственных органов, практическиполностью проводится исполнительной властью. В связи с этим в осуществлениинациональной политики в РБ и, в первую очередь, кадрового аспекта, очень высокароль субъективного фактора — многое зависит от степени этнической ориентации,межнациональной культуры и происхождения того или иного чиновника. Поэтому вданной сфере общественных отношений в РБ решающее значение имеет национальныйсостав кадров высших исполнительных структур государственной власти:Администрации президента, Кабинета министров, глав администраций городов ирайонов.
Анализ кадрового состава высшего руководствареспублики показывает явное преобладание титульной национальности над другимиэтническими группами (см. таблицу 1).
В республике этнический фактор является наиболеедейственным рычагом резкого «сужения» социальной базы потенциальныхпретендентов на высшие государственные посты. На этом еще кадровый отбор незавершается, на теневом уровне срабатывают субэтнические, земляческие иклановые признаки. Например, из четырех человек в составе высшего руководствареспублик три наиболее влиятельных лица республики, в руках которыхсконцентрирована практически вся полнота власти, происходят из юговосточнойБашкирии: президент, премьер-министр и глава администрации президента. Еслипрезидент РБ обладает практически неограниченной властью, в т.ч. оказываетрешающее влияние на законотворческую деятельность высшего представительногооргана республики, то глава администрации президента отвечает за подбор кадров(глав администраций городов и районов, министерств и ведомств, судей,руководителей государственных предприятий и учреждений), а рольпремьер-министра велика в хозяйственной жизни, он обладает значительнымиэкономическими рычагами.
Таблица 1
Национальный состав исполнительной власти РеспубликиБашкортостан в начале 2000 г., %*
Националь
ность
Высшее
Руково
дство**
Кабинет
Министров
Главы адми
нистраций
Удельный вес эт
нической
группы в составе
населения РБ Башкиры 100 59,6 54,8 21,8 Русские 25,9 23,3 39,3 Татары 11,1 16,4 28,5 Другие 3,7 6,5 10,3
*При составлении таблицы использованы подсчетыР.Р.Галлямова, приведенные в его статье «Постперестроечная эволюцияполитических элит российских республик: этнический аспект»
(журнал ” Этнопанорама”. 2000 г., №1, С.24).
**В высшее руководство нами включены четыре наиболееключевые фигуры в исполнительной вертикали государственной власти в РБпрезидент, глава администрации президента, премьер-министр и государственныйсекретарь.
Об этом подробнее смотрите: Галлямов P.P. Политическиеэлиты российских республик: особенности трансформации в постсоветский период//Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе(материалы международного семинара). М, 1999. С. 163 174.
Кроме них, из юго-восточного региона происходят ещенесколько глав наиболее значимых министерств, в т.ч. министрвнешнеэкономических связей и торговли Р.Гарифуллин. По Конституции РБ вторымлицом в республике считается председатель Государственного Собрания РБ. Нынеэтот пост занимает К.Толкачев, русский по национальности. Но фактически егополномочия и власть парламента, как высшего представительного органа ипротивовеса исполнительной власти, является весьма символичной.
Относительно национального аспекта в кадровой политикеруководства республики высшее должностное лицо РБ — президент РБ М.Рахимоввысказался на страницах средств массовой информации следующим образом: «Унас знаете как? Снимешь, например, татарина, так татары начинают шуметь, чтообижают в Башкирии татар, снимешь башкира — тоже ропот идет, а снимешь русского— тут же тебя обвинят в национализме. Сложно в этом отношении. Поэтому кадрыоцениваем только по деловым качествам. Глав администраций я назначаю указом. Вто же время все они баллотировались в Государственное Собрание. К нашемуудовлетворению, народ за них проголосовал. И эта система правильна, потому чтосегодняшний глава района имеет больше прав, чем прежде имели секретари райкомовпартии.
Конечно, приходится учитывать и национальность.Скажем, если в районе большинство населения — русские, значит, желательновидеть там главой администрации русского. Но не всегда так получается. Вот,например, в одном районе я назначил русского главой администрации, а он несправился, оказался пьяницей. Пришлось поставить на этот пост татарина, ноучитывая, что жена у него русская, я думаю, у них там — интернационал…
Так что подход дифференцированный, хотя на селе восновном ставим местные кадры. А там живут, главным образом, татары, башкиры,удмурты, марийцы, чуваши…»9
В кадровой политике республики дело не ограничиваетсятолько неформальными связями и симпатиями или антипатиями высшего руководства.В силу вступает право официальное провозглашение в республике этническогопризнака в качестве квалификационного позволяет легитимировать этнизациюсостава руководящей политической элиты. Имеется в виду статья 92 КонституцииРБ, законы «О Президенте Республики Башкортостан», «О выборахПрезидента Республики Башкортостан» и «О языках народов РеспубликиБашкортостан», которые требуют от кандидата на пост президента республикизнание башкирского и русского языков. Установив языковой ценз, руководящейполитической элите Башкирии удалось значительно сузить круг претендентов напост президента республики.
Изучение этнического состава депутатского корпусаГоссобрания РБ двух последних созывов также свидетельствует о доминировании внем депутатов башкирской национальности и не соответствует удельному весуэтнических групп в общей численности населения республики. Например, долядепутатов этнических русских почти в два раза меньше доли русского населенияБашкирии, и, наоборот, доля депутатов-башкир в два раза превышает удельный весэтноса в составе всего населения (см. таблицы 2, 3). Здесь на формированиекачественного состава депутатов, в т.ч. и национального, также решающее влияниеоказывает высшее руководство республики. Конечно, сам по себе национальныйсостав органа законодательной власти еще не означает возможность обязательногоискажения оптимальной кадровой политики. Рецидив чрезмерной коренизации властив Башкирии кроется в отсутствии юридических норм, четко разделяющихзаконодательную и исполнительную ветви власти, что являются обязательнымусловием функционирования правового государства.
Таблица 2
Национальный состав депутатов Палаты представителей ГосударственногоСобрания РБ первого и второго созывов*Национальность Первый созыв Второй созыв Удельный вес этноса в РБ, % Количество % Количество % Башкиры 58 40,0 63 43,7 22 Русские 33 22,5 33 22,9 39 Татары 44 30,0 41 28,9 29 Чуваши 2 1,4 2 1,4 3,0 Украинцы 3 2,0 2 1,4 1,9 Корейцы 1 0,7 1 0,7 0,0 Марийцы 2 1,4 2 1,4 2,7 Другие 3 2,0 — — 2,4 Всего 146 100 144 100 100
Составлена по данным ЦИК РБ.
Таблица 3
Национальный состав депутатов Законодательной палаты ГосударственногоСобрания РБ первого и второго созывов*Национальность Первый созыв Второй созыв Количество % Количество % Башкиры 22 55,0 17 56,7 Русские 9 22,5 5 20,0 Татары 6 _15,0 6 16,7 Чуваши 1 2,5 1 3,3 Украинцы 2 5,0 Мордва 1 3,3 Всего 40 100 30 100
*Составлена по данным ЦИКРБ.
Почти все основные полномочия двухпалатного парламентаРБ сосредоточены в Палате представителей. Законодательная палата, работающая напрофессиональной основе, выполняет главным образом аппаратные функции разработкизаконопроекта и выдвижение его на утверждение. Результаты прошедших в марте1999 г. выборов в республиканский парламент свидетельствуют, что в верхнююпалату уверенно прошли 73 из 74 глав администраций и представители высшегозвена исполнительной власти. Этот факт еще раз подтверждает мобилизационныевозможности местной исполнительной власти. Правила игры по двухмандатнойсистеме округов по выборам депутатов Палаты представителей таковы, что онипозволяют избегать прямой конкуренции между главами администраций ируководителями министерств, а также директорами крупнейших промышленныхпредприятий. Поэтому и те и другие практически без потерь становятся депутатамиверхней палаты.
Подобная ситуация в РБ, когда есть явные признакисрастания исполнительной и законодательной ветвей власти, таит в себе большуюпотенциальную опасность нарушения оптимального сочетания интересовпредставителей этнических групп при осуществлении государственной политики вугоду тем или иным группам или лицам из властвующей элиты республики.
Формально-правовое, политическое и экономическоедоминирование в государственной структуре Башкирии органов исполнительнойвласти над всеми другими органами власти и институтами можно охарактеризоватькак авторитарный тип политического режима. Он является главным определителем вформировании кадрового корпуса республиканской власти (не только главадминистраций городов и районов, министерств и ведомств, судей, но и такжеруководителей крупных государственных предприятий и учреждений). В этих условияхведущее значение в кадровых перемещениях имеют различные аппаратные игры и иныеспособы закрытой политики, в ущерб гласным и демократическим принципам.
5. Проблема доступа этнических групп к власти вобщественном мнении.
Как уже было отмечено выше, этнический составРеспублики Башкортостан является очень пестрым. Численно в республикепреобладают башкиры, русские и татары. В совокупности они составляют около 90%населения РБ. Поэтому эти три этнические группы определяют этнополитическуюжизнь республики. Именно их национальные движения представлены в РБорганизациями (партиями, объединениями, центрами и пр.), которые неограничиваются только культурно-просветительской деятельностью, но имеют (вразной степени) и политическую направленность. В столице республики Уфе,которая является центром этнополитической жизни Башкирии и где сконцентрированоболее ‘/4 населения РБ, этнический расклад заметно отличается отобщереспубликанского: башкир в этом городе 11%, русские составляют болееполовины населения — 54%, татары — 27%, другие — 8%10. Такой этнический составстолицы играет важнейшую роль в соотношении сил, т.к. в ней размещены почти всевузы и научные учреждения республики, сконцентрирована местная этнополитическаяэлита и основная часть наиболее активно участвующей в национальном движениитворческой интеллигенции. Здесь находятся различного рода центры, партии,объединения и прочие с этнонациональной направленностью.
Анализ результатов выборов последних летсвидетельствует о том, что в последние годы у населения Башкирии происходитопределенный рост этнической компоненты самосознания. Несмотря на жесткиеусловия авторитарно-номенклатурного режима власти в республике, разбуженнаяэтничность (в т.ч. и государственным патернализмом) часто выходит из-под контролявластвующей элиты и начинает «играть на своем политическом поле».
Этнический фактор оказывает заметное влияние наэлекторальное поведение граждан. Например, в 1998 г.национально-ориентированные общественные организации башкир, русских и татарвыдвинули своих кандидатов. Действие этнического фактора на предпочтенияизбирателей также довольно четко прослеживалось и во время выборов вГосударственное Собрание РБ в марте 1999 г. Наиболее наглядно оно проявилось встолице республики Уфе. В семи, из восьми имеющихся в городе, одномандатныхокругах по выборам депутатов в Законодательную палату Госсобрания РБбаллотировались кандидаты с фамилиями и именами как русско-христианского, так имусульманского татаро-башкирского звучания. Во всех семи округах победу одержаликандидаты с христианскими фамилиями. Здесь заслуживает внимания тот факт, что вчисле победителей были и те претенденты на депутатский мандат, которые ранее небыли замечены в публичной политике. К тому же по привлеченным в ходеизбирательной кампании административным, организационным и финансовым ресурсамэти кандидаты явно уступали кандидатам с мусульманскими фамилиями и не имелипокровительства со стороны республиканского руководства.
Этнический фактор играл заметную роль и в ходепоследних выборов депутатов в Госдуму РФ в декабре 1999 г. Складывающаясятенденция усиления этнического фактора в электоральном поведении, на нашвзгляд, может быть следствием, проводимой высшим руководством республикикадровой политики, вернее — нарушения пропорционального представительстваэтнических групп во власти. Подобная ситуация не может не тревожить, т.к.усиление этнической идентичности у людей идет во многом за счет ослаблениярегиональной и общероссийской идентичности. Она происходит, на наш взгляд, вомногом за счет преобладания этнического подхода в национальной политике надобщегражданским или надэтническим подходом. Ускоряет эту тенденцию плохаясоциально-экономическая ситуация в республике (как и в целом в России) исвязанная с ней социальное недовольство населения. Поскольку ключевые позиции вруководстве Башкирии сегодня принадлежат этническим башкирам, постолькуоппоненты нынешних властей ответственность за кризисное положение Башкирииочень часто возлагают на этнократическое руководство республики. Эта тенденциядолжна заслуживать особого внимания органов государственной власти иученых-специалистов, т.к., во-первых, она может привести в будущем к ослаблениюсоциального единства республики и явится определенным препятствием вформировании и укреплении регионального самосознания у населения республики поофициально провозглашенной формуле «Многонациональный народБашкортостана» как составной части общероссийской идентичности.
Во-вторых, при условии изменения сложившегосяполитического режима в республике в будущем в сторону его либерализации,этнические башкиры, составляющие чуть более 1/5 населения, по итогам выборовпрезидента РБ, а также в представительные и исполнительные органы власти,всегда будут оказываться в меньшинстве. Русское и татарское демографическоебольшинство будет просто переголосовывать башкирское меньшинство. В связи сэтим может возникнуть другая крайность — резкое сокращение доли башкир ворганах государственной власти. Безусловно, подобная ситуация может вызвать ещеболее негативные этнополитические процессы.
6. Институт местного самоуправления в системенациональной политики.
Важнейшее звено государственного устройства — этоорганы местного самоуправления. Положение муниципалитетов во властнойвертикали, правовые и социально-экономические основы их функционированияявляются одним из главных определителей, характеризующих существующуюполитическую систему в стране или регионе. Безусловно, для укреплениясоциально-политического единства (в т.ч. и этнополитического) РФ, ее регионов,для поступательного социально-экономического развития необходимо обращатьособое внимание на деятельность института местного самоуправления, наполнениеего реальным содержанием. Специально проведенные в республике исследованиясоциологами Башкирской академии государственной службы и управления припрезиденте РБ показали, что на уровне населенного пункта, района люди разныхнациональностей чаще всего выражают единодушие по тем или иным проблемам,спокойнее относятся к вопросам межэтнического взаимодействия, находят способыудовлетворения потребности в национально-культурном самоопределении, здесьпрактически отсутствуют предпосылки к сепаратизму’ .
В Башкирии главы администраций городов и районовназначаются президентом республики. А в соответствии с законом «О местномсамоуправлении в Республике Башкортостан» местное самоуправлениеорганизовывается только территориями сельских и поселковых Советов. На уровнегородов и районов органы местного самоуправления не действуют. В связи с этимнельзя не согласиться с выводом группы уфимских политологов о том, что «средипредставителей правящей элиты (имеется в виду республиканской И.Г.)господствует убежденность в том, что для самостоятельного управления на местах,без вмешательства и контроля государственной власти, время еще не настало. Судяпо всему, пока нет предпосылок к тому, что развитие местного самоуправления вреспублике будет осуществляться в соответствии с федеральными конституцией изаконодательством»15.
Это свидетельствует о том, что в Башкирии, как и внекоторых других субъектах РФ, сформировался авторитарный политический режим, аорганы муниципальной власти поглощаются структурами региональной исполнительнойвласти. Реальностью современной российской действительности является то, чтоместное самоуправление играет всего лишь роль своеобразнойпсевдодемократической декорации, «встроенной» в региональное политическоепространство таким образом, чтобы исключить любые его попытки статьполноправным субъектом политической и экономической жизни регионов. Практика обсужденияи принятия законов РФ весной-летом 2000 г., нацеленных на укрепление властнойвертикали, еще раз показала, что главы регионов весьма неохотно расстаются хотябы с частью властных полномочий и возможностью распоряжаться местными ресурсамии собственностью.
В контексте нашего исследования представляет интересотношение республиканского руководства к институту национально-культурнойавтономии, который по российскому законодательству является одной из формместного самоуправления. По Закону РФ «О национально-культурной автономии»(принят в июне 1996 г.), а также Концепции государственной национальнойполитики РФ (утверждена Указом Президента РФ в июне 1996 г.) важнейшая роль встановлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местногосамоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей испособствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов.Субъектом национально-культурной автономии могут быть любые народы илиэтнические группы независимо от территории расселения и статуса. Онапредусматривает возможность, кроме образовательно-культурной деятельностилюбого уровня, культурно ориентированной предпринимательской деятельности, праваобщинной собственности, также организации особых форм политическогопредставительства и право законодательной инициативы. Видимо, республиканскоеруководство усмотрело в этом праве национальнокультурной автономии возможностьее посягательства на власть и территориальную целостность. Поэтому в ответроссийскому закону в 1997 г. в Башкирии принимается собственный закон, которыйназывается «О национально-культурных объединениях граждан в РБ». В этом законедаже нет упоминаний о существовании Закона РФ «О национально-культурнойавтономии». Он ограничивается предоставлением гражданам права на организациюобщественных объединений и во многом сужает те возможности для саморазвития исамоорганизации этнических групп, которые допускает и предполагает российскийзакон. Именно этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что в Башкирии досих пор не зарегистрирована ни одна республиканская национально-культурнаяавтономия.
Результаты многих социологических опросов наглядноиллюстрируют крайнюю слабость в республике, как и в России в целом, местногосамоуправления — важнейшего составляющего гражданского общества. Это ощущаютвсе граждане республики, независимо от их этнической принадлежности.Несомненно, сегодня проблема гражданского участия в управлении страной людейдаже больше волнует, чем проблема этнического представительства во власти.Поэтому это обстоятельство является своего рода фактором, который имеет дляграждан полиэтничной Башкирии социально объединяющее значение.
Развитость институтов местного самоуправления являетсясвоего рода показателем уровня демократичности государства. На наш взгляд,одной из причин широкой общественной поддержки политики В.В.Путина до и послепрезидентских выборов являются его заявления и конкретные действия поукреплению, с одной стороны, вертикали государственной власти и, с другойстороны, развитию местного самоуправления.
Опыт Башкирии свидетельствует о том, что сегодня в еенациональной политике этнический подход доминирует над общегражданским.Государство (в данном случае РБ) само способствует усилению этническогокомпонента в самосознании граждан. Анализ важнейших составляющих частейнациональной политики (правовой, управленческой, кадровой) показываетдоминирование этнического подхода. Стремление же правящей элиты к строительствугражданского общества и общегражданской идентичности пока не являетсяруководством для их повседневной деятельности, а остается в большей степенидекларацией, оторванной от реального положения дел в сфере национальнойполитики.
Список литературы
1. Население Башкирии по результатам Всесоюзнойпереписи населения 1989 г. Уфа, 1990. С. 61.
2 Киекбаев М.Дж. Башкиры в городах Башкортостана:история и современность (опыт историко-этнографического иэтносоциологичеекого исследования). Уфа, 1979, с. 40-70
3. Габдрафиков И.М. Республика Башкортостан. Модельэтнологического мониторинга. М., 1998. С. 18-21.
4. Власов В. Башкортостан экономически стабильныйрегион //Ватандаш. №8, 2000 г. С.З.
5. Концепция и Программа социально-экономическогоразвития Республики Башкортостан на 1997 2000 годы и до 2005 г. (Проект). Уфа,1997. С. 44.
6 См. например: Проект государственной программыРеспублики Башкортостан по решению национальных и межнациональных проблем насовременном этапе (Государственная программа «Этносы Башкортостана»). Уфа,1994. 99 с.; Государственная программа возрождения и развития башкирскогонарода. Уфа, 1995. 70 с.
7 Из ежегодного послания Президента РБ Госсобранию.Март 1996
9 «Известия Башкортостана», 7 февраля, 1996 г., N24.
10 Население Башкирии по результатам Всесоюзнойпереписи населения 1989 г. Уфа, 1990. С. 61.
14 Лаврентьев С.Н., Еникеев А.Г., Савичев В.Л.Федерализм для Башкортостана: мотивы и перспективы развития политическогопроцесса // Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. М.,1998. С. 143.
15 Лаврентьев С.Н., Еникеев А.Г., Савичев В.Л. Указ.соч. С. 141.
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.policy03.narod.ru