Оглавление ВВЕДЕНИЕ Глава 0. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 0.Основы социальной защиты населения 0. Методология социальной работы. Проблематика и задачиГлава 0. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ0. Психолого-ориентированные теории0.0.0.
Экзистенциальная модель теоретического обоснования социальной работы 0. Гуманистическая модель теоретического обоснования социальной работы 0. Социолого-ориентированные теории0. ИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ В 00-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества
предметом пристального внимания ученых и практиков стала проблема многодетной семьи в контакте социальной работы. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения она становилась все менее эффективной и неадекватной новым порождаемым переходом к рыночной экономике потребностям общества. Причина тому – связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.
В новых условиях хозяйствования это объективно заводит в тупик всю систему социальной защиты населения что как показывает исторический опыт порождает угрозу социальной стабильности общества. Тупиковость нынешней системы социальной защиты обусловлена противоречивостью и непоследовательностью практики в данной сфере радикально-либеральных реформаторов. С одной стороны опасаясь в условиях резкого спада материального благополучия большинства населения
роста социальной напряженности они боялись затронуть социально-иждивенческую составную сложившейся в советские времена системы социальной защиты являющуюся основой относительного благополучия подавляющей части нынешнего российского общества. С другой эти же реформаторы пытались спешно встроить в данную систему в том числе в систему госсоцстраха отдельные как правило заимствованные из западного опыта звенья рыночного характера. При этом каждое правительство внедряло разные звенья. В результате практика социального реформаторства характеризовалась и поныне характеризуется концептуальной эклектикой что обрекает ее на малоэффективность. Эти и ряд других обстоятельств и порождают актуальность исследования концептуальных моделей социальной работы как формы социальной защиты населения и обеспечения социальной стабильности общества выработки концепции ее наиболее адекватной потребностям пореформенного периода. Задача реформирования системы социальной защиты должна включать в себя вопросы во-первых построения
новой концепции социальной защиты во-вторых разработки модели социального страхования с учетом места в нем государственного социального страхования в-третьих механизма перестройки. При этом рассчитывать на прямое заимствование как дореволюционного российского так и мирового опыта не приходится слишком велики различия в исторических и социально-экономических условиях. Вместе с тем было бы неверным совсем отказываться от творческого использования позитивного отечественного
и зарубежного опыта. Наиболее остро проблемы социальной защиты проявляются в многодетных семьях. Разработка адекватной потребностям переходного периода модели социальнй защиты требует объективной оценки сегодняшних реалий и более четкого прогнозирования тенденций общественного развития. Прежде всего социально-экономического социально-демографического и социально-психологического. Необходимо учитывать вытекающие из этих тенденций возможности реформирования и в частности тот факт
что наше государство оказалось в довольно критической финансово-экономической ситуации. Нельзя закрывать глаза и на сами растущие потребности многодетных семей в социальной защите. Только с учетом этих и ряда других обстоятельств возможно грамотно выстроить и механизмы перехода к новой системе социального страхования. Глава 0. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 0.Основы социальной защиты населения Современное понимание основ социального развития исходит из того что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей установление гарантированного минимального размера оплаты труда обеспечение государственной поддержки семьи материнства и детства инвалидов и пожилых граждан развитие социальных служб установление государственных пенсий пособий и иных гарантий социальной
защиты среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни инвалидности потери кормильца и др Провозглашенная политика перехода от жестко планируемого способа хозяйствования к рыночным отношениям от тоталитаризма к демократии сопровождается серьезными социальными издержками чреватыми не только бедами для отдельных личностей но и потерями для духовного и физического существования некоторых слоев населения. В их основе – свертывание отечественного производства рост межэтнической
розни огромный урон который ныне несут наука образование культура здравоохранение и т.д. Подобные негативные процессы обуславливают падение уровня и качества жизни населения ухудшение положения его слабо защищенных слоев особенно это сказывается на многодетных семьях наблюдается разрыв социальных связей деградация социальной инфраструктуры такой семьи и появление реальной угрозы человеческому потенциалу страны. Среди множества разнообразных черт определяющих соотношения и тенденции развития современного
общества есть две характерные черты значение которых трудно переоценить. Первая из них выражается в том что деятельность государства приобретает в официальных документах все большую и большую социальную направленность т.е. при определении приоритетов развития все более и более учитываются потребности человека как высшие ценности общества в соответствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты основной целью которой является всестороннее оказание разовой и или постоянной помощи индивиду группе попавшему в трудную жизненную ситуацию с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации. Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением множества социальных проблем порожденных не только реформированием экономики но и крушением системы ценностей падением нравственности.
Подобно всем социальным институтам институт социальной защиты и социальной работы в конечном счете выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства. Социальная работа в многодетных семьях этична в своих исходных моментах и по своей сущности
является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности в ней не существует таких ограничений предписаний и норм которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы одобряемые обществом. Ныне резко изменившаяся социальная обстановка в стране процессы обострения социальных отношений требуют осмысления анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с многодетными семьями разработать социальные технологии понятные и убедительные приемы организации
и проведения социальной работы. Как свидетельствует мировой опыт во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов принятии решений местными органами власти и общественными организациями. Практика показывает и у нас особенно что часто люди сталкиваются с проблемами которые не могут решить ни они сами ни члены их семей ни друзья ни соседи ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники. Затянувшееся кризисное состояние неясность перспектив развития усталость населения состояние аномии то есть распад существовавшей системы морально-нравственных ценностей и отсутствие внятной новой общепринятой системы – все это приводит к тому что в психологической поддержке нуждается все больше людей.
Усложнение структуры гражданско-правовых отношений появление множества нормативных актов ряд которых противоречит прежде существовавшим или друг другу усиливают потребность в правовом консультировании. Нужда в поддержке в условиях безработицы или угрозы безработицы в содействии самозанятости и самообеспечению повышает роль социальных служб оказывающих помощь в этой области. Все это позволяет сделать вывод что в условиях России потребность в социальной работе является особенно
острой и всеобщей. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем кто не защищен в социальном плане пожилым людям инвалидам детям лишенным нормального семейного воспитания лицам с психическими расстройствами алкоголикам наркоманам больным СПИДом семьям из групп риска лицам с девиантным поведением и др. Социальная работа – универсальный социальный институт ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо
от социального статуса национальности религии расы пола возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Термин социальная работа тесно связан с функционированием рыночной экономики поскольку достижения ее эффективности сопровождается социальным расслоением. Если не создана сеть социальной поддержки то обостряются проблемы в социальной сфере возникает социальная напряженность. В странах развитой рыночной экономики на протяжении десятилетий создавались и довольно успешно действуют институты социальной поддержки людей. Профессия социальный работник относится здесь к числу самых распространенных а социальные структуры имеют как государственную так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области С.р. является признание ее как важнейшей деятельности подтверждающей степень социальной защищенности
личности соблюдение первейших прав человека уровень гуманизации общества. В жизни к сожалению случаются несчастья болезни катастрофы которые могут вполне благополучного человека семью социальную группу вытеснить в число неблагополучных нуждающихся во внешней помощи. Семейные проблемы дестабилизирующие межсупружеские или родительско-детские отношения могут возникнуть в любой семье независимо от ее социального статуса и материального положения.
Проблемы подростков в пубертатном периоде или пожилых людей являются практически неизбежными и эти категории населения а также их близкие нуждаются в помощи для их разрешения. Поэтому во всем мире давно осознали что социальная работа нужна всем слоям группам и индивидам хотя некоторые нуждаются в ней потенциально а другие – уже актуально. Кому же оказывают помощь социальные работники? Перечень клиентов в известной мере отражает краткую
но насыщенную историю развития этого вида деятельности. Социальная работа ориентирована на индивида в этом контексте многодетная семья рассматривается мной как сообщество индивидов часть социума. Поэтому помощь должна быть направлена не только на социальный слой большую группу территориальную общность – каждый представитель этих больших масс отдельный человек имеет право на счастье благополучие и развитие своих способностей. Первоначально социальная работа велась именно как работа с индивидами. Однако позднее стало ясно что попытки изменить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказываются эффективными если не воздействовать на их непосредственное окружение на ближайшую социальную сеть в которую они вовлечены. Это привело к становлению семейной и групповой социальной работы. Воздействие на многодетную семью невозможно без воздействия на каждого ее члена.
Изменения в поведении и самочувствии отдельных членов семьи ведут за собой изменение напряженности внутрисемейных взаимоотношений трансформацию семейных коммуникаций и т.д. То же можно сказать и о работе с группой. Влияние непосредственного окружения трудно переоценить особенно если речь идет о подростках и молодежи о людях конформных зависимых с неустойчивым характером. А эта работа в свою очередь требует разрешения проблем более широкого окружения – всего населения того
пункта где проживает данный индивид данная группа или семья. Подобное понимание выводит на необходимость обращения к общинной или коммунальной социальной работе. Вероятно бедность – неизбежный спутник современного общества так как ее причины вызваны не только недостатками здоровья личности характера интеллекта и психики не только несовременной прокреативной ориентацией обусловливающей многодетность не только эгоистической позицией работодателей включая государство но и общим дефицитом
ресурсов в мировом масштабе. Устранить бедность социальный работник не в состоянии он может действовать с целью устранения наиболее вопиющих последствий бедности с тем чтобы она не стала наследственной для данной многодетной семьи данного клиента оказать содействие в обеспечении полноценным питанием помочь получить образование и вместе с тем шансы на успешный социальный старт детям малообеспеченных родители которых не могут предоставить им таких возможностей какие предоставляются детям из обеспеченных или богатых семей гарантировать медицинскую помощь в первую очередь женщинам и детям. Есть множество таких социальных проблем которые социальные работники должны постоянно разрешать в своей деятельности но не могут разрешить их целиком и полностью. Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья. В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей.
По состоянию на конец 0000 г. их насчитывалось около 0 0 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми около 00 тыс. семей а также семьи в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов 000 тыс. семей . Еще одна категория семей получающих поддержку государства – это семьи с детьми-инвалидами. В 0000 г. было около 000 тыс. семей воспитывающих детей-инвалидов.
Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке кроме того и семьи взявшие детей под опеку попечительство . Их около 000 тыс. Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями – это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 0 0 млн. Как правило в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми в возрасте
до трех лет . Таких семей около 0 млн. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей в большинстве случаев . Помимо этого к семьям нуждающимся в особой поддержке государства должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы России на 0 мая 0000 г. в России находилось 000 0 тыс. таких семей.
Еще одна категория семей нуждающихся в поддержке – это семьи безработных имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков наркоманов правонарушителей и др. Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи но и на ее укрепление и развитие восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска молодежи Страна в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений мы обречены на вымирание. Молодежь – это особая социально-демографическая группа переживающая период становления социальной зрелости
положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. 0.0. Методология социальной работы. Проблематика и задачи.Активными усилиями ряда ассоциаций общественности России Министерства социальной защиты многих вузов в начале 00-х годов в стране при участии зарубежных специалистов проделана масштабная работа по реконструкции старой и строительству новой системы социальной работы
подготовке и переподготовке кадров социальных работников. Социальная работа стала рассматриваться общественнocтью государством и как объективно необходимое явление практика социальной жизни и как учебная образовательная дисциплина и как вполне определенная теория методология и методика т.е. специальная отраслевая наука. Существенно возросло значение теоретико-методологической работы освоения того научного богатства которым
сегодня обладает человечество. При этом все более осложняющаяся социально-экономическая обстановка в России политическая нестабильность и снижение уровня жизни абсолютного большинства населения разрушение традиционной инфраструктуры социальной сферы соответствующей командно-директивной системе управления без создания новой ставят и в ближайшем и в отдаленном будущем перед российским социальным работником все более сложные практические проблемы. Социальная работа в России нуждается в дальнейшем развитии оптимизации с учетом требований практики специфики социального развития страны а также передового зарубежного и отечественного опыта. В центре ее внимания все более отчетливо просматривается во-первых отдельный человек личность с ее непростыми проблемами жизнеобеспечения. Во-вторых объектом внимания социальной работы забот социального работника выступают устойчивые общности в которых проходит жизнь человека прежде всего – семья как первичная
ячейка социальной жизни и трудовой коллектив как ассоциация профессиональное объединение работников. В данном аспекте многодетная семья интересна как группа находящаяся на стыке этих двух положений. В-третьих можно говорить о различных социальных группах населения имеющих специфические условия жизни способы ее поддержания характерные черты социального облика специфику проблем которые они вынуждены решать и которые являются основой для разработки и осуществления программ социальной помощи на региональном
и федеральном уровнях. С точки зрения решения проблем практики социальной работы ближайшая перспектива ее совершенствования в современном российском обществе связана прежде всего с формированием системы учреждений социальной помощи и нового социального механизма защиты благосостояния обеспечения условий жизни слабых общественных групп в связи с воссозданием рыночной экономики возрождением предпринимательства. Главное что предстоит осуществить в решении этой группы проблем социальной работы в
России сводится с одной стороны к смене акцентов с государственного монопольного права и ответственности за организацию социальной защиты нуждающихся на ее полисубъектную организацию активизацию самозащитных потенций различных групп населения каждого человека. Стратегически важнейшими на этом по существу главном направлении оптимизации социальной работы в России в начале 0000-х годов оказались следующие задачи а завершение коренной реформы пенсионного обеспечения переход к более гибкой системе формирования и осуществления гарантий пенсионного обслуживания при котором государство берет на себя ответственность только и главным образом за пенсии больным инвалидам нуждающимся семьям а также за организацию деятельности осуществление системы пенсионного обслуживания в целом совершенствование правовых основ пенсионного обслуживания. Весь спектр других проблем пенсионной поддержки решается отраслевыми профсоюзами отдельными фирмами фондами частными лицами.
Формируется разветвленная сеть пенсионного страхования б реконструкция системы медицинского обслуживания населения в котором также сокращается доля полномочий и ответственности государственного сектора и возрастает роль частной практики страховой медицины кооперации частных государственных и акционерных форм организации медицинского обслуживания нуждающихся в повышение эффективности и завершение модернизации практики социального обеспечения опирающегося пока по преимуществу на систему учреждений государственного управления социальным
обслуживанием. В нем тоже постепенно возрастает доля участия отдельных фирм частных и акционерных предприятий коллективных хозяйств. Этот процесс в России отчасти начался еще в годы административно-директивного управления 0000-0000 гг. когда например в колхозах развернулось массовое строительство домов для многодетных интернатов открытие других учреждений социального обслуживания г оптимизация налоговой политики в которой дифференцируется и специализируется налогообложение слабых социальных групп а также расширение льгот
для предприятий работающих на социальную сферу поощрение спонсорства нуждающихся д создание эффективной системы помощи безработным их переподготовки повышение квалификации перепрофилирования. С другой стороны к числу коренных проблем развития практики социальной работы в России в ближайшие годы относится совершенствование системы управления социальной сферой изменение полномочий и ответственности местных региональных и федеральных органов управления в вопросах социальной защиты населения. В основе своей это определяется новыми подходами к формированию бюджетов отдельных поселений административных районов краев и областей автономных республик в составе России которые большую часть прибыли от хозяйственной деятельности и сумм налогов начинают оставлять в регионах. При этом сокращаются объемы по централизованным формам финансирования дотациям возрастает значимость целевых программ социальной помощи социальной экономической и медицинской реабилитации.
В этой связи особого внимания заслуживает ситуация в зонах экологического социально-экономического неблагополучия или даже бедствия. Например проблемы социальной работы в тех районах России что пострадали в результате аварии на Чернобыльской АЭС в золе влияния многолетних испытаний оружия на Семипалатинском полигоне в Волгоградской Челябинской и
Ленинградской областях и районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Такая ситуация при всей незавершенности начавшегося процесса реформ создает для различных уровней управления учреждениями социальной работы в России принципиально новую ситуацию. Ее главная особенность заключается в том что происходит расширение полномочий и возможностей как местного поселенческого районного так и регионального областного краевого
уровней управления социальной работой организации помощи отдельным учреждениям практикующим социальным работникам и их клиентам. В этой связи перед ученым и социальным работником в России встает целый ряд актуальных задач решение которых осложнено экономическим спадом ростом конфликтности социальной напряженности в обществе. В основе своей эти задачи сводятся к следующему а необходимо разработать правовую основу разграничения полномочий и ответственности сфер практического влияния на осуществление социальной помощи населению между различными уровнями управления ею – от местного до федерального б не менее важно на всех уровнях управления принять эффективные меры для предотвращения разрушения инфраструктуры социальной сферы начавшейся в ходе радикальной экономической реформы массовой приватизации в весьма актуальным и новым представляется комплекс задач формирования механизмов взаимодействия различных уровней управления с развитием социальной сферы не только между собой по и с различными субъектами социальной
защиты учреждениями социальной работы частного кооперативного акционерного государственного и смешанного статуса г существенно значимы и весьма актуальны вопросы национально-региональной и поселенческой дифференциации социальной работы как на концептуальном так и на прикладном технологическом уровне д нельзя не отметить и такого аспекта рассматриваемой стороны проблемы перспективного развития социальной работы в России как подготовка кадров профессиональных работников различного профиля координация их деятельности
а также соответствующего просвещения управленческого актива администраторов от местного до отраслевого и федерального уровня е наконец принципиально важно будет решать и проблему согласования подходов и практики деятельности ряда ассоциаций общественности ученых и практиков оказывающих существенное влияние на развитие социальной работы в России Ассоциации школ социальной работы ассоциации работников учреждений социальной работы ассоциации социальных педагогов и социальных работников и др.
Полезным было бы уточнение соотношения дифференциации и взаимозависимости таких явлений и понятий как социальная работа и социальная педагогика социальная защита и социальное обеспечение социальное обслуживание и социальная поддержка населения. Это тем более важно подчеркнуть что первая половина 00-х годов в России стала временем интенсивных дискуссий и активной организационно-научной образовательной учебно-методической деятельности когда более двух десятков вузов страны начали подготовку социальных работников и социальных педагогов было создано несколько крупных научных коллективов начавших специализированную или комплексную разработку теоретических и практических проблем развития социальной работы в России возникли новые формы практической деятельности социальных работников. При этом возрастает значимость оптимизации взаимодействия государственной системы учреждений социальной работы с общественными организациями социальных работников волонтеров нуждающихся их объединений координация
усилий последних. Эффективность деятельности социальных работников в ближайшем будущем в России не может не иметь тесной связи с политическими процессами политической конъюнктурой во многом зависит от нее в условиях сохранения социальной напряженности и острой политической борьбы. Весьма важное направление оптимизации социальной работы в России ближайшего будущего формируется также в контексте значительного расширения сферы задач социальных
работников дифференциации видов социальной работы их институционализации и поисков путей интеграции взаимодействия. Вполне определенно в качестве самостоятельных видов социальной работы в России уже выделились и совершенствуются социальная работа в семье социальная работа и образовании социальная работа в здравоохранении социальная работа в службах труда и занятости социальная работа в экстремальных ситуациях и с группами риска организация социальной работы.
Эти направления деятельности социальных работников определены как основные для подготовки специалистов в вузах. Все более глубоко осознается актуальность проблемы растущей социальной дифференциации в российском обществе а также развития смысложизненных ориентаций разных возрастных групп населения. В этой связи как наиболее важные стороны возникшей группы вопросов встают задачи с одной стороны социального оправдания определения масштабов дифференциации благосостояния богатств представителей разных общественных групп а с другой – сохранение стимулирующего потенциала социальной дифференциации как важного фактора повышения жизненной активности бедных и средних слоен населения овладения ими цивилизованных стандартов смысложизненных ценностей соответствующих им стратегий жизнеосуществления. Активно распространяется такой вид социальной работы как оперативная социальная и психологическая помощь в службах телефон доверия бытовых консультаций волонтерство и др.
Получает все более широкое распространение как профессиональная так и непрофессиональная добровольческая социальная работа. В начале 00-х годов в ходе глубокой реконструкции и формирования новых звеньев социальной работы в России произошло первоначальное организационно-идеологическое оформление названных видов социальной работы обозначены некоторые пути их взаимодействия оптимизации финансового и материально-технического а также политического обеспечения. Признана целесообразность использования лучшего зарубежного и отечественного
опыта социальной работы сохранения преемственности в ее развитии с учетом региональной поселенческой и национально-культурной специфики России. Однако практический эффект от уже проведенной и продолжающейся модернизации пока невелик. Значительная часть социальной работы осуществляется хотя и в новых формах но на основе традиционных структур жизнеобеспечения населения государственной системы социального и пенсионного обслуживания учреждений медицины образования охраны правопорядка армии.
Многие из проблем социальной защиты не решаются вообще либо это делается явно неэффективно. Новые структуры учреждения социальной работы лишь развертываются формируется механизм их взаимодействия с государством и населением. Вместе с тем очевидно что система социальной работы в России уже приобрела новый облик. Она в значительной степени опирается на новые концептуальные идеологические и правовые основы обновляющийся кадровый потенциал новую социальную политику государства. Отсюда очевидна и огромная значимость корректного осмысления теории и методологии социальной работы для России. В значительной степени этому может помочь данное учебное пособие в котором обобщены важнейшие современные подходы к пониманию существа и возможностей социальной работы формированию ее эффективных технологий. Особенность этого научно-методического издания в главном сводится к следующему во-первых оно дает систематическое изложение существа краткий обзор важнейших теоретических концепций социальной
работы чего в отечественной учебной и научной литературе до недавнего времени не было. Во-вторых ого спецификой является и то что группировка по ряду оснований наиболее известных и новых теорий социальной работы осуществлена в контексте выявления их практической полезности эвристической перспективы а также особенностей использования в образовательном процессе. В-третьих следует отметить последовательное соотнесение в учебном пособии теории социальной работы
с целым рядом наук о человеке и обществе философии социальной истории психологии социологии конфликтологии. Это позволило более четко определить не только специфику теории социальной работы как учебной и научной дисциплины ее научный статус но и структуру рассматриваемой отрасли социального знания. Еще одной особенностью пособия является широкое использование в нем наиболее известных зарубежных и отечественных трудов по социальной работе опубликованных до 0000 г.
В собственно методическом плане следует иметь в виду такую его специфику как наличие не только обширных списков литературы сгруппированных по главам и позволяющих уже в учебно-научном плане значительно повысить потенциал каждого из тех кто стремится углубленно освоить теоретико-методологические основы социальной работы но и проблемных заданий для самоконтроля а также опорных терминов базовых категорий каждого из разделов глав пособия. Важнейшим исходным принципом в оценке возможностей той или иной теории социальной работы здесь последовательно должна использоваться объективность а также приоритетность гуманистических ориентации. Наконец следует отметить последовательное соблюдение принципа учета национально-региональной и социокультурной специфики России определяющей подходы к возможному осмыслению и практическому использованию различных концепций социальной работы. Глава 0. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯК началу 00-х годов в научной литературе вполне
определенно обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы ее понимания как особой социальной деятельности общественного явления. Они отразили не только результаты научных поисков крупных ученых разных школ теоретического осмысления проблем социальной защиты в современном обществе но и его эволюцию изменения в самом содержании и формах социальной работы. Теория логотерапии – сложная система философских психологических и медицинских воззрений
на природу и сущность человека механизмы развития личности в норме и патологии на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Вполне определенно стало возможным говорить по крайней мере о двенадцати таких моделях. Рассмотрим их наиболее существенные особенности отдельно ибо каждая такая модель предполагает вполне определенное содержание методы и формы содействия нуждающимся профилактику кризисов а также известные теоретические основы связь со смежными науками о человеке и обществе естественными и социокультурными
основами их жизни. Наш анализ известных теоретических подходов к построению научного знания в области социальной работы по их отношению к смежным наукам оказавшим и оказывающим на него наиболее сильное влияние свидетельствует о наличии как минимум трех групп теорий 0 психолого-ориентированные теории социальной работы 0 социолого-ориентированные теории социальной работы 0 теории социальной работы психолого-социологической социолого-психологической или комплексной междисциплинарной ориентации. В рамках третьей группы теорий мы выделяем те что претендуют на вполне самостоятельный статус и характер специфического научного знания рассматривая иное – как переходные формы пути рождения новой научной дисциплины. В данной главе моего курсового проекта мы последовательно рассматриваем специфику и краткое содержание всех названных групп современных теорий социальной работы которые могут быть применены к членам многодетных семей начиная с психолого-ориентированных концепций.
0.0. Психолого-ориентированные теорииПсиходинамика как теоретическое основание социальной психосоциальной работы в ее современном виде сформировалась на основе психоанализа в его различных интерпретациях начиная с 0. Фрейда его прямых последователей и более поздних приверженцев. Разумеется и сегодня психодинамические интерпретации поведения людей являются составной частью современного психологического знания психологии как научной дисциплины.
И в этом смысле они не могут характеризоваться отраслью научного знания называемого теорией социальной работы. Их роль в данном плане ограничивается главным образом методологическим влиянием как смежной для социальной работы научной дисциплины. Однако это влияние и разработка на его основе психодинамической модели социальной работы характеризуемой чаще всего в качестве психосоциальной обусловили возникновение и развитие специфической модели обоснования конкретных технологий социальной работы оказания социальной
психосоциальной помощи отдельному человеку семье группе людей имеющих проблемы. При этом психодинамическая модель деятельности социального работника опирается на несколько основополагающих исходных постулатов. В главном они сводятся к следующему а социальный работник в контексте отношений с клиентом должен исходить из того что последний не только обладает определенной психологической структурой но и способен к ее изменению развивается под воздействием внутренних интенциональных факторов и внешних условий взаимодействуя со средой обитания б воздействие социального работника на клиента должно учитывать его социально-экономическое положение статус в системе социально-иерархических групп различных уровней управления и самоуправления. Однако главное что предполагает психодинамический подход сводится к признанию принципиально важной роли изучения и учета динамики отношений в контактной группе среде обитания клиента в психодинамические теории требуют учесть то как они оказываются полезными в процессе осуществления
конкретной помощи нуждающимся отдельному человеку г в рамках психодинамической концепции совершается не только анализ статус-кво но и использование опыта анализа эволюции отношений между клиентом и социальным работником характера отношений между персонами в конкретной среде обитания нуждающихся д психодинамическая модель социальной работы предполагает как правило возможность изменения коррекции поведения взглядов отношений клиента посредством воздействия на его внутренний мир восприятие реальностей характер отношений
в контактных группах. Особый акцент в деятельности социального работника при этом делается на понимании того что думает клиент какова его персональная ситуация требующая определенной стратегии и тактики а также в чем уникальность человека его персонального опыта социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта событий жизни индивида на его психологический облик эволюцию этого облика оценка влияния последнего на решение проблем жизнесуществования личности.
При этом социальный работник обязан учесть собственные психические особенности и динамику развития отношений с клиентом возможности контактов с людьми из его окружения динамики и характера их взаимозависимости с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта психологического склада уникальности личности того кому оказывается помощь. Психосоциальное влияние в контексте психодинамического ведения социальной работы включает несколько относительно самостоятельных этапов 0 изучение проблем которые имеет клиент 0 анализ особенностей социального положения и психического склада чувств клиента 0 сближение установление контакта социального работника и клиента 0 осмысление основных событий жизни клиента влияния последних на проблемы которые переживает человек 0 планирование согласованных действий социального работника и клиента на основе завоевания доверия последнего 0 современная деятельность соционома и клиента по разрешению его проблем.
Ценность такого подхода значительно возрастает при его сочетании с системным структурным видением проблем развития современного человека и общества что было показано наиболее обстоятельно Г. Бернером и Л. Юнссон. Экзистенциалистская и гуманистическая модели теоретического обоснования социальной работы также занимают существенное место в теории социальной защиты. В экзистенциональном обосновании социальной работы акцент делается на особенностях восприятия клиентом
отношения в системе взаимодействия субъект-объект-субъект . Осмысление и выводы об этих отношениях – главное в экзистенциальной теории модели социальной работы. В этой связи обычно рассматриваются 0 правила и роли внутри системы субъект-объект-субъект 0 более широкие системы в контексте которых существует подсистема субъект-объект-субъект и которые оказывают на нее определенное влияние 0 системы ценностей в которые верит клиент 0 как клиент борется со страхом
отсутствием безопасности 0 связь всех связанных аспектов решения проблемы. 0.0.0. Экзистенциальная модель теоретического обоснования социальной работы исходит из того что большинство эмоциональных проблем клиента возникает из четырех источников отчуждения а когда люди которые значимы в глазах клиента не признают его таковым б непоследовательность или обман в решении проблемы оценочных конфликтов в разочарование хаос или потеря личных ценностей г потеря близких людей их смерть уход измена и др Главная цель экзистенциальной технологии влияния на клиента – помочь людям приобрести удовлетворительный стиль жизни начать получать удовлетворение от жизни. При этом используются три возможных правила экзистенциальной терапии во-первых установка на изменение опыта практической деятельности клиента во-вторых ориентировка на понимание личности клиента в-третьих личностная включенность погружение социального работника в мир ценностей чувств отношений клиента.
0.0.0. Гуманистическая модель теоретического обоснования социальной работы в значительной мере играет роль философско-гуманистической базы экзистенциальной технологии оказания помощи нуждающимся как впрочем и всей практики социальной работы. В этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального мира жизни клиента признания его способностей многое решать самостоятельно опираясь на личный духовный и практический опыт. Процесс оказания помощи в рамках таких оснований ведения социальной
работы включает в себя 0 обретение смысла существования которое дает клиенту ощущение что его дела идут хорошо жизнь изменяется по пути прогрессивного развития. При этом необязательно заниматься постоянно самоизучением 0 центрирование акцентировка проблем когда социальные работники показывают клиентам что они готовы заняться их делами доказывая это практически начиная знакомиться с проблемами каждого из нуждающихся 0 действие когда социальный работник демонстрирует
деятельную открытость мобильность а клиент видит что поддержание безопасности ее ощущение не всегда необходимо. Нужно просто заниматься делом актуальным для жизни каждого из нас. Существенно важно и то что у социального работника в данной ситуации не должно быть жестко заданной модели каким следует быть клиенту или обществу среде которая его окружает а следовательно нет диагнозов или прогнозов основанных на этих идеальных представлениях Цель же работы соционома видится в том чтобы воодушевить клиента понять реальные возможности его жизни активно включиться в их реализацию. Конечно при всей универсальности таких экзистенциально-гуманистических подходов к оказанию помощи нуждающимся их нельзя одинаково конкретно использовать во всех формах организации социальной работы Во-первых это разные формы социальной помощи которые существуют нередко по разному поводу решают неодинаковые проблемы. Во-вторых следует учитывать ведомственную разобщенность учреждений
социальной работы препятствующую массовой унификации. Кроме того мы имеем дело всякий раз с различными людьми и разной сферой их обитания. Наконец гуманистической модели обоснования социальной работы чужд подход когда требуется навязывать кому-то определенную модель стандарт действия. В этом смысле социальный работник опирающийся на рассматриваемые модели социальной работы свободен в выборе форм и средств воздействия на клиента сотрудничества с ним.
Весьма важны ролевая и коммуникативная модели теоретического обоснования социальной работы тяготеющие к комплексности. В рамках данного подхода к теоретическому обоснованию социальной работы относятся некоторые компоненты социологического знания что придает им психолого-социологический характер. Однако логика обоснования целесообразной деятельности социальных работников здесь базируется преимущественно все-таки на психологическом знании. Прежде всего выясняется как понимается роль личности а она чаще
всего трактуется преимущественно в психологическом и социально-психологическом плане. Представления о личностных ролях в теориях социальной работы предполагают что люди строят свое поведение в соответствии с моделями схемами воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием. Они обычно касаются вопроса о том как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта понимания значимости актуальных событий а также того как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни. Впрочем мы допускаем что в современных условиях развитие этих моделей теоретического обоснования социальной работы и эволюция ее практики приведут к доминированию комплексной оценки рассматриваемых теоретических конструкций и особенности и плане повышения роли социально-психологического знания. В этой связи существенна важны установки и практика определенного стиля общения коммуникаций людей и соответствии с представлениями об их определенной роли в жизни.
В технологическом плане весьма значимыми являются методы освоения известных образцов поведения моделей общения людей играющих различные и идентичные роли. Не случайно обычно ролевая и коммуникативная модели социальной работы рассматриваются сопряжено. Следует учитывать и тот факт что в исходном плане ролевая теория соотносится со структурно-функциональным подходом в социологии хотя технологически реализуется в контексте психологического и социально-психологического
развития. Она исходит из того что люди занимают определенное положение в социальной структуре структурах общества имея известное место позицию которая связана с выполнением характерных для нее ролей роли . В этом смысле роль представляет собой набор определенных ожиданий или видов поведения связанных с положением субъекта жизнедеятельности. Данное положение подразумевает и то что роли всегда следует рассматривать в контексте отношений реализующихся в различных видах коммуникации.
Роли могут возникать из наших собственных или чьих-то других ожиданий представлений о должном или желаемом. Они могут быть и приписаны человеку как результат некоторых обстоятельств случается быть больным инвалидом консультантом и др. а также достигнуты человеком или предписаны ему системой правовых социально-культурных и моральных норм. Ролевые конфликты и проблемы обычно возникают когда одна роль несовместима с другой или в чем-то существенно противоречит ей. Возможны и внутриролевые конфликты что случается тогда когда различные роли выполняемые одним лицом являются несовместимыми или плохо совмещающимися. Интро-ролевой конфликт имеет место в том случае если ожидания различных людей по поводу одной и той же роли не согласуются. А ролевая неоднозначность появляется когда существует неопределенность по поводу того что конкретная роль влечет за собой. Такого рода социально-психологические аномалии затрудняют коммуникации определяют характер проблем на решение которых ориентированы как раз ролевая и коммуникативная
модели социальной работы. В этой связи они учитывают как существенно важное и то в каких обстоятельствах осуществляется коммуникация взаимодействуют люди исполняющие те или иные роли. Главной проблемой в этой связи рассматривается следование определенным ролям и отклонениям от него в различных и сходных социально-психологических ситуациях. На этой основе обычно разрабатываются оптимальные для них технологии социальной работы.
Коммуникативная модель обоснования социальной работы помимо ролевых проблем учитывает специфику средств коммуникации облегчающих или затрудняющих общение а также различия разных схем характера поведения людей в процессе коммуникации. В этой связи в круг внимания теоретиков социальной работы попадают язык и речь искусство и наука религия и мораль право и философия мифы и символы реальности. В данном своем качестве коммуникативная модель социальной работы предполагает полезную связь с другими
теориями социальной работы и технологиями ее реализации. Наиболее существенное же в данном подходе к обоснованию теории социальной работы заключается в рассмотрении коммуникативного потенциала личности и условий реализации коммуникаций. Теория коммуникации как известно была разработана вне проблематики социальной работы. Сегодня мы имеем дело лишь с ее использованием для оптимизации теории и практики организации социальной помощи людям. При этом помощь оказывается и в области поддержки способностей людей к коммуникации т.е. коммуникация выступает не только как средство обеспечения социальной поддержки но и как благо жизненная ценность осуществление жизни. Весьма показательны в рассматриваемом плане задача – ориентированная и кризис интервентная модели теоретического обоснования социальной работы. Две названные и также довольно близкие друг другу модели обоснования социальной работы для отечественной
традиции являются достаточно новыми. По крайней мере в таком терминологическом контексте в трудах по проблемам социальной работы они в нашей стране не интерпретировались. Общность и сходство этих теоретических подходов к социальной работе заключается прежде всего в том что оба они ориентируют на кратковременное относительно фрагментарное вмешательство соционома в процесс решения клиентом его проблем хотя эти вмешательства и могут при необходимости соединяться в серии.
Организационно за рубежом такие вмешательства часто основываются на контрактах соглашениях между клиентом и социальным работником. Кризис-интервентный подход основан в главном на психодинамической концепции и эгопсихологии. В свою очередь индивидуальная задача-ориентированная работа не признает какую-либо специфическую или социологическую основу для технологии методов своего осуществления. Она полностью опирается на оперативный прагматический подход который распространился в силу неудовлетворенности
долгосрочной стационарной психодинамической помощью индивидуально-психологической поддержкой личности в ряде индустриально развитых стран. Кризисное вмешательство социального работника обосновывается как его целесообразное действие которое прерывает серию событий жизни клиента усугубляющих либо ведущих к кризису нарушению нормальной жизни людей. В свою очередь задача-ориентированная работа обосновывается как деятельность сосредоточенная на определенных категориях проблем. Обе модели пытаются улучшить способность людей иметь дело с их проблемами и жизни разрешать их оптимальным образом. Кризисное вмешательство опирается на теорию происхождения трудностей и различных жизненных условиях. А задача-ориентированная модель берет проблемы как таковые чтобы решать их в актуальном плане чисто прагматически. Кризисное вмешательство использует практические задачи для помощи людям в целях снова приспособиться к жизни но важным аспектом его является учет эмоциональных реакций людей на кризис
и долгосрочные изменения в их способностях справляться с ежедневными проблемами. В то же время задача-ориентированная модель фокусирует внимание на проявлении клиентом себя в решении практических задач которые решают какие-то частные проблемы в том числе эмоциональные. В целом ряде аспектов эти модели взаимодействуют с бихевиористской дополняя и оптимизируя ее. Бихевиористский подход в теоретическом обосновании социальной работы достаточно давно известен и активно
разрабатывается но главным образом он известен и научном контексте отечественной психологии. Однако в качестве основы социальной работы как относительно самостоятельного вида общественной деятельности он не получил здесь широкого распространения. За рубежом такой подход к концептуальному обоснованию социальной работы вытекает из работ психологов-экспериментаторов бихевиористского направления и активно используется. В принципе бихевиористская социальная работа основывается на обучающей теории которая
в отличие от психодинамической сосредотачивает внимание на наблюдаемом поведении. При этом считается что неразумно использовать скрытые мысли или предположения о структурах ума так как они не могут быть независимо или объективно проверены. Бихевиористская социальная работа нередко основывается на схемах единичных экспериментов построенных с учетом классического принципа стимул – реакция . При этом за тщательным определением желаемых видов поведения обычно следует спланированная оценкаизмерение как часто оно встречается в период и в рамках основного направления . Затем следует вмешательство. Вместе с ним и вслед за ним измеряются также отдельные случаи такого поведения. В этой связи предполагается учет ответной обусловленности определяющей реакцию клиента на различные стимулы. И как только получен ответ человека на стимул его поведение корректируется.
При этом используется как прямое воздействие социального работника так и влияние через использование новых значимых стимулов. В рамках данной модели теоретического обоснования социальной работы встречаются весьма серьезные проблемы. В частности тогда когда соционом имеет дело с немотивированным необусловленным поведением клиентов. В данном случае оказывается трудно или вовсе невозможно найти решение их проблем в контексте бихевиористского подхода. Кроме того данная модель теоретического обоснования социальной
работы серьезно критикуется за сугубо позитивистскую практику осмысления проблем клиента а также технологий их решения. Очевидно что она требует своего обновления. 0.0. Социолого-ориентированные теорииПерейдем к рассмотрению некоторых социолого-ориентированных моделей теории социальной работы. Среди них наиболее отчетливо обнаруживают себя во-первых те что формируются на базе теории социальных систем а во-вторых те что опираются на радикально-марксистские подходы.
В этой связи охарактеризуем наиболее существенное в их специфике подчеркнув то обстоятельство что эти концепции составляют основу так называемой структурной социальной работы. Особенности модели теоретического обоснования социальной работы опирающейся на системные представления о строении и развитии общества также полезно подчеркнуть. Системные идеи восходят к общей теории социальных систем Берталанфи 0000 г В первоначальном своем варианте эта теория как известно была разработана на биологическом материале и показывала что все организмы являются системами составленными из подсистем а сама система в спою очередь есть часть сверхсистем. Так человек представлялся как часть общества но состоящая из циркулирующих систем кровообращения пищеварения а также клеток которые в свою очередь состоят из атомов включающих в себя еще более мелкие частицы. Эта теория стала широко применяться для анализа социальных
систем включающих социальные группы и общественные институты семьи малые сообщества коллективы. В 00-е годы за рубежом псе более активно и широко системные идеи стали применяться в анализе проблем социальной работы прежде всего – в социолого-ориентированных подходах к се осмыслению и регулированию. При этом главным аргументом в пользу такого подхода выдвигалась мысль о том что люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от различных окружающих их систем.
А из этого следует что решение проблем социальной защиты жизнестойкости человека в главном должно опираться на совершенствование и регулирование систем. В рамках такого рода представлений сформировалась широко распространенная точка зрения о том что людям могут помочь три типа систем во-первых неформальные или естественные системы такие как семья группа друзей объединение по интересам и др. Во-вторых речь идет о формальных системах таких как общинные группы профсоюзы общественно-политические
организации и т.п. В-третьих это системы существующие в обществе в виде учреждений ведомств функционально ориентированных организаций больницы библиотеки школы и др. В данном контексте задачи социального работника дифференцируются на две группы с одной стороны они связаны с оптимизацией деятельности учреждений организаций и ведомств способных оказать помощь людям в решении их проблем С другой стороны речь идет о содействии нуждающимся в использовании ими учреждений социальной работы для удовлетворения своих потребностей об активизации самозащитных потенций человека как саморегулирующейся системы. Сегодня традиционно различают две формы использования теории систем в социальной работе а использование положений общей теории систем о чем было сказано выше б разработка и использование экологической теории систем. Узловым понятием теории экологических систем в социальной работе стала категория модели жизни . Модель жизни рассматривает людей как системно организованных субъектов
жизнедеятельности которые постоянно приспосабливаются в их взаимодействии к многообразию условий бытия. Она исходит из того что там где человек может развиваться через изменение где его в этом поддерживает среда окружение существует взаимная адаптация. Социальные проблемы бедность загрязнение природы дискриминация и пр. осложняют условия бытия человека сокращают возможность взаимной адаптации. Жизненные системы люди их объединения согласно теории экосистем должны пытаться поддерживать хорошее
равновесие со своим окружением. Главной целью социальной работы в теории экосистем провозглашается обычно усиление адаптивных способностей людей влияние на их окружение так чтобы сделать компромиссы человека и среды обитания более адаптивными. Таким образом социальный работник в данном подходе к решению проблем клиента воздействует не только на него но и на среду его обитания. В структурной социальной работе системно-экологический подход наиболее масштабно проявляется в организации
работы системы социального обеспечения и поддержки населения. Он ориентирован как на группы населения пользующегося спланированной официально централизованной поддержкой так и на массовую или индивидуальную неформальную помощь в том числе друзьям соседям членам семьи которые в этом нуждаются. Такая помощь бывает либо личная либо общественная. Личная использует по-преимуществу психологические возможности социономов и клиентов. Общественная социальная помощь использует воспитание и обратную связь эффект воздействия специальных учреждений. В целом же формулировка теоретических оснований социальной работы в контексте общих и экологических систем существенно отличается от абсолютного большинства традиционных подходов существующих в современной теории социальной работы. Это отличие в главном сводится к тому что системный подход акцент делает не на индивидуализацию и психическую проблематику клиента а на социальный подход к оценке проблем его жизни
их типизацию обобщение. К числу наиболее существенных слабостей этого подхода к теоретическому обоснованию социальной работы обычно относят его недостаточную технологичность и конкретность в определении путей оказания помощи людям. Теперь обратимся к радикальной и марксистской моделям обоснования теории социальной работы. Обе эти модели теоретического обоснования социальной работы характеризуются острой критикой традиционных подходов к пониманию сути содержания а также общественной значимости социальной работы.
Их близость и 0000-е годы стала очевидной. Радикальная критика традиционных форм социальной работы уже и 00-е годы привела к обоснованию таких ее форм как наделение полномочиями социальная адвокатура повышение уровня и развитие самосознания. Обозначилась акцентировка на социальную самозащиту повышение роли социальной субъектности. Более длительным радикально-критическим отношением к социальной работе характеризовалась марксистская традиция ее научного осмысления.
В этой связи вполне определенно обозначились три позиции по отношению к социальной работе 0 прогрессивная позиция согласно которой социальная работа представляется как положительный фактор перемен так как она связывает буржуазное общество с его эксплуатацией трудящихся слоев населения и нуждающиеся социальные группы. Социальный работник в этом контексте характеризуется как важная сила способствующая коллективным действиям подъему самосознания людей осуществлению перемен 0 репродуктивная позиция представляет социальных работников как агентов служащих осуществляющих классовый контроль который в эксплуататорском обществе усиливает угнетение рабочего класса всех трудящихся 0 противоречивая позиция характеризует социальную работу с одной стороны как полезное для трудящихся явление общественной жизни которое дает возможность помогать нуждающимся содействовать ослаблению капиталистического общества обеспечивая консолидацию трудящихся слоев. С другой стороны социальные работники выполняют функции ослабления социальной напряженности в
капиталистическом обществе усиливая его обеспечивая стабильность. Радикалисты в области социальной работы ориентированы более однозначно. Они исходят из критики традиционной психодинамической социальной работы или других ее теорий которые стремятся сохранить усовершенствовать существующий социальный порядок как должное. Если обобщить радикальную критику традиционной социальной работы то она в главном характеризуется следующими
положениями а объяснения в традиционной социальной работе сводят сложные социальные проблемы к индивидуально-психологическим. Имеется тенденция найти виноватого жертву возлагая ответственность за проблемы имеющие социальное происхождение на плечи клиентов Она отвлекает внимание от социальных обстоятельств во многом определяющих проблемы клиента б традиционная социальная работа повязывает людей с социальными проблемами отвлекая их от других дел тех которые могли бы помочь избежать трудностей в традиционная социальная
работа усиливает эксплуататорское общество стабилизируя его снятием социальной конфликтности и др. Однако несмотря на критику существуют многочисленные связи между радикальным подходом и традиционными концепциями социальной работы. Во-первых и те и другие согласны в том что общество способствует появлению проблем личности ее индивидуальной жизни во-вторых и те и другие представляют отношения между людьми и обществом как трансакциональные взаимные и интерактивные т.е. дело представляется так что мы можем оказывать воздействие на наши социальные обстоятельства так же как и они на нас в-третьих оба подхода предусматривают автономность клиента наконец в-четвертых и там и там признается важность понимания клиентом своих обстоятельств жизни для влияния на них в лучшую сторону. По преимуществу к социолого-ориентированным моделям теоретического обоснования социальной работы принадлежит и так называемая разрешающая модель. Она предусматривает достижение следующих целей 0 помочь клиентам
увидеть и осмыслить себя как каузальных агентов способных к поиску решений существующих проблем 0 содействовать восприятию клиентом социального работника как специалиста имеющего знания и умения которые могут быть полезными ему 0 воспринимать клиентом социального работника как партнера в решении некоторого круга своих проблем 0 помочь воспринимать властную полномочную структуру организации социальной помощи общества в целом как сложную и частично открытую влиянию. Социолого-ориентированные модели социальной работы
обозначили в 00-00-е годы усиление тенденций к ее комплексному осмыслению. И к началу 00-х годов стало возможным говорить о нескольких теоретических подходах к научному обоснованию социальной работы которые носят разносторонний no-существу – междисциплинарный комплексный характер. При этом их целостность представляет уже новое качество рождающейся научной дисциплины – теории социальной работы. Из числа психолого-ориентированных моделей теоретического обоснования социальной работы к комплексным
тяготеют ролевая и коммуникативная. Среди социолого-ориентированных моделей ближе других к комплексным примыкает разрешающая и экологическая модели. 0.0. Комплексно-ориентированные модели теоретического обоснования социальной работыРассмотрим однако собственно – комплексные модели теоретического обоснования социальной работы. К ним мы относим прежде всего когнитивную социально-педагогическую и виталистскую модели. Все более известной становится когнитивная познавательная модель теоретического обоснования социальной работы. Строго говоря при оценке данного подхода к теоретическому обоснованию социальной работы следует говорить о целом ряде когнитивных теорий которые заявили о себе в последние одно-два десятилетия в первую очередь благодаря работам X. Гольдштейна который не только предложил свой вариант когнитивной теории но и активно пропагандировал иные. Все они при известном тяготении к психолого-ориентированным моделям
теоретического обоснования социальной работы в главном являются комплексными опирающимися на междисциплинарный взгляд при понимании природы социальной работы. И это при всем том что когнитивная теория в целом занимается человеческим мышлением его влиянием на поведение человека решением индивидуальных и социальных проблем человека. Когнитивная теория сочетает психосоциальные социологические поведенческие и социальные элементы в подходе к осмыслению и решению проблем социальной работы.
Представляя развитие рационального мышления человека в отношении защиты им своих индивидуальных и социальных интересов через оптимальное поведение когнитивные теории ориентируют клиента и соционома не только на изменение себя адаптацию к среде но и на совершенствование последней оптимизацию своего социального окружения. Обычно в рамках когнитивного подхода выделяются несколько важнейших моментов составляющих его главную особенность 0. Люди могут быть лучше всего поняты когда они ищут или стремятся к определенной
цели преодолевая препятствия в личной и общественной жизни. 0. Люди создают спои собственные модели действительности в соответствии с тем что они узнали поняли. 0. Человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям в процессе которой они изменяют эти реальности изменяясь сами. 0. На процесс адаптации человека и среды воздействует воспринимающее Я – наше представление о себе а также способ его воздействия на характер восприятия и др. Таким образом когнитивный подход ориентируясь на рациональные аспекты поведения человека и обустройства среды его обитания подходит к решению задач социальной работы более или менее комплексно. При этом делается акцент на рациональные аспекты индивидуальной субъектности личности что нередко побуждает относить эту модель теоретического обоснования социальной работы к психолого-ориентированным или социально-
педагогическим. Существенно значим и весьма показателен социально – педагогический подход к обоснованию теории социальной работы. Оценивая специфику социально-педагогического подхода к теоретическому обоснованию социальной работы следует иметь в виду что в России в начале 00-х годов активизировалась дискуссия о соотношении социальной педагогики и социальной работы соответственно и об объекте и предмете методах той и другой наук. Акценты в этой дискуссии оказались расставленными в диапазоне от фактического отождествления
социальной педагогики и социальной работы до их противопоставления как наук различных отраслей знания и даже – как науки и практики. Между этими крайностями расположились не менее категоричные утверждения о том что социальная педагогика – это часть социальной работы либо наоборот социальная работа – часть социальной педагогики. В большинстве случаев однако констатируется как сходство так и различия между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная педагогика чаще характеризуется как наука исследующая
влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. Она ориентирует человека в мире социальных ценностей помогая ему адаптироваться к определенной среде обитания Определяя специфику социально-педагогической модели социальной работы следует учитывать тот факт что социальная педагогика как наука предмет преподавания и отрасль педагогической практики ставит перед собой задачу многоуровневой социализации подрастающего поколения населения в целом. Но она – не только адаптация личности к условиям социальной среды но и участие в преобразовании этой среды с учетом решения педагогических проблем. С этой точки зрения можно выделить два взаимосвязанных момента в развитии социальной педагогики – социализация и ресоциализация личности с одной стороны и педагогизация окружающей среды т.е. собственно социальная
педагогика как педагогика нацеленная на преобразование социальных отношений среды обитания личности. При этом она учитывает необходимость компенсации негативного влияния среды путем создания альтернативных институтов. Возможна и оценка влияния возникающих институтов социализации с целью их педагогической коррекции укрепления и повышения социального здоровья населения. Такой подход к социально-педагогическому осмыслению социальной работы предполагает включение в нее
как минимум двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности другой – на уровне влияния в этих процессах социальных компонентов среды выделения системообразующих факторов способствующих или препятствующих социализации и ресоциализации с учетом требований морали и социальных ценностей потребностей практики общественного развития. Таким образом оказывается доминирующим именно комплексный подход в обосновании моделей социальной работы
в контексте социально-педагогической традиции ее рассмотрения Витально – ориентированную модель комплексного осмысления социальной работы мы рассматриваем как одну из наиболее эффективных. И не только потому что она дает хорошие основания для опоры на специфически акцентированные теории социальной работы но и в силу использования генетического подхода к жизнеосуществлению человека как биосоциального существа эволюция поддержка жизненных сил которого составляет объект забот социальной работы. Концепция жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека как теоретическая модель комплексного видения социальной работы при этом играет узловую роль. Конечно имея в виду давнюю традицию существования различных школ витализма их борьбы достижений и неудач следует учесть опасность дробления теоретических оснований данной модели комплексного осмысления социальной работы. Это требует принятия за исходные ряда положений которые позволяли бы по крайней мере в рамках
принятого подхода представлять рассматриваемую модель теоретического обоснования социальной работы непротиворечиво. Во-первых констатируем важность трактовки человека как биосоциального существа обладающего способностью творчески отражать объективную реальность и творить ее в соответствии с идеальными моделями а также располагающего и в определенной мере использующего различные системы социокультурных символов информации науки морали искусства религии права и т.д При этом всегда сохраняют свое фундаментальное значение естественные
биофизиологические основы жизни человека. Во-вторых отметим факт формирования и осуществления жизненных сил человека в процессе удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования развития этих потребностей от поколения к поколению в конкретной социально-исторической среде обитания людей В-третьих подчеркнем факт постоянного сосуществования и взаимодействия определенного жизненного пространства и жизненных сил человека живущего в конкретных исторических условиях.
В текущем столетии витализм традиционно характеризуется как идеалистическое направление в биологии объясняющее специфику жизненных явлений присутствием в живых телах особых нематериальных непознаваемых сил. Данная точка зрения сегодня обычно подвергается критике. Зачатки такого понимания проблемы как правило относят к древности – идеям Платона о бессмертной душе психике Аристотеля – о существовании особой нематериальной силы энтелехии управляющей явлениями живой природы. В-четвертых существенно важно иметь в виду сосуществование различных уровней организации жизненного пространства и жизненных сил человека – от индивидуального семейного и группового до регионально-государственного и международного. Наконец в-пятых нельзя не учитывать сосуществование и взаимодействие духовных и материальных сил которыми располагает человек материальную предметно-вещественную и духовно-культурную среду обитания людей их
способность к экстрасенсорике включенность в биоэнергетический обмен осуществляющийся в природе. Жизненные силы человека понимаются нами в качестве его способности к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества уровнях его организации. Жизненные силы человека представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности.
Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворять и развивать свои многообразные потребности индивидуально-личностными средствами. Социальная субъектность трактуется в качестве способности людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов учреждений и организаций общества. При этом индивидуальная и социальная субъектность рассматриваются и в контексте различий служения человека достижению индивидуальных и общественно значимых коллективных целей определенных
смысложизненных ориентации индивидуальной и социальной поли человека к достижению этих целей. Социальная работа в этой связи понимается как процесс деятельность по содействию оптимальному формированию осуществлению и реабилитации жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека. Это позволяет рассматривать ее в единстве структурной и психосоциальной работы во взаимопересечении традиций психолого-ориентированных и социолого-акцентированных теорий социальной работы. Иначе говоря комплексный подход к социальной работе и здесь является доминирующим. На этой основе разрабатываются стратегические направления социальной работы корректируется взаимодействие сопряжение различных ее технологий формируются новые практико-ориентированные подходы в социальной защите жизненных сил благополучия людей. Очевидно однако что всеобъемлющая разработка и реализация такой модели социальной работы по многом пока – дело будущего. Модель практической деятельности в рамках данной концепции
связывается прежде всего с решением следующих задач во-первых с преодолением обостренной реакции клиентов на негативные оценки своих возможностей преодолевать трудности обеспечение способности клиента видеть себя вполне готовым практически решать участвовать в решении своих проблем во-вторых с локализацией и упразднением блоков торможения позитивного развития ситуации клиента усиления поддержки успешного решения его проблем в-третьих следует учесть необходимость повышения информированности осведомленности
клиента по поводу возможностей решения его проблем прежде всего – о нравах создающих основу для этого в-четвертых решается проблема убежденности клиента в способности социального работника оказывать нуждающимся реальную помощь. Наконец в-пятых принципиальное значение имеет достоверная оценка развитости умений клиента индивидуально-личностными и социальными средствами удовлетворять и развивать свои интересы и потребности а также определение соответствующих стратегий деятельности социальных работников.
В рамках разрешающей модели социальной работы обосновываются следующие роли социономов – консультация по ресурсам привязка клиентов к ресурсам оказания помощи создание условий улучшения самооценки клиентов их способностей решать свои проблемы – помогать клиентам приобретать знания о себе о социальном устройстве окружающей среды – социальный работник выступает как учитель и воспитатель наставник способный обучить клиента навыкам решения проблем определенной практической деятельности. Разрешающая модель в целом ориентируется на использование специфических методов социальной работы имеющих целью ослабить или упразднить отрицательные оценки и условия разрешения проблем клиентов из числа тех что формируются влиятельными группами в обществе по отношению к отдельным его членам и слоям. Особенно полезным бывает обращение к данной модели в работе с семьями группами по интересам. Это существенно расширяет возможности учреждений социальной работы где определен профиль деятельности
заданы некоторые функции. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тяжелое экономическое положение страны крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось многодетным семьям и растущим в них – подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым
чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. К основным целям социальной работы в многодетных семьях можно отнести следующие а увеличение степени самостоятельности членов многодетных семей их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы б создание условий в которых члены многодетных семей могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все что им положено по закону в адаптация или реадаптация
людей в обществе г создание условий при которых человек несмотря на физическое увечье душевный срыв или жизненный кризис может жить сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих д и как конечная цель – достижение такого результата когда необходимость в помощи социального работника отпадает . Социальная работа как практическая деятельность в главном как раз и направлена на поддержание развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании. По свидетельству специалистов причины роста в известной мере есть результат конфликта личности и общества который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Не все взрослые в таких семьях могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования целей и ценностей норм ради которых стоило бы упорно учиться трудиться
соблюдать определенные стандарты поведения. По причине ограниченности материальных ресурсов распада довольно мощной сферы соцкульбыта прекращения деятельности пионерской и комсомольской организаций деятельность которых несмотря на справедливую критику имела и позитивные стороны организация свободного времени и отдыха детей и подростков а также их военно-патриотическое и интернациональное воспитание. Сделанное заключение не стало фактом построения отечественной науки о социальной работе.
В этом убеждает анализ используемых ею категорий. Социальную защиту например определяют как систему законодательных экономических социальных и социально-психологических гарантий предоставляющих трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада экономической самостоятельности и предпринимательства . Современный социальный работник должен прикладывать максимум усилий для реализации стимуляции желания
членов многодетных семей реализовывать себя для целей ради которых необходимо было становиться многодетной семьей а именно – мощная ячейка нашего общества. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 0. Басов A.В. К вопросу о предмете социальной педагогики Теория и практика социальной работы Отечественный и зарубежный опыт Под ред. Т.Ф. Яркиной В.Г. Бочаровой. М. Тула 0000. Т. 0 0. 0. Берн Э. Игры в которые играют люди Психология человеческих взаимоотношений. Люди которые играют в игры Психология человеческой судьбы. Л. 0000. 0. Бочаров В.Г. Личность – семья – общими становятся центром системы социальных служб Социальная работа. 0000. 0. 0. Григорьеа С.И. Социальная работа в России в 00-е годы Содействие формированию осуществлению и реабилитации жизненных сил населения
Проблемы семьи и детства в современной России Под ред. О.И. Волжиной и др. М. 0000. Ч. 0 0. 0. Григорьев С.И. Социальный смысл безвозмездной деятельности советского студенчества. Барнаул 0000. 0. Григорьев С.И. Социология и социальная работа. Барнаул 0000. 0. Кернер Г Юнссон Л. Теория социально-психологической работы.
М. 0000. 0. Поддерживающие системы и взаимопомощь Полидисциплинарные исследования Под ред. Дж. Каплан М. Киллелся. Нью-Йорк 0000. 0. Проблемы семьи и детства в современной России Ред. О.И. Волжина и др. М. 0000. Ч. 0 0. 00. Растов Ю.Е. Труд на общественных началах как социальное явление.
Барнаул 0000. 00. Сведнер X. Об организации социальной работы в системе обучения социологов в Швеции Социальная работа Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М. 0000. 00. Социальные ресурсы и социальная политика Под ред. Г.Г. Шаталина В.Г. Гребенникова. М. 0000. 00. Тараткевич М.В. Человек и его потребности. Минск 0000. 00.
Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М. 0000. 00. Теория и практика социальной работы Отечественный и зарубежный опыт Под ред. Т.Ф. Яркиной В.Г. Бочаровой. М. Тула 0000. Т. 0-0. 16. Юнг К. Психологические типы. М. 0000.