Кафедра: Социология и Обществознание
Реферат
На тему: “Социальные проблемы семьи в современной России”
Москва, 2008 год
Наиболеехарактерные изменения института семьи, обусловленные трансформациейтрадиционных обществ в современную форму, характерны и для института семьи вРоссии, поскольку процесс модернизации в полной мере затронул и российскоеобщество. Вместе с тем, в нашей стране на функционирование и развитие институтасемьи и общества в целом на протяжении как минимум последнего столетияоказывали существенное влияние многочисленные специфические факторы, неприсущие большинству индустриально развитых стран Европы и США, являющихсянаиболее яркими примерами современных обществ. В этой связи следует максимальночётко различать негативные для института российской семьи последствияобщемирового процесса модернизации обществ и собственно российской, особенно«советской» истории.
На этоуказывают ряд отечественных исследователей семьи (А.И. Антонов, М.С. Мацковский),выделяя следующие группы факторов кризиса семьи в современной России.Во-первых, это – объективные процессы изменения брачно-семейных отношений вовсех экономически развитых странах, во-вторых – специфические условияфункционирования российской семьи в «советский» период, в-третьих – современноесостояние российского общества.
Дляхарактеристики последствий специфических условий функционирования российскойсемьи в «советский» период и современного состояния российского обществаследует выделить по крайней мере три условных периода в развитии институтароссийской семьи и общества в целом: дореволюционный, «советский» и т.н.современный, который берёт начало с момента распада СССР в 1991 году ипродолжается в настоящее время. Причём недостаточно рассматривать тольковнешние проявления этих последствий, т.е. не отвечающее потребностям обществамассовое поведение индивидов в брачно-семейной, сексуальной и репродуктивнойсферах. Прежде всего необходимо анализировать господствующие ценностныеориентации в указанных сферах, на основании которых осуществляютсясоответствующие акты поведения.
Говоря огосподствующих брачно-семейных и репродуктивных ценностных ориентациях группнаселения, ответственных за воспроизводство поколений в дореволюционной России,невозможно ссылаться на данные социолого-демографических исследований в этойобласти, поскольку ничего подобного в России и нигде в мире в то время непроводилось. Однако, выделив ряд специфических особенностей, отличавшихдореволюционную Россию от «советской», а также от других развитых капиталистическихстран того времени, можно сделать достаточно достоверные выводы о характеретаких ценностных ориентаций среди указанных групп населения.
М.С. Тольцсреди оснований для развода в дореволюционной России выделяет «лишение всехправ и состояния», «неспособность к брачному сожитию» любого из супругов,«безвестное отсутствие кого-то из супругов свыше пяти лет», но главным образом,«доказанное прелюбодеяние» мужа или жены. Последней причиной в начале ХХ в. вРоссии мотивировалось около 95% всех разводов. Здесь очевидно практическиидентичное отношение к расторжению брака двух базовых социальных институтов –государства и религии.
В целом всёсвидетельствует о высокой степени влияния религиозных норм и ценностей, которыечасто были закреплены ещё и юридически, на любые действия и поступки людей вдореволюционной России. Достаточно подробный анализ основных элементов системыправославных семейных ценностей проведён В.В. Форсовой. Важнейшими изтаких элементов автор называет происхождение и сущность брака, альтернативыбраку и семье, допустимость добрачных и внебрачных контактов, вступление вбрак, распад семьи, обязанности супругов, воспитание детей в семье (Форсова В.В. Православныесемейные ценности // СоцИс. – 1997. – №1.-С. 65–71).
Согласномнению А.Г. Харчева, удовлетворяющее базовым потребностям обществабрачно-семейное и репродуктивное поведение большинства населения вдореволюционной России объяснялось в основном авторитарностью семьи иподчинённым, бесправным положением женщины. Но «авторитарность» семьи, котораяу А.Г. Харчева приобретает негативную окраску, является проявлениемэффективного выполнения функции внешнего социального контроля данныминститутом. Эта же функция в дореволюционной России эффективно выполнялась ещёдвумя базовыми социальными институтами – религией и государством.
Кроме того,конец XIX – начало XX века в России является периодом, когда объективные факторыограничения роста населения (высокий уровень младенческой и детской смертности,а также смертности индивидов активного репродуктивного возраста), присущиетрадиционным обществам, в значительной степени уже утратили свою силу, асубъективные (низкая величина репродуктивной потребности и потребности вбраке), характерные для современного общества, ещё не проявились. В целом, всёэто способствовало количественному и качественному воспроизводству населения вдореволюционной России на высоком уровне, что подтверждается даннымистатистики. В 1897 году население России составляло 67473 тыс. человек, в 1914году – 89902 тыс. человек, в 1917 году – 91000 тыс. человек.
Такимобразом, в дореволюционной России качество и эффективность выполненияинститутом семьи репродуктивной социальной функции находились на очень высокомуровне, что было обусловлено прежде всего превосходным состоянием данногосоциального института. Этому способствовали объединённые усилия ещё как минимумдвух базовых социальных институтов традиционного общества – религии игосударства. В конце XIX – начале XX века это проявилось в резком росте численности населения России,поскольку указанный период характеризуется отсутствием большинства объективныхфакторов ограничения такого роста.
Вопрос отом, как повлияла социалистическая революция на состояние института семьи вРоссии, А.Г. Харчев называет одним из самых дискуссионных в отечественнойсоциологии семьи. Автор анализирует основные факторы, повлекшие за собойизменения в системе брачно-семейных отношений в нашей стране после 1917 года.Основным фактором он называет уничтожение религии как основы духовного мирачеловека, которое сказалось крайне отрицательно на состоянии института семьи идемографической ситуации. Последнее целенаправленно стимулировалось нагосударственном уровне.
Такимобразом, в сфере брачно-семейных и сексуальных отношений с приходом советскойвласти в нашей стране религия перестала выполнять функцию социального контроляпо причине уничтожения этого социального института, а эффективность выполненияданной функции государством и семьёй была сведена к минимуму, несмотря на то,что последняя не была разрушена окончательно, хотя и серьёзно деформирована.Октябрьская революция, следовательно, инициировала процесс деградации институтасемьи в России, а начало «советского» периода в истории нашей страны можносчитать датой начала этого процесса.
Вместе стем, не вполне правомерно называть причиной всех негативных изменений институтароссийской семьи в ХХ веке смену политического режима в нашей стране в 1917году. Разрушение семьи после Октябрьской революции в России происходило на фонеобщемировых тенденций изменения функций и структуры данного социальногоинститута. Эти же явления были характерны и для других индустриально развитыхстран если не в указанный период, то несколько ранее. Кроме того, перегибы вполитике государства в отношении брака и семьи в первые годы существованиясоветской власти сменились в дальнейшем определёнными действиями (иногдадостаточно продуманными) по оказанию некоторой помощи и поддержки семье наразных этапах её развития.
Однакокардинальные качественные перемены в обществе, произошедшие в нашей странепосле 1917 года, не могли не повлечь за собой столь же существенные изменения вценностных ориентациях подавляющего большинства людей. Это в полной мереотносится к сфере брачно-семейных отношений и всему, что им сопутствует. По мнениюВ.В. Форсовой, за годы советской власти в нашем обществе появилась особая,«советская» система семейных ценностей, которая утвердилась в качествегосподствующей и до недавнего времени служила регулятором брачно-семейныхотношений в нашей стране, даже несмотря на то, что политика советскогогосударства в отношении семьи сразу после 1917 г. и в 70–80-е годы это –далеко не одно и то же.
Какотмечает А.И. Антонов, естественный процесс трансформации семьи всовременном обществе в нашей стране «был насильственно ускорен и стимулированвсей мощью тоталитарного государства … и искусственно сжат до историческиничтожных сроков». Поэтому его последствия оказались более разрушительными, чемв других странах. Семья как социальный институт, начиная с середины 60-х гг.,практически перестала выполнять свои основные функции, прежде всегорепродуктивную. Именно в этот период в нашей стране обозначились первыепризнаки грядущей демографической катастрофы.
Чтокасается эффективности выполнения функции социального контроля в системебрачно-семейных и сопутствующих им отношений государством как социальныминститутом, то первоначальное дисфункциональное воздействие советскогогосударства на эти отношения сменилось в дальнейшем довольно позитивным, хотя идалеко не в той мере, каким оно было в дореволюционной России. Государствопрямо или посредством других социальных институтов (средства массовойинформации, образование, право и т.д.) регулировало поведение людей в сферебрачно-семейных и сопутствующих им отношений, но самое главное, формировалосоответствующие ценностные ориентации среди населения.
Наиболееопасное для института семьи в нашей стране последствие современного состоянияроссийского общества заключается в «разложении духовных ценностей инравственных ориентиров», в число которых входит ценность семьи и семейныхотношений. Констатируется негативное влияние происходящих в России общественныхпреобразований на воспитание детей, а также «падение нравственно-культурныххарактеристик населения». «Нравственными ориентирами» в сфере семьи и семейныхотношений в России до 1917 года всегда являлись религиозные семейные ценности,в связи с чем основным и достаточным критерием оценки брачно-семейных ирепродуктивных ценностных ориентаций населения как важнейших составляющих институтасемьи может считаться степень их соответствия именно указанным нормам иценностям.
В целомсоветский период в развитии российского общества характеризовался постояннымухудшением состояния института семьи и, как следствие, постоянным снижениемкачества и эффективности реализации данным институтом своих специфическихфункций. Помимо общемировых тенденций деградации института семьи в современномобществе, это в значительной степени было обусловлено уничтожением институтарелигии и дисфункциональным воздействием института государства в начале«советского» периода (20–30-е годы). Кроме того, ситуация усугубляласьмногочисленными объективными факторами ограничения роста населения, врезультате чего текущий уровень рождаемости с середины 60-х годов не обеспечивалего простого воспроизводства.
Такимобразом, общемировой процесс модернизации общества явился главным факторомдеградации института семьи в тех обществах, которые он затронул в полной мере,в том числе российском, причём в нашей стране его негативные для институтасемьи последствия были значительно усилены рядом специфических факторов, неприсущих большинству индустриально развитых государств. Всё это послужилопричиной катастрофического состояния института российской семьи, что выражаетсяв неудовлетворительном выполнении им своих основных специфических функций,главной из которых является репродуктивная. На уровне общества это проявляетсяв виде суженного воспроизводства населения, т.е. депопуляции.
Депопуляцияв современной России выражается не только в катастрофическом сокращениирождаемости и прямой убыли населения, но и снижением его качественныххарактеристик по ряду показателей. Это относится к физическому и психическомуздоровью. Снижение уровня здоровья регистрируется в РФ повсеместно во всех группахнаселения. Не более 4% новорожденных бывают в настоящее время абсолютноздоровыми. У 98% молодых женщин, вступивших в активный репродуктивный возраст,выявляются различные виды экстрагенитальной патологии и нарушениярепродуктивной функции организма.
Ещё однимаспектом депопуляции в современной России является огромное количествопроизводимых абортов во всех репродуктивных возрастах. В нашей стране проблемыпланирования семьи, несмотря на некоторое улучшение ситуации в последние годы,продолжают оставаться одними из самых острых в жизнедеятельности семьи. Абортыв настоящее время занимают ведущее место среди методов регулированиядеторождения в российских семьях, несмотря на то, что их (абортов) количество,официально зарегистрированных статистикой, в последние годы неуклонносокращается. Особую опасность для репродуктивного здоровья женщины представляютискусственные прерывания первой беременности, каждое пятое-шестое из которыхприводит к бесплодию. В настоящее время Россия занимает лидирующую позицию вЕвропе по частоте искусственных абортов.
О проблемезамены аборта надёжными и доступными противозачаточными средствами вотечественной научной литературе начали говорить ещё в конце 60-х годовпрошлого столетия. Определяющим фактором катастрофически высокого числапроизводимых абортов в современной России являются массовые установки населенияна искусственное прерывание беременности как составляющие репродуктивнойпотребности. Поскольку условия жизни могут лишь способствовать либопрепятствовать реализации этой потребности, но не в состоянии ни усилить, ниослабить её, то все ссылки на условия жизни при попытке объяснить ненормальновысокое число абортов в современной России – несостоятельны.
Такимобразом, институт современной российской семьи характеризуется катастрофическимсостоянием и, как следствие, неудовлетворительной реализацией репродуктивнойсоциальной функции, что, начиная с 1992 года, проявляется в прямой убылинаселения России, несмотря на отсутствие большинства объективных факторов такойубыли. Помимо последствий общемирового процесса модернизации обществ, основнымифакторами неудовлетворительного состояния и функционирования института семьи всовременной России выступают крайне незначительное функциональное воздействиеинститута религии и полное отсутствие такого воздействия со стороны институтагосударства на всю совокупность предбрачных, брачно-семейных и сексуальныхотношений, поскольку это приводит к стихийному формированию брачно-семейных,репродуктивных и сопутствующих им ценностных ориентаций среди населения,противоречащих базовой потребности общества в полноценном количественном икачественном воспроизводстве поколений.
Прямымследствием неудовлетворительного состояния и функционирования института семьи ифактором депопуляции населения в современной России является огромное числопроизводимых абортов во всех возрастах, в два раза превышающее число рождений.Помимо неудовлетворительного состояния и функционирования института семьи ипрямых последствий этого, фактором депопуляционных процессов в современнойРоссии выступает повсеместное снижения уровня здоровья во всех категорияхнаселения, проявляющееся в высоких показателях младенческой и детскойсмертности, смертности мужчин трудоспособного возраста, частоты осложнений вовремя беременности и родов. Все факторы, приводящие к депопуляции населения всовременной России, имеют субъективную природу, поскольку основной причиной ихвозникновения являются господствующие ценностные ориентации в соответствующихсферах жизнедеятельности среди групп населения, ответственных завоспроизводство поколений.
В целом,депопуляция населения в современной России складывается из следующих тенденций:
– высокийпоказатель частоты осложнений во время беременности и родов;
– высокийуровень младенческой и детской смертности;
– высокийуровень смертности мужчин трудоспособного возраста;
– низкийуровень рождаемости;
– высокийпоказатель числа производимых абортов.
Первые трииз перечисленных тенденций обусловлены низким уровнем здоровья населения средивсех его категорий, а последние две – низким уровнем потребности в детяхбольшинства индивидов. Здоровье людей прямо определяется их образом жизни,который, в свою очередь, – господствующими ценностными ориентациями индивидов.Но структура или иерархия этих ценностных ориентаций прямо определяет ивеличину потребности в детях, следовательно господствующие среди населенияценностные ориентации, их характер, направленность и интенсивность являютсяглавным фактором депопуляции населения в современной России. В свою очередь,характер, направленность и интенсивность господствующих среди населениясовременной России ценностных ориентаций, имеющих отношение к рассматриваемойпроблеме, обусловлены, прежде всего, следующим:
– общемировойпроцесс модернизации обществ;
– крайнеслабое функциональное воздействие института религии в настоящее время, котороеявляется следствием его уничтожения после Октябрьской революции;
– последствиядисфункционального воздействия советского государства, особенно в начале«советского» периода развития российского общества;
– полноеотсутствие функционального воздействия со стороны государства в настоящеевремя.
Всеперечисленные факторы формирования ценностных ориентаций среди населения всовременной России, за исключением процесса модернизации обществ (но этоусловие не является особенностью только российского общества или толькосегодняшнего), имеют пассивный характер. Нельзя сказать, что институтгосударства и институт религии в современном российском обществе способствуютформированию таких ценностных ориентаций у населения, массовое следованиекоторым противоречит базовой потребности общества в полноценном количественноми качественном замещении поколений. Они лишь не препятствуют их формированию.Указанные социальные институты, кроме того, не способствуют формированию такихценностных ориентаций, массовое следование которым удовлетворяло бы этойпотребности.
Литература
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методологияисследования структур и процессов ‑ М., 1998
2. Антонов А.И. Социология рождаемости: Теоретические иметодологические проблемы. ‑ М., 1980
3. Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребёнок. ‑ М.,1987
4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учеб.пособие для ВУЗов. ‑ М.: Изд-во МГУ, 1996
5. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. ‑ М., 1976
6. Дарский Л.Е. Формирование семьи. ‑ М., 1972
7. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы / Отв. ред. Антонов А.И.‑ М., 1990
8. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории,методологии и методики. ‑ М., 1989