Таможенное регулирование перемещения отходов и
вторичного сырья через границу России
Алексей Масленников
Перемещение
товаров через границу регламентирует Таможенный кодекс Российской Федерации от
28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.
Основными
инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности являются
таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, налог на добавленную стоимость,
акциз и лицензирование. Налог на добавленную стоимость и акцизы уплачиваются
участниками внешнеэкономической деятельности при ввозе товаров на территорию
Российской Федерации. При экспорте товаров, экспортер имеет право на возмещение
налога на добавленную стоимость при налогообложении согласно статье 165
Налогового кодекса. Фактически, это право обеспечивает международную практику
обеспечения защиты от двойного налогообложения товара при перемещении через
границу, суть которого заключается в том, что налог на добавленную стоимость
уплачивается только при ввозе товаров.
Постановление
Правительства от 17 июля 2003 г. №442 “О трансграничном перемещении
отходов” устанавливает требования к участникам трансграничного
(транзитного) перемещения отходов и вводит два перечня опасных отходов,
указанных в Приложениях 1 и 2.
Ввоз
на территорию Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложении N 1
к Правилам, в целях их использования и вывоз с территории Российской Федерации
опасных отходов, указанных в приложениях N 1 и 2 к Правилам, осуществляются по
лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством экономического
развития и торговли Российской Федерации на основании разрешения Министерства
природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов на
трансграничное перемещение отходов.
В
основном эти ограничения распространяются на перемещение опасных отходов. Тем
не менее по действие этого постановления попадают такие виды отходов, как
использованные шины, алюминиевый шлак, отработанные аккумуляторные батареи и пр.
Однако стоит учесть, что экспорт обозначенных в этих перечнях отходов
практически лишен коммерческого смысла в виду отсутствия спроса. Лицензирование
трансграничного перемещения опасных отходов практически не касается видов
вторичного сырья, экспорт которых позволил бы увеличит объем их использования
или заготовки, хотя в отдельных редких случаях, это может стать существенной
преградой для экспорта, скажем лома свинцовых аккумуляторов.
Несмотря
на возможные препятствия, лицензирование трансграничного перемещения опасных
отходов соответствует международным договоренностям, а работа с такими опасными
отходами в любом случае требует получения лицензии на обращение с опасными
отходами.
Другим
регулятором внешнеэкономической деятельности являются таможенные пошлины.
Порядок установления таможенных пошлин определяет Закон РФ от 21 мая 1993 г. №
5003-I “О таможенном тарифе”. Статья 3 этого закона определяет, что
ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливает Правительство Российской
Федерации. C 1 января 2002 г. вступил в силу Таможенный тариф РФ, утвержденный
постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830.
Ниже
в таблице приведены ставки вывозных таможенных пошлин на основные виды отходов.
Код ТН ВЭД
Наименование товаров
Ставки ввозной таможенной
пошлины, в % от таможенной стоимости или в евро
Ставки вывозной таможенной
пошлины, в % от таможенной стоимости или в евро*
2306
Жмыхи и др. твердые отходы
пр-ва растит. масел
5%
б/п
2619
Шлак и др. отходы пр-ва черных
металлов
б/п
7%
2620
Зола и др. остатки содержащие
металлы
5%
7%
3915
Отходы, обрезки пластмасс
10%
б/п
401220
Шины пневматические б/у
20 %, но не менее 6.2 евро/шт
б/п
4401
Древесина топливная, щепа,
стружка, опилки
15%
б/п
4707
Макулатура и отходы бумаги
15%
10%
5103
Отходы шерсти
15%
б/п
5202
Отходы хлопка
б/п
б/п
530130
Очесы и отходы льна
15%
б/п
7204
Отходы и лом черных металлов
5%
15%, но не менее 15 евро/т
7302109
Рельсы использованные
15%
15%, но не менее 15 евро/т
7404
Отходы и лом медные
5%
50%, но не менее 420 евро/т
7503
Отходы и лом никелевые
5%
30%, но не менее 720 евро/т
7602
Отходы и лом алюминиевые
5%
50%, но не менее 380 евро/т
7802
Отходы и лом свинцовые
5%
30%, но не менее 105 евро/т
7902
Отходы и лом цинковые
5%
30%, но не менее 180 евро/т
81019700
Отходы и лом вольфрамовые
15%
6,5%
81033000
Отходы и лом танталовые
15%
6,5%
81042000
Отходы и лом магниевые
15%
б/п
81043000
Опилки, стружка, гранулы
магниевые
15%
б/п
8908
Суда и плавучие средства на
слом
20%
б/п
*)
Применяются в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории России за
пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе. Участниками
Таможенного союза являются Российская Федерация, Беларуссия, Казахстан,
Кыргызская Республика и Таджикистан.
Таможенные
пошлины широко используются как основной инструмент регулирования
внешнеэкономической деятельности. Вывозные пошлины являются инструментом
ограничения вывоза продукции за пределы России за счет снижения прибыльности
экспортных операций с такими товарами. Повышенные ставки вывозных пошлин
применяются к товарам, вывоз которых по каким либо причинам нежелателен.
Наибольшим давлением, в настоящий момент, со стороны вывозных пошлин
подвергаются лом и отходы цветных металлов: медь, алюминий, никель и др.
Цветные металлы широко используются в высокотехнологичных отраслях
промышленности: оборонной, авиа-космической, электротехнической,
радио-электронной, автомобильной. В месте с тем, цена на цветные металлы на
международном рынке достаточно высока, что вызывает естественный отток части сырья
за рубеж. Аналогичная ситуация складывается с отходами и ломом черных металлов.
Для
заготовительных предприятий это, в первую очередь, означает снижение
прибыльности основной деятельности. В то же время, следует учитывать, что
отходы, на которые установлены высокие вывозные пошлины, используются наилучшим
образом. Это объясняется тем, что за последнее время глубина переработки
отходов черных и цветных металлов заметно выросла. Многие заготовители и
переработчики вторичных металлов производят продукцию с высокой добавленной
стоимостью и, как правило, эта продукция уже не относится к группе отходов.
Примером тому может служить положение, сложившееся с переработкой лома и
отходов алюминия. Многие предприятия, осуществляющие заготовку, имеют
производственные мощности и изготавливают алюминиевые сплавы, как для
потребителей внутреннего рынка, так и на экспорт. Если раньше производились в
основном сплавы вторичные группы АВ, используемые в основном как раскислитель в
черной металлургии, то сейчас изготавливаются высококачественные алюминиевые
сплавы для различных отраслей машиностроения, как для литья, так и для
обработки давлением. В качестве раскислителя сейчас используют
низкокачественные лом и отходы алюминия (алюминиевые банки, ламинированная
фольга и др.), причем на ряде предприятий для их обработки применяется
высокотехнологичное оборудование, позволяющее добиваться необходимого качества
и формы продукта.
Можно
отметить, что высокие экспортные пошлины способствуют техническому
перевооружению предприятий, т.к. заставляют предпринимателей производить более
глубокую переработку отходов для того, чтобы за счет увеличения стоимости
конечного продукта повысить рентабельность всего производства. К тому же,
продукт переработки может облагаться гораздо меньшей экспортной пошлиной
(например, для вторичных алюминиевых сплавов экспортная пошлина составляет 5%,
против 50% на отходы), что дополнительно стимулирует глубокую переработку
отходов.
В
отношении отходов и лома черных металлов ситуация сложилась несколько иначе.
Переработка черного лома в продукцию более высоких потребительских свойств,
требует значительно более дорогого оборудования, чем в случае с цветными
металлами. Как правило, это дуговые электропечи большой мощности и объема с
системой непрерывной разливки. Хотя в мире существуют мини-производства,
обеспечивающие местные нужды в сортовом прокате, в России такая практика только
начинает проявляться. Основная масса заготовителей лома и отходов черных
металлов производит фактически только подготовку сырья для плавки, т.е. для
поставки на металлургические заводы. Организовать производство по глубокой
переработке черного лома практически невозможно без значительных капитальных
затрат, а зачастую имеет всевозможные ограничения со стороны энергетического
обеспечения и экологических норм. К тому же, на внутреннем рынке в настоящий
момент предложение металлопродукции превышает спрос, что также снижает
инвестиционную привлекательность таких проектов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.recyclers.ru/