I. организация учебного процесса начального и среднего профессионального образования инвалидов с точки зрения возможности применения элементов дистанционного образования (аналитический обзор)

I. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ(аналитический обзор)В.Е. Сафронов  1.1. Дефиниции дистанционного образования Дистанционное обучение – это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Дистанционное образование (ДО) – это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности. Информационно-образовательная среда дистанционного образования – представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.^ 1.2. Развитие дистанционного образования в миреВ настоящее время дистанционное образование в мире развивается в основном на основе университетов, которые, в свою очередь, занимаются трансляцией образовательных программ на более низкие ступени образования- колледжи и школы. Это следует рассматривать как создание непрерывного образовательного процесса. Поэтому интерес представляет создание систем дистанционного образования именно на базе университетов. Дистанционное образование в развитых странах Запада имеет свои отличия. В первую очередь можно выделить две концепции организации СДО: североамериканскую и европейскую. За последние тридцать с лишним лет в зарубежных системах образования произошли существенные структурные изменения, обусловленные развитием возрастающего, всестороннего воздействия научно-технического прогресса на жизнедеятельность общества. По данным зарубежных экспертов в настоящее время практически каждый работающий нуждается в высшем образовании, т.е. в минимальном уровне образования, необходимом для выживания человечества. Обучение такой массы студентов по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому неслучайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. В мире за период 1900-1960 гг. их было создано 79, за 1960-1970 гг. – 70, а только за 1970-1980 гг. – 187. Долговременная цель развития дистанционного образования в мире – дать возможность каждому обучающемуся, в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от ограниченной концепции физического перемещения обучающегося из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Глобальное распространение коммуникационных каналов может обеспечить выполнение этой задачи. ^ 1.3. Дистанционное обучение в СШАВ середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. В 1984 г. эти программы привели к образованию Национального Технологического Университета (National Technological University, NTU). К 1991 г. он превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г. Форт-Коллинз штат Колорадо. В начале 90-х годов более 1100 студентов изучали дистанционным методом программы NTU на инженерную степень при активном участии коммерческих корпораций-работодателей. Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что они не смогли бы этого сделать каким-либо другим путем. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета. Для приема курсов использовались средства, предоставленные организациями-спонсорами, что является примером кооперации правительственных, университетских и коммерческих структур. NTU практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами-работодателями студентов. После шести лет работы в 1991 г. суммарный доход NTU составил 13.5 миллионов долларов. По программам дистанционного образования в США сегодня обучается более миллиона студентов, с 1989 г. принимающих учебные курсы через Систему Публичного Телевещания (Public Broadcasting System, PBS-TV). Программа обучения взрослых (PBS Adult Learning Service) с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями (Brock 1990). Программа предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам, доступны по всей стране и, через спутник, в других странах. Вооруженные силы США также используют возможности образовательных институтов для передачи учебных курсов своим служащим в других странах. Даже во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. многие американские моряки продолжали изучать такие курсы. Используя различные технологии, более 4000 военнослужащих изучали эти курсы, а более 70% успешно их освоили. Программа Американского Открытого университета Нью-Йоркской Технологической Школы уже несколько лет контролирует изучение курсов моряками на кораблях, находящихся в плавании. Всего телеобучающая сеть армии США (Т-Net) включает 108 систем фирмы VTEL (на базе каждой установки можно развернуть класс телеконференций). Еще 16 таких систем в ВМФ. Важнейшее значение имеют системы ДО штатов. Многие из них также базируются на классах для проведения спутниковых телеконференций, развернутых на рубеже 80-х и 90-х годов. Как правило, они включают 1-2 класса в головном университете или колледже, откуда проводят занятия преподаватели, и ряд классов в различных точках штата (от 4 до 16), где занимаются дистанционно обучаемые группы. В последнее время все большее распространение получает использование компьютерных сетей в дистанционном образовании, предоставляющих схожие возможности, но по гораздо более низкой цене. Вообще, отличительной особенностью североамериканской концепции организации дистанционного образования можно считать использование в процессе обучения новейших технических средств.^ 1.4. Дистанционное обучение в ЕвропеЗа пределами Северной Америки дистанционное образование в основном развивается “открытыми” университетами, которые финансируются правительством. Первоначально европейская организация дистанционного образования, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования (и частично с нее скопирована). Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. В последнее время в европейском дистанционном образовании все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что чисто технологическая разница между североамериканской и европейской организацией дистанционного образования стирается. Вообще программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются отличия, вызванные различными культурными, педагогическими и прочими традициями. В целом, дистанционное образование в Европе получило интенсивное развитие в начале 70-х годов и связано с созданием ряда Открытых университетов (университетов ДО). В настоящее время в каждой европейской стране существует значительная группа учебных заведений, реализующих дистанционные образовательные программы. Методики такого обучения достаточно хорошо отработаны. Представляют интерес программы обучения с применением новых информационных технологий, включающие спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа и т.п. Показателен в этом смысле пример Национального Университета Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED) в Испании. Этот университет является одним из крупнейших учебных заведений Испании. Он включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж). Его студенты также имеют возможность обучаться в Нью-Йорке и Риме. В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием методов ДО. Лидирующей европейской организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета. В системах ДО, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи данных на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются, в том числе с использованием компьютерных сетей, непосредственно в учебные заведения, где используются при проведении учебных занятий. Такой метод применяется, например, Национальным Центром дистанционного обучения CENTRE NATIONAL D’ENSEIGNEMENT A DISTANCE (CEND, Франция), который сегодня обеспечивает дистанционное обучение более 350000 пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие около 5000 преподавателей. Наряду с программами, рассчитанными на достаточно массовую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса, сдав экзамены, получить соответствующий диплом, сертификат и т.п. Одним из примеров реализации такого направления дистанционного образования могут служить телевизионные курсы Балтийского Университета (THE BALTIC UNIVERSITY). Созданный в Швеции, он объединяет усилия более чем пятидесяти университетов балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран имеют возможность осуществлять научные и образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес. В 1991/92 гг. такой тематикой была проблема охраны окружающей среды балтийского региона (The Baltic Sea Environment), а в 1993/94 гг. – проблемы развития народов балтийского региона (Peoples of the Baltic).^ 1.5. Опыт зарубежных корпорацийДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что дистанционные образовательные программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего образования по дистанционной форме. Причем наибольшее распространение получили программы на степень бакалавра и магистра и программы подготовки специалистов. Электронные программы переподготовки, такие, как внутренняя спутниковая образовательная система IBM, составляют один из крупнейших сегментов высшего образования сегодня, не считая корпораций, сотрудничающих с NTU или EuroPace. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как General Motors, J.C.Penney, Ford, Walmart и Federal Express. Многие из этих систем значительно опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.^ 1.6. Дистанционное образование в РоссииНасколько нам известно, дистанционное образование сейчас развито только в области гуманитарных дисциплин (МЭСИ www.ido.ru) или обучению программированию и другим компьютерным технологиям http://www.specialist.ru/. Для технических дисциплин, в силу ряда причин сейчас происходит только процесс становления дистанционного образования. Тем не менее, в МГТУ по адресу www.engineer.bmstu.ru пока в пилотном режиме функционирует портал открытого инженерного образования. Для инвалидов в ГУИМЦ МГТУ тоже планируется создание подобной системы. В Челябинском государственном университете существует реабилитационный центр, использующий методики дистанционного обучения для инвалидов www.fdvo.cgu.chel.su.^ 1.7. Концептуальные подходы к дистанционному образованию для лиц с ограниченными возможностями В процессе становления университетской системы непрерывного многоуровневого интегрированного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) проявился острый интерес к разработке и использованию новых специальных и освоению известных высоких и интенсивных технологий обучения. Под специальными образовательными и реабилитационными технологиями мы понимаем особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, общих и частных методик, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, формирование методов познания и деятельности на общем заданном уровне, абилитацию личности в конкретной интегрированной среде обучения, создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма с учетом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей. Проблема образовательных технологий является одной из основных при организации интегрированного обучения лиц со специальными потребностями. В силу необходимости поддержания единой образовательной траектории, в рамках создания единой образовательной среды начиная со школы и заканчивая университетом, следует рассматривать университеты как узлы, носители, распространители и создатели методик и содержания образования в образовательной среде всей страны. Поэтому специальные образовательные технологии в техническом университете должны отвечать требованиям: соответствия концепции непрерывного многоуровневого интегрированного образования; инклюзивности в установившуюся нормативную педагогическую практику технического университета; интегрированности в национальную систему технического образования; органической связи и взаимодополнительности образовательных и реабилитационных технологий, т.е. обеспечения единства образовательных и реабилитационных процессов; преемственности научных стандартов традиционных технологий новыми технологиями; понимания специальных образовательных технологий как информационных и интеллектуальных. Современная отечественная и зарубежная методология образования, применительно к инвалидам, строится на принятии в качестве определяющего того факта, что основными ограничениями для этой категории граждан являются коммуникация и доступ к информации. Очевидно, что эти проблемы приобретают решающее значение в условиях интегрированного обучения и профессиональной деятельности на общем рынке труда, в науке и инженерии.В этой связи существенную роль в создании безбарьерной образовательной среды призваны выполнять т.н. интенсивные технологии обучения (ИТО). К разряду ИТО, нашедших свое применение в заданной области, можно отнести: компьютерные технологии; технологии проблемной ориентации; технологии «гувернерского» обучения; технологии графического, матричного и стенографического сжатия информации (опорный конспект); технологии тотальной индивидуализации и др. Особое место в обеспечении высшего качества образовательных и реабилитационных услуг для контингента со специальными потребностями могут занять т.н. высокие технологии обучения (ВТО), которые, как правило, универсальны и могут быть широко использованы в ряде образовательных сред, в т.ч. и специальных. В ВТО входят такие технологии, которые оптимальным образом обеспечивают формирование у проблемных обучаемых лиц императива генерирования и воспроизводства новых знаний, т.е. таких профессиональных качеств, которые наиболее востребованы на рынке интеллектуального труда. К этой группе ВТО, прежде всего, относятся высокие интеллектуальные технологии обучения (ВИТО), из которых наиболее перспективными в условиях рассматриваемой проблемы, по нашему мнению, являются: технологии дифференциации содержания обучения; технологии, которые повышают соотношение формализованных и неформализованных знаний, используют дедуктивные, традуктивные и системно-структурные методы подачи и изложения материала, ориентированные на психофизиологические особенности контингента обучающихся; мультимедиа технологии, реализуемые на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и учебников и адаптированного программно-аппаратного обеспечения и периферии; мультимедиа технологии в живом контакте педагога и обучающегося (голос, жест, тактильное общение). Формируя технологическую базу системы непрерывного многоуровневого интегрированного образования инвалидов, мы считаем, что необходимо: во-первых, отдать предпочтение интенсивным и высоким (в т.ч., интеллектуальным) технологиям обучения; во-вторых, признать приоритет информационных компьютерных технологий, которые в наиболее полной мере соответствуют сформированным выше требованиям, предъявляемым к специальным образовательным технологиям, и в той или иной мере используются в большинстве перечисленных технологиях обучения. В этой связи, первоочередным является определение тех задач, которые должны решать информационные компьютерные технологии в образовательной, профессиональной, в целом реабилитационной деятельности граждан на настоящий момент и на обозримое будущее. По своему специальному функциональному назначению эти технологии призваны обеспечивать решение широкого круга задач, из которых наиболее важными, по нашему мнению, являются: физический доступ к персональным компьютерам как к инструменту профессиональной (и образовательной) деятельности; возможность эффективного использования интенсивных, высоких (в т.ч. высоких интеллектуальных) технологий обучения и коммуникации в тех случаях, когда доступ к ним затруднен или невозможен в силу конкретных ограничений жизнедеятельности; выполнение таких видов деятельности, которые труднодоступны или вообще недоступны инвалидам в силу конкретных ограничений жизнедеятельности и которые не являются утилитарными функциями для персональных компьютеров; возможно более полная коррекция и компенсация (и/или замещение) ограничений жизнедеятельности, вызванных утратой или нарушением функций. Таким образом, информационные компьютерные технологии можно условно разделить на адаптационные (собственно адаптационные, коррелятивные адаптационные, компенсирующие адаптационные) и интегральные интерфейсные. Технологии первой группы призваны облегчить проблемы образовательной и профессиональной деятельности, и не могут, к сожалению, решить их полностью. Эти технологии реализуются с помощью персональных компьютеров эксклюзивной конфигурации, оригинальных контроллеров, специального программного обеспечения и функционально-адаптированной системы внешних устройств. Интегральные интерфейсные технологии нацелены на радикальное решение проблемы реабилитации и интеграции инвалидов. Эти технологии реализуются на базе оригинальных процессоров, системы контроллеров и специального программного обеспечения, изготавливаемых с высокой степенью индивидуализации. В этой связи возникает необходимость понимания разработчиками новых информационных компьютерных технологий обязательности их универсальности по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Пренебрежение к их специальным потребностям может привести к технологической дискриминации (и как следствие к ограничению в образовательной и профессиональной дееспособности) этой категории граждан, особенно в условиях глобализации образования и интеллектуальной деятельности. Наибольшие надежды в сфере образования связываются с глобальной визуализацией учебного материала, применением интерактивных методов наложения текста на учебный видеоматериал, использованием систем распознавания речи, разработкой и внедрением систем текстового сопровождения речи преподавателя в реальном масштабе времени, интерактивными мультимедиа презентациями и максимальным озвучиванием образовательного процесса и т.п. В развивающемся информационном мире появляются новые ориентиры для образования инвалидов: персонализация образования, интеграция педагогических и информационных технологий, переход к открытому содержанию образования в связи с развитием Интернет-технологий и сетевых ресурсов. Средства дистанционного интернет- образования являются весьма действенным инструментом познания, революционизирующим образовательный процесс на основе создания информационных технологий обучения. С их помощью становится возможным осуществить отход от традиционного репродуктивного обучения и совершить переход к продуктивному обучению. В такой модели информатика перестает быть подручным средством, с помощью которого к дистанционному образованию привлекаются новые информационные технологии. Информатика становится системообразующим фактором системы дистанционного образования, т.е. метадисциплиной этой организационной формы обучения. ^ Традиционная система образования Система дистанционного образования Дисциплинарная модель обучения А. Хранители информации: книга пособие компьютерная программа и т.п. ^ Б. Интерпретатор знания – преподаватель Информационная модель обучения А. Источники информации: базы данных базы знаний справочно-информационные системы экспертные системы книги учебные пособияБ. Координатор учебного процесса – преподаватель ^ В. Интерпретатор знания – ученик Схема 1. Сравнительное содержание моделей традиционного и дистанционного образования К учебному процессу привлекаются банки данных, базы данных и знаний. Поэтому ученик приобретает знание не просто в образовательной сети, а в научно – образовательной сети. В общей теории систем под интеграцией понимается процесс повышения качественного уровня взаимодействия между элементами системы. При этом повышается эффективность решения задач, стоящих перед системой.Процесс системной интеграции проходит последовательно следующие этапы: – накопление в системе интеграционных предпосылок до определенного уровня готовности. Главная интеграционная предпосылка состоит в следующем: Сегодня невозможно сосредоточить в каждом учебном заведении все информационные ресурсы, накопленные человечеством в мировом научном и образовательном пространстве. Задача состоит в том, чтобы из каждой географической точки, где организован процесс преподавания или получения знаний лицами с ограниченными возможностями здоровья, дистанционно (с помощью телекоммуникаций) обеспечить доступ к информационным ресурсам, расположенным в любой другой географической точке мира. Таким образом, дистанционное образование делает распределенные по территориям информационные ресурсы активными. В этом и состоит концептуальное обоснование и идеология необходимости развития дистанционного образования. Для реализации идеологии системной интеграции информационных технологий в образовании выбирается стратегия баланса и динамизма. Исходным элементом этой стратегии является обязательное введение для всех обучающихся современной технологии собственного обучения – знаю, как учиться. Технология вооружает универсальным методом получения новых знаний с помощью информационных технологий. Эта технология не зависит от учебной дисциплины, и не важно на какой ступени образования это происходит. Второй элемент – погружение людей, знающих, как учиться, в активную среду обучения. Эта среда пригодна для общения по схеме человек-компьютер. В этой среде упрощаются (изменяются) процессы обмена информацией, знаниями. Третий элемент. Вводится предметно-образный стиль, как основной канал общения в активной среде обучения. Одно дело, когда автор (преподаватель) адресует коллеге или ученику книгу. Последние её осваивают и интерпретируют в своем сознании. Другое дело переслать свойства объекта, созданного автором (преподавателем). Это значит переслать его образ, его поведение, через понимание которых и происходит ощущение и восприятие объекта, явления, события и т.п. Информация при таком методе обучения воспринимается и усваивается сразу и целиком, как восприятие образа. Идет образное общение с компьютером. Принципиально новым становится метод передачи информации (элитных знаний) от профессионалов к обучаемым. Главное в предлагаемом методе обучения с помощью новых информационных технологий – это образная фиксация мысли, т.е. Визуализация, что, безусловно, будет являться определяющим для учеников с ограниченными возможностями. Несомненно, что исключительно важно иметь наглядные изображения элементов изучаемых учебных дисциплин. Причем речь идет не только о мультимедиа технологиях. Важно осознавать все элементы в их взаимодействии и в динамике. Важно оперировать не фотографиями или кадрами, а объектами мира. Важно уметь жить в них. Четвертый элемент. Одна из болевых точек нашего образования исторически связана с преобладающим развитием вербально – логического, аналитического, т.е. Левополушарного мышления человека. Это происходит в ущерб синтетическому, образному, интуитивному и ситуативному мышлению, т.е. Правополушарному. Достижение правополушарного мышления является одним из важнейших аспектов системной интеграции информационных технологий среди учеников, развитие вербально – логических навыков которых изначально осложнено дефектами слуха. Использование дистанционного образования также позволит решить проблемы, возникающие перед людьми с ограниченными возможностями. При изучении материала в электронном виде появляется возможность несколько раз повторять основные положения, широко использовать иллюстрированный материал. При создании технической и образовательной поддержки учеников с ограниченными возможностями необходимо учесть следующие основные моменты: Необходимым условием развития дистанционного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья является разработка основ дистанционной педагогики, проведение исследований в области философии, методологии и психологии Интернет-образования, следует также учесть нарушение коммуникативных возможностей. Необходима разработка принципов конструирования базисного учебного плана, учебных программ и электронных учебников нового типа, предусматривающих различные формы сочетания очного и дистанционного обучения. Причём, при создании электронных учебников надо учесть тот факт, что визуальная информация не должна содержать лишнего. Необходимо, чтобы электронный учебник обеспечивал изучение нового не через изучение написанной теории, а посредствам выполнения учеником специальным образом упорядоченных заданий, выполняя которые, ученик совершает “открытие” нового. Электронный учебник должен быть максимально личностным, адаптивным, автообновляемым, предполагающим обратную связь с преподавателем, рефлексию. Одним из вариантов конструирования учебника является линейно-концентрическая модель, проявляющаяся в линейной последовательности изучения модулей и концентричности их внутренней организации. Главным условием развития теории дистанционного обучения является организация и анализ деятельности преподавателей-практиков. Взамен дискретного «выставления отметки» в дистанционном обучении предлагается развивать и совершенствовать непрерывное оценивание. Оценка должна носить характер помощи и стимулировать развитие навыков самооценки. Совокупность полученных за семестр оценок может определять количество материала, выносимое на экзамен. Особой задачей должна стать забота об обеспечении свободного выбора выстраивания индивидуальной образовательной траектории учащимися и преподавателями. Для обеспечения индивидуальной траектории учащихся при проектировании дистанционных курсов предлагается использование модулей двух видов: инвариантных – обязательных для изучения всеми обучаемыми и вариативные – содержание которых изучается в зависимости от желания обучаемого и его личностных возможностей. Индивидуальная траектория обеспечивается мониторингом — непрерывным процессом анализа информации обратной связи и синтезом (на основе этого анализа) новых ситуаций, воздействий, ответом на запросы развивающейся личности. ^ 1.8. Электронные системы обучения. Электронные учебники. Существующие решения и возможные системы нового поколения Сегодня, когда компьютерные технологии уже давно перешли из области недостижимого, нереального в повседневную трудовую жизнь в качестве универсального рабочего инструмента, все больше и больше начинают говорить о новых возможностях применения этих технологий, в том числе и в образовательном процессе. Предпосылки этому были созданы уже относительно давно, с появлением первых систем проверки знаний на компьютере, но настоящее развитие электронные системы обучения получили буквально в последние пару-тройку лет. Сейчас, обучение с помощью компьютера по большей части отождествляют со столь модным и стремительно развивающимся дистанционным обучением, забывая о том, что последнее есть лишь одна из возможных реализаций электронных систем обучения, хорошо зарекомендовавшая себя. Интенсивное развитие службы World Wide Web в Internet (называемой также Web) в короткие сроки превратило ее в беспрецедентно крупную по масштабам, открытую гиперсистему, обеспечивающую глобальный доступ без ограничений на период времени, прозрачные для пользователя распределение и неоднородность ресурсов, демократический характер поддерживаемого информационного пространства, который не требует каких-либо административных санкций для получения права включения в него со статусом как поставщика, так и потребителя информационных ресурсов. Благодаря своим функциональным возможностям среда Web стала полигоном для разработки целого ряда новых информационных технологий, имеющих революционные социально-экономические последствия, обеспечила платформу для интеграции различных подходов к разработке информационных систем. На платформе Web осуществляются реализации новых важных и быстро развивающихся классов приложений, таких как электронные библиотеки, системы электронного бизнеса и дистанционного обучения. Преимущества подобных систем очевидны: использование глобальной компьютерной сети позволяет получать необходимую информацию быстрее, дешевле, а главное – тогда, когда она непосредственно требуется. Дистанционное обучение, находящее все большее применение в последнее время позволило значительно расширить стандартные рамки образовательного процесса, переместив его на новый суперсовременный уровень. Преимущества электронных систем обучения очевидны. Сам процесс обучения становится более интерактивным и живым: ученик может сам выбирать время и интенсивность занятий, сам проверять уровень своих знаний с помощью выполнения тематических заданий, общаться со своими единомышленниками, которые, быть может находятся в другой точке земного шара, с помощью web – конференций, получать квалифицированную помощь преподавателей. Преподаватели теперь не должны тратить массу времени на проверку заданий, контрольных работ, ведения журнала успеваемости учащихся – за них все это сделает автоматизированная система. Теперь у них остается куда больше времени непосредственно на учебный процесс, составление учебных пособий, общение со своими учениками, что не составит труда благодаря современным телекоммуникационным технологиям. Особо стоит отметить значимость систем обучения, основанных на применении компьютерных технологий, при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья. Для них крайне важно построить учебный процесс так, чтобы он наиболее точно соответствовал их пожеланиям, индивидуальным особенностям в восприятии и усваивания информации. И в этом плане электронные системы обучения могут стать незаменимым помощником, позволяя каждому ученику самому определять свой распорядок учебы, нагрузку и, что еще более важно – подстраивать систему под себя, с учетом личных пожеланий и рекомендаций преподавателей, контролирующих процесс обучения.^ 1.8.1. Структура и функции электронной системы обучения. Для создания полноценной, нормально функционирующей системы обучения на компьютере необходима реализация в ней следующих подсистем: система регистрации и идентификации пользователей; подсистема естественного языкового интерфейса (при этом должны учитываться региональные особенности подготовки учащихся и их личные пожелания)*; система нормализации уровня подготовки обучаемого (на основе интеллектуальной системы тестирования)*1; система выбора уровня сложности подготовки (желаемый уровень может определяться самим обучаемым, либо по результатам предварительного тестирования); система передачи знаний на основе различных методов представления информации (текст, электронные учебники, аудио/видео материалы, обучающие программы и т.п.); система контроля знаний (тестирование (в режиме самопроверки и на оценку), лабораторные работы, контрольные мероприятия (контрольные работы, экзамены) с участием преподавателей и т.п.); система регистрации результатов обучения (единая база данных пользователей системы с подробными отчетами об успеваемости каждого из них, прообраз электронного деканата); подсистема пользовательс