СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и состав материальных ресурсов
1.2 Определение потребности в материальных ресурсах
1.3 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАВОЗА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА
ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Понятие и виды хозяйственных связей
2.2 Формы завоза материальных ресурсов на предприятии
2.3 Договор поставки товаров и его основные положения
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАВОЗА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ООО«АРКАДА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Материальные ресурсыпредставляют собой предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы,полуфабрикаты, топливо, незавершенное производство и отходы производства, атакже запасные части машин, предназначенные для ремонта оборудования, тара итарные материалы.
Необходимым условиеморганизации производства продукции является обеспечение его материальнымиресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д.
С использованием материальных ресурсов связано производство любоговида производимой продукции (выполнение работ, оказание услуг). В ряде случаевзатраты на материальные ресурсы составляют около 80% затрат на производствопродукции, то есть они служат основой и являются необходимым условиемвыполнения программы выпуска и реализации продукции (работ, услуг), снижения еесебестоимости. Особо важное значение имеет комплексное использованиематериальных ресурсов, их рациональный расход, по возможности применение болеедешевых и эффективных материалов в целях улучшения финансового состоянияорганизации.
Для того чтобы обеспечитьпредприятие (объединение) необходимыми ему материалами, инструментами,приспособлениями в соответствии с выявленной потребностью, организуетсяматериально-техническое снабжение предприятия. Его задача заключается вопределении потребности предприятия в материалах и технических ресурсах,изыскании возможностей покрытия этой потребности, организации хранения материалови выдачи их в цехи, а также в проведении контроля за правильным использованиемматериально-технических ресурсов и содействия в их экономии.
Решая эту задачу,работники органов снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение навсе потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен наних и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную формутовародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные искладские расходы.
Главной задачей органовснабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечениепроизводства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектностии качества.
Решая эту задачу,работники органов снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение навсе потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен наних и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную формутовародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные искладские расходы.
Целью курсовой работыявляется изучение организации завоза материальных ресурсов на предприятии.
Задачами курсовой работыявляется изучение таких вопросов как значение материальных ресурсов вдеятельности предприятия; основ организации завоза материальных ресурсов напредприятии, а также организации завоза материальных ресурсов ООО«Аркада».
1 ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и состав материальных ресурсов
Материальные ресурсыпредставляют собой часть оборотных фондов предприятия. Оборотные фонды — это тесредства производства, которые полностью потребляются в каждом производственномцикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессепроизводства меняют или теряют свои потребительные свойства.
В состав оборотных фондоввключаются:
1) основные ивспомогательные сырье и материалы, топливо, энергия и полуфабрикаты, получаемыесо стороны, производственные запасы;
2) малоценные ибыстроизнашивающиеся инструменты и запасные части для ремонта оборудования;
3) незавершенноепроизводство и полуфабрикаты собственного изготовления;
4) тара.
Оборотные фонды, заисключением малоценных инструментов и инвентаря, незавершенного производства иполуфабрикатов собственного изготовления, а также энергии, относятся кматериальным ресурсам.
Оборотные фонды, заисключением малоценных инструментов и инвентаря, незавершенного производства иполуфабрикатов собственного изготовления, а также энергии, относятся кматериальным ресурсам.
Нужно отметить, что приделении средств производства на основные и оборотные в практике допускаютсянекоторые вполне оправданные условности. Инструмент и инвентарь делятся на двечасти. В первую из них входят малоценные инструменты и инвентарь. Они относятсяк оборотным фондам. Другая же часть, в которую включается весь остальнойинструмент и инвентарь, относится к основным фондам.
Организация и планированиеиспользования материальных ресурсов является одним из важнейших разделовдеятельности предприятий. Вся работа по организации и планированиюиспользования материальных ресурсов проводится в направлении создания условийдля их максимальной экономии при одновременном повышении качества продукции.
Ростпотребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивнымпутем (приобретением или изготовлением большего количества материалов иэнергии) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов впроцессе производства продукции).
Первыйпуть ведет к росту удельных материальных затрат на единицу продукции, хотясебестоимость ее может при этом и снизиться за счет увеличения объемапроизводства и уменьшения доли постоянных затрат. Второй путь обеспечиваетсокращение удельных материальных затрат и снижение себестоимости единицыпродукции. Экономное использование сырья, материалов и энергии равнозначноувеличению их производства.
Рациональноеиспользование материальных ресурсов, снижая себестоимость продукции, являетсяфактором роста рентабельности и прибыли. Но не только к повышению экономическихпоказателей, характеризующих эффективность производства, приводит экономноеиспользование материальных ресурсов. Рост объемов производства дляудовлетворения потребностей человека при существующих технологических системахпривел к тому, что темпы истощения природных ресурсов и уровень загрязнениясреды обитания вышли за допустимые пределы. В связи с этим актуальной задачейявляется снижение объемов потребляемых ресурсов при определяющих темпах ростапроизводительности труда над его фондовооруженностью.
1.2 Определение потребности в материальныхресурсах
Потребность вматериальных ресурсах – это количество материальных ресурсов для выполненияплана производства (реализации) продукции, для ремонтно-эксплуатационных нужд,капитального строительства и других необходимых работ, которое предприятиедолжно получить из внешних источников.
Потребность вматериальных ресурсах к завозу – это основной показатель планаматериально-технического снабжения предприятия, следует стремиться кминимизации данного показателя.
Потребность вматериальных ресурсах к завозу Пзавоз (нат. или ден. ед.)определяется следующим образом:
Пзавоз = Прасход+ Омз – Мвнутр,
Где Прасход –потребность в материальных ресурсах к расходу (нат. или ден. ед.);
Омз– требуемая величина (норматив) запасов (нат. или ден. ед.);
Мвнутр –внутренние источники материальных ресурсов, позволяющие снизить закупки запасову внешних поставщиков (ожидаемый остаток запасов на начало планового периода(переходящие запасы), экономия материалов, вторичное использование материалов,восстановление изношенных изделий, организация собственного производства).
Потребность в основных,вспомогательных материалах и топливе определяется на основе норм их расхода.
В связи с различнымхарактером потребления неодинаковых материалов методика определения потребностив них имеет некоторые особенности.
Потребность в основныхматериалах определяется на основании производственной программы предприятия илицеха, норм расхода материалов и планируемого изменения запасов.
На некоторых предприятияхпланируется изменение остатка незавершенного производства. Увеличение еговызывает дополнительную потребность в материалах. Поэтому рассчитанную вышепотребность в материалах корректируют на изменение остатка незавершенногопроизводства. Этот корректив вносится исходя из соотношения между стоимостьюизменения остатка незавершенного производства и стоимостью товарной продукции сучетом разной материалоемкости незавершенного производства и готовой продукции.
На предприятиях сдлительным производственным циклом изготовления продукции время началапроизводства изделий намного отличается от времени их выпуска в готовом виде. Вэтих условиях план материально-технического снабжения должен строиться взависимости не от производственной программы выпуска продукции, а от программы,определяющей сроки начала производства продукции, или, как ее называют напредприятиях, от программы запуска.
Помимо непосредственнойпотребности в материалах предприятие для своей текущей деятельности должнопостоянно иметь некоторое количество их в виде запасов.
Запас материалов,находящийся на предприятии, состоит из трех частей: текущего запаса, за счеткоторого достигается бесперебойное обеспечение производства материалами впериод между очередными поставками; материалов, находящихся в стадии ихподготовки к производству (раскрой, сушка и т. п.), и гарантийного (страхового)запаса, создаваемого на предприятии на случай нарушения нормальных сроковпоставки. Кроме того, в отдельных случаях создаются сезонные запасы.
Однако на предприятиисоздаются еще и сезонные запасы. Они там, где сырье поступает главным образом вотдельные периоды года. Размер сезонного запаса определяется в зависимости отпериода времени, на который должен быть создан запас, и среднесуточногопотребления материалов в период сезона.
Помимо расчетапотребности в материалах на нужды основного производства при составлении планаматериально-технического снабжения учитывается расход материалов наэксплуатационные нужды (уход за оборудованием, зданиями и сооружениями), наремонт оборудования, зданий и сооружений, на выполнение опытных и других работ,связанных с освоением новой продукции, на работы по внедрению в производствоновой техники, на научно-исследовательские работы, проводимые на предприятии, ина капитальные работы. Полный учет потребности в материалах для удовлетворениявсех перечисленных нужд является обязательным требованием, предъявляемым кпланированию материально-технического снабжения, так как недоучет этихпотребностей может привести к нехватке материальных ресурсов, что может вызватьперебои в производстве, нарушение плана внедрения новой техники или планаремонтных и других работ.
Сводный планматериально-технического снабжения, учитывающий общую потребность в материалахдля всех нужд предприятия, включая образование запасов, а также источникипокрытия потребности предприятия в материалах, приобретает обычно следующий вид(см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Планматериально-технического снабжения на 200__ г.№ п/п Виды материалов и изделий Единица измерения Средняя цена франко-завод-потребитель Потребность Источники покрытия потребности (в натуральном выражении)
На производство На ремонтно-эксплуатационные нужды На изготовление технологической оснастки На опытные и экспериментальные работы На непромышленные нужды Кроме того, на капитальное строительство На производственный складской запас на 1-1 200__г. Всего потребность в натуральном выражении /> Ожидаемый остаток на 1-1 200__ г. Собственное производство Децентрализованные заготовки предприятия и поступления по прямым договорам Подлежит завозу по фондам на 200__г. /> В натуральном выражении В тыс. руб. В натуральном выражении В тыс. руб. В натуральном выражении В тыс. руб. В днях В натуральном выражении В тыс. руб. /> А Б В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
1.3 Анализ обеспеченности предприятияматериальными ресурсами
При анализе,обеспеченности предприятия материальными ресурсами в первую очередь проверяюкачество плана материально-технического снабжения. Проверку реальности плананачинаю с изучения норм и нормативов, которые положены в основу расчетапотребности предприятия в материальных ресурсах. Затем проверяю соответствиеплана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимыхзапасов исходя из прогрессивных норм расхода материалов.
Важным условиембесперебойной работы предприятия является полная обеспеченность потребности вматериальных ресурсах источниками покрытия. Они могут быть внешними ивнутренними.
К внешним источникамотносятся материальные ресурсы, поступающие от поставщиков в соответствии сзаключенными договорами.
Внутренние источники — это сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственноеизготовление материалов и полуфабрикатов, экономия материалов в результатевнедрения достижений научно-технического прогресса. Реальная потребность взавозе материальных ресурсов со стороны — это разность между общей потребностьюв определенном виде материала и суммой собственных внутренних источников еепокрытия.
В процессе анализапроверяются обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсовдоговорами на их поставку и фактическое их выполнение.
Степень обеспеченностипотребности в материальных ресурсах договорами на их поставку оценивается спомощью следующих показателей:
— коэффициентобеспеченности по плану
/>;
— коэффициентобеспеченности фактический
/>.
Анализ данныхкоэффициентов проводится по каждому виду материалов.
Проверяется также качествополученных от поставщиков материалов, соответствие их стандартам, условиямдоговора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам.
Особое внимание прианализе уделяется выполнению плана материально-технического снабжения по срокампоставки материальных ресурсов или ритмичности поставок.
Для оценки ритмичностипоставок используются показатели:
— коэффициентнеравномерности поставок материалов:
/>,
где x –процент выполненияплана поставки по периодам (дням, декадам, месяцам);
f – план поставки за те жепериоды;
— коэффициент вариации:
/>,
где Дf –отклонение объема поставки по периодам от плана;
k – количествоанализируемых периодов;
/> – средний объемпоставки материалов за период.
Неритмичная поставкаматериальных ресурсов ведет к простоям оборудования, потерям рабочего времени,необходимости сверхурочных работ. Оплата простоев не по вине рабочих исверхурочных работ ведет к увеличению себестоимости выпускаемой продукции исоответственно к снижению прибыли предприятия.
2 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАВОЗА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВНА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Понятие и виды хозяйственных связей
Поставки материальныхресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи.
Хозяйственные связипредставляют собой совокупность экономических, организационных и правовыхвзаимоотношений, которые возникают между поставщиками и потребителями средствпроизводства.
Рациональная системахозяйственных связей предполагает минимизацию издержек производства иобращения, полное соответствие количества, качества и ассортимента поставляемойпродукции потребностям производства, своевременность и комплектность ее поступления.
Хозяйственные связи междупредприятиями могут быть прямыми и опосредованными (косвенными), длительными, икраткосрочными.
Прямые представляют собойсвязи, при которых отношения по поставкам продукции устанавливаются междупредприятиями-изготовителями и предприятиями-поставщиками прямо,непосредственно.
Опосредованными считаютсясвязи, когда между этими предприятиями имеется хотя бы один посредник. Поставкипродукции потребителю могут осуществляться смешанным путем, т.е. как напрямую,так и через посредников (дистрибьюторов, джобберов, агентов, брокеров) (рис. 2.1).
Дистрибьюторы и джобберы— это фирмы, осуществляющие сбыт на основе оптовых закупок у крупныхпромышленных предприятий — производителей готовой продукции. Дистрибьюторы вотличие от джобберов — относительно крупные фирмы, располагающие собственнымискладами и устанавливающие длительные контрактные отношения с промышленнымипредприятиями. Джобберы, напротив, скупают отдельные крупные партии товаров длябыстрой перепродажи.
/>
Рис. 2.1. Схемыхозяйственных связей материально-технического снабжения
Агенты и брокеры — этофирмы или отдельные предприниматели, осуществляющие сбыт продукциипромышленного предприятия на основе комиссионного вознаграждения.
Прямые хозяйственныесвязи для предприятий являются наиболее экономичными и прогрессивными посравнению с косвенными, так как они, исключая посредников, уменьшают издержкиобращения, документооборот, укрепляют взаимоотношения между поставщиками ипотребителями. Поставки продукции становятся более регулярными и стабильными.
Опосредованныехозяйственные связи менее экономичны. Они требуют дополнительных затрат напокрытие расходов деятельности посредников между предприятиями-потребителями ипредприятиями-изготовителями.
Потребность в косвенныхсвязях объясняется тем, что прямые связи выгодны и целесообразны в условияхпотребления материальных ресурсов в крупных масштабах. Если же предприятияпотребляют сырье и материалы в незначительных количествах, не достигающихтранзитной формы отгрузки, то, чтобы не создавать на предприятиях излишниезапасы материальных ценностей, целесообразны связи и через услуги посредников.
Как прямые, так иопосредованные связи могут носить длительный и краткосрочный характер.
Длительные хозяйственныесвязи — прогрессивная форма материально-технического снабжения. В этом случаепредприятия имеют возможность развивать на долгосрочной основе сотрудничествопо совершенствованию выпускаемой продукции, снижению ее материалоемкости,доведению до мировых стандартов.
2.2 Формы завоза материальных ресурсов напредприятии
С классификацией связейна прямые и косвенные тесно связано деление их по формам организации поставокпродукции. С этой точки зрения различают транзитную и складскую формы поставок.
При транзитной формеснабжения материальные ресурсы перемещаются от поставщика к потребителю прямо, минуяпромежуточные базы и склады посреднических организаций. Кроме того,предприятие, получая материал непосредственно от поставщика, ускоряет доставкуи сокращает транспортно-заготовительные расходы. Однако ее использованиеограничено транзитными нормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает кисполнению. Использование этой формы снабжения для материалов с небольшойпотребностью приводит к увеличению запасов и связанных с этим расходов.
При складской формематериальные ресурсы завозятся на склады и базы посреднических организаций, азатем с них отгружаются непосредственно потребителям.
Транзитную формуцелесообразно применять в тех случаях, когда потребителям требуютсяматериальные ресурсы в больших количествах, что дает возможность отгружать их полногрузнымивагонами или другими средствами транспорта.
При транзитной формезавоза значительно снижаются издержки, и повышается скорость обращения,улучшается использование транспортных средств.
Складская форма снабженияиграет большую роль в обеспечении мелких потребителей. Она позволяет имзаказывать необходимые материалы в количествах меньше установленной транзитнойнормы, под которой понимается минимально допустимое общее количество продукции,отгружаемое предприятием изготовителем потребителю по одному заказу.
При складской формеснабжения продукция со складов посреднических организаций может завозитьсямалыми партиями и с большей частотой, что способствует сокращению запасовматериальных ресурсов у потребителей.
Однако в этом случаепоследние несут дополнительные расходы за складскую переработку, хранение итранспортировку с баз посреднических организаций. Поэтому в каждом конкретномслучае требуется экономическое обоснование выбора форм снабжения.
Длятехнико-экономического обоснования выбора формы снабжения используется формула
/>Рmax£ K (Птр – Пскл) / (Сскл – Стр),
где Рmax — максимальноеколичество материала, которое экономически целесообразно получить от складскихорганизаций, натур, ед. измерения;
К — коэффициентиспользования производственных фондов и содержания производственных запасов, %;
Птр и Пскл— средняя величина партии поставки соответственно при транзитной и складскойформах снабжения, натур, ед. измерения;
Стр и Сскл— величина расходов по доставке и хранению материалов соответственно притранзитной и складской формах снабжения, % к цене.
Важные этапы ворганизации материально-технического снабжения промышленности —специфицирование ресурсов и заключение хозяйственных договоров по поставкампродукции.
Существует два вариантаорганизации завоза материальных ресурсов: самовывоз и централизованнаядоставка.
Самовывоз характеризуетсяотсутствием единого органа, обеспечивающего оптимальное использованиетранспорта. Предприятие самостоятельно договаривается с транспортнымиорганизациями, не предъявляет жестких требований к типам используемоготранспорта — главное вывезти материальные ресурсы. При этом применяются историческисложившиеся технологические процессы грузопереработки, как правило, несогласованные между собой. Отсутствует необходимость использования строгоопределенных видов тары, часто отсутствуют условия для беспрепятственногоподъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки материальных ресурсов.
При централизованнойдоставке предприятие-поставщик и предприятие-получатель создают единый орган,цель которого оптимизировать совокупный материальный поток. Для этогоразрабатываются схемы завоза продукции, определяются рациональные размерыпартий поставок и частота завоза; разрабатываются оптимальные маршруты играфики завоза продукции; создается парк специализированных автомобилей ивыполняется ряд других мероприятий.
Таким образом,централизованная доставка позволяет:
– повыситьстепень использования транспорта и складских площадей;
– оптимизироватьтоварные запасы, как у производителя, так и у потребителя продукции;
– повыситькачество и уровень материально-технического обеспечения производства;
– оптимизироватьразмеры партии поставок продукции.
2.3 Договор поставки товаров и его основныеположения
Договор поставки — важнаяформа хозяйственных связей оптовых поставщиков и покупателей товаров. Он посуществу является основным документом, определяющим права и обязанности сторонпо организации оптовых поставок товаров.
Статья 506 ГК РФ даетследующее определение договору поставки: «По договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать вобусловленный срок или сроки производимые или закупленные им товары покупателюдля использования в предпринимательской деятельности или иных целях, несвязанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».
Договор поставки, как идругие договоры купли-продажи, заключается посредством направления оферты(предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятияпредложения) другой стороной.
Договор вступает в силу истановится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор считаетсязаключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях формедостигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Если офертасодержит существенные условия договора, то договор признается заключенным вмомент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Договор поставки товаровзаключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанногосторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной,телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверноустановить, что документ исходит от стороны по договору.
Договоры могутзаключаться на пять, три, два, один год или иной период. В частности, могутбыть заключены краткосрочные, сезонные договоры, а также договоры на разовыепоставки (единовременная закупка партии товаров). Для облегчения и ускоренияоформления договорных отношений применяется так называемая пролонгация, т.е. продление договора. Однако в этом случае обязательно согласованиеассортимента поставляемых товаров (спецификации).
Сторонам, заключающимдоговор поставки, необходимо предусмотреть в нем следующие обязательныеусловия:
— дата заключениядоговора;
— полное наименованиесторон, заключивших договор;
— количество иассортимент товаров, подлежащих поставке;
— сроки исполнения;
— порядок поставкитоваров;
— качество,комплектность, упаковка и маркировка товаров;
— цены и порядокрасчетов;
— имущественнаяответственность.
При отсутствии в договореусловий о предмете поставки (наименование, количество, ассортимент и качествотоваров), сроках поставки, цене на товары договор считается незаключенным.
Правильное и выгодное длясторон согласование в договоре указанных выше условий является важной и в то жевремя сложной коммерческой задачей, требующей хороших знаний конкретнойпрактики и организации поставок товаров, особенностей поставок отдельных видовтоваров, связанных с их физико-химическими свойствами, а также знанийгражданско-правовых норм хозяйственных взаимоотношений поставщиков ипокупателей.
В процессе согласованиясторонам необходимо стремиться к максимально возможному устранению для себяневыгодных организационных, финансовых и прочих условий. К этой работе помимоопытных коммерческих работников должны привлекаться юристы, финансисты,экономисты.
Договор — основнойдокумент партнерских отношений. Поэтому предприятия должны принимать всенеобходимые меры к выполнению договоров. Если же обязательства, предусмотренныедоговором и законодательством, нарушены, стороны вправе применять имущественныесанкции.
Имущественнаяответственность(санкция) применяется как средство воздействия навиновную сторону с целью побудить ее к надлежащему, т. е. полному исвоевременному, выполнению обязательств. Санкцииустанавливаются в формештрафа, неустойки, пени, возмещения убытков.
Штраф устанавливается впроцентном выражении или определенной денежной сумме за невыполнение илиненадлежащее выполнение того или иного договорного обязательства.
Неустойка (единовременныйплатеж) взыскивается с поставщика за просрочку поставки или недопоставкутоваров в процентном выражении к стоимости не поставленных в срок товаров поотдельным наименованиям ассортимента.
Пеня — нарастающаянеустойка, начисляемая за просрочку выполнения обязательств (например, пеня вразмере 0,03% за каждый день просрочки оплаты счета).
Помимо взыскания санкцийкаждая из сторон вправе требовать от другой стороны возмещения причиненныхнарушением договора убытков в части, не покрываемой этими санкциями. Например,убытки, понесенные покупателем (получателем) в связи с поставкой емуненадлежащего качества или некомплектных товаров, возмещаются поставщиком сверхштрафа.
В предусмотренныхзаконодательством случаях невыполнение условий договора может повлечь правотребовать от стороны, не выполнившей обязательства, возмещения упущеннойвыгоды.
Уплата пени, неустойки,штрафа и возмещение убытков не освобождает стороны от выполнения обязательствпо договору.
Согласно ГК РФ изменениеи расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное непредусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной изсторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
— при существенномнарушении договора другой стороной;
— в иных случаях,предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признаетсянарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такойущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на чтобыла вправе рассчитывать при заключении договора (например, при поставке товаровсо значительным отступлением от качества, предусмотренным сертификатом,стандартом или техническими условиями).
Сторона, получившаяпредложение об изменении или о расторжении договора либо о продлении срокадоговора, обязана дать ответ другой стороне.
Требование об измененииили о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только послеполучения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договорлибо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный закономлибо договором, а при отсутствии определения такого срока — в течение 30 дней.
Если основанием дляизменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договораодной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненныхизменением или расторжением договора.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАВОЗАМАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ООО «АРКАДА»
ООО«Аркада» занимается производством кухонной мебели на заказ.
ВООО «Аркада» завоз материальных ресурсов осуществляетсяцентрализованной доставкой. Предприятием разработаны схемы завоза продукции,определены рациональные размеры партий поставок и частота завоза; разработаныоптимальные маршруты и графики завоза продукции.
Централизованнаядоставка материальных ресурсов позволяет ООО «Аркада»:
— повысить степень использования транспорта и складских площадей;
— оптимизировать товарные запасы, как у производителя, так и у потребителяпродукции;
— повысить качество и уровень материально-технического обеспечения производства;
— оптимизировать размеры партии поставок продукции.
Обеспечениематериальными ресурсами производственных цехов, участков и других подразделенийпредприятия предполагает выполнение следующих функций:
— установление количественных и качественных заданий по снабжению(лимитирование);
— подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению;
— отпуск и доставку материальных ресурсов со склада службы снабжения на место еенепосредственного потребления или на склад цеха, участка;
— оперативное регулирование снабжения;
— учет и контроль за использованием материальных ресурсов в подразделенияхпредприятия.
СнабжениеООО «Аркада» материалами осуществляется в полном соответствии сустановленными лимитами и конкретными особенностями производства. Последниеучитываются при разработке графиков подач, на основе которых материалыдоставляются в цех. Лимит устанавливается исходя из производственной программыцеха и специфицированных норм расхода.
Кчислу показателей материально-технического снабжения в ООО «Аркада»относятся:
— количественные и качественные показатели плана завоза материальных ресурсов(номенклатура, количество и стоимость материальных ресурсов);
— транспортно-заготовительные расходы (стоимость перевозки материалов — расходына доставку материалов до склада предприятия;
— наценки снабженческих и сбытовых организаций; расходы на тару);
— расходы на хранение, выдачу в производство и отгрузку потребителю материальныхресурсов; административно-хозяйственные расходы (расходы на содержание аппаратаотдела материально-технического снабжения).
Основаниемдля положительной оценки деятельности органов материально-техническогообеспечения служат: отсутствие перебоев в снабжении производства,сверхнормативных запасов и неликвидов, своевременное заключение договоров,снижение снабженческих затрат и т.д.
Оформленныедокументы на приемку товаров являются основанием для расчетов ООО «Аркада»с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров ворганизации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя притранспортировке).
ВООО «Аркада» поступающие товары приходуются в день окончания ихприемки по фактическому количеству и сумме.
Данныео выполнении плана материально-технического снабжения по объему, качеству,комплектности представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Данные о выполнении планаМТС по объему, качеству, комплектности (тыс. руб.)Вид поставленных материальных ресурсов Объем поставки по плану Фактический объем поставки в том числе
зачитываются
с учетом вы-полнения ус-ловий договора поставки не засчитываются из-за нарушения договорных условий Срок поставки Коли-чество Объем Номенк-латура Древесина 5 600 5 700 5 500 85 – 10 5 Пластик 3 200 3 250 3 180 10 5 5 – Стекло 2 500 2 700 2 470 20 5 – 5 Фурнитура 1 000 1 050 950 25 25 – – Итого 12 300 12 700 12 100 140 35 15 10
По данным табл. 3.1 планпо обеспечению предприятия материальными ресурсами перевыполнен на 3,2%.
/>.
Однако с учетомдоговорных обязательств процент составил 98,4%.
/>.
Это может быть связано споставками ресурсов сверх плана (увеличения объема производства) инедопоставками вследствие нарушения договорных обязательств.
Определим степень влиянияпричин недопоставки:
— общий процентнедопоставки
100 — 98,4 = 1,6%,
в т.ч.
— в связи с нарушениемсроков поставки
/>;
— нарушение качества
/>;
— недопоставки по объему
/>;
— недостатки пономенклатуре
/>.
В ООО «Аркада»функции снабжения возложены на заместителя директора.
Фактический расход наосновное производство и ремонтно-эксплуатационные нужды в ООО «Аркада»рассчитывается путем умножения фактических объемов работ на действующие вданном периоде нормы расхода материальных ресурсов.
Образец договора напоставку товаров (материальных ресурсов) представлен в приложении 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация ипланирование использования материальных ресурсов является одним из важнейшихразделов деятельности предприятий. Вся работа по организации и планированиюиспользования материальных ресурсов проводится в направлении создания условийдля их максимальной экономии при одновременном повышении качества продукции.
Условием бесперебойнойработы предприятия является полная обеспеченность материальными ресурсами.Потребность в материальных ресурсах определяется в разрезе их видов на нуждыосновной и не основной деятельности предприятия и на запасы, необходимые длянормального функционирования на конец периода.
В условиях рынка упредприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки болееэффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персоналпредприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции,поставляемой различными поставщиками.
Поставки материальныхресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи.
Хозяйственные связи междупредприятиями могут быть прямыми и опосредованными (косвенными), длительными, икраткосрочными.
С классификацией связейна прямые и косвенные тесно связано деление их по формам организации поставокпродукции. С этой точки зрения различают транзитную и складскую формы поставок.
Договор поставки — важнаяформа хозяйственных связей оптовых поставщиков и покупателей товаров. Он посуществу является основным документом, определяющим права и обязанности сторонпо организации оптовых поставок товаров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрютина М.С.Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Дело и сервис, 2000. – 512 с.
2. Анализфинансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. Н.П. Любушина. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с.
3. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 416 с.
4. Бланк И.А.Управление торговым предприятием. – М.: ЭКМОС, 1998. – 416 с.
5. Большой экономическийсловарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 1248с.
6. ГреховодоваМ.Н. Экономика торгового предприятия. Ростов-на-Дону: Феникс,2001. – 192 с.
7. Журавлев В.В.,Савруков Н.Т. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. – СПб.:Политехника, 2001. – 127 с.
8. Иванов Г.Г.Экономика торговли. – М.: Академия, 2004. – 140 с.
9. КовалевВ.В. Финансовый анализ — М.: Финансы и статистика, 2000. – 511 с.
10. КравченкиЛ.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: ООО «Новое знание»,2003. – 526 с.
11. ЛебедеваС.Н. Экономика торгового предприятия. –М.: Инфра-М,2002. – 240 с.
12. Панкратов Ф.Г.Коммерческая деятельность. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иКо», 2003. – 504 с.
13. Популярнаяэкономическая энциклопедия / Гл. ред. Некипелов А.Д. – М.: Большая российскаяэнциклопедия, 2001. – 367 с.
14. Романова Л.Е.Анализ хозяйственной деятельности. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 220 с.
15. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
16. Савицкая Г. В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 256 с.
17. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704с.
18. Сергеев И.В.Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика,
2000. – 117 с.
19. Скамай Л.Г.,Трубочкина М.И. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 245 с.
20. Финансовыйменеджмент / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 284 с.
21. Шеремет А.Д.,Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 208 с.
22. Экономика торговогопредприятия. Торговое дело / Под ред. Брагина Л.А. – М.: Инфра-М, 2004. – 314с.
23. Экономикапредприятия торговли и сферы услуг / Под ред. А.Ю. Аванесова– М.: МИИП ТОО«Люкс-арт», 1999. – 296 с.
24. Экономикапредприятия / Под ред. А.С. Пелиха. – Ростов н/Д.: МарТ. 2002. – 352 с.
25. Экономика / Подред. д.э.н., проф. А.С. Булатова. – М.: Юрист,2000. – 896 с.
26. Экономикапредприятий торговли и общественного питания / По ред. Николаевой Т.И.,Егоровой Н.Р. – Екатеринбург: Урал. Гос. экон., 2001. – 498 с.
27. Экономика иорганизация деятельности торгового предприятия / Под ред. Соломатина А.Н. – М.:ИНФРА-М, 2000. – 295 с.
28. Экономикапредприятия / Под ред. В.Я. Хрипача. – М.: Экономпресс, 2000. – 270 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец договора №_________ на поставку продукции (товаров)
г.____________________ ____”_____________200 __г.
_____________________________, в дальнейшем именуемоеПоставщик, в лице _________________________________, действующего на основании_______________, с одной стороны, и ________________________________, вдальнейшем именуемый Покупатель, в лице _____________________________
действующего на основании ____________________________ с другой стороны,во исполнение _______________________________________
указываетсяоснование заключения договора
заключили договор о нижеследующем:
1. Поставщик обязуется поставить, Покупатель принять иоплатить продукцию (товар) по номенклатуре (ассортименту) и вколичестве:_________________________________
2. Качество и комплектность продукции(товара) должны соответствовать
рон, госзаказ, сложившиеся длительные хозяйственнены в табл.зводительно
(указываютсяномера, индексы, даты утверждения стандартов, технических условий, чертежей;описываются образцы, порядок их представления и хранения; приводятсядополнительные требования, согласованные сторонами).
3. Оплата продукции (товара) производится по ценам:
__________________________________________________________________
(указываютсянаименование, дата и орган, утвердивший обязательный для сторон документ оцене, при отсутствии его — цена согласованная сторонами самостоятельно, вслучаях, предусмотренных законом, например: при поставке продукции (товара),которая перестала пользоваться спросом, при поставке продукции с изменением еекомплектности и за срочное исполнение заказов; особо модных товаров и т.д.).
4. Поставка продукции (товара) производится в следующие сроки
__________________________________________________________________
Количество продукции (товара), недопоставленное в период поставкиподлежит (не подлежит) восполнению __________________________________
Досрочная поставка продукции (товара) допускается _____________________
(указать пределы или не допускается вообще).
5. Сумма договора составляет ______________________________рублей.
При изменении объема поставки или цен сумма соответственно изменяется.
6. Расчеты за поставленную продукцию (товар) производятся путем:
_________________________________________________________________
Покупатель вправе полностью или частично отказаться от оплаты платежныхтребований Поставщика в случае: ____________________________
(приводятсяоснования отказов)
7. Тара, упаковка и маркировка должны соответствовать
_________________________________________________________________
(указываютсястандарты, технические условия, другая техническая документация)
Дополнительные требования к таре, упаковке и маркировке:
__________________________________________________________________
8. Продукция (товар) доставляется Покупателю _____________________
Покупатель производит выборку продукции (товара) в следующем порядке:___________________________________________________________
(указывается порядок выборки, способ уведомления о готовностипродукции (товара).
Расходы по доставке относятся на ________________________________
(покупателя,поставщика)
в соответствии с _____________________________ или соглашением сторон.
(№ прейскурантов)
9. Приемка продукции (товара) по количеству и качеству производится всоответствии с Инструкциями Госарбитража №№ П-6, П-7.
Вызов иногороднего Поставщика для участия всоставлении актов приемки обязателен в случаях _________________________________________
10. За нарушение сроков поставки Поставщик уплачивает Покупателюнеустойку в размере _______ % от стоимости недопоставленной продукции.
За необоснованный отказ от оплаты платежных требований Поставщикаподлежит уплате штраф в размере _______________%.
11. Прочие условия _____________________________________________
12. Настоящий договор действует с “____” ____ 200__года по”___”___ 200__года.
13. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороныруководствуются Положением о поставках продукции производственно-техническогоназначения (товаров народного потребления).
14. Юридические адреса и реквизиты сторон:
Поставщик:____________________________________________________
Покупатель:___________________________________________________
15. К договору прилагается ______________________________________
(приводитсяперечень приложений)
16. Подписи сторон:
Поставщик Покупатель
______________________
______________________
М.П.