Содержание
Введение
1. Формирование социалистической культуры как категориикультурологического знания: исторические детерминанты и направленность
2. Социалистическая культура советского периода в системетипологии мировой и отечественной культуры
3. Культура и искусство стран социалистического лагеря
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темыисследования. Культура в современной России переживает сложный и противоречивыйпериод своего развития. Очевидно, что сдвиги в области культуры, происходящие впоследние годы, во многом вызваны отказом от государственной регламентации вэтой сфере общественной жизни.
Посредством культуры всоветском обществе транслировались общечеловеческие ценности и придавалось экзистенциальноезначение самопознанию человека, поэтому как часть его духовного потенциала онапредставляет собой интересный аспект для изучения.
Не случайно её изучение вконтексте истории российской культуры все чаще становится объектомисследовательских интересов и многочисленных дискуссий среди ученых.
Советская культура,социалистическая в своей сути, как форма общественного сознания и специфическийфеномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливаетрациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессеосвоения им действительности и смысла бытия.
Глобализация современногомира трансформирует концепт «советская культура», изменяя его влияниена традиционные и нетрадиционные компоненты культуры общества. Этоактуализирует ‘ необходимость исследования его в рамках и культурологическогознания и в целом теории культуры.
Выявление специфическихособенностей концепта «социалистическая культура» по отношению ксовременному российскому и мировому сообществу позволит определить общие чертыи точки соприкосновения в нем особенностей менталитета и образа жизнироссийского народа.
Целью данной работыявляется исследование социалистической культуры.1. Формирование социалистической культуры как категории культурологическогознания: исторические детерминанты и направленность
Как известно, началосоветскому периоду отечественной истории и культуре положила ВеликаяОктябрьская социалистическая революция 1917 года. Социальное творчество,возникшее вместе с революцией и строительством основ социализма, привело ккачественным сдвигам в сфере материальной и духовной культуры народа, а он самстал генеральным субъектом и объектом достижений культуры.
С.Л.Франк писал оразрушительной и созидательной роли революции в отечественной культуре:«Русская революция по своему основному социальному существу есть восстаниекрестьянства, победоносная и до конца осуществленная пугачевщина начала ХХвека… Этот процесс стихийной демократизации России может быть охарактеризованкак нашествие внутреннего варвара… Он несет в себе частичное разрушениенепонятной и чуждой варвару культуры и имеет своим автоматическим последствиемпонижение уровня культуры… С другой стороны, нашествие это движимо не однойлишь враждой к культуре и жаждой ее разрушения; основная тенденция его статьхозяином, овладеть ею, напиться ее благами. Нашествие варваров на культуру естьпоэтому одновременно распространение культуры на мир „варваров[1]“.
Откуда же однако в Россиипоявились внутренние „варвары“, о которых пишет С. Франк? Да это всете же русские крестьяне и рабочие, отчужденные от культуры царским режимом, апотому пошедшие в ходе гражданской войны на „разрушение непонятной ичуждой“ культуры. Но были и другие причины этой „вражды к культуре ижажды ее разрушения“. Революционный радикализм масс имеет глубокиесоциокультурные и психологические корни. Об этом великий русский поэт А.А.Блок,видевший этот процесс, писал: „Почему дырявят древний собор? — Потому, чтосто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
Почему валят столетниепарки? — Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господапоказывали свою власть: тыкали в нос нищему — мошной, а дураку — образованностью“. История, на этот раз отечественная, вновь подтвердиластарую истину: отчуждение народа как главного субъекта культурно-историческогопроцесса от культуры и превращает его в „варвара“. А варваризациянародных масс чревата не только социальными потрясениями, но и тяжелымипотерями в самой культуре.
Однако социалистическаяреволюция и массовое социальное творчество 1917-1920-х годов, задавшиеисторические перспективы советской цивилизации, несмотря на известные разрушения,сразу же определили позитивный и созидательный вектор всему развитиюотечественной культуры. Высвобожденная общественная энергия задала новуютональность культуры, ее оптимистический настрой, который улавливался во всем:образовании, просвещении, литературе, театре, музыке, песне. Но, самое главное,отечественная культура начинающегося советского периода сразу же выявила в себекачественно иное отношение и проблеме отчуждения. Как справедливо заявляеткандидат философских наук, старший научный сотрудник Института культурологииМинистерства культуры РФ (специалист в области социально-философских проблемсоветской культуры) Л.А.Булавка, „это отношение не сводилось лишь котражению феномена отчуждения, а (и это принципиально ново) несло в себе некийвнутренний посыл, установку на снятие-снимаемость-снятость отчуждения, причемне просто в абстрактно-гуманистической форме, а (NB!) в конкретно-историческойформе. Советская культура, тем самым, несла в себе два качественно новыхмомента: (1) установку на преодоление отчуждения в (2) егоконкретно-исторической форме“.[2]
Уже в первом воззванииНаркомпроса РСФСР и Государственной комиссии по просвещению от 9 ноября 1917г.содержался призыв к интеллигенции включиться в активную работу по просвещению иобразованию народа. „Вся истинно демократическая власть в областипросвещения в стране, где царит неграмотность и невежество, — говорилось вобращении, — должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Онадолжна добиться в кратчайший срок всеобщего обязательного и бесплатногообучения … Школа для взрослых должна занять первое место в общем планенародного обучения“.[3]
По поручению В.И.ЛенинаЛитиздат Народного комиссариата по просвещению только с мая 1918г. по май1919г. напечатал 175 наименований русской классической литературы общим тиражом6 миллионов томов. Среди них произведения Белинского, Гоголя, Гончарова,Жуковского, Кольцова, Никитина, Помяловского, Салтыкова-Щедрина, Успенского,Чернышевского и др. В 1919г., т.е. в разгар гражданской войны, развязаннойсвергнутыми классами, когда в стране бал острейший дефицит бумаги, произведенияА.С.Пушкина были изданы тиражом в 750 тысяч экземпляров. С окончаниемгражданской войны издательская деятельность приобретает масштабы ранееневиданные. Так, с 1925 по 1931г. количество изданий выросло с 32,3 тысячи до54, 6 тысячи. Выпускаются серии „Библиотека русских романов“,»Классики русской литературы”: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Герцен,Тургенев, Гончаров, Некрасов, Островский, Тютчев, Толстой, Чехов, Короленко,Горький. Созданное А.М.Горьким в 1918г. Издательство всемирной литературывыпускает серию «Библиотека мировой классики». В 1926 г. начинает выходить серия «Народная библиотека».
«В массу надобнодвинуть всю старую революционную литературу, сколько ее есть у нас и вЕвропе», — говорил В.И.Ленин А.М.Горькому. В 1921 г. он выдвинул проект массового распространения классической литературы через средство газеты.«Почему бы нам не научиться достичь того, чтобы в один год — даже притеперешней нищете — дать народу, по два экземпляра на каждого из 50 000библиотек и читален, все необходимые учебники и всех необходимых классиковвсемирной литературы, современной науки, современной техники? Научимся».[4]
Итак, созидательныйвектор в развитии отечественной культуры совершенно отчетливо проявился ссамого начала советской цивилизации и воплотился в следующих направлениях.
А) Просвещение. Подекрету II Всероссийского съезда Советов был образован Наркомат просвещенияРСФСР, наделенный очень широкими функциями (дошкольное воспитание, средняя ивысшая школа, профессионально-техническая подготовка, просветительская работа вмассах, издательское дело, управление наукой и всеми видами искусства).
В 1918г. издан декрет«О создании школ для национальных меньшинств», а в 1919г. — «Оликвидации безграмотности среди населения РСФСР». По этому декрету«все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать иписать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию».
Сразу была начата реформаобразования, узаконенная в октябре 1918 г. декретом «О единой трудовой школе». Введя в 1918г. единую трудовую школу, новая власть обеспечилавыдачу бесплатных учебников, завтраков, одежды. Всего с 1918 по 1919г.г. былооткрыто 13 тысяч школ. Тогда же была предложена долгосрочная программа развитиянародного образования, которая и воплотилась в течение всего советскогопериода. Эта программа, определившая черты советской системы образования,возможно, лучше всех других выражает суть советской цивилизации в целом. Школа- это главный Государственный институт, который «создает», «возделывает»гражданина и воспроизводит общество. Это «консервативный генетическийаппарат» культуры, вводящий в ее необъятный мир и человека и социум вцелом.
Б) Наука. Советский стройс самого начала включал науку в качестве важнейшей производительной(материальной) и духовной силы. Основа советской системы организации науки былазаложена в 1918г. Она продолжила старые принципы организации науки в России — науки как части державного государства, – в отличие от сложившейся впротестантской культуре науки, как части гражданского(либерально-демократического) общества. В выборе типа научной системы личноеактивное участие принимал В.И. Ленин, которому пришлось оказать жесткоепротиводействие «левакам» в их попытках реформировать«императорскую» Академию наук. Советское государство сделало Академиюнаук главным ядром новой социокультурной системы.Наука должна была статьлокомотивом, способным двинуть страну по пути социалистических преобразований.
Научная политикаСоветского государства уже в первые годы была конструктивной, созидательной. Всамый трудный момент оно выделило крупные средства на науку. В 1918г. (в разгаргражданской войны!) было открыто 33 крупных научных института. Былоорганизовано большое число серьезных экспедиций, самая значительная из них, врайоне Курской магнитной аномалии. Именно в эти годы был разработан изнаменитый план ГОЭРЛО, положивший начало массовой электрификации страны. В1919-1923г.г. Комиссия по улучшению быта деятелей науки организовала снабжениеученых продовольственными пайками и льготами. Это дало свои конкретныерезультаты. Во-первых, предотвратило возможный в условиях революции разрыв внепрерывности развития русской науки как интеллектуального ядра культуры.Во-вторых, если смотреть с позиции более длительной исторической дистанции,двинуло страну по пути технического и социального прогресса, какого не былораньше.
В) Искусство (живопись,музыка, театр, музеи, художественная литература). Возникшая цивилизацияреальный процесс создания и функционирования искусства, а также все ранеесозданные ценности в этой сфере духовной культуры, стремилась обратить на благонарода, а не элиты. Мечта о равенстве и справедливости и на этом направлениипретворялась в реальность. На VIII съезде РКП(б) прямо говорилось о том, чтобы«открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства,созданные на основе эксплуатации их труда».
Первыми же своимипрактическими мероприятиями в области культуры Советская власть указала нагромадное значение для народа художественного наследия прошлого. В числе первыхдекретов, подписанных Лениным, были декреты о сохранении «культурныхсокровищ народа». Началась национализация учреждений культуры, приобретшаяобщегосударственный масштаб. Уже в 1917г. перешли в собственность ираспоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейнаяпалата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекцииС.С.Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И.Даля, И.В.Цветаева.
С 1918 по 1923г.г.возникло 250 новых музеев. Первоначально, с 1918 по 1922г.г. они работалибесплатно. Только в Кремле в 1918г. побывало свыше 300 тысяч экскурсантов, в1919г. — 50 тысяч. С переходом к НЭПу, в 1921г. посещение музеев стало платным,однако вводилась «рабочая полоса», когда билеты рабочим, красноармейцами учащимся продавались по сниженным ценам.
5 октября 1918г. былпринят Декрет о государственной регистрации монументов и вещевых памятников. Сосени 1918 г. по указанию В.И.Ленина началось восстановление памятниковярославского Спасо-Преображенского монастыря. И это в условиях гражданскойвойны, когда средств практически не было. Тем не менее, восстановительныеработы начались. Это были работы в том самом монастыре, где было найдено«Слово о полку Игореве». Руководил реставрацией П.Д. Барановский. В1918-1919г.г. было отреставрировано более 65 историко-художественныхпамятников, к 1924г. — 227.[5]
Особое внимание новаявласть обращала на приобщение трудящихся к русской классической литературе. Вавгусте 1918г. было опубликовано постановление Совета Народных Комиссаров опостановке памятников великим русским писателям: Пушкину, Лермонтову, Гоголю,Толстому, Радищеву, Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину,Некрасову и другим. Показателен пример, касающийся наследия Л.Н.Толстого. Еще в1910г. Ленин писал о Толстом: «Чтобы сделать его великие произведениядействительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такогообщественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту,забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот». Ивот в 1918г. Ленин распорядился поставить в коллегии Наркомпроса вопрос обиздании полного собрания сочинений Толстого и об обеспечении высокого научногоуровня этого издания. 2. Социалистическая культура советского периода в системетипологии мировой и отечественной культуры
Феномен советскойкультуры занимает совершенно определенное место в системе историческойтипологии мировой и отечественной культуры как один из наиболее значительных ивместе с тем сложных, противоречивых, драматических периодов в истории борьбычеловечества за идеалы социальной справедливости и социального равенства. Вэтом заключены и его исходный пункт, и его поучительность, и его непреходящаяценность. [6]
Первая важнейшаятипологическая особенность советской культуры состоит в том, что это былакультура первой в мировой истории рабоче-крестьянской цивилизации. И,следовательно, эта ее принадлежность к новому социально-классовому идуховно-ценностному типу цивилизации и определяла ее качественные отличия откультур всех предыдущих типов общества (рабовладельческого, феодального,буржуазно-помещичьего).
Эти отличия, говоряконкретно, заключаются в следующем:
· при социализмевпервые не было разделения культуры по классовому признаку(«высокая», «элитарная» для богатых, «низкая,дешевая» для бедных), и это глубинное содержание определило весь вектор ееразвития в 1917-1985г.г.;
· при социализмекультура наиболее полно стала выполнять свою гуманистическую,человекотворческую функцию: она способствовала изменению отношения человека ксвоей собственной деятельности, к ее результатам в соответствии с требованиямисоциального прогресса. Культура помогала выработке адекватной самооценкичеловеком самого себя, своих идейных, нравственных, этических, эстетических,профессиональных качеств, и в этом смысле она становилась важнейшим факторомформирования его социального самосознания, всех его сущностных сил;
/> присоциализме культура, становясь все более доступной и гуманной средой обитаниядля всех членов общества, «второй природой» человеческого бытия,развития и приумножения его талантов, в широком смысле слова, начала выступать«мерой прогресса», но уже не отдельного человека, а общества в целом;
· при социализме нена словах, а на деле стало реализовываться равенство в достоинстве всехнациональных культур и право каждого народа – большого или малого – утверждать,сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать ее уважение;
· при социализме (аэто доказал опыт!) культура все более становилась формой духовного исоциального объединения разных народов на основе равенства, сложения иприумножения их усилий в решении гуманистических задач: самосохранения,выживания, формирования гармоничных отношений в системе«человек-общество-природа», совершенствования самого человека ипревращения его в гуманного субъекта современной истории. Не случайно, даже наЗападе все больше говорят об «экологическом социализме». Покаэкологическом…
Вторая важнейшаятипологическая особенность советской культуры состоит в том, что это былакультура необычайно короткой по историческим меркам новой цивилизации, чьебытие, оказалось предельно насыщенным жесточайшей борьбой различныхсоциально-классовых сил. Если история рабовладельческой цивилизации длиласьтысячи лет, феодальная – примерно – одну тысячу, современная буржуазная – около500, то советская – всего 70-75 лет, из которых половину либо воевала,отстаивая свою свободу и независимость, либо восстанавливала разрушенныеагрессорами материальные и духовные ценности. Все это время советский народдействительно одной рукой опирался на «плуг», возделывая историческоеполе нового общественного мироустройства, а другой – держал «меч»,чтобы не погибнуть, сохранить и по-возможности приумножить тысячелетнеенаследство своих предков. А это значит, что мы (т.е. все люди советскоговремени) действовали в экстремальных обстоятельствах, к тому же многое незнали, не понимали. «Строя нашу жизнь по советскому проекту, — вернозамечает доктор химических наук Кара-Мурза, — мы сделали много ошибок – плохобыл изучен грунт, под какими-то устоями фундамента оказался плывун, где-то мыне поняли смутный чертеж. Что-то мы сделали неумело, а кто-то и специальноподпиливал стропила, отвлекая байками наше внимание. Дом рухнул, хотя основа ещецела и будет использована в восстановлении».
Третья типологическаяособенность отечественной культуры советского периода. Советская (народная)власть, возникшая на традиционных принципах культуры русской общины кореннымобразом отличалась от общин как Востока (там исторически царило «всеобщеерабство». К.Маркс), так и общин Запада (там царил культ частнойсобственности и индивидуализма, постепенно переросший в идеологию всеобщегонакопительства, в эгоизм и эгоцентризм). Советская культура, возникшая в эпохудуховной деградации западной цивилизации, с одной стороны, оставалась в единомкультурно-историческом русле русской цивилизации, а с другой, — выделиласьсвоей уникальной спецификой. Она создана на основе коренной (народной) русскойкультуры (нижний, глубинный слой), а потому ей присущи приоритет духовногоначала над материальным, труд на благо людей как высший нравственный императив,коллективизм (принцип общинности), задушевность, открытость и одухотворенность,всечеловечность (не общечеловечность!), многонациональность. Духовное полерусской, и как ее продолжение – советской культуры охватывает полторы сотнибольших и малых народов, по-братски обогащает, сохраняя и развивая их культуры.Разорванные политически и экономически, эти народы страдают, им нанесенастрашная травма, равной которой еще не было в их новейшей истории, а потому вседелают для сохранения культурных связей. [7]
Отсюда мы имеемдостаточно оснований говорить об этой типологической особенности советскойкультуры в исторических рамках и историческом русле архетипа русскойнациональной культуры. Ибо сама советская эпоха, несмотря на все драматическиеколлизии, на ее безусловно социально-классовый характер, никогда не порывала сархетипическими основаниями российской цивилизации. Об этом свидетельствуетсама история. Русская идея Социальной Правды, Социального Равенства,мировоззренческие, духовно-нравственные контуры которой сложились в течениемноготысячелетнего, вначале общеславянского, а затем и собственно русскогожизнеустройства, продолжала свою напряженную, но уже материализованную жизнь всоветскую эпоху.
Поэтому ведущей,основополагающей чертой советской культуры, ее «генеральным»ценностным стержнем был идеал нравственного преображения человека и общества.Этот идеал лежал еще в основе «святой русской литературы» (Т.Манн),но особенно мощно продолжил свою жизнь в целом в советской культуре: музыке,живописи, кино, театре, образовании, просвещении, воспитании и т.д. Ни в однойиз этих сфер, в том числе в массовой печати и информации, не допускаласьпроповедь национализма, шовинизма, расизма, фашизма; не было культивированиякрайних агрессивных форм индивидуализма и культа наживы, потребительства(«бери от жизни все», «оттянись со вкусом», «здесь,сейчас и все сразу!»); не допускалось смакование алкоголизма, наркомании,сексуальных извращений, жестокости, убийств, грабежей. Именно гуманизм идобросердечие стали сердцевиной всех ценностных ориентаций культуры советскогообщества.
Даже державноестроительство в советский период было пронизано высоким духовным смыслом и, всущности, новой форме – форме «дружбы народов» — осуществляла идеалыединения народов. Эта черта национального характера, всегда выступавшая основойдуховно-нравственной «вселенской отзывчивости» (Ф.М.Достоевский),наиболее ярко и полно проявилась в советский период, когда братские народыобрели собственную государственность, развили свою национально-самобытнуюкультуру.[8]
Если попытаться осмыслитьсодержание советской культуры в антропологических категориях, то по мереуничтожения ее ценностей в условиях реставрации капитализма, становится ясным,что данный феномен был подлинным советским Неоренессансом, — вторым после эпохиевропейского Возрождения. «Если в европейском Ренессансе индивид какродовое существо, выделившись из Бога, одной ногой шагнул в мир Культуры,обретя в ней субстанцию своей субъектности, то советская культура, зарожденнаясоциальным (революционным) творчеством, позволила ему сделать уже второй шаг, ноуже в Историю – качественно иную ипостась субъектности. Так „встав наноги“ и наконец-то заполучив всю полноту своей субъектности(культурно-творческой – в мире культуры и социально-творческой – в истории),родовой Человек, тем самым обрел и перспективу своего движения в сторонуобщественной гармонии (как особого типа противоречий), а, значит, и своейсобственной. И советская культура, как раз и стала идеальной формой этого(про)движения.
Так что в этом смыслесоветскую культуру по праву можно считать (наследницей гуманизма Ренессанса, вкотором, по словам М.А.Лившица, „человек снова как в греческой древности,становится самостоятельной творческой силой, своим собственным скульптором, повыражению итальянского гуманиста XV века Пико делла Мирандола“. И каждый,изучающий обе эти эпохи, не может не обратить внимание на то, что именно ихискусство востребовало общий для них героический и даже титанический,жизнеутверждающий образ ЧЕЛОВЕКА, представленный в одном случае вхудожественных творениях Леонардо, Микеланджело, в другом – Мухиной, Шадром,Вучетичем. Но в любом случае они отвечали гуманистическим, революционнымзапросам своих эпох, ибо они утверждали одно и то же: „Человек рождаетсяне для того, чтобы влачить печальное существование бездействия, а чтобы работатьнад великим и грандиозным делом“ (Леона Баттиста Альберти); „Человек– это звучит гордо!“ (Горький).
Но здесь мы не можем неувидеть одно существенное различие: в искусстве итальянского Ренессанса былзапечатлен собирательный образ героя — титана, борца с темными силами, вкотором оказался выраженным скорее не реальный, а желаемый идеал новой эпохи. Всоветском Неоренессансе на исторической арене и, как следствие, в искусствепоявился конкретный, живой, реально существующий герой, борец с силами зла,жертвующий собой во имя народного счастья. Это — вошедшие в пласты советскойкультуры герои Гражданской войны Лазо и Щорс; это — герои Великой Отечественнойвойны — Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, генерал Карбышев, а вместе сними миллионы конкретных людей; это — герои мирных будней — летчик-космонавтЮрий Гагарин и академик С.П.Королев, шахтер Алексей Стаханов и ткачихаВалентина Гаганова. Так „страна рабов“, „страна господ“превратилась в страну героев и тружеников.первопроходцев, покоряющих вершинысоциального и духовного прогресса.
Есть еще одна важнейшая –четвертая, типологическая особенность советской культуры, если ее рассмотреть врамках существования двух противоположных взаимоисключающих друг друга типовкультуры: „героической“ и „мещанской“. Мещанская(обывательская, потребительская, филистерская) подробно описана в трудахА.И.Герцена, М.Вебера, В.Зомбарта, современной польской исследовательницыМ.Оссовской. Названные авторы убедительно показывают, что типологически кмещанской относится буржуазная (бюргерская) культура. Ее отличают эгоистическиеузкие интересы, накопительство, расчет, умеренность, отсутствие высокихустремлений, замкнутость, вещизм, бездуховность и т.д. М. Вебер охарактеризовалэту культур как „бухгалтерскую“.
Такой культуре ипротивостоит культура „героическая“. Но это совсем не однозначноеявление, в особенности в трактовке таких авторов, как Д.Вико, Ф.Ницше и др. Вих понимании – это деяния сильной, „героической“ личности»,«сверхчеловека», преодолевающего буржуазный мир вне всяких моральныхнорм и с крайней жестокостью
В.Д.Плахов весьмаубедительно показал, что советская культура связана – и это надо рассматриватькак исторически беспрецедентный факт – с принципиально новой общественнойситуацией и новой героически-патриотической идеологией. Советская культура –это культура массового героизма: это – исторически новое явление, не имеющееаналога в прошлом. И этим героическая культура страны Советов отличается отдругих героических культур, в том числе от культуры античной Греции: тамтворили боги и отдельные герои – люди, здесь – народные массы. Уточним,народные массы во главе с героями, и всем хватало места для героическогоподвига, для созидания. [9]
И совершенно правы ученыеиз Петербурга в характеристике отличительных черт советской культуры, какнеразрывной составляющей части всей многовековой отечественной культуры. Вотони:
/> открытость подвигу;
/> востребованность героизмаобществом;
/> определенная государственнаяполитика по возвеличиванию и культивированию героизма, поощрению героическихпоступков, стимулированию героического поведения;
/> официально принятый исанкционированный на государственном уровне социальный статус героя (включающийсистему наград, льгот, общественное признание);
/> наличие и дальнейшее развитиегероических традиций, уходящих корнями в глубины русской истории;
/> сформировавшаяся и действовавшаягероическая субкультура (художественная и документальная литература,публицистика, театр, кино, средства массовой информации и т.д.).
Вся история мировой иотечественной культуры показывает, что подобные черты проявляются далеко невезде и не всегда. Они имманентно присущи только героической культуре ипроявляются лишь в определенных исторических условиях, когда народосвобождается от рабства и становится демиургом истории. Иначе говоря,героическая культура реализуется только в героическую эпоху, когдаосуществляются исторические задачи, требующие экстраординарных усилий, когдавершится общественный прогресс при «сверхчеловеческих» усилиях. Такиеусловия обычно называют «экстремальными», «драматическими»,«трагическими», «революционными».
Пятая важнейшаятипологическая особенность советской культуры заключается в приоритетномзначении системы ценностей, смыслов, образов, традиций труда как общественнозначимого феномена. Труд как одна из базовых ценностей материальной(хозяйственной) культуры отражает отношение человека к деятельности. Мотивы,цели, формы, качество, эффективность труда в конечном итоге определяютуспешность существования всей социально-хозяйственной системы в целом.
3. Культура и искусство стран социалистического лагеря
социалистическийкультура советский
Победа Советского Союза ввойне с фашизмом и образование лагеря социалистических государств привели кновому соотношению общественных сил на мировой арене. При всех специфическинациональных особенностях развития искусству социалистических стран присущиидеологическое единство, которое лежит в его основе, идеи мира и гуманизма,международного сотрудничества и прогресса. Сплоченные едиными устремлениямислужения идеям социализма и коммунизма, художники социалистических стран стоятна передовых позициях идеологической борьбы, ведущейся с лагерем империализма иреакции. Работавшие в прошлом по заказам эстетствующих меценатов, «покровителейискусства», с установлением народной власти художники обрели нового заказчика —народ, заинтересованный в развитии всех областей культуры и искусства.
Человек труда, новой,коммунистической морали стал главным героем их творчества. Для воплощения этоговеличественного образа от художников потребовались реалистичность,приверженность правде жизни, мобилизация всех усилий на преодоление наследияформализма и модернизма, оставленного буржуазной культурой первых десятилетийнашего века. С разными результатами ведется эта борьба в различных странах, внекоторых из них еще удерживают свои позиции сторонники абстракционизма,появляются и отдельные псевдоноваторы, повторяющие «экспериментаторство» в духесюрреалистов и других новейших течений. Но в целом уже теперь можно говорить оформировании искусства действительно нового типа, связанного с идеямимарксизма-ленинизма, о формировании целой художественной системы искусства,развивающегося на основе метода социалистического реализма.[10]
С переходом кразвернутому строительству социализма вступает в действие намеченнаякоммунистическими и рабочими партиями программа подъема культуры,пересматривается и переоценивается художественное наследие, создаютсяпроизведения, отображающие жизнь и быт народа, его революционное прошлое. В сложнойборьбе за утверждение метода социалистического реализма художники молодыхсоциалистических стран имеют перед собой пример деятелей искусства СоветскогоСоюза, с которыми у них установились тесные дружеские связи, обогащающиекультуру каждой страны. Демонстрацией единства идейно-эстетических принциповстали выставки изобразительного искусства социалистических стран в Москве(1957—1958, 1975), в Софии (1973) и в других странах социализма.
Широкое распространениеполучили монументальные и декоративные формы, все видыхудожественно-декоративного искусства, народных промыслов, развивающихся нановой основе. Преобразуя облик своих стран, освобожденные народы развернулиграндиозное строительство городов и сел, промышленных предприятий,электростанций и водохранилищ, курортов для трудящихся. В большинстве своем —это ансамбли нового типа, в которых все виды искусства выступают на основеравноправного содружества. Монументальная скульптура органически включается ворганизацию пространства площадей и улиц, садов и приморских курортов, живопись— фрески и мозаика — украшают стены общественных зданий, произведенияприкладного искусства — интерьеры. Большие темы историко-революционной борьбы исовременности, образы народных вождей, воплощенные в произведениях монументальногоискусства, входят в повседневную жизнь строителей социализма. Растущему скаждым годом отряду молодых мастеров принадлежит будущее искусства во всехстранах. Этим объясняется забота о молодежи мастеров старшего поколения,которые передают ей свой опыт и знания. Высокая коммунистическая идейность,убежденность в важности своей работы, способствующей преобразованию жизни, иверность реализму, профессиональное мастерство и поиск новых эмоциональныхсредств художественной выразительности, присущие молодежи, дают уверенность вгрядущих завоеваниях реалистического искусства.[11]
Широкий размах во всехстранах социалистического лагеря приобрело самодеятельное искусство как новаяформа приобщения трудящихся к эстетическому воспитанию. Высокий подъем получилии самые различные отрасли художественных ремесел, народного искусства, котороеобогащается достижениями художественной промышленности, современнымиматериалами и в то же время сохраняет богатство многовековой сокровищницынародного творчества.
Многообразноемногонациональное искусство социалистических стран взаимно обогащает другдруга, способствует единению лагеря социализма и мира. В обстановке заметноговлияния модернизма передовое искусство стран социализма во главе с советскимискусством служит надежным оплотом художественного прогресса всего мира.
Заключение
В результате проведенногоисследования нами были сделаны следующие выводы:
1. С разрушениемполитической надстройки буржуазно-помещичьего общества и его экономическогобазиса — частной собственности — не был уничтожен духовный стержень — дворянская («высокая») культура — гордость всей национальной культурыXIX и ХХ веков. Да, она перестала воспроизводиться в том виде, в каком этопроисходило в предыдущие периоды, ибо исчез, сошел с исторической сцены какведущий субъект социокультурного творчества — дворянский класс. На его местопришел сам трудовой народ — рабочие и крестьяне, ставшие с победой революцииглавным историческим лицом в социокультурном процессе. Теперь из его среды, изсреды трудовой интеллигенции начнут выходить великие писатели, поэты,музыканты, художники, ученые. Но достояния дворянской культуры («высокой»),как, впрочем, и не менее высокой — разночинной, не были отброшены и втоптаны в«грязь» отвалов истории, ведь это чаще всего ставится в винуреволюции и новой власти. Наоборот, именно при Советской власти они впервыестали достоянием не ограниченного круга людей («элиты»), а всегонарода — рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции — главных производителейматериальных и духовных ценностей.
2. Собственнокультурное содержание и значение социалистической революции, связанное соснятием культурного отчуждения и с духовным освобождением трудящихся,проявилось прежде всего в том, что она прерывает монополию эксплуататорскихклассов («элиты») на образование и культурные ценности, закладываетосновы духовного производства справедливого, гуманистического типа, формируяпринципиально новую систему создания, распределения, обмена и потреблениядуховных ценностей.
3. Она не толькооткрывает трудящимся массам широкие реальные возможности для пользованиядуховными благами безо всякого изъятия, но, и это – главное, превращает их вактивных творцов, «демиургов культуры», обеспечивая тем самым ееновый исторический подъем.
4. Социалистическаяреволюция только закладывает объективные условия для снятия отчуждения в сферекультуры, которые воплощаются в жизнь не сразу, а постепенно, причем, впроцессе борьбы противоречий. И эта борьба в течение всего историческогопериода будет сложной, порой ожесточенной, с новыми жертвами, но в любом случаеона будет продвигать культуру к народным массам, а сам народ будет становитьсягенеральным субъектом исторического социокультурного процесса. В этом состоялглавный смысл и предназначение культурной истории советского времени.
Список использованной литературы
1. Абсалямова И.А. Место советскойкультуры в истории российской цивилизации. // «Советская культура вконтексте истории ХХ века». Ч. I. СПб., 2000, с. 21.
2. Белова Т. Культура и власть. М.,1991, с. 48.
3. Боголюбова Е. В. Культура и общество(Вопросы истории и теории). — М.: МГУ, 1978.
4. Булавка Л.А. Советская культура какидеальное коммунизма. // «Критический марксизм: продолжение дискуссии. Подред. А.Бузгалина и А.Колганова. М., 2001, с. 324-325.
5. Введение в культуралогию: Учеб.Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.:Владос, 1996-336с.
6. Введение в культуралогию: Учеб.Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.:Владос, 1996-336с.
7. Культурология. Энциклопедия. ХХ век.Том первый. М., 1998, с. 350.
8. Культурология: Учеб. Пособие длявузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.-319с.
9. Никишов Г.А. Советская культура какновый тип культуры в истории человечества. // „Советская культура вконтексте истории ХХ века“. Часть I, СПб, 2000, с. 18.
10. Плахов.В.Д. Опыттипологического определения советской культуры как героической. //»Советская культура в контексте истории ХХ века”. Ч. II, СПб., 2000,с. 10-12.
11. Франк С.Л… По тусторону «правого» и «левого». // «Новый мир»,1990, № 4, с. 205