Анна Каренина А.Н.Толстого

Роман Анна Каренина создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевалбольшие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет икомпозиции, менялись герои и самые имена их. Анна Каренина, какой ее знаютмиллионы читателей, мало похожа на ее предшественницу из первоначальныхредакций. От редакции к редакции Толстой духовно обогащал свою героиню инравственно возвышал ее, делал ее все

более привлекательной. Образы же ее мужаи Вронского в первых вариантах он носил другую фамилию изменялись в обратномнаправлении, т. е. духовный и нравственный уровень их снижался.Но при всех изменениях,внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и в окончательном тексте АннаКаренина остается, по терминологии Толстого, одновременно и потерявшей себя ,и невиноватой женщиной.

Она отступила от своих священных обязанностей материи жены, но у нее другого выхода не было. Поведение своей героини Толстойоправдывает, но в то же время трагическая судьба ее оказываетсянеизбежной. В образе Анны Каренинойразвиваются и углубляются поэтические мотивы Войны и мира , в частностисказавшиеся в образе Наташи Ростовой с другой стороны, в нем временами ужепробиваются суровые нотки будущей

Крейцеровой сонаты . Сопоставляя Войну и мир с Анной Карениной , Толстой заметил, что в первом романе он любил мысльнародную, а во втором – семейную . В Войне и мире непосредственным и одним изглавных предметов повествования была именно деятельность самого народа,самоотверженно защищавшего родную землю, в Анне Карениной -преимущественносемейные отношения героев, взятые, однако, как производные от общихсоциально-

исторических условий. Вследствие этого тема народа в Анне Карениной получила своеобразную форму выражения она дана главным образом через духовныеи нравственные искания героев. Мир добра и красоты в Анне Карениной гораздо более тесно переплетается с миром зла, нежели в Войнеи мире . Анна появляется в романе ищущей и дающей счастье . Но на ее пути ксчастью встают активные силы зла, под влиянием которых в конечном счете она игибнет.
Судьба Анны поэтому полна глубокого драматизма. Напряженным драматизмомпроникнут и весь роман. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной,Толстой показывает как равноценные. Ее любовь и материнское чувство-два великихчувства остаются для нее несоединенными. С Вронским у нее связанопредставление о себе как о любящей женщине, с Карениным – как о безупречнойматери их сына, как о некогда верной жене.

Анна хочет одновременно быть и той идругой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину -Явсе та же Но во мне есть другая, я ее боюсь она полюбила того, и я хотелавозненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я.Теперь я настоящая, я вся . Вся , т. е. и та, которая была прежде, до встречис Вронским, и та, которой она стала потом. Но Анне еще не суждено было умереть.

Она не успела еще испытать всехстраданий, выпавших на ее долю, не успела она также испробовать и всех дорог ксчастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая натура. Вновь сделаться вернойженой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она понимала, что это былоневозможно. Положение лжи и обмана она также не способна была болеепереносить.

Следя за судьбой Анны, мыс горечью замечаем, как рушатся одна за другой ее мечты. Рухнула ее мечтауехать с Вронским за границу и там забыть про все не нашла своего счастья Аннаи за границей. Действительность, от которой она хотела уйти, настигла ее и там.Вронский скучал от безделья и тяготился, а это не могло не тяготить Анну. Носамое главное на родине остался сын, в разлуке с которым она никак не моглабыть счастливой.

В России ее ожидалимучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время,когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить себяс на стоящим, прошло. Действительность теперь представала перед ней во всемсвоем страшном облике.По мере развитияконфликта открывается смысл всего происшедшего. Так, Анна, узнаваяпетербургскую аристократию, подразделяет ее на три круга первый круг-этосослуживцы
Каренина, к которым она вначале питала почти набожное уважение.Познакомившись ближе с этим кругом, она потеряла к нему всякий интерес. Ей стало известно, кто за кого и как и чемдержится и кто и с кем и в чем расходится . Второй круг был тот, с помощьюкоторого Каренин сделал свою карьеру. В центре этого круга стояла ЛидияИвановна. Первое время

Анна дорожила этим кругом, имела даже друзей в нем.Вскоре, однако, он стал невыносим для нее. Это был кружок старых, некрасивых,добродетельных и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин . Аннапоняла, что все они лицемерят, притворяются, что добродетельны, а на самом делезлы и расчетливы. Анна порвала с этим кругом после своего знакомства сВронским. Встречаясь с ним, она оказалась втянутой в третий круг, центромкоторого была

Бетой Тверская. Княгиня Бетой внешне противостоит Лидии Ивановнес ее набожностью. Бетой не скрываетсвоего вольного поведения, но собирается в старости стать такой же, как ЛидияИвановна. Поведение княгини Бетой Тверской и графини Лидии Ивановны это двестороны одной и той же медали. Признание Бетой, что она в старости станетпохожей на

Лидию Ивановну, бросает яркий свет на образ жизни и ее самой, иЛидии Ивановны им обеим необходима маска лицемерия. Лицемерно было всеобщество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбыона все более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромиссногосчастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытыйразврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят

Анну. Вот в чем ужас ееположения.Потеряв для себя сына,Анна осталась только с Вронским. Следовательно, привязанность ее к жизнинаполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги.Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского.Для нее это была сама жизнь. Но Вронский сэгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним и потому мало интересовала его.
Между Анной и Вронскимтеперь все чаще и чаще возникали недоразумения. Причем формально Вронский, какранее и Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том,что поступками Каренина, а затем и Вронского руководило благоразумие , какпонимали его люди их круга поступками же Анны руководило ее большоечеловеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с благоразумием

. Всвое время Каренин был напуган тем, что в свете уже заметили отношения егожены с Вронским и что это грозит скандалом. Так неблагоразумно вела себя Анна!Теперь общественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видитвсе в том же неблагоразумии Анны. В поместье Вронского разыгрывается в сущностизаключительный акт трагической судьбы Анны Карениной. Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казаласьмногим и даже хотела самой себе казаться

вполне счастливой. В действительностиона была глубоко несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итогжизни той и другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует как двапротивоположных варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потомунесчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоженесчастлива.В образе Долли Толстойпоэтизирует материнское чувство.

Ее жизнь – подвиг во имя детей, и в этомсмысле своеобразный укор Анне.Перед нами новый примершироты и глубины освещения и раскрытия Толстым судьбы своей героини.За несколько минут досмерти Анна думает Все неправда, все ложь, все обман, все зло Поэтому ейи хочется потушить свечу , т. е. умереть.

Отчего же не потушить свечу, когдасмотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?