Техника физических упражнений и её характеристики

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИКИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1Характеристика средств физического воспитания
1.2Техника физических упражнений и её характеристики
ГЛАВА2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ
2.1Особенности техники выполнения упражнений в лёгкой атлетике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

Введение
Актуальность темыкурсовой работы.
В рамках дисциплины«Теория и методика физического воспитания» моя курсовая работа имеет важноепрактическое значение, т.к. в любом виде спорта не обойтись без знания техникифизических упражнений. Характеристики этой техники имеет строго определённыепонятия, и не зная этих понятий, и не умея правильно применить их на практике,невозможно подготовить высоко квалифицированного спортсмена во всех видахспорта. Активность и развитие в направлении по изучению важнейших понятийтехники физических упражнений, поможет специализированным учреждениямобразования выпускать высококвалифицированных преподавателей, способных вывестиспортсменов на новые уровни их совершенствования и подготовки молодыхспортсменов.
Цель курсовой работы:
1.Изучить техникуфизических упражнений и их характеристики.
Задачи курсовой работы:
1. Углублено изучить средствафизического воспитания.
2. Дать определение характеристикамфизических упражнений.
3. Отметить особенноститехники выполнения физических упражнений в лёгкой атлетике.
При выполнении даннойкурсовой работы, моими основными методами исследования были :
1.Анализ научнойлитературы по предмету ТиМФиВ.
2. Обобщение материаловизложенных в литературе по данному предмету.
Структура и объемкурсовой работы:
Титульный лист,оглавление,введение, основная часть, заключение и выводы, список использованныхисточников, 1 таблица, 25 использованных источников, 31 страниц печатноготекста .

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАТЕХНИКИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ
Длядостижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1)физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиеническиефакторы. Основным специфическим средством физического воспитания являютсяфизические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силыприроды и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средствпозволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решатьоздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средствафизического воспитания можно отобразить в виде схемы:
физический упражнение легкий атлетика
/>
1. Гигиенические факторы
Кгигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффектвоздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитиеадаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистотатела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня,режима двигательной активности, режима питания и сна.
Несоблюдениегигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическимиупражнениями.
Цельгигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различныхзаболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта улиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительнойэффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальныхусловий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.
Предметомгигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процессавзаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры испорта.
Основнаязадача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятийдля предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторовфизической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физическогоразвития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихсяфизической культурой и спортом.
Косновным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:
– оптимизацияусловий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятийфизическими упражнениями;
– рациональноепитание;
– оптимизацияфизических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
– закаливание.[1]2.Физические упражнения
Физическиеупражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности),которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы иорганизованы по его законам.
Словофизическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной);внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространствеи во времени.
Словоупражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия нафизические и психические свойства человека и совершенствования способаисполнения этого действия.
Такимобразом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретноедвигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.
Эффектфизических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержаниефизических упражнений — это совокупность физиологических, психологических ибиомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполненииданного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявленияфизических качеств и т.п.).
Содержаниефизических упражнений обусловливает их оздоровительное значение,образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение. Выполнениефизических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональныеперестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и вомногих случаях оказывает лечебный эффект. [3]
Оздоровительноезначение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии,сердечно-сосудистых заболеваниях.
Под воздействиемфизических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбираясоответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаяхмассу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.
С помощью физическихупражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физическихкачеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие ифизическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателяхздоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитываетсяспособность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременносовершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. [1]
Техникафизических упражнений.
Целевойрезультат движения зависит не только от содержания, но и одновременно оттехники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимаютспособы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задачарешается целесообразно с относительно большей эффективностью.
Вфизическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) изаключительную (завершающую).
Подготовительнаяфаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполненияглавной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткиедистанции, замах при метании диска и т.п.).
Основнаяфаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главнаязадача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнениеповорота и финального усилия в метании диска и т.п.).
Заключительнаяфаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движениядля сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда вметаниях и т.п.).
Классификацияфизических упражнений. Классифицировать физические упражнения — значитлогически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность сподразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.
Втеории и методике физического воспитания создан целый ряд классификацийфизических упражнений. [5]
Классификацияфизических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физическоговоспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразиефизических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичныхгруппах: гимнастика, игры, спорт, туризм.
Каждаяиз этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, ноглавным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическимназначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикойпроведения занятий.
Внашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм даютвозможность:
во-первых,обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;
во-вторых,удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сферефизического воспитания;
в-третьих,охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни —от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсеналалечебной физической культуры в пожилом возрасте.
Классификацияфизических упражнений по их анатомическом признаку.
Поэтому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию намышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификациисоставляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика,атлетическая гимнастика, разминка и т.п.). [4][6]
Классификацияфизических упражнений по признаку их преимущественной направленности навоспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются последующим группам: скоросно – силовые виды упражнений, характеризующиесямаксимальной мощностью усилий (например бег на короткие дистанции, прыжки,метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость(например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатическиеи гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках ит.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств идвигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности,непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры,борьба, бокс, фехтование).
Классификацияфизических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этомупризнаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
Классификацияфизических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этомупризнаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой иумеренной мощности.
Классификацияфизических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражненияобъединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.
Влюбой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладаетотносительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия навыполняющего упражнение. [1][7]
Оздоровительные силы природы
Оздоровительныесилы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическимиупражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение,воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления науровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенныебиохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состоянияздоровья и работоспособности человека.
Впроцессе физического воспитания естественные силы природы используют по двумнаправлениям:
1)как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которыхосуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействияфизических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегуводоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемыхфизическими упражнениями,, повышают общую работоспособность организма,замедляют процесс утомления и т.д.;
2)как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма(солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).
Приоптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышаютэффект восстановления.
Однимиз главных требований к использованию оздоровительных сил природы являетсясистемное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.[9]
1.2Техника физических упражнений и её характеристики
Характеристикидвижений человека — это те особенности, или признаки, по которым движенияразличаются между собой.
Различаюткачественные и количественные характеристики.
Качественныехарактеристики — характеристики, описываемые только словами и не имеющие точнойколичественной меры (например: напряженно, свободно, плавно, мягко и др.).
Количественныехарактеристики — характеристики, которые измеряют или вычисляют, они имеютколичественную меру.
Педагогупри проведении урока нечем и некогда измерять и регистрировать количественныехарактеристики. Ему приходится пользоваться качественными характеристиками, онпроводит качественный биомеханический анализ движений каждого ученика.
Изучаядвижения с помощью измерительной и записывающей аппаратуры, получаютколичественные характеристики. Их обрабатывают, проводят вычисления дляколичественного биомеханического анализа. Конечно, затем должен следовать икачественный анализ, чтобы понять законы движения и использовать их вфизическом воспитании. Хорошо владея навыками количественного анализа, вповседневной практической работе можно с успехом пользоваться толькокачественным анализом.
Видно,что наиболее важными являются те из них, которые характеризуют измененияположения тела и движения. К ним относятся кинематические и динамическиехарактеристики. При этом следует отметить тот факт, что движения человека ипредметов, перемещаемых им, можно заметить и измерить, только сравнивая ихположения с положением выбранного для сравнения тела (тело отсчета). Поэтомувсе движения человека в биомеханике рассматриваются как относительные.
Движениевыражается в изменении с течением времени взаимного положения тел. Его можнонаблюдать и отсчитывать только относительно других реальных тел (например, припрыжках в длину — относительно бруска) или условных (например, в старте яхт — относительно линии створа).[16][10]
Взависимости от условий задачи, стоящей при изучении двигательного действия,выбирается та или иная система отсчета. Принято выделять:
— инерциальную систему отсчета (Земля, дорожка, лыжня) — движения их в даннойсистеме незаметны при измерениях, т.е. изменениями скорости, ускорениями прирешении данной задачи можно пренебречь;
— неинерциальная система отсчета — движущееся тело (скользящая лыжа,раскачивающиеся кольца), движение которого происходит с заметным ускорением,существенно влияющим на отсчет расстояния;
— соматическая система отсчета (тело человека) — движение звеньев рассматриваетсяотносительно туловища.
Кинематическиехарактеристики.
Наблюдаясам факт движений, их внешнюю картину, различают пространственную форму(рисунок, узор) движений и их характер (изменение во времени — быстрее, чаще ит.п.).
Количественныехарактеристики, раскрывающие форму и характер движений, называютсякинематическими.
Ониописывают движения в пространстве и во времени. Соответственно различаютхарактеристики:
— пространственные;
— временные;
— пространственно-временные.
Пространственныехарактеристики позволяют определить, каково исходное и конечное положения придвижении
(координата),какова между ними разница, насколько они изменились (перемещение) и через какиепромежуточные положения выполнялось движение (траектория), т.е.пространственные характеристики в целом определяют пространственную формудвижений человека.
Координататочки — это пространственная мера местоположения точки относительно системыотсчета.
Сточки зрения механики описать движение — это значит определить положение влюбой момент времени, определить координаты опознавательных точек тела, покоторым изучают ход движения в пространстве.
Покоординатам определяют, где находится изучаемая точка относительно началаотсчета, измеряя ее линейные координаты. Положение точки на линии, определяет однакоордината, на плоскости — две, в пространстве — три.
Изучаядвижение нужно определить: 1) начальное положение, из которого движениеначинается; 2) конечное положение, в котором движение заканчивается; 3) рядмгновенных промежуточных положений, которые принимает тело при выполнениидвижения.
Перемещениеточки — это пространственная мера изменения местоположения точки в даннойсистеме отсчета.
Перемещение- величина векторная. Она характеризуется численным значением (модулем) инаправлением, т.е. определяет размах и направление движения. Если последвижения точка вернулась в исходное положение, перемещение равно нулю. Такимобразом, перемещение есть не само движение, а лишь его окончательный результат- расстояние по прямой и направление от исходного до конечного положения.
Перемещение(линейное, в поступательном движении) измеряется разностью координат в моментыначала и окончания движения.
Перемещениетела при вращательном движении измеряется углом поворота — разностью угловыхкоординат в одной и той же системе отсчета расстояний.
Траекторияточки — это пространственная мера движения (воображаемый след движения точки).Траекторию определяют, устанавливая ее длину, кривизну и ориентацию впространстве.
Пространственныйрисунок движения точки дает ее траектория. Длина траектории показывает, каковпуть точки.
Путьточки в прямолинейном движении равен расстоянию от исходного до конечногоположения.
Прикриволинейном движении путь точки равен арифметической сумме модулей ееэлементарных перемещений.
Кривизнатраектории показывает, какова форма движения в пространстве. Чтобы определитькривизну траектории, измеряют радиус кривизны. Если траектория является дугойокружности, радиус кривизны постоянный. С увеличением кривизны ее радиусуменьшается, и, наоборот, с уменьшением кривизны, радиус увеличивается.
Ориентациятраектории в пространстве при одной и той же ее форме может быть разная.Ориентацию определяют для прямолинейной траектории по координатам точекначального и конечного положений; для криволинейной траектории — по координатамэтих двух точек и третьей точки, не лежащей с ними на одной прямой линии.
Всовокупности ориентация, длина и кривизна траектории позволяют определитьнаправление, размах и форму движения точки, а также начальное положение,конечное и все промежуточные.[27][5]
Пространственнаяхарактеристика.
Пространственнаяхарактеристика включает исходное положение, положение тела и его частей вовремя выполнения упражнения, траекторию.
Исходноеположение — расположение частей тела перед началом упражнения. Оно выражаетготовность к действию, создает наиболее выгодные условия для правильноговыполнения упражнений и обеспечения результативности последующих движений(отставление ноги назад при метании на дальность позволяет правильно выполнитьзамах, в результате этого увеличивается дальность броска). Изменением исходногоположения тела и его частей можно усложнить упражнение, усилить нагрузку намышцы и оказать положительное влияние на организм (повороты вправо и влево,сидя на скамейке, усиливают работу мышц живота). Относительно неподвижноеположение тела или его частей в процессе выполнения физических упражненийдостигается за счет статического напряжения мышц. От сохранения нужногоположения тела и его частей зависит эффективность выполняемых физическихупражнений. Так, низкая стойка конькобежца, лыжника, посадка велосипедистауменьшают сопротивление воздуха и тем самым способствуют увеличению скоростипередвижения.
Втехнике некоторых упражнений имеет значение определенное положение головы (приходьбе по скамейке, бревну для сохранения равновесия необходимо голову держатьпрямо). К положению тела и его отдельных частей в фигурном катании, вхудожественной, спортивной гимнастике предъявляются специальные эстетическиетребования — оттянутые носки, прогнутое туловище и др.
Путьдвижущейся части тела или предмета называют траекторией. В траекторий выделяютформу, направление н амплитуду движения. По форме траектории движения бываютпрямолинейные и криволинейные. При ударе по подвешенному мячу используютпрямолинейное движение. При всех переменах направления происходит криволинейное(петлеобразное) движение (метание в цель). Общий путь криволинейного движенияпо сравнению с прямолинейным более длинен. Сложность формы траектории зависитот движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще. Например, движенияруки разнообразнее, чем ноги.
Отнаправления, которое придается движущемуся телу (или его части) или предмету,зависят успешность выполнения двигательной задачи (попадание в цель) и эффективностьвоздействия физических упражнений на развитие отдельных мышц. Направлениедвижения определяется по отношению к собственному туловищу (руки вперед) или квнешним ориентирам (метание через веревку). Основными направлениями движенийпринято считать вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Направлениесгибательных движений определяется по плоскости тела. Применяются термины«вперед», «назад» — для движений в боковой (передне-задней) плоскости (наклонтуловища вперед-назад); «вправо», «влево» — для движений в лицевой плоскости(наклон в сторону); «направо», «налево» — для вращательных движений вгоризонтальной плоскости (поворот направо, налево). Применяют такжепромежуточные направления (например, вполоборота направо и др.). Ведущую роль вконтроле за направлением движения играет зрение. В связи с этим при быстрых исильных изменениях направления движение головы несколько опережает движениеостальных частей тела.[5]
Ритм.
Ритм— это чередование мышечного напряжения и расслабления. В освоенных движениях ритмприобретает устойчивый характер. Ритмические движения выполняются легко,поэтому долго не вызывают утомления.
Навыполнение физических упражнений влияют многие факторы, в частности внутренниеи внешние силы. К внутренним силам откосятся пассивные силы опорно-двигательногоаппарата (эластичность, вязкость мышц и др.), активные силы двигательногоаппарата (силы тяги мышц), реактивные силы (отраженные силы, возникающие привзаимодействии отдельных частей тела в процессе движения с ускорениями).
Квнешним силам относятся силы, действующие на тело человека извне: сила тяжестисобственного тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды(воздуха, воды, песка, пола, грунта) и физических тел (предметы, партнеры впарных упражнениях), сила тяжести снаряда (набивной мяч, гантели), инерционныесилы.
Приправильном выполнении физических упражнений наблюдается наиболее рациональноесоотношение всех взаимодействующих сил.
Временныехарактеристики раскрывают движения во времени: когда оно началось и закончилось(момент времени), как долго длилось (длительность движения), как частовыполнялось движение (темп), как движения были построены во времени (ритм).Вместе с пространственно-временными харак­теристиками они определяют характердвижений человека.
Моментвремени — это временная мера положения точки тела и системы, определяемаяпромежутком времени до него от начала отсчета.
Моментвремени определяют не только для начала и окончания движения, но и для другихважных мгновенных положений. В первую очередь это моменты существенногоизменения движения: заканчивается одна часть (фаза) движения и начинаетсяследующая (например: отрыв стопы от опоры в беге — это момент окончания фазыотталкивания и начало фазы полета). По моментам времени определяют длительностьдвижения.
Длительностьдвижения — это его временная мера, которая измеряется разностью моментоввремени окончания и начала движения.
Длительностьдвижения представляет собой количество времени, прошедшее между двумяограничивающими его моментами времени. Сами моменты (как границы между двумясмежными промежутками времени) длительности не имеют. Ясно, что измеряядлительность, пользуются одной и той же системой отсчета времени. Узнав путьточки и длительность ее движения, можно определить ее скорость. Зная длительностьдвижений, определяют также их темп и ритм.
Темпдвижений — это временная мера повторности движений. Он измеряется количествомдвижений, повторяющихся в единицу времени (частота движений).[5]
Темп- величина, обратная длительности движений. Чем больше длительность каждогодвижения, тем меньше темп, и наоборот. В циклических движениях темп можетслужить показателем совершенства техники.
Пространственно-временныехарактеристики определяют, как изменяются положения и движения человека вовремени.
Скоростьточки — это пространственно-временная мера движения. Она определяет быстротуизменения положения точки в пространстве с изменением времени.
Впоступательном движении скорость измеряется отношением пройденного пути (сучетом его направления) к затраченному времени; во вращательном движении — отношением угла поворота ко времени, за которое произошло вращение.
Ускорениеточки — это пространственно-временная мера изменения движения, котораяхарактеризует быстроту изменения скорости по величине и направлению.
Ускорениеизмеряется отношением изменения скорости (угловой скорости) к затраченному нанего времени.
Различаютускорения точки: а) положительное, имеющее одинаковое направление со скоростью,- скорость возрастает; б) отрицательное, имеющее направление, противоположноенаправлению скорости, — скорость убывает; в) нормальная -скорость прежняя,изменяется направление.[12]
Динамическиехарактеристики.
Вседвижения человека и движимых им тел под действием сил изменяются по величине инаправлению скорости. Чтобы раскрыть механизм движений (причины ихвозникновения и ход их изменения), исследуют динамические характеристики. К нимотносятся инерционные характеристики (особенности самих движущихся тел),силовые (особенности взаимодействия тел) и энергетические (состояния иизменения работоспособности, биомеханических систем).
Инерционныехарактеристики раскрывают, каковы особенности тела человека и движимых им тел вих взаимодействиях. От инерционных характеристик зависит сохранение и изменениескорости.
Всефизические тела обладают свойством инертности (или инерции), котороепроявляется в сохранении движения, а также в особенностях изменения его поддействием сил.
Понятиеинерции раскрывается в первом законе Ньютона: «Всякое тело сохраняет своесостояние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, покавнешние приложенные силы не заставят его изменить это состояние».
Говоряпроще: тело сохраняет свою скорость, а также под действием внешних сил изменяетее.
Масса- это мера инертности тела при поступательном движении. Она измеряетсяотношением величины приложенной силы к вызываемому ею ускорению.
Массатела характеризует, как именно приложенная сила может изменить движение тела.Одна и та же сила вызовет большее ускорение у тела с меньшей массой, чем у телас большей массой.
Моментинерции — это мера инертности тела при вращательном движении. Момент инерциитела относительно оси равен сумме произведений масс веек его частиц на квадратыих расстояний от данной оси вращения.
Отсюдавидно, что момент инерции тела больше, когда его частицы дальше от осивращения, а значит угловое ускорение тела под действием того же момента силыменьше; если частицы ближе к оси, то угловое ускорение больше, а момент инерциименьше. Значит, если приблизить тело к оси, то легче вызвать угловое ускорение,легче разогнать тело во вращении, легче и остановить его. Этим пользуются придвижении вокруг оси.[5][12]
Силовыехарактеристики. Известно, что движение тела может происходить как под действиемприложенной к нему движущей силы, так и без движущей силы (по инерции), когдаприложена только тормозящая сила. Движущие силы приложены не всегда; безтормозящих же сил движения не бывает. Изменение движений происходит поддействием сил. Сила не причина движения, а причина изменения движения; силовыехарактеристики раскрывают связь действия силы с изменением движения.
Сила— это мера механического воздействия одного тела на другое в данный моментвремени. Численно она определяется произведением массы тела и его ускорения,вызванного данной силой.
Чащевсего говорят про силу и результат ее действия, но это применимо только кпростейшему поступательному движению тела. В движениях человека как системытел, где все движения частей тела вращательные, изменение вращательногодвижения зависит не от силы, а от момента силы.
Моментсилы — это мера вращающего действия силы на тело. Он определяется произведениемсилы на ее плечо.
Моментсилы обычно считают положительным, когда сила вызывает поворот тела противчасовой стрелки, и отрицательным при повороте по часовой стрелке.
Чтобысила могла проявить свое вращающее действие, она должна иметь плечо. Иначеговоря, она не должна проходить через ось вращения.
Определениесилы или момента силы, если известна масса или момент инерции, позволяет узнатьтолько ускорение, т.е. как быстро изменяется скорость. Надо еще узнать,насколько именно изменится скорость. Для этого должно быть известно, как долгобыла приложена сила. Иначе говоря, следует определить импульс силы (или еемомента).
Импульссилы — это мера воздействия силы на тело за данный промежуток времени (впоступательном движении). Он равен произведению силы и продолжительности еедействия.
Любаясила, приложенная даже в малые доли секунды (например: удар по мячу), имеет импульс.Именно импульс силы определяет изменение скорости, силой же обусловлено толькоускорение.
Вовращательном движении момент силы, действуя в течение определенного времени,создает импульс момента силы.
Импульсмомента силы — это мера воздействия момента силы относительно данной оси заданный промежуток времени (во вращательном движении).
Вследствиеимпульса как силы, так и момента силы возникают изменения движения, зависящиеот инерционных свойств тела и проявляющиеся в изменении скорости (количестводвижения, кинетический момент).
Количестводвижения — это мера поступательного движения тела, характеризующая егоспособность передаваться другому телу в виде механического движения. Количестводвижения тела измеряется произведением массы тела на его скорость.
Кинетическиймомент (момент количества движения) — это мера вращательного движения тела,характеризующая его способность передаваться другому телу в виде механическогодвижения. Кинетический момент равен произведению момента инерции относительнооси вращения на угловую скорость тела.
Соответствующееизменение количества движения происходит под действием импульса силы, а поддействием импульса момента силы происходит определенное изменение кинетическогомомента (момента количества движения).
Такимобразом, к ранее рассмотренным кинематическим мерам изменения движения(скорости и ускорению) добавляются динамические меры изменения движения(количество движения и кинетический момент). Совместно с мерами действия силони отражают взаимосвязь сил и движения. Изучение их помогает понять физическиеосновы двигательных действий человека.[12]
Энергетическиехарактеристики.
Придвижениях человека силы, приложенные к его телу на некотором пути, совершаютработу и изменяют положение и скорость звеньев тела, что изменяет его энергию.Работа характеризует процесс, при котором меняется энергия системы. Энергия жехарактеризует состояние системы, изменяющейся вследствие работы. Энергетическиехарактеристики показывают, как меняются виды энергии при движениях и протекаетсам процесс изменения энергии.
Работасилы — это мера действия силы на тело при некотором его перемещении поддействием этой силы. Она равна произведению модуля силы и перемещения точкиприложения силы.
Еслисила направлена в сторону движения (или под острым углом к этому направлению),то она совершает положительную работу, увеличивая энергию движения тела. Когдаже сила направлена навстречу движению (или под тупым углом к его направлению),то работа силы отрицательная и энергия движения тела уменьшается.
Работамомента силы — это мера воздействия момента силы на тело на данном пути (вовращательном движении). Она равна произведению модуля момента силы и углаповорота.
Понятиеработы представляет собой меру внешних воздействий, приложенных к телу наопределенном пути, вызывающих изменения механического состояния тела.
Энергия- это запас работоспособности системы. Механическая энергия определяетсяскоростями движений тел в системе и их взаимным расположением; значит, этоэнергия перемещения и взаимодействия.
Кинетическаяэнергия тела — это энергия его механического движения, определяющая возможностьсовершить работу. При поступательном движении она измеряется половинойпроизведения массы тела на квадрат его скорости, при вращательном движенииполовиной произведения момента инерции на квадрат его угловой скорости.
Потенциальнаяэнергия тела -это энергия его положения, обусловленная взаимным относительнымрасположением тел или частей одного и того же тела и характером ихвзаимодействия. Потенциальная энергия в поле сил тяжести определяетсяпроизведением силы тяжести на разность уровней начального и конечного положениянад землей (относительно которого определяется энергия).
Энергиякак мера движения материи переходит из одного вида в другой. Так, химическаяэнергия в мышцах превращается в механическую (внутреннюю потенциальнуюупруго-деформированных мышц). Порожденная последней сила тяги мышц совершаетработу и преобразует потенциальную энергию в кинетическую энергию движущихсязвеньев тела и внешних тел. Механическая энергия внешних тел (кинетическая),передаваясь при их действии на тело человека его звеньям, преобразуется впотенциальную энергию растягиваемых мышц-антаганистов и в рассеивающуюсятепловую энергию.[11]

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ
2.1Особенности техники выполения упражнений в лёгкой атлетике
Техникавыполения упражнений при беге.
Техникабега на 200м.
Техникабега на 200 м отличается от техники бега на 100 м тем, что во время бега наэтой дистанции необходимо первые 100 м бежать по повороту беговой дорожки.Стартовые колодки при беге по повороту устанавливают у внешнего края дорожки снаправлением внутрь, что обеспечивает пробегание первых метров дистанции попрямой. Сам же бегун при положении «На старт!» должен поставить правую руку кстартовой линии, а левую — на 10-15 см от стартовой линии.
Прибеге по повороту спортсмену приходится преодолевать центробежную силу. Поэтомуему необходимо наклонять туловище вперед-влево, ступни ног ставить на дорожку снебольшим поворотом влево, руками работать так: правой больше внутрь, а левойнесколько наружу при движении рук вперед. Следует помнить, что линия разметки слевой стороны бегуна входит в дорожку соседа и на нее нельзя наступать. Поэтомубежать на повороте надо примерно в 10 см от этой линии. Выход из поворота напрямую наиболее сложная часть бега. Чтобы плавно выйти из поворота на прямуюспортсмену необходимо плавно уменьшить наклон туловища влево и пробежать поинерции 2-3 шага до поворота и после него. Поворот сильнейшие спринтеры обычнопробегают на 0,2-0,3 с хуже личного рекорда в беге на 100 м.
Отдельныеавторы рекомендуют для эффективного выхода из поворота на беговой дорожкеиспользовать бег по повороту вариантом «ломаной прямой», т.е. при выходе изповорота выбежать к внешней стороне дорожки, а затем бежать к внутренней.[14][15]
Техникабега на 400м.
Техникабега на 400 м. Все рекомендации, относящиеся к бегу на 200 м, применимы и кбегу на 400 м. Бегуну на 400 м необходимо во время бега экономно расходоватьсилы при наборе скорости и ее поддержании.
Поддержаниевысокой скорости находится в прямой зависимости не только от высокого уровняразвития физических качеств спортсмена, но и от владения совершенной техникойбега, умения наиболее полно и в нужном направлении прилагать свои усилия,напрягать и расслаблять работающие группы мышц, обеспечивающие поступательноепродвижение тела вперед. Одним из решающих факторов в беге на 400 м являетсявыбор темпа бега. Со старта спортсмены стараются быстро набрать скорость иперейти на маховый шаг. Сильнейшие бегуны мира преодолевают первые 200 м на0,3-1,0 с хуже личных рекордов на 200 м, а на второй половине дистанциипытаются сохранить набранную скорость.
Вбеге на 400 м принимают участие два типа спортсменов: спринтеры и средневики.Спортсмен спринтерского типа обычно пробегает первую половину дистанции сбольшим запасом скорости и имеет большую разницу времени на двух половинахдистанции, тем самым использует свое преимущество в скорости. Бегуны-средневикине могут пробежать с такой скоростью, как спринтеры, первую половину дистанции,но зато на второй половине дистанции лучше сохраняют набранную скорость, таккак обладают хорошей выносливостью.[13][16][24]
Техникабега на длинные дистанции.
Рострезультатов в беге на длинные дистанции до 50-60-х годов прошлого столетияпроисходил в основном за счет увеличения либо интенсивности, либо объематренировочных нагрузок, либо оптимального сочетания того и другого компонента.В 1970-1990-х годах рост результатов происходил в большей степени за счетувеличения доли специфичных тренировочных нагрузок.
Врезультате поиска оптимального сочетания вышеупомянутых составляющихтренировочных нагрузок в значительной степени было снижено внимание тренеров испортсменов к технической подготовке бегунов на длинные дистанции.
Внастоящее время ведущее место среди факторов, влияющих на достижение высокихрезультатов, занимает экономичность — способность поддерживать соревновательнуюскорость с минимальными энергозатратами.[22]
Впроцессе тренировки спортсмен высокого класса в течение года выполняет от 400000 до 600 000 беговых шагов. В силу того, что организм бегуна являетсясамообучающейся биологической системой, техника его бега оптимизируется впроцессе тренировки и, соответственно, возрастает экономичность.[21]
Степеньэкономичности зависит от сочетания следующих факторов:
общегообъема бега, выполняемого на тренировке;
частногообъема бега, выполняемого в специфичных режимах;
деятельноститренера по коррекции техники бега;
условийпроведения тренировочных занятий (грунт, покрытие дорожки, профиль трассы,качество спортивной обуви);
применениясредств фармакологии;
качествавосстановительных средств;
состоянияопорно-двигательного аппарата (наличие слабых или травмированных звеньев);
индивидуальныхспособностей бегуна по оценке эффективности техники бега.[12]
Вовсем многообразии факторов, влияющих на степень экономичности, следует выделитьодин из наиболее значимых — деятельность тренера по коррекции техники бега. Техникабега на длинные дистанции имеет свои особенности, обусловленные требованиями,связанными с длиной дистанции: это большая значимость экономичности, чемэффективности:
сувеличением длины дистанции уменьшается длина и частота шагов;
убегуна на длинные дистанции с ростом квалификации на одной и той же скоростичастота шагов увеличивается;
увеличениескорости бега по дистанции сопровождается увеличением длины шага при постояннойчастоте или увеличением обоих компонентов;
вфазе компенсированного утомления уменьшается длина шага, а скоростьудерживается за счет компенсаторного увеличения частоты; в фазенекомпенсированного утомления снижаются оба компонента;
сведениек минимуму торможения в момент постановки ноги и незначительные вертикальныеколебания является важным критерием рациональной техники бега на длинныедистанции.[11]
Прикоррекции техники бега тренер должен знать, что при освоении новой, даже болеерациональной техники бега существуют два этапа овладения ею. На первом этапенаблюдается увеличение энергозатрат и ухудшение спортивного результата, навтором, в зависимости от степени овладения новой техникой бега, энергозатратыснижаются и спортивные результаты улучшаются.[26]
Техникабега на сверхдлинные дистанции.
Внастоящее время ведущее место среди факторов, влияющих на достижение высокихрезультатов, занимает экономичность — способность поддерживать соревновательнуюскорость с минимальными энергозатратами.
Скоростив беге на сверхдлинные дистанции достигли такого уровня, при котором лучшие современныемарафонцы стали использовать технику, характерную для бегунов на длинныедистанции.[21]
Техникабега на средние дистанции.
Этоспособ реализации наиболее рациональных и оптимальных движений бегуна,позволяющий пробегать определенную дистанцию с планируемой скоростью.Методология модификации и совершенствования техники должна строиться напоследовательном освоении отдельных ее элементов и целостной структуры какдействий согласно уровням управления движения. Это реализуется через повышениеэффективности, вариативности и экономичности параметров движений всоответствующих формах общих, специальных и целостных упражнений.
Длябега на средние дистанции очень важным является умение изменять технику вусловиях наступающего утомления, когда организм наполняется молочной кислотой.
Дляанализа техники бега выделяют старт, стартовый разгон, бег по дистанции ифиниширование.[16]
Старти стартовый разгон. В беге на средние дистанции применяется высокий старт. Посвистку или команде «На старт» бегуны быстро занимают исходное стартовоеположение, поставив толчковую ногу вперед к линии, не наступая на нее. Вторуюногу ставят на носок сзади на расстоянии одной стопы от пятки впереди стоящейноги. Обе ноги слегка сгибаются, тяжесть тела в большей степени переносится навпереди стоящую ногу, взгляд направляется перед собой. Разноименная впередистоящей ноге согнутая в локте рука вместе с плечом выносится вперед, втораярука отводится назад. Пальцы рук свободно согнуты. По команде «Марш» иливыстрелу бегун в наклоне, активно проталкивая себя, быстро начинает бег.Стартовый разгон должен обеспечить набор наиболее оптимальной скорости бега наданную дистанцию. Более быстрый набор скорости вызывает излишние энергетическиетраты и раннее закисление организма. Большинство бегунов осуществляют разгон к60-70 м дистанции, используя естественное увеличение частоты и длины шага.Стартовое ускорение, когда скорость бега превышает среднедистанционную,подразделяется на набор скорости и постепенное ее снижение к дистанционнойскорости, что необходимо отрабатывать в тренировочном процессе.[16][25]
Бегпо дистанции. В беге на средние дистанции длина шага равняется 190-220 см причастоте 3,5-4,5 шага/с. Почти вертикальное положение туловища (наклон вперед непревышает 4-5° и может изменяться в пределах 2-3°) обеспечивает оптимальныеусловия для выноса ноги вперед. Руки согнуты примерно под углом 90° и свободнодвигаются вперед-назад в соответствии с движениями ног. Работа рук обеспечиваетподдержание равновесия и способствует ускорению или замедлению темпа движения.
Ногиставятся на дорожку по обе стороны средней линии с передней части стопы.
Моментэффективного отталкивания осуществляется под углом 50-55° и характеризуетсяполным выпрямлением ноги. В этом положении голень параллельна толчковой ноге.Активному отталкиванию способствует мах свободной ногой, который заканчиваетсяторможением бедра за счет включения мышц задней поверхности. Благодаряотталкиванию и маху тело переходит к полету, где бегун получает относительныйотдых. Нога, заканчивая толчок, расслабляется и, сгибаясь в коленном суставе,тянется за бедром. При этом голень второй ноги реактивно выносится вперед.Более эффективное отталкивание заканчивается поворотом в тазобедренном суставев сторону маховой ноги. Активное сведение бедер, начинающееся в этой фазе,обеспечивает приземление слегка согнутой ногой в колене, что уменьшаеттормозящее ее действие в момент постановки на переднюю часть стопы. Постановканоги осуществляется не пассивным, а активным механизмом «захвата»,что в амортизационной фазе позволяет в большей мере рекуперировать энергию. Этообеспечивает и инерционный проход вертикали бегуну. Голень ноги, находящейсясзади, прижимается к бедру, способствуя некоторому отдыху бегуна и быстромувыносу ноги вперед-вверх. Фаза заднего толчка обеспечивает максимальный эффектотталкивания сочетанием сил инерционных, реактивных и концентрированныхмышечных сокращений. При этом необходима тонкая дифференцировкапоследовательности срабатывания мышц между тазобедренным и голеностопнымсуставами. Акцентированность толчка индивидуально ощущается в проталкиваниичерез большой палец стопы.
Прибеге по повороту осуществляется некоторый наклон туловища внутрь дорожки, стопаправой ноги ставится с некоторым разворотом пятки наружу. Правая рука работаетболее активно и несколько вовнутрь.
Основныечерты техники определяются следующим образом: туловище немного наклоненовперед, плечи слегка разведены, таз несколько выдвинут вперед, голова держитсяпрямо, подбородок опущен, мышцы лица и шеи не напряжены, движения рук и ногшироки и свободны.[16][26]
Финиширование.Переход к финишированию осуществляется некоторым наклоном туловища вперед иувеличением частоты и длины шага на последних 200-400 м. Бег на финишномучастке по характеристикам приближается к спринтерскому, особенно передфинишным створом. Некоторые делают рывок или бросок на ленточку. Более выгодноравномерное распределение усилий на финишном отрезке. Многие спортсменыспециально тренируют способность к финишному ускорению.[22]
Техникаэстафетного бега.
Настарте и во время бега по дистанции техника эстафетного бега не отличается отобычного спринтерского, поскольку наличие в руках эстафетной палочки на техникубега не влияет. Различается только передача эстафетной палочки одного участникакоманды другому.
Участникпервого этапа эстафеты 4х100 м начинает бег из положения низкого старта наповороте беговой дорожки, удерживая эстафетную палочку в правой руке тремяпальцами и опираясь на дорожку перед стартовой линией большим и указательнымпальцами. Левая рука, как и при старте на 200 м, отведена от стартовой линии на10-15 см.
Послевыхода со старта и набора скорости спортсмен прижимается к левому краю беговойдорожки, сохраняя тем самым длину дистанции. Участник команды, бегущий навтором этапе, принимает эстафетную палочку в левую руку и во время бегаприжимается к внешней стороне беговой дорожки. Участник третьего этапа бежит поповороту беговой дорожки и поэтому принимает эстафетную палочку в правую руку.Участник четвертого этапа принимает эстафетную палочку в левую руку и, неперекладывая, бежит с ней до конца дистанции. Считается, что способ передачиэстафетной палочки в беге 4х100 м с перекладыванием менее эффективен.[13]
Существуетнесколько способов передачи эстафетной палочки. Наиболее распространенные — сверху и снизу.
Дляпринятия эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скоростиучастники второго, третьего и четвертого этапов эстафеты 4х100 м должны начатьбег из такого положения, которое позволит им за 25-26 м набрать скорость. Чащевсего для этого спортсмены применяют высокий старт с опорой на руку в10-метровой зоне разгона, глядя через плечо свободной руки на контрольнуюотметку. Контрольную отметку спортсмен, принимающий эстафету, устанавливаетзаранее на расстоянии 8-11 м от себя. Это расстояние (фора) рассчитываетсяматематически и корректируется в процессе тренировок.
Дляопределения форы необходимо знать время пробегания 25 м стартового разгонаспортсменом, принимающим эстафету, и последних 25 м — спортсменом, передающимэстафетную палочку.
Затемопределяется разница между временем бега, затраченным на пробегание 25 м состарта принимающим и 25 м с хода передающим. Рассчитывается средняя скоростьбега передающего на последних 25 м. И, наконец, определив расстояние,пробегаемое передающим за время разности, получают объективную величину форы.При определении форы следует учитывать и реакцию спортсмена на движущийсяобъект. Как правило, у спортсменов высокой квалификации наблюдаетсязапаздывающая реакция (0,2 с). Поэтому расчетную величину форы необходимоувеличить на длину отрезка, пробегаемого передающим за время запаздывающейреакции принимающего.[13]
Спортсмен,принимающий эстафетную палочку, после установления контрольной отметки ипринятия необходимой позы, ждет приближение партнера.
Когдапередающий приблизится к контрольной отметке, принимающий стремительно начинаетбег, стараясь развить возможно большую скорость. Передающий, приблизившись кпартнеру на расстояние вытянутых рук, подает команду «Хоп». Услышав команду,принимающий, не снижая скорости, опускает выпрямленную руку (для бегуноввторого и четвертого этапов левую, а третьего правую) с развернутой назадладонью, большой палец отведен в сторону. Передающий эстафету движением рукиснизу или сверху по команде вкладывает эстафетную палочку в руку партнера.
Приправильном расчете расстояния форы эстафетная палочка передается за 3-4 м доконца зоны передачи, т.е. когда сравниваются скорости спортсменов. Подостижении членами команды высокого уровня слаженности принимающий эстафетнуюпалочку опускает руку без команды партнера.
Однимиз показателей, характеризующих эффективность техники, является времяпрохождения бегунов с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи. Обычно эторасстояние преодолевается мужчинами за 2,0 с, а женщинами за 2,2 с.Эффективность техники передачи эстафетной палочки можно установить и по временипробегания 30 м участником, принимающим эстафету.
Вэстафетном беге 4х400 м чаще всего передают палочку из правой в левую руку, аво время бега по дистанции спортсмен перекладывает палочку из левой руки вправую. Принимающий обычно стоит левым боком к передающему, вытянув навстречубегущему партнеру левую руку с повернутой вверх кистью. Принимающему эстафетуважно чувствовать скорость передающего, чтобы не убежать от партнера или нестолкнуться с ним.[23]

Заключение
Собрав нужные данные ипроанализировав научную литературу, я более детально изучил виды средствфизического воспитания и их влияние на организм занимающихся в целом. Углубленоизучил факторы определяющие важность и эффективность физических упражнений, и вчастности важность дыхательных упражнений, лечебной физкультуры, оказывающихпрофилактический эффект на организм занимающихся, и как следствие нормальнуюработу клеток и систем организма и тем самым препятствующих возникновениюразличных заболеваний.
Ввиду прикладности иэффективности упражнений, оказывающих огромный положительный эффект наорганизм, из всех видов спорта я предпочёл выбрать лёгкую атлетику, изучив вданной работе особенности выполнения упражнений, различия техник при выполнениибега на различные дистанции, и некоторые особенности технической подготовки вданном виде спорта. Разобрал правильную структуру проведения урока по лёгкойатлетике, и правильную постановку заданий, что ведёт к большей эффективностипри проведении занятия.
Легкая атлетика — частьгосударственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнениявходят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типовучебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятияфизической культурой трудящихся старших возрастов.
И как итог работы, дал определениеосновным характеристикам физических упражнений; кинематической характеристики,пространственной характеристике, ритму, временным характеристикам,Пространственно-временным характеристикам, динамическим, а так жеэнергетическим характеристикам, с точки зрения биомеханики, и выделил в нихосновные закономерности, при которых они являются таковыми.

Списокиспользованных источников
1.      Матвеев Л.П. Теория и методикафизической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культ. – М.: ФиС, 1991.
2.      Кенеман А.В., Хухлаева Д.В.Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 1978.
3.      Степаненкова Э.Я. Теория иметодика физического воспитания и развития ребенка. — М.: «Академия»,2001.
4.      Теория и методика физическойкультуры: Учебник/Под ред. Ю.Ф. Курамшина. — М.: Сов.спорт, 2003.
5.      Уткин В.Л. Биомеханикафизических упражнений. — М.: ФиС, 1991.
6.      Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: «Академия»,2003.
7. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория иметоды физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия»2000г. –480с.
8.      Железняк Ю.Д., Петров П.К.Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте. М.:издательский центр «Академия» 2000г. –264с.
9. Д.В.Хухлаева, «Методикафизического воспитания в дошкольных учреждениях», М., 1984 г.
10. Донской Д.Д. Биомеханика с основамиспортивной техники. -М.: Физкультура и спорт, 1971.
11. Донской Д.Д. Биомеханика: Учебноепособие. — М.: Просвещение, 1975.
12. Донской Д.Д., Зациорский В.М.Биомеханика: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физкульту­ра испорт, 1979.
13. Школа легкой атлетики, под ред. А.В. Коробова, 2 изд., М., 1998
14. Легкая атлетика для юношей, под ред.П. Л. Лимаря, М., 1999
15. Легкая атлетика, Учебник дляинститутов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд.,М., 2002
16. Бернштейн Н. А., О построениидвижений, М., 1997
17. Лёгкая атлетика, под ред. Д. П.Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999.
18. Легкая атлетика. Учебник дляинститутов физической культуры. О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999.
19. Бег к вершинам мастерства А.Лидьер,Г.Шимор. – 1999.
20. Учебник тренера по легкой атлетике.Л.С.Хоменкова. –2002.
21. Зайцев Н.А, Бег на 400 метров, Москва1955
22. Кобринский М.Е., Юшкевич Т.П.,Конников А.Н. Легкая атлетика, Минск.,2005
23. Кривоносов М.П., ЮшкевичТ.П., Методика обучения легкоатлетическим упражнениям, Минск,1986
24. Орлов Р.В., Легкая атлетика:справочник, Москва,1983
25. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория иметоды физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия»2000г. –480с.