Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространс

–PAGE_BREAK–Определения ЦОРов
В настоящее время существует множество определений понятия цифровых образовательных ресурсов, попробуем рассмотреть некоторые из них.

1.                 Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.[7]

Определение кратко характеризует ЦОРы, недостаточно полно отображает смысл данного понятия.

2.                 ЦОР расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс», то есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.[1]

Определение отличается от предыдущего наличием обособленности содержания объекта, что более полно отражает смысл данного понятия.

3.                 ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.[10]

Определение не полное, общее, не хватает конкретики.

4.                 Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.[8]

Данное определение вытекает из определения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), не дает полного представления о ЦОРах, но в то же время определяет ЦОР, как подмножество ЭОРов.

5.                 Цифровые образовательные ресурсы — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.[5]

Определение отражает содержание ЦОРов, а также более доступно для понимания, легко запоминается, поэтому качественно выделяется на фоне остальных.

Не в одном из определений не было затронуто такое важное понятие, как методические рекомендации. На наш взгляд это важная составляющая любого ЦОРа, ведь с помощью методических рекомендаций учителю проще ориентироваться в многообразии ЦОРов.

Виды ЦОРов
Существует множество классификаций видов ЦОР, рассмотрим две основные. [4]

Первая классификация выделяет четыре направления по образовательно-методическим функциям: электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы и электронные издания контроля ЗУН-ов.

Электронный учебник[11]– это продукт образовательного характера, отличие которого от традиционного учебника в том, что просмотреть его можно только с помощью компьютера. Электронный учебник так же, как и обычный, соответствует всем нужным учебным программам.

Некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника:

1.                 Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

2.                 Принцип полноты:каждый модуль должен иметь следующие компоненты

·                     теоретическое ядро,

·                     контрольные вопросы по теории,

·                     примеры,

·                     задачи и упражнения для самостоятельного решения,

·                     контрольные вопросы по всему модулю с ответами,

·                     контрольная работа,

·                     исторический комментарий.

3.                 Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

4.                 Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.

5.                 Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие “пример” имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.

6.                 Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.

7.                 Принцип компьютерной поддержки: в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.

8.                 Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя.

Под электронным (компьютерным) учебным пособием понимается учебное пособие, поддерживающее компьютерную технологию обучения, где основным средством обучения является компьютер.[6]

Составными частями учебно-информационного и методического обеспечения системы обучения являются:

·                     учебные раздаточные материалы;

·                     контролирующие и тестирующие материалы;

·                     упражнения;

·                     методики проведения групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий;

·                     стратегия и тактика использования каждого средства обучения, их совокупности, а также возможная замена и дублирование каждого из них;

·                     привязка всех учебно-информационных материалов к средствам обучения и методикам проведения занятий.

Компьютерное учебное пособие разрабатывается в соответствии с требованиями к системе обучения в целом, а его информационно-методической основой являются перечисленные выше материалы. Разработка компьютерного пособия как программного обеспечения (ПО) учебного назначения является многопрофильной задачей, реализация которой возможна только на основе привлечения специалистов разных областей.

Учебно-методические комплексыили УМКдисциплины — это совокупность учебно-методических материалов, способствующих освоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана.[9]

УМК может включать в себя конспекты лекций, учебные пособия, методические указания, виртуальные лабораторные работы, электронные учебные курсы, тестовые задания для самостоятельной проверки знаний, дополнительные материалы для самостоятельного изучения дисциплины, а также информационное и программное обеспечение, необходимое для работы с курсом.

Электронные издания контроля ЗУН-ов: сюда могут входить различные тестирующие системы.

Вторая классификация основана на типах информации. Недостаток этой классификации состоит в том, что некоторые подвиды ЦОРов автор относит к нескольким видам. Например, учебник относится и к ЦОР с текстовой информацией, и с комбинированной информацией, и ЦОР со сложной структурой. Но отсюда же вытекает и достоинство этой классификации, которое состоит в том, что мы можем сделать вывод о том, например, что, учебник может содержать только текстовую информацию, комбинированную информацию, а может вообще иметь сложную структуру.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Требования к ЦОРам

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные ЦОРы должны:[5]

·                     соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;

·                     ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

·                     обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

·                     предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

·                     обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

·                     содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

·                     основываться на достоверных материалах;

·                     превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

·                     полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

·                     обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

·                     обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

·                     иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

·                     иметь удобный интерфейс.

Цифровые образовательные ресурсы не должны:[5]

·                     представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

·                     дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

·                     основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).
Задачи ЦОР
Основными задачами комплекта ЦОРов являются:

Ø                помощь учителю при подготовке к уроку:

§                     компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

§                     большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

§                     эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;

§                     подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

§                     подготовка творческих заданий;

§                     подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

§                     обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

Ø                помощь при проведении урока:

·                     демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

·                     использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

·                     компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

·                     индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

Ø                   помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

§                     повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

§                     автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

§                     большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

§                     возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

§                     развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

§                     помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

§                     приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.[5].

    продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 2. MicrosoftOffice, как инструмент для создания педагогических образовательных средств

Рассмотрим классификацию ЦОР образовательно-методическим функциям и на ее основе ответим на вопрос: какие ЦОР могут быть созданы средствами MicrosoftOffice?

MicrosoftOffice Word, как средство создание ЦОР

MicrosoftOffice Wordпреимущественно ориентирован на работу с текстом: редактирование текста, создание таблиц, формул и многое другое, поэтому с его помощью можно создавать ЦОРы в которых содержится текстовая информация.

Средствами MicrosoftOffice Wordмогут быть созданы:

ЦОРы, классифицированные по образовательно-методическим функциям

ü                 Дидактические материалы (бланки, шаблоны)

ü                 Демонстрационные материалы (схемы, рисунки, таблицы)

ü                 Электронный учебник

ü                 Обучающее электронное учебное пособие

ü                 Обучающе-контролирующее электронное учебное пособие

ü                 Справочники и словари для учеников

ü                 Тесты

ЦОРы, классифицированные по типу информации

ü                    ЦОР с текстовой информацией

ü                    ЦОР с визуальной информацией (конкретно — схемы)

ü                    ЦОР с комбинированной информацией

Возможности MicrosoftOffice Wordдля создания вышеперечисленных ЦОРов:

·                      возможности обработки текстовой информации (редактирование, создание таблиц)

·                      возможность создания гипертекста

·                      создание бланков, шаблонов

·                      вставка рисунков

·                      создание схем

·                      проверка правописания

·                      языкпрограммированияVisual Basic for Application

Рассмотрим пример создания простейшего электронного учебника средствами MicrosoftOffice Word:

·                      для начала необходимо определиться с содержанием учебника;

·                      затем отобрать материал, соответствующий содержанию;

·                      связать соответствующие главы учебника гиперссылками с содержанием.

Этот учебник будет являться прототипом традиционного учебника, только в цифровой форме.

Пример создания обучающего электронного учебного пособия (рассмотрим на примере одной задачи). Допустим, что учитель поставил перед собой цель научить детей решению геометрических задач определенного типа.

Интерфейс пособия: текстовое поле для записи ответа, пять кнопок (проверить, показать подсказку, скрыть подсказку, показать решение, скрыть решение) и две надписи (верно или нет, для вывода подсказки) и одно изображение (решение будет храниться в картинках, потому что VBAне поддерживает написание формул).

Задача: {текст задачи}

Двугранный угол при боковом ребре правильной треугольной пирамиды DABCравен 1200. Расстояние от вершины Bдо бокового ребра ADравно 16 см. Найдите апофему пирамиды (ответ округлите до десятых).

Рис.4
Ответ:   

Если вы затрудняетесь в решении, то можете воспользоваться подсказкой.

  

Если вам не помогает подсказка, вы можете  

    
Код программы:

Событие на нажатие кнопки «Проверить»

Private Sub c1_Click()

If TextBox1.Text = «9.8» Then

Label3.Caption = “Верно!”

Else: Label3.Caption = “Неверно!”

End If

End Sub

Событие на нажатие кнопки «Показать подсказку»

Private Sub CommandButton1_Click()

Label1.Caption = «Как найти сторону ВС из треугольника ВСК?»

EndSub

Событие на нажатие кнопки «Скрыть подсказку»

Private Sub CommandButton2_Click()

Label1.Caption = “”

EndSub

Событие на нажатие кнопки «Показать решение»

Private Sub CommandButton3_Click()

Image1.Picture = LoadPicture(«G:\get_pic.jpg»)

End Sub

Событие на нажатие кнопки «Скрыть»

Private Sub CommandButton4_Click()

Image1.Picture = LoadPicture(none)

End Sub

Обучающе-контролирующее электронное учебное пособиеможет отличаться от предыдущего лишь тем, что полное решение учитель не будет давать учащемуся, при выставлении отметки будет учитываться количество взятых подсказок и количество правильных ответов. На мой взгляд полное решение проверить не удастся, так как малейшая орфографическая ошибка и ответ будет засчитан как неверный.

Справочники и словаримогут быть реализованы в MicrosoftOffice Wordпутем связывания понятия с его определениями посредством гиперссылок.

Пример: на первой странице алфавитный указатель (либо буквы алфавита, либо слоги, что быстрее поможет найти слово, если количество слов довольно большое). Пользователь кликает мышкой на букву (или слог) и переходит на страницу, в которой содержится это слово. Ключевые слова выделены и, щелкнув по непонятному слову, пользователь переходит на страницу с этим словом (если слово имеется в словаре).

Рассмотрим создание теста в MicrosoftOffice Wordпосредством языка программирования VBA:

Предположим, что в тесте пять вопросов (demo-версия), тема – «Проверка знаний по тригонометрии», две попытки на ответ.

Тест по тригонометрии.

1.                 Чему равен cos(0)?

 
2.                 Чему равен sin(0)?

 

 
3.                 Чему равен tg(pi/4)?

 
4.                 Чему равен sin(pi/4)?

 

5.                 Чему равен cos(pi/6)?

 

  
Кодпрограммы:

Описание

переменных
:

Dim k As Byte, k1 As Byte, k2 As Byte, k3 As Byte, k4 As Byte

Dim oc As Byte, pov As Byte, a As Integer

Первый

вопрос
:

Private Sub CommandButton1_Click()

k = k + 1

If k

If OptionButton1.Value = True Then

Label1.Caption = “Правильно!”

oc = oc + 1

Else: Label1.Caption = “Неправильно!”

pov = pov + 1

End If

Else: Label1.Caption = Label1.Caption + “Толькодвепопытки!”

End If

End Sub

Второй

вопрос
:

Private Sub CommandButton1_Click()

k 1= k 1+ 1

If k 1

If OptionButton6.Value = True Then

Label2.Caption = “Правильно!”

oc = oc + 1

Else: Label2.Caption = “Неправильно!”

pov = pov + 1

End If

Else: Label2.Caption = Label2.Caption + “Толькодвепопытки!”

End If

End Sub

Третий

вопрос
:

Private Sub CommandButton1_Click()

k 2= k2 + 1

If k2

If OptionButton10.Value = True Then

Label3.Caption = “Правильно!”

oc = oc + 1

Else: Label3.Caption = “Неправильно!”

pov = pov + 1

End If

Else: Label3.Caption = Label3.Caption + “Толькодвепопытки!”

End If

End Sub

Аналогично четвертый и пятый вопросы.

Событие на нажатие кнопки «Оценка»

Private Sub CommandButton4_Click()

a = ((oc — (pov / 2)) / 3) * 100 ‘кол-во правильных ответов минус кол-во повторов, деленное на 2 и все поделить на кол-во вопросов

If a >= 95 Then

Label4.Caption = “Отлично”

End If

If a

If a >= 75 Then

Label4.Caption = “хорошо”

End If

End If

If a

If a >= 50 Then

Label4.Caption = “Удовлетворительно”

End If

End If

If a

Label4.Caption = “Неудовлетворительно”

End If

Label4.Caption = Label4.Caption + Chr(10) + Str(oc) + “правильныхответов” + Chr(10) + Str(pov) + “повтора(ов)”

End Sub

В среде MicrosoftOfficeWordсуществует возможность создания шаблонов, бланков, которые можно заполнять и при этом сам шаблон не изменяет своего содержания. Для создания такого шаблона нужно создать новый документ и сохранить его как шаблон (Зайдем в меню «Файл» и выберем команду «Сохранить как». Откроется диалоговое окно «Сохранение документа», в котором нам надо выбрать в поле «Тип файла» тип «Шаблон документа» (*.dot) Будет открыта папка «Шаблоны», в которой по умолчанию сохраняются все шаблоны. Присвоим файлу имя и нажмем кнопку «Сохранить»). После того, как файл был сохранен необходимо создать его «начинку». Определим, какие элементы (текст и графика) и где именно будут располагаться в документе. По окончании оформления шаблона, его необходимо сохранить.

Теперь, чтобы воспользоваться этим шаблоном, необходимо зайти в меню «Файл» и выбрать команду «Создать». Справа появится область задач, в которой нужно выбрать опцию «Общие шаблоны». Откроется окно со всеми доступными шаблонами, нужно выбрать созданный вами шаблон и нажать «OK». Новый документ на основе вашего шаблона будет загружен в Word. Этот шаблон можно заполнять данными и сохранять его как обычный документ, при этом исходный шаблон останется неизменным.

Также в среде MicrosoftOfficeWordсуществует возможность создания схем посредством встроенных автофигур:

Существуют и другие автофигуры, их множество, но для построения схем эти автофигуры считаются основными.

Для того чтобы построить таблицу средствами MicrosoftOfficeWordнеобходимо открыть вкладку «Таблица» → «Вставить», откроется диалоговое окно, в котором надо указать количество строк и столбцов или «Таблица» → «нарисовать таблицу».

В среде MicrosoftOfficeWordдовольно много возможностей обработки и представления текстовой информации, рассмотреть все из них невозможно, однако в этой работе рассмотрены самые интересные и самые используемые.

    продолжение
–PAGE_BREAK–MicrosoftOffice Excel, как средство создание ЦОР

MicrosoftOffice Excelпреимущественно ориентирован на работу с цифровой информацией: сложные расчеты, построение диаграмм и многое другое, поэтому с его помощью можно создавать ЦОРы в которых содержится цифровая информация, а также ЦОРы, в которых стоит необходимость наглядно показать зависимость величин (графики, диаграммы).

Средствами MicrosoftOffice Excelмогут быть созданы:

ЦОРы, классифицированные по образовательно-методическим функциям

ü        Демонстрационные материалы (базы данных, таблицы, динамичные, интерактивные, с использованием построения графиков, например, исследование функции)

ü        Тесты

ЦОРы, классифицированные по типу информации

ü        ЦОР с визуальной информацией (диаграммы)

ü        ЦОР с текстовой информацией (числовые данные)

Возможности MicrosoftOffice Excelдля создания вышеперечисленных ЦОРов:

·                      возможности обработки цифровой информации (ввод формул, подсчеты)

·                      построение графиков, диаграмм

·                      возможность создания гипертекста

·                      редактирование текста, визуальное оформление листов (цвет, шрифт)

·                      защита листов от просмотра формул, что важно в создании тестов

·                      создание раскрывающихся списков

·                      языкпрограммированияVisual Basic for Application

Рассмотрим ЦОР, созданный в MicrosoftOffice Excel.

Рис.5
В ячейки Е10, Е11, Е12 вводятся коэффициенты графика функции y=ax2 + bx+ c. Автоматически меняются значения в ячейках В6: В10, а соответственно график функции тоже автоматически меняет свой вид. Также в ячейках В12, В13 отображаются координаты вершины.

С помощью этого ЦОРа можно показать, как изменяется вид графика в зависимости от коэффициентов функции. Использование этого ЦОРа на уроках алгебры значительно уменьшит время на изучение теории по этой теме, что даст возможность решать больше задач, так как просмотр на проекторе этого ЦОРа занимает меньше времени, чем рисование этих же случаев на доске или в тетради.

Создание этого ЦОРа занимает немного времени и требует минимум знаний по работе с MicrosoftOffice Excel.

Следующий пример демонстрирует ЦОР, с помощью которого можно сократить время на уроке при построении графиков функций для решения уравнений или неравенств графическим методом.

Рис.6
Как и в предыдущем ЦОРе, при введении коэффициентов параболы и прямой графики автоматически меняют свой вид.
  

Рис.7                                                                     Рис.8
На картинках видно, что данные уравнения имеют два решения, или ни одного. Также этот ЦОР может быть полезен в задачах на исследование количества решений в уравнении.

Эти два примера могут быть использованы и как демонстрационный материал учителем на уроке, так и в качестве материала для самостоятельного изучения учащимися, так как эти ЦОРы просты в освоении.

Кроме демонстрационных материалов в MicrosoftOffice Excelможно создавать тестирующие системы. Рассмотрим пример создания простейшего теста.

Рис.9
В ячейках A2, A4, A6, A8, A10 находятся раскрывающиеся списки.

Рис.10
Тестируемый выбирает ответ из списка, если он хочет написать ответ вручную, система выдает сообщение:
 

Рис.11

Чтобы создать такую защиту необходимо открыть вкладку Данные → Проверка → Сообщение об ошибке.
  

Рис.12
Закончив отвечать на вопросы, переходим по ссылке «Ваша оценка», на листе 2 происходит подсчет правильных ответов посредством формулы СЧЁТЕСЛИ.

Чтобы тестируемый не мог просмотреть формулу подсчета оценки необходимо защитить ячейку от просмотра формулы. Для этого на вкладке Формат → Ячейкинужно открыть вкладку Защита и поставить флажок «Скрыть формулы». После этого на вкладке Сервис → Защита → Защитить лист необходимо ввести пароль для защиты.

Это был простейший вариант теста, но в MicrosoftOffice Excelсуществует возможность создания тестов посредством языка программирования VisualBasicforApplication.

Создание этих ЦОРов занимает большего времени и требует знание языка программирования VBA.

В среде MicrosoftOfficeExcelтакже есть возможность создания простейших баз данных по ЦОРам.

На уроках математики MicrosoftOffice Excelможет значительно облегчить работу учителя, уменьшить время на демонстрацию теоретического материала, наглядно поможет учащимся быстрее усвоить материал. Доска и мел устаревают, зато зная азы MicrosoftOffice Excelучитель самостоятельно может довольно быстро подготовиться к уроку и создать свой ЦОР.

    продолжение
–PAGE_BREAK–