–PAGE_BREAK–
Согласно данным, представленным в табл. 2.1, структура совокупных активов характеризуется значительным превышением в их составе доли оборотных средств, которые на конец года составили 87, 8 %.
При этом основную долю оборотных средств предприятия, составляет дебиторская задолженность – 48,7%. Как видно из представленных данных за анализируемый период объем дебиторской задолженности значительно вырос, разница составила 7 103 тысячи рублей, что составило 80,79 % по сравнению с началом года.
Выручка компании по основному виду деятельности за анализируемый период составила 32 545 тысяч рублей.
Для дальнейшего проведения анализа были рассчитаны следующие показатели:
— Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности покупателей;
— Продолжительность оборота дебиторской задолженности в днях.
Полученные данные представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Расчет коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности
ПОКАЗАТЕЛЬ
Коэффициент оборачиваемости
Продолжительность оборота в днях
дебиторская задолженность предприятия
2,64
138,44
Как показывают полученные данные, оборачиваемость дебиторской задолженности компании имеет низкий уровень, так как коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составил 2,64. Продолжительность оборота составила 138,44 дня, что составляет 4,6 месяца.
Положительной тенденцией считается оборачиваемость краткосрочной дебиторской задолженности в течение трех месяцев, таким образом можно заключить, что время оборачиваемости дебиторской задолженности у компании значительно ниже необходимых значений.
Для получения более полной картины, был проведен анализ дебиторской задолженности покупателей по срокам образования. Данные представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Анализ состояния дебиторской задолженности покупателей по срокам
образования
Всего на конец года
В том числе по срокам образования
до 1 месяца
От 1 до 3 месяцев
От 3 до 6 месяцев
От 6 месяцев до года
Более года
Дебиторская задолженность за товары
15895
3200
2680
6515
3160
340
В среднем срок отсрочки платежа у компании составляет 3 недели. Как видно из данных представленных в таблице срок возникновения большей части дебиторской задолженности составляет от 3 до 6 месяцев. Так же существует задолженность, срок возникновения которой составил более года.
В целом, задолженность, срок возникновения которой более 6 месяцев можно отнести к сомнительной.
Расчет доли сомнительной дебиторской задолженности по формуле (2.1):
Дсдз = Сдз/ДЗ*100 (2.1)
Где Дсдз – доля сомнительной дебиторской задолженности;
Сдз — сомнительная дебиторская задолженность;
ДЗ — дебиторская задолженность.
Доля сомнительной дебиторской задолженности составила 22,02 %. Исходя из полученных данных, можно заключить, что структуру дебиторской задолженности компании нельзя назвать удовлетворительной. Рост дебиторской задолженности, увеличение сроков ее возникновения могут влиять на увеличение кредитного риска компании, увеличения риска неплатежа за отгруженную продукцию, что оказывает серьезное влияние на финансовое положение компании.
Для оценки кредитного риска компании был проведен анализ кредитоспособности наиболее крупных предприятий – дебиторов.
Анализ кредитоспособности контрагентов проводился согласно методике, основанной на методике оценки кредитоспособности заемщика Сбербанка РФ. Для анализа кредитоспособности контрагентов были рассчитаны следующие коэффициенты: — К1 – коэффициент абсолютной ликвидности;
— К2 – коэффициент промежуточной ликвидности;
— К3 – коэффициент текущей ликвидности;
-К4 – коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
— К5 – рентабельность продаж.
и определены категории оценочных коэффициентов (табл.2.4)
Таблица 2.4
Категории оценочных коэффициентов
ПОКАЗАТЕЛЬ
1 КАТЕГОРИЯ
2 КАТЕГОРИЯ
3 КАТЕГОРИЯ
ВЕС ПОКАЗАТЕЛЯ
К1
0,2 и выше
0,15 — 0,2
менее 0,15
0,11
К2
0,8 и выше
0,5 — 0,8
менее 0,5
0,05
К3
2,0 и выше
1,0 — 2,0
менее 1,0
0,42
К4 для торговли
0,6 и выше
0,4 — 0,6
менее 0,4
0,21
К5
15% и выше
менее 15%
нерентабельное
0,21
Расчет суммы баллов производится согласно формуле 2.2
S= 0,11К1 + 0,05К2 + 0,42К3 + 0,21К4 + 0,21 К5 (2.2)
Полученные данные представлены в табл. 2.5 и 2.6.
Таблица 2.5
Расчет суммы баллов. Предприятие № 1
ПОКАЗАТЕЛЬ
ВЕС ПОКАЗАТЕЛЯ
ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
КАТЕГОРИЯ
Коэффицент абсолютной ликвидности
0,11
0,3
1
Коэффицент промежуточной ликвидности
0,05
0,5
2
Коэффициент текущей ликвидности
0,42
1,07
2
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
0,21
0,24
3
Рентабельность продаж
0,21
0,16
1
S = 1,89
Таблица 2.6
Расчет суммы баллов. Предприятие № 2
ПОКАЗАТЕЛЬ
ВЕС ПОКАЗАТЕЛЯ
ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
КАТЕГОРИЯ
Коэффицент абсолютной ликвидности
0,11
0,6
1
Коэффицент промежуточной ликвидности
0,05
0,9
1
Коэффициент текущей ликвидности
0,42
1,2
2
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
0,21
0,4
2
Рентабельность продаж
0,21
0,22
1
S = 1,63
Определение класс кредитоспособности предприятий производится на основании показателей указанных в табл. 2.7
Таблица 2.7
Определение класс кредитоспособности
1 КЛАСС
2 КЛАСС
3 КЛАСС
S = 1 или 1,05
1
S >2,42
Кредитование не вызывает сомнений
Кредитование требует взвешенного подхода
Кредитование связано с повышенным риском
Таким образом, оба контрагента относятся ко 2 класс кредитоспособности, и их кредитование требует взвешенного подхода.
Глава 3. Разработка мероприятий по уменьшению степени опасности воздействия кредитного риска
Анализ кредитного риска показывает, что динамика уровня дебиторской задолженности, в том числе просроченной и оборачиваемость дебиторской задолженности предоставляют информацию об уровне кредитного риска за анализируемый период. Таким образом, предоставление товарного кредита покупателям требует осуществление дополнительного контроля за состоянием дебиторской задолженности, отслеживание своевременности производимых платежей. Для управления кредитным риском можно использовать следующие методы:
— Использование системы скидок. Использование системы скидок при реализации продукции, может в некоторой степени уменьшить угрозу несвоевременной оплаты товарного кредита. Использование системы скидок предполагает, что чем раньше покупатель оплачивает товар, тем ниже его стоимость. Например, оплата по договору составляет 100 000 рублей, и покупателю предоставляется отсрочка платежа в 21 календарных дней. Однако компания может предложить следующую шкалу оплат (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Система предоставления скидок при реализации товара
Условия оплаты продукции
Размер оплаты продукции
Отсрочка в 21 дней
100 000 рублей
Отсрочка в 14 дней
98 000 рублей
Отсрочка в 7 дней
96 000 рублей
Отсрочка в 3 дня
94 000 рублей
Оплата в день отгрузи товара
92 000 рублей
Предоплата
90 000 рублей
продолжение
–PAGE_BREAK–