Северный государственный медицинский университет
Факультет клинической психологии и социальной работы
Заочное отделение
Отделение клинической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Педагогика»
На тему «Связь педагогики с другими науками»
Студентки Зеляниной Анастасии Валерьевны
Специальность 030302 «Клиническая психология»
(030301 «Психология»)
форма обучения:
заочная (с применением дистанционных технологий)
Курс 3
Группа 2
Преподаватель: Н.Н.Смирнова
Архангельск, 2010
Содержание
Введение
3
1. Понятие, предмет и объект педагогики
4
2. Этапы развития педагогики
4
3. Система педагогических наук и категории педагогики
6
4. Связь педагогики с другими науками
8
Заключение
11
Список литературы
12
Введение
Педагогика — наука, изучающая закономерности передачи старшим и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт и, в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Педагогика первоначально появилась в форме практической деятельности. С разделением труда в первобытном обществе возникла потребность в передаче трудового опыта, формирования верности интересам рода, племени и т.д. Тогда и появляется деятельность, называемая ныне педагогической. Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций.
И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук. Таким образом, целью данной работы является изучение связи педагогики с другими науками. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) Систематизировать и обобщить материал по данной теме;
2) Изучить определение, предмет и объект педагогики;
3) Изучить понятие системы педагогического знания;
4) Рассмотреть этапы развития педагогики;
5) Рассмотреть связь педагогики с другими науками.
Понятие, предмет и объект педагогики
Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества. Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Педагогика – это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образовании и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогика – это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью. Найти равновесие с природой и обществом. Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта – теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно – педагогического исследования. В том смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания. Другое дело – практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Педагогика исследует следующие проблемы:
— изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;
— определение целей воспитания;
— разработка содержания воспитания;
— исследование и разработка методов воспитания.
2. Этапы развития педагогики
В зависимости от содержания педагогической деятельности, в развитии педагогики можно выделить несколько самостоятельных этапов.
1-й этап (VI в. до н.э. — XV в.) — формирование эмпирической педагогики (предпедагогики). В это время начинают решаться задачи передачи социального опыта подрастающему поколению в форме его обучения и воспитания. Впервые зачатки этого процесса появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Подлинного расцвета они достигли в Греции и Риме. Термин педагогика (от греч. paides — ребенок, gogos — вести) дословно обозначает «детовождение». Именно в Древней Греции педагогами называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено — так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку.
2-й этап (XV-XVI вв.) — создание теоретических предпосылок педагогической науки. Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) вернула в педагогику идеи гуманизма. Это видно из работ итальянских ученых П.Верджерио (1350-1444), Л.Бруни (1370-1444), С.Пикколомини (1405-1464). Целый курс педагогики изложен в шести книгах «О воспитании детей и их хороших нравах» М.Веджио (1406-1458). Идеи гуманизма проповедует немецкий педагог Р.Агрикола (1443-1485). Наиболее ярким представителем французской педагогической мысли этого времени был Ф.Рабле (1494-1553 гг.).
3-й этап (XVII-XIX вв.) — оформление педагогики в самостоятельную науку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. В начале XVII века в развитых для того времени государствах создаются классические школы, дающие среднее, а затем и высшее образование. Обучение и воспитание приобретает системный характер и получает первые теоретические разработки методики обучения и воспитания. Всемирное признание в рассматриваемый период получает педагогическая деятельность и научные труды многих наших соотечественников. К их числу можно отнести С.Полоцкого, М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, Л.Н.Толстого и многих других. Итоги многих научных исследований были обобщены К.Д.Ушинским (1824-1870) и изложены в его труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1869).
4-й этап (XX век) — педагогика выступает теоретической и практической основой обучения и воспитания людей. Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. Неоценимый вклад в развитие мировой педагогической мысли внесли наши соотечественники А.С.Макаренко (1888-1939), П.П.Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1876-1936), В.А.Сухомлинский (1918-1970). Ими не только продолжено исследование педагогических проблем, но и значительно расширены сферы исследований. В результате этого в 70-е годы появляется целая плеяда педагогов-практиков, названных впоследствии педагогами-новаторами. Рассмотрение ими обучаемого (воспитуемого) не в качестве объекта педагогического воздействия, а как субъекта совместной педагогической деятельности сформировало предпосылки для дальнейшей гуманизации педагогических отношений, своеобразной ориентации обучения и воспитания на конкретную личность. В настоящее время это рассматривается как начало отечественных педагогических исследований нового направления, и, следовательно, нового этапа в истории отечественной педагогики. Все предшествующее развитие педагогики позволило в XX веке сформировать ее как самостоятельную отрасль человеческих знаний.
3. Система педагогических наук и категории педагогики
Педагогика — наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Систему педагогических наук образуют следующие науки:
Общая педагогика — изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.
Значительное место в системе педагогических знаний занимает история педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.
Дошкольная педагогика — изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.
Педагогика общеобразовательной школы — исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.
Специальная педагогика (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления: сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика слепых и слабовидящих детей; олиго — и френопедагогика умственно отсталых детей; логопедагогика разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков.
Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования — изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных учебных заведений.
Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.
Такова система педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождаются развитием общества и научного знания.
Основные категории педагогики:
Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле).
В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознани я и гуманитарных наук.
4. Связь педагогики с другими науками
Исследования многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, связана с дисциплинами, изучающими человека.
Тесно связана педагогика с биологическими науками. Педагогика тесно связана с физиологией. Опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И.М.Сеченова, И.П.Павлова. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.
Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.
Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Философское учение является методологической основой педагогики. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе: проблемы цели воспитания, проблемы формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания ( в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.
Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения.
Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияния социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества. Профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.
Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее областью – экономикой образования. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как: определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни, определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений, определение затрат на учительские кадры, строительство, наглядные пособия и т.д.
При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции).
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии.
Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.
Педагогика органично связана с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский — российский педагог, основоположник научной педагогики в России). О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии. Необходимость понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги. Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т.д.).
Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека.
Дифференциальная психология, учитывающая индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными необходимыми для личностно-ориентированного подхода в воспитании.
Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.
Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь.
Образовательная политика является отражением идеологии различных партий и классов, которую изучает политология. С другой стороны, педагогика разрабатывает механизмы формирования политической культуры личности.
В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой. Устанавливаются все боле тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства.
Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения. Связана педагогика и с кибернетикой – наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общи идей кибернетики явилось программированное обучение.
Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимает этнография фольклористика. Изучение традиций, обрядов, и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания – народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.
Формы взаимодополнения педагогики с вышеназванными науками:
— использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;
-творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
-использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;
-участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.
Заключение
Целью данного исследования явилось изучение педагогики как системы педагогических наук, а также определение взаимосвязи педагогики и других наук о человеке. Для достижения поставленной цели были рассмотрены вопросы о понятии, предмете и объекте педагогики, этапах развития педагогики. Предмет педагогики — это воспитание человека как особая функция общества. Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. В зависимости от содержания педагогической деятельности, в развитии педагогики выделяют четыре самостоятельных этапа.
Изучив вопрос о системе педагогических наук и категориях педагогики можно сделать вывод о том, что систему образует очень много отраслей наук: общая педагогика, история педагогики и т.д.
Педагогика — наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Ка к любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения. Все это свидетельствует, что педагогика, имея собственный предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке и занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.
Список литературы
1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
2. Вайндорф М. Е., Крившенко Л.П. Педагогика: краткий курс лекций.- М.: Юрайт-Издат,2004.-254с.
3. Волочай А.В., Димитрова Л.В., Ермакова Л.И., Илюхина Л.В. Педагогика для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-160с.
4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Просвещение,1990.
5. Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб.: Просвещение, 2007.— 287 с.
6. Новиков А. М. Основания педагогики. — М.: ЭГВЕС, 2010. — 208 с.
7. Педагогика: Учебник/Под ред.П.И.Подкасистого.-М,2002.
8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн.1.М.,1999.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Общая педагогика: Учеб.пособ./Под ред.В А.Сластенина: В 2 ч. Ч.1.М.,2002
10. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
.