Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

СОДЕРЖАНИЕ
         Введение…………………………………………………………….2
1.        Христианскиетрадиции в русской  философии 
     (славянофилы и западники)……………………………………….4
2.        Системамировоззрения Владимир Соловьева. Общие черты социально – историческихизысканий……………………………8
3.        Теория всеединства…………………………………………..14
4.        Заключение……………………………………………………17
5.        Библиографическийсписок…………………………………20
Введение
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семьезнаменитого русского историка и профессора Московского университета С.Соловьева.
По совету отца семилетний Соловьев начал чтение житиясвятых. Религиозное чувство Соловьева было очень сильным. Иногда юный Соловьеввидел сны и видения. Одно из видений связано со всей жизнью Соловьева и оказалоогромное влияние на его философские взгляды. Это явление являлось ему трижды:когда он был мальчиком, затем в Лондоне и в Египте.
С 1869 по 1873 годы Соловьев изучал естественныенауки, историю и философию в Московском университете.
Первой значительной работой Соловьева была диссертация«Кризис западной философии».
По общему мнению, философскую систему Соловьеваследует называть философией вечной женственности.
 В 1880 году вПетербургском университете Соловьев защитил диссертацию и получил степеньдоктора философских наук. О своем жизненном пути Соловьев говорит:
«В тумане утреннем неверными шагами
  Я шел ктаинственным и чудным берегам.
  Еще летали сны– и охваченная снами
  Душа молиласяневедомым богам».
Основные философские труды В. Соловьева такие как:«Чтение о богочеловечестве» 1877-1881гг.; «Религиозные основы жизни» 1882-1884гг.; «Великий спор и христианская политика» 1883г.; «Оправдание добра», 1895;«Три разговора», 1899-1900 и др.
Стихотворения Соловьева имеют значение для характеристикии понимания его деятельности. Некоторые из них выражают глубокие философскиемысли.
Основным делом жизни Соловьева, стало создание христианскойправославной философии, которая раскрывала бы жизненную силу, богатствохристианства. Стремление к полному познанию действительности являетсяхарактерной чертой русской философской мысли. Эта черта,  также характерна для философии Соловьева.
 Такиефилософские системы имеют большой плюс. даже если они не разрешают окончательнотайны вселенной, то хотя бы показывают, что человеческий разум обладает методоми средствами для достаточно глубокой разработки вопроса о сочетании ученийвысших и низших аспектов мира в одно целое.
Русская философия в лице В. Соловьева и его последователейпридает особое значение конкретно существующим, идеальным принципам (логос,София и т.д.) и их воплощению. Абстрактные идеальные начала, сами по себе, немогут дать миру единство и определенность. поэтому только единствообуславливает разно начальный космос.
Философия В. Соловьева сформировалась под преобладающимвлиянием христианского платонизма профессора Юркевича о связи абсолютного смиром.
Конечно, великой заслугой Соловьева является то, чтоон разработал христианскую метафизику, т.е. учение о преображенной телесности,как необходимом условии достижения нравственного идеала и концепцию об эволюциии сущности исторического процесса. Но есть и недостатки соловьевской системы,которые выражаются в его учении об абсолютном, как всеединстве. В своемобъяснении мира Соловьев отводит второстепенное место концепции о боге, как отворце мира, бытия и выдвигает концепцию о боге. как источнике идеи божественноговсеединства.
Всемирное общение жизни, есть осуществление идеи всеединства– идеал будущего. Соловьев размышляет  овозможных путях достижения богочеловечества и о роли России в этом процессе. Вконце 70-х годов он выдвигает идею России, как «третьей силы», свободной отнедостатков и ограниченностей двух других – «восточной» (сильно подчиняющейличное начало общему), и «западной» (утверждающей независимость частного и общего). 
Впоследствии Соловьев отказался от противопоставленияРоссии «Западной силе». Выступления Соловьева конца 80-х годов дали поводговорить о нем, как о стороннике главенства католической церкви надправославной. Однако позже Соловьев рассматривает все христианские церкви, какисторические образы Добра, стремясь быть объективным в характеристике ихдостоинств и ограниченностей.
Таким образом. множественность существ в мире остаетсянеобъяснимой.
Для учения Соловьева о Софии, характерно то, что он говорито ней неопределенно. Так, он вначале повествует о Софии, как о существе вечносовершенном и покорном божьей воле, то как о мировой душе отпавшей от бога ипостепенно воссоединяюшейся с ним в «абсолютном организме».
В философии Соловьева много недостатков. Однако именноон был создателем русской системы философии, оригинальной по своему характеру,и заложил основы русской религиозной и философской мысли, которая до сих пор продолжаетразвиваться.
1.        Христианские традиции в русской философии
В истории русской философии яркий контраст представляютдва взаимно противоположных направления – славянофильское и западническое. Ихтакже можно рассматривать, как различные точки зрения христианской традиции врусской философии.
Действия славянофилов были направлены на разработкухристианского миропонимания. Они сильно идеализировали политическое прошлоеРоссии и русский национальный характер.
Главная задача славянофильства была заключена в поискахместа культуры русского народа в системе культур Запада и Востока. Славянофилыутверждали, что русская история, быт, национальное сознание, не должныподводиться под другие неадекватные модели. По их мнению, Россия должна развиватьсяпо своему собственному пути, отличному от пути западных стран и народов. Онисчитали, что Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия ипомочь ей в разрешении её внутренних и внешних политических интересов в соответствиис христианскими принципами.
Славянофилы были главными противниками, как западников,так и революционных демократов. Они продолжили линию консервативнойполитической мысли и идеалистической философии и заложили основание русскойрелигиозно-идеалистической философии второй половины 19 века.
Не мало оснований для размышлений русского человека освоем национальном достоинстве давала политическая «арена». Патриотическоечувство русских было уязвлено в период петровских преобразований, затемпревращение дома Романовых в немецкую династию, о француживание дворянства, наполеоновскоевторжение. Все эти моменты послужили почвой, на которую опирались славянофилы.
Позже, идеология славянофильства претерпела некоторуюэволюцию. На 30- начало 40 годов приходится становление политической ифилософско-социалистической теории старших представителей славянофильства –А.С. Хомякова и И.В. Кириевского, заложивших основы этого направления. В 40-50годы славянофилы оформляются в группу единомышленников. В это время вокруг А.С.Хомякова и И.В. Кириевского объеденяются братья Аксаковы, Самарин, Кошелев идругие, менее влиятельные лица. После крестьянской реформы 1861 г., которая по-новомупоставила все общественные вопросы, славянофильство переживает упадок ипостепенно утрачивает, прежнюю общественную значимость.
В качестве главных деятелей пореформенного славянофильствавыступают П.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев, Григорьев. К нимотчасти примыкает В. Соловьев.
 Первоначальнуюфилософскую подготовку лидеры славянофильства А.С. Хомяков и И.В. Кириевскийполучили в кружке московских «любомудров».
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) был, по определениюГерцена «Ильей Муромцем славянофильства». Он происходил из семьи богатоготульского помещика, в которой поддерживался старый патриархальный быт иглубокая религиозность.
Хомяков был весьма разносторонним человеком: музыкальныйи литературный критик, публицист, художник, драматург, поэт, но среди этихмногочисленных видов деятельности, две были главные – философия истории ибогословие. Религиозным духом пронизана его историко-социологическая концепция.Как прошлое, так и будущее России, Хомяков связывает с православием, которое поего мнению, станет источником истинно русского просвещения. Собственная философияХомякова немногословна. Творцом и источником мира утверждается им разумнаяволя, или иначе «высший разум». Хомяков питал искреннюю любовь к другимславянским народам. Он надеялся, что все славяне, освобожденные с помощьюРоссии, образуют нерушимый союз.
Иван Кириевский родился в 1806 году, в Москве, в семьепомещика-дворянина. Получил хорошее домашнее образование. Кириевский заинтересовалсяфилософией ещё юношей. Религия на философской основе, сочеталась в молодом Кириевском,с горячей любовью к России и верой в её великое назначение. Его взгляды висходных пунктах совпадают с теорией Хомякова, но имеют ряд особенностей. Главнаяиз которых – крутой поворот от славянофильства к западничеству. Его симпатиинаходятся на стороне православия. Кириевский более легко высказываетотрицательное отношение к западноевропейской цивилизации. Он не отрицаетзначимости духовного творчества Запада, но возможность синтеза цивилизацийдопускает, только на базе русской, подлинно христианской. Воззрения Кириевскогоподчинены обоснованию главной для славянофилов идеи о превосходстве«православного мышления» над всеми достижениями передовой философской мысли.
Славянофилы защищали самодержавие и не придавалибольшого значения делу политической свободы. В этом вопросе они отличались отзападников, которые хотели, чтобы Россия в своем политическом развитии, шла попути Западной Европы.
Герцен писал, что славянофилы приготовили материал дляпонимания самобытного пути России, «им принадлежит честь и слава почина».
Точно так же и Огарев называет славянофилов «пророкамирусского гражданского развития».
Принципиально важным отличительным признаком программыславянофильства являлось большое значение, которое придавалось в них сельскойобщине, как существующих только у славянских народов первичной ячейкеобщественного устройства. Славянофилы были сторонниками крестьянской реформы иучастниками её осуществления.
В социальной сфере программа славянофильства не имелакардинальных расхождений с западничеством, тогда как от «теории официальнойнародности» она существенно отличалась своей либеральностью.
Славянофильская идеология ознаменовала шаг вперед вформировании русского национального самосознания в истории славянского вопросаи славянской взаимности.
Западники в отличии от славянофилов были убеждены, чтоРоссия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития. Они хотеличтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Если срединих и были религиозные люди, то они не видели достоинств православия.Относительно социальных проблем, то одни из них больше всего ценилиполитическую свободу, а другие являлись сторонниками социализма, в тех или иныхформах. Умственное течение 30-40х годов 19 века, получившее название западничества,усилилось в эпоху наступившую с воцарением Александра II.
Возникновение «западнического» движения, было связанос деятельностью так называемого кружка Станкевича. Он был организован в 1831году, когда Станкевич был студентом. В него входили В. Белинский, В. Аксаков ит.д.
Но основными представителями этого направления являлисьВ. Г. Белинский (1811-1848). А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский(1828-1889), которые были не только философами-теоретиками, но и идеологамирусской революционной демократии. И хотя по своему классово-идеологическомусодержанию передовая русская общественно-политическая и философская мысль былавыражением интересов  революционного движения,вместе с тем взгляды революционных демократов формировались в тесной связи сразвитием классовой борьбы и ростом революционного движение в Западной Европе.Русские философы прошли поучительную школу немецкой классической философии ифранцузского Просвещения.
После глубокого увлечения гегельянством западника небез влияния Л. Фейербаха решительно повернулись в сторону материализма, стремясь, однако, сохранить диалектический методГегеля (считая Фейербаха «отцом новой философии», Чернышевский продолжал высокоставить философию Гегеля за раскрытие им тех «общих форм, по которым двигалсяпроцесс развития». Необходимость сочетания диалектики Гегеля и материализмаФейербаха была, таким образом, осознана западниками.) Подвергая критикеидеализм, западники обосновали принцип единства сознания и бытия, первичностьматерии по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство невсей, а лишь высокоорганизованной материи — мозга. 
Провозглашая идеалом не какой-либоабстрактно-логический момент в жизни абсолютной идеи, но справедливо устроеннуюжизнь («прекрасное есть жизнь»), западники обосновали принцип постояннойэволюции общественной истории. Герцен, например, отмечал, что природа и человеческаяистория вечно и непрерывно изменяются, что они «течение, перелив, движение»,причем движение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций(или стремлений): возникновения и разрушения. Развитие, по Чернышевскому,совершается через противоречия, борьбу нового со старым, отрицание отжившегонарождающимся. В тесной связи с этим общим философским положением находитсядиалектический вывод Чернышевского о правомерности классовой борьбы в историиобщества.
Философия западников явилась шагом вперед в развитииматериализма и диалектики, но они не дали последовательного научного исистематически обоснованного ответа на вопросы, поставленные перед философиейразвитием науки и общественной жизни.                             
2.  Система мировоззрения Владимир Соловьева.
Общие чертысоциально-исторических изысканий.
А теперь приступим к собственно изложениюмировоззрения Владимир Соловьева, как оно менялось с течением времени, а точнеекак оно менялось с изменением самого Владимир Соловьева. Преодолев Религиозный  кризис юношескихлет,  Соловьев приходит к убеждению, чточеловечество может духовно возродиться лишь благодаря истине во Христе. Вписьме к Е.В. Романовой он пишет: «Предстоит задача:  ввести вечное содержание христианства вновую,  соответствующую форму…  Представь себе, что некоторая, хотя бынебольшая часть человечества вполне серьезно, с сознательным  и сильным  убеждением будетисполнять в действительности учение о безусловной любви и  самопожертвования  долго ли устоят неправда и зло в мире!  Но до практического осуществления христианствав жизни еще далеко. Теперь нужно еще сильно поработать над теоретическойстороной,  над богословнымвероучением.  Это мое настоящеедело.» Забегая вперед,  добавим,что  основной  вопрос культуры ” ставит человечествоперед дилеммой:  принять или отвергнутьистину после того, как она будет познана… ”
        Теоретические изыскания Соловьева всегда преследовали практические цели:совершенствование мира, преодоления себялюбия, осуществление христианских идеалов  любви  к ближнему, достижение  абсолютных  ценностей. Принято  делить творческуюжизнь,  если это слово здесь уместно, натри периода: в первый период интересы  Соловьевасосредоточиваются в основном в области теософии,  во второй — в области теократии, и в третий — в области теургии.  На первом этапе, оннадеялся, что осуществление  Софии,  мудрости в  мире,   может  быть   достигнуто посредством  познания Бога и его отношения к миру. Затем Владимир Соловьев обращает свой взор в сторону государства,осуществляющего христианские идеи, что гарантировало бы, как он считает,справедливость во всех отношениях. И на третьем этапе Соловьев всецело заняттеургией, т.е. мистическим искусством, создающем новую жизнь, согласнобожественной истине.
         Читаему него:  “… полное определения истинывыражается в трех предметах: сущее, единое, все”. Вообще, истина для Владимир Соловьева — этоабсолютная ценность,  принадлежащаясамому всеединству, а не нашим суждениям или выводам. Познать ее –  значит преступить пределы субъективногомышления и вступить в область существующего единства всего того,  что есть,  т.е. Абсолюта.  Существа этого мира только в том случае могут подняться до Бога, если онипроникаются чувством совершенной любви, т.е.  отрекаются от своего самоутверждения,что отнюдь не приводит к потере индивидуальности, напротив, существообнаруживает свое истинное я,  дух,  заложенный, в нем. Существа же, сохраняющиесвою  эгоистическую  исключительность,  становятся непроницаемыми  друг для  друга.  Их жизнь строится на грубых принципахматериального мира.  Вот тут то иначинается  то,  с  чемпытался бороться Федоров, — разобщенность людей, их «борьба  за место под солнцем.»
         Вот какделит Владимир Соловьев процесс восхождения мира к
Богу.  На низшейступени этого процесса — эволюции природы  — создаютсяпредварительные ступени и условия единства мира. Таких ступеней пять:  ” царство минеральное,  царство растительное,  царство животное,  царство человеческое и Царство Божие”.Эти ступени представляют собою ряд наиболее твердо  определенных и  характерных повышений бытия сточки зрения нравственно смысла, осуществляемого в богоматериальном процессе”. Процесс же духовногороста человечества описывается им следующим образом:  “… природное человечествопосредством  своей  деятельности совершенствует свою жизнь и наопределенном этапе возвышается до идеи безусловного совершенства.  Человечество духовное или от Бога рожденноене только понимает умом, но принимает сердцем и делом это безусловноесовершенство  как  действительное  начало всего того,  что должно быть во всем,  и стремится осуществить его до конца иливоплотить в жизни всего мира”. И далее,” каждый новый типпредставляет новое условие, …  для тогочтобы достигнуть своей высшей цели или проявить свое безусловное значение, существо прежде всего должно быть, затем он должно быть живым, потом — быть сознательным, далее — быть разумным и, наконец,  — быть совершенным.”
         Этатеория вписывает в себя все достижения естествознания,  объясняя их и давая, таким образоморигинальную и ясную перспективу их исследования.  Для Вл. Соловьева это  качество вообщепримечательно. Вся его система — это цельная компиляция всех направленийфилософской мысли,  объединяющая их нановом, гармоничном уровне.
         Этоутверждение еще раз подтверждается при рассмотрении  системы этики Вл.  Соловьева. Вершиной его работы в этом направлении принято считать его  трактат «Оправдание добра».  Что же это за книга?
         Своейцелью философ ставит здесь определение правды,
не  впадая  в какой бы то ни было тон наставления ипроповеди. По его глубочайшему убеждению, на протяжении своего существования человечество идет по этому пути кправде,  которая,  конечно, в то же время является и истиной ирелигией. Но отношение  его  к этим трем ипостасям вполне свободное и необязывающее.  И если человек хочет бытьживотным, пусть будет таковым, но пусть  тогда  не воображает о себе как о путнике на пути кдобру и свету.  Вообще,  весь этот трактат построен на  самом тщательном  внимании к человеческим нуждам и стремлениям, на
рассмотрении самых обыкновенных путей человеческойжизни, взывающих, несмотря на стихию зла, к ясной простоте правды и добра,установленных не путем насилия, но в результате самых искренних  влечений человеческой воли.  Весь трактат«Оправдание добра» проникнут мягкой, благожелательной, отческой заботой о приведении человека и всей егоистории к благополучному завершению. Человеческое влечение к добру оправдываетсобою то, что очень   часто   считается несовместимым  противоречием.  Так, нравственности свойственно аскетическоеначало.  Но она  вовсе не цель,  а только путь к добру,  да и то не единственный. Характерно,  что здесь идет перекличка с  буддизмом, в  котором также  провозглашается «серединный путь»,  не поощряющий чрезмерных отклонений.  Это еще раз показывает,  что сколько бы ни было религий,  все они имеют в себе зерно истины,  надо только суметь его увидеть.
        Личность человека — на первом плане. Но этот план то же далеко не окончательный.  Вл. Соловьев дает  целую  теорию
семьи,  где  личность хотя и на первом плане,  нонаходится в
согласии с другим рядом личностей,  или предков, или потомков.
Половая любовь вполне оправданна,  но и она не довлеет,  а содержит в себе и многое другое.  Деторождение благо — благо, но тоже неединственное. Личность есть полнота, но для завершения этой полноты онануждается в обществе.  Общество естьполнота, но  завершение  этой полноты не просто в обществе,  аво всем историческом процессе,  т.е.  в человечестве.  Экономическая и политическая жизнь,государство и право — это неотъемлемые моменты исторического стремлениячеловечества к правде и  добру. Но  и самая общая нравственная организация должнабыть религиозной и завершаться во вселенской церкви,  считает Владимир Соловьев.
         Философподчеркивает здесь, что человечество не может
развиваться, если нет безусловной цели развития. Так как цель развития человечества — это незыблемая полнота и взаимопронизанность  материальныхи духовных сил,  то необходимо эту цельчеловечества наименовать каким-нибудь особым термином. Для религиозногофилософа Владимир Соловьева этим термином является «церковь».
         Чтоможно сказать о Соловьеве как о философе в целом?
Во-первых,необходимо отметить его необычайную склонность к понятийной  философии как  в ее истории,  так и в ее систематическом построении. Егодарования в этой области не только равнялись многим выдающимся европейскимфилософам, но по силе эти дарований и по убедительности логики он  превзошел многих  из них.
         Во-вторых,понятийная философия у  ВладимирСоловьева всегда  отличалась  весьма острым историзмом,  при котором ни одна теория не отбрасываласьбез разбору,  а,  наоборот, всякое философское направлениеполучало у него законное место, органически вход в общечеловеческий прогресс мысли и жизни.
        В-третьих, понятийная философия имела для Вл.  Соловьева настолько самостоятельноезначение,  что, в сущности говоря, ненуждалась даже в авторитете веры, что отнюдь не означало для Вл.  Соловьева, что разум исключал веру и откровение. Это значило лишь освобождение его от всяких авторитетов ипредоставление его полной свободе,  чтоприводило его  (разум)  в конечном итоге к тому же самомумировоззрению, которого требовал авторитет веры.  В идеале Вл. Соловьев мыслил себе  такуюпонятийную  систему разума,  которая вполне параллельна вере и откровению,но создается собственными усилиями самого разума.
        В-четвертых, всей теоретическая философия Вл. Соловьева обладаетудивительной особенностью, о которой я упоминала уже не раз, Она во многом совпадает со различными философскимиучениями,  которыми изобилуетчеловечество.  Но при  этом философское  рассуждение втеоретических вопросах мысли развивается у Вл. Соловьева слишком искренне и убедительно,  а также самостоятельно и тончайшим образомкритически, так что нет никакой возможности говорить о каких-нибудь прямыхзаимствованиях у других мыслителей. Получается даже исторический парадокс:Вл.  Соловьев весьма близок ко многимфилософам,  но он мыслит настолько  самостоятельно,  что как будто бы этих философов несуществовало или как будто бы он с ними не был знаком. Но острая критикаВл.  Соловьевым многих зарубежныхфилософов свидетельствует о том,  что онне только не был с ними знаком, но и умел находить  у них такиеособенности,  которые были для нихуничтожающими. Но критика всегда подается у него в тонах вполне спокойного идаже созерцательного раздумья.
         Впятых,  при большой любви к абстрактно-категориальнымоперациям,  при такой, можно сказатьвлюбленности в чистую мысль Владимир Соловьев вовсе не превратился в абстрактного систематика на всюжизнь,  а,  наоборот, оставался им лишь в раннеймолодости. Конечно, эти понятийные конструкции никогда не отбрасывались ВладимирСоловьевым целиком и полностью. Но уже с самого начала 80-х годов его начинаютволновать  совсем  другие вопросы,  зачастую  отнюдь не философские.  Поэтому то, что было
сказано выше о теоретической философии ВладимирСоловьева относится по  преимуществутолько к самому раннему и самому позднему периодам его творчества.  Для самого Владимир Соловьева, даже еще недостигшего  тридцатилетнеговозраста,  возникали совсем другиепроблемы,  которые в общем  виде мы  можем  назвать  социально-историческими.
     Вообщеговоря,  соловьевские   социально-исторические убеждения настолькооригинальны, что их нельзя подвести ни под какую,  известную нам, социально-историческуюсистему. Некоторые  исследователи  утверждают, что Владимир  Соловьев сначала былславянофилом, а потом стал западником. Однако схема эта никуда не годится. Ужев магистерской диссертации Владимир Соловьев считает нелепостью славянофильскоепризвание базироваться только на наивной вере  и отрицать всякийразум.  Но эта же диссертация подверглауничтожающей критике все системы разума,  бывшие на Западе,  так что ВладимирСоловьев считает и западных философов выразителями не подлинной и истиннойфилософии,  а только отвлеченных  односторонностей,  противоречащих  истине в целом.  Но опять-таки в работе «Три  силы» он  представляет  Россию как страну, в которой доподлинно осуществляется истина, впротивоположность бесчеловечному Востоку и безбожному  Западу. После чего   этот   же человек  дает  уничтожающую критику  византийско-московскогоправославия и кто больше всего страдал  от разделения  церквей и необходимости их объединения в однувселенскую церковь ?
         Средиидеалистов  и  философов вообще едва ли был какой-нибудьмыслитель,  который с такой  же,  то есть  соловьевской,  убежденностью считал христианство истиной.Но, повторимся,  разумность христианствадостигала у него такой степени убежденности, что иной раз при чтении егопроизведении невольно встает вопрос: зачем же нужна вера в сверхъестественноеоткровение,  если человеческий разум ужесвоими собственными силами может достичь истины?  Можно только развести  руками по поводу  примата философии надрелигией и религии над философией. И это не единственное удивительное место всистеме Владимир Соловьева.  Определяяпонятие субстанции он сначала доказывает, что не существует никакихсубстанций,  которые давались бы нам
в непосредственном опыте; а с другой стороны, тут жедоказывается,  что по крайней мере однатакая субстанция существует, а именно всеобщая и абсолютная субстанция, благодаря которой и все инобытие тоже  состоит  из субстанций.  Получается,  что христианство и есть предел разумности,  о есть максимальное ее развитие;  а вместе с тем и разумность,  взятая сама по себе и доведенная до своегопредела, тоже есть христианство.
         Дляобщей характеристики социально-исторических исканий  Вл. Соловьева важно еще и то что он говорит о прогрессе. Учение об историческомпрогрессе у Вл. Соловьева имеет двойной смысл. С одной стороны, это — необходимость перехода от одних исторических формк другим,  то есть необходимость концарешительно всех отдельно взятых исторических эпох.  Поэтому, с его точки зрения,  исторический прогресс есть и сплошноестановление  тех или иных целей,  которые то возникают,  то гибнут, и абсолютны конец всех этих мелких и дробных исторических  эпох, то есть  нечто уже не простостановящееся,  но то,  что можно назвать ставшим.  Позволю себе привести здесь еще одну  параллель с  буддизмом,  одно из  основных  утверждений которого гласит,  что все в мирепроходит через  три  стадии рождения, развития,  и разрушения.Как мы видим, Вл. Соловьев развил это утверждения гораздо шире, доказав, чторазрушение — это не конец по существу,  алишь переход к чему-то более высокому, что отнюдь не умаляет ролипредшествующего.
        Думается, не лишним было бы сделать следующее замечание относительносоциально-исторических исканий Вл. Соловьева, которое  сводится к тому,  что у нигде и ни в чем нельзя найти никакойодной логически неподвижной понятийной системы или какой-нибудь схематическойзавершенности.  Он не был ниславянофилом,  ни западником,  а только постоянным искателем  истины, нисколько не стеснявшем себялогическими противоречиями. Он не был ни консерватором,  ни либералом6 ни реакционером, ниреволюционером.  Да,  в конце концов, можно сказать, что он не былни идеалистом, ни материалистом. В нем не было никаких ограничений,  все рассматривалось непредвзято. Везде этобыл соловьевец, в котором уживались самые разнообразные антиномии, которые собывательской точки зрения звучат как элементарные логические противоречия. Этоже касается, в частности, и его религиозных взглядов, как теоретических, так ичисто личных.
                                               
                                             3. Теория всеединства
СамВ.С. Соловьев так сформулировал суть теории всеединства: «Всеединство, посамому понятию своему, требует полного равноправия, равноценности и равноправностимежду единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным». При этомфилософ призывает различать два вида всеединства – истинное и ложное: «Яназываю истинным или положительным всеединством такое, в котором единоесуществует не за счет всех или в ущерб им, а пользу всех. Ложное, отрицательноеединство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается,таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы,осуществляясь, в них как полнота бытия». Нетрудно заметить, что принцип всеединствакак воплощение некоей божественной воли повсеместно проявляет себя в окружающейвселенной и в частности в природе, общественной жизни и теории познания.
Так,Соловьев следующим образом объясняет одно из его проявлений в природе: «Самаиндивидуальная жизнь животного организма уже содержи в себе хотя быограниченное подобие всеединства, поскольку здесь осуществляется почти полнаясолидарность и взаимосвязь всех частных органов и элементов в единстве живоготела». Действительно, признание биологической взаимозависимости и равновесиякак применительно к отдельному живому существу, так и ко всей природе, в светенынешних экологических проблем становится одним из главнейших условий нашегосуществования.
Философиявсеединства легко применима и к жизни общества «Как бы то ни было… — пишетСоловьев, — требуется прежде всего, чтобы мы относились к социальной ивсемирной среде как к действительно живому существу, с которой мы, никогда несливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии». Вэтой связи философ призывал человеческую личность не «подчиняться» общественнойсреде и не «господствовать» над нею, а быть с нею «в любовном взаимодействии»,«служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения» не только