Камеральная налоговая проверка

Министерствообразования и науки Российской Федерации
 
курсоваяработа
Предмет: налоговоеправо
 
Тема: Камеральная налоговая проверка
 
 
 
 
 
Выполнил:
Ишин
Проверил:
[ФИОПреподавателя ]
Абакан 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение… 3
Глава 1. Понятие, значение, признаки исроки проведения камеральной налоговой проверки… 4
1.1 Понятие, признаки, значениекамеральной налоговой проверки… 4
1.2 Сроки проведения камеральнойпроверки… 7
Глава 2. Порядок проведения камеральнойпроверки… 10
2.1 Порядок проведения камеральнойналоговой проверки… 10
2.2 Оформление результатовкамеральной проверки… 14
2.3 Принятие решения по результатампроведения камеральной налоговой проверки… 16
2.4 Правовые и организационныепроблемы проведения камеральных проверок       19
Заключение… 23
Список использованной литературы… 25
 

Введение
Актуальность темы курсовойработы заключается в том, что в настоящее время камеральные проверки — приоритетное направление контрольной работы налоговых органов. Необходимымусловием функционирования налоговой системы любого государства являетсяэффективный налоговый контроль. При его отсутствии или низкой результативноститрудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полномобъеме уплачивать налоги и сборы.
Цельюналогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения кответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенностьналогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено,приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольномувыполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.
Вмеханизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно изосновных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом,позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговойсфере на их начальной стадии. Об этом свидетельствует статистика: за 2007 г.налоговые органы России по результатам 37,3 млн. камеральных проверокорганизаций и физических лиц дополнительно начислили налоговых платежей, пенейи санкций на сумму 188,5 млрд. руб., что на 19% больше, чем в 2006 г.
Болееполовины всех доначислений произведены по результатам камеральных провероккрупнейших и основных плательщиков (4,1% от общего количества проверок).
Глава1. Понятие, значение, признаки и сроки проведениякамеральной налоговой проверки 1.1 Понятие, признаки, значение камеральнойналоговой проверки
Несмотря на все расширяющийсякруг задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, основнойиз них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, которыйпроводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФмероприятий налогового контроля (ст. 82 НК РФ[1]). Несмотря насравнительно широкий спектр форм налогового контроля, основными из них являютсяналоговые проверки. Последние делятся на выездные и камеральные. Такое их значениеобъясняется, прежде всего, тем, что иные формы контроля чаще всего напрямуюсвязаны с мероприятиями, проводимыми в результате выездных и камеральныхналоговых проверок. Встречные проверки, получение объяснений налогоплательщикови налоговых агентов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений итерриторий, используемых для извлечения дохода, либо проводятся в процессенепосредственного осуществления налоговых проверок, либо являются логическимпродолжением последних, инициируются их результатами. Именно этим и объясняетсято место, которое занимают налоговые проверки в перечне форм налоговогоконтроля.
В соответствии со ст. 88 НК РФкамеральная налоговая проверка — проверка, проводимая по месту нахожденияналогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов,представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельностиналогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля засоблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентомзаконодательства о налогах и сборах.
Камеральная проверкапредставляет собой проверку налоговых деклараций (расчетов) и другихдокументов, по которым фирма рассчитывает и уплачивает налоги (ст. 88 НК РФ).Ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму.
Камеральную проверку, пожалуй,можно признать основной формой проведения налогового контроля. И дело здесь нетолько в том, что основанием ее проведения является представление декларации, адекларация представляется многими налогоплательщиком ежемесячно. Важен и тотфакт, что камеральная проверка проводится без решения руководителя инспекции,что в некотором роде убыстряет процесс и сокращает количество бюрократическихпроволочек[2].
Положения частей первой и второйстатьи 88 НК РФ выделяют следующие признаки:
— проверка проводится по местунахождения налогового органа;
— проверка проводится наосновании документов, обосновывающих суммы начисленных налогов, имеющихся уналогового органа;
— проверка проводится безспециального решения руководителя налогового органа;
— проверка проводится в течениетрех месяцев с момента представления налогоплательщиком декларации или иныхдокументов, обосновывающих суммы начисленных налогов[3].
Правовое регулированиекамеральных проверок установлено статьей 88 НК РФ. Вместе с тем на данныйинститут распространяются и положения статьи 87 «Налоговые проверки»НК РФ. Например, предусмотренный данной нормой трехлетний срок проведенияпроверок применим как к выездным, так и к камеральным проверкам.
Несмотря на, казалось бы, малуютрудоемкость проведения камеральных проверок, они дают ощутимую прибавку вбюджет. Ведь одним из главных направлений камерального контроля являетсяправомерность заявленных вычетов по НДС. Лишение налогоплательщика права наприменение налогового вычета влечет доначисление значительных налоговыхплатежей, включая пени и штрафы, особенно если речь идет об экспортном НДС[4].
Законодательное развитие этого направленияконтроля ощутимо прослеживается в связи с внесением изменений в часть первую НКРФ. Так, с принятием Федерального закона «О внесении изменений в частьпервую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер посовершенствованию налогового администрирования» от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ статья 88 НК РФ, посвященная правовому регулированиюкамеральной налоговой проверки, претерпела существенные изменения.
В частности, в пункте 6указанной нормы появился запрет для налоговых органов истребовать уналогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающиеправо этих налогоплательщиков на данные налоговые льготы. Кроме того, введенобщий запрет для налоговых органов истребовать у налогоплательщикадополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Вместе с тем пункт 8указанной нормы предусматривает, что при подаче налоговой декларации по налогуна добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога,камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций идокументов, представленных налогоплательщиком. При этом налоговый орган вправеистребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии состатьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Таким образом, несмотря наформальное запрещение истребовать документы помимо деклараций, при проведениипроверки обоснованности возмещения НДС инспекция вправе запросить абсолютнолюбую документацию налогоплательщика, если она, по мнению инспекции, будетспособствовать проведению проверки. 1.2 Сроки проведения камеральной проверки
В соответствии с п. 2 ст. 88 НКРФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностнымилицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями безкакого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трехмесяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговойдекларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах непредусмотрены иные сроки.
Таким образом, данные положенияпроцедуры камеральной налоговой проверки в 2007 году не претерпели изменений, аименно:
— срок проведения камеральнойналоговой проверки по-прежнему составляет три месяца со дня представленияналоговой декларации;
— камеральная налоговая проверкапо-прежнему проводится без какого-либо специального решения руководителяналогового органа.
Минфин России в Письме от31.05.2007 N 03-02-07/1-267 отметил, что НК РФ несодержит такого понятия, как «повторная камеральная проверка».
Вместе с тем, как отметилофинансовое ведомство, проведение камеральной налоговой проверки за тот жеотчетный (налоговый) период возможно в случае представления налогоплательщикомуточненной налоговой декларации.
Многих налогоплательщиковволнует вопрос, прекращается ли камеральная налоговая проверка первичнойдекларации, скажем, по НДС после подачи уточненной декларации за тот же периоддо окончания срока проверки первичной декларации, и должен ли налоговый органпри этом принять решение по результатам проверки первичной декларации.
Ответ на данный вопрос далМинфин России, который в Письме от 13.02.2008 N03-02-07/1-61 разъяснил, что в силу п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговаяпроверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа втечение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговойдекларации и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться кналоговой декларации, если законодательством о налогах и сборах непредусмотрены иные сроки[5].
Указанные положенияраспространяются на уточненные налоговые декларации.
После представленияналогоплательщиком уточненной налоговой декларации по НДС налоговый органпроверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведениикамеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации в порядке,установленном ст. 88 НК РФ.
При этом камеральная налоговаяпроверка первичной налоговой декларации, в ходе которой налогоплательщикпредставил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию до моментаобнаружения налоговым органом факта неотражения или неполноты отражениясведений в первичной налоговой декларации, а также ошибок, приводящих кзанижению подлежащей уплате суммы налога, прекращается.
В случае если уточненнаяналоговая декларация представлена в налоговый орган в ходе камеральнойналоговой проверки первичной налоговой декларации в момент или послеобнаружения налоговым органом нарушений законодательства о налогах и сборахналоговый орган должен завершить такую проверку и принять по ее результатамрешение в соответствии со ст. 101 НК РФ.
Пунктами 3 и 4 ст. 81 НК РФустановлено, что если уточненная налоговая декларация представляется вналоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но доистечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается отответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена домомента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом фактанеотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а такжеошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо оназначении выездной налоговой проверки[6].Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган послеистечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, тоналогоплательщик освобождается от ответственности в случае представленияуточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал обобнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений вналоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплатесуммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогуза данный период, при условии, что для представления уточненной налоговойдекларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Глава2. Порядок проведения камеральной проверки 2.1 Порядок проведения камеральной налоговойпроверки
Налоговые декларации ибухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговыйорган по месту его учета по установленным формам на бумажных носителях или вэлектронном виде. С 1 января 2008 года требование по представлению декларации вэлектронном виде распространяется на налогоплательщиков, среднесписочнаячисленность работников которых за прошлый календарный год превышает 100человек, а также на вновь созданные (в том числе при реорганизации)организации, численность работников которых превышает указанный предел (п. 3ст. 80 НК РФ).
Налоговую декларацию можно:
— представить лично или черезего представителя;
— направить в виде почтовогоотправления с описью вложения;
— передать потелекоммуникационным каналам связи.
Принятие налоговых деклараций ибухгалтерской отчетности на бумажных носителях от налогоплательщиков или ихпредставителей производится сотрудниками налогового органа. Направленные же попочте отчетные документы после регистрации в качестве входящей корреспонденциипередаются в соответствующий отдел для дальнейшей обработки.
Датой представления налоговыхдеклараций и бухгалтерской отчетности считается:
— дата фактическогопредставления их в налоговый орган на бумажных носителях;
— дата отправки заказного письмас описью вложения;
— дата отправки их потелекоммуникационным каналам связи.
На титульном листе налоговойдекларации проставляется дата ее представления в налоговый орган.
При представлении отчетнойдокументации налогоплательщиком лично или через представителя всепредставленные документы подвергаются визуальному контролю на наличие всехнеобходимых реквизитов сотрудником налогового органа. Если в представляемыхналоговых декларациях:
— отсутствует какой-либо изобязательных реквизитов (например, не указан период, за который представленадекларация);
— нечетко заполнены отдельныереквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение;
— встречаются исправления, неоговоренные подписью налогоплательщика или его представителя, — то работникналоговой инспекции должен указать на них и порекомендовать налогоплательщикувнести уточнения. При этом он не вправе отказать в принятии документов. Наостающихся у налогоплательщика копиях проставляется отметка о принятиидекларации и дата ее представления. При получении налоговой декларации потелекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передатьналогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде (п. 4 ст. 80 НК РФ)[7].
При представлении отчетныхдокументов в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи бумажныеэкземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности могут непредставляться.
При непредставлении вустановленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларацииналогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности всоответствии со статьей 119 НК РФ. За представление декларации послеустановленного срока с налогоплательщика вправе взыскать штраф в размере:
— 5% от суммы налога, подлежащейуплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяцсо дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммыи не менее 100 руб. — при представлении декларации не позднее 180 дней послеустановленного срока (п. 1 ст. 119 НК РФ);
— 30% от суммы налога,подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащейуплате за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня — припредставлении декларации через 181 день после установленного срока и позднее(п. 2 ст. 119 НК РФ).
После уточнения датыпредставления налоговой декларации начинается ее непосредственная проверка.Вначале проверяется правильность заполнения декларации в соответствии сутвержденным распорядительным документом (порядком, инструкцией, рекомендациямии т.д.) по ее заполнению.
Следующий же шаг — проверкаарифметического подсчета итоговых сумм налога. При этом проверяетсяправильность:
— исчисления налоговой базы;
— арифметического подсчетаданных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателейстрок и граф, предусмотренных ее формой;
— правильность примененныхналогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующемузаконодательству.
Если по налогу предусмотреныналоговые вычеты, то проверяется их обоснованность.
На этапе проверки правильностиисчисления налоговой базы проводится:
— анализ логической связи междуотдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для ее исчисления;
— сопоставление отчетныхпоказателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
— взаимоувязка показателейбухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателейдеклараций по различным налогам;
— сопоставление данныхбухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с имеющимися в инспекции ФНСРоссии данными о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика,полученными из других источников.
Так, при использовании методаначисления при исчислении налога на прибыль величина доходов можеткоррелироваться с суммой выручки, отраженной в отчете о прибылях и убытках.
Как было сказано выше, налоговымведомством разработаны методические рекомендации по проведению камеральныхпроверок налоговых деклараций по различным налогам. В них обычно и указываютсякоррелируемые параметры различных деклараций.
Если камеральной проверкойвыявляются ошибки в расчетах или противоречия между сведениями, содержащимися впредставленных документах, либо приведенные налогоплательщиком данные некоррелируются с теми, которые имеются у налогового органа (отчетность запредыдущие периоды, результаты налоговых проверок и др.), то об этом сообщаетсяналогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внестисоответствующие исправления[8]. На выполнение предлагаемых действийналогоплательщику дается пять рабочих дней.
Если в ходе камеральной проверкивыявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации, то налоговый органдолжен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести емусоответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность.
Учитываяприведенный выше порядок проведения камеральных налоговых проверок, можносделать вывод, что целью последних является:
1)проверка правильности исчисления соответствующих налогов;
2)проверка своевременности уплаты налогов.
Такимобразом, проверка правомерности хозяйственной деятельности налогоплательщиков сточки зрения соблюдения законодательства о налогах и сборах по большому счетуне является предметом камеральной проверки. Предметом камеральной проверкискорее является арифметический контроль предоставляемых налогоплательщикамиданных, проводимый в процессе текущей деятельности налоговых органов по мерепоступления к ним документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (какправило, налоговых деклараций). Необходимо отметить, что прямое упоминание вст. 88 НК РФ только камеральных налоговых проверок налогоплательщиков не лишаетналоговые органы права проводить налоговые проверки налоговых агентов иплательщиков сборов, т.к. на то есть указание в ст. 87 НК РФ. 2.2 Оформление результатов камеральной проверки
В п. 5 ст. 88 НК РФ закрепленанорма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку,обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо приотсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит фактсовершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства оналогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить актпроверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
До 1 января 2007 года НК РФ необязывал составлять акты камеральных налоговых проверок, но и не запрещалэтого. Так, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.03.2006 N Ф03-А80/06-2/431 суд указывал, что ст. 100 НК РФпредусмотрено оформление акта только по результатам выездной налоговойпроверки. НК РФ не устанавливает обязанностей налогового органа составлять актпо результатам камеральной налоговой проверки и получать от налогоплательщикаобъяснения по поводу выявленных нарушений налогового законодательства.
Теперь одним из основныхнововведений в процедуре камеральной проверки явилось установление требования кдолжностным лицам налогового органа составить акт камеральной проверки[9].
Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ актналоговой проверки должен быть подписан лицами, проводившими соответствующуюпроверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (егопредставителем).
Об отказе лица, в отношениикоторого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать актделается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
НК РФ устанавливает переченьобязательных реквизитов, которые должны быть указаны в акте камеральнойналоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ).
Необходимо отметить, что ранееНК РФ не предъявлял требований к структуре акта налоговой проверки.
Приказом ФНС России от25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее — Приказ N САЭ-3-06/892@), применяемым при проведении и оформлениирезультатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатыхпосле 31 декабря 2006 года, утверждены формы актов камеральной и выездной(повторной выездной) налоговой проверки (Приложения 4, 5 к Приказу N САЭ-3-06/892@), а также требования к составлению актаналоговой проверки (Приложение 6 к Приказу NСАЭ-3-06/892@).
В п. 5 ст. 100 НК РФустановлено, что акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношениикоторого проводилась проверка, или его представителю под расписку или переданиным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (егопредставителем).
В случае, если лицо, в отношениикоторого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от полученияакта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и актналоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахожденияорганизации (обособленного подразделения) или месту жительства физическоголица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмомдатой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправкизаказного письма.
В п. 6 ст. 100 НК РФ закреплено,что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (егопредставитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговойпроверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней содня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующийналоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по егоотдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменнымвозражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (ихзаверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений. 2.3 Принятие решения по результатам проведениякамеральной налоговой проверки
Если письменные возражения по актуне представлены, то это не лишает налогоплательщика права давать свои поясненияуже на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).
По результатам рассмотренияматериалов налоговой проверки руководитель налоговой инспекции или егозаместитель выносит решение:
о привлечении к ответственностиза совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении кответственности за его совершение.
Ссылки выше на отдельные нормыстатьи 101 НК РФ объясняются тем, что дела о налоговых правонарушениях,выявленных в ходе камеральной налоговой проверки, рассматриваются в порядке,предусмотренном этой статьей (п. 1 ст. 100.1 НК РФ).
О времени и месте рассмотренияматериалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органаизвещает налогоплательщика заблаговременно вне зависимости от того, представилон письменные возражения по акту или нет (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Если нужно получитьдополнительные доказательства, то налоговый орган на стадии рассмотренияматериалов проверки может вынести решение о проведении дополнительныхмероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). Максимальный срокпроведения этих мероприятий — один месяц. В решении об их проведении налоговыйорган обязательно должен указать обстоятельства, в соответствии с которымипроводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, конкретный срок иформу их проведения.
Решение, вынесенное порезультатам рассмотрения материалов проверки, вступает в силу по истечении 10дней со дня его вручения налогоплательщику. Если же налогоплательщик обжалуетэто решение в вышестоящий налоговый орган, то оно вступает в силу со дня егоутверждения данным органом (п. 9 ст. 101 НК РФ). При этом установлено, чтолицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его исполнить (полностьюили в части) и до вступления решения в силу, это не влияет на право податьапелляционную жалобу. Решение подлежит обязательной отмене (вышестоящимналоговым органом или в суде) в случае нарушения существенных условий процедурырассмотрения материалов[10]. Таковыми признаются обеспечениевозможности проверяемого лица:
участвовать в процессе рассмотренияматериалов и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Остальные нарушения в процедурерассмотрения материалов могут быть основанием для отмены решения только в томслучае, если они привели или могли привести к принятию налоговым органомнеправомерного решения.
После вынесения решенияналоговый орган вправе принять обеспечительные меры (п. 10 ст. 101 НК РФ).Этими мерами могут быть:
запрет на отчуждение имуществаналогоплательщика без согласия налогового органа;
приостановление операций посчетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.
В решении указывается срок, втечение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядокобжалования в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, егоместонахождение, другие необходимые сведения.
Лицу, в отношении котороговынесено указанное решение (его представителю), может быть вручена копиярешения:
о привлечении к ответственностиза совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении к такойответственности;
о принятии обеспечительных мер;
об отмене обеспечительных мер.
Копия решения передается подрасписку или иным способом, который может свидетельствовать о дате по лучениядокумента.
По выявленным налоговым органомнарушениям, за которые должностные лица организации подлежат привлечению кадминистративной ответственности, проводившее проверку должностное лицоналоговой инспекции составляет протокол об административном правонарушении впределах своей компетенции[11]. Рассмотрение дел об этихправонарушениях и применение административных наказаний в отношении лиц,виновных в их совершении, производится в соответствии с законодательством обадминистративных правонарушениях.
После вступления в силу решенияналоговых органов о взыскании недоимки по налогу, сбору, пеней, штрафа сналогоплательщика этому лицу направляется требование об уплате соответствующихсумм в порядке и в сроки, установленные статьями 69, 101.3 НК РФ. Всоответствии со статьей 45 НК РФ взыскание налога (сбора), пеней и штрафа сорганизаций (за исключением организаций, у которых открыт лицевой счет) ииндивидуальных предпринимателей в полном объеме осуществляется по решениюналогового органа.
 
2.4Правовые и организационные проблемы проведения камеральных проверок
Согласно ст. 88 НК РФкамеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органана основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком,служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов одеятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Предусмотренныев ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессекамеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщикадополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы ит.д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить тепроблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализкоторых может привести к столь желаемому для любого налогового инспекторарезультату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций[12].
В связи с вышесказаннымстановится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся темзвеном, усилив которое налоговые органы смогут резко поднять эффективностьсвоей работы.
Законодательная база,регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральнойналоговой проверки, в последние годы претерпевает существенные изменения,однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечениякамеральной налоговой проверки остаются нерешенными, о чем свидетельствует какправоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражныхсудов.
В настоящее время камеральныепроверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Особо важнымнаправлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленныхплательщиком к возмещению сумм НДС, а также применение налоговых льгот в частиисчисления НДС. На сегодняшний день проблема возмещения НДС из федеральногобюджета остается серьезным препятствием для развития российского экспорта,поскольку налоговые органы в большинстве случаев не могут проверить реальностьэкспортных операций в срок менее чем 1 год. В связи с тем что налоговоезаконодательство в области организации и проведения мероприятий камеральнойналоговой проверки окончательно не сформировалось, многие аспекты осуществлениякамеральной налоговой проверки в настоящее время не урегулированы законом, напрактике возникает большое количество споров между налогоплательщиками иинспекциями Федеральной налоговой службы, а также нередки противоречия междуразличными судебными инстанциями[13].
До внесения соответствующихизменений в Налоговый кодекс судебные органы, разрешая подобные проблемы напрактике, оставляют за налоговым органом право проведения выездной налоговойпроверки налогоплательщика с учетом вновь открывшихся обстоятельств[14].Данное положение подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации от 3 октября 2007 г. N 10678/07, в которомговорится, что налоговые органы могут «провести выездную налоговуюпроверку правильности исчисления и уплаты того же налога (НДС. — Прим. автора)по тем же налоговым периодам и принять соответствующее решение по результатамтакой проверки».
Также при решении даннойпроблемы, на наш взгляд, государству в лице компетентных органов необходиморассмотреть вопрос заключения международных соглашений, предусматривающихсогласованные действия налоговых органов стран по администрированию налоговых ииных обязательных платежей, полномочия налоговых органов страны осуществлятьвзыскание налогов с граждан в пользу другой страны, перед которой гражданинимеет неисполненные обязанности по уплате налога, применение мер обеспечениятакого взыскания (арест имущества, приостановление операций по счетам).Подобные соглашения существуют в настоящее время с некоторыми иностраннымигосударствами и предполагают обмен информацией. В соответствии с ними вРоссийскую Федерацию поступает информация о регистрации налогоплательщиков,открытии счетов, полученных доходах и уплаченных суммах налогов, инаяинформация, связанная с налогообложением[15]. В свою очередь,Российская Федерация предоставляет аналогичную информацию. Помимо разработки изаключения соглашений, совершенствования международного информационноговзаимодействия требуют решения технические проблемы (внедрение единого форматапередачи данных, защита каналов связи и т.д.).
Таким образом, для выполнениятребований статьи 88 (камеральная налоговая проверка) НК РФ необходимы в первуюочередь активная правотворческая деятельность компетентных законодательныхорганов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а такжеразработка и внедрение механизмов, позволяющих более эффективно выполнятьзадачи новых технологий налоговых проверок и органов по сбору налогов,обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватомналогоплательщиков, повышение объективности информации, содержащейся винформационных базах данных, анализ информации о налогоплательщиках длярационального отбора налогоплательщиков на выездную налоговую проверку,проведение оптимальной предпроверочной подготовки специалистов перед выходом напроверку.
Учитывая изложенное, можноприйти к выводу, что пробелы налогового законодательства можно преодолеть путемправотворческой деятельности компетентных государственных органов, котораядолжна основываться на сложившейся правоприменительной и арбитражной практике.
Заключение
Камеральная налоговая проверка — проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговыхдеклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а такжедругих документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговогооргана, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборовили налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверкапроводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трехмесяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговойдекларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах непредусмотрены иные сроки.
Предметом камеральной проверки являетсяарифметический контроль предоставляемых налогоплательщиками данных, проводимыйв процессе текущей деятельности налоговых органов по мере поступления к нимдокументов, связанных с исчислением и уплатой налогов (как правило, налоговыхдеклараций).
Правильность проведения идостоверность сведений при проведении камеральной налоговой проверки позволяетпредупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на ихначальной стадии.
Кроме того для болееэффективного проведения камеральной налоговой проверки необходимо: активнаяправотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основаннаяна сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрениемеханизмов, позволяющих более эффективно выполнять задачи новых технологийналоговых проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать оперативное проведениепроверок с максимальным охватом налогоплательщиков, повышение объективностиинформации, содержащейся в информационных базах данных.
Списокиспользованной литературы
Законодательно – нормативныеакты:
 
1.   КонституцияРоссийской Федерации, Новосибирск: сиб. Унив. Изд-во, 2008. –46с.
2.   Налоговый КодексРоссийской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 15 ноября 2008года). – Новосибирск: сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 645с.
3.   Закон РоссийскойФедерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговыхорганах Российской Федерации».
Специальнаялитература:
4.   Гуев А.Н.Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Частьпервая. Разделы I-VII. Главы1-20. — М.: Экзамен, 2005. 485 с.
5.   Зрелов А.П.Комментарий последних изменений к НК РФ. — М.: Юрайт-Издат, 2007. 295 с.
6.   Комментарий кчасти первой Налогового Кодекса // – М.: издательство НОРМА, 2007. – 800 с.
7.   Постатейныйкомментарий к части первой Налогового Кодекса Российской Федерации” (Г.В.Бойцов, М.Н. Долгова, Г.М. Бойцова) // Гроссмедиа, 2008. 347 с.
 
Учебники,учебные пособия и материалы:
 
8.    «Камеральныеи выездные налоговые проверки» – А.П. Терехина // «ВестникАрбитражного суда города Москвы», 2007, N 1.
9.    АфанасьеваЛ.В. Камеральные проверки как элемент текущего налогового контроля //Арбитражная налоговая практика. 2004. N 8.
10.  Камеральная налоговаяпроверка (С.И. Титова, ‘Актуальные вопросы бухгалтерского учета иналогообложения”, N 9, май 2008 г.
11.  Камеральные налоговыепроверки” – В. Холодный // «Бизнес-адвокат», N14, 2001.
12.  Персикова И.С. Камеральнаяпроверка: порядок проведения и последствия // Российский налоговый курьер.2003. N 8.
13.  Спирина Л.В., Тимошенко В.А.Налоговые проверки: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2006.
14.  Тимошенко В.А., Спирина Л.В.Проверки налоговых органов – практическое пособие. — М.: Экзамен, 2008.
15.  ШевцоваТ.В. «Камеральная проверка деклараций по НДС остается действенной формойналогового контроля». Интервью // Российский налоговыйкурьер. 2007. N 1-2.
16.  Камеральные налоговыепроверки. – И. Огудин, // ‘Практический бухгалтерский учет”, N 4, 5, апрель, май 2008 г.
17.  Правовыеи организационные проблемы проведения камеральных налоговых проверок”. –А.М. Полтева // «Налоги» (газета), 2008, N 17.
18.  Ю.М. Лермонтов. //«Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», N 8, 9, август, сентябрь 2008 г.
19.  Камеральные налоговыепроверки. – И. Шиндер. // «Бюджетные учреждения образования: бухгалтерскийучет и налогообложение», N 4, апрель 2008 г.
20.  О новом Регламентекамеральных налоговых проверок. – А.В. Зубарев. // «Актуальные вопросыбухгалтерского учета и налогообложения», N 21,ноябрь 2008 г.