Предмет и система административного права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ
Тема: Предмет и система административного права

План
Введение
1. Принцип разделения властей
2. Признаки исполнительной власти
3. Функции исполнительной власти
4. Публичное право и административное право
5. Предмет административного права
6. Метод и функции административногоправа
7. Система административного права
8. Источники административногоправа
9. Место административного права в правовой системеРоссийской Федерации
Заключение
Литература
Введение
12 июня 1990 года новый российский парламент, выражая волюграждан, провозгласил государственный суверенитет России на всей территории изаявил о решении создать правовое демократическое государство. Одним из шагов кправовому государству стало официальное провозглашение принципа разделениявластей. В связи с этим меняется, несомненно, и административное право. Административноеправо — самостоятельная отрасль правовой системы России и несет своиотличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач.«Административное право есть совокупность норм, регулирующихгосударственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие изэтой деятельности юридические отношения между властью и гражданами” — писал в1929г. В. Хоболевский. Административное право как отрасль современного правапоявилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы,закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализацияв законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделениявластей, контроля за государственной администрацией — необходимое условиепревращения полицейского права в административное.
Административное право — одна из самых больших и сложныхотраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящихперед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно — правовыенормы, охватывающие их деятельность. Нет ни одной сферы жизни общества, вкоторой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер — вобороне, государственной безопасности, охране общественного порядка,здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике — ее рольявляется решающей. Административное право — очень важная отрасль права, так какроль государственной администрации в России очень велика. От нее зависитэффективность управления и реализация гражданами многих прав. Отрасли праваотличаются друг от друга, прежде всего по предмету и методу правовогорегулирования.
Итак, целью данной работы является изучить и определитьзначение административного права для Российской Федерации. А также рассмотретьпредмет и систему, составляющую административное право.
1. Принцип разделения властей
Прежде чем приступить к анализу предмета административногоправа и методов его правового регулирования, целесообразно рассмотреть „практическуюоснову“ административного права, которая обуславливает важнейшие чертырегулируемых административным правом общественных отношений, т.е. систему государственно-управленческихотношений. С данной точки зрения административное право можно охарактеризоватькак управленческое право, право управления, так как оно регулирует общественныеотношения, складывающееся при организации и функционировании исполнительнойвласти, отношения в сфере государственного (публичного) управления.
Административному праву принадлежит особая роль в механизмеправового воздействия. Оно неразрывно связано с публичным (государственным) управлениеми является необходимым и важным инструментом управления социальными процессами.Административное право изучает административное законодательство, т.е. законодательство,действующее в сфере государственного управления, которое регулируетдеятельность органов государственной исполнительной власти и других субъектовправа, причастных к осуществлению функций государственного управления.
Сущность исполнительной власти постигается в изучении теориигосударственной власти и теории разделения властей. Исполнительная власть,государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны,обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления.
Государственная власть — это система особых отношений идеятельность государственных органов, осуществляемая посредством установленныхзаконом форм и методов и направленная на создание демократического режима вобществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективногогосударственного управления и контроля. Это власть государства, имеющаяконкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественныеотношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обуславливаетналичие, как специальных органов государства, так и применяемых ими специальныхформ и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан,благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственнойдеятельности.
Эффективность и демократизм государственной деятельностидостигаются посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную,исполнительную и судебную. Едва ли стоит задаваться вопросом, какая из этихветвей является главной. Все они выполняют предписанные им функции, иотсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии. Однакоисполнительной власти традиционно отводится более значимая роль.
Принцип разделения властей является одним из основныхконституционных принципов всех демократических государств. Все же это неозначает, что он имеет конституционно-правовое установление, т.е. он можетупоминаться в тексте конституции того или иного государства. Главное, чтобы оннаходил реальное отражение в практике построения механизма осуществлениягосударственной власти.
Классическая теория разделения властей предполагает созданиенезависимых государственных органов, осуществляющих государственную законодательную,исполнительную и судебную власть в целях выполнения задач и функцийгосударства, обеспечения демократического развития общества, соблюдения прав исвобод граждан; все ветви власти при этом уравновешивают и взаимно контролируютдруг друга. Для этой теории характерны общие признаки:
распределение власти между различными органами;
рассредоточение практических функций государственной властипо различным государственным служащим;
обеспечение взаимного равновесия органов власти;
установленное законом равенство органов власти;
самостоятельность органов законодательной, исполнительной исудебной власти в осуществлении специальных государственных функций испециальной компетенции.
Взаимное содержание ветвей власти обеспечивается различнымиспособами:
функционально, т.е. при использовании таких инструментов,как право вето, право контроля, право участия в общей государственнойдеятельности (например, участие президента и правительства в подготовке проектаконкретного законодательного акта; одобрение парламентом межгосударственныхдоговоров; неподписание президентом принятого парламентом закона; судебныйконтроль действиями и решениями органов управления и должностных лиц);
государственно-служебная деятельность высших должностных лицгосударства как фактор сдерживания дает возможность руководителю одной ветвивласти участвовать как в формировании, так и в ликвидации органов других ветвейвласти (например, избрание парламентом некоторых стран президента и назначениена должность председателя правительства, роспуск президентом парламента,назначение судей президентом);
посредством собственно разделения властей, т.е. в техслучаях, когда государственная деятельность осуществляется не одним, анесколькими не подчиненными друг другу и в определенном смысле независимымиорганами, а решаемые ими государственные задачи считаются общими для всехорганов государства. Таким образом, и возникают элементы сдерживания исбалансирования всех ветвей государственной власти.
Принцип разделения властей нацелен на то, чтобы предотвратитьвозвышение
одной из ветвей государственной власти, утверждениеавторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он обеспечивает систему „сдержек и противовесов“, призванную свести к минимуму возможные ошибки вуправлении, преодолеть односторонний подход к решаемым вопросам.
В Конституции РФ устанавливается, что государственная властьв Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной власти самостоятельны. Государственнуювласть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (СоветФедерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ.
Законодательный орган — Федеральное Собрание — принимаетзаконы, определяет нормативную базу деятельности органов государственнойвласти, участвует в формировании Правительства РФ, влияет парламентскимиспособами на деятельность исполнительной власти (например, имеет право постановкивопроса о доверии Правительству РФ), участвует в создании судебных органовРоссийской Федерации. Контрольные функции законодательной власти на федеральномуровне исчерпываются контролем за исполнением бюджета (ст.101) и правомГосударственной Думы решать вопросы о доверии Правительству. Основное средствовоздействия законодательной власти на функционирование власти исполнителей — принятие законов и других правовых актов, которые обязательны для указанныхорганов.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть,возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы органов исполнительнойвласти, состоящей из федеральных министерств и иных федеральных органовисполнительной власти (ведомств), многие из которых образуют в субъектах РФсвои территориальные органы. Правительство РФ организует исполнение законов,различными способами влияет на законодательный процесс (имеет правозаконодательной инициативы; представляет свои заключения на законопроекты,требующие привлечения дополнительных федеральных средств).
Возможность выражения недоверия Правительству РФуравновешена правом Президента РФ на роспуск Государственной Думы. Исполнительнаявласть должна быть авторитетной, активной и продуктивной, иметь широкое поледеятельности для самостоятельности и инициативы, иначе управляемость обществаснизится и государство окажется не в состоянии быстро и эффективно реагироватьна изменения в общественной жизни.
Правосудие в Российской Федерации осуществляют судьи; самасудебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ „О Правительстве Российской Федерации“, а также нормативныеправовые акты о федеральных министерствах, государственных комитетах,федеральных службах органов исполнительной власти субъектов РФ позволяютоптимально ограничить их полномочия и функции от полномочий и функцийАдминистрации Президента РФ. Необходимость такого разграничения становится ещеболее очевидной, если учесть, что Президент РФ не только является политическимарбитром и обладает значительными полномочиями в законотворческой деятельности,но и наделен исполнительной властью.
Государственная власть в субъектах РФ осуществляютобразуемые ими органы исполнительной власти. Конституции республик — субъектовРФ — устанавливают принцип разделения законодательной, исполнительной исудебной власти. Что касается состава высших законодательных и исполнительныхорганов и определения их правового статуса, то здесь наблюдается значительноемногообразие.
Реализация принципа разделения властей не только на уровнефедеральной государственной власти, но и в субъектах РФ обеспечена ст.11Конституции РФ, которая устанавливает принцип разграничения предметов ведения иполномочий между Российской Федерацией, ее республиками, краями, областями,городами федерального значения, автономной областью, автономными округами иместными самоуправлением. Разграничение предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектовРФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами оразграничении предметов ведения и полномочий.2. Признаки исполнительной власти
Государственная власть опирается на государственный аппарат,юридические нормы, материальные ресурсы, механизмы, убеждения и принуждения. Исамо государство, и его деятельность можно рассматривать как средствоуправления, осуществляемого в интересах социальной группы, класса или всегонарода как инструмент властвования.
Исполнительную власть можно трактовать в двух основныхаспектах:
1) юридическом, понимая под ней право и возможностьофициальных руководителей управлять кем-либо, подчинять своей воле другихлюдей, издавать властные акты;
2) политологическом, когда данное понятие охватываеткомплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию (системуорганов исполнительной власти), компетенцию ее органов и служащих, еедеятельность.
Первый признак исполнительной власти — ее вторичность, ееподчиненное положение, зависимость от высшей власти.
Второй признак исполнительной власти — ее организующийхарактер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей вэкономической, социально-культурной, административно-политической сферах, всозидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальнаяпрактическая работа по осуществлению актов высшего руководства. Она переводитполитические проблемы в организационные. Исполнительная власть обязанаобъединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и вэкстремальных условиях.
Закон является только абстрактной нормой, намечающей модельповедения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие иконтролирующие действия государства. Их осуществляют органы исполнительнойвласти, имеющие дело с явлениями жизни и выполняющие задачи постоянного,целенаправленного управления людьми, а через них — управления имуществом иобщественными процессами.
Исполнительная власть отличается систематической,непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ееукрепление и развитие.
Исполнительная власть имеет универсальный характер вовремени и пространстве, т.е. осуществляется везде, где функционируютчеловеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охранугосударственной и общественной безопасности, работу государственных предприятийи учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация,лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых нормвоздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшегоруководства осуществляет еще и правотворческую деятельность (наказывает,разбирает споры). Универсализм этой власти и в способах воздействия на людей (поощрение,убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.).
Важный признак исполнительной власти — наличие в еенепосредственном ведении огромных ресурсов: правовых, информационных,экономических, технических, идеологических, организационных.
Ведая огромными ресурсами, исполнительная властьнепосредственно их не использует, не производит продукцию, не лечит, не учит. Онараспоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобыорганизовать производство, образование, здравоохранение и др. Исполнительнаявласть реализует исполнительно-распорядительную деятельность, в процессеосуществления которой издается большое количество распоряжений — административных актов.
В непосредственном видении исполнительной власти находятсявооруженные силы, в частности армия, милиция, органы госбезопасности, специализированныепринудительные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиесяу них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного,административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможностьсамостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принужденияв административном порядке — важная черта исполнительной власти.
Эти признаки содержания исполнительной власти — универсальность, предметность, принудительность, организующий характер — детерминируютее организационную форму — единую, большую по объему, иерархически построеннуюгосударственную систему. Единство многоуровневого механизма исполнительнойвласти — важнейшая основа единства государства.
Известно, что и законодательная, и судебная власти необладают организационным единством, иерархией, подчинением нижестоящих звеньеввышестоящим. В отличие от других властей исполнительная власть организационноедина, ее нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится наиерархические уровни.
Исполнительная власть выступает как вторичная по отношению кпредставительным (законодательным) органам, которые определяют ее структуру,полномочия ее органов, даже если носители исполнительной власти избираютсянепосредственно народом (президент, губернатор и т.д.). Издаваемые ими властныеакты подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретнойобстановке закон. Действия органов и должностных лиц системы исполнительнойвласти не могут противоречить закону, являются его исполнением.
В условиях правового государства значительно изменяютсяобъем и формы контроля за деятельностью исполнительной власти. Ееподконтрольность приобретает качественно иной характер. Исполнительная властьне подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролироватьвсе существующие власти: и парламент, и суды, и иные органы, не принадлежащиени к одной из трех ветвей власти (прокуратура, Счетная палата, Уполномоченныйпо правам человека и др.). В Российской Федерации огромные контрольныеполномочия принадлежат также Президенту РФ, занимающему особое положение вроссийской системе разделения властей.
 3. Функции исполнительной власти
Главная цель исполнительной власти, обусловленная еесоциальным назначением и особым положением в системе разделения властей,заключается в качественном выполнении задач и функций государственногоуправления.
Таким образом, функции исполнительной власти определяютсяцелями и функциями государственного управления.
Однако исполнительная власть, будучи самостоятельной инезависимой от других ветвей государственной власти, выполняет и собственныефункции, задающие основные направления деятельности ее органов, которыереализуют особые государственно-властные полномочия.
В данном случае исполнительная власть рассматривается какполитико-государственное явление, как средство обеспечения публичных интересов.
Сущность функций исполнительной власти выявляется ипосредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществленияисполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основныефункции современной исполнительной власти:
исполнительная (правоприменительная) функция, т.е. функцияисполнения Конституции РФ, федеральных законов субъектов РФ;
правозащитная функция, т.е. функция соблюдения и защиты прави свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признаватьустановленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать,реализовывать на практике, а в случае необходимости защищать их;
социально-экономическая функция, т.е. создание условий дляразвития хозяйственного строительства, социально-культурного иадминистративно-политического управления. Эту функцию можно назватьобеспечительной, т.к она направлена на обеспечение благосостояния населения иудовлетворение публичных интересов;
функция обеспечения законности и соблюдения конституционногопорядка в стране;
регулирующая функция, в рамках которой осуществляются многиефункции государственного управления, такие как руководство, контроль, координация,планирование, учет, прогнозирование и т.д.;
нормотворческая функция, в соответствии с которой органыисполнительной власти осуществляют в установленных законом пределахдеятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственнойрегистрации в Министерстве юстиции РФ;
охранительная (юрисдикционная) функция, означающая, чтоорганы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применениюк юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принужденияв случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Данная функция исполнительной власти реализуется посредствомустановленных законом административно-процессуальных производств, в рамкахкоторых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения,наказания и восстановления.4. Публичное право и административное право
Правовое регулирование современных общественных отношенийобеспечивается нормами публичного права, в предмет которого входят: основыгосударственного устройства, институты гражданского общества, система и органыместного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс,судебная система, международные отношения.
Публичное право направлено на обеспечение и охрану общихинтересов государства (всего общества); частное право охраняет интересыотдельных лиц. В число отраслей, составляющих систему частного права, входятгражданское, семейное, трудовое, торговое право и некоторые другие отрасли. Административноеправо как отрасль публичного права определяется, прежде всего, своим предметом,т.е. системой государственно-управленческих отношений.
Современные политические и социально-экономические процессызначительно повышают роль государства в решении общественных задач, обеспеченииправ и свобод граждан. В течение последних 10 лет получила существенноеразвитие правовая система Российской Федерации, реформируются ее традиционныеправовые образования, появляются новые отрасли права и публично-правовыеинституты.
Публичное право включает отрасли, в разной степени связанныес правовым механизмом организации и функционирования самого государства и егоорганов: конституционное (государственное) право, административное право,уголовное право, финансовое право, процессуальное право, судоустройство,международное публичное право. Каждая отрасль имеет специфический объект иметоды правового регулирования.
Публичное право также распространяет свое действие на сферуорганизации и функционирования негосударственных учреждений — органов местногосамоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Всовременных региональных законодательствах содержатся обширные правовыеобразования, связанные с публичным правом. Субъекты РФ обладают правом принятиярегиональных законодательных актов, что устанавливается Конституций РФ иуставами субъектов РФ.
Одной из самых объемных отраслей публичного права являетсяадминистративное право, которое регулируют широкий круг вопросов организации идеятельности системы органов исполнительной власти, создания эффективнойгосударственной службы, обеспечения законности в области функционированияисполнительной власти. Наряду с регулирующими административному праву присущи иадминистративно — юрисдикционные методы воздействия на конкретных участниковправоотношений. Субъекты административного права, представляющие государство иего органы, также применяют в своей деятельности принудительные механизмы иправовые средства, используют в установленных законодательством пределахадминистративно-властные принудительные полномочия.
Административное право представляет собой одну изсложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Этообусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубинойотношений, которые регулируются его нормами. Поскольку исполнительная власть,управленческая деятельность и само управление характерны практически для всехсфер общественной и государственной жизни, то административное право можно суверенностью характеризовать как центральную отрасль в правовой системе,которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себевлияние со стороны иных правовых отраслей: словом в этой отрасли правафокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правовогорегулирования со стороны иных отраслей, например, конституционного, уголовного,финансового права.
Принципиально важный характер этой отрасли праваподчеркивает и главный метод правового регулирования — императивный метод,метод властных предписаний. Поэтому административное право считается одной избазовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовыесредства императивного метода регулирования, а с другой — обеспечивающейпубличные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так июридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов.5. Предмет административного права
Между отраслями российского права существуют основательныеразличия. Важнейшее из них: предмет регулирования, метод регулирования,принципы отраслевого регулирования, цели отрасли права, субъекты отрасли праваи отраслевых правоотношений, источники отрасли права, система отрасли права.
Известно, что отрасли права отличаются друг от друга, преждевсего по характеру общественных отношений, которые они регулируют. Особенностиэтих общественных отношений определяют предмет регулирования. А от него зависятиные признаки отрасли: метод регулирования, система отрасли и др. Не случайнобольшинство отраслей права получило название по особенности регулируемойсовокупности общественных отношений, например трудовое, земельное, семейное,уголовно-процессуальное.
В порядке первого приближения к содержанию предметаадминистративного права можно предложить такое определение. Это совокупностьобщественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельностигосударственной администрации (органов исполнительной власти), муниципальнойадминистрации (исполнительных органов местного самоуправления) иадминистративного судопроизводства.
Субъекты публичной администрации осуществляют разнообразнуюдеятельность: властную, договорную, организационно-массовую,материально-техническую. Административным правом регламентируется основная — властная — деятельность государственной и муниципальной администрации и тесносвязанная с нею работа по заключению и исполнению административных договоров.
В предмете административного права в России четко выделяютсятри группы общественных отношений, возникающих при осуществлении регулятивной,созидательной деятельности публичной администрации, охранительной деятельностипубличной администрации, административного судопроизводства.
Такой общий и частично условный подход к определениюпредмета административного права нуждается в ряде уточнений.
Публичную административную власть осуществляют органыисполнительной власти и муниципальные органы, а также ряд подчиненных имучреждений (центры временной изоляции несовершеннолетних и др.), строевыхподразделений (полки дорожно-патрульной службы, ОМОН и др.). Также, эторуководители иных государственных и муниципальных органов, проводящиевнутриорганизационную работу. Председатель представительного органа и тем болееруководитель его аппарата, прокурор, председатель суда, руководя подчиненнымиим работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Так,председатель областного суда занимается не правосудием, а административнойдеятельностью. К государственной администрации относятся АдминистрацияПрезидента РФ и Управление делами Президента РФ, Банк России, его главноеуправление и расчетно-кассовые центры. Также это администрации государственныхи муниципальных учреждений и предприятий, осуществляющие руководство этимиорганизациями и имеющие властные полномочия в отношении тех, кто пользуется ихуслугами. Следует, что под публичной администрацией понимается система органовгосударственной исполнительной власти и муниципальных исполнительных органов, атакже осуществляющие административную власть иные органы, руководители всехмуниципальных и государственных органов учреждений, предприятий, строевыхподразделений. Можно сказать, что к публичной администрации относятся всесуществующие в РФ государственные и муниципальные органы, кромепредставительных органов и судов, администрации представительных и судебныхорганов, государственных и муниципальных организаций.
Деятельность администрации двойственна. В ней главное — созидательное начало, организация нормальной жизни и развития общества, егосистем образования, здравоохранения, связи, транспорт и др. Но важна иохранительная работа: защита прав личности, собственности, нормальных условийсуществования государства, общества, граждан. Соответственно предметомадминистративного права являются обе стороны функционировании публичнойадминистрации: созидательная и охранительная.
Вся деятельность публичной администрации направлена наисполнение законов, международных договоров и актов правосудия.
Публичная администрация и суды выступают в отношениях сгражданами, разнообразными организациями. Административное право регулирует недеятельность, а отношения, возникающие при этом. Оно закрепляет обязанности иправа сторон всех общественных отношений: и властных, и невластных субъектов.
Публичная административная, организующая деятельностьсуществует во всех сферах общественной жизни, она велика и разнообразна. Вомногих случаях она настолько специфична, что ее регламентируют нормы неадминистративного, а других отраслей права. Так, властную деятельностьадминистраций государственных и муниципальных предприятий, учреждений вотношении их работников регулирует трудовое право, отношения, связанные сфинансами — финансовое право. Поэтому административное право регулирует всеотношения, возникающие в процессе функционирования публичной администрации, заисключением тех, которые закреплены другими отраслями права.
Административное право закрепляет систему средствадминистративного принуждения.
К предмету административного права относятся и отношения,связанные с рассмотрением жалоб граждан во внесудебном порядке. Государственныеи муниципальные органы, предприятия и учреждения, суды, органы прокуратуры ииные субъекты, работающие с административными жалобами, вступают вадминистративно — правовые отношения с их авторами между собой.
Все административно — правовые отношения можно разделить натри вида:
внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридическиенормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы вних и взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы;
неаппаратные отношения. Взаимоотношения органовисполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления спредприятиями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами;
отношения, возникающие при осуществлении административногосудопроизводства. Административное судопроизводство — это рассмотренное судамиадминистративных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормамиадминистративного права.
Обобщая, видно, что административное право — это системаобщественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельностипубличной администрацией по исполнению законов, актов правосудия, публичныхдоговоров, а также при осуществлении административного судопроизводства.
Главная составляющая предмета административного права, егоядро — система отношений публичной администрации с гражданами и ихорганизациями. Основная задача административного права — правовое обеспечениеконституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно определитьи как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечениипубличной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, иныхотношений, связанных с ее деятельностью, а также при осуществленииадминистративного судопроизводства.6. Метод и функции административного права
Метод административного права — это совокупность правовыхсредств, способов, приемов регулирующего воздействия на управленческиеотношения.
Считается, что в административном праве используются триюридических возможности:
Предписание — возложение на лиц прямой юридическойобязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовойнормой;
Запрет — возложение на лиц прямой юридической обязанности несовершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;
Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях,предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от ихсовершения по своему усмотрению.
К основным функциям административного права традиционноотносятся:
1. Право-исполнительная функция, предопределяемая тем, чтоадминистративное право есть форма реализации исполнительной власти;
2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделениясубъектов исполнительной власти полномочиями по административномунормотворчеству;
3 Организационная функция, проистекающая из организационногохарактера государственно-управленческой деятельности, который постоянно „поддерживается“нормами административного права;
4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечениеразумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемойадминистративным правом сферы государственного управления;
5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдениеустановленного в сфере государственного управления правового режима, так изащиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческихотношений.7. Система административного права
Каждой самостоятельной отрасли права присущи ее целостность,системность и структура. Эта черта довольно четко прослеживается вадминистративном праве. Единый предмет и единственный метод правовогоопосредования реальных общественных отношений предопределяли взаимосвязьобразующих отрасль юридических норм.
Административное право — целостная система правовых норм,которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти нормыдолжны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы,использовать единую терминологию. Внутри отрасли существуют субординация нормразной юридической силы: общих и специальных. А в целом отрасль создаетспецифический административно-правовой режим регулирования общественныхотношений.
К числу основных принципов отрасли относятся эффективность,законность, гуманизм, федерализм, взаимная ответственность государства иличности.
Основные цели административного права можно определить так:
Создание условий для реализации гражданами, их объединениямиправ и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительнойвласти;
Создание условий для эффективной деятельностиадминистративной (исполнительной) власти;
Создание условий для развития экономики, материальной базысуществования общества и всех его институтов;
Обеспечение защиты граждан и общества от административногопроизвола, от злоупотреблений, небрежности, своеволия публичной исполнительнойвласти.
Для существования и развития граждан и государства оченьважно то, как административно-правовое регулирование способствует достижениюназванных целей.
Система административного права делится на общую и особеннуючасти. Общая часть включает общие для государственной администрациирегулятивные и охранительные нормы и нормы, регулирующие административноесудопроизводство. Она в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивныеи общеохранительные. Особенная часть состоит из специализированных регулятивныхи охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферахфункционирования публичной исполнительной власти.
Каждая из частей состоит из несколькихадминистративно-правовых институтов. В общую часть входят две группы институтов:
Институты, регулирующие административно-правовые статусыграждан, административно-правовые статусы органов и служащих публичнойадминистрации, административно-правовые статусы государственных и муниципальныхорганизаций, административно-правовые статусы частных организаций, формы иметоды воздействия государственных и муниципальных исполнительных органов.
Институты, регулирующие: обеспечение законности деятельностиорганов исполнительной власти, муниципальных исполнительных органов, ихдолжностных лиц, принуждение по административному праву, административноесудопроизводство.
В особенной части административного права выделяются 4подотрасли, объединяющие институты, регулирующие: административно-политическуюпо обеспечению безопасности граждан, организационно-хозяйственную деятельностьгосударственной и муниципальной исполнительной власти, социально-культурнуюдеятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальнойисполнительной властью, деятельность государственных и муниципальных органовисполнительной власти по организации и осуществлению политических,экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).
 8. Источники административного права
Источниками административного права являются внешние формывыражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт являетсяисточником административного права, если он содержит административно-правовыенормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).
Источники административного права классифицируют на:
Межгосударственные соглашения
Законодательные акты (конституция, законы)
Подзаконные акты (указы, акты правительств, ведомств)
Акты руководителей государственных предприятий, организаций,учреждений (или акты их коллективных органов)
А также по административно-территориальному уровню на:
1) Федеральные акты
2) Акты субъектов федерации
3) Акты местного самоуправления.9. Место административного права в правовой системеРоссийской Федерации
В любом процессе познания поиск контуров и граней явленияоблегчается, когда исследователь устанавливает его связи с другими явлениями. Таки административное право в нем трудно обнаружить, распознать и охарактеризоватьвне общеправовых характеристик.
Административное право, сохраняя свою специфику, выраженнуюв его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российскогоправа. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, чтоадминистративное право охватывает своим регулятивным воздействием широкиеобласти государственной и общественной жизни. Это предопределяетсямногообразием практического применения действующего в Российской Федерациимеханизма исполнительной власти.
Административное право играет в правовой системе РФвспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболеесамостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное,конституционное. Служебная роль административного права определяется целымрядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающихнепосредственно из самой природы этой отрасли права.
Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержаниеадминистративного права, можно сказать следующее: а) сокращение масштабовцентрализованного административно-правового регулирования (как известно, всоответствии с Конституцией РФ 1993г., административное иадминистративно-процессуальное законодательство отнесено к предметамсовместного ведения Российской Федерации); б) существенное возрастание ролирегиональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечениереальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усилениеконтрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функцииадминистративного регулирования.
Во-вторых, характеризуя служебную роль административногоправа, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой егоприроды. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условияхпостроения правового общества, административное право усиливает своисобственные юридические средства защиты от посягательства на правовой режим всфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение илинедобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собойприведение в действие предупредительных и карательных средствадминистративно-принудительного характера. Особая роль среди них отводитсяинституту административной ответственности, а также административного процесса.Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощиадминистративной ответственности все в большей мере осуществляется защита нетолько управленческих отношений, но и многих других — например, финансовых,трудовых, правоохранительных и т.п.
Наконец во многих случаях, административное право не толькозащищает иные общественные отношения, но может выступать и в качестве ихрегулятора. Так, действующее российское законодательство использует норма правадля обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иныхотношений. Ими определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственныйконтроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационныеначала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращениягосударственно-судебных отношений; многие стороны компетенции надзорныхорганов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например,природоохранительные инспекции и пр).
Итак, административное право строгих границ правовогорегулирования не имеет. В свою очередь сфера государственного управления неизолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникаетвзаимодействие различных правовых отраслей.
Наиболее тесно административное право взаимодействует сконституционным правом, которое закрепляет основные принципы организации ифункционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственноммеханизме, правовые основы их формирования и т.п. В Частности, конституционнопровозглашенные права и свободы человека и гражданина[1]практически в значительной мере также реализуется через сферу государственногоуправления.
Таким образом, административное право основывается на нормахконституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этоммеханизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньевсистемы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческойдеятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местнойорганизации и т.п.
Совместно с гражданским правом административное нередкорегулирует внешнюю сторону сходных отношений имущественного характера — взависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правовогорегулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала илиадминистративные предписания).
Аналогично решается вопрос и об отношении нормадминистративного и трудового права. В то же время наиболее сложно провестигрань между, например, административным правом и такими отраслями права, какфинансовое, земельное, природоохранительное (экологическое),предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительнаячасть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируетсянормами административного права и свойственна ему правовыми средствами.
Границы действия норм уголовного и административного праваопределяются характером и направленностью соответствующих запретов.
Заключение
Система российского административного права еще далека отсовершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеютчеткой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты исозданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью идолговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.
В то же время, несмотря на значительную активизацию впоследнее время правотворчества в сфере административного законодательства, егоразвитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и медленно. Оносдерживается „внешними“ факторами как явная недооценка управления навсех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.
Однако есть основания надеяться, что комплексное развитиевсех сфер административно-правового регулирования и ускоренное развитие наукиадминистративного правоведения способы приблизить эту отрасль российского правак общепринятым международным нормам, способным эффективно работать в российскихусловиях.
Административное право — очень важная отрасль права, так какроль публичной администрации в России велика. От его состояния в немалойстепени зависят построение аппарата исполнительной власти, эффективность изаконность его функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.
Литература
1.        Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. Админстративное право М.: НОРМА,2004
2.        Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2006
3.        Административная ответственность (общая часть). Учебное пособие. Екатеринбург:УИЭУиП, 2004
4.        Административное право и процесс: Полный курс — Тихомиров Ю.А., Москва,2001
5.        Иваньков А.Е. Административное право: Учебный минимум МоскваЮриспруденция, 2005