СОДЕРЖАНИЕ
1. Формыобщественного хозяйства
1.1 Понятие формыобщественного хозяйства. Натуральное и товарное производство
1.2 Основныеэлементы товарного хозяйства
1.3 Деньги – элементтоварного хозяйства
1.4 Закон стоимости– экономический закон товарного производства
Списокиспользованных источников
1. Формы общественного хозяйства
1.1 Понятие формы общественногохозяйства. Натуральное и товарное производство
Форма общественногохозяйства – это определенный способ организации хозяйственной деятельностилюдей. Каждая экономическая система имеет свои специфические формы организациихозяйственной деятельности людей. Однако в них можно найти общие экономическиеформы хозяйства. Таковыми являются натуральное хозяйство и товарноепроизводство.
Натуральное хозяйство.Это такое хозяйство, при котором продукты производятся для непосредственногопотребления. Естественной формой богатства здесь выступает натуральный продукт –материальное благо, имеющее потребительную стоимость. В натуральном хозяйственаиболее четко определяются главные проблемы экономики: что создавать, как этоделать и для кого предназначаются продукты. Эти проблемы решаютсясобственниками, работниками натурального хозяйства с учетом тольковнутрихозяйственного Потребления.
Натуральному хозяйствуприсущи следующие черты. Все виды работ, начиная с добывания предметов труда изаканчивая завершающей стадией производства, ведутся в самом хозяйстве. Внатуральном хозяйстве слабо развито общественное и преобладает естественноеразделение труда. Характерными чертами также являются замкнутость, отсутствиесвязи с другими хозяйственными единицами. Все потребности производителя здесьудовлетворяются за счет собственного хозяйства. В производстве используютсяпримитивные орудия труда, в силу чего низок уровень производительности труда.Натуральному хозяйству присущ консерватизм, для него характерно повторениепроизводства в прежних размерах, на прежних основаниях.
Натуральное хозяйство –исторически первый тип хозяйственной деятельности людей. Оно возникло вглубокой древности, в период становления первобытнообщинного строя, когданачалась производственная деятельность человека и появились первые отраслихозяйства – земледелие, скотоводство. Натуральное хозяйство существовало упервобытных народов, не знавших обмена и частной собственности. Онопредставляло собой систему замкнутых, экономически самостоятельных общин.Натуральное хозяйство преобладало также в античных рабовладельческихгосударствах, хотя здесь имело место уже довольно развитое товарноепроизводство. Оно было одной из главных черт феодальной экономики. Натуральнуюформу здесь имело помещичье хозяйство и присваиваемый феодалом прибавочныйпродукт. Последний выступал в виде многообразных натуральных повинностей иплатежей. Натуральный характер носило хозяйство феодально-зависимогокрестьянина. Крестьянская семья занималась земледелием, скотоводством ипереработкой их продуктов в готовые предметы потребления.
Элементы натуральногохозяйства имеют место и в современных развитых странах, где господствуюттоварно-денежные отношения. Натуральное хозяйство преобладает во многихразвивающихся странах. В натуральном и полунатуральном хозяйстве слаборазвитыхстран занято более половины населения. По прогнозам специалистов еще долгоевремя натуральное хозяйство будет занимать значительное место в экономике этихстран. У многих народностей Африки, индейских племен, живущих во внутреннихрегионах Латинской Америки, в Юго-Восточной Азии, сохраняется широкое многообразиеконкретных форм натурального хозяйства (охота, рыболовство, обработка земли,кочевое скотоводство).
Главный недостатокнатурального хозяйства состоит в том, что оно не может обеспечить ростпроизводительности труда, а потому поддерживает лишь минимальные условия жизни.Поэтому, начав с натурального хозяйства – самой первой формы организацииэкономической жизни, человечество на ней не остановилось и перешло к товарномупроизводству.
Товарное производство иего основные черты. Это такая организация общественного хозяйства, при которойпродукты производятся отдельными, обособленными производителями, и каждыйспециализируется на выработке одного продукта. В силу этого для удовлетворенияобщественных потребностей необходима купля-продажа продуктов, становящихсятоварами на рынке.
Характерными чертами ипризнаками товарного производства являются наличие общественного разделениятруда и экономического обособления хозяйствующих субъектов; производствопродуктов для продажи, а не собственного потребления; обмен товарами;эквивалентность обмена.
Товарное производство — это специфическая форма отношений между производителями и потребителями, особыйспособ измерения общественного труда и включения его в совокупный трудобщества. Включение в совокупный общественный труд – самая сложная и жизненноважная для каждого товаропроизводителя проблема, ибо в случае неудачи он непродаст свой товар и понесет потери, а может и разориться. Это заставляеттоваропроизводителей чутко реагировать на конъюнктуру рынка, постоянноприспосабливаться к ней.
В товарном производствепо-иному, чем в натуральном хозяйстве, рассматриваются главные проблемыэкономической организации, связанные с созданием полезных вещей. Что создавать,как для этого использовать природные ресурсы и для кого предназначаютсяпродукты — все эти вопросы решаются в соответствии с требованиями рынка.
Основным условиемвозникновения товарного производства является общественное разделение труда,при котором производители специализируются на выработке определенных изделий. Сразвитием общества появляются новые отрасли производства и тем самымуглубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, чтохозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могутполностью использовать ее в своих нуждах и в то же время удовлетворить ею своипотребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним итоварного производства.
Однако одногообщественного разделения труда еще недостаточно для возникновения исуществования товарного производства. Общественное разделение трудасуществовало и в первобытной общине. Одни ее члены изготовляли орудия труда,другие – предметы быта, но продукты их труда не поступали в обмен, продажу.Собственником всех продуктов была община. Другое дело, когда речь идет овзаимоотношениях различных общин. Тут встречаются разные самостоятельныесобственники, и переход продуктов из одной общины в собственность другойпроисходил путем обмена, посредством купли-продажи.
С появлением частнойсобственности и прибавочного продукта, производимого сверх того, что необходимодля поддержания жизни производителей, их обособление усилилось, возможности дляразвития товарного производства возросли и сфера товарно-денежных отношенийрасширилась. Таким образом, причиной возникновения и существования товарногопроизводства было экономическое обособление производителей, а основной формойподобного обособления – частная собственность. Экономическое обособлениеприменительно к товарному хозяйству предполагает наличие сильно выраженногоэкономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юридическоголица), свободу выбора им вида хозяйственной деятельности, собственность напроизведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государствоми партнерами. Различными обособленными собственниками средств производства ипродуктов могут быть и общины, и частные лица, и кооперативы, и государство.
Понимание экономическогообособления товаропроизводителей важно для оценки современных экономическихпроцессов, перехода к рыночным отношениям, осуществляемого в странах СНГ,составной частью которых является укрепление экономической самостоятельностипредприятий (объединений).
Возникнув в периодразложения первобытнообщинного строя, товарное производство обслуживало рабовладельческийстрой, феодализм и всеобщий характер приобрело при капитализме. Врабовладельческом обществе удельный вес товарной продукции в общем объемеобщественного производства составлял от 5 до 10 %. При феодализме, особенно спереходом к денежной форме ренты, товарное производство повысило удельный весдо 30 %. В системе отношений классического капитализма производство товаров вобщем объеме производимой продукции составляет около 100 %. Товарноепроизводство преобладает в современных развитых странах и пробивает себе дорогув развивающихся государствах. С переходом к рыночным отношениям широкий размахтоварное производство приобретает и в странах СНГ.
Разложение натуральногопроизводства, возникновение и укрепление товарного производства знаменует собойсерьезное продвижение в экономическом прогрессе. Благодаря тому, что капитализмосвоил товарно-рыночный механизм, именно здесь производительные силы в своемразвитии продвинулись гораздо дальше, чем за всю предшествующую историю.
Товарное производство обладаетвысокой адаптивностью к разным экономическим системам. В каждой из них онообслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.
Типы товарногопроизводства. Истории развития человеческого общества известны два типатоварного производства: простое и капиталистическое. Первоначально возниклопростое товарное производство – хозяйства самостоятельных мелкихтоваропроизводителей (крестьян и ремесленников), при которых продуктыпроизводятся для обмена. Затем появилось крупное капиталистическое товарноепроизводство, которое имело общие основы и различия по сравнению с простымтоварным производством.
Их общими основамиявляются наличие частной собственности на средства производства, стихийныйхарактер развития, конкурентная борьба, производство продуктов на рынок.Различия между ними состоят в том, что при простом товарном производствесредства производства принадлежат самим производителям, при капиталистическом –находятся в собственности предпринимателя; первое основано на личном труде, второе– на наемном; при первом продукт принадлежит производителю, при втором –предпринимателю; при первом рабочая сила не является товаром, а при втором –она товар; при первом товарное производство не выступало всеобщей формойпроизводства, при втором – оно носит всеобщий характер; при простом товарномпроизводстве цель – удовлетворение потребностей производителя, прикапиталистическом – получение прибыли; при первом товары – продукты труда, привтором – продукты капитала; простое товарное производство базируется наотсталой технике, капиталистическое – на развитой машинной индустрии.
Однотипность и различияпростого и капиталистического товарного производства предопределяют природумелкого производителя: с одной стороны, он выступает как труженик, а с другой –как собственник. Эта двойственность проявляется в период революционныхпреобразований общества.
В настоящее время встранах СНГ широкое развитие получило предпринимательство – инициативная,самостоятельная хозяйственная деятельность граждан и их объединений.Многообразие форм собственности породило разнообразные формыпредпринимательства.
В основных направленияхсоциально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 гг.большое внимание уделяется развитию предпринимательства”, малого и среднегобизнеса. В частности предусматривается развитие различных форм свободногопредпринимательства и создание материальных и нормативно-правовых основпредпринимательской деятельности. Намечаются такие меры по поддержаниюпредпринимательства, малого и среднего бизнеса, как введение упрощенногоналогообложения для малого и среднего бизнеса в сфере производства и инноваций;расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров дляпредпринимательских структур (менеджеры, специалисты по маркетингу и т.д.);оказание более широкой государственной поддержки фондам, содействующим развитиюпредпринимательства; разработка и реализация программы государственнойподдержки малого предпринимательства и т.д.
1.2 Основные элементытоварного хозяйства
Товар и его свойства.Товар есть продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товаротличается от продукта тем, что его путь от производства к потребителюобязательно лежит через рынок. Он изготовлен не для собственного потребления, ас целью обмена на другие продукты. Полезная вещь может быть создана природойили трудом человека. Однако все, что создается непосредственно природой(дикорастущие плоды, вода в водоемах рек и т.д.), не является товаром.Последним становятся вещи, изготовленные трудом человека. Из произведенныхлюдьми продуктов можно выделить такие, которые предназначены для себя, и те,что изготовлены для других людей, для общества. Товарами становятся продукты,изготовленные для других людей, для общества. Причинами существования товараявляются тесные экономические связи между людьми в виде общественногоразделения труда, экономическая обособленность производителей, товарно-денежныеотношения, многообразие форм хозяйствования, существование мирового рынка.
Товар обладает двумясвойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.
Потребительная стоимость –это совокупность полезных свойств товара, благодаря чему он обладаетспособностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельногочеловека. Ее характерные черты: она выступает как общественно полезнаяпотребительная стоимость (за исключением некоторых товаров, например табака,спиртных напитков, наркотиков и др.); выражает сущностную взаимосвязь междупроизводством материальных благ и их потреблением. Особой потребительнойстоимостью обладает рабочая сила как товар. Она создает продукт.
Потребительные стоимостисоставляют вещественное содержание богатства любого общества. Они являютсяпредпосылкой прогресса человечества. В рамках отдельной экономической системы одноиз проявлений социального прогресса – это процесс возвышения потребностей врезультате роста разнообразия потребительных стоимостей. С потребительнойстоимостью неразрывно связаны качество продукции, конкурентоспособность,значение которых в современных условиях возрастает. _
Стоимость товара – этоовеществленный в нем общественный труд. Характерные черты стоимости: онавыражает производственные отношения многоукладной экономики, проявляется черезменовую стоимость. Стоимость и меновая стоимость – не тождественные понятия.Первая – это внутреннее свойство товара, вторая — внешнее проявление стоимости.Категории «потребительная стоимость» и «стоимость» впервыев единстве появились в работе А.Смита «Исследование о природе и причинахбогатства народов». Однако противоречивости «единства» свойствтовара он не замечал.
По Марксу, товар естьединство потребительной стоимости и стоимости. Товаром не может быть вещь, необладающая стоимостью, точно так же не может быть товаром вещь, не являющаясяпотребительной стоимостью. В то же время между потребительной стоимостью истоимостью товара имеется внутреннее противоречие.
Как потребительныестоимости товары качественно различны, разнородны, не соизмеримы и не могутнепосредственно приравниваться друг к другу. Однако как стоимости оникачественно однородны и различаются лишь количественно, величиной затраченногона их производство общественного труда. По Марксу, потребительная стоимостьявляется вещественным свойством товара, стоимость – его общественным свойством.
Необходимое условиеобмена – различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, Однакопотребительные стоимости различных товаров как качественно разнородные, с точкизрения теоретиков трудовой стоимости, являются количественно несоизмеримыми. Всовременной экономической теории принят иной Подход, разработанныйпредставителями теории предельной полезности – К.Менгером, Э.Бём-Баверком,Ф.Визером. В основе обмена лежит не трудовая стоимость, а полезность, причемименно проблема сравнения, соизмерения различных полезностей занимает важнейшееместо в их учении.
Два свойства товара, помнению сторонников трудовой теории стоимости, определяются двойственнымхарактером труда товаропроизводителя. Его труд выступает как конкретный и какабстрактный.
Потребительную стоимостьсоздает конкретный труд. Каждому виду конкретного труда присущи специфическиедля него цель, предмет и орудия труда, технологические, профессиональные идругие особенности. Так, например, в странах СНГ насчитывается более 15 тыс.профессий и специальностей, отсюда и разнообразие потребительных стоимостей.
Стоимость товарасоздается абстрактным трудом или трудом вообще, т.е. затратамиинтеллектуальной, нервной, мускульной и другой энергии товаропроизводителя. Онотражает общественную сторону производства и характер общественного устройствав данной стране.
Труд товаропроизводителяодновременно является как частным, так и скрыто общественным. Это единствочастного и общественного труда противоречиво. Каждый товаропроизводительвыбирает тот или иной конкретный вид деятельности, руководствуясь исключительносвоими частными интересами и выгодами. Вместе с тем труд товаропроизводителей всилу общественного разделения труда не может быть только их частным делом.Товаропроизводитель производит продукты не для себя, а для других, и труд егопо существу является общественным трудом, составляет частицу труда общества вцелом.
Общественный характертруда товаропроизводителей выявляется лишь в процессе обмена, когда товарпоступает на рынок и обменивается на другой. Если товар будет продан, значит,он нужен обществу, значит, и труд, затраченный на его производство, имеетобщественный характер, признается обществом. Однако товаропроизводителям невсегда удается реализовать произведенные товары, следовательно, их частный трудне всегда признается обществом. В этом и состоит противоречие между частным иобщественным трудом, которое находит свое выражение в противоречии междуконкретным и абстрактным трудом, потребительной стоимостью и стоимостью. Товарне реализует своей потребительной стоимости, потому что не может реализоватьсякак’ стоимость, частный труд, воплощенный в товаре, не получает общественногопризнания (конкретный труд не сводится к абстрактному труду). Схематическисвойства товара можно выразить так:
потребительная стоимость –конкретный труд – частный труд
стоимость – абстрактныйтруд – общественный труд
Величина стоимоститовара. Отдельные товаропроизводители на изготовление одного и того же товарарасходуют разное количество труда или рабочего времени. Рабочее время, котороезатрачивается на производство товаров отдельным товаропроизводителем,называется индивидуальным рабочим временем. Однако величина стоимости товара неможет определяться этим временем. При таком подходе в выигрыше оказался бы тот,кто затрачивает больше времени на производство данного товара. При продаже егопо стоимости он получил бы больше дохода, чем прилежный работник.
Величина стоимости товараопределяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда,общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее времяесть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либопотребительной стоимости при наличии общественно нормальных условийпроизводства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивноститруда. В национальной экономике в качестве общественно необходимого временивыступает рабочее время той части товаропроизводителей, которая поставляет нарынок основную массу данного вида товаров.
По мнению сторонниковтеории предельной полезности, только полезность товара может придать затратамтруда так называемый общественно необходимый характер. Затраты труда напроизводство тех или иных товаров, по их мнению, осуществляются лишь потому,что люди испытывают потребность в определенных полезностях.
Впервые попыткуразграничения индивидуальных и общественно необходимых затрат сделал Д.Рикардо.Однако под общественно необходимыми затратами он понимал худшие условияпроизводства, причем не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Онтакже считал, что в основе изменения величины стоимости лежит изменениепроизводительности труда.
Действительно, решающеевлияние на величину стоимости товара оказывает производительность Труда.Производительность труда – это его эффективность, плодотворность. Измеряетсяона количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени иливеличиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем большепотребительных стоимостей производится в единицу времени, тем выше производительностьтруда, и наоборот.
Повышениепроизводительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимогодля производства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости.Предположим, что продолжительность рабочего дня 8 ч. За это время производится16 единиц товара. Величина стоимости каждой из них равна 30 мин. При повышениипроизводительности труда в 2 раза за те же 8 ч будет изготовлено 32 единицытовара и величина стоимости снизится до 15 мин.
Величина стоимости товараизменяется в зависимости от интенсивности труда. Под интенсивностью трудапонимаются затраты рабочей силы в единицу времени. Рост интенсивности трудаозначает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени.Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создаетбольшую по величине стоимость в единицу времени. Допустим, что в нашем примереинтенсивность труда возросла в 2 раза. Это означает, что товаропроизводитель зате же 8 ч затратит в 2 раза больше труда, который воплотится в 32 единицах, астоимость единицы товара останется без изменения (30 мин).
Таким образом, приповышении как производительности труда, так и его интенсивности количествоизготовленных потребительных стоимостей увеличивается. Однако в первом случаестоимость единицы продукции снижается, величина же стоимости массы производимойпродукции остается неизменной, а во втором – возрастает величина стоимостимассы продукции, а стоимость единицы продукции остается неизменной. Другимисловами, величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количествуи обратно пропорционально производительной силе труда.
На величину стоимоститовара оказывает влияние и степень сложности труда. Труд ювелира сложнее трудаслесаря, а последний сложнее труда лесоруба. Труд работника, не требующегоспециальной подготовки, называется простым трудом. Труд.^^вдя выполнениякоторого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом.Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простойтруд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена. Приопределении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимоеколичество простого труда.
К.Маркс в качествепростого труда рассматривал труд человека, не обладающего специальнойподготовкой. Сейчас подобная совершенно неквалифицированная рабочая сила можетиспользоваться лишь на подсобных работах. Все основные формы работ требуют тойили иной степени квалификации. Поэтому мы вправе в качестве простого труда выделятьтруд наименее квалифицированных основных работников, принимающих участие впроизводстве каждого данного типа продукта.
Переход к рыночнойэкономике, создание системы рынков (средств производства, труда,потребительских благ, ценных бумаг и т.д.) и рыночной инфраструктуры вРеспублике Беларусь создают благоприятные условия для свободного движениятоваров и услуг, развития товарного производства со всеми его составляющими:конкуренцией, ориентацией на потребителя, максимальной эффективностью производстваи т.д.
Теории стоимости.Существуют различные теории стоимости. Одна из них – трудовая теория стоимости,которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченнымна его производство. Основы теории трудовой стоимости заложили английскиеэкономисты У.Петти, А.Смит и Д.Рикардо. У Петти появилась идея, что стоимостьопределяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любойотрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывалстоимостеобразующие свойства. Д.Рикардо определяет стоимость товаров трудом,затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместес тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь втрудах К.Маркса впервые была открыта двойственная природа трудатоваропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлиннонаучную трудовую теорию стоимости.
Одной из распространенныхтеорий является теория предельной полезности. Она появилась во второй половинеXIX в. Ее представителями являются австрийские экономисты Э.Бём-Баверк иК.Менгер. Сторонники этой теории утверждают, что стоимость – это чис’гопсихологическое явление, объясняемое «предельной», т.е. наименьшей,полезностью данного товара для покупателя. Бём-Баверк раскрывает это положениена примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нуженему для прокормления, второй – для улучшения питания, третий – для откормадомашней птицы, четвертый – для изготовления водки, пятый – для кормленияпопугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именнополезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности.’ Отсюдаделается вывод: чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя,тем ниже их стоимость.
Суть теории спроса и предложениясводится к тому, что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным наего производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этойтеории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когдаувеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится.Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж.Б.Сей ианглийский экономист Г. Д.Маклеод. Математическое выражение теории спроса ипредложения встречается у Л.Вальраса (Швейцария). Этой теории придерживалисьтакже представители австрийской школы – К.Менгер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер.Английский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения стеорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американскийэкономист П.Саму- эльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическимсинтезом.
Широко известна теориятрех факторов производства, возникшая в первой половине XIX в. Она связываетсоздание стоимости, слагаемой из доходов (процент на капитал, заработная платаи земельная рента), с функционированием трех факторов производства – капитала(трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим трем факторамсоответствуют три вида доходов – прибыль, рента и заработная плата. Названныедоходы образуют стоимость продукта и реализуются через цену в процессе продажипродуктов на рынке. Факторный подход нашел применение и при разрешении проблемыстоимости в рамках теории предельной производительности, согласно которойкаждый из факторов производства (капитал, земля, труд) не только являетсяпроизводителем стоимости, но и имеет определенные границы своегопроизводительного эффекта.
общественноехозяйство товарное натуральное деньги
1.3 Деньги – элементтоварного хозяйства
Возникновение и сущностьденег. Как общественное свойство товара стоимость можно выявить только путемприравнивания одного товара к другому в процессе обмена, т.е. как меновуюстоимость. Существуют два полюса выражения стоимости: относительная формастоимости – представляет товар А, который выражает свою стоимость в другомтоваре Б, и эквивалентная форма стоимости – представляет товар Б, которыйслужит материалом для выражения стоимости товара А.
Относительная формастоимости свидетельствует о том, что все товары, различающиеся какпотребительные стоимости, качественно одинаковы как стоимости, как сгусткиоднородного абстрактного труда. Она также показывает, что стоимость любоготовара может быть выражена лишь косвенно, через потребительную стоимостьдругого товара.
Эквивалентная формастоимости имеет свои особенности: потребительная стоимость товара, находящегосяв эквивалентной форме стоимости, становится формой проявления своейпротивоположности –стоимости; конкретный труд – абстрактного труда; частныйтруд –общественного труда.
В процессе развитияобмена меновая стоимость, или форма стоимости, прошла четыре этапа: простую,единичную, или случайную; полную, или развернутую; всеобщую; денежную.
При простой форместоимости отдельному товару А, находящемуся в относительной форме, противостоиттолько один случайный товар – эквивалент Б; при развернутой орме стоимоститовару А, находящемуся в относительной орме стоимости, противостоит множествотоваров-эквивалентов – Б, В, Г, Д; при всеобщей форме стоимости всем товарам,находящимся в относительной форме стоимости, противостоит одинтовар-эквивалент, но здесь роль всеобщего эквивалента выполняют различныетовары (скот, меха, рыба, зерно и др.); при денежной форме стоимости всемтоварам, находящимся в относительной форме стоимости, противостоит всеобщийэквивалент, общественная роль которого прочно срослась с потребительнойстоимостью благородных металлов – золота или серебра.
Переход от одной формыстоимости к другой происходил постепенно, по мере углубления общественногоразделения и усиления обособленности товаропроизводителей. Развитие формстоимости –это есть и развитие процесса обмена, и процесс возникновения денег.Причем деньги возникают как продукт стихийного развития товарного производстваи обмена.
До появления денег существовалбартер – непосредст- веный обмен одного товара на другой. Например, земледелецобменивает 150 кг зерна на одну овцу, принадлежащую скотоводу. При бартерномобмене количество участников рынка ограничено. При увеличении участников рынка,круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения.Когда на рынок поступают разнообразные товары и в большом количестве, дляприобретения нужного товара необходимо осуществлять несколько промежуточныхсделок. Появление денег разрешает это затруднение. Владелец товара обмениваетего на деньги, которые затем расходует на приобретение нужного товара.
Деньги – особый товар,выполняющий роль всеобщего эквивалента. Они выражают затраты общественноготруда, воплощенного в товаре, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость.Как и все товары, деньги обладают стоимостью и потребительной стоимостью.Стоимость золота заключается в том, что на его добычу затрачено большоеколичество общественно необходимого труда. Золото – один из самых трудоемких сточки зрения добычи металлов. Потребительная стоимость золота как денежноготовара раздваивается. С одной стороны, оно имеет обычную потребительнуюстоимость –используется для технических целей, изготовления предметов роскоши,зубного протезирования и т.д. В 1986 г. в капиталистических и развивающихсястранах в ювелирной промышленности было использовано 1097 т золота, вэлектронике – 124, в стоматологии –51 и в других отраслях – еще 57 т. С другойстороны, золото обладает всеобщей потребительной стоимостью, т.е. являетсяпредметом всеобщей потребности в процессе обмена.
Деньги – это абсолютноликвидное средство обмена, т.е. товар, имеющий наибольшую способность к сбыту.Деньги – один из наиболее значительных компонентов в экономической жизниобщества. Они возникли на определенном этапе развития хозяйственной жизниобщества, но не как продукт соглашения между людьми или какого-либозаконодательного акта государства, а как результат экономических отношений,естественной хозяйственной жизни людей.
Золото выполняет рольденег потому, что оно по сравнению с другими товарами обладает рядомпреимуществ: делимостью, сохраняемостью, качественной однородностью,портативностью (высокой стоимостью при небольшом объеме), его относительнойредкостью в природе.
Функции денег. В развитомтоварном хозяйстве деньги функционируют как мера стоимости, средство обращения,средство образования сокровищ или средство накопления, средство платежа,мировые деньги.
Исходной функцией денегявляется функция меры стоимости. Суть ее состоит в том, что деньги выражаютстоимость всех других товаров. Однако это не значит, что они Делают товарысоизмеримыми. Основой соизмеримости товаров является овеществленный в нихобщественный труд. В этой функции деньги выступают как мысленно представляемые,идеальные деньги. Для выражения стоимости товара не обязательно иметь наличныеденьги. Товар мысленно приравнивается к деньгам еще до обмена. Это возможнопотому, что в реальной действительности существует определенное соотношениемежду стоимостью золота и стоимостью данного товара как продуктов человеческоготруда.
Товары выражают своюстоимость в определенном количестве золота. Весовое количество золота, принятоев той или иной стране за денежную единицу, называется масштабом цен. Не следуетсмешивать масштаб цен с функцией денег как меры стоимости. Как мера стоимостиденьги измеряют стоимость товаров, а как масштаб цен деньги выступают в видефиксированного веса золота и служат для измерения его количества. Как мерастоимости деньги функционируют стихийно, а масштаб цен устанавливаетсягосударством в законодательном порядке. И наконец, с изменением стоимостизолота изменяются цены на товары, но масштаб цен не изменяется (20 г золотавсегда в 20 раз больше 1 г).
Стоимость товара вденежном выражении, как указывает К.Маркс, есть его цена. Уровень ценопределяется стоимостью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота).
Зависимость ценытовара от стоимости товара и стоимости золотаСтоимость Цена товара товара золота Повышается Неизменна Повышается Неизменна Понижается Повышается Неизменна Повышается Понижается Понижается Неизменна Понижается
Приопределении цены товара учитываются стоимость товара, спрос и предложение,стимулы к труду, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д.Цены на товары и услуги постоянно растут, что объясняется в основном падениемпроизводства, удорожанием топливно-энергетических ресурсов, инфляционнымипроцессами. На механизм колебания цен обращали внимание многие экономисты.Наиболее известным является положение А.Смита о «невидимой руке»,которая направляет действия разрозненных производителей и потребителейпродукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориентиром для негоявляется лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненныхдействий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается определенныйпорядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степенисоответствует структуре общественных потребностей. «Невидимая рука» –это деперсонифицированный, безличностный ценовой механизм. В своеобразной формеэта же идея разрабатывалась К.Марксом в его концепции «товарногофетишизма», когда над товаропроизводителем господствует фетишизм – товар сего постоянно изменяющейся ценой. Та же идея лежит в основе исследованиясовременным экономистом Ф.Хайеком спонтанного, т.е. самопроизвольного порядка.
В настоящее время функциюмеры стоимости выполняют бумажные деньги без всякого золотого обеспечения. Ведьи бумажные деньги однородны, поэтому, выражая цены товаров в национальныхвалютах, хозяйственные агенты могут легко сравнивать стоимости самыхразнородных товаров.
На практике цены непросто отклоняются от стоимости, а формируются вокруг «конструирующегостержня», отличающегося от стоимости. Положение К.Маркса о едином факторе,образующем стоимость, и о том, что цена – это денежное выражение даннойстоимости, вступило в противоречие с практикой. Оно может рассматриваться какдопущение или гипотеза, не способная отразить все многообразие и всюпротиворечивость реальной действительности.
При реализации товараденьги выполняют функцию средства обращения. В отличие от непосредственноготоварообмена (Т – Т) обмен товаров, совершающийся с помощью денег, называетсятоварным обращением. Формула товарного обращения Т – Д – Т состоит из двухактов: Т – Д – продажа и Д – Т – купля. При формуле Т – Т товар непосредственнообменивается на другой товар, т.е. отчуждение своего товара было одновременнои приобретением чужого товара. В формуле Т – Д – Т купля и продажа обособляются.За продажей товара может и не последовать купля. Если после продажи своеготовара владелец воздерживается от купли, то у какого-то другого товаровладельцаокажется нереализованным его товар, а он в свою очередь не может купить товар утретьего владельца товара и т.д. Это может отрицательно отразиться на процессепроизводства товаров.В функции денег как средства обращения первоначальновыступало золото в слитках. Это создавало известные трудности: необходимостьвзвешивания денежного металла, дробление его на мелкие части, установлениепробы и т.д. Постепенно слитки денежного металла заменялись на монеты. Вотличие от слитков, которые фигурируют в обмене по массе, монеты содержат всебе определенное количество золота и имеют свое наименование. Монеты обращаютсяв рамках отдельных государств, говорят на самых разных языках и носят различныенациональные одежды.
Деньги выполняют своюфункцию средства обращения мимолетно. В сйлу этого объективно возможна заменазолотых монет в процессе обращения бумажными деньгами: для товаропроизводителя,который продает свой товар и покупает другой, безразлично, обладают ли деньгисобственной стоимостью; в качестве средства обращения золотые монеты стиралисьи теряли в массе, но продолжали функционировать как полноценные деньги;правительства стали сознательно портить полноценные деньги, уменьшать их массу,не изменяя номинальной стоимости. Специалисты подсчитали, что в среднем золотаямонета ежегодно теряет 0,07 % собственной массы. Это означает, что за 2600 летобращения золотых монет общая величина потерь превысила 2 тыс. т золота.
Бумажные деньги появилисьв XII в. в Китае. О них t упоминает известный путешественник Марко Поло,посетивший Пекин в 1286 г. Бумажные деньги были выпущены в XVII в. в штатеМассачусетс в США. Правительства европейских стран к выпуску бумажных денегстали прибегать лишь начиная с XVIII в. В России бумажные деньги появились в1796 г. В настоящее время они функционируют во всех странах земного шара.
Деньги выполняют такжефункцию средства образования сокровищ, или средства накопления. Товарноеобращение в силу различных обстоятельств прерывается на первой метаморфозе (Т –Д), т.е. если за продажей товара не следует покупка другого товара, деньгиперестают обращаться, они оседают, уходят в сокровища. Это происходит приуменьшении размеров производства и обращения товаров при повышении их цен,когда часть денег на рынке становится излишней.
В то же время с ростомпотребностей рынка в деньгах определенная часть последних, находящаяся в формесокровища, переходит к выполнению функции средства обращения. В качествесокровища выступают не только деньги в монетной форме, но и накопления в видепредметов роскоши. Люди предпочитают держать свое богатство в виде денег, таккак деньги обладают абсолютной ликвидностью. Рациональный экономический субъектне станет в качестве средства накопления использовать мясо, хлеб, книги и др.,потому что эти товары не обладают абсолютной ликвидностью и не могут легкопревратиться в средство обращения. Обесценивающиеся бумажные деньги –непривлекательное средство накопления.
В функции средстваплатежа деньги выступают в тех случаях, когда товары продаются в кредит, т.е. вдолг. Неодинаковая продолжительность периода производства и обращения товаров,сезонный характер производства и сбыта ряда товаров обусловливают необходимостьих отчуждения с отсрочкой платежа. В момент погашения долга деньги выступаюткак средство платежа.
Свою функцию средстваплатежа деньги выполняют не только при оплате купленных в кредит товаров, но ипри уплате земельной ренты, налогов, квартирной и заработной платы.
С выполнением деньгамифункции средства платежа связано появление кредитных денег – векселей, банкнот,чеков.
Вексель – вид ценнойбумаги, письменное долговое денежное обязательство. Дает право владельцу(векселедержателю) по истечении срока требовать с должника (векселедателя)уплаты обозначенной в векселе суммы. Вексель выдается на сравнительно короткийсрок: формально в пределах года, чаще всего на 1 – 3 месяца.
Банкноты – денежныезнаки, выпускаемые эмиссионными банками при совершении кредитных операций(кредитные деньги). В отличие от бумажных денег они выступают как знак нетолько полноценных денег (золота), но и кредита. Имеют хождение в обращениинаряду с другими денежными знаками, свободно на них размениваются. При покупкетоваров, оплате услуг банковские билеты не имеют никаких преимуществ посравнению с казначейскими билетами и монетой.
Чек – денежный расчетныйдокумент установленной формы, содержащий приказ (поручение) владельца счетакредитному учреждению о выплате (перечислении) предъявителю чека указанной внем суммы. Денежный чек –расчетный документ, который используют предприятия,организации, население для получения в кредитных уч реждениях наличных денег.Существуют три основных вида чеков: именные (не подлежащие передаче); ордерные(допускающие их передачу другому лицу по индоссаменту, т.е. передаточнойподписи), предъявительские (передаваемые без индоссамента).
В ряде развитых стран вфункции средства платежа выступают специальные кредитные карточки – такназываемые электронные деньги
Кредитная карточка –именной платежно-расчетный документ, с помощью которого осуществляетсязаимствование денег или оплата приобретаемых товаров и услуг. Выпускаетсябанками, промышленными и торговыми предприятиями. Широко используется припредоставлении потребительского кредита, поскольку практически не требуетвремени для оформления покупки в долг. Более 2/3 американских семей используютих вместо наличных денег.
На международной аренеденьги выполняют функцию мировых денег. Длительное время эту роль выполнялозолото. Теперь широко используется валюта крупнейших держав мира (доллар, фунтстерлингов, марка), что выгодно для этих держав, так как эмиссия (выпуск денег)превращается в устойчивый источник дохода государства. Формируютсясоответствующие валютные зоны. В результате в функции мировых денег выступаюттак называемые резервные валюты. Резервные валюты – это официальные запасыиностранной валюты, предназначенные для внешнеэкономических и внутреннихопераций. Резервные валюты могут принадлежать государству, банкам,международным валютно-кредитным и финансовым организациям, предприятиям,объединениям, организациям, населению и др.
Некоторые западныеэкономисты выделяют не все пять функций денег. Так, К.Макконнелл и С.Брю вучебнике «Экономикс» выделяют только три функции денег: средствообращения, мера стоимости, средство сбережения. В книге Э.Дж.Долана и др.«Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика» такжевыделяются три функции денег: средство обращения – деньги, используемые дляпокупки товаров и услуг, а также для уплаты долгов; мера стоимости – денежнаяединица, применяемая для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг;средство накопления – актив, сохраняемый после продажи товаров и услуг иобеспечивающий покупательную способность в будущем.
Использование денег вразличных их функциях – важный момент стимулирования воспроизводства иуправления. С переходом к рыночному хозяйству роль денег существенно возрастаеткак в процессе ценообразования, регулирования товарного и денежного обращения,так и в управлении доходами и развитии внешнеэкономических связей. Чтобыстимулировать экономику, необходимо оздоровить финансы и денежное обращение,ликвидировать избыток денежной массы, добиться соответствия ее с товарнымиресурсами, сделать денежную единицу полновесной.
В XX в. функции денег ивообще роль золота в процессе обмена подверглись существенным изменениям.Повсеместно золото перестало выполнять перечисленные функции. Уход золота изобращения и прекращение выполнения им функций денег называется демонетизацией.Непосредственной покупательной силой обладают современные бумажные деньги. Ониявляются ликвидным, легкореализуемым и общепризнанным средством обмена.
Закон денежного обращения.Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежногообращения. Закон денежного обращения гласит: количество денег, необходимых дляобеспечения товарного обращения, равно сумме цен товаров, подлежащихреализации, минус сумма цен товаров, проданных в кредит, плюс платежи, покоторым наступил срок уплаты, минус сумма взаимопогашающихся платежей, и всеэто деленное на число оборотов одноименных денежных единиц. Формула количестваденег, необходимых для обеспечения товарного обращения, имеет следующий вид:
Д = (Р-К + П-ВП )/С0,
где Д – количестводенежных единиц, необходимых для обращения; Р, К, П – суммы цен реализуемыхтоваров, товаров, проданных в кредит, товаров, по которым наступили срокиплатежей соответственно; ВП – сумма взаимопогашающихся платежей; С0– скоростьоборота одноименных денежных единиц. Уравнение обмена, или, называемое иногдапо имени автора, американского ученого Ирвинга Фишера, «уравнениеФишера» выглядит следующим образом: произведение величины находящейся в обращенииденежной массы М на среднюю скорость обращения денежной единицы V равнопроизведению уровня цен Р на реальный объем национального продукта Q, т.е.
MV = PQ
Это уравнение позволяетрассчитать каждый из составляющих его параметров:
— обращаемая денежнаямасса: PQ/V; скорость обращения денежной единицы: PQ/M; средний уровень цен:MV/Q;
— денежная величинанационального продукта: MV/P. Механизм регулирования количества денег вобращении и обеспечения устойчивости денежной единицы по-разному действует приразличных типах денежных систем: металлического, бумажно-денежного ибанкнотного обращения.
В современных условиях вомногих государствах увеличивается эмиссия, которая превышает действительныепотребности оборота. Это ведет к инфляции – переполнению сферы обращенияденежными знаками сверх реальных потребностей национальной экономики и к ихобесцениванию. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению кзолоту, товарам и иностранным валютам, вследствие чего происходит в первомслучае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах; во втором – ростцен товаров; в третьем –падение курса национальной валюты по отношению киностранным денежным единицам.
Теории денег. Существуютразличные теории денег. Одна из них –металлистическая. Эта теория отождествляетденьги с благородными металлами. По мнению ее сторонников (меркантилистов),золото и серебро являются деньгами по своей природе, в силу своих естественныхсвойств. Они признают за деньгами только функции меры стоимости, сокровища имировых денег, которые выполняются благородными металлами.
Номиналистическая теориясчитает деньги знаками стоимости, условными счетными единицами. Наиболееразвернуто номиналистическая теория денег представлена немецким экономистомГ.Ф.Кнаппом в его книге «Государственная теория денег». В этой книгебыла выдвинута так называемая государственная теория денег, согласно которойденьги рассматривались как продукт государственной власти и правовых отношений.Бумажные деньги, по его мнению, – это установленное законом платежное средство.Их покупательная сила определяется государством.
Количественная теорияденег сводится к тому, что величина стоимости денег находится в обратнойзависимости от их количества, т.е. чем больше денег, тем меньше их стоимость.Сторонники этой теории заявляют, что до появления на рынке деньги не имеютникакой стоимости, а товары – своей цены. И лишь здесь то или иное соотношениемассы золота и товаров определяет их стоимость и цену.
Теория «регулируемойвалюты» представляет собой соединение основных положений номиналистическойи количественной теории денег. Ее представитель Дж.М.Кейнс восхваляет бумажныеденьги, усматривая их преимущество в том, что количество денег в обращенииможет определяться государством. В регулировании количества денег в обращенииДж.М.Кейнс видит средство нормализации уровня товарных цен, заработной платы,ликвидации безработицы.
Если в XIX в. основнымивопросами в денежной теории были природа денег, их функции, выбор’ масштаба цени устройство денежной системы, то теперь основными вопросами стали роль денег ввоспроизводстве, механизм влияния денежной массы на экономический рост игосударственная политика в области денежно-кредитной сферы. Если в XIX в.ученых волновали прежде всего качественные аспекты денежной теории, то в XX в. –главным образом количественные взаимосвязи.
1.4 Закон стоимости – экономическийзакон товарного производства
Сущность законастоимости. Закон стоимости – это закон товарного производства, по которомупроизводство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимостью,общественно необходимыми затратами труда. Он требует сведения индивидуальногорабочего времени к общественно необходимому, индивидуальной стоимости — кобщественной, а также к эквивалентности в экономических отношениях междусубъектами хозяйствования. Общественно необходимые затраты труда выступают вроли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и вкоторый товаропроизводители должны укладываться.
Если индивидуальныезатраты ниже общественно необходимых, то товаропроизводители выигрывают, акогда они выше, их экономическое положение ухудшается.
Закон стоимостиобусловливает не только определенное соотношение индивидуальных и общественнонеобходимых затрат труда, но и соответствие объема и структуры производстваобщественным потребностям. Это обстоятельство весьма существенно длярегулирования общественного производства с помощью закона стоимости. Последнийстимулирует тех производителей, которые создают продукты в соответствии собщественными потребностями и достигают^олее высокой производительности труда.Все они находятся под экономическим давлением и вынуждены осуществлятьпостоянный поиск резервов экономии затрат труда, учитывать запросы рынка.
Закон стоимости являетсязаконом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. Вреальной жизни в процессе установления рыночных цен учитываются и другиеусловия: спрос и предложение, соотношение цен на одноименные товары. Поэтому впроцессе использования закона стоимости могут сочетаться свободные, лимитные,контрактные, коммерческие и другие разновидности цен.
На ценообразование влияетневозможность повторного производства продукта. Это касается произведенийхудожников и скульпторов. Известно, что цены на картины растут с ростом известностиих авторов. Вот, например, цены, по которым продаются на современных аукционахпризнанные шедевры мирового искусства: Ренуар «Мост искусства вПариже» – 1500 тыс. дол.; Рембрандт «Портрет сына Титуса» – 2234тыс. дол.; Рембрандт «Портрет девушки в платье с золотой отделкой» –7260 тыс. фунтов стерлингов. Наиболее дорогими на аукционах являются автографыШекспира. Найдено всего три его подписи, каждая из них оценивается в 1 млн дол.Письмо Генриха VIII продано на одном из аукционов за 4500 фунтов стерлингов,письмо адмирала Нельсона – за 1250, фотографии с дарственными надписямиЧерчилля –за 200 – 300 фунтов стерлингов.
Продукты труда, которыеотражают талант создавших их мастеров, существуют в одном экземпляре. Крайняяформа редкости (неэластичности производства) определяет и крайнюю формуотклонения цены от стоимостной базы. Цены на эти товары (равно как и на другиев силу тех или иных причин невоспроизводимые продукты – старые марки, монеты)растут прямо пропорционально росту общественного богатства и денежныхсбережений населения.
Функции закона стоимости.Закон стоимости выполняет следующие функции. Первая функция – осуществлениеучета общественного труда через формирование общественно необходимых затраттруда.
Вторая функция состоит втом, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферамипроизводства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходятперелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальнойэкономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.
Третья функция –стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат.Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то длятого, чтобы не разориться, товаропроизводитель обязан снижать величину этихзатрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшимииндивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает рядэкономических преимуществ – ускорение реализации товаров, больший доход иприбыль. А как известно, прибыль – объективный стимул развития производительныхсил на базе ускорения научно-технического прогресса.
Четвертая функция –распределительная, когда с помощью цен осуществляется распределение иперераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями.
Пятая функция законастоимости заключается в том, что на его основе происходит дифференциациятоваропроизводителей. Индивидуальные затраты труда у товаропроизводителейнеодинаковы. При продаже товаров товаропроизводители, у которых они нижеобщественно необходимых, окажутся в выгодном положении – получат дополнительныйдоход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественнонеобходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки,нередко подвержены банкротству, разоряются.
По мере формированиямирового рынка действие закона стоимости распространяется и намирохозяйственные связи. Здесь национальные стоимости выступают какиндивидуальные, из которых образуются интернациональные. Страна с высокой производительностьютруда имеет низкие индивидуальные затраты труда и при продаже товаров поинтернациональной стоимости получает дополнительную прибыль, а с высокойиндивидуальной стоимостью – проигрывает. Однако это не означает, что стране снизкой производительностью труда внешнеторговые связи невыгодны. Оницелесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама ихпроизводить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости товаров,сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей экспортируемыхи импортируемых товаров.
Особенности действиязакона стоимости в Республике Беларусь. В условиях перехода к рыночнойэкономике в Республике Беларусь действие закона стоимости выражается в том, чтодоходы на всех уровнях хозяйствования жестко увязываются с конкретным вкладомкаждого звена в конечные результаты деятельности и невозможно обойтись безэкономического давления на субъекты хозяйствования. В таком случае неизбежнадифференциация товаропроизводителей и их доходов в определенных, довольнозначительных размерах. В связи с этим важное значение имеет социальная защитадоходов населения. Она включает в себя компенсацию населению потерь, связанныхс ростом цен и формированием рынка рабочей силы, регулирование уровня доходов;систему мер, связанную с защитой и охраной инвалидов, престарелых, многодетныхсемей, ветеранов войны и труда, семей погибших воинов, включая пенсии постарости, выплаты по нетрудоспособности и другие виды пособий по социальномуобеспечению. В основе такого механизма лежит контроль за индексом стоимостижизни, который представляет собой величину, фиксирующую изменение цен наопределенную группу товаров, входящую в так называемую потребительскую корзину,в текущем периоде по сравнению с базисным.
«Потребительскаякорзина» – определенный набор основных продуктов питания,непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих человеку потребление напринятом в обществе минимально допустимом уровне. В нее входят товары первойнеобходимости: хлеб и хлебобулочные изделия, мясные и молочные продукты, сахар,растительное масло, одежда, обувь, товары длительного пользования и расходы насоциально-культурные нужды. Связь закона стоимости с законом спроса ипредложения. Закон стоимости тесно связан с законом спроса и предложения.Последний выступает как форма реализации первого. Закон спроса и предложения –экономический закон, действующий в условиях товарного производства. Он отражаетвзаимосвязь спроса и предложения при обмене товаров. Если предложение намногопревышает спрос, цена на рынке снижается и становится ниже стоимости.Дальнейшее снижение цены вызывает еще большее увеличение спроса.Противоположная ситуация складывается, если спрос превышает предложение. В этомслучае рыночные цены повышаются, что стимулирует предложение этого видатоваров. В отрасли, спрос на продукцию которой превышает предложение, а ценысоответственно превышают стоимость, осуществляется перелив капиталов и современем предложение продукции этих отраслей увеличивается. В результате ценыприближаются к уровню, при котором наступает равновесие между спросом ипредложением, формируется равновесная рыночная цена, или цена равновесия.
Факторы, определяющиестоимость. По Марксу, в основе стоимости лежит только один производственныйфактор – труд работников. Иной позиции придерживаются современные экономисты.Они в той или иной степени разделяют концепцию, согласно которой в основестоимости лежит не один, а несколько производственных факторов труд, капитал(средства производства), природный фактор (земля), предпринимательскиеспособности. В соответствии с этим признается, что стоимость, во-первых,формируется всеми факторами, во-вторых, распадается на доходы.
Проблема стоимости можети должна решаться не на противопоставлении, а путем согласования, сочетанияподходов. При определении ценностей товара важно учитывать как затраты (труд,рабочее время), так и результаты (количество и качество полезности), ихвзаимодействие.
Существуют достаточномногочисленные работы, в которых показывается, что равновесные цены приопределенных условиях тождественны стоимостям, а структура вектора равновесныхцен совпадает со структурой вектора стоимости. Наиболее известные модели такогоплана разрабатывались в теории оптимального функционирования экономики(В.С.Немчинов, В.В.Новожилов). На Западе к похожим выводам пришли П.Самуэльсон,Д.Ремер, С.Холландер, М.Моришима.
Список использованных источников
1. Экономическая теория: Учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, А.И.Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – 2-ое изд., перераб.– Мн.: Выш. шк., 2004. – 366 с.
2. Ефимова Е.Г. Экономическая теория: учеб. пособие/Е.Г.Ефимова – М.: МГИУ, 2007. – 198с.
3. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр, и доп. / Подоб. Ред.академика В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М,: ИНФРА-М, 2005. – 322 с.
4. Экономическая теория: учеб. для вузов/ под ред. И.П.Николаевой. – М.: Проспект, 2007.-576 с.
5. Чепурин, М. Н. Курс экономической теории: учебник / Подред. Чепурина М.Н., Киселевой В.А. – 4-е дополненное и переработанное издание.– Киров: АСА, 2002 г. — 752 с.
6. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др.; Под. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.:БГЭУ, 1997. – 550 с.
7. Симкина, Л. Г. Экономическая теория, 2-е издание / Л. Г.Симкина. – Санкт – Петербург, 2008 г. – 384 с.