ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Пермскийгосударственный педагогический университет»
Кафедра иностранных языков
КРАТКИЙ КУРС ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Учебно-методическоепособие
для студентовзаочного отделения
2-е издание, исправленное идополненное
Пермь
ПГПУ
2008
УДК802.0
ББКШ 143.21-923
К78
Р е ц е н з е н т :
старший преподавателькафедры иностранных языков, лингвистики и
межкультурнойкоммуникации Пермского государственного
технического университетаТ. Э. РыловаАвторы-составители: ст. преп. каф.иностранных языков Н.П. Зонина, ст. преп. каф. иностранных языков Н.В.Карпенко
К 78 Краткий курсграмматики английского языка: учеб.-метод. пособие для студентов заочногоотделения / авт.-сост. Н.П. Зонина, Н.В. Карпенко; Перм. гос. пед. ун-т. – 2-еизд., испр. и доп. – Пермь, 2008. – 80 с.
В издании освещаютсяосновные грамматические явления современного английского языка, знание которыхнеобходимо для правильного письма, ведения беседы и понимания текстов наанглийском языке. Теоретический материал предлагается на русском языке, кназваниям грамматических терминов приводятся английские эквиваленты.Использованы примеры из оригинальной художественной литературы и грамматикизвестных английских издательств.
Последовательностьизложения материала исходит из опыта работы со студентами заочного отделения иосновывается на принципе «от простого к сложному». В то же время изложениематериала позволяет изучать одни темы независимо от других, поэтомупоследовательность их изучения можно изменять, исходя из потребностейпреподавания.
Предназначено длястудентов заочного отделения.
УДК802.0
ББКШ 143.21-923
Печатается по решениюучебно-методического совета
Пермскогогосударственного педагогического университета
© Зонина Н.П., КарпенкоН.В., составление, 2005
© Зонина Н.П., КарпенкоН.В., составление, 2008
© ГОУ ВПО «Пермскийгосударственный
педагогическийуниверситет», 2008
Предисловие
В настоящее время на земном шаресуществует более двух тысяч различных языков и диалектов. В одних случаях этоязык, на котором говорят всего лишь несколько тысяч человек. В других случаяхязык обслуживает огромное число говорящих. К таким языкам относятся русский,китайский, английский, испанский, французский и арабский языки.
Английский язык распространен во всехчастях света. Он является родным языком большинства населения Великобритании,Австралии, Новой Зеландии, Соединенных Штатов Америки, Канады. Богата иразнообразна художественная литература на английском языке.
Изучение английского языка очень актуальносегодня. В большинстве стран мира английский язык широко используется вдипломатии, при составлении деловых и коммерческих документов. Он являетсяодним из пяти официальных языков Организации Объединенных Наций, наряду сфранцузским, испанским, русским и китайским.
Каждый седьмой человек в мире либо знает,либо изучает английский язык. Изучение иностранного языка является обязательнымв каждом высшем учебном заведении и базируется на двух основных аспектах –обучении лексике и грамматике. Предлагаем вашему вниманию краткий курсграмматики английского языка и надеемся, что он поможет либо усвоить заново,либо систематизировать уже имеющиеся знания по грамматике.
1. Существительное (the noun)
Имя существительное – это часть речи,которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто это?» или «что это?»
Существительные в английском языкеразделяются на исчисляемые и неисчисляемые. Исчисляемые существительныеобозначают предметы, которые можно сосчитать: a chair– стул, a lawyer – юрист, a question – вопрос. Неисчисляемые существительные — этоназвания веществ и абстрактных понятий, которые не поддаются счету: water– вода, milk – молоко, freedom – свобода, friendship – дружба и пр. Исчисляемые существительные употребляются в единственномчисле и множественном числе. Неисчисляемые существительные множественного числане имеют.
Некоторые существительные в английскомязыке употребляются только в единственном числе: advice – совет,советы; knowledge – знания; news – новость, новости; money– деньги.
Некоторые существительные в английскомязыке употребляются только во множественном числе: spectacles –очки, trousers – брюки, scissors – ножницы, goods– товар, товары, clothes – одежда, wages – зарплата.
1.1 Множественное число существительных (the Plural)
Существительное в английском языке имеетединственное (the singular form)и множественное число. Большинство существительных в английском языке образуютмножественное число прибавлением к форме единственного числа окончания “– s”.Окончание “ – es” прибавляется, если:
· существительное в единственномчисле заканчивается на
шипящий или свистящий звук ( -s, -ss, -sh, -ch, -tch,-x):
a bus – buses, a lunch –lunches, a class – classes, a watch – watches, a bush – bushes, a box – boxes;
· существительное в единственномчисле заканчивается на “– у”
с предыдущей согласной; при этом “– у”изменяется на “– i”:
a story – stories, a fly –flies.
Примечание. Если перед “– у” стоитгласная, то прибавляется окончание “– s”по общему правилу: boy –boys, day – days;
· существительное в единственномчисле заканчивается на“– о”:
a hero – heroes, a tomato –tomatoes.
Исключения: a piano – pianos, a photo – photos, a disco — discos.
· существительное в единственномчисле заканчивается на “– f”
или “– fe”, при этом “f” изменяетсяна “v”:
a wife – wives, a shelf –shelves, a wolf – wolves, a knife – knives, a life – lives.
Исключения: a roof – roofs, a chief – chiefs, a safe – safes.
Окончание “– s (es)” произносится:
[s] — после глухих согласных:
a lamp – lamps [lxmps], a lake– lakes [leiks]
[z] — после гласных и звонкихсогласных, кроме:
a train – trains [treinz], asea – seas [si:z]
[iz] — после шипящих и свистящихзвуков:
a place – places [‘pleisiz], arose – roses [‘rouziz], a wish – wishes [‘wiSiz],
a bench – benches [‘bentSiz], apage – pages [‘peidZiz].
Особые случаи образования множественногочисла существительных
· Множественное число некоторыхсуществительных образуется
изменением корневого гласного (без добавления окончания): a man [mx n] – men [men], a woman [‘wumqn]– women [‘wimin], a foot – feet, a tooth – teeth ,
a goose – geese, a mouse –mice.
· Существительное child[‘tSaild] во множественном числе имеет форму
children [‘Cildrqn],существительное ox – oxen.
· Существительные sheep– овца, deer – олень, fish – рыба
имеют одинаковую форму в единственном имножественном числе.
· Некоторые существительныелатинского и греческого происхождения
сохраняют формы множественного числа,которые они имели в этих языках:
a datum – data, a phenomenon – phenomena,a crisis – crises, a radius – radii.
· У сложных существительных формумножественного числа принимает
только главное существительное: a daughter-in-law – daughters-in-law,
a school-mate – school-mates, apasser-by – passers-by.
1.2 Падежи существительных
В отличие от русского языка, где естьшесть падежей существительного, в английском языке их лишь два: общий (the Common Case) и притяжательный (the Possessive Case).
Общий падеж не имеет специальных падежныхокончаний. Связь существительного в общем падеже с другими словами выражаетсяпредлогами, а также определяется местом существительного в предложении.
Существительное в общем падеже с предлогом“to” или “for” может соответствовать русскомусуществительному в дательном падеже:
I gave the ticket to mysister. – Я отдал билет своей сестре.
Не bought a ball for his son. – Он купил сыну мяч.
Сочетание существительного в общем падежес предлогом “of” преимущественно соответствует русскому родительномупадежу:
the answers of thestudents – ответы студентов.
Общий падеж существительного с предлогами“by” и “with” часто выражает такие отношения между словами,которые в русском языке передаются творительным падежом:
America was discovered byColumbus. – Америка была открыта Колумбом.
The letter was written withа red pencil. – Письмо было написано красным карандашом.
1.3 Притяжательный падеж(the Possessive Case)
Притяжательный падеж отвечает на вопросwhose? (чей?, чья?, чье?, чьи?).
Притяжательный падеж единственного числаобразуется прибавлением к существительному апострофа ( ’ ) и окончания “ – s”,которое произносится:
[s] – после глухих согласных:
Kate’s [keits] toy – игрушка Кати,
[z] – после гласных и звонкихсогласных:
Uncle Tom’s [tOmz] Cabin – хижина дяди Тома,
[iz] – после шипящих и свистящихзвуков:
Alice’s [‘x lisiz] adventures –приключения Алисы.
· Если существительное вединственном числе заканчивается на “- s, — ss,
— х,” то на письме в притяжательном падежедобавляется преимущественно только апостроф, хотя обычное обозначение “–’s”также возможно; в обоих случаях окончание произносится [iz]:
James’ (или James’s) coat– пальто Джеймса,
Dickens’ (или Dickens’s) life– жизнь Диккенса.
· Если существительное вомножественном числе заканчивается на
“ – s”, то впритяжательном падеже к нему добавляется только апостроф, а в произношенииникаких изменений не происходит:
my parents’ car – машина моих родителей.
· Если существительное вомножественном числе не заканчивается на
“ – s”, то егопритяжательный падеж образуется так же, как и в единственном числе, то естьдобавлением “–’s”: children’s shoes – туфли детей.
Существительное в притяжательном падеже,как правило, стоит перед другим существительным и служит определением к нему.На русский язык оно переводится родительным падежом существительного илипритяжательным прилагательным: children’s notebook – тетрадь детей, детскаятетрадь.
В притяжательном падеже употребляютсяв основном существительные, которые обозначают названия живых существ:
a girl’s name – имя девочки,the horse’s tail – хвост лошади.
Кроме этого, в притяжательном падеже употребляются:
а) существительные, которые обозначаютвремя и расстояние:
three weeks’ holiday – трехнедельный отпуск, a mile’s distance – расстояние в одну милю;
б) названия стран, городов, планет, атакже слова country, town, city, world, ocean, river: Italy’s largest city– крупнейший город Италии, the world’s population – население мира; the sun’s rays– лучи солнца, the moon’s surface – поверхность Луны.
1.4 Существительные в функции определения
Существительное в общем падеже безпредлога, стоящее перед другим существительным в общем падеже, является определениемк нему и переводится прилагательным или существительным в косвенномпадеже с предлогом или без него, а иногда придаточным определительнымпредложением. Такие словосочетания очень характерны для английского языка:
a tennis ball – теннисный мячик, a bank manager – менеджер банка, a TV programme – телевизионнаяпрограмма, the garage door– дверь гаража.
Иногда все сочетание переводится однимсуществительным:
a dining room – столовая, atelephone operator – телефонист.
Некоторые существительные пишутся слитно сопределениями:
headache – головная боль, toothpaste –зубная паста, a weekend – выходные.
В современном английском языкесуществительное часто имеет не одно, а несколько определений, выраженныхсуществительными в общем падеже:
World Swimming Championship – Мировой чемпионат поплаванию.
1.5 Артикль (the Article)
В английском языке, в отличие от русского,перед существительными (или словами, определяющими существительное)употребляется особое служебное слово – артикль. В английском языке есть дваартикля – неопределенный (the indefinite article) и определенный (the definite article).
Неопределенный артикль имеет две формы:“а” [q] и “an” [qn]. Форма “а” употребляется перед словами, которыеначинаются с согласного звука: a child, a nice evening. Форма “an” употребляетсяперед словами, которые начинаются с гласного звука: an umbrella, an apple.
Неопределенный артикль произошел отанглийского числительного
“one” – “один”, поэтому он употребляетсятолько перед исчисляемыми существительными в единственном числе.
Определенный артикль имеет однуграфическую форму “the”, которая произносится [Dq] перед словами, которыеначинаются с согласного звука
(the dog, the party),и [Di] перед словами, которые начинаются с гласного
(the evening, the oldman). Определенный артикль происходитот указательного местоимения “that” – “тот” и употребляется передсуществительными в единственном и множественном числе.
1.5.1 Употребление неопределенного артикля
· Неопределенный артикльупотребляется с существительным, которое называет какой-нибудь (любой) предметиз класса однородных предметов.
This is atable. – Это стол (а не стул и не кровать).
I need apencil. – Мне нужен карандаш (любой карандаш).
His father is adoctor. – Его отец – врач (тоесть его отец является одним из тех, кого мы называем словом doctor,в отличие от teacher, worker и т.д.).
· Неопределенный артикльупотребляется, если лицо или предмет упоминаются впервые. При их повторномупоминании перед соответствующим существительным употребляется определенныйартикль.
Не sat up and took a wallet out of the insidepocket of his coat. Opening thewallet he pulled some notes out. – Он встал и вынул бумажник из внутреннего карманапиджака. Приоткрыв бумажник, он вытянул оттуда несколько банкнот.
· Неопределенный артикльупотребляется перед исчисляемым существительным в единственном числе послеоборота “there is” (“therewas”, “ there will be”),который вводит предмет, еще неизвестный читателю или собеседнику: There is anewrestaurant in Sibirskaya Street.– На Сибирской появился новый ресторан.
· В некоторых случаях неопределенныйартикль сохраняет свое
первоначальное значение – “один”: Aminute passed.– Прошла минута.
We have dictations twice aweek. – Мы пишем диктанты дважды в неделю.
· Неопределенный артикльупотребляется в некоторых устойчивых
словосочетаниях, например: to go for a walk – ходить на прогулку, to have a look – взглянуть, to be in a hurry – спешить, for a long time – долго, a few / a little – немного, a lot of – много,as a rule – как правило, to have a good time – хорошо провести время, it is apleasure – это приятно, it’s a pity – жаль и т. д.
1.5.2 Употребление определенного артикля
· Определенный артикль употребляетсяс существительным, когда речь идет об определенном предмете (или предметах),когда собеседникам из ситуации ясно, о каком предмете идет речь:
My watch is on thetable. – Моичасы на столе (на вполне определенном столе, скажем, на том, который стоит вэтой комнате.)
Thepencil is black. – Карандаш черный (имеется ввиду вполне определенный карандаш).
Thedoctor examined John. – Врач осмотрел Джона (речьидет о конкретном враче).
· Определенный артикль употребляетсяперед существительными, которые
обозначают предметы, единственные в своемроде, например, the sun – солнце, the moon – луна, the earth– земля, the sky – небо. Определенный артикльупотребляется также перед существительными – названиями предметов, единственныхв определенной ситуации. Так, описывая комнату, определенный артикльупотребляется с такими словами, как the floor– пол, the ceiling – потолок, так как вкомнате есть лишь один пол и один потолок.
· Определенный артикль употребляетсяперед существительным с
определением, выраженным прилагательным впревосходной степени сравнения (только один предмет среди ему подобных в даннойситуации может иметь наибольшую меру качества):
What is the longest riverin the world? – Какая самая длинная река в мире?
· Определенный артикль употребляетсяперед существительными с определением, выраженным порядковым числительным:
England in theseventeenthcentury. –Англия в XVII веке.
· Определенный артикль употребляетсяв некоторых устойчивых
словосочетаниях, например: to go to the theatre (the cinema) – ходить в театр(кино), to listen to the radio – слушать радио, to play the piano – играть на пианино, the other day – на днях, to tell the truth– no правде говоря, in the country – в сельской местности, in the morning – утром и др.
1.5.3 Употребление определенного артикля сименами собственными
Определенный артикль употребляется:
· если фамилия стоит вомножественном числе и обозначает семью в целом – всех членов семьи.
Have you invited the Pavlovs? – Вы пригласили Павловых?
· с названиями некоторых стран иместностей: the Netherlands –
Нидерланды, the Philippines – Филиппины, the Caucasus – Кавказ, the Crimea – Крым, the Ukraine – Украина;
· с названиями стран, в составкоторых входит нарицательное имя
существительное с одним или несколькимиопределениями, употребляются с определенным артиклем: the United States of America, the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland;
· с названиями пустынь, океанов,морей, заливов, проливов, каналов и
рек: the Sahara Desert, the Atlantic Ocean, the BlackSea, the Gulf of Mexico, the English Channel, the Mississippi;
· с названиями озер, если передименем собственным не стоит слово lake
– озеро: the Baikal(но Lake Baikal – озеро Байкал);
· с названиями групп островов: the British Isles, the Canaries, the Bagamas (названия отдельныхостровов употребляются без артикля: Cuba, Isle of Man); с названиями горных хребтов: the Urals, the Carpathians, the Alps, the
Rocky Mountains, the Caucasus,(названия отдельных гор, горных вершин употребляются без артикля: Elbrus, Ben Nevis);
· с названиями театров, кинотеатров,концертных залов, клубов,
отелей, картинных галерей, музеев, газет: the Royal Opera House, the Odeon Cinema,the Albert Hall, the Hilton Hotel, the National Gallery, the British Museum,the Washington Post, the Financial Times;
· с названиями организаций и политических партий: the Labour Party, the United NationsOrganization, the BBC, the European Community.
1.5.4 Отсутствие артикля передсуществительными (нулевой артикль)
Артикль не употребляется:
· перед существительными вединственном и во множественном числе,
обозначающими предмет в обобщенном смыслеили группу неопределенных предметов: Crime is a problem in most big cities.
· если перед существительным стоитпритяжательное, указательное или вопросительное местоимение, а такженеопределенные местоимения some, any, no, each, every: my brother – мой брат, this country – эта страна, some students – несколько студентов, every year – каждый год;
· если перед существительным стоитдругое существительное в
притяжательном падеже: the horse’s owner –хозяин лошади;
· перед названиями дней недели,месяцев и в большинстве случаев перед названиями времен года:
on Monday – в понедельник, in July– в июле, in autumn – осенью;
· если перед или после него стоитколичественное числительное:
lesson ten – десятый урок, five pages– пять страниц;
· перед существительными, которыеобозначают вещества:
The human body is about 50% water. – Человеческое тело почти на 50% состоит из воды;
· перед неисчисляемыми абстрактнымисуществительными:
“Silence!” shouted the teacher.– «Тишина!» – закричал учитель;
· во многих устойчивыхсловосочетаниях:
at night – ночью, by train– поездом, to have breakfast – завтракать, to take place– происходить, иметь место, to go to bed – ложиться спать, from time to time – время от времени, at home– дома, at school – в школе и др.
1.5.5 Отсутствие артикля перед именамисобственными
Артикль не употребляется:
· перед именами и фамилиями людей,кличками животных: Mary Smith;
· перед названиями дней недели, месяцев, времен года: on Wednesday, on Monday, in January, inSeptember, in winter, in spring, in summer, in autumn;
· перед названиями континентов,стран, городов: Europe, Russia, London;
· перед названиями одиночных горныхвершин, одиночных островов: Everest, Kilimanjaro, Kazbek, Mont Blanc, Majorca, Cyprus,Bermuda, Haiti;
· перед названиями озер со словом lake:Lake Superior, Lake Ontario;
· перед названиями улиц, площадей,мостов, дорог и парков: Oxford Street; Piccadilly Circus, Trafalgar Square, TowerBridge, Broadway;
· перед названиями важных зданий иучреждений, состоящих из двух слов, первое из которых часто имя человека илиместа: Cambridge University, Victoria Station, Westminster Abbey, Buckingam Palace.
2. Прилагательное (the adjective)
Прилагательное – эточасть речи, которая обозначает признак предмета. Прилагательные в английскомязыке не изменяются ни по числам, ни по родам, ни по падежам. Они изменяютсялишь по степеням сравнения.2.1 Степени сравнения прилагательных (the Degrees of Comparison)
Качественные прилагательные в английскомязыке имеют основную (положительную) форму (the positive degree), сравнительную степень (the comparative degree) и превосходную степень (the superlative degree).
У односложных прилагательных и некоторыхдвусложных прилагательных степени сравнения образуются прибавлением к основнойформе прилагательного окончаний
· “– еr” в сравнительной степени,
· “– est” в превосходной степени:
cold – colder – coldest – холодный– холоднее – самый холодный;
large – larger – largest – большой – больше – наибольший;
hot – hotter – hottest – горячий – горячее – самый горячий;
easy – easier – easiest – простой – проще – самый простой.
У многосложных прилагательных степенисравнения образуются добавлением к основной форме прилагательного слов
· “more” – более или“less” – менее в сравнительной степени,
· “most” – самый,наиболее,“least” – наименее в превосходной степени:
dangerous – more dangerous – most dangerous – опасный– более опасный – самый (наиболее) опасный;
dangerous – less dangerous – least dangerous –опасный – менее опасный –наименее опасный.
Некоторые прилагательные образовываютстепени сравнения не по правилам, а меняют свой корень:
good – better – best – хороший – лучше – наилучший;
bad – worse – worst – плохой – хуже – наихудший;
many – more – most – многие – больше – наибольший;
little – less – least – маленький – меньше – наименьший.
При сравнении в предложении обычноупотребляется союз than – чем:
The exam was easier thanwe expected. – Экзамен был легче, чем мы ожидали.
Существительное, которое имеетопределение, выраженное прилагательным в превосходной степени, употребляется сопределенным артиклем: the highest mountain – самая высокая гора, the most enjoyable holiday – самый приятный отпуск.
2.2 Сравнительные обороты
При сравнении предметов с одинаковой меройкачества употребляется прилагательное в основной форме, которое ставится междусоюзами “as… as”: I am as tall as you.– Я такой же высокий, как и ты.
Для выражения меньшей меры качестваприлагательное в основной форме ставится между “ not as… as” или “not so… as”:
He isn’t as rich as his brother. – Он не так богат, как его брат.
Today it isn’t so cold as yesterday. – Сегодня не так холодно, как вчера.
Если одно событие зависит от другого, используетсясравнительная конструкция “the … the” с двумя прилагательными в сравнительной степени:
The younger you are, the easierto learn. – Чем ты моложе, тем легче учиться.
The more expensive the hotel,the better the service. – Чем дороже отель, тем лучше обслуживание.
3. Наречие (the adverb)
Наречие – часть речи, которая указывает напризнак действия или на обстоятельства, при которых протекает действие, т.е.где, как, когда и каким образом что-то происходит. В предложении наречие всегдаявляется обстоятельством.
3.1 Образование наречий
· Некоторые наречия в английскомязыке совпадают по форме с
прилагательными: fast – быстрый,быстро; early – ранний, рано; loud – громкий,громко. Их легко отличить от прилагательных, так как наречие, как правило, относитсяк глаголу, а прилагательное – к существительному:
They got up early yesterday. – Они встали рано вчера.
They grow early vegetables. – Они выращивают ранние овощи.
· Некоторые наречия имеют две формы.Одна из них совпадает по
форме и значению с соответствующимприлагательным, другая образуется с помощью суффикса “– ly” иимеет другое значение:
late – поздний; late – поздно; lately– недавно, за последнее время;
close – закрытый, близкий; close – близко,почти; closely – внимательно;
hard – трудный, твердый, усердный; hard– усердно; hardly – едва.
3.2 Степени сравнения наречий
Наречия образа действия и некоторые другиенаречия имеют степени сравнения. Сравнительная степень сравнения односоставныхнаречий образуется с помощью окончания “– еr ”, превосходнаястепень с помощью окончания окончания “– est”:
late – later – latest, fast –faster – fastest.
Степени сравнения наречий, имеющих два иболее слогов, образуются с помощью слов “more” (всравнительной) и “most” (в превосходной степени):
quietly – more quietly – mostquietly, carefully – more carefully – most carefully.
Степени сравнения наречий well– хорошо, badly – плохо, little – мало, much– много образовываются от других корней:
well – better – best, badly –worse – worst, little – less – least, much – more – most.
3.3 Место наречий в предложении
· Наречия образа действия, какправило, ставятся после смыслового
глагола: He smiled kindly. She didn’t work hard. They speakEnglish well.
· Наречия места и времени стоят напоследнем месте в предложении,
причем сначала ставится наречие места, апотом времени:
I’ll meet you there. He isalways at home at 6 o’clock in the evening.
Наречие времени может стоять и на нулевомместе в предложении:
Yesterday I went to the cinema.
· Наречие неопределенного времениставится перед смысловым глаголом,
но после глагола “to be”или после первого вспомогательного глагола:
He also plays tennis andvolleyball. They rarely watch TV.
I am never ill. They areusually at home in the evening.
I will always remember you. Itdoesn’t often rain here.
· Наречие “sometimes” можноставить в начале, конце предложения или перед смысловым глаголом:
Sometimes I feel sad. I feelsad sometimes. I sometimes feel sad.
· Наречие “only” ставитсяперед тем словом, которое оно определяет:
Only Jimmy can draw so well.She can’t write, she can only read.
· Наречия “too” – тоже (вутвердительных предложениях) и “either” – тоже (в отрицательныхпредложениях) всегда стоят на последнем месте:
I’m staying at home too. I’mnot going out tonight either.
Примечание. Наречие “too”перед прилагательным или другим наречием переводится слишком, чересчур:
You work too hard. She is tooyoung to get married. It costs too much money.
4. Числительное (the numeral)
Имя числительное – часть речи, котораяобозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.Числительные в английском языке подразделяются на количественные (cardinal numerals) и порядковые (ordinal numerals) числительные.
4.1 Количественные числительные
· Простые количественныечислительные:
1 – one 6 – six 11 – eleven
2 – two 7 – seven 12 – twelve
3 – three 8 – eight 100 – a (one) hundred
4 – four 9 – nine 1,000 – a (one) thousand
5 – five 10 – ten 1,000 000 – a (one) million
· Количественные числительные от 13до 19 образуются прибавлением
суффикса “ – teen” ксоответствующим числительным первого десятка, которые в трех случаях (13,15,18)перед суффиксом “ – teen” изменяются в написании и произношении:
3 – three [Tri:] 13 – thirteen[‘TW’ti:n]
4 – four 14 – fourteen
5 – five [faiv] 15 – fifteen[‘fif’ti:n]
6 – six 16 – sixteen
7 – seven 17 – seventeen
8 – eight [eit] 18 – eighteen[‘ei’ti:n]
9 – nine 19 – nineteen
Числительные от 13 до 19 имеют дваударения – на первом слоге и на суффиксе: fifteen [‘fif’ti:n], nineteen [‘nain’ti:n].
· Названия десятков образуютсяприбавлением суффикса “– ty” к
соответствующим числительным первогодесятка, при этом некоторые из них изменяют произношение и написание:
2 – two [tu:] 20 – twenty[‘twenti]
3 – three [Tri:] 30 – thirty[‘TW:ti]
4 – four 40 – forty
5 – five [faiv] 50 – fifty[‘fifti]
6 – six 60 – sixty
7 – seven 70 – seventy
8 – eight 80 – eighty
9 – nine 90 – ninety
Ударение в числительных, которыеобозначают десятки, падает на первый слог: twenty [‘twenti],forty [‘fLti], eighty [‘eiti].
· В составных числительных переддесятками (а если нет десятков, то перед
единицами) в любом разряде употребляетсяслово “and”:
235 – two hundred andthirty-five 4, 007 – four thousand and seven
581,462 – five hundred andeighty-one thousand four hundred and sixty-two.
· Числительные hundred, thousand, million во множественном числе не
имеют окончания “– s”,если перед ними стоит другое числительное:
564 – five hundred andsixty-four 8,000 – eight thousand
Но если эти числительные употребляются cсуществительным с предлогом “of”, то есть, если перед ними нет другого числительного,они принимают во множественном числе окончание “– s”:
hundreds of students – сотни студентов, thousands of books – тысячи книг.
4.2 Порядковые числительные
· Порядковые числительные, кромепервых трех, образуются из
соответствующих количественныхчислительных прибавлением суффикса
“– th”. У некоторыхчислительных появляются изменения в написании: