Содержание
Введение
1. Современное понятиесодержания образования, его цели и задачи
2. Теории и видыобразования
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Обучение— процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводствачеловека как субъекта общественных отношений. Строительным материалом,источником «создания» личности служит мировая культура — духовная иматериальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта.
Подсодержанием образования следует понимать ту систему научных знаний,практических умений и навыков, а также мировоззренческих инравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессеобучения, это та часть общественного опыта поколении, которая отбирается всоответствии с поставленными целями развития человека и в виде и формациипередается ему. Образование можно представить как процесси результат усвоения определённой системы знаний, умений и навыков, способовмышления, обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности.В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Теоретическоезначение темы обозначено тем, что разработка новых образовательныхметодик, проведение исследований по этой теме направлены на совершенствованиесовременной системы образования. А применение на практике новейших образовательныхтехнологий, в свою очередь, положительным образом сказывается на формированииличности, соответствующей социальным требованиям, это и обуславливаетпрактическое значение темы данной работы.
Цельданной работы – проанализировать содержание образования.
Задачи:
1. Датьсовременное понятие содержанию образования, определить его цели и задачи.
2. Рассмотретьосновные теории и виды образования.
Структураработы: введение, два параграфа, заключение, список использованной литературы.
Список литературы включает в себя учебные пособия по педагогике, учебное пособие под редакцией В. В. Краевского и И. Я. Лернера «Теоретические основы содержания общего среднего образования», в которых отражены теоретические основы современной системы образования, труд А. М. Новикова «Методология образования», в котором описаны основные теории образования, а также статьи Н. И. Заикина «Цели и содержание современного образования» и М. П. Карпенко «Цели и задачи современного образования», в которых в полной мере отражены цели, задачи и современное понятие содержания образования.
1. Современноепонятие содержания образования, его цели и задачи
Образованиево все времена было и остается соразмерным процессу исторического развитиячеловеческого сообщества. Осмысление сущностных и глубинных целей образования иего содержания во все времена было и остается основным компонентомобразовательного процесса — объективным требованием времени. Изучениесодержания образования — следующая логическая ступень в формировании образашколы. И это изучение должно быть проведено не только на основе экспертныхоценок, пусть даже коллективных и очень компетентных (например, уважаемыхпредставителей учебно-методических объединений), но и посредством обоснованных- научно доказанных фактов.
Передобщим образованием ставится цель вооружить человека знаниями и умениямипользоваться материальными и духовными продуктами, средствами информации,массовой коммуникации и передвижения, грамотно ориентироваться в огромном миреокружающих нас вещей.[1]
Потребностиэтой профессиональной сферы человека должны определять цели и содержание общегообразования. Путей их реализации может быть выделено много. Наиболее важнымиявляются следующие восемь содержательных направлений развития общегообразования.
Первое,что мы должны дать в общем образовании это — адекватную реальностиестественнонаучную картину мира. «Без естествознания, нет спасения современномучеловеку,» — справедливо еще в прошлом веке писал А.И. Герцен, — «без негогде-нибудь в душе остается монашеская келья и в ней мистическое зерно».[2]
Второетребование, как логическое продолжение первой задачи, заключается в доведениидо обучающихся правил их поведения в социуме. «Создает человека природа, норазвивает и образует его общество», — подчеркивал В.Г.Белинский.[3]Поэтому уже со школьной скамьи человек должен знать установленные обществомсоциальные нормы и традиции социума, к которому он принадлежит. Третьенаправление связано с физическими началами в человеке как части природы. Здесьактуальными выступают проблемы его безопасности и выживания. Уже с древнихвремен, например, в школах Пифагора и Платона, были установлены правилафизической гигиены человека, с которыми нам — людям конца II тысячелетиянеобходимо считаться и развивать, особенно в современных неблагополучныхэкологических условиях. Четвертая задача общего образования сопряжена стенденцией значительного ухудшения здоровья молодого поколения. Пятоенаправление общего образования целесообразно связать с развитием природныхспособностей молодого поколения. Шестой путь развития общего образованияобусловлен необходимостью приобщения юношей и девушек к достижениям культуры,формированию у них навыков ориентации в ее многообразных проявлениях. Седьмое,предполагается обязательное овладение не только родным, но и иностраннымиязыками. Их незнание ведет к нашей изоляции от мирового образовательногопространства и ограничению межкультурного общения. Наконец, результатом восьмогонаправления в общем образовании, как уже было подмечено, должен стать человеккак профессионально грамотный потребитель материальных и духовных продуктовобщества. Проблема целей и содержания образования должна занять статус,соответствующий ее роли в обществе.
Итак,образование — это процесс и результат усвоения человеком систематизированныхзнаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения ипознавательных процессов.
2. Теориии виды образования
Насодержание образования оказывают большое влияние методологические позицииразных ученых-педагогов.
Рассмотримтеории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьногообразования. Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт)ставила целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколькоразвитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, алучшим средством для этого считалось изучение греческого и латинского языков,математики.
Теорияматериального образования (Спенсер) доказывала, что обучать надопреимущественно естественнонаучным знаниям, критерием отбора учебного материаладолжна быть степень его пригодности для жизни, для непосредственнойпрактической деятельности учащихся в будущем.[4]
Весьмааргументирование критиковал теории формального и материального образования К. Д.Ушинский. Он отмечал, что так называемое «формальное развитие», оторванное отусвоения знаний, есть пустая выдумка, надо не только развивать учащихся, но ивооружать их знаниями, которые были бы полезными в дальнейшей деятельности. Вто же время нельзя сводить обучение лишь к утилитарной пригодности, посколькузнания, связанные с жизнью опосредованно не менее важны, чем прикладные знания.Например, древняя история не может быть непосредственно приложима кпрактической деятельности людей, но, тем не менее, необходима для обогащениякругозора людей, для формирования миропонимания и уяснения закономерностейисторического развития человечества.[5]
Известныйпредставитель прагматизма в педагогике Джон Дьюи внедрял идею о необходимостиположить в основу школьного образования организацию практической деятельностидетей, вооружив их умениями и навыками в различных сферах жизни. Он утверждал:«Материал обучения нужно брать из опыта ребенка», «Ребенок должен определятькак качество, так и количество обучения», «Заранее составленные учебные курсыне нужны». Его последователь У. Килпатрик в 20-е гг. XX в. разработал«проектную систему обучения», когда дети, исходя из своих интересов,проектировали вместе с учителем решение какой-либо практической задачи,например сооружение игрушечного домика, включались в практическую деятельностии в ходе ее овладевали теми или иным) сведениями по языку, математике и другимпредметам. Эта теория способствовала снижению уровня образования в массовойшколе.
Образование — это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов,законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объемсистематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которымиовладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладелопределенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привыклогически, выделяя причины и следствия, мыслить.[6]
Главныйкритерий образованности — системность знаний и системность мышления,проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливатьнедостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Взависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельностимышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру инаправленности образование подразделяется на общее, профессиональное иполитехническое.
Важным этапомв системе образования является начальная школа. Сюда ребенок попадает ввозрасте семи лет и готовится к получению основных знаний до десяти,одиннадцати лет. Отличительной чертой начальной школы является, наличие всегонескольких преподавателей и более лояльная, можно сказать игровая формаобучения. Начальная школа призвана обеспечить ребенка знаниями, на базе которыхбудет проводиться его дальнейшее обучение в школе.
Школьноеобучение, включая начальную школу, длится от девяти до одиннадцати лет, взависимости от категории учебного заведения и личного выбора учащихся.Общепринятой нормой является, то, что до девятого класса ребенок в школеполучает неполное среднее образование, а до одиннадцатого полное среднееобразование.
Аттестат ополучении среднего образования дает возможность ученику поступить в дальнейшемв училище, техникум или какое либо высшее учебное заведение. Отдавая ребенка вшколу, родители сталкиваются с непростым выбором, раньше, когда существовалитолько лишь общеобразовательные школы, такой проблемы не было, теперь же вРоссии появились школы различных направлений; гуманитарные,физико-математические, с углубленным изучением иностранных языков и так далее.
Общееобразование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формируетдиалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательныеспособности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развитияв окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовыеумения, разнообразные практические навыки.[7]
В училище,как правило, поступают на базе неполного среднего образования, то есть девятиклассов. Срок обучения обычно длится три, четыре года. Недостатком полученногосредне-специального образования является то, что его обладатель не сможет заниматьруководящих должностей, для этого ему придется продолжить свое обучение ввысшем или хотя бы среднетехническом учебном заведении. Но, несмотря на этоподобные учебные заведения пользуются достаточно большой популярностью, ведьони дают возможность за достаточно небольшое время получить необходимуюспециальность.
Политехническоеобразование знакомит с основными принципами современного производства,вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяютсяв быту и повседневной жизни.
Среднетехническоеобразование позволяет занимать его обладателю руководящие должности, то естьстать руководителем среднего звена. Обучение в техникуме длится, как правило,четыре года. Поступить в техникум можно после окончания девяти классов. Выбортехнических специальностей достаточно велик. Данное образование помиморуководящих должностей позволяет занимать какую — либо рабочую должность.
Срокобучения в институте может быть от четырех до шести лет. Институт это одно изсамых популярных высших учебных заведений. Существует несколько форм получениявысшего образования; заочное обучение, стационарное обучение и дистанционноеобучение.
Приучебе на стационаре студент должен посещать все лекции и сдавать экзамены всоответствии с учебными планами, при этом студентам дается вся необходимаяинформация для подготовки к экзаменам так сказать в развернутом виде. Приобучении же на заочном отделении студенты посещают лекции достаточно непродолжительное время перед сдачей экзаменов. Обязательным является посещениесессий и своевременная сдача всех необходимых работ.
Призаочном обучении студентам дается лишь часть необходимого материала во времяустановочных сессий, остальное остается на самостоятельное изучение.
Придистанционном обучении, всю необходимую информацию студент получает по почтеили сети Интернет – через электронную почту. Преимуществом такой формы обученияявляется то, что студент может сам контролировать свой учебный процесс изаниматься тогда, когда есть свободное время. Такая форма обучения очень удобнадля взрослых людей, желающих поднять уровень своего образования, но у которыхне хватает времени на посещение лекций.
Заключение
Подсодержанием образования следует понимать ту систему научных знаний,практических умений и навыков, а также мировоззренческих инравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессеобучения, это та часть общественного опыта поколении, которая отбирается всоответствии с поставленными целями развития человека и в виде и формациипередается ему.
Содержаниеобразования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках иучебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическому илинейному принципам. При концентрическом способе построения программ материалданной ступени обучения в более усложненном виде проходят на последующихступенях обучения. И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что системаобразования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этогонаходится в состоянии кризиса.
Сутьмирового кризиса образования видится, прежде всего, в обращенности сложившейсясистемы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое,ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее.
Современноеразвитие общества требует новой системы образования — «инновационногообучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективнойдетерминации будущего и ответственность за него В нашей стране кризисобразования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлениемглобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и подмощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической иобщественно-политической системы.
Списокиспользованной литературы
1. Заикина,Н.И. Цели и содержание современного образования / Н.И. Заикина // Педагогика.-2007.- №7. – 69 с.
2. Карпенко,М.П. Цели и задачи современного образования / М.П. Карпенко // Психологическаянаука и образование.- 1999.- № 3 – 4. – 78 с.
3. Лихачев,Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт-М, 2003. – 607с.
4. Новиков, А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2005. – 148 с.
5. Педагогика: Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 2000.- 480с.
6. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
7. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М.: Владос, 2003. – 350с.