Содержание
Введение
1. Понятие«художественный направление» в изобразительном искусстве
2. Краткиесведения о направлениях и эпохах в живописи
Заключение
Библиографическийсписок
художественный направление живопись искусство
ВведениеХУДОЖЕСТВЕННОЕНАПРАВЛЕНИЕ — категория, складывающаяся как изтипичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способовхудожественного мышления.Художественноенаправление — принципиальная общность художественных явлений на протяжениидлительного времени.Характернымиособенностями каждого художественного направления являются: — творческий метод;- системы средств выразительности; — открытость/замкнутость художественноготекста; — своеобразие стилевых манер.В одном художественномнаправлении могут выделяться этапы и течения.
1. Понятие«художественный направление» в изобразительном искусстве
Художественноенаправление — принципиальная общность художественных явлений на протяжениидлительного времени. В одном художественном направлении могут выделяться этапыи течения.Число стилей и направленийогромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можногруппировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления.Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типовкомпозиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) неслучайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства. Выстраивая системустилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристскойтрадиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Длякаждой эпохи характерна определенная «картина мира», котораяскладывается из философских, религиозных, политических идей, научныхпредставлений, психологических особенностей мировосприятия, этических иморальных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпохуот другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средниевека, Возрождение, Новое время. Стили в искусстве не имеют четких границ, ониплавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении ипротиводействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегдазарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стилисосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.В одну и ту же историческую эпоху могутсосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко вXVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX.Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями,поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись,декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку. Следует различать:художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальныхстилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколькохудожественных направлений. Художественное направление складывается как изтипичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способовхудожественного мышления.
2. Краткиесведения о направлениях и эпохах в живописиВОЗРОЖДЕНИЕ
Эпоха в историиевропейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Новоговремени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественноготворчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательныхвех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов,духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации,Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболеемасштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий,изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы вкосмологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам,явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка»,расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно вэтом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходитфранцузский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.При этомхудожественное творчество и особенно изобразительное искусство понимаетсятеперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественнойПрироды». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно,а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом.Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где путиестественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующеесяв своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувствопрекрасного») постоянно пересекаются.МАНЬЕРИЗМ
Направление взападноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культурыВозрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италииживописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини,Джамболонья ) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, властьиррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристовотличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностьюформы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках идр.).БАРОККО
Cтиль, преобладавший вискусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все видытворчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре иизобразительном искусстве. Барокко явилось развитием принципов, заложенных вэпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетическойустановки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее вдухе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах,бурную динамику, изощренную декоративность. Любовь к прихотливой метафоре,словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы,своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы исмыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (кпримеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозыуподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новуюживописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора).Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) болееактивно, составляя многогранный, но единый «театр жизни»,сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.КЛАССИЦИЗМ
Стиль и направление влитературе и искусстве 17 — нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию какк норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в.классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философскогорационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекраснойоблагороженной природе, стремился к выражению большого общественногосодержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгойорганизованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственновозвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетикаклассицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия,эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких»(комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).РОКОКО
Cтилевое направление,господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18в.Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление,сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин «рококо»возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, какпрезрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.:изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,— его главныйпризнак. Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний,декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нетместа героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестнымибезделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на сменукамерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века»рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого —возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узоромлиний, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилосьв архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которогосообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописногопроизведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой илипричудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягкоизгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стилявычурность и нарядность.НЕОКЛАССИЦИЗМ
Общее названиехудожественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классическихтрадициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг.немецкие «неоидеалисты» — живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульпторА. Хильдебранд — противопоставляли противоречиям жизни «вечные»эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставляласьиндивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П.Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майольво Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новаявещественность» в Германии, «метафизическая живопись» в Италиивыразили отчуждение мира от человека.РОМАНТИЗМ
Идейное ихудожественное направление в европейской и американской духовной культуре кон.18 — 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основныхэстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник в 1790-е гг.сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскомукультурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения,художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»),Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм — этоэстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурнойинстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума,которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурнойдеятельности. Основная черта романтизма как движения — стремлениепротивопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона,индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейныйпрогресс — новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения надрассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв краскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ,стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольнобыстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определятьстиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.ПЕРЕДВИЖНИКИ
Художники, входившие вроссийское художественное объединение — Товарищество передвижных художественныхвыставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни иистории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличениюобщественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н.Крамской и В. В. Стасов. Основные представители — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В.Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижниковбыли также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижниковвошла в АХРР.ИМПРЕССИОНИЗМ
Направление в искусствепоследней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболееестественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности иизменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусствосвежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как быслучайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарностькомпозиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг.сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А.Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытомвоздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красокприроды, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложениесложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками ирассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени ирефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский— Дж. Уистлер, немецкие — М. Либерман, Л. Коринт, русские — К. А. Коровин, И.Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей формевосприняли скульпторы (французский — О. Роден, итальянский — М. Россо, русский— П. П. Трубецкой ).ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
Общее название теченийв живописи кон. 19 — нач. 20 вв., возникших во Франции как реакция наимпрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв отимпрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил емупоиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей,обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским исимволическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. Кпостимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А.Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».РЕАЛИЗМ
Исторически конкретнаяформа художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо отВозрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительскийреализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»). Ведущиепринципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизнив сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичныххарактеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации(т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так ифизических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способахизображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особеннов 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интереск проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывномупротивостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного имассового, мифологизированного сознания).МОДЕРНИЗМ
Совокупное наименованиехудожественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виденовых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы итрадиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир посвоему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистическойгрезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболеезначительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями былиимпрессионизм, символизм и модерн. Новые художественные направления обычнозаявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда— само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневноохватывающего нас «текущего» времени. Образ свежей, сиюминутнойсовременности ярче всего проявился в импрессионизме, который как бы остановил «прекрасноемгновение». Символизм и модерн отбирали из этих «мгновений» те,что наиболее экспрессивно выражали «вечные темы» человеческого иприродного бытия, соединяя прошлое, настоящее и будущее в единый циклпамяти-восприятия-предчувствия. Всемерно усилилась тяга к созданию особого «искусствабудущего», утопически — порой сквозь апокалиптические видения —моделирующего завтрашний день. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие ицинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятиемдекадентства, часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречивососедствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями,в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна(на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества).Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически-субъективнойразмытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-е годыхудожники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства, анекоторые — пересекают ее.СИМВОЛИЗМ
Направление вевропейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественнона художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемыхсущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А.Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнутьв тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременнуюидеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную»,или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности ипозитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировыхсоциально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество»— сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представителисимволизма в литературе — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М.Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; визобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э.Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби»,графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля модерн.АВАНГАРДИЗМ
Cовокупное названиесложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характернопрограммное, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое извоенно-политической лексики) противопоставление себя прежним традициямтворчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом. Как ипредварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальноепреобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическуюреволюцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, — приэтом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо болеерешительными, анархически-бунтарскими.Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов»красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел всвои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическуюритмику современного города, природу, наделенную мощнойсозидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своихпроизведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не толькопрежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом.Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники — изних он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкциии приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская»архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований изискусства негров Африки и народного лубка, из других «неклассических»сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогукультур авангард придал невиданную остроту.КУБИЗМ
Авангардистское течениев изобразительном искусстве 1-й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо,Ж. Брак, Х. Грис ), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальныеэксперименты — конструирование объемной формы на плоскости, выявление простыхустойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных формна простые.ДАДАИЗМ
Авангардистскоелитературно-художественное течение в 1916-22. Дадаизм сложился в Швейцарии. (А.Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж.Арп). Выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях,псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. В 20-е гг. Дадаизм во Франциислился с сюрреализмом, в Германии — с экспрессионизмом.ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Направление влитературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственнойреальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной цельюискусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению,напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов,наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В.Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П.Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А.Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). В рамкахэкспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В.Кандинский ); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получиляркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).СЮРРЕАЛИЗМ
Направление в искусстве20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты,сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененныхсвободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд чертдадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж.Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги ) главной чертойсюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений,которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.ФУТУРИЗМ
Фyтypизм — (oт лaт.futurum — бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв.Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoйпpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeнaпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeнияcтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни.Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нacoeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиxoбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Название (от латинского«футурум» — «будущее») особого модернистского течения вевропейском искусстве 1910-1920-х годов. В своем стремлении создать«искусство будущего», футуристы встали в позу отрицания традиционнойкультуры с ее нравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашенкульт машинной урбанизированной цивилизации – больших мегаполисов, высокихскоростей, движения, силы и энергии. Футуризм имеет некоторые родственные чертыс кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывыформ художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатленийсовременного им человека, городского жителя. Футуризм зародился в Италии.ФОВИЗМ
Характерные особенностифовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставлениеконтрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведениеформы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейнойперспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергичноподчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи. Еёучастников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образовисключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развиваяхудожественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальныеприемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японскойгравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов,фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностейживописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколькоповодом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, непорывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовыеотношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обострялиих, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг отдруга. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались отсвета», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствиетрадиционной светотеневой моделировки, организация пространства только спомощью цвета — характерные черты фовизма.ВОРТИЦИЗМ
Направление английскогоавангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Название вортицизм обязаносвоим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том,что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь — vortizto). Подобно футуризму, вортицизмрезкий, угловатый и очень динамичныйстиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, — стремилсяпередать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первоймировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формированияабстрактного искусства в Англии. (Бомберг, Льюис)КОНСТРУКТИВИЗМ
Направление в изобразительномискусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественноеосвоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестветесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., преждевсего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных(хотя и постоянно взаимодействующих) потока: «конструктивизм социальный»,тесно связанный с задачами «социальной инженерии», создания новогочеловека путем радикального преобразования окружающей егопредметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась вСоветской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа, в производственномискусстве) и «конструктивизм философский» (более характерный длякапиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в болееотвлеченно-созерцательном плане (прежде всего — в различных видахгеометрической абстракции). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийноотразившись в деконструктивизме.АБСТРАКЦИОНИЗМ
Абстракционизм какнаправление в изобразительном искусстве возник в 1910-е годы в процессерасслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Порывая с традиционными формамиискусства, провозглашал свободную игру линий, красок, форм, цветовых пятен.Среди родоначальников абстрактного искусства — русские художники В. В.Кандинский, К. С. Малевич, нидерландцы П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг. В 1930-егоды во Франции появились группы, объединяющие художников-абстракционистов, «Конкретноеискусство», «Круг и квадрат», «Абстракция и творчество».В годы Второй мировой войны в США получила известность школа абстрактногоэкспрессионизма (Дж. Поллок, М. Тоби). Позднее в 1950-е годы в Европе оформилсяташизм («бесформенное искусство»), ратующий за «чистыйпсихический автоматизм» (П. Сулаж, Ж. Базен).СУПРЕМАТИЗМ
Супрематизм (от лат.supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, черезпольское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардногоискусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретикомкоторого был русский художник Казимир Малевич.АРТДЕКО
Арт деко (фр. art deco)- стилевое течение в искусстве стран Зап. Европы и Америки 2-й четв. 20 в. длякоторого характерно: сочетание монументальных утяжеленных форм с изощреннымукрашательством; сочетание элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма;использование выразительных форм «технического дизайна» (в основномматериалы и стилистика модных «обтекаемых форм», заимствованная уновейших моделей автомобилей и локомотивов). Получило название от Международнойвыставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925), котораяявилась отправным пунктом его распространения и развития. Экзотический и яркий,стиль Арт деко — самый загадочный стиль XX столетия. Он мгновенно покорил весьмир и до сих пор остается источником вдохновения для дизайнеров. Не случайноАрмани свою последнюю Casa-коллецию 2005/2006 годов сделал в лучших традицияхарт деко.КУБОФУТУРИЗМ
Локальное направление врусском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительномискусстве кубофутуризм возник на основе переосмысления живописных находоксезаннизма, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. По внешнему видукубофутуристические работы перекликаются с созданными в то же времякомпозициями Ф. Леже и представляют собой полупредметные композиции,составленные из цилиндро-, конусо-, колбо-, кожухообразных полых объемныхцветных форм, нередко имеющих металлический блеск. Кубофутуристы выдвинули«новые принципы творчества», среди которых главными стали: утверждениеправа поэта на расширение поэтического лексикона за счет «произвольных ипроизводных слов»; усмотрение содержания слова в его «начертательнойи фонетической характеристике»; акцентация внимания на семантике приставоки суффиксов, на значимости авторского письма: почерка, помарок и виньеток врукописи, как знаков «творческого ожидания» и т.п.; отрицаниеправописания во имя свободы личностного выражения и знаков препинания дляусиления семантики «словесной массы»; повышенное внимание к гласнымкак знакам времени и пространства и к согласным как символам цвета, звука,запаха; слово провозглашается творцом мифа; в качестве новых и значимых темпоэзии осмысливаются «ненужность, бессмысленность, тайна властнойничтожности».ПУРИЗМ
Течение во французскойживописи конца 1910—20-х гг. Основные представители — художник А. Озанфаном иархитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье). Отвергая декоративные тенденции кубизмаи других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры,пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых илаконичных предметных форм, как бы «очищенных» от деталей, кизображению «первичных» элементов. Для работ пуристов характерныплоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов(кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив развития в станковых формах,существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичноеотражение в современной архитектуре, главным образом в постройках Ле Корбюзье.Пуризм — это искусство интеллектуальное исключающее случайность и использующеечеткие геометрические формы. Озанфан и Жаннере вдохновляются конструктивнымиметодами конечными целями и эстетикой промышленных машин и утверждают«общую грамматику чувствительности». Формы и цвета упрощены аструктуры основаны на прямоугольниках и «правильных планах». В темахпреобладают натюрморты составленные из повседневных предметов: тарелки стаканыграфины курительные трубки бутылки — которые имеют функциональное значение итрактованы экономично. Их простые и стандартизированные формы могут легкосоединяться оставаясь при этом четкими. Эти предметы изображаются всоответствии с методами взятыми из промышленного рисунка с использованием планаобщего вида и тени спроецированной по правилам перспективы. Их органичноерасположение производит регенерацию форм.НЕОПЛАСТИЦИЗМ
Неопластицизм — одна изранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландскимживописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение«Стиль». Для неопластицизма характерно, по словам его создателей,стремление к «универсальной гармонии», выразившееся в строгоуравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенныхперпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основногоспектра (с добавлением белого и серого тонов). Главной чертой неопластицизмабыло строгое использование выразительных средств. Для построения формынеопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечениелиний под прямым углом — первый принцип. Около 1920 к нему добавился второйкоторый убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим ижелтым, т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить толькобелый и черный. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти зарамки индивидуальности чтобы достигнуть универсализма и создать, таким образомновую картину мира.СОЦРЕАЛИЗМ
В 1934 состоялся ПервыйВсесоюзный съезд советских писателей, который был призван упорядочить работу «инженеровчеловеческих душ». В качестве единственного художественного методапризнавался социалистический реализм, принципы которого впервые былисформулированы в «Уставе Союза писателей СССР» (1934). Главнымпостулатом соцреализма стала партийность, социалистическая идейность.Эстетическое понятие «реализм» было волюнтаристски соединено сполитическим определением «социалистический», что на практике вело кподчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики, квыхолащиванию самого содержания искусства.Соцреализм являлся универсальнымметодом, предписанным, помимо литературы, музыке, кино, изобразительномуискусству и даже балету. Под его флагом прошла целая эпоха в отечественнойкультуре.ТРАНСАВАНГАРД
Термин «transavanguardia»(в дословном переводе с итальянского «выходящее за пределы авангарда»,«поставангард») был впервые использован в текстах известногоитальянского художественного критика Бонито Олива (Bonito Oliva). Запущенное вискусствоведческий оборот в 1980-х годах понятие «трансавангард»довольно быстро обогатилось новыми смыслами и приобрело расширительноетолкование, став синонимом «постмодернизма». Нередко этимикатегориями описываются все произведения актуального искусства, в которыхприсутствует элемент игры с художественной традицией. Этого расширительноготолкования термина придерживался и сам его создатель.
Заключение
Обобщая вышеизложенное, можно сделатьопределенные выводы. В обществе действуют многие силы, и красота, искусство — лишь одна из них. Красота способна «спасать мир», но тогда, когдаобщественно-разрушительные действия других сил не уничтожают на корню все то,что созидает искусство. Высшая цель искусства — всестороннее развитие социальнозначимой личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентаций.Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс,осветить его идеями гуманизма. Развитие человека, его непрерывноесовершенствование идут через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалектике человека и человечества — смысл и суть истории. Способствовать историческому прогрессу — высшее гуманноеназначение искусства.
Библиографическийсписок
1. ВикторовВ.В. Культурология. – М.: Экзамен, 2002.
2. Герман, М. Модернизм. Искусство первой половины XX века М. Азбука-классика, 2008.
3. БенуаА.Н.История живописи всех времен и народов. В 4-х т: научное издание / А.Н. Бенуа.– СПб.: Нева, 2004.
4. АрслановВ.Г. Западное искусствознание XXвека. – М., 2005.