Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управленияЭ К О Н О М И К АМетодические указания к проведению практических занятий и к самостоятельной работе для студентов специальностей 170500 «Машины и аппараты химических производств», 250600 «Технология переработки пластмасс и эластомеров» вечерней формы обученияОдобрено редакционно-издательским cоветом ^ Балаковского института техники,технологии и управленияБалаково 2009 ВВЕДЕНИЕ Основная задача дисциплины «Экономика» – знакомство студентов с основными проблемами общей экономической теории, микроэкономики и макроэкономики, а также формирование методологической и теоретической основы для изучения блока экономических дисциплин, предусмотренных учебным планом. В процессе изучения курса «экономика» студенты должны: – получить представление о взаимосвязях и взаимозависимостях экономической сферы общественной жизни с другими сферами; – сформировать навыки анализа экономических процессов и явлений на уровне микро- и макроэкономики; – уметь связывать изучаемые теоретические вопросы с практикой хозяйствования; – овладеть представлением о тенденциях и законах развития мирохозяйственных связей. Данная методическая разработка представляет программу практических занятий, предназначенную для преподавателей и студентов вечерней формы обучения специальностей 170500 «Машины и аппараты химических производств», 250600 «Технология переработки пластмасс и эластомеров». Методические указания предусматривают работу в аудитории и домашнюю подготовку к ней, поэтому включают: 1) вопросы, обсуждаемые на практическом занятии; тематику рефератов и докладов по проблемам и актуальным вопросам; вопросы для самопроверки, используемые как при самостоятельной работе студентов над темой, так и в рамках практического занятия для текущего мониторинга усвоения материала; занятия 1-6 включают задачи, рекомендованные к решению в рамках практического занятия; основные категории и понятия изучаемых тем1. Выбор тем рефератов и докладов проводится преподавателем в рамках поставленных задач по углублению и расширению экономических знаний контингента студентов. Список литературы, приводимый в каждой теме, представлен учебниками и учебными пособиями (с указанием их тематических частей, рекомендуемых к прочтению для подготовки к занятию), а также наиболее важными монографиями отечественных и зарубежных авторов. При подготовке к занятию студенты могут использовать научные статьи из следующих журналов: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Общество и экономика», «ЭКО» и т.п. Возможно использование ресурсов глобальной сети – статистических материалов, аналитических обзоров, электронных версий рекомендованных учебников.^ Формы контроля: промежуточный и итоговый контроль. При разработке заданий использована модульная система. Курс разбит на три модуля. Отчетность по каждому модулю осуществляется в рамках промежуточного контроля в форме проведения коллоквиумов, задания по которым разрабатываются преподавателем. Методические указания к проведению каждого занятия включают раздел «основные категории и понятия». В рамках самостоятельной работы студентами формируется глоссарий указанных экономических категорий и понятий. Наличие и содержание глоссария, а также корректность представленных в нем данных контролируется преподавателем. Самостоятельная работа студентов с содержащимися в указаниях к проведению занятий № 1-6 задачами контролируется преподавателем, по мере усвоения обучающимися теоретических знаний, необходимых для их решения.^ Итоговый контроль осуществляется в форме устного или письменного экзамена. Учебный план курса «Экономика» для студентов вечерней формы обучения специальностей 170500 «Машины и аппараты химических производств», и 250600 «Технология переработки пластмасс и эластомеров» вечерней формы обучения рассчитан на реализацию в течение одного семестра (табл. 1). Таблица 1 Учебный план курса «Экономика» для вечернего отделения специальностей 170500 «Машины и аппараты химических производств», 250600 «Технология переработки пластмасс и эластомеров» № модуля Всего часов Из них Наименование темы, изучаемые вопросы Самостоятельная работа лекций практ. зан. 1 5 2 1 Экономика как наука1 Предмет и методология экономической наукиЭтапы развития экономической теории, экономические школы 3. Эволюция экономической мысли в России 2 6 2 1 Основные экономические категорииСущность и классификация экономических законовМножество категорий экономической теорииЭкономические системы и модели 3 2 12 5 1 Основы теории рынка 1 Достоинства и недостатки смешанной экономики с преобладанием рынка. Провалы рынка и необходимость регулированияВзаимосвязь и взаимозависимость свойств товараТруд и полезность как основа стоимости 6 Продолжение таблицы 1 2 13 5 1 Товар и его свойства1 Товар и его свойства 2 Теория предельной полезности и трудовая теория стоимости 3 Деньги как товар особого рода 7 12 5 2 Элементы и законы рынка1 Рыночный механизм 2 Закон и спроса и факторы спроса. Эластичность спроса 3 Закон предложения и факторы предложения. Эластичность предложения 4 Взаимодействие законов спроса и предложения. Рыночное равновесие 5 11 2 1 Теория факторов производства 1 Понятие и виды факторов производства 2 Объем производства и объем используемых факторов 3 Функциональное распределение доходов 8 8 2 1 Теория издержек производства 1 Понятие «издержек производства» 2 Издержки производства в краткосрочном периоде 3 Издержки производства в долгосрочном периоде 4 Прибыль и факторы ее определяющие 5 10 3 2 Конкуренция и рыночная власть1 Совершенная конкуренция 2 Несовершенная конкуренция. Виды конкурентных структур3 Государственное антимонопольное регулирование 5 3 8 2 1 Цели и инструменты макроэкономической политики 1 Основные проблемы макроэкономики 2 Система национальных счетов 3 Основные макроэкономические показатели 5 3 9 2 2 Теория макроэкономического равновесия 1 Совокупный спрос и совокупное предложение 2 Эволюция взглядов на макроэкономическое равновесие 5 Окончание таблицы 1 3 8 2 2 Потребление, сбережения и инвестиции 1 Потребление и сбережения как составные части совокупных расходов 2 Предельная склонность к потреблению и сбережению 3 Эффект мультипликатора и принцип акселератора 4 10 2 2 Инвестиции, инфляция и безработица1 Функциональная роль инвестиций2 Безработица и ее виды 3 Инфляция, ее виды и антиинфляционная политика 6 Итого: 112 34 17 61 Часть учебного материала подлежит изучению в рамках самостоятельной работы студентов (Табл. 2). Таблица 2 Темы, подлежащие изучению в рамках самостоятельной работы № темы Наименование темы, изучаемые вопросы Количество часов 1 Деньги и денежное обращение1 Деньги как экономическая категория2 Функции денег3 Закон денежного обращения 5 2 Рынки факторов производства1 Рынок труда2 Рынок земли3 Рынок капитала 10 3 Открытая экономика1 Понятие «Открытая экономика» 2 Принципы формирования и функционирования открытой экономики3 Равновесие в модели открытой экономики 3 Итого 18 Примечание: Тема «Деньги и денежное обращение» изучается в процессе подготовки к практическому занятию №2.^ МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ ЗАНЯТИЕ 1: Экономика как наука.Основные категории и понятия Экономика. Экономическая теория. Политическая экономия. Экономикс. Экономические категории. Экономические отношения. Предмет экономической теории. Субъективное и объективное. Методы экономической науки. Экономический эксперимент. Диалектика. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Научная абстракция. Благо. Потребность. Закон возвышения потребностей. Экономический интерес. Экономические ресурсы. Кривая производственных возможностей. Ограниченность ресурсов. Проблема экономического выбора. Вмененные затраты. Собственность. Формы собственности. Эффективность производства. Экономическая система. Фармационный подход. Цивилизационный подход. Традиционная экономика. Командно-административная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Вопросы для обсуждения Эволюция экономической науки в России. Методы экономической науки. Экономические системы и развитие отношений собственности Задания для самоконтроля Объясните взаимосвязь экономической, политической, социальной сферобщественной жизни. Поясните понятие «предмет научной дисциплины». Дайте развернутуюхарактеристику предмета экономической науки. Перечислите известные направления экономической мысли. Сравните этапы развития европейской и российской экономическоймысли. Проанализируйте их взаимосвязь. Назовите общенаучные методы и подходы к исследованиям, используемые экономической наукой. Проанализируйте специфические методы исследования экономическойнауки. Приведите примеры их использования. Выделите различия экономических и естественных законов. Приведите примеры общих, особенных и специфических экономических законов. Проанализируйте различия между понятиями «благо» и «потребность».Приведите примеры: а) неэкономических благ; б) иррациональных потребностей; в) неосознанных потребностей. Объясните взаимосвязь понятий «потребность» и «экономический интерес». Приведите пример множественности интересов субъекта и их противоречивости. Дайте характеристику кривой производственных возможностей.Задачи. 1. Начертите график границы производственных возможностей данной страны исходя из следующих данных в таблице Вариант Станки, шт. Танки, шт. 1 15000 0 2 12000 2000 3 10000 3000 4 6000 5000 5 3000 5500 6 0 6000 Назовите точки, свидетельствующие а) об эффективном использовании ресурсов; б) о неэффективном использовании ресурсов; в) о невозможности производства. 2. Определите, могут ли точки А (0;8), В (1;5), С (2;3), D (4;2), Е (5;1), F (10;0) принадлежать кривой производственных возможностей. Ответ обоснуйте.Темы докладов и рефератов Экономические отношения и их разновидности. Проблема эффективности использования экономических ресурсов. Перспективные источники энергии. Потребности как основа экономического развития человечества.Литература Экономическая теория: учебник. / под общ. ред. Г.П. Журавлевой.- М: «Дашков и К», 2005. – Гл. 1-5. Экономическая теория: учебник для вузов. /под ред. А.И. Добрынина. – 3-е изд.- СПб.: Питер, 2006. – Гл. 1-3. Макконел К., Брю С. Экономикс. – М: Инфра-М, 2003. – Гл. 1 Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. – М: Инфра-М, 2007. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. – М: Вильямс, 2006. –Т.1, Гл. 4-6 Маркс К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс, Собрание сочинений. – Издание 2-е, 1955, – Т.23. – 784 с. Кагарлицкий Б.Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения. – М: Алгоритм, Эксмо, 2005. – 480 с. Модуль 2. МИКРОЭКОНОМИКА ЗАНЯТИЕ 2: Основы теории рынка. Товар и его свойства.Основные категории и понятия Продукт труда. Рынок. Натуральное хозяйство. Простое товарное хозяйство. Развитое товарное хозяйство. Товарный фетишизм. Общественное разделение труда. Экономическая самостоятельность. Товар. Услуга. Потребительская стоимость товара. Меновая стоимость товара. Качество. Экономическая ценность. Полезность. Предельная полезность. Конкретный труд. Абстрактный труд. Закон стоимости. Общественно-необходимые затраты труда. Цена.Вопросы для обсуждения Достоинства и недостатки смешанной экономики с преобладанием рынка. Провалы рынка и необходимость регулирования. Взаимосвязь и взаимозависимость свойств товара. Труд и полезность как основа стоимости.Задания для самоконтроля Проанализируйте хронологическое развитие форм хозяйствования. Попробуйте выделить вектор развития и экстраполировать его. Опишите экономическое содержание и правовые формы различных видов собственности. Подумайте, почему одним из основных условий формирования эффективного рынка является наличие развитого права собственности. Поясните концепцию товарного фетишизма. Разъясните разницу между понятиями «структура рынка» и «инфраструктура рынка». Сформулируйте взаимосвязь понятий: рынок, обмен, потребление. Определите основные свойства товара. Опишите соотношение двуединой сущности товара с двойственным характером труда. Раскройте взаимосвязь полезности потребительной стоимости товара. Приведите пример действия закона убывающей предельной полезности. Дайте определение полноценным и неполноценным деньгам, известным Вам денежным системам.Задача. Студент К. составил для себя таблицу предельной полезности мяса и молока (порции измеряются в кг. для мяса и в л. для молока): Порция Предельная полезность от потребления Мясо (MUx) Молоко (MUy) 1 24 15 2 20 13,5 3 15 12 4 9 9 5 2 6 Он купил 3 кг. мяса, по цене Рх=2 руб. за 1 кг. и 3 л. молока по цене Ру=3руб. за 1 л. Максимизировал ли он свою полезность? Определите оптимальный набор.^ Темы докладов и рефератов 1. Экономические взгляды Адама Смита: «Исследование о природе и причинах богатства народов». 2. Жан Шарль Леонард Симон де Сисмонди. Критика капиталистического общества. Специфика производства и потребления общественных благ. Информационная экономика: иллюзия или неизбежность? Экономические взгляды Генриха Госсена. Теория потребительского поведения. 6. Австрийская школа экономической мысли. Экономические взгляды Карла Менгера. 7. Эволюция взглядов на источник образования стоимости. 8. Перспективные виды денег: достоинства и недостатки.Литература Экономическая теория: учебник. / под общ. ред. Г.П. Журавлевой.- М.: «Дашков и К», 2005. – Гл. 5,6,9. Экономическая теория: учебник для вузов. /под ред. А.И. Добрынина. – 3-е изд.- СПб.: Питер, 2006. – Гл. 4-6. Макконел К., Брю С. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2003. – Гл. 4,5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. – М.: Инфра-М, 2007. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. – М.: Вильямс, 2006. –Т.1. ЗАНЯТИЕ 3: Элементы и законы рынка.Основные категории и понятия Рыночный механизм. Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Неценовые факторы спроса. Предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Неценовые факторы предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Дефицит товара. Избыток товара. Рыночное балансирование. Четыре правила рыночного балансирования. Вопросы для обсуждения Разнонаправленность воздействия рыночного механизма. Спрос как фактор развития общества. Реакция предложения на рыночный спрос. Воздействие временного лага. Понижательное и повышательное давление на цену. Рыночное балансирование.Задания для самоконтроля Опишите рыночный механизм. Каковы причины его эффективности. Приведите примеры товаров: а) с неэластичной характеристикой спроса; б) с неэластичной характеристикой предложения; в) с абсолютно неэластичной характеристикой предложения; г) с эластичной характеристикой спроса. Назовите неценовые факторы спроса. Как они влияют на объем и характер спроса? Перечислите неценовые факторы предложения. Каким образом отражается изменение неценовых факторов на кривой предложения? Подумайте: как соотносятся потребность и предложение? Характер, применяемой в производстве технологии и спрос? Опишите, как изменится выручка фирмы при изменении цены, если еепредложение неэластично? Подумайте, как влияет наличие временного лага на процесс рыночногобалансирования?Задачи 1. Ситуация на рынке описывается уравнением спроса Qd=50-5P и уравнением предложения Qs=35+2,5P. Какова равновесная цена и равновесный объем на данном рынке? Прокомментируйте ситуацию, в которой процесс балансирования начнется при Р=1 руб.? 2. Ситуация на рынке описывается уравнением спроса Qd=200-6P и уравнением предложения Qs=40+2P. Какова равновесная цена и равновесный объем на данном рынке? Как изменится ситуация на рынке, если цена предложения под влиянием одного из неценовых факторов установится на отметке Р=25 руб.? 3. В таблице представлены данные, характеризующие ситуации на рынке консервированной фасоли: Цена (рубли) Объем спроса (млн. банок в год) Объем предложения (млн. банок в год) 8 70 10 16 60 30 24 50 50 32 40 70 40 30 90 Изобразите кривую спроса и предложения по данным таблицы. Определите, чему равна равновесная цена и равновесный объем на данном рынке. Если рыночная цена установится на уровне 32 руб. за 1 банку, что будет характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Представьте данную ситуацию графически, определите объем дефицита или излишка. 4. Определите эластичность спроса на мясо по цене, если при увеличении цены мяса со 150 руб. до 180 руб. за кг. потребителями было куплено 51 кг. вместо 60 кг. до изменения цены. Как можно охарактеризовать спрос на мясо? Почему? 5. Исходя из данных таблицы, постройте кривую рыночного спроса, кривую, предложения, определите равновесную цену и равновесный объем. Укажите объем товара в случае, если цена будет выше и ниже равновесной. Цена, руб Рыночный спрос, кг Рыночное предложение, кг 10 18 100 9 31 90 8 42 80 7 55 70 6 67 60 5 81 50 4 100 40 3 116 30 2 131 20 1 146 10 6. Исходя из следующих данных: функция спроса задана формулой Qd=12,5-1,5Р, функция предложения Qs= 2+2Р. На сколько необходимо увеличить цену, чтобы объем спроса уменьшился на 30%? На сколько необходимо увеличить цену, чтобы объем предложения увеличился на 40%? Темы докладов и рефератов Возникновение и развитие теории рынка. Практическое применение теории спроса и предложения. Применение концепции эластичности спроса и предложения. Рациональность потребителя и свобода выбора (в рамках теории потребительского поведения). Регулирующая роль цен в рыночной экономике. Теория провалов рынка.Литература Экономическая теория: учебник. / под общ. ред. Г.П. Журавлевой.- М.: «Дашков и К», 2005. – Гл. 9-11. Экономическая теория: учебник для вузов. /под ред. А.И. Добрынина. – 3-е изд.- СПб.: Питер, 2006. – Гл. 5,6. Макконел К., Брю С. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2003. – Гл. 4,5,16. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. – М.: Вильямс, 2006. –Т.1., Гл. 5,16,17., Т.2. Гл.20. Экономическая теория. учебник для вузов./под. ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2007. -Гл. 2-4. ЗАНЯТИЕ 4: Факторы производства. Теория издержек производства.Основные категории и понятия Фактор производства. Личный и вещественный фактор производства. Труд. Рабочая сила. Средства труда. Предметы труда. Капитал. Торговый капитал.Уставный капитал. Материальный и моральный износ основного капитала. Амортизация. Оборотные фонды. Земля. Рента. Абсолютная рента. Дифференцированная рента 1-го и 2-го видов. Общий, средний, предельный доход. Предельная норма технического замещения. Издержки производства. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периоде. Явные и неявные издержки. Трансакционные издержки. Постоянные, переменные, общие издержки. Средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки. Предельные издержки. Минимизация издержек. Выручка. Прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Норма прибыли. Рентабельность.Вопросы для обсуждения Выделяемые факторы производства. Зависимость объема производства от объема используемых факторов. Пути минимизации издержек производства. Прибыль и факторы ее определяющие.Задания для самоконтроля Дайте определение фактора производства . Подумайте, насколько обоснованным является выделение экологического и информационного факторов производства. Поясните разницу между предельным и совокупным продуктом. Опишите известные Вам производственные функции. Поясните, что представляет собой категория «Реальный доход». Определите понятие издержек производства. Перечислите типы издержек производства. Дайте определения: а) переменных издержек; б) средних постоянных издержек; в) средних издержек; г) предельных издержек; д) неявных издержек. Определите разницу между экономической и бухгалтерской прибылью. Ответьте на вопрос: действием каких экономических законов определяется вид кривой предельных издержек производства? Опишите условия максимизации прибыли предприятия. Подумайте о значении снижения издержек в процессе хозяйствования.Задачи. 1.Гражданин вложил в банк 1000 рублей на три года. Определить сумму вклада к концу срока при начислении 10 % годовых: а) по правилу простого процента; б) по правилу сложного процента. Рыночная ставка аренды земли за сотку составляет 200 руб./год. Средний банковский процент по вкладам – 5% в год. Найти рыночную цену земли при отсутствии рисков и конъюнктурных колебаний. Предприятие инвестировало 5000 рублей в приобретение технологии, в результате чего чистый прирост дохода от выпуска продукции (за вычетом амортизации) оказался равным 250 рублям в год: а) определить годовую норму прибыли на инвестированный капитал; б) если теоретически срок применяемости (морального износа) технологии составляет 5 лет, то какова общая норма прибыли на инвестированный капитал? У предприятия есть возможность инвестировать средства в проект,который будет приносить доход на протяжении трех лет. Согласнорасчетам, по проекту А в первый год предприятие получит 200 руб. вовторой-250, и третий – 220 руб. По проекту В денежные потоки 300, 100,270 руб. соответственно. Какой из проектов более выгоден, если рыночная ставка процента 10% годовых. Гражданин ежегодно откладывал по 100 тыс. руб. в начале каждого года в банк в течение трех лет. В третьем году он хочет купить дом за 399 тыс. руб. при условии оплаты в течение трех лет в конце каждого года по трети указанной стоимости. Будет ли у него такая возможность при условии, что банковский процент составляет 10%. В таблице показана зависимость общих затрат предприятия от выпуска продукции, заполните недостающие данные: Выпуск Q, шт. ТС FC VC МС 0 60 – 1 130 2 180 3 230 4 300 7. Рассчитайте все виды издержек, указанных в таблице, используя имеющиеся в ней данные. Выпуск Q, шт. FC VC ТС AFC AVC АТС 1 10 2 2 5 3 9 4 14 5 20 6 27 7 35 8 44 8. Рассчитайте необходимые данные и заполните таблицу. Q VC ТС AFC АТС МС 1 12 2 9 3 27 3 4 12 9. Дано: издержки производства – средние переменные (AVC), средние общие (АТС), предельные (МС), цена продукции Р. Покажите на рисунке согласно обозначенным точкам: а) величину средних переменных издержек при объеме производства Q = 6; б) фигуру, соответствующую суммарным переменным издержкам при объеме производства Q = 4; в) средние общие издержки при Q = 1; г) фигуру, соответствующую постоянным издержкам; д) прибыль (убыток) от производства всей продукции при Q = 8; е) среднюю прибыль (убыток) при Q = 1; ж) оптимальный объем производства; з) минимально возможную цену; и) цену, при которой можно добиться отсутствия убытков; к) объем производства, минимизирующий издержки; л) объем производства, соответствующий точке безубыточности;Дана функция затрат совершенно-конкурентной фирмы Q, шт. 0 1 2 3 4 5 6 ТС, д.е. 10 15 18 22 28 36 46 Цена продукции составляет 10 д.е./шт. Определите: а) ^ Основные категории и понятия. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Неценовая конкуренция. Реклама. Рыночная власть. Входные барьеры. Ценовая дискриминация. Чистые потери. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Дуополия. Чистая монополия. Естественная монополия. Положительный эффект масштаба. Искусственная управленческая монополия. Монопсония. Билатеральная монополия. Антимонопольное регулирование. Антимонопольное законодательство. Концентрация рынка. Индекс Лернера. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Закон Шермана.Вопросы для обсуждения Модель совершенной конкуренции: достоинства и недостатки. Эффективность конкурентных рынков. Провалы рынка. Природа рыночной власти. Монопольная цена. Эффективность антимонопольного регулирования.Задания для самоконтроля Обоснуйте причины относительной эффективности конкурентных рынков. Перечислите известные виды конкурентных структур. Ответьте на вопрос, какие признаки позволяют классифицировать рыночную структуру как монополистическую? Определите понятие «конкуренция». Опишите основные черты, присущие: а) олигопольному рынку; б) дуопольному рынку; в) рынку монополистической конкуренции; г) чистой монополии; д) билатеральной монополии. 6. Приведите случаи специального стимулирования продаж на рынке. Попытайтесь ответить на следующие вопросы: а) В какой степени действия продавца определяются действиями конкурентов? б) В какой мере и каким образом конкуренты реагируют на такое стимулирование? 7. Обоснуйте плюсы и минусы стратегий ценовой дискриминации на конкретном примере.Задача. Даны графики средник и предельных издержек, цены и предельного дохода для нескольких случаев. Определите: а) какой из приведенных выше графиков соответствует совершенной конкуренции, абсолютной монополии, олигополии; б) каков оптимальный объем производства и цена в каждом случае; в) когда функцию цены можно считать функцией спроса отрасли; г) на каком графике иллюстрирована естественная тенденция к монополизации; д) в каком случае возможен вход в отрасль дополнительных конкурирующих фирм; е) какой график иллюстрирует долгосрочное равновесие в условияхмонополистической конкуренции при отсутствии барьеров входа; ж) какой график может иллюстрировать долгосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции при наличии барьеров входа.Темы докладов и рефератов Простые формы антимонопольных объединений: пулы, ринги, корнеры. Антимонопольное законодательство и регулирование в США. Антимонопольное законодательство и регулирование в Германии. Направления формирования конкурентного рынка в России. Схемы ценовой дискриминации в условиях монополистического предложения. Концепции определения стратегии поведения олигополистической фирмы.Литература Экономическая теория: учебник. / под общ. ред. Г.П. Журавлевой.- М.: «Дашков и К», 2005. – Гл. 12. Экономическая теория: учебник для вузов. /под ред. А.И. Добрынина. – 3-е изд.- СПб.: Питер, 2006. – Гл. 24. Макконел К., Брю С. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2003. – Гл. 25-28. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. – М.: Вильямс, 2006. –Т.1., Гл.8. Экономическая теория. учебник для вузов./под. ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2007.^ МОДУЛЬ 3. МАКРОЭКОНОМИКА ЗАНЯТИЕ 6: Инструменты макроэкономической политики. Теория макроэкономического равновесия.Основные категории и понятия Макроэкономика. Макроэкономическая политика. Эндогенные переменные. Экзогенные переменные. Национальная экономика. Открытая экономика. Закрытая экономика. Экстенсивное и интенсивное воспроизводство. Система национального счетоводства. Валовый национальный продукт. Валовый внутренний продукт. Чистый экспорт. Инвестиции. Государственные закупки. Дефлятор ВНП. Индекс потребительских цен. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Располагаемый доход. Национальное богатство. Совокупный спрос. Факторы совокупного спроса. Формы совокупного спроса. Совокупное предложение. Факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Ожидания «ex post», «ex ante». Экстраполяционные, адаптивные, рациональные ожидания. Классический отрезок. Кейнсианский отрезок. Промежуточный отрезок. Экономический рост. Интенсивный рост. Экстенсивный рост. Качество экономического роста. Факторы экономического роста. Модели экономического роста. Структурный сдвиг. Структурный эффект.Вопросы для обсуждения Основные проблемы макроэкономики. ВНП и ВВП: способы расчета, дефлятор ВНП. Классический и кейнсианский подходы к формированию макроэкономического равновесия. Экономический рост. Факторы экономического роста.Задания для самоконтроля Выделите основные проблемы макроэкономики. Дайте определение равновесного состояния экономики. Определите понятие «система национальных счетов». Каковы основные принципы работы СНС? Опишите взаимосвязь основных показателей системы национальных счетов. Определите категорию «национальное богатство». Перечислите элементы национального дохода. Дайте определение валового национального продукта, валового внутреннего продукта. В чем отличие между ними? Опишите способы расчета ВНП. Каким образом учитывается влияние инфляции при расчете ВНП? Дайте определение совокупного спроса. Опишите способы его расчета в масштабах национальной экономики. 11. Определите совокупное предложение и способы его расчета. 12. Как Вы понимаете понятие «вторичный рынок» применительно к концепции макроэкономического равновесия? 13. Поясните, почему макроэкономическое равновесие по Вальрасу практически недостижимо в национальной экономике. 14. Поясните различие между экстраполяционными и адаптивными ожиданиями экономических субъектов. 15. Опишите процесс балансирования совокупного спроса и совокупного предложения при условиях: а) AD>AS; б) AS>AD. 16. Опишите влияние неценовых факторов спроса и предложения на процесс балансирования совокупного спроса и совокупного предложения. 17. Ответьте на следующие вопросы: какой тип экономического роста наиболее характерен для Российской Федерации? Чем обусловлено данное явление?Задачи. 1. В экономике государства X правительством потрачено на товары и услуги 246 млн. руб. Кроме этой суммы на трансфертные выплаты было затрачено 84 млн. руб. Потребители приобрели товаров и услуг на 105 млн. руб. Инвестиции в данном периоде равны 78 млн. руб. На мировом рынке государство X реализовало товаров на 87 млн. руб., а приобрело на 13 млн. руб. Определите ВНП. 2. Рассмотрим рынок земли под строительство, рынок строительных работ, рынок стройматериалов, рынок вторичного жилья. Будем считать, что земля под вторичным жильем неотделима от рынка жилья, и не связана с первым рынком. Заданы краткосрочные кривые спроса и предложения на всех рынках. Произошло сокращение предложения земли под строительство. а) Покажите на графиках, как на это прореагируют другие рынки в краткосрочном периоде; б) покажите на графике реакцию исходного рынка в следующем периоде на изменения, произошедшие на одном из сопряженных рынков в результате первоначального сокращения предложения земли (обратная связь). Определите национальный доход, если предприятия страны инвестировали в производство всего 60 млн.руб., амортизационные отчисления составили 15 млн. руб., ими было уплачено косвенных налогов на сумму 15 млн. руб., население затратило на покупку товаров и услуг 80 млн. руб., были оплачены государственные заказы на 40 млн. руб., экспорт превысил импорт на 20 млн. руб. Определите ЧНП, если в экономике государства X за год правительством было оплачено государственных заказов на сумму 350 млн. руб., на предприятиях были осуществлены совокупные инвестиции на сумму 83 млн. руб., произведены отчисления в амортизационные фонды на сумму 26 млн. руб. Населением было потрачено 246 млн. руб. на покупки отечественных товаров и 32 млн. руб. на приобретение импортных товаров. Страна не участвует в мировой торговле.^ Темы докладов и рефератов Основные показатели экономического развития России в конце XX — начале XXI века. Тенденции движения основных макроэкономических показателей в развитыхи развивающихся экономиках: сравнительный анализ. Побочные явления высоких темпов экономического роста.Литература Экономическая теория: учебник для вузов. /под ред. А.И. Добрынина. – 3-е изд.- СПб.: Питер, 2006. – Гл. 16-18. Макконел К., Брю С. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2003. – Гл. 9,11-15. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. – М.: Вильямс, 2006. Менкью Грегори. Принципы макроэкономики. – М.: Питер, 2003. – 573 с. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: учебник / А.Г. Войтов. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К», 2004. – 600 с. Курс экономики: учебник для студентов в
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…