А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Цели урок

Тема: Общечеловеческая тема «блудных детей». / по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»Цели урока: – продолжить обучение анализу образов героев произведения; – развивать творческие способности учащихся; – акцентировать внимание на главных вопросах во взаимоотношении «отцов» и «детей»: всепрощение, взаимопонимание, уважение к старшим. Оборудование: иллюстрации к повести «Станционный смотритель».Ход урока:Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. 5 заповедь Христа.1. Вступительное слово учителя. На предыдущем уроке мы с вами разобрали сюжет повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Теперь же давайте углубимся в её внутренний мир и раскроем некоторые нравственные проблемы. Я бы хотела, чтобы мы поговорили о той ситуации, в которой оказались отец и дочь, поговорить о мире, где нарушена цельность добра, нарушена гармония.2. Беседа с учащимися. Как мы видим из повести, рассказчик человек добрый, искренний, внимательный. Его умиляет обстановка комнаты, где живут смотритель с дочерью: горшки с бальзаминами, кровать с пестрой занавеской и, конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю «блудного сына». – Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?(Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери» – героини повести. А «почтенный старик в колпаке» напоминает самого смотрителя). – Действительно, в современной Пушкину России проблема «отцов» и «детей» была не менее важной, чем в наши дни. Библейская история о блудном сыне была размножена в тысячах популярных картинок, которыми люди украшали свои избы в назидание отцам и детям. Но Пушкина и здесь не покидает горькая ирония. Писатель словно вступает в спор с неведомыми силами за судьбу Дуни. Давайте постепенно углубимся в нравственные проблемы повести. Сосредоточимся на отце – Самсоне Вырине и его дочери – Дуне. – Кто такой Самсон Вырин? – Да, он немало терпел от проезжавших оскорблений. Но в начале повести он производит впечатление бодрого и счастливого человека. Почему?(У нег была дочь – красавица, которой он гордился). – Но прошло несколько лет! Что изменилось? Что осталось неизменным?( Неизменно – картинки на стенах; изменилось – в доме ветхость, небрежение. Из бодрого человека Самсон превратился в хилого старика. У него беда. Его боль – дочь Дуня.). – Вспомните, с чего все начиналось. – Вдумаемся в поведение гусара. Для чего Минский придумал болезнь? – И вот гусар уезжает. Звучит библейский мотив – «слепота» смотрителя. – Было ли это бегством со стороны Дуни? – Как отец находит свою дочь? – Обратите внимание на иллюстрацию. Что на ней изображено? (Вырин у дома Минского). – Почему автор говорит о слезах негодования у смотрителя? – Вспомните вторую встречу с Минским. Найдите в тексте слова Минского, с которыми он выталкивает Вырина. – Кто на самом деле является разбойником? – У человека отняли самое дорогое, смысл жизни. Ради чего ему теперь жить?^ Индивидуальное задание: (дается на дом). Поставьте себя на место Самсона Вырина. Ему при жизни так и не удалось повидать дочь. Представьте, что он написал письмо дочери. Что в нем?(Ответ ученика. Обсуждение и дополнения учащихся). – История смотрителя закончилась ужасно, плачевно. Он спился и умер. Впечатление от этой новости усиливает пейзаж – осень, слякоть, серые тучки.- Помнят ли проезжающие смотрителя?- Кто та барыня, о которой рассказали автору? (Дуня: «Я дорогу знаю»). – Счастлива ли Дуня?(Да. Она живет богато). – Но почему она плачет?^ Индивидуальное задние: (дается на дом). Вспомните сцену, описывающую Дуню на могиле отца. Мы не слышим её причитаний, но можем предположить. Что могла бы сказать на могиле отца Дуня?(Ответ ученика. Обсуждение и дополнения учащихся).3. Сравнительная характеристика «Притчи..» и повести. – Вернемся к «Притче о блудном сыне». Какова здесь позиция отца? А какова позиция Самсона Вырина в повести? – А дети? Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая, но не заставшая отца в живых? (Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня – нет. Да, Дуня стала богатой, но отец потерял её любовь навсегда, а с нею и утратил надежду на саму жизнь). – Какими показал отношения между родителями и детьми А.С. Пушкин?(Рассказчик размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с расставанием. Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции).4. Проверка домашнего задания. Учащиеся зачитывают мини-сочинения, заданные на дом, по теме: «Отношения между родителями и детьми. Какими они должны быть?»5. Обобщения и выводы. -Как важно сказать родителям, что мы их любим, приносить им не одни неприятности, а хоть немного счастья. И Заповедь Христа как раз отражает именно то необходимое отношение между родителями и детьми, которые должны быть.6. Домашнее задание: Подготовка к сочинению по произведениям А.С. Пушкина. Общечеловеческая тема «блудных детей»./ по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №20 Захаренко Светлана Владимировна