Современное состояние гостиничного хозяйства в России

Федеральное Агентство по образованию
Калужский государственный педагогический университет ИМЕНИ К.Э. Циолковского
Институт социальных отношений
Современное состояние гостиничного хозяйства в России
Курсовая работа студентки
очного отделения группыСТ-31
Ивашкиной ЕленыАлександровны
Калуга 2009

Оглавление
Введение
Глава 1. История гостиничногохозяйства
1.1 Процесс формирования гостиничногобизнеса за рубежом
1.2 Эволюция гостиничного бизнеса вРоссии
Глава 2. Мировая индустрия размещениятуристов
2.1 Организация гостиничного бизнеса
2.2 системыклассификаций средств размещения
2.3 Классификации средств размещения
Глава 3. Гостиничное хозяйство России насовременном этапе
3.1 Современныетенденции развития индустрии гостеприимства
3.2 Проблемы гостиничного хозяйства вРоссии и пути их решения
Заключение
Список литературы

Введение
Гостиничный бизнес — однаиз наиболее быстро развивающихся отраслей, на которую приходится около 6%мирового валового национального продукта и около 5% всех налоговых поступлений,стимулирующая, кроме того, развитие других направлений: строительства,торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления ит.д. В среднем, для обслуживания каждых 10 туристов, проживающих в гостинице,необходимо, около трех рабочих мест непосредственно, и два рабочих места,косвенно связанных с обслуживанием. Гостиничный фонд во всех странах мирасоставляет около 17-18 млн. мест, при этом их количество и качество, восновном, соответствует объему спроса в секторе международного туризма в этихрегионах. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам:относительно небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристскиеуслуги, высокий уровень рентабельности и, соответственно, средний срококупаемости затрат.
Сегодня индустриягостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона илитуристского центра и важную составляющую экономики туризма.
Гостиничная индустрия каквид экономической деятельности включает в себя предоставление услуг,обеспечение питанием, организацию досуга и краткосрочного проживания вгостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения завознаграждение.
С точки зренияфундаментальной экономики гостиничный бизнес представляет собой экономическийкомплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственнымипроцессами и отношениями, чем внутренними причинами. Гостиничный бизнес такжевыступает важнейшим катализатором экономического роста многих быстроразвивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валовогонационального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом(импортом) товаров и услуг. Другими словами, если японцы отдыхают в гостиницахФилиппин, а украинцы в Турции, то они не только вывозят туда часть заработанныхв других производствах средств, но и создают там новые рабочие места.
Современный гостиничныйбизнес как экономическое явление:
·         имеетиндустриальную форму;
·         выступает в видегостиничного продукта и услуг, которые не могут накапливаться итранспортироваться;
·         создает новыерабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов испособствует ускоренному развитию национальной экономики;
·         выступает какмеханизм перераспределения национального дохода в пользу стран,специализирующихся в гостиничном бизнесе;
·         являетсямультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местнойинфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;
·         характеризуетсявысоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
·         выступает какэффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именноэти элементы составляют основу его ресурсной базы;
·         совместимпрактически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека,поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разностьпотенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к переменемест и познанию
Таким образом,гостиничный бизнес способен оказывать активное влияние на экономику региона(или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную игуманитарную основы. В настоящее время модели экономического воздействиягостиничного бизнеса на сферу экономики намного усложнились и базируются не натеоретических концепциях и гипотезах, а на статистических данных.
Тема данной курсовойработы является актуальной, так как роль гостиничного бизнеса в современнойэкономике постоянно растет и меняется, происходит его внутренняя перестройка.Страны, ранее занимавшие ведущие роли в гостиничном комплексе, уходят на вторыеи третьи роли. На смену им приходят новые лидеры.
Объект курсовой работы –современная индустрия гостеприимства. Предмет – российский рынок гостиничныхуслуг.
Целью данной курсовойработы – изучить современное состояние гостиничного рынка в мире, в частности,в Российской Федерации.
Основные задачи:
1.        рассмотрение эволюциигостиничной индустрии,
2.        систематизированиеданных о современном индустрии гостеприимства,
3.        изучениесовременного состояния гостиничного бизнеса в России, проблемы и перспективы.
Методы используемые принаписании курсовой работы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение,индукция.
Для максимальногодостижения поставленных задач при написании курсовой работы использовалисьпечатные и электронные издания, ресурсы сети Интернет.
Можно заметить чтопроблема гостиничного бизнеса освещена многими авторами, как зарубежными, так ироссийскими. К примеру, Лапина И.Ю. уделяет особое внимание организации итехнологии работы различных служб, а так же культуре поведения персонала иэтике общения. Кабушкин  Н.И. – управленческим процессам и решениям, стилямуправления, качеству услуг. Но информация, приведенная в книгах быстроустаревает, так как развитие общества не стоит на месте, а гостиничноехозяйство во многом зависит от состояния экономии, политики, законодательства.В связи с этим приобретает особую важность различные исследования маркетинговыхгрупп. Одной из таких групп является DISCOVERY Research Group, котораязанимается исследованиями в области гостиничного бизнеса в России, и одной из основныхцелей которой является описание современного состояния и тенденций развитияроссийского рынка гостиничной недвижимости.

Глава 1. Историягостиничного хозяйства
1.1 Процесс формирования гостиничногобизнеса за рубежом
Возникновение и развитиегостиничного хозяйства тесно переплетено с историей развития общества. Первыегостевые предприятия — прообразы современных гостиниц, как и сама профессия пообслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом — более чем за 2тыс. лет до н.э. — в древневосточной цивилизации.
В более позднюю эпохуримляне строили специальные здания, отведенные для путешествующих погосударственным надобностям. Эти здания, расположенные вдоль главных дорог,можно считать прообразами постоялых дворов.
Огромную роль в появлениипредприятий гостеприимства сыграло развитие торговых связей на Ближнем Востоке,в Азии и Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговыепути, по которым двигались караваны с товаром.
Для организации ночлегапутешественников вдоль торговых путей создавались специальные пункты размещения— караванов; рай (помещения для пребывания и отдыха путников), включающие, какправило, помещения для людей и загоны для верблюдов и лошадей. Все это былоокружено высокой стеной, защищавшей от ветра, дождя, бури, а также отграбителей и разбойников.
В средние века наразвитие предприятий гостеприимства существенно повлияли религиозные традиции.В этот период множество людей совершали паломничество к святым местам, апристанище путники искали прежде всего в монастырях и аббатствах. Церковьобязывала монастыри оказывать приют паломникам — кормить и организовывать дляних ночлег. Предоставляемые монастырями бесплатные услуги путешествующимсдерживали развитие частных предприятий размещения. Впрочем, постоялые дворыуже были и количество их росло, но пока они предлагали только кров — без стола.
Толчок к развитию частныхпостоялых дворов и таверн был дан лишь в позднее Средневековье. Так, в Англии в1530-х гг. король Генрих VIII перевел церковную собственность в светскую истранствующие уже не могли больше рассчитывать на бесплатный постой вмонастырях и были вынуждены останавливаться на частных постоялых дворах.
Следующий заметный периодв развитии гостиничного хозяйства связан с установлением в Европе регулярнойпочтовой и транспортной сети на конной тяге. Вдоль почтовых трасс появилисьпочтовые станции для государственного транспорта, служившие также и местом отдыха;они укрывали от непогоды и упрощали процедуру смены лошадей. В Западной Европетакие станции назывались дилижансы.
К XVI в. относитсяоткрытие в Западной Европе первых кофеен, ставших центрами культурной илитературной жизни того времени. Их появлению способствовало распространениетаких экзотических напитков, как кофе и чай.
Слово «отель» появилось вXVIII в. Во Франции первоначально отелем именовали многоквартирное здание, вкотором квартиры сдавались на месяц, на неделю и даже на один день. Скоро этоттермин широко распространился и в Америке. Большинство таверн быстропереименовали в отели, что, по мнению владельцев, придавало им европейский(французский) шик. Принято считать, что Соединенные Штаты Америки являютсяродиной большинства нововведений в сфере технического оснащения гостиниц.Потребность в гостиницах в этой стране всегда была очень велика в силунепрерывного потока эмигрантов, которые нуждались во временном размещении, анепрекращающийся спрос способствовал бурному развитию гостиничного бизнеса.В1794 г. в Соединенных Штатах была открыта первая гостиница — 70-комнатный«Сити-отель» на Бродвее в Нью-Йорке. В 1829 г. в Бостоне открылся отель «Тремонт» — первый в США отель первого класса — с коридорными, регистратурой, замкамина дверях номеров (двухместных и одноместных) и даже с бесплатным мылом длягостей. Это событие и положило начало гостиничному буму в этой стране. Всередине XIX в. в стране действовал первый отель с центральным отоплением. Кконцу XIX в. были распространены два типа гостиниц. Одни были большими ироскошными, а некоторые из них являлись просто архитектурными шедеврами — спросторными вестибюлями, залами для балов. Они располагали всеми возможными вто время удобствами — лифтом, туалетами, электрическим освещением и др. Другие,маленькие и устаревшие, предлагали услуги по низким ценам.
Значительный вклад вразвитие гостиничного дела внес швейцарец Цезарь Ритц; его имя до сих пор носитодна из самых знаменитых и дорогих европейских гостиничных сетей, хотя сам Ритцбыл всю жизнь лишь наемным управляющим и не владел ни одним отелем.
В конце XIX — начале XXв. в крупных городах Европы и Америки появились роскошные гостиницы,рассчитанные на удовлетворение спроса со стороны новых миллионеров и старойзнати, для которых путешествия стали модным времяпрепровождением.
Индустрия гостеприимствапревращается в важную отрасль. Строительством гостиниц, подготовкой кадров,вопросами ценообразования начинают заниматься гостиничные объединения,синдикаты, акционерные общества, корпорации. Наиболее заметными среди них былиЛондонский синдикат владельцев гостиниц, французский Союз хозяев гостиниц иМеждународный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 гостинициз различных стран мира.
После Второй мировойвойны получают широкое распространение международные гостиничные цепи. Перваямеждународная гостиничная цепь «Хилтон» была обязана своим созданиемамериканской авиатранспортной компании «Пан Америкэн». Поскольку в странахЛатинской Америки, куда самолеты компании совершали перелеты, не было гостиництого уровня, к которому привыкли американские бизнесмены, возникла идеяпостроить в этих странах отели с одинаковым уровнем услуг соответствующегокласса. Например, отель «Хилтон» в Буэнос-Айресе по сервису не должен былотличаться от отеля «Хилтон» в Нью-Йорке.
В настоящее время в миредействуют десятки международных гостиничных цепей. Среди них можно упомянуть«Холидей Инн», «Чойс», «Бест Вестерн», «Марриотт», «Хилтон», «Шератон» и др.
1.2 Эволюция гостиничной бизнесав России
В России гостиничныйбизнес начал развиваться в XII—XIII вв. с появлением постоялых дворов. Тогдаони назывались ямами, использовались для отдыха гонцов и смены лошадей,располагались на расстоянии конного перехода. В это же время началискладываться первые правила в гостиничном сервисе. Они назывались «Скрой».
К XV в. постоялые дворыприсоединились к почтовым станциям; в сущности их можно назвать прообразамимотелей. В больших русских городах появились гостиные дворы, отличающиеся отпостоялых тем, что здесь путники получали возможность не только размещения ипитания, но и совершения коммерческих операций, т.е. в гостиных дворахобъединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. Как правило,все это обносилось стенами и башнями с въездными воротами.
В XIX веке в России входит в моду кофе ичай. Появляются первые французские рестораны и кофейни-кондитерские. В 1882году в Санкт-Петербурге открылась первая чайная.
В конце XIX — начале XXв. Происходит активная строительство гостиничных предприятий. Среди нихроскошные гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса миллионеров и знати.Это «Метрополь» и «Националь» в Москве, «Европа» в Петербурге. В 1910 году вРоссии было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами.
После Октябрьскойреволюции декретом Советского правительства все гостиницы былинационализированы, гостиничное хозяйство подверглось коренной перестройке.
К 1940 году гостиницыбыли построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесеногромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному. Впослевоенные годы развернулись большие работы по реконструкции и строительствуновых гостиниц. Уже к 1960 году в Советском Союзе обслуживали в 1476гостиницах. Дальнейшее развитие гостиничной индустрии предопредели урбанизация,промышленный рост, увеличение материального благосостояния людей.
В 1980 году, наканунемосковской Олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиницобщей вместимостью 700 тысяч мест. Было построено много крупных, комфортабельныхгостиниц.
К сожалению, в 1990-е гг.из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительныйспад спроса на гостиничные услуги. Количество гостиничных предприятийсократилось, произошло разорение большей части загородных гостиниц. Наиболеекрупные по размерам номерного фонда гостиницы находятся в Москве иСанкт-Петербурге.
В дальнейшем на рынокгостиничных услуг пришли иностранные инвестиции, за счет которых произошлодальнейшее развитие гостиничной индустрии. На российском рынке появилисьгостиничные цепи зарубежных компаний, таких как «Бест Вестерн», «Марриотт»,«Редисон». В октября 1997 года в Москве была создана первая российскаягостиничная цепь «Норд-отель».
В современном пониманиигостиница – это сложный хозяйственный и имущественный комплекс (здание иличасть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для производстваи предоставления услуг (гостиничного продукта). А средства размещения — помещения, имеющие не менее 5 номерови используемые организациями различных организационно-правовых форм ииндивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов;
Таким образом, можнопроследить, что гостиничная индустрия развивается с давних времен и во многомее развитие зависит от состояния экономики, политики, науки и техники. Сусложнением общества все большее возрастала потребность в перемещении набольшие расстояния, в следствии этого и потребность в проживании и питании. А всвязи с научно-техническим прогрессом и ростом экономического благосостояния гражданизменялся набор и качество предоставляемых услуг.

Глава 2. мироваяиндустрия размещения туристов
2.1 Организациягостиничного бизнеса
В мировой практикесформировалось несколько моделей организации гостиничного бизнеса:
1.        Модель ЦезаряРитца. Особенности этоймодели: неповторимость интерьера и стиля обслуживания, ограниченный штатсотрудников с невозможностью профессионального роста, непохожесть на другиегостиницы, расположение в средних городах и исторически-культурных центрах. Составляющие:европейские традиции и изысканности и аристократизма («Палас-Отель» г. Москва).В данный момент эта модель переживает кризис.
2.        Модель Кемонса Уилсона (цепь гостиниц «Holiday Inn»). Делается ставка на большую гибкость вудовлетворении потребностей клиента в сочетании с поддержанием достаточновысоких стандартов обслуживания. Значительное внимание уделяется интерьеругостиницы, начиная с холла.
Под контролем гостиничныхцепей, построенных по второй модели, находится более 50% гостиничных номеров вмире.
3.        «Добровольные»гостиничные цепочки – консорциумы (“Best Western”, “Romantic Hotels” и др.) – под единой маркой объединяют гостиницы покаким-либо однородным признакам, выдерживающие определенный стандарты и наборыуслуг, независимо от страны нахождения. Члены гостиничных цепочек платят взносыв единый фонд. Возможно сочетание второй и третьей модели – цепь “Accor”.
Входящие в цепь отелиимеют на 60% больше среднего дохода и на 8% большую заполняемость, чемсамостоятельные предприятия.
Согласно перечисленнымвыше моделям организации, выделяют следующие разновидности гостиниц похарактеру взаимоотношений между владельцем (предпринимателем, собственником)гостиницей (группой гостиниц) и управленческим звеном гостиницы: независимыегостиницы, гостиничная цепь, гостиница на управлении и гостиницы, входящие вассоциации независимых гостиниц.
Независимая гостиница –такая гостиница, которая находится в независимом владении, распоряжении ипользовании владельца, получающего прибыль от такой собственности. Они могут управлятьсясамим владельцем и с помощью нанимаемых специалистов-менеджеров или нанимаемой(по договору) специализированной управленческой компанией, в том числе имеющейсобственный торговый знак или знак обслуживания. При этом наличие такихдоговорных отношений не влечет за собой изменения статуса гостиницы какнезависимой по отношению к другим субъектам рыночных отношений.
Независимые предприятия всвоем большинстве представлены «семейным» бизнесом небольших и среднихразмеров, характерной чертой которого является сезонность операций.
Огромное большинствонезависимых предприятий можно найти в маленьких городках и курортных поселках.Это те районы, где независимые гостиницы могут нормально существовать, неопасаясь конкуренции со стороны гостиничных цепей, поскольку большинствопредприятий в небольших городках и сезонных курортах рассматриваетсякорпорациями гостиничного бизнеса как нежизнеспособные или относительножизнеспособные. Клиентура независимой гостиницы или независимого ресторана вбольшинстве случаев совершенно иная, чем у таких же предприятий входящих вцепочки.
Это люди, предпочитающиеболее персонализированное обслуживание, заинтересованные в специфическиххарактеристиках места расположения, сервиса, интерьера и управления (дело втом, что в предприятиях, входящих в цепочку, устанавливаются единые стандартыобслуживания).
Большинство гостиничныхпредприятий мира входит в ту или иную гостиничную цепь. Гостиничная цепь – этогруппа гостиниц (2 и более), осуществляющая коллективный бизнес и находящаясяпод непосредственным контролем руководства цепью, которое получает преимуществаот любой прибыли, но в то же время несет и бремя ответственности заоперационные потери.
Крупнейшие международные гостиничные цепи: Holiday Inn Worldwide, Best Western International,Sheraton, Ramada, Hilton International, Radisson Hotels International, HyattHotels, Inter-Continental Hotel Group, Marriott Hotels, Le Meridian, FourSeasons, Rits-Carlton, Accor.
Гостиницы, входящие в цепь,различают в зависимости от условий вхождения в эти объединения:
·         гостиницы,являющиеся полноправными членами цепей;
·         гостиницы,являющиеся ассоциированными (присоединившимися) членами цепи на основе договора(франчайзинг).
В первом случае гостиницыобъединены общей собственностью владельцев, осуществляющих коллективный бизнес,и управляются  администрацией цепи — представителями собственников. Руководство(администрация) цепи несет полную ответственность за результат бизнеса иуправления и, следовательно, имеет полное право на получение прибыли;
Во втором – междугостиничной цепью и отдельной гостиницей заключается договор – франшиза обиспользовании торгового знака цепи, ее операционных систем и системыбронирования в обмен на долю прибыли гостиницы в пользу администрации этой цепиплюс некоторые другие вознаграждения, такие как, например, вознаграждение зарекламу. Суть этого договора заключается в том, что франчайзодатель(гостиничная цепь) способен достичь более глубокого проникновения на рынок с минимальнымиинвестициями, в то время как франчайзополучатель (гостиница) в состоянииразвернуть свою предпринимательскую деятельность с меньшим риском.
Продавая франчайзинг,франчайзодатель развивает бизнес и приобретает дополнительный источник дохода.Новые сторонники и последователи помогают в совместном несении бременирекламных расходов и продвижения продукта или услуг на рынке, получая взаменпреимущества, связанные с участием в большей по размерам и уже работающейсистеме.
Часто бывает трудноопределить, управляется ли данное предприятие администрацией цепи, или оноявляется франчайзным членом. Внешний вид предприятия и его работников; продуктыпитания, подаваемые в ресторане; уровень обслуживания или декор не дают нималейшего ответа на вопрос, кому оно принадлежит.
Весь мир знает, например,о такой гостиничной цепи, как «Холидей Иннз». Между тем, эта цепь на 98%состоит из франчайзных предприятий, принадлежащих самым различным компаниям.
Гостиницы, входящие вобъединение гостиниц на условиях контрактного управления ими (ихсобственностью) со стороны профессиональной гостиничной компании (гостиничногооператора), получают от владельца операционное вознаграждение за этудеятельность. Такие операторные (или контрактные) цепи имеют три основныеразновидности по взаимоотношению между владельцем (собственником) и оператором,которое оговаривается в контракте на управление:
·         владелец передаетоператору полное право на управление собственностью и отказывается отвмешательства в процесс управления, получая лишь итоговый чистый доход отгостиничной деятельности; оператор при этом несет ответственность за финансовыеи операционные риски в своей деятельности;
·         владелецоставляет за собой право вмешательства в процесс управления путем контроля задеятельностью, но при этом производит все операционные расходы по управлению иоплате всех операционных и финансовых рисков, вытекающих из его правасобственности; оператор несет долю ответственности за исход своей деятельностив той части, которая оговаривается в контракте;
·         владелецдостаточно плотно контролирует деятельность управляющей компании (оператора),но при этом полностью освобождает ее от ответственности за исход гостиничногобизнеса, за исключением умышленных случаев и случаев грубой неосторожности.
Гостиницы, входящие в независимыеассоциации, сохраняя полную независимость во всем, в том числе в проведениикоммерческих операций и маркетинговой политики, часто имеют единый товарныйзнак и за участие в ассоциации платят взносы (вступительный — за товарный знак,ежемесячные — за рекламу и систему бронирования — информирования).
2.2системы классификацийсредств размещения
Начало гостиничнойклассификации было положено еще в те времена, когда существовало очень малозаведений, заслуживающих доверия. Классификация имела целью обеспечитьбезопасные и качественные услуги по проживанию и питанию для путешественников.С колоссальным развитием международного за последние 50 лет туризма индустриягостеприимства приобрела статус зрелой, а цель классификации сместилась от идейзащиты потребителя (обычно гарантированной национальным регулированием изаконодательством) к идеям информирования потребителя.
Для отелей классификация— это способ представить необходимые потребителю сведения о качестве сервиса,инфраструктуре и других возможностях предприятия, помогая таким образомпотенциальным клиентам и демонстрируя свою лояльность к ним.
Для потребителейклассификация означает большую прозрачность, большую информированность ибольшую согласованность в оценке гостиниц.
Гостиничные предприятияклассифицируют по различным критериям. Наиболее употребляемые среди них:уровень комфорта, вместимость номерного фонда, функциональное назначение,месторасположение, продолжительность работы, обеспечение питанием,продолжительность пребывания, уровень цен, форма собственности.
Указанные параметрыоцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификациигостиниц. Кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и егоподготовке, образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знаниюязыков, внешнему виду и поведению.
Конечно, наблюдается игеографическое отличие гостиниц с одинаковым количеством звездочек. Тактрехзвездные номера турецких или египетских гостиниц, как правило, большие, авот в Европе просторный номер – признак гостиницы высшего класса. В восточныхстранах категория гостиницы в значительной степени зависит от наличиякондиционеров, количества открытых и закрытых бассейнов, а, например, воФранции – от наличия биде.
Однако как не пыталасьВсемирная туристическая организация внедрить универсальную системуклассификации гостиниц, единственного мирового стандарта не существует и до сихпор.
В настоящее время в миренасчитывается более 30 систем классификации гостиниц, причем в каждой странеприняты свои национальные стандарты. Наиболее популярными являются три: спомощью звездочек – от одной до пяти, букв – от А до D, корон или ключей,которые распространены в клубных гостиницах.
Система звезд —европейская система классификации, базирующаяся на французской национальнойсистеме классификации, в основе которой лежит деление гостиниц на категории отодной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Венгрии,Египте, Китае, России, Бразилии и ряде других стран.
Более высокой звездностигостиницы соответствует более широкий набор услуг, который она может предложитьсвоим клиентам. Так, гостям предлагаются услуги салонов красоты, массажногокабинета, автотранспортные услуги (доставка клиентов до аэропорта илижелезнодорожного вокзала), услуга общественного питания;
Система букв — система,используемая в Греции, согласно которой все гостиницы делятся на четырекатегории, обозначаемые буквами А, В, С, D. Высшая категория качества гостиницобозначается de luxe. Примерное соответствие категории качества пятизвездочнойсистеме такое: de luxe соответствует пятизвездочному уровню, гостиницакатегории А — четырехзвездочному уровню, категории В — трехзвездочному,категории С — двухзвездочному, категории D — уровню гостиницы категории «одназвезда». В настоящее время наряду с буквами на фасадах гостиницы можно увидетьи привычные звезды.
Наиболее правильнойсчитается классификация, предложенная ассоциацией британских турагенств –«Бритиш Тревэл Асорити» (БТА):
·         бюджетныегостиницы (*). Расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;
·         гостиницытуристского класса (**). Отели располагают рестораном и баром;
·         гостиницысреднего класса (***) уровень обслуживания достаточно высок;
·         гостиницы первогокласса (****). Очень высокое качество проживания и отличный уровеньобслуживания;
·         гостиницы высшейкатегории (*****). Уровень обслуживания и проживания экстракласса.
В следствии того, что нетединых мировых стандартов классификации, в разных странах количество звездприсвоенных отелю может означать совершенно разный уровень обслуживания.
Наиболее жесткие правилаклассификации гостиниц действуют во Франции и Испании – если гостиница неотвечает заявленному уровню, ее могут даже закрыть. Гостиницы Германии имеютправо самостоятельно присваивать себе любую категорию, однако, как правило,владельцы гостиниц не завышают свой рейтинг, поскольку боятся потерятьтребовательного немецкого потребителя. Подобная ситуация наблюдается и в Чехии,которая, в основном, ориентируется на немецких туристов, а потому стараетсяотвечать привычным для них стандартам.
А вот из каждой звездыитальянских гостиниц берут налог, поэтому их владельцы, как правило,сознательно занижают уровень своих заведений – официально регистрируют их какдвух- и трехзвездные, а рекламируют как четырехзвездные и выше, или добавляют кколичеству звездочек отметки “plus” или “super”, что означает повышение уровнягостиницы на одну звездочку.
Что касается восточныхстран, то в большинстве из них действуют по принципу: чем больше, тем лучше –недавно в Арабских Эмиратах появилась даже семизвездная гостиница! Поэтомустоит знать, что, как правило, звездность восточных гостиниц завышена на 1-2пункта. Исключением являются разве что турецкие гостиницы, которые больше всегоотвечают европейским стандартам.
Таким образом, для каждойстраны характерна своя классификация предприятий гостиничной индустрии. Поэтомугостиницы, относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах,могут иметь достаточно существенные различия.
2.3 Классификации средствразмещения
Средствами размещениятуристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодическиили регулярно место для ночевки.
В международной практикепринята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработаннаяэкспертами ВТО. По ней все средства размещения делятся на 2 категории:коллективные и индивидуальные.
Коллективное средстворазмещения – это любой объект, который регулярно или иногда предоставляеттуристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении, однакочисло номеров, которое в нем имеется, превышает определенный минимум,определяемый каждой страной самостоятельно (например: в России – 10 номеров, вИталии –7). Причем все номера в данном предприятии должны подчиняться единомуруководству, быть сгруппированы в классы и категории в соответствии спредоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием. К коллективным средствамразмещения относятся:
-гостиницы и аналогичныесредства размещения;
-специализированныезаведения;
-прочие предприятия размещения.
Аналогичные заведения — включают пансионаты и меблированные комнаты, туристские общежития и другиесредства размещения, которые состоят из номеров и предоставляют ограниченныегостиничные услуги, включая ежедневную заправку постелей, уборку номера исанузла.
Специализированныезаведения — помимо предоставления услуг размещения, выполняет еще какую-либодругую специализированную функцию. Это оздоровительные заведения, лагеря трудаи отдыха, конгресс-центры и т.д.
Прочие коллективныесредства размещения предоставляют ограниченные гостиничные услуги, исключаяежедневную заправку постелей и уборку жилых помещений. Они могут состоять не изномеров, а представлять собой единицы типа «жилища», «площадки для кемпинга»или коллективные спальные помещения (общежития).
Индивидуальные средстваразмещения – это собственные жилища (квартиры, виллы, особняки, коттеджи,используемые посетителями-резидентами, в том числе и апартаменты таймшера,комнаты арендуемые у частных лиц или агентств, помещения предоставляемые бесплатнородственниками или знакомыми).
Отнесение к тем или инымсредствам размещения определяется законодательными актами и нормативнымидокументами каждой страны.
Услуги размещения,питания и прочие услуги, предоставляемые гостиничным предприятием, дополняютдруг друга, в большинстве случаев являются взаимозависимыми и воспринимаютсягостем как единое целое. С учетом того, как они оформлены и скомбинированы вединый комплекс, складывается определенный тип предприятия.
ВТО в зависимости отпотребителя гостиничных услуг на современном гостиничном рынке рекомендуетвыделять следующие типы отелей:
Отель-люкс — малое илисреднее по вместимости гостиничное предприятие (на 100—400 номеров), обычнорасположенное в центре города. Хорошо обученный персонал обеспечивает высокийсервис самым требовательным клиентам — участникам конференций, деловых встреч,бизнесменам, высокооплачиваемым специалистам. Характерна высокая цена номера,включающая все возможные виды обслуживания. Номера имеют несколько комнат,непременно гостиную и изолированную спальню. В некоторых номерах люкс естькухня с холодильником и встроенным мини-баром.
Отель высокого классаимеет от 400 до 2000 номеров, располагается в пределах города и предлагаетдостаточно широкий набор услуг, рассчитанный на прием бизнесменов,индивидуальных туристов, участников конгрессов, конференций предоставляемыхобученным персоналом, бизнесменам, участникам конференций, индивидуальнымтуристам; он оснащен дорогой мебелью и оборудованием. Цена проживания — вышесредней.
Отель среднего уровняориентирован на широкий круг потребителя, может иметь различное число номеров.Стремится использовать современную технологию, снижая эксплуатационные расходыи придерживаясь среднего уровня цен.
Апарт-отелъ — гостиничноепредприятие, состоящее из нескольких квартир, цена которых не зависит от числапроживающих в нем гостей. Рассчитан на самообслуживание, в том числе насамостоятельное приготовление гостями еды. В Европе получила развитиеразновидность апарт-отеля — анонимный пансион, когда владельцы квартирзаключают договор с агентством о сдаче своей жилплощади — одной из квартиржилого дома.
Отель экономическогокласса может быть небольшим, с числом номеров от 10 до 150. Располагается вчерте города, имеет небольшой штат персонала, хорошо оборудованный номернойфонд. Потребителями являются, как правило, бизнесмены, индивидуальные туристы,не нуждающиеся в полном пансионе и стремящиеся к фактической оплате потребляемыхими услуг.
Мотель — предназначен длятуристов, путешествующих на автотранспорте. Может иметь от 150 до 400 номеров,располагается вблизи автотрасс, имеет небольшой штат персонала и предполагаетневысокие цены при современных хорошо оборудованных номерах. По сравнению сотелями предлагается ограниченный набор услуг в частности без предоставлениеуслуги питания. Обычно в комплекс мотеля входят ресторан, бар, зал для просмотра кино, тренажерные и игровые помещения, бассейн ит.п.
Курортная гостиница можетиметь от 100 до 500 номеров, обычно отдалена от города и располагается вблизиводоемов, в живописных местах; предлагает полный набор услуг, имеет многоспортивных сооружений, детских площадок; цены — выше средних, ориентированы наразличные категории туристов.
Таймшер — это отель от 50до 250 номеров,  в котором номера квартирного типа и условия, аналогичныекурортным гостиницам. Отдельные квартиры проданы индивидуальным владельцам,однако полная собственность контролируется компанией управления, т.е. владелецпокупает право пользования имуществом этого отеля, но само имуществопринадлежит отелю. Время пользования измеряется в неделях на срок от 10 лет добессрочного пользования. Цена таймшера зависит от особенностей сезона, а такжевремени пребывания. Владелец может отдыхать в приобретенных апартаментах в«свои» недели либо обменять место отдыха и время.
Среди перечисленныхгостиниц особое место занимают следующие: бунгало, кемпинг, ротель, ботель, флотель,флайтель. Среди перечисленных гостиниц особое место занимают следующие:
бунгало — небольшоестроение из легких материалов, используемое для размещения туристов. Получилширокое распространение в международных молодежных туристических центрах;
кемпинг — лагерь дляавто-, мото-, велотуристов, обычно расположенный в загородной местности, иногданедалеко от мотеля. Туристам предоставляются места для ночлега, часто впалатках или летних домиках, оборудованных кухнями для индивидуальногоприготовления пищи и некоторыми элементарными удобствами;
ротель — передвижнаягостиница, представляющая собой вагон с одно- или двухместными номерами(спальными отсеками), в которых расположены спальные кресла. Имеются отсек дляпереодевания, общая кухня, холодильник, общий туалет. В дневное время туристызнакомятся с различными городами и их достопримечательностями, а ночуют впоезде;
ботель — небольшаягостиница на воде (неплавающая), в качестве которой может использоватьсясоответствующим образом оборудованное судно;
флотель — крупнаяплавающая гостиница, большой отель на воде, специально оборудованное судно.Туристам предлагаются комфортабельные номера и ассортимент услуг для активногоотдыха — бассейн, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащение дляподводного плавания и подводной охоты, тренажерные залы, залы для конгрессов иконференций, библиотека, разнообразное информационное обеспечение (телефон,факс, компьютер и т.п.). В последнее время часто используется для организацийбизнес-туров, конгресс-туров, конгресс-круизов, обучающих туров;
флайтель — чрезвычайнодорогой и немногочисленный вид гостиниц. Оборудован посадочной площадкой и системойсвязи с метеослужбами;
Особое внимание хотелосьбы уделить новому виду специализированного туризма — деревенскому туризму(rural tourism). В настоящее время деревенский туризм рассматривается каквесьма доходный вид деятельности и имеет немалые объемы.
Существует два основныхвида организации такого отдыха горожан своего региона и жителей другихместностей или иностранных туристов:
·         сдача в наемнебольших домиков или номеров в небольших сельских гостиницах или коттеджей,расположенных в живописных местностях;
·         организацияпроживания отдыхающих на ферме в сельском доме непосредственно в семье.
Таким образом, для каждойстраны характерна своя организация гостиничного бизнеса и классификациягостиниц, и даже гостиницы, относящиеся к одной категории, но расположенные вразных государствах, имеют существенные различия и следует более внимательноотносится к выбору средства размещения.

Глава 3. Гостиничноехозяйство России на современном этапе
3.1Современные тенденцииразвития индустрии гостеприимства
интерес к гостиничному строительству вРоссии наметился около пяти лет назад и продолжаетрасти. Подкрепляется он сохраняющимся дефицитом предложения гостиничных услугпрактически во всех ценовых категориях при стабильном спросе. Кроме того,гостиничный бизнес позволяет гибко варьировать тарифы не только в течениемесяца или недели, но и на ежедневной основе. Договора аренды офисных илиторговых площадей являются долгосрочными и не предусматривают возможностипересмотра условий в течение срока аренды. В условиях постоянно меняющейсядинамики рынка это обстоятельство может быть решающим аргументом в пользустроительства гостиничного предприятия.
Последние десять летроссийский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20%, а объем рынка составилпорядка $ 4 млрд. Всего на российском рынке работает около 4000 гостиниц,включая санатории и пансионаты, что составляет более 410 тысяч мест.
Важной тенденциейроссийского ранка гостиничных услуг является проникновение международныхсетевых компаний. Это в первую очередь связанно с недостатком опыта российскихкомпаний в гостиничном бизнесе. Их проникновение на российский рынок происходитразличным путем: присоединением уже построенных гостиниц, поглощениеконкурирующих гостиничных цепей, строительством новых объектов по своимтехнологиям и на свои средства.
С этим напрямую связанатенденция к росту числа инвестиционных проектов по строительству иреконструкции гостиниц. Здесь необходимо отметить некую противоречивость рынкагостиничных услуг. Несмотря на то, что в основном рост инвестиций характерендля гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и «5 звезд», существует тенденция ксокращению числа подобных гостиниц. Такая тенденция объясняется тем, что срокиокупаемости дорогих отелей гораздо меньше, а заполняемость остается наиболеевысокой среди всех сегментов.
Развитие отмеченопрактически во всех регионах, однако наиболее привлекательны г. Москва иг.Санкт-Петербург. Это связано с рентабельностью гостиниц. В регионах онасоставляет – 15-20%, а в Москве 17-25%. Вследствие этого для инвесторовнаиболее прибыльным и перспективным является московский рынок гостиничнойнедвижимости. По данным международного агентстваTRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2007 года каждый гостиничныйномер в столице принес его владельцу €149 чистой прибыли, что на €36 больше,чем в Лондоне, занявшем второе место. По имеющимся данным, всего в российскойстолице 34,4 тысяч гостиничных номеров, 40% приходится на гостиницы категории«три звезды», 28% — на «две звезды», 18% — на «четырезвезды», 8% — на «пять звезд. Московские гостиницы высшей категориисоставляют хоть и небольшую, но весьма существенную часть рынка. Отели,принимающие первых лиц иностранных государств и деловую элиту, по определениюне могут играть иной роли. Что касается гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга,то там функционирует 329 гостиниц, совокупный номерной фонд которых составлял около18 тысяч номеров. Из них к категории «5 звезд» относится 9 гостиниц, 20 отелейимеют категорию «4 звезды», 91 гостиница – категорию «3 звезды». [20]
Инвесторы, управляющиекомпании и администрация города как структуры, формирующие спрос на рынкестроительства гостиниц, в настоящее время достаточно активны и на развитииотелей среднего ценового сегмента (сегмента малых гостиниц). Сюда включеныпридорожные мини-гостиницы, апарт-отели и частный сектор гостиничного бизнеса.
В настоящий моментсерьезной альтернативой гостиницам в таких условиях становятся съемные квартирыс посуточной оплатой – апартаменты. Можно сказать, что именно из таких апартаментов«вырос» петербургский рынок мини-отелей, которые по большей части представляютсобой выкупленные подъезды в многоквартирных домах. К настоящему временипредложение гостиничных услуг этого сектора в Санкт-Петербурге находится на томуровне, когда уже можно говорить о конкуренции. Подтверждением этому служитвозникновение ассоциации мини-гостиниц. Такая кооперация, скорее всего,поспособствует еще и тому, что теперь услуги большинства мини-гостиниц, до сихпор разрозненные, обретут некоторый регламент и выйдут на более цивилизованныйуровень. Московский рынок мини-гостиниц пока развивается медленно, несмотря нато, что инвестиционная деятельность в этом секторе имеет хорошую перспективу.
Несомненно, чтогостиничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга оказывают доминирующее влияние насостояние гостиничной отрасли страны в целом. Однако в последние годы и здесьнаметились некоторые сдвиги, проявляющиеся, в первую очередь, в сокращении долистолиц в общем отраслевом балансе. Процесс деконцентрации происходит на фонеоживления гостиничных рынков других регионов. К числу таких стремительноразвивающихся районов относится, в первую очередь, город-курорт Сочи,инвестиционная привлекательность которого не уступает столичным городам,Краснодарский край, а также ряд городов-миллионеров, например, Екатеринбург. Вряде регионов гостиничный бизнес развивается даже более динамично, чем другиесектора рынка недвижимости: жилищный и торгово-офисный. В значительной степенитам активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценовогоуровня.
3.2 Проблемы гостиничногохозяйства в России и пути их решения
Все гостиницы делятся надва сегмента — гостиничные сети и несетевые гостиницы. Производительность трудав гостиничных сетях (состоящих из 6 гостиниц и более) приблизительно на 50 %выше, чем в несетевых гостиницах, что связано с использованием сетями типовыхформ организации труда, с экономией средств за счет масштаба деятельности втаких областях, как продвижение торговой марки, приобретение необходимых ресурсови профессиональное обучение персонала (благодаря большим возможностямпродвижения по службе).
Низкая производительностьтруда персонала несетевых российских гостиниц объясняется падением спроса,низким уровнем доходов населения и неисполнением налоговой дисциплины, а такжетем, что значительная их часть находится в государственной собственности. ВРоссии 47 % номерного фонда гостиниц принадлежит муниципальным, региональнымили федеральным органам власти. Еще 36 % номерного фонда частично являются собственностьюместных или федеральных властей, а частично — предприятий (главным образомпредприятий тяжелой промышленности). Если в США широко распространеныуправленческие контракты, привязывающие вознаграждение менеджеров крентабельности гостиниц, в России договоры (по сути с государством) необеспечивают для управляющих несетевых гостиниц достаточных стимулов к тому,чтобы избавиться от избыточного штата и совершенствовать организацию труда.Кроме того, некоторыми гостиницами такого рода управляют непосредственногосударственные служащие, причем от них обычно требуют держать в резерве номерадля официальных лиц, и, конечно, эти номера не приносят прибыли.
Очень серьезной проблемойразвития гостиничного хозяйства в России является нехватка квалифицированныхкадров, что, в частности, объясняет неэффективную организацию труда.Гостиничные сети США справляются с сезонными потребностями в рабочей силе,обращаясь к имеющемуся резерву подготовленных работников. В таких странах, какРоссия, подобные резервы отсутствуют, а для качественного обучения неопытногоработника требуется много времени. Потери от использования неподготовленныхработников очевидны. Так, квалифицированная горничная может убрать на 60 %больше номеров в день, чем неопытный стажер. В неменьшей степени повышенныепотребности в работниках обусловлены громоздкостью и несовершенством бухгалтерскихпроцедур и большой потребностью в охранных услугах.
В России присутствуютпочти все крупные международные сети, однако их деятельность сосредоточена всегменте четырех- и пятизвездочных отелей и обычно управляются международнымикомпаниями, а их собственниками являются совместные предприятия с участиемчастных инвесторов и местных органов власти. Здесь высокое качествообслуживания диктует высокие цены, доступные для крупных бизнесменов, деловыхтуристов, известных артистов, спортсменов. Но почти нет гостиниц туристскогокласса с хорошим уровнем сервиса для человека среднего достатка, которыйприезжает посмотреть нашу страну.
Наиболее востребованнымсегментом остаются трехзвездочные отели, дефицит которых ощущается во всехкрупных городах России. Формально такие гостиницы есть, нореально большинство из них не соответствует данной категории ни по уровнюподготовки персонала, ни по качеству обслуживания, а данную категорию ониполучили по старым системам.
На сегодняшний день дляразвития российского гостиничного хозяйства актуальна проблема взаимодействиягостиниц и туроператоров. Нередко эти партнеры предъявляют друг другупретензии. Жалобы относятся в основном к нарушению договорной дисциплины.
Гостиницы терпят убыткииз-за того, что туроператоры, практикующие предварительное бронирование местдля своих групп, не всегда выкупают забронированные номера. Поздняя аннуляциязаказов (т.е. отказ от ранее произведенных бронирований в предельно короткиесроки, что не позволяет повторно выставить номера на продажу) является одним изфакторов риска в гостиничной индустрии в целом. В качестве противодействиятаким неблагоприятным факторам гостиницы включают в договоры различныеположения о предварительной оплате и залогах, т.е. стандартный набор мер,используемых всеми отелями независимо от страны базирования для снижения потерьот срывов предварительных финансовых планов.
Туроператоры в своюочередь тоже имеют претензии к партнерам — средствам размещения. Нередкислучаи, когда гостиницы занимают выжидательную позицию и не подтверждают заявкина бронирование в сроки, оговоренные в контрактах. Особенно часто так поступаютотели накануне крупных событий, праздников, вызывающих высокий спрос на услугиразмещения. Поскольку отелей, принимающих иностранные туристские группы, не такмного, туроператоры не идут на расторжение контрактов сгостиницами-нарушителями. Некоторые гостиницы сознательно отсекают групповойтуризм, выставляя для туристских групп цены выше, чем для корпоративныхклиентов, или предлагая размещение без скидок. Туроператорам бывает достаточносложно защитить свои позиции, особенно в условиях превышения спроса надпредложением.
Еще одна проблема связанас несовершенством законодательства и сложностью бюрократических процедурлицензирования, сертификации и т.п. А это, в свою очередь, является источникомдругих проблем. Так, вследствие не совершенства законодательной базы, инвесторыс некоторой осторожность вкладывают деньги в строительство новых гостиниц вРоссии, особенно в Москве. Это главным образом связано с тем, что в Москвеотсутствуют удобные места для застройки, а вследствие дороговизна земли.Столичное правительство неоднократно заявляло о своей готовности способствоватьразвитию рынка гостиничных услуг, однако бюрократические преграды все ещесильны. Кроме этого, московские власти довольно неудачно, по мнению экспертов,инициируют реконструкцию и замену существующего гостиничного фонда. В течениепоследних трех лет московский рынок уменьшился на 3,5 тысячи номеров только вснесенных гостиницах. А это практически четверть номерного фонда среднегосегмента. Снос гостиниц между тем продолжается. Это снижает конкуренцию длясуществующих гостиниц, что влечет за собой дороговизну гостиниц, падениякачества услуг.
Еще одной проблемой,связанной с законодательной базой, — это классификация гостиниц. В настоящеевремя нормативным документом, на основании которого осуществляетсяклассификация российских гостиниц, является приказ Министерства экономическогоразвития и торговли РФ от 21 июня 2003 г. № 197 «Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения».Несмотря на то, что документ получил статус государственного, данная системаклассификации является добровольной и многие гостиницы получили свою категориюпо старым системам, так более 70 % гостиниц России по качеству обслуживания неподходят ни под одну из действующих категорий. Сведения обо всех предприятиях,получивших категорию в соответствии с требованиями государственной системы,публикуются на официальном сайте органа федеральной исполнительной власти всфере туризма, а также в каталогах и прочих публикациях, распространяемых на выставкахв России и за рубежом.
Разумеется, говоря опроблемах гостиничного бизнеса, необходимо сказать и о путях их решения.
Регулирование гостиничнойиндустрии должно происходить «сверху», т.е. государством. Для этого, преждевсего, необходимо выработать единую маркетинговую концепцию развитиягостиничного бизнеса в России, в которой должны быть предусмотрены решения всехпроблем в комплексе. Государство должно определить туристские концепциирегионов, потребности в дополнительной инфраструктуре, территориальноезонирование, план по привлечению инвесторов и многое другое. Так, гостиничныйрынок в Москве и Санкт-Петербурге уже достаточно развит и стоитпереориентировать денежные потоки на региональные города-миллионники, важныецентры торговли и промышленности. Отдельно стоит рассмотреть перспективыЗолотого кольца и курортные зоны.
Значительную работунеобходимо проделать в области законодательства. Процессы регистрации,оформления должны быть упрощены и понятны с целью привлечения зарубежныхинвестиций в гостиничный бизнес.
Так же не стоит забыватьо проблеме качества обслуживания в гостиницах. Введенная система классификацииэто важный шаг на пути улучшения качества, но этого не достаточно. Во-первых,данная система имеет множество нареканий со стороны владельцев гостиниц итребует доработок, а во-вторых, она является не обязательной и множествогостиниц не соответствует ни одной категории. Для улучшения положения,государство должно инвестировать в данные гостиничные предприятия, а такжестимулировать их к повышению уровня услуг.
Но решения проблемтребуют активного участия владельцев гостиниц. Они должны стремиться ккачественному оказанию услуг, эффективной работе с клиентами, тесномусотрудничеству с государством. Особого участия владельцев гостиниц требуетпроблема кадров. Многие из них могут быть решены более плотной работой свузами, политикой компенсации и нематериальной мотивации персонала.
Таким образом,гостиничный бизнес в России сталкивается со множеством проблем и решение этихпроблем должно носить комплексный характер, т.е. государство и владельцы отелейдолжны осуществлять совместную деятельность по планированию и реализациипрограмм по их устранению.

Заключение
Гостиничная индустрия – это суть системы гостеприимства. Онаисходит из древнейших традиций в истории человечества – уважения гостя,торжества его приёма и обслуживания. Она органически и естественно связываетрестораны, кафе, транспорт и экскурсии в единую цепь туристско-экскурсионногообслуживания.
Сегодня гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включаетпредоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах,мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение ипредставляет собоймощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра. Для привлеченияпотока туристов в страну требуется развитие рекламы, организация индустриидосуга, обеспечение стабильной ситуации в стране.
Гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития.Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплексфинансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различногонаправления
Рассмотрев развитиегостиничного рынка в РФ можно сделать вывод, что в России сегодня существуютгостиницы самого различного уровня. Многие гостиницы не уступают лучшимгостиницам мира. Однако, в целом, гостиничный бизнес в России еще недостаточносформировался. Недостаток гостиниц 2-3 звезды сегодня не дает возможностипринимать туристов с небольшими финансовыми возможностями. Сегодня помимо строительствагостиниц высокого класс идет формирование рынка обслуживания туристов внебольших частных гостиницах. Но этот процесс происходит крайне медленно,поскольку не находит государственной поддержки.
Правительство Москвы исубъектов РФ, а также ГАО «Москва» в данное время занимается разработкой новойгостиничной базы страны, а также обновлением и улучшением условий проживания вуже существующих средствах размещения. Но необходимо тщательно планироватькаждый шаг в проектах, так как их успешное развитие и завершение зависит оточень многих факторов: начиная от трудовых ресурсов и заканчивая финансовойполитикой.
Эффективностьэтих мероприятий рассматривается с точки зрения достижения стабильной,постоянной рентабельности. То есть, менеджерам гостиниц предлагается применятьстратегическое планирование в качестве основополагающего мотивационногопринципа принятия важных для предприятия управленческих решений.
Но стоит не забывать, чтометоды, используемые в мировой практике не всегда подходят для России и следуетискать свой путь развития гостиничного хозяйства с учетом национальных,религиозных, а также законодательных особенностей страны.
В данный момент огромнуюработу по развитию гостиничного бизнеса берут на себя различные компании,которые предлагают свои услуги в области управлении, финансировании, обучении,разработки проектов.
Что же касаетсягостиничный услуг, то в России ведется активное применение стандартов позволяющиеобеспечить требуемое качество продукции и услуг, организовать отлаженный и непрерывныйтехнологический процесс, а также приводит к преодолению технических барьеров навнешних рынках, расширению базы производственного сотрудничества с зарубежнымипартнёрами, установлению более высокого уровня цен на продукцию и услуги иповышает уровень конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке.За последние несколько лет отечественный туризм сделал огромный скачок вотношении приближения своих стандартов к мировым.
Особую роль в современноммире отводится дополнительным услугам и развлечениям. И в связи с этим, вРоссии ведется активное строительство различных развлекательных комплексов,разработка новых, уникальных услуг. Один из существенных источников увеличениягостиничных доходов — предоставление помещений для проведения разнообразныхконференций, семинаров, учебных занятий и сопровождающих их выставок и презентаций.
Многие специалисты даннойобласти заявляют, что у гостиничного бизнеса в России огромный потенциал и приграмотной политики сотрудничества правительства с гостиничными предприятиями изарубежными странами темпы роста данного сектора экономики будут увеличиваться.

Список литературы
1.        Друкер Т.И.,Яворская А.О. Зарубежный опыт малых гостиниц. – М.: УГТ РБ, 2005 – 78 с.
2.        Кабушкин Н.И.Менеджмент гостиниц и ресторанов/ Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко – Минск: Новоеиздание, 2002. – 368 с.
3.        Катлер Ф.Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник / Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д.,1998. — 787 с.
4.        Ляпина. И.Ю.Организация и технология гостиничного обслуживания/ И.Ю. Ляпина – М.:«Академия», 2005 – 208 с.
5.        Сенин В.С.,Денисенко А.В. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средствразмещения/ В.С. Сенин –М.: 2000 – 144 с.
6.        Чудновский А.Д.Туризм и гостиничное хозяйство/ А.Д. Чудновский. – М.: Тандем, 2000. – 400с.
7.        Шматько Л.П.Туризм и гостиничное хозяйство текст/ Л.П. Шматько. – М.: Март, 2005. – 346с.
8.        Все гостиницыРоссии// режим доступа: www.all-hotels.ru
9.        Гостиничныйбизнес в России: текущие состояние и перспективы развития// режим доступа:b2blogger.com/research/report/print_886.html
10.      Гостиничный рынокМосковской области// режим доступа: www.moga.ru
11.      История развитиягостиничного бизнеса// режим доступа -http://anogik.narod.ru/lib/story1.htm
12.      Маркетинг Журнал.Современное состояние гостиничного бизнеса// режим доступа:www.4p.ru:80/main/research/3964/print_article
13.      Организациягостиничного бизнеса в мире// режим доступа — msochi.narod.ru/002/002_011.html
14.      Отели. Проектирование и дизайнотелей и гостиничных комплексов// режим доступа: http:// www.hotel.artpeople.ru
15.      Регионы России –новые возможности для развития// режим доступа:next-stop.ru/pokaz/pokaz_rf/ regiony-rossii-novye-vozmozhnosti-dlja.html
16.      Туристическийбизнес// режим доступа: http://turizmbiz.ru
17.      Ancor. Сегодняшние проблемы поискаперсонала для отелей и пути их решения// режим доступа: www.ancor.ru/article/
18.      Commercial Real Estate. Обзор рынка московских отелей высшейкатегории// режимдоступа: www.cre.ru/
19.      E-xecutive.Мастерская. Лучшие бизнес — решения. Техника приручения инвестора// режимдоступа: old.e-xecutive.ru/workshop/best
20.      HotelConsulting and Development Group// режим доступа — www.tourbus.ru/arhiv/09_04/news/hotels
21.      ProОтель — журнало гостиничном бизнесе — Противоречивый сервис янтарного края// режим доступа: www.prootel.ru/vsyo-dlya-otelya/index.html
22.      ProОтель — журнало гостиничном бизнесе — Исследование рынка гостиничных услуг в России// режимдоступа: www.prohotel.ru:80/news-3298/0/