ГОУ ВПО «Новосибирскийгосударственный педагогический университет»
Факультетпсихологии
Контрольнаяработа по курсу
«Психогенетические исследования темперамента»
Выполнила студентка 5 курса,
специальность 03.03.01
Балтабекова А.Е.
Новосибирск 2011
1. Психогенетическиеисследования темперамента
Ктемпераменту традиционно относят формально — динамические быстроты, ритма,интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.Черты темперамента определяют не столько то, что человек делает, сколько как онэто делает, т.е. они не характеризуют содержательную сторону психики (хотя,опосредованно влияют на нее). Концепции темперамента весьма разнообразны.
Дляпсихогенетического исследования существенны несколько моментов:
1) Вразных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным, посколькунекоторые особенности поведения, характерные для маленьких детей (например,регулярность отправления физиологических функций, длительность сна и т.п.), либоотсутствуют, либо имеют совсем иной смысл в более старших возрастах.
2)методы диагностики динамических характеристик — вопросники, основанные насамооценке, экспертные оценки, проективные методики, наблюдение, как правило,имеют значительно меньшую, чем например тесты IQ, статистическую надежность ичасто дают разные результаты.
3)Существует традиционная для психологии проблема соотношения темперамента ихарактера. Хотя последний, в отличие от темперамента, часто связывается ссодержательной стороной личности, это не позволяет надежно развести проявленияодного и другого: динамические характеристики деятельности могут в конкретныхслучаях определяться не только чертами темперамента, но и, например высокоймотивированностью к данной деятельности, т.е. собственно личностной чертой.
Наследственнозаданные свойства принадлежат индивидному уровню, объединяющему сложившиеся вэволюции и в индивидуальном развитии биологические, — в частности, кодированныев геноме, — характеристики индивидуальности. Наследуемость — один из критериев,обязательный для отнесения той или иной психологической черты к темпераменту.
2. Критериисвойств темперамента
Темперамент- формально-динамическая характеристика поведения (стиль поведения), связаннаяс биологическими структурами, проявляющаяся с раннего детства в широком спектреситуаций, стабильная в онтогенезе. Анализируя темперамент, современныеисследователи предпочитают описывать и исследовать его отдельные свойства.Выделение различных типов темперамента, характерное для психологических работконца XIX и начала XX вв., сменилось анализом черт — поиском такихпсихологических особенностей, которые присущи всем людям, но выражены у них вразной степени. От изучения крайних групп, каковыми являются дискретные типы,описываемые в ранних работах, исследователи перешли к анализу психологическиххарактеристик, имеющих в популяции непрерывное распределение. Выбор этиххарактеристик, то есть отнесение тех или иных психологических особенностей кчислу свойств темперамента, осуществляется на основании ряда критериев, вкоторых суммируются теоретические представления о темпераменте,сформулированные за долгую историю его изучения. Эти критерии не полностьюсовпадают у разных авторов, занимающихся исследованием темперамента, однако ониназывают близкие по содержанию и не противоречащие друг другу признакитемперамента.
Основныекритерии (или признаки) темперамента следующие:
1.Формально-динамический характер, или стиль поведения. 2. Связь с биологическимиподструктурами. 3. Генетическая обусловленность. 4. Проявление в раннемдетстве. 5. Онтогенетическая стабильность. 6. Проявление в широком классеситуаций. 7. Проявление в максимально трудных для человека условиях.
Висследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием дляотнесения той или иной психологической характеристики к свойствам темпераментаявляется ее формально-динамический характер. Свойства темперамента«формальны», поскольку они не связаны с содержанием деятельности, сцелями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойстватемперамента являются «динамическими», поскольку они определяютдинамику деятельности — интенсивность, темп, ритмичность тех психологическихособенностей, которые включены в осуществление этой деятельности. Формальныйхарактер свойств темперамента подчеркивается и зарубежными исследователями,хотя называют они этот признак темперамента иначе — стиль поведения. В отличиеот способностей, которые показывают, что получается у человека лучше всего,каков уровень его достижений, и в отличие от мотивации, свидетельствующей отом, почему человеком совершается то или иное действие, свойства темпераментаопределяют, как человек действует в самых разных ситуациях (каков темп егодеятельности, насколько легко и быстро он адаптируется в разных условиях,свойственна ли ему резкая смена эмоциональных состояний и т.д.). Свойстватемперамента в значительной степени зависят от биологической организациичеловека. Поиск природных (физиологических, эндокринных, биохимических)детерминант психологических характеристик человека уходит корнями в далекоепрошлое: попытки связать свойства организма и особенности поведения делалисьуже при создании античных типологий темперамента. Теоретические представления отемпераменте во все времена исходили из предположения о том, что различия междулюдьми в свойствах темперамента связаны с индивидуальными различиями в ихбиологических подсистемах (анатомических, морфологических, физиологических). Внастоящее время можно с уверенностью говорить о том, что индивидуальныеособенности темперамента тесно связаны с психофизиологическими и нейродинамическимисвойствами человека. Однако было бы ошибкой сводить свойства темперамента клежащим в его основе биологическим закономерностям. Темперамент ифизиологические механизмы, которые его обусловливают, не тождественны другдругу. Любое свойство темперамента связано с разными физиологическими и нейродинамическимисвойствами, то есть любое свойство темперамента нельзя рассматривать как простоповеденческое проявление какого-то конкретного физиологического свойства. Болеетого, любые физиологические и нейродинамические свойства влияют на особенностипроявления разных психологических характеристик, в число которых входят нетолько свойства темперамента. Обсуждая биологические основания темперамента,многие исследователи считают, что свойства темперамента являются генетическиобусловленными или, по крайней мере, связаны с теми физиологическими и нейродинамическимиособенностями, которые в значительной степени детерминированы генотипом. Свойстватемперамента проявляются в самом раннем детстве. Индивидуальные различия вдвигательных реакциях детей, в порогах реактивности, в интенсивности реакцийобнаруживаются с первых дней жизни. В первые месяцы можно определитьпреобладающий эмоциональный тон в настроении ребенка, легкость его адаптации кновым ситуациям, особенности реакций на новые стимулы, например настороженностьи стремление избежать контакта с новым предметом или же, наоборот, интерес кнему и желание поближе с ним познакомиться. Одни дети с готовностью пробуютновую пищу, тянутся к новой игрушке, с интересом разглядывают незнакомогочеловека, другие — с опасением рассматривают непривычную игрушку и долго боятсявзять ее в руки, выплевывают пищу, которую никогда не ели раньше, плачут иприжимаются к матери, увидев незнакомого человека. Все эти особенностипредставляют собой ранние проявления темперамента. Они определяют существенныеособенности поведения ребенка и очевидны для того, кто за ним наблюдает.Благодаря этим характеристикам темперамента — важности для понимания поведенияребенка и легкости диагностики — свойства темперамента часто используются дляописания ранних психологических особенностей детей. Но внимание и интереспсихологов к темпераменту связаны не только с тем, что его проявления отчетливодемонстрируют индивидуальные особенности детей первых лет жизни.
Исключительноважно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, тоесть описывают особенности поведения, характерные для человека в течениедлительных отрезков времени. И данные непосредственного наблюдения за детьми, иоценки поведенческих особенностей детей, полученные в интервью с их родителями,обнаруживают возрастную стабильность эмоциональных реакций, двигательнойактивности, легкости в переключении с одной деятельности на другую, способностии готовности вступать в контакт и общаться с другими детьми и взрослыми. Непосредственноевлияние свойств темперамента на особенности поведения человека меняется свозрастом. Изменение роли темперамента с возрастом и причины этого измененияотчетливо показаны в лонгитюдных исследованиях. Одно из них — Нью-Йоркскоелонгитюдное исследование темперамента, проведенное Александром Томасом иСтеллой Чесе, — является наиболее длительным на сегодняшний день. Возрастныеизменения темперамента прослеживаются в этом исследовании от первых месяцевжизни до 30 лет.
Былопоказано, что свойства темперамента в значительной степени определяютпсихологический статус ребенка на протяжении всего дошкольного и младшегошкольного возраста, непосредственно влияя и на уровень адаптации ребенка кпостоянным условиям его существования, и на скорость адаптации в новых дляребенка условиях, прежде всего на первых этапах школьного обучения. Начиная с10—12 лет, основную роль начинают играть не столько свойства темперамента кактаковые, сколько так называемые вторичные свойства, то есть свойства,сформированные на основании тех или иных особенностей темперамента. Например,низкая общительность ребенка и застенчивость, заставляющая его избегатьситуаций, в которых необходимы контакты с другими людьми, могут привести кнесформированности навыков общения, что и будет в более старшем возрастеосновной причиной неудач при общении с другими людьми.
Однаковлияние темперамента на особенности поведения не пропадает полностью, и, какбыло показано в одном из исследований, даже во взрослом возрасте обнаруживаютсясвязи с теми особенностями темперамента, которые были определены в дошкольномвозрасте. Так, в этом исследовании показано, что оценки темперамента ребенка,полученные, когда ребенку было 3 года, оказались значимо связаны с некоторымианалогичными формально-динамическими особенностями поведения во взросломвозрасте и с успешностью адаптации (удовлетворенностью работой, отношениями в семьеи т.д.). Было сделано заключение, что свойства темперамента сохраняются напротяжении длительных периодов жизни и, появившись в раннем детстве, продолжаютоказывать влияние на поведение человека и во взрослом возрасте. Однакосохранность свойств темперамента не означает неизменности их проявлений. Во-первых,свойства темперамента изменяются с возрастом. Так, может снижатьсячувствительность к эмоциогенным ситуациям, повышаться или понижаться порогреактивности, изменяться величина общей активности. Однако при измененииабсолютной величины того или иного свойства темперамента его относительнаявеличина может оставаться неизменной: например, дети, которые были наиболееэмоциональными в дошкольном возрасте, будут более эмоциональны, чем ихсверстники, и в подростковом, и во взрослом возрасте. Во-вторых, одни и те жесвойства темперамента по-разному обнаруживают себя в разных возрастах. Низкаяобщительность у взрослого человека будет проявляться не в испуге, возникающемпри появлении незнакомого человека, как у двухлетнего ребенка, а в стремлении куединению, в нежелании посещать шумные и многолюдные компании, в скованности,появляющейся при общении с незнакомыми людьми. Вместе с тем, и страхнезнакомца, и стремление сократить число контактов с другими людьми являютсяпроявлениями одного и того же свойства темперамента. В-третьих, чем старшестановится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормыобщества. Они маскируют те особенности темперамента, проявление которых можетвызвать неодобрение окружающих. Так, бурное проявление отрицательных эмоций,простительное маленькому ребенку, у взрослого человека будет воспринято какнеумение владеть собой, неуважение к окружающим или просто как невоспитанность.В процессе социализации ребенок обучается тому, как надо реагировать на разныеситуации, каких реакций от него ждут окружающие, и это приводит к тому, чтовнешнее проявление одних особенностей темперамента усиливается, а других —уменьшается. Вследствие этого, чем старше становится человек, тем труднеенаблюдателю определить особенности его темперамента. Тем не менее диагностикатемперамента у взрослого человека не является неразрешимой задачей. Дело в том,что свойства темперамента определяют динамику психической деятельности в самыхразных ситуациях, то есть являются кросс-ситуативными. В одних случаяхпроявление свойств темперамента будет маскироваться больше, в других —нивелирующее воздействие социальных условий на свойства темперамента будетменьше. Предполагается, что те динамические особенности психической жизничеловека, которые наиболее для него характерны, обнаруживаются наиболее часто исвойственны ему в разных (хотя и не во всех) ситуациях, и являются проявлениямиего темперамента. Кроме того, свойства темперамента отчетливо проявляются в техслучаях, когда человек попадает в новую, непривычную для него или труднуюситуацию. Например, такая сторона темперамента, как общительность, болееопределенно проявится при необходимости вступить в контакт с незнакомымилюдьми, чем при общении со своими близкими. Общаясь с друзьями, даже самыезастенчивые и некоммуникабельные люди чувствуют себя свободно и мало отличаютсяот тех, кто никогда не испытывал сложностей в общении. При необходимости быстропринять решение, справиться с проблемой в условиях дефицита времени уровеньэмоциональности человека значительно заметнее, чем в обычной для него ситуации.Например, сдавая экзамены, некоторые люди так волнуются, что не могут ответитьна вопросы, которые в спокойной ситуации не вызвали бы у них ни малейшегозатруднения. Обычно же их высокая эмоциональность может быть не заметна дляокружающих. На основании описанных критериев можно выделить свойстватемперамента среди других психологических особенностей человека. Итак, ксвойствам темперамента относятся те индивидуальные особенности человека,которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи сбиологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом. Ониобнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняютсяна протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях.
3. Нью-Йоркскоелонгитюдное исследование темперамента
Вначале 60-х гг. в Медицинском центре Нью-Йоркского университета подруководством А. Томаса и С. Чесе было начато лонгитюдное исследованиетемперамента, которое продолжается и в настоящее время. Цели этого исследованиясостоят в том, чтобы:
1)оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента и влияние на нихусловий развития; 2) рассмотреть, как особенности темперамента, которые обнаруживаютсяв самом раннем возрасте, проявляются в дальнейшем в личностных особенностях; 3)выяснить, влияют ли свойства темперамента на адаптацию к социальным условиям вдетском и взрослом возрасте, на вероятность появления девиантного (отклоняющегося)поведения и патологических состояний (например, неврозов).
Наосновании опросников и интервью с родителями, а впоследствии, когда детидостигли подросткового возраста, на основании интервью с самими испытуемымиавторы оценивают 9 свойств темперамента — активность, ритмичность, приближениеили удаление, адаптивность, интенсивность реакций, порог реактивности,настроение, отвлекаемость, устойчивость внимания, настойчивость. Особенностиповедения, по которым судят о выраженности того или иного свойстватемперамента, меняются с возрастом. Содержание этих характеристик у детей впервые годы жизни следующее. Активность — уровень двигательной активности исоотношение периодов двигательной активности и пассивности. Ритмичность (регулярность)— предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных сбиологическими потребностями организма, например хочет ли ребенок есть в одно ито же время, легко ли его приучить засыпать в определенное время и т.д. Приближениеили удаление — непосредственная реакция на новые стимулы. Приближениепроявляется в положительных эмоциях (например, ребенок улыбается, увидев новуюигрушку) и в соответствующей двигательной активности (в желании подойти к этойигрушке и взять ее в руки). Противоположная реакция — удаление — характеризуетсявозникновением отрицательных эмоций на все новое (настороженностью, плачем,испугом) и желанием от этого нового и незнакомого оказаться как можно дальше (оттолкнутьновую игрушку, убежать).
Адаптивность — легкость привыкания к новым илименяющимся условиям. Интенсивность реакций — энергетический уровень реакциинезависимо от ее качества и направленности (насколько интенсивно выражаетсярадость, недовольство). Порог реактивности— уровень и интенсивностьвоздействия, необходимые для появления реакции (насколько должно быть шумно,чтобы ребенок устал, легко ли ребенка рассмешить, легко ли он расстраивается). Настроение— соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности. Отвлекаемость— эффективность действия новых стимулов для изменения поведения (например,когда ребенок плачет, легко ли его успокоить, показав ему что-то интересное). Устойчивостьвнимания и настойчивость — две взаимосвязанных характеристики, проявляющиеся втом, насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же и склонен ли онпродолжать какую-либо деятельность, если возникают трудности в ееосуществлении. При диагностике темперамента у подростков и взрослых большинствосвойств темперамента оценивается по аналогичным особенностям поведения.Например, порог реактивности определяется по чувствительности к жаре, холоду,свету, шуму и т.д.; о настроении судят по преобладанию положительных илиотрицательных эмоций; интенсивность реакций оценивается по их внешнимпроявлениям. Иначе говоря, рассматриваются внешне похожие динамические (втерминологии авторов — стилевые) особенности поведения. Однако есть и такиесвойства темперамента, содержание которых при диагностике во взрослом возрастев значительной степени изменяется. Так, о приближении — удалении судят по тому,насколько легко человек вступает в контакт с другими людьми, предпочитает липроводить свободное время в одиночестве или же в компаниях, то есть,фактически, по степени его общительности. Таким образом, динамическиепоказатели общительности рассматриваются авторами как «взрослый»аналог приближения — удаления.
Анализируяклинические случаи, авторы пришли к выводу, что различные свойства темпераментаимеют тенденцию образовывать синдромы свойств, то есть при патологическихотклонениях существует определенное сочетание свойств темперамента.Впоследствии этот вывод был подтвержден при статистическом анализе (прифакторизации данных, полученных на лонгитюдной выборке), а всего было выделенотри синдрома свойств, названных авторами «легкий темперамент»,«трудный темперамент» и «темперамент с длительнымпривыканием». Легкий темперамент характеризуется ритмичностью ввозникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новыестимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладаниемположительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. В первые месяцыжизни дети с такими свойствами быстро привыкают ко времени кормления и сна,приучаются к новой пище и не боятся новых людей. Становясь старше, они легкоадаптируются к детскому саду и школе и легко сходятся с другими детьми. Уродителей и воспитателей редко возникают с ними проблемы. Это —«легкие» дети, что и дало название этому синдрому свойств. Взрослыелюди, обладающие этими свойствами темперамента, не испытывают проблем в общениии легко привыкают к новой работе. У них преобладает положительный эмоциональныйнастрой, а выражение эмоций не отличается сильной интенсивностью.
Трудныйтемперамент представляет собой полную противоположность легкому ихарактеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей,отрицательной реакцией на новую ситуацию, медленной адаптацией к изменениям,преобладанием отрицательных эмоций и высокой интенсивностью их проявления. Впервые месяцы жизни дети с этими свойствами темперамента не могут привыкнуть краспорядку дня: они засыпают и просыпаются в разное время, промежутки междукормлениями оказываются для них то слишком длинными, то слишком короткими. Оничасто плачут, а приучение их к новой пище требует огромных усилий. Подрастая, ониостаются «трудными» для окружающих: они настороженно относятся кновым людям, с трудом знакомятся с другими детьми, плохо адаптируются к новымситуациям, им тяжело привыкнуть к школе. Во взрослом возрасте у них остаютсясложности в адаптации к изменяющимся условиям жизни (например, при переходе нановую работу) и в общении. Они подвержены плохому настроению и склонны бурновыражать отрицательные эмоции. Темперамент с длительным привыканиемхарактеризуется медленной адаптацией и негативной, но слабой по интенсивности,реакцией на новые ситуации. Обладателям этих свойств темперамента не нравитсянепривычная пища, незнакомые люди, новые занятия, однако их отрицательнаяреакция имеет довольно слабое внешнее выражение и постепенно меняется наположительную. Во взрослом возрасте такие люди стараются избегать новыхситуаций, часто имеют проблемы с общением, хотя они выражены не так отчетливо,как у людей с трудным темпераментом, и, как и в детском возрасте, люди с этимтипом темперамента не склонны к интенсивному выражению эмоций. Описанные вНью-Йоркском лонгитюдном исследовании 9 свойств темперамента и три синдромасвойств (легкий темперамент, трудный темперамент и темперамент с длительнымпривыканием) оказались онтогенетически стабильными, то есть все эти параметрытемперамента, диагностированные в раннем детстве, связаны с аналогичнымипараметрами в более старших возрастах. При этом особую прогностическую ценностьпродемонстрировали синдромы свойств: обладатели «легкого»темперамента чаще имеют хорошую социальную адаптацию (они чаще удовлетворенысвоей работой, отношениями с окружающими, у них реже обнаруживаются невротическиеотклонения).
Вместес тем, те или иные свойства темперамента и синдромы этих свойств не фатальныдля будущего их обладателей. Действительно, «трудный» темпераментоказывается статистически чаще, чем «легкий», связан с разнообразнымисложностями, возникающими и в детстве, и во взрослом возрасте. Однако, какпоказали авторы Нью-Йоркского исследования, сложности эти не неизбежны и частоявляются результатом ошибок в воспитании. В тех случаях, когда родителиучитывают индивидуальные особенности своего «трудного» ребенка иисходят из этих особенностей, им удается помочь ребенку избежать многихсложностей в дальнейшем. Такие родители тщательно подготавливают ребенка кбудущим новым ситуациям, например к началу школьного обучения, помогают емуналадить общение с другими детьми, то есть обучают ребенка навыкам общения,которые у него сами собой не складываются. Они стремятся не переломить ненравящиеся им свойства, а изменить их проявления, не ждут быстрых результатов.В этих случаях эффект оказывается поразительным. Дело в том, что, чем старшестановится ребенок, тем большую роль в его поведении играет не сам темперамент,а свойства, сформированные на его основе. Так, детский страх общения снезнакомыми людьми продолжает играть деструктивную роль во взрослом возрастетолько в тех случаях, когда робость и застенчивость ребенка много разстановились причиной его неудач в общении, что приводит к естественному желаниюоказываться в этих ситуациях как можно реже. Но, избегая этих ситуаций,стараясь как можно меньше общаться с незнакомыми людьми, ребенок сокращает своивозможности научиться тому, в чем он и так не слишком успешен. Именно этивторичные наслоения на свойства темперамента и приводят к тому, что во взросломвозрасте сохраняются те же проблемы, что были в детстве. Трудный темпераментпотому и называется трудным, что для адаптации детей, обладающих им, требуетсягораздо больше внимания и усилий со стороны родителей и воспитателей, чем дляадаптации детей с более благоприятными свойствами темперамента. Не у всеххватает на это сил и умения, и именно поэтому дети с определенными свойствамитемперамента чаще оказываются менее подготовленными ко взрослой жизни. Нефатальныйхарактер свойств темперамента проявляется и в противоположном эффекте.Неблагополучная семейная ситуация, неправильный стиль общения с ребенком могутпривести к тому, что дети с синдромом свойств легкого темперамента окажутсявпоследствии замкнутыми, невротичными, боящимися любых изменений. Такимобразом, особенности темперамента, рассматриваемые в Нью-Йоркском лонгитюдномисследовании, оказались онтогенетически устойчивыми на протяжении многих лет,но в то же время их роль в адаптации оказалась тесно связана с условиямиразвития и воспитания ребенка. Наиболее тщательное исследование генетическойобусловленности свойств темперамента, выделенных в Нью-Йоркском лонгитюдномисследовании было проведено норвежским психологом А.Торгерсен. Она отобралавыборку близнецов и проследила изменения во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗблизнецов на протяжении 15 лет. Полученные данные показывают, что внутрипарныеразличия МЗ близнецов всегда оказываются меньше, чем внутрипарные различия ДЗблизнецов. Для одних свойств темперамента эта разница между МЗ и ДЗ небольшая,для других — значительная и увеличивается с возрастом. Кроме того, побольшинству свойств темперамента внутрипарные различия между МЗ близнецамиимеют тенденцию уменьшаться от младенческого возраста к 15 годам, чего непроисходит у ДЗ близнецов. То есть эти данные свидетельствуют о влияниигенотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента. Болеетрадиционный путь анализа данных — вычисление внутриклассовых коэффициентовкорреляции для МЗ и ДЗ близнецов — позволяет сделать тотже вывод. Внутрипарноесходство МЗ близнецов, за исключением нескольких случаев в младших возрастах,оказывается выше внутрипарного сходства ДЗ близнецов. С возрастом МЗ близнецысохраняют высокое внутрипарное сходство (в большинстве случаев оно дажеувеличивается). Так, внутрипарные корреляции МЗ близнецов по активности в 2мес, 9 мес, 6 лет и 15 лет равны соответственно 0,75; 0,85; 0,93; 0,95. Что жекасается ДЗ близнецов, то они с возрастом становятся все меньше похожи друг надруга. Например, внутрипарные корреляции ДЗ близнецов по показателю активностив 2 мес, 9 мес, 6 лет и 15 лет равны соответственно 0,47; 0,71; 0,14; 0,16.
Посколькупоказатель наследуемости зависит от соотношения внутрипарного сходства МЗ и ДЗблизнецов, можно сказать, что, во-первых, большинство свойств темперамента вовсех возрастах оказывается генетически обусловленным и, во-вторых, что влияниегенотипа на свойства темперамента увеличивается с возрастом. Анализкоэффициента корреляций между близнецами позволяет установить, что соотношениевлияния генотипа и среды в разных возрастных группах меняется от 0 до 90%.Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что по двум свойствамтемперамента (по интенсивности и порогу реактивности) были полученыотрицательные корреляции у ДЗ близнецов в 15 лет. Этот факт требуетдополнительного анализа: если свойство генетически обусловлено, ДЗ близнецы,которые имеют в среднем половину общих генов, не должны быть настолько непохожи друг на друга. Либо условия развития близнецов способствуют увеличениюих различий по этому свойству, либо, что более вероятно в данном случае,причиной этих различий является разное время пубертатных изменений (то есть техизменений, которые связаны с половым созреванием) у ДЗ близнецов. У партнеровМЗ-пары процессы полового созревания протекают более синхронно. Формально этовыражается тем, что выявляется компонента дисперсии, характеризующае влияниесистематической монозиготной среды. ДЗ близнецы, находясь в одном и том же хронологическомвозрасте, могут находиться на разных стадиях полового созревания. Такиехарактеристики, как интенсивность реакций и порог их реактивности, могут бытьчувствительны к биологической перестройке организма, и именно на них можетсказаться разный темп и разное время полового созревания ДЗ близнецов. Такимобразом, в работах этого направления было выделено 9 свойств темперамента иполучены доказательства их генетической обусловленности.
4. Генетикатрехкомпонентной (активность, эмоциональность, социабельность) структурытемперамента
Американскиеисследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамическиеособенности поведения, образующие подструктуру личностных черт. Анализируядинамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критериямтемперамента (появление в раннем детстве, стабильность и т.д.), они пришли квыводу, что основными свойствами темперамента можно считать активность,эмоциональность и социабельность. Для оценки этих свойств темпераментаисследователи разработали опросники для разных возрастных групп. Придиагностике темперамента взрослых опросники заполняются либо самимииспытуемыми, либо экспертами — теми, кто хорошо знает испытуемых. Придиагностике темперамента детей опросники заполняются их родителями,воспитателями и учителями. Кроме опросников, исследователи используют иобъективные методы, прежде всего наблюдение за поведением человека вестественных условиях. Активность представляет собой проявление общегоэнергетического уровня в моторике. Об активности свидетельствуют три показателя— темп движений, интенсивность и выносливость испытуемого. О темпе реакций(основном показателе активности) можно судить по быстроте движений. Люди,обладающие высоким темпом, всегда спешат, у них быстрая речь, стремительныедвижения, они ходят быстрее, чем другие, не могут долго сидеть на одном месте ит.д. Интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений. Люди, которые имеютвысокий уровень этого показателя, громко стучат в дверь и широко еераспахивают. У них железное рукопожатие, громкий голос, выразительнаяжестикуляция. Третий показатель — выносливость — свидетельствует о способностидолго оставаться активным, не уставать. Эмоциональность рассматриваетсяавторами как проявление двух негативных эмоций — страха и гнева. О страхе судятпо интенсивности стимула, необходимого для возникновения этой эмоции; подлительности последействия (то, что испугало, уже давно исчезло, а страхостался); по разнообразию ситуаций, которые вызывают страх (одни боятся змей,другие — не только змей, но и собак, ос и черных кошек); по физиологическимреакциям, свидетельствующим о состоянии активации. Гнев, так же как и страх,определяется по интенсивности стимула, необходимого для возникновения эмоции, акроме того — по длине латентного периода (сколько времени проходит междустимулом, вызвавшим реакцию, и появлением реакции) и по продолжительностиреакции. Положительные эмоции не включаются в показатель эмоциональности,поскольку авторы этого подхода не согласны с тем, что они образуютсамостоятельные проявления свойств темперамента. Положительные эмоции, по ихмнению, являются компонентами не эмоциональности, а других свойств темперамента— активности и социабельности. Социабельность (или общительность) —обнаруживается в желании быть среди других людей. Люди с высокойсоциабельностью избегают одиночества, легко знакомятся с другими людьми,предпочитают деятельность, связанную с общением. Проявление трех этих свойствтемперамента может меняться под влиянием внешних воздействий, однаковозможности влияния на разные свойства не одинаковы: больше всего подверженынаучению внешние проявления эмоциональности, а меньше всего — активности. Вэтом направлении исследования темперамента особое внимание уделялось анализугенотипических влияний и их роли в детерминации свойств темперамента. Внастоящее время есть экспериментальные работы, в которых по свойствамтемперамента сопоставлялись близнецы, сибсы, родители и их дети (какгенетически связанные с родителями, так и приемные). Рассмотрим некоторые изполученных результатов. При сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецовпо активности, эмоциональности и социабельности, как правило, обнаруживаетсявысокое сходство МЗ близнецов и очень низкое — ДЗ близнецов: их внутрипарныекорреляции часто приобретают отрицательное значение. Таким образом, приобследовании детей первых лет жизни обнаруживается значительное различие вовнутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов. Однако, несмотря на это,интерпретировать полученные результаты как свидетельство только генотипическоговлияния на темперамент нельзя, поскольку ДЗ близнецы, имеющие половину общихгенов, не должны иметь столь низкие (и даже отрицательные) внутрипарныекорреляции. Пытаясь найти причины столь очевидного несходства ДЗ близнецов потемпераменту, было предположено, что причиной этого является эффект контраста,играющий заметную роль в формировании ДЗ близнецов. По мнению авторовисследования, родители могут противопоставлять своих детей, присваивая одномуиз них ярлык активного ребенка, а другому — пассивного. Близнецы и сами могутусиливать различия, существующие между ними, и становиться все более непохожимипо своим поведенческим особенностям. Тот, кто чуть-чуть активнее другого, можетпревращать это отличие в постоянное преимущество и всегда выступатьинициатором, а второй — подчиняться своему активному партнеру. У МЗ близнецовэто не происходит, вероятно, из-за того, что они слишком похожи поведенчески ипротивопоставлять их друг другу очень трудно.
Такаяинтерпретация полученных данных позволяет предположить, что генотип вноситнекоторый вклад в индивидуальные различия по активности, эмоциональности исоциабельности, однако оценить величину этого вклада довольно трудно бездополнительных исследований условий развития близнецов, их отношений друг сдругом и отношения к ним родителей. Данные, полученные в семейных исследованияхи при исследовании приемных детей, оказались неожиданными. У детей первых летжизни корреляции между сибсами оказались незначимыми и не отличались повеличине от корреляций между приемными детьми, то есть детьми, воспитывающимисяв одной семье, но не имеющими общих генов. У детей предподросткового возрастасохранилась та же самая картина. Так, в одном из исследований корреляции междуродными сибсами в 7—10 лет по активности, эмоциональности и социабельностиоказались равны соответственно -0,18, -0,04 и 0,13 и не отличались значимо откорреляций, полученных у приемных сибсов. Таким образом, с одной стороны,повторяется то же самое, что наблюдалось при исследовании ДЗ близнецов:генетически похожие дети (то есть дети, имеющие в среднем половину общихгенов), оказываются абсолютно не похожими по свойствам темперамента. С другойстороны, отсутствие различий между родными и приемными сибсами указывает наотсутствие генотипических влияний на эти свойства темперамента. При сравненииродителей и детей результаты оказались противоречивыми. Когда экспертами приоценке темперамента детей выступали учителя и психологи, сходство родителей иих родных детей в 7 и в 10 лет оказалось выше сходства родителей и приемныхдетей по показателям активности и социабельности, то есть данные указывали нанекоторое влияние генотипа на эти характеристики. При оценке темпераментародителями различий между родными и приемными семьями обнаружено не было. Вболее старшем возрасте, начиная с подросткового, получаемые данные обычноподтверждают гипотезу о генетической обусловленности активности,эмоциональности и социабельности. Однако остаются существенные различия ввеличине показателя наследуемости. Если показатели наследуемости этих свойствтемперамента, вычисляемые на основании близнецовых данных, оказываются равныпримерно 0.3— 0.5, то показатели наследуемости, полученные в семейныхисследованиях и при исследовании приемных детей, оказываются ниже — от 0.2 до0.4. При анализе этих свойств темперамента у взрослых наблюдается такжеассимиляционный эффект у МЗ близнецов, то есть увеличение сходства МЗ близнецовза счет средовых факторов, чего не происходит у ДЗ близнецов. Так, на шведскойвыборке при сравнении пожилых разлученных близнецов и близнецов, живущихвместе, оказалось, что у живущих вместе МЗ близнецов внутрипарное сходствовыше, чем у МЗ близнецов, живущих врозь. Это приводит к тому, что показателинаследуемости, вычисленные на основании данных неразлученных МЗ и ДЗ близнецов,оказываются выше, чем показатели наследуемости тех же свойств, вычисленные наосновании данных близнецов, живущих врозь. Более того, по социабельности в двухвыборках близнецов получены прямо противоположные результаты: если по даннымнеразлученных близнецов показатель наследуемости социабельности равен 0.32, топо данным разлученных близнецов он лишь незначительно отличается от 0. В какойстепени этот результат надежен и свидетельствует об уменьшении генетическоговлияния на социабельность во взрослом возрасте, трудно сказать, поскольку покасвойства темперамента пожилых людей анализировались только в одной работе.
Такимобразом, при исследовании трехкомпонентной структуры темперамента было выделенотри его свойства — активность, эмоциональность и социабельность. Все они, какправило, демонстрируют связь с генотипом в близнецовых исследованиях, но поданным семейных исследований и при сравнении приемных детей результатыоказываются противоречивыми. Эти противоречия наиболее остры при исследованиитемперамента у младших возрастных групп и уменьшаются при анализе темпераментау более старших возрастных групп. Начиная с подросткового возраста, данныеобычно демонстрируют связь этих трех свойств темперамента с генотипом. В пожиломвозрасте, по данным единственной на сегодняшний день работы, сомнительнымоказывается влияние генотипа на социабельность. В целом, оценивая вкладгенетических факторов в изменчивость показателей темперамента, принимается, чтокоэффициент наследуемости равен примерно 40%.
психогенетический темперамент генетика эмоциональность
5. Исследованиетемперамента в России
Исследованиятемперамента и его физиологической базы ведутся в ряде направленийотечественной психологии. Далее будет рассмотрено только одно из них, в руслекоторого были получены данные о роли генотипа и среды в детерминациитемперамента. Основоположниками этого направления являются Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын,создавшие школу дифференциальной психофизиологии, то есть отрасли психологии,которая изучает физиологические механизмы индивидуальных различий впсихологических особенностях человека. Б.М. Тепловым была разработана программадифференциально-психологического исследования, цель которой состояла в том,чтобы «подойти к пониманию и возможно более точному изучению некоторыхиндивидуально-психологических различий людей, отправляясь от изучениятипологических свойств нервной системы». Сформулирована эта цель в статьеБ.М.Теплова, которая была опубликована в 1957 г. и называлась «Исследованиесвойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологическихразличий». Этапы этого пути, как показали исследования, проведенные в этомнаправлении, представляют собой последовательный переход от изучения собственнофизиологических основ индивидуальности (свойств нервной системы) к анализу ихсоотношения с психологическими характеристиками и далее — к изучению собственнодинамических характеристик психической деятельности. К числу последнихотносятся задатки способностей и темперамент, исследование которых началось в60 гг. под руководством В.Д. Небылицына.
Темпераментрассматривается В.Д. Небылицыным как «характеристика индивида со стороныдинамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа,быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психическихпроцессов и состояний». В структуре темперамента было выделено дваосновных компонента — активность и эмоциональность. Активность связана сэнергетическими потенциалами человека, позволяющими ему с большей или меньшейэффективностью осваивать и преобразовывать окружающий его мир. Посколькуэнергетические потенциалы определяют динамику деятельности человека в самыхразных ситуациях и в самых разных сферах, активность нельзя ограничивать толькоособенностями моторики: динамические характеристики активности, по егопредположению, могут проявляться и в других сферах, в частности, в общении и впознавательной деятельности. Первые экспериментальные исследования, проведенныев дифференциальной психофизиологии, были связаны с анализом структурыактивности и выяснением ее связей с психофизиологическими особенностямичеловека. Эти исследования показали, что об активности можно судить по трем еепроявлениям — по индивидуальному темпу деятельности (по скорости двигательнойреакции, которая свойственна испытуемому и которую он склонен сам выбирать), посклонности к разнообразию реакций и по склонности к действиям в ситуации,когда, по условиям эксперимента, действие не является обязательным (одни людисклонны, а другие — не склонны к проявлениям сверхнормативной активности). Вдальнейшем было обнаружено, что эти три показателя активности, называемые вряде работ скоростным (темп), вариационным (пластичность) и эргическимкомпонентами активности, хорошо отражают динамические особенности активности всамых разных сферах — в двигательной, когнитивной, волевой и в сфере общения. Кромеобъективных (тестовых) показателей, для определения активности используются иопросники. В опроснике структуры темперамента вопросы направлены на диагностикутрех описанных компонентов активности в том виде, в котором они проявляются впредметной и социальной сферах деятельности. Например, проявление скоростногопоказателя активности в предметной сфере определяется по вопросам типа:«Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?», а проявлениескоростного показателя в социальной сфере — по вопросам типа: «Нравится лиВам быстро говорить?» В опросниках для диагностики темпераментадошкольников и младших школьников скоростной, вариационный и эргическийкомпоненты активности не выделяются как самостоятельные. Об активностисвидетельствуют три основных компонента (двигательная активность,познавательная активность и общительность) и три дополнительных, важных дляпонимания темперамента в этом возрастном диапазоне (динамические показателинастойчивости, импульсивность и утомляемость, связанная с порогамиреактивности). Эмоциональность (второй компонент темперамента, выделяемый вэтом направлении исследований) рассматривается как «особенностивозникновения, протекания и прекращения разноообразных чувств, аффектов инастроений», то есть, иначе говоря, эмоциональность связана с динамикойэмоциональной жизни человека. Однако у одного и того же человека эта динамикаможет быть различной для разных эмоциональных состояний, для положительных иотрицательных эмоций. Невозможно понять индивидуальное своеобразиеэмоциональности, если не учитывать качественных различий в эмоциях. В связи сэтим исследователи сочли необходимым анализировать не только динамикуэмоциональных переживаний, но и вид (модальность) тех переживаний, которыепреобладают у того или иного человека. Было предположено, что наиболее важнымивидами эмоций (первичными, базальными эмоциями) являются три из них —удовольствие (радость), гнев и страх. Базальный характер этих эмоцийопределяется, с одной стороны, их непосредственной связью с физиологическимиособенностями, а с другой — той ролью, которую они играют в эмоциональнойжизни: склонность к переживанию эмоций той или иной модальности являетсяустойчивой, а уровни проявления эмоций разных модальностей и их соотношениедруг с другом в значительной степени определяют разнообразие эмоциональныхпереживаний человека. Для диагностики эмоциональности были разработаныразнообразные процедуры — наблюдение, длительное самонаблюдение, в ходекоторого велись ежедневные дневниковые записи, проективные методы, опросники,экспертные оценки. Исследования активности и эмоциональности, проведенные вэтом направлении изучения темперамента, показали, что темперамент обнаруживаетотчетливые связи с психофизиологическими особенностями человека. Так, болеевысокий уровень активности оказался связан с более высоким активирующимвлиянием подкорковых структур, с таким свойством нервной системы человека, какактивированность. С другой стороны, было показано, что особенности темпераментаопределяют своеобразие процессов саморегуляции и связаны с некоторымиличностными особенностями и с успешностью в некоторых видах деятельности. Такимобразом, исследования этого направления показали опосредующую рольтемперамента: будучи связан с физиологическими закономерностями, темпераментвлияет на формирование индивидуальных различий в личностной сфере. Генетическиеисследования темперамента начались с середины 70-х гг. При исследовании трехкомпонентов активности (скорости, изменчивости и склонности к продолжениюдеятельности) у детей 9 — 10 лет внутрипарное сходство МЗ оказалось выше, чемсходство ДЗ по большинству скоростных и результативных показателей, полученныхв психомоторной и интеллектуальной сферах, однако различие между МЗ и ДЗблизнецами не было обнаружено в показателях, свидетельствующих о стремлениипродолжать начатую деятельность. В исследовании, проведенном на взрослых (18 —25 лет), и скоростные показатели выполнения интеллектуальной деятельности, и ееразнообразие оказались у МЗ близнецов внутрипарно более похожими, чем у ДЗблизнецов. При анализе изменений в свойствах темперамента у детей при переходеот дошкольного к школьному возрасту (от 6 к 7 годам) были получены данные,свидетельствующие о влиянии генотипа на индивидуальные различия в свойствахтемперамента. По оценкам матерей, воспитателей детских садов и учителей первогокласса, МЗ близнецы в большинстве случаев (за исключением одного показателя —утомляемости в 6 лет) оказываются больше похожи друг на друга, чем ДЗ, и поразным показателям активности, и по суммарному показателю эмоциональности,свидетельствующему о преобладании того или иного эмоционального тона и легкостиизменения настроения. При этом от 6 к 7 годам внутрипарные различия ДЗ резкоувеличиваются (коэффициенты внутрипарных корреляций ДЗ близнецов в 7 летстановятся значительно ниже, чем в 6 лет), и, соответственно, различия между МЗи ДЗ близнецами становятся больше. Эти данные свидетельствуют о связипоказателей активности и эмоциональности с генотипом и демонстрируют ту жекартину, которая наблюдалась в других направлениях исследования темперамента:по некоторым показателям, полученным в 6 лет, и по всем показателям в 7 летсходство МЗ близнецов превышает сходство ДЗ близнецов больше чем в два раза. Вболее старшем возрасте, в 13—14 лет, данные Опросника структуры темперамента,заполнявшегося самими близнецами, демонстрируют влияние генотипа на показателиактивности и эмоциональности, связанные в этом опроснике исключительно слегкостью возникновения отрицательных эмоциональных состояний. Анализируя этиданные, следует также обратить внимание на то, что показатели эргичности иэмоциональности, связанные с предметной деятельностью, испытывают большеевлияние генотипа, чем показатели эргичности и эмоциональности, связанные ссоциальным взаимодействием. В самом начале этой главы говорилось о том, что помере взросления человека свойства темперамента «маскируются»: ихпроявления могут усиливаться или уменьшаться в зависимости от норм общества,предъявляемых человеку. Очевидно, что в ситуациях, связанных с общением,ожидания и требования окружающих влияют на поведение в большей степени, чем вситуациях, связанных с предметной деятельностью. Именно в результате этогодинамические характеристики активности и эмоциональности, касающиеся ситуацийобщения, начинают отражать не столько свойства темперамента как таковые,сколько особенности личности, сформированные на базе этих свойств темперамента.В результате этого динамические характеристики общительности утрачивают к 13—14годам связь с генотипом, которая была в более младшем возрасте — в 6-7 лет. Чтокасается эмоциональности, то ее подробное исследование на взрослой близнецовойвыборке (18—25 лет) демонстрирует большее сходство МЗ близнецов, по сравнению сДЗ, почти по всем показателям, хотя данные, полученные разными методами, сильнорасходятся в оценке внутрипарного сходства и МЗ, и ДЗ близнецов. В целом, можносказать, что есть некоторое влияние генотипа на особенности проявлениябазальных эмоций (радости, гнева или страха), хотя дать количественную оценкуэтому влиянию по имеющимся данным невозможно. Таким образом, по результатамгенетических исследований, проведенных в русле концепции темперамента,предложенной В.Д. Небылицыным, можно сказать, что генотип влияет наиндивидуальные различия по активности и эмоциональности, однако динамическиепоказатели активности, прежде всего показатели активности, которые проявляютсяв ситуации общения, к подростковому возрасту оказываются связаны исключительносо средовыми влияниями.
6. Возможностиприменения знаний из области психогенетики в психологической практике
Психогенетикарешает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании «первичных»,«исходных» особенностей психики человека, предшествующихприобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влиянии генов на динамикупсихического развития, его индивидуальные траектории, смену возрастных периодови т.д. во-вторых. Решение этих вопросов определяет конкретно-научнуюметодологию и, кроме того, оказывается встроенным в общее мировоззрениечеловека. Оно важно и для решения прикладных задач, связанных с диагностикой ис учетом индивидуально- психологических особенностей ребенка и взрослого.Неверное решение, неправильное понимание экспериментальных данных психогенетикиприводит к социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогоминдивидуальности ученика до расистских теорий. Помимо исследования этиологиииндивидуально-психолгических различий, психогенетические исследования помогаютрешить ряд научных задач, к самой психогенетике не относящихся. Например,понять структуру того или иного психологического признака и ее изменения вонтогенезе, могут стать основой возрастной периодизации и т.д. Поэтому психогенетика,ее методы и результаты весьма информативны не только для дифференциальной, но идля общей психологии и психологии развития. Существуют и вопросы психолого-педагогичесой практики, для которых должны быть важны знания о ролинаследственности и среды в формировании индивидуальности ребенка. Методы,которыми располагает психогенетика, позволяют весьма надежно решать ее главнуюзадачу: выяснение той роли, которую играют факторы наследственности и среды вформировании межиндивидуальной вариативности психологических ипсихофизиологических признаков, индивидуальных траекторий развития и т.д.
Крометого, методы психогенетики позволяют более надежно решать ряд негенетическихзадач, связанных с выделением актуальных для различных психологических чертсредовых переменных, с более точной оценкой эффектов внешних воздействий имногих других. Движения человека, их индивидуальные особенности – весьмаперспективный объект психогенетического исследования, позволяющий достаточночетко задавать и фиксировать психологические условия реализации движения.Менять стимульную среду, задачу, биомеханику, исследовать разные уровниобеспечения движения. С точки зрения психологической, среди продуктивныхгипотез выделяются две:
1) обизменении генотип-средовых соотношений в вариативности фенотипически одного итого же движения при изменении механизмов его реализации, т.е. включения его вразличные функциональные системы.
2) одинамике этих соотношений при переходе от индивидуального оптимума к предельнымвозможностям данной функции.
Конечнойцелью психологического исследования является понимание этиологии и структурыанализируемого признака, обнаружение факторов, влияющих на его индивидуальноеразвитие, и тех характеристик среды (культурной, социальной, групповой,семейной или индивидуальной), которые позволяют влиять на развитие, а такжемакро- и микрофункционирование данного признака. Психогенетические исследованияподчиняются этим целям, изучая генотип и среду в их непрерывном взаимодействии,объединяя в себе методологию и инструментарий обеих наук.