Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жиз­ни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: класс­ный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисцип­лины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем. что повзрослели, и быстро втяги­ваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко ме­няются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят сни­жается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизо­ванными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». Учитывая также физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.Переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:– возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;– возросший объем работы как на уроке, так и дома;– новые требования к оформлению работ;– необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.4. Нежелание выполнять домашние задания.5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.7. Беспокойный сон.8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.Советы.• Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.• Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.• Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию “из первых рук”. Учитель скажет вам правду.• Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.Рекомендации для родителей – Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже стол­кнулся или может столкнуться. – Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. – Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. – Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабу­шек, дедушек, сверстников), – Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.  – Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обу­чению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувству­ют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жесто­кость. – Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и орга­низация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. – Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания. – Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. – Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.Золотые правила воспитания для родителей· Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.· Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.· Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.· Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.· Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.· Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.· Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.· Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.· Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.· Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.