Развитие предпринимательской фирмы

Введение: Тема моей курсовой работы – «Развитие предпринимательской фирмы». Мировой опыт подтверждает – предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно – конкурсного хозяйства.

Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом. Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и

формирует социальный слой общества. Развитие предпринимательства началось, по существу, с появления Закона о кооперации (1987 г.), который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий. Однако понадобилось еще около пяти лет, чтобы сложилась сколько-нибудь массовая база предпринимательства. Сегодня предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый

большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво. На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство нуждалось в серьезной государственной поддержке. Содействие ему должны оказывать как государственные органы власти, так и общественный организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную политику в отношении малого бизнеса.
Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы специальных программ, предусматривающих поддержку предпринимательства на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня. Государственную поддержку необходимо направлять не на административно – директивное регулирование, а на создание необходимой рыночной инфрастуктуры, системы государственной и общественной поддержки.

Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. Поддержка предпринимательства является в первую очередь задачей регионов и городов. Получив большую самостоятельность, регионы вышли из-под опеки центральных органов, потому задачи социального, экономического и экологического развития территории в условиях формирующегося

рынка полностью легли на администрацию региона и города. В своей работе я хочу рассказать о принципах развития предпринимательства в России, о факторах, сдерживающих развитие предпринимательства и об основных направлениях создания благоприятной предпринимательской среды. Успехи и проблемы. Российский малый бизнес – именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Начало широкому развитию малых предприятий в

России было положено Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, после выхода которого началась массовая организация малых предприятий при больших государственных организациях. Второй этап в развитии малого бизнеса в России связан с начавшейся в 1992 году приватизацией мелких государственных предприятий, на базе которых
были организованы акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью. На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий. Процесс их создания сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми. За прошедшие годы создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные,

консультационные, финансовые услуги. Достигнутый в России уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. К началу 2001 года число малых предприятий составило порядка 842 тысяч, (см. диаграмму 1). Хотя, ещё в 1994 году их численность составляла 896 тысяч. Динамика развития малых предприятий в Российской Федерации показывает, что после бурного роста в 1990-1994

гг. за последние семь лет количество малых предприятий практически не изменялось (отклонения по годам составляли не более 1-3%). Но, следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально
допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек. ДИНАМИКА ЧИСЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ТЫС.) Диаграмма 1. Общая численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2001 года составила 7,6 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2002 года, по данным МНС России, достигла 4,5 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики

составляет 11,6 млн. человек, а в общем количестве экономически активного населения – около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Доля работников малых предприятий в общем числе занятого населения (см. диаграмму 2) колеблется от 9,5% (min) в 1996г. до 10,2% (max) в 2000г. Для такой огромной страны, как Россия, этого явно недостаточно, и что гораздо хуже – отсутствует тенденция к стабильному росту.

ДОЛЯ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЩЕМ ЧИСЛЕ ЗАНЯТЫХ, % Диаграмма 2. В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП (см. диаграмму 3 ), тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства

приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20,9 МП и 23,3 МП соответственно. ЧИСЛО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 1000 ЖИТЕЛЕЙ, ЕД. /на 1 декабря 2001г./ Диаграмма 3. Сохранилась крайняя неравномерность распределения малых предприятий по территории России (см. диаграмму 4). Основное число малых предприятий находится в

Центральном (34,9%) и Северо-западном (15,4%) федеральных округах. Диаграмма 4. Практически неизменной оставалась отраслевая структура малого бизнеса. Большая неравномерность наблюдается в распределении числа малых предприятий по различным отраслям экономики (см. диаграмму 5). Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания 46%. В тоже время, приоритетные отрасли реального сектора такие,
как сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и малая инновационная деятельность (имеющая огромный потенциал) развиваются пока не в достаточной мере. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ / на 1 декабря 2001г./ Диаграмма 5 Если же проанализировать по отраслям распределение объема произведенной продукции, (см. диаграмму 6) то можно увидеть что наибольший объем продукции производится

предприятиями, занятыми в строительстве 23,9% и промышленности 26,1%. А так необходимая для нашей страны продукция сельского хозяйства и различные виды бытового обслуживания населения производятся, соответственно, лишь в объемах 0,8% и 0,6% . ОТРАСЛЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВЕДЕННОЙ МП ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) /на 1 декабря 2001г./ Диаграмма 6 А если взять для сравнения две отрасли: торговлю и общественное

питание и МП, работающие в строительстве, то получается такая гистограмма Теперь мы наглядно видим, что МП, работающие в промышленности, занимая по количеству в три раза меньший объем, выпускают такой же объем продукции, что и предприятия торговли и общественного питания. В связи со всем вышесказанным, имеет смысл попытаться проанализировать какова же производительность труда на малых предприятиях в различных отраслях (см. диаграмму 7)

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА НА МП, ТЫС.РУБ. НА 1 ЗАНЯТОГО /на 1 декабря 2001г./ Диаграмма 7 Как видно из диаграммы, самая высокая производительность труда на малых предприятиях, занятых в области науки и научного обслуживания 64,1%. И это при том, что удельный вес малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в настоящее время, составляет всего 3,4%. В целом, можно сказать, что уровень развития сектора
МБ в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ. Основная задача политики в области государственной поддержки малого предпринимательства заключается в придании ей инвестиционной направленности Посмотрим, каким образом распределяются инвестиции по отраслям экономики (см. диаграмму 8). Из диаграммы видно, что распределение происходит весьма неравномерно. «Инвестиционный пирог» практически

поделен на четыре части, а приоритетные отрасли реального сектора находятся в роли «изюма». РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ /на 1 декабря 2001г./ Диаграмма К сожалению, пока решение всех этих вопросов на государственном уровне ограничивается соответствующими декларациями, а конкретные действия нередко им просто противоречат. Примером может служить отмена в 1997 году льготного налогообложения банков и страховых организаций,

оказывающих поддержку малому бизнесу. Организационные сложности деятельности субъектов малого предпринимательства в России на современном этапе многократно усиливаются общей нестабильностью государственной налоговой и экономической политики. Руководители и главные бухгалтеры малых предприятий, индивидуальные предприниматели стоят перед необходимостью отслеживать огромное количество непрерывно изменяющихся нормативных документов. Упустить что-либо их них – это значит подвергнуть себя риску огромных штрафных санкций, которые установлены

не только действующим законодательством, но и многочисленными указами Президента РФ.