Исследование рынков и потребительского спроса г. Благовещенске

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО«Благовещенский государственный педагогический университет»
Психолого-педагогическийфакультет
Кафедраэкономики и управления
ОТЧЁТ
ПОУЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Исполнитель:
студентка 3 курса ОЗО
Г.В. Павлова
Руководитель:
Старший преподавательГ.Т. Чайкина
/>Благовещенск 2010г.

Дневник практикиДата Содержание выполненных работ 8 июня Исследование рынков и изучение потребительского поведения и спроса 12 июня — 16 июня Изучение потребительского поведения и спроса. Опрос взрослых, пожилых и респондентов в юношеском возрасте. 19 июня Заполнение таблицы, сделан вывод на основе полученных данных 20 июня Изучение рынка хлебобулочных изделий и розничной торговли продуктов питания 26 июня — 27 июня Изучение рынка парикмахерских услуг и рынка оргтехники. 28 июня Изучение рынка мебели 29 июня Изучение рынка жилья и фармацевтических товаров 31 июня Заполнение таблицы, анализ полученных данных 3 июля — 4 июля Анализ статистических данных по теме Состояние пищевой промышленности г. Благовещенска 5 июля — 8 июля Оформление отчёта по учебно-ознакомительной практике

Содержание
Введение
1. Анализ взаимосвязипотребительского спроса и дохода покупателей
1.2 Изучение поведения потребителейна рынке
2. Изучение рыночных структур иотдельных рынков
2.1 Анализ рынка хлебобулочныхизделий
2.2 Изучение рынка розничной торговлипродуктов питания
2.3 Изучение рынка парикмахерскихуслуг
2.4 Характеристика рынка жилья
2.5 Изучение рынка фармацевтическихтоваров
2.6 Анализ рынка мебели
2.7 Изучение рынка оргтехники
3. Состояние пищевой промышленности вг. Благовещенске
Заключение
Список использованных источников

Введение
Рынок – это системаэкономических отношений по поводу купли-продажи товаров. Основными элементамирынка являются цена, спрос и предложение. Рост доходов приводит к увеличениюспроса на товары и услуги, а сокращение — к его снижению.
Рынок состоит измножества типов потребителей, множества товаров, множества нужд. Группыпотребителей могут формироваться по географическим признакам (регионы, города),демографическим признакам (пол, возраст, уровень доходов, уровень образования),социографическим признакам (принадлежность к общественному классу, образ жизни)и поведенческим признакам (поводы для покупок, искомые выгоды, интенсивностьпотребления).
Цельюучебно-ознакомительной практики  является закрепление полученных теоретическихзнаний об экономической деятельности организаций, знакомство студентов с организациямиразличных форм собственности, анализ их хозяйственной деятельности и положения нарынке, развитие навыков работы с материалами статистики и периодической печати.Так же целью учебно-ознакомительной практики является изучение рыночныхструктур, поведения потребителей на рынке, потребительский спрос, влияние нанего доходов покупателей и цен, а также включает работу со статистическимиданными и их анализ.

1. Анализ взаимосвязипотребительского спроса и дохода покупателейПоказатели Годы Темп роста, % 2000 2006 2007 2008 1.Численность постоянного населения, тыс. чел. 923,1 888,1 874,6 869,6 -3,00% 2.Среднедушевые доходы в мес., тыс. руб. 1825,2 5874,2 7232,9 9388,6 59,00% 3.Среднемесячная номинальная зарплата работников предприятия, тыс. руб. 2232,2 9391,8 11110,8 13534,4 44,00% 4.Оборот розничной торговли, млн. руб. 11433 28481 35042 41872 47,00%
5.Динамика индексов потребительских цен на продукты питания, в т.ч.:
1.  Мясопродукты
2.  Рыбопродукты
3.  Масло и жиры
4.  Молочные продукты
5.  Кондитерские изделия
6.  Мука пшеничная
7.  Макаронные изделия
100%
120,4
126,5
101,1
112,4
107,8
102,7
101
125,4
119,8
121,1
114,4
106,1
104,7
106,6
104,8
102,4
103,5
110,6
108,1
109,2
103,1
108,8
104
122,8
112,5
112
119,8
117,3





Основными элементамирыночного механизма являются цены, спрос и предложение, конкуренция. Ростдоходов приводит к увеличению спроса на товары и услуги, а сокращение — к егоснижению. Так как потребительский спрос вызывает адекватную реакцию предложенияпроизводителей товаров и услуг, то менеджеру организации необходимо постояннодержать под вниманием и анализировать потребительский спрос.
Таблица 1 — Изучениеповедения потребителей на рынке1 2 3 4 5 Шоколадные конфеты Буревестник 250г Любимые 250г Ромашка 250г Муза 250г -цена, руб/шт 31,5 36,5 37,5 30,5 -общ. полезность U ед Ю 3 Ю 0 Ю 2 Ю 1 В 0 В 6 В 3 В 5 П 1 П 0 П 0 П 0 -полезность на ден. ед. Ю 0, 095 Ю 0 Ю 0,053 Ю 0,032 В 0 В 0,164 В 0,08 В 0,163 П 0,031 П 0 П 0 П 0 -выбор покупателя Взрослый  Карамель Маскарад Барбарис Му-му 250г Гусиные лапки 250г -цена, руб/кг. 82 82 29,5 44,5 -общ. полезность Uед Ю 0 Ю 0 Ю 5 Ю 1 В 6 В 0 В 2 В 0 П 2 П 4 П 6 П 1 -полезность на ден. Ед. Ю 0 Ю 0 Ю 0,169 Ю0,022 В 0,073 В 0 В 0,067 В 0 П 0,024 П 0,048 П 0,203 П 0,022 -выбор покупателя
Юность,
Пожилой Печенье Благовещенское 400г Близнецы вес. Лебедушка вес. Сливочное вес. -цена, руб/кг. 33 137,5 79,5 68,5 -общ. Полезность Uед Ю 0 Ю 4 Ю 0 Ю 1 В 0 В 0 В 4 В 3 П 4 П 2 П 0 П 0 -полезность на ден. Ед. Ю 0 Ю 0,029 Ю 0 Ю 0,014 В 0 В 0 В 0,05 В 0,043 П 0,121 П 0,014 П 0 П 0 -выбор покупателя Пожилой Юность Взрослый Вафли Артек 360г Южные 360г Десертные 360г Амурские вес. -цена, руб/кг. 39 37,5 37 90 -общ. Полезность Uед Ю 3 Ю 0 Ю 0 Ю 0 В 0 В 0 В 3 В 4 П 4 П 1 П 0 П 0 -полезность на ден. Ед. Ю 0,076 Ю 0 Ю 0 Ю 0 В 0 В 0 В 0,008 В 0,044 П 0,102 П 0,009 П 0 П 0 -выбор покупателя Пожилой Взрослый Колбасные изделия Останкинская Докторская Чайная Краковская -цена, руб/кг. 257 266,5 169,5 282 -общ. полезность Uед Ю 0 Ю 0 Ю 3 Ю 0 В 0 В 1 В 0 В 2 П 1 П 2 П 3 П 1 -полезность на ден. ед. Ю 0 Ю 0 Ю 0,017 Ю 0 В 0 В 0,003 В 0 В0,007 П 0,003 П 0,007 П 0,017 П 0,003 -выбор покупателя Пожилой
Юность,
Пожилой Взрослый  Рыба Минтай Навага Окунь Горбуша -цена, руб/кг. 56,5 45,5 57,5 99,5 -общ. полезность Uед Ю 0 Ю 4 Ю 3 Ю 0 В 0 В 1 В 0 В 3 П 1 П 1 П 3 П 1 -полезность на ден. ед. Ю 0 Ю 0,087 Ю 0,052 Ю 0 В 0 В 0,022 В 0 В 0,03 П 0,017 П 0,022 П 0,052 П 0,010 -выбор покупателя
Юность,
Пожилой Сыр Российский Голландский Маасдам Витязь -цена, руб/кг. 260 252,5 349 280 -общ. полезность Uед Ю 1 Ю 0 Ю 0 Ю 2 В 2 В 1 В 4 В 1 П 0 П 0 П 2 П 4 -полезность на ден. ед. Ю 0,003 Ю 0 Ю 0 Ю 0,007 В 0,007 В 0,004 В 0,011 В 0,003 П 0 П 0 П 0,005 П 0,014 -выбор покупателя Взрослый Взрослый Пожилой
Проанализировав поведениепотребителей на рынке сделаем вывод. У потребителя в юношеском возрасте (16-20лет)основным доходом может является стипендия, помощь родителей или какая-либоподработка, поэтому он будет выбирать продукты по более низким ценам и вограниченном количестве. Поэтому он будет тратить около 712 рублей за покупку(сумма продуктов: шоколадные конфеты Буревестник 250г (31,5 руб), карамельМу-му 250г (29,5 руб), печенье Близнецы (137,5 руб/кг), вафли Артек 360г (39руб.), колбаса Чайная (169,5 руб/кг), рыба с/м Навага (45 руб/кг), сырРоссийский (260 руб/кг).
У пожилых людей, обычнодоходом является только пенсия и он выбирает определённые продукты питания посредней или низкой цене. Сумма его затрат составит около 737 рублей за покупку(сумма продуктов: шоколадные конфеты Буревестник 250г (31,5 руб.), карамельМу-Му 250г (29,5 руб.), печенье Благовещенское 400г (33 руб.), вафли Артек 360г(39 руб.), колбаса Докторская (266,5 руб/кг), рыба Окунь (57 руб/кг), сырВитязь (280 руб/кг)).
Иначе обстоит дело совзрослым населением (30-45). Доход у данного слоя населения значительно больше,чем у других возрастных групп, он может позволить себе продукты в зависимостиот своих предпочтений особо не задумываясь об их стоимости. Сумма его затрат заодну покупку будет около1000 рублей: (сумма продуктов: шоколадные конфетыЛюбимые 250г (36,5руб.), карамель Маскарад (82 руб/кг), печенье Лебедушка (79,5руб/кг), вафли Амурские (90 руб/кг), колбаса Краковская (282 руб/кг), рыбаГорбуша (99,5 руб/кг), сыр Маасдам 349 (руб/кг)).
Итак, потребности впродуктах питания пожилого человека и человека в возрасте от 16 до 20 немногосходны, так как количество денег, которыми они располагают, примерно одинаково.Пенсионер не может потратить больше по той причине что ему необходимо платить иза коммунальные услуги, и за медицинское обслуживание. А юношеский слойнаселения в этом возрасте находится на обучении, и хотя оплачивать коммунальныеуслуги ему не нужно, существует множество развлечений и других соблазнов,которые тоже стоят денег. Взрослое население может тратить намного большеденежных средств на продукты питания так как активно работает и не плохозарабатывает.
График 1. Затраты отдохода потребителей на продукты питания
16-24 лет 30,00%
25-45 лет 43,00%
45 и старше38,00%

2. Изучение рыночныхструктур и отдельных рынков
Эволюция развития рынкасвязана с тенденцией насыщения его товарами, повышением уровня достаточностинаселения и в связи с этим повышением требований к качеству товаров. Особоевнимание фирмы стали уделять таким элементам как комплексное изучениетребований рынка, политика ценообразования, сегментирование рынка, повышениеэффективности производства.
Залогом коммерческогоуспеха фирмы является определение потребностей рынка по профилю выпускаемой еюпродукции и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителей более результативнымиспособами, нежели у конкурентов.
Рассматривая рынок, общество для более четкого восприятия вводитуглубленную его классификацию, которая производится по 3 основным направлениям:
1) по объектам купли-продажи, то естьрынки подразделяют по тому, что предлагается потребителю, что является объектомпродажи;
2) по типу потребителя, когда рынокподразделяется в зависимости от того, кто выступает в качестве покупателятовара (услуги);
3) по типу конкуренции, когда рынокподразделяется в зависимости от того, кто выступает в качестве продавца товараили услуги с точки зрения способности его влиять на процесс ценообразования.
Наиболее емкую классификацию рынка представляют по объектамкупли-продажи. По данному признаку он делится на рынок товаров, услуг иинформации, рынок капиталов и рынок рабочей силы. В свою очередь, рынок товаровцелесообразно подразделить на рынок предметов потребления, то есть тех товаров,которые предназначены для личного потребления, и на рынок средств производства,то есть тех товаров, которые используются в производственном процессе длясоздания других, более сложных товаров.

2.1 Анализ рынкахлебобулочных изделийНаименование предприятий Ассортимент изделий ООО Амурский пекарь ИП Романова Т.Ю. ИП Мельниченко ИП Арутюнян Хлеб: в/сорт 12 12 13 10 Столичный 15,5 15 14 14 С отрубями 11,6 12 11 10 Бородинский 8 8 9 9,5 Батон: Нарезной 11 11 10 10 Молочный 11 – – 7,5 С отрубями 11 11 10 9 Плетенка с маком 11 11 11 9 Французский 11 10 11 10 Булочки: Сдобная 5,5 5,5 5,5 4,5 Обсыпная 6 6 5,5 5,5 Плюшка 5,5 5 4,5 3,5 Пирожные: Наполеон 9,9 9,8 9,8 10 Картошка 10 10 9,6 – Бисквитное 11 12 11 10 Заварное 11 10 12 10
По данным приведенным втаблице можно сделать вывод, что самые низкие цены у поставщика ИП Арутюнян.Это можно объяснить тем что данный производитель находится в городеБлаговещенске, поэтому особых затрат на транспортировку он не несет. Чегонельзя сказать о таких поставщиках как ООО Амурский пекарь и ИП Мельниченко.Эти поставщики производят свою продукцию в городах Свободный и Белогорск, ипоэтому их цены выше за счет включения в стоимость продукции транспортныхрасходов. Как нам известно,
ИП Романова, держит сетьмагазинов по регионам Амурской области, и во многих магазинах имеются своимини-пекарни. В связи с этим данный поставщик придерживается средних цен.
Спрос на данный видпродукции постоянно высок, так как хлеб является продуктом первойнеобходимости. За последние годы появилось огромное количество малых пекарен,ассортимент продукции которых в основном одинаков. Но предпочтения потребителейразнятся, это зависит от того какого качества продукция, от ее стоимости иассортимента.
2.2 Изучение рынка розничнойторговли продуктов питанияПоказатели Вид продукции Наименование предприятия, стоимость руб. Кристалл Прима Копеечка Максима Конфеты Буревестник 250г 31-50 30 30,5 32 Любимые 250г 36,5 35 35,5 36 Ромашка 250г 37-50 36,5 35,5 37 Муза250г 30,5 30 31 32 Карамель Маскарад вес. 82 81 80 – Му-Му 250г 29,5 29,5 28 30 Барбарис вес. 82-00 79 80 82 Гусиные лапки 250г 44,5 44 43 43 Печенье Благовещенское 400г 33-00 31 31 32 Близнецы вес. 137-50 135 135 138 Лебедушка вес. 79,5 78 78,5 80 Сливочное вес. 68-50 68,3 67,5 68 Вафли Артек 360г 39-00 38 37,5 38,5 Южные 360г 37-50 37,4 36,5 37 Десертные 360г 37-00 36,5 36 38 Амурские вес. —- 40,5 40 41 Колбасные изд. Останкинская ПТК МиС 257-00 252 255 260 Докторская ПТК МиС 266-50 265 265,5 270 Чайная ПТК МиС 169-50 168 168 170 Краковская ПТК МиС 282-00 280 279 281 Рыба с/м Окунь 57-50 55 55 57,5 Навага 42-50 43 40,5 44,5 Минтай 56-50 56 50 56,5 Горбуша 99-50 100 98,5 99 Сыр Российский 260-00 258 256,5 260 Голландский 252-50 250 251 253,5 Масдам 349-00 350 349 346,5 Витязь 280-00 281 278,5 283
Проанализировав данные,приведенные в таблице, можно сказать что магазин Кристалл имеет самые высокиецены. Это можно объяснить тем, что данный магазин находится почти на окраинегорода по адресу Ленина 285, и рядом с ним нет магазинов аналогичного формата,которые смогли бы составить ему весомую конкуренцию. И именно в связи с этиммагазин может себе позволить иметь высокую наценку на продукцию. Что касаетсядискаунтера Прима, находящегося на пересечении улиц Ленина-Чайковского, то сетьданных магазинов с самого начала зарекомендовала себя как сеть дискаунтеров снизкими ценами. Действительно, цены там намного ниже чем в других дискаунтерахтак как они отрабатывают свою наценку за счет высокой оборачиваемости товарноймассы.
В таблице приведеныданные дискаунтера Копеечка, который находится по адресу Лазо 62. Неподалеку отданного супермаркет находится дискаунтер Кеш & Керри с которым необходимокак-то конкурировать, что объясняет довольно низкие цены на продукцию.
Проанализировав ценысупермаркета Максима, видно что его цены выше всех выше перечисленных. Этоможно объяснить тем что сеть этих магазинов сравнительно молодая и пока ещемалочисленная.

2.3 Изучение рынкапарикмахерских услуг Дочь Евы Ангел Тет-а-Тет Нефертити Стрижка Мужская: 1. Модельная 350 350 400 400 2. Спортивная 190 150 200 350 Стрижка Женская 1. Модельная 740 450 650 550 2. Укладка феном 340 280 320 400 3. Вечерняя укладка 800 600 750 от 1000 Мелирование 700 550 800 1400 Окрашивание волос 600 500 700 1600 Химзавивка – 750 600 700 Маникюр 200 350 350 от 400 Наращивание ногтей 1300 1200 1500 2000
В городе Благовещенскерынок парикмахерских услуг, можно сказать, перенасыщен. В связи с этим идетборьба за клиента с помощью рекламы, ценовой политики, квалификации специалистаи культуры обслуживания. Но, несмотря на это, цены все же разнятся. СалонНефертити — рассчитан на потребителей с высоким уровнем дохода. Данный салониспользует дорогую косметику, дорогое оборудование, поэтому цены выше чем уостальных. Салон-парикмахерская Тет-а-Тет по ценовой политике стоит на ступеньниже Нефертити, но все же больше ориентированна на потребителей с высокимуровнем дохода. Такие парикмахерские как Ангел и Дочь Евы конечно жепредназначены для потребителей со средним и низким уровнем дохода. Именно такихсалонов в городе огромное количество, и именно по той причине что их много ценынизкие и практически одинаковы.

2.4 Характеристика рынкажильяНаименование фирмы-продавца Городок АНК АмурСтройКом Благовещенскстрой цена/млн. 1-комн. 1165 1600 1090 1200 2-комн. 2100 1900 1400 1900 3-комн. 3 2700 2000 2600 4-комн. 3800 3500 2600 3400
Стоимость м2 40000 38000 27000 37000
В ходе изучения рынкажилья города Благовещенска выяснилось, что стоимость одного м2 заметноразнится. Если, например, сравнивать цены компании Городок с ценамиАмурСтройКом, то разница составляет 13 тыс.руб. Но всему есть разумноеобъяснение. Есть множество факторов влияющих на формирование цены: район, вкотором строится дом, качество строительных материалов, и немаловажным факторомявляется наличие по близости школ, детских садов, места работы. В компании АмурСтройКомсамая низка цена за м2, так как строительство коттеджей идет в п.Чигири. Самая высокая цена на квартиры у компании Городок, это связано с темчто для строительства используются более дорогие материалы, кирпич. У остальныхстроительных компаний цены отличаются, но незначительно, так как спрос на жильеогромен, а строительных организаций только по Благовещенску около 150.Конкурировать предприятия могут только снижая цены на первоначальный взнос,продлевая рассрочку платежа и улучшая качество продаваемых квартир.

2.5 Изучение рынкафармацевтических товаровНаименование товара Наименование фармацевтических компаний «Семейная» «Амурфармация» «Будь здоров» «Айболит»
Сердечно-сосудистые:
1. Крестор 1280 1495 1450 1313 2. Соталекс 160 191 193 180 3. Конкор 180,6 196 187 200 4. Эфокс 202,2 189 302 225 5. Нитроглицерин 16 19 18,5 19
Желудочные:
1. Фатододин 26 56 20,7 50 2. Ранитидин 26,7 15,3 20,7 20 3. Ганатон 500 517 488,5 503 4. Дицетел 310 324 310 317 5. Дюспаталин 444,3 474 446,5 450
От давления:
1. Эналаприл 11 16,45 18,1 12 2. Альбарел 462,25 430 415,9 420 3. Клофелин 19,5 18 19 19 4. Диратон 235,2 209 182 230 5. Доксазозин 301,25 214 213 240
От простуды:
1. Ринза 38 43 41,9 40 2. Колдрекс 68 73 71,3 70 3. Фервекс 4. Парацетамол 2,5 2,8 2,7 2,5 5. Аспирин 60 72 69 65
Витамины:
1. Компливит 100 130 107 125 2. Алфавит 320 300 350 300
3. Аскорбиновая
Кислота 4,5 5,3 4,9 4,5
Мед. материалы
Шприц 2 2,5 3 2,7 2,5 Бинт 15 12 12,6 12 Вата 40 32,8 36 40 Резин. перчатки 10 11,6 11 11
2.6 Анализ рынка мебели Ассортимент Наименование компании-продавца DolceVita S.O.F.A. Горница Дарья
Кухонный гарнитур
(погонный м) от 36 от 18 от 12 От 15  Журнальный столик от 5 от 6 от 4 от 4 Диван от 40 от 30 от 27 от 25 Кресло от 16 от 10 от 6 от 6 Тумба от 8 от 7 От 5,5 от 6 Софа (пуфик) от 4 от 3,5 от 2,5 от 3
Проанализировав данныетаблицы, можно смело сказать что самым дорогим мебельным салоном является DolceVita, это связано с тем что данный салонзанимается продажей не только той мебель которую производит, но и реализациеймебели привозимой с других стран. А это огромные расходы на транспортировку. Апо всем остальным салонам можно сказать в общем: практически все мебельныесалоны занимаются сборкой и доставкой мебели, так как это неотъемлемая частьобслуживания клиентов. Так же многие салоны занимаются изготовлением мебели назаказ и, как правило, такая мебель стоит дороже. Я считаю что лидером израссмотренных салонов будет Дарья: этот салон ориентирован на потребителей сосредним уровнем дохода, а такого потребителя большинство.

2.7 Изучение рынкаоргтехникиАссортимент Наименование компаний-продавцов оргтехники Гарант Кинт Эстел Амит ЦЕНЫ Компьютер полной комплектации 18000 22000 18000 21000 Струйный принтер Epson 3500 3000 2500 1700 Лазерный принтер Canon 5300 4200 4200 3500 Копировальный аппарат Canon 7500 7000 9500 8000 Сканер 2900 1800 2500 1500 Мониторы 5000 4500 4000 3800
В представленныхпредприятиях ассортимент практически одинаков, но все же предприятие должнобыть конкурентоспособным и достигается это посредством качества товара, срокагарантийного обслуживания, пост гарантийное обслуживание, наличие сервисныхцентров и конечно же цен. В ходе изучения выяснилось что гарантийноеобслуживание предусмотрено на всех предприятиях и оно может быть от 6 месяцевдо 2 лет. Изучив ассортимент и цены представленных предприятий нельзяоднозначно сказать кто является лидером, например, если в Гаранте Лазерныйпринтер Canon стоит дороже чем в Кинте, то компьютер полной комплектациидешевле. Если посмотреть в общем, то можно сказать что Амит имеет самуюдоступную ценовую политику.

3. Состояние пищевой промышленностив г. Благовещенске
Обеспечение населенияпродуктами питания является важной задачей пищевой и перерабатывающейпромышленности. Амурская область располагает  многоотраслевой пищевойпромышленностью, которая имеет достаточный производственный потенциалом дляобеспечения населения области основными продуктами питания, кроме того, онаспособна осуществлять поставки продукции за пределы области. Пищеваяпромышленность, одна из отраслей наиболее зависимых, как от платежеспособногоспроса населения, так и от местной сырьевой базы.
В настоящее времявнутренний рынок продовольственных товаров в Амурской области характеризуетсянасыщенностью, отсутствием физического дефицита, высокой конкуренцией на рынкепищевой продукции, которая проявляется не только между российскими изарубежными товарами, но и среди местных производителей.
Производством пищевойпродукции в 2009г. занимались 290 организаций и территориально-обособленныхподразделений, на которых работали около 5 тыс. человек. Пищевая промышленность Амурскойобласти представлена следующими крупными отраслями – пищевкусовая, мясная имолочная, кроме того, имеется мукомольно-крупяная и комбикормоваяпромышленность. Вобласти не производятся и полностью ввозятся сахар, соль, чай, кофе, коньяк, продуктыдетского питания.
По итогам 2009г. впищевой и перерабатывающей промышленности многие под отрасли сработали спревышением объемов предыдущего года, к их числу относятся: молочная,кондитерская, макаронная, масложировая, хлебопекарная, комбикормовая промышленности.

Таблица 1. Динамикапроизводства пищевых продуктов по полному кругу предприятий промышленности 2007 2008 2009 2009 к 2008 % Хлеб и хлебобулочные изделия 45,5 47,05 47,5 101 Кондитерские изделия 11232 13098 14089 107,6 Макаронные изделия 403 832 3112 3,7р Напитки б/а 2335 2347 2130 90,7 Водка и ликероводочные изделия 148 224 1404 62,7 Масло растительное 12213 13721 18783 136,9 Мясо 11590 14110 17984 127,5 Колбасные изделия 7508 7180 5836 79,9 Масло животное 856 1002 1080 107,8 Цельномолочная продукция 403 56,2 62,7 111,6 Рыбная продукция 997 690 331 48 Мука 15,6 13,3 13,3 100 Крупа 5072 4591 3060 66,6
Наибольшее количествопредприятий сосредоточено в хлебопекарной отрасли — около 230 предприятий. Удельный вес предприятий, относящихсяк субъектам малого предпринимательства, в производстве этой продукции растет(2002г. – 30 %, 2009г. — 90 %), некоторые из субъектов малогопредпринимательства начинают занимать лидирующее положение в отрасли. Внастоящее время ведущими предприятиями в отрасли являются ИП Кулахсзян П.Р.,ООО «МиС-Пекарь», ЗАО «Белогорский хлеб», ООО «Леодр». Рынок хлебобулочныхизделий насыщен, изделия представлены в широком ассортименте, объемыпроизводства в полной мере покрывают потребности населения области в изделиях даннойгруппы. В 2009г. производство хлеба и хлебобулочных изделий увеличилось исоставило 101,0 % к предыдущему году. В структуре производства подавляющая доляприходится на хлеб пшеничный из муки 1 сорта. При этом, постепенноувеличивается доля хлеба с использованием ржаной муки. Производство хлеба сиспользованием ржаной муки возросло за 2000-2009гг. в 2 раза при общем росте вхлебопекарной промышленности за этот период 26 %.
Основным производителемкондитерских изделий в области является ОАО «Благовещенская кондитерскаяфабрика «Зея», доля которой в общеобластном выпуске кондитерских изделий в2009г. составила 69 %. Продукцию фабрики, ассортимент которой включает около200 наименований (конфеты, пастило — мармеладные изделия, драже, ирис, вафли,печенье, галеты, крекеры), знают и любят во многих регионах Дальнего Востока.  В2009г. общий объем производства кондитерских изделий увеличился и составил107,6 % к 2008г.  Наблюдается стабильный рост производства мучных кондитерскихизделий, так за период 2000-2009гг. объем производства этой группы кондитерскихизделий вырос в 2 раза. В 2009г. введен в эксплуатацию современный макаронныйцех на базе Благовещенского филиала ЗАО «Алейскзернопродукт», что существенноотразилось на региональном рынке макаронных изделий. В 2009г. производство макаронныхизделий увеличилось в 3,7 раза по сравнению с 2008г. Амурские макаронысоставили серьезную конкуренцию по всем параметрам (качество, ассортимент,упаковка) макаронным изделиям, ввозимым в область из других регионов. Большимпреимуществом наших  макаронных изделий является невысокая цена.
Производством различногорода консервированной (мясной, мясорастительной и овощной) продукции в областизанимаются 4 предприятий. Крупнейшим производителем овощеконсервной продукцииявляется ОАО «Поляное». На его долю приходится до 85 % общего количестваконсервов, изготовленных в области. ОАО «Поляное» работает по заказуМинобороны. Производством фруктовых соков под торговой маркой «Фламинго»,вносящих большой вклад в общий объем консервированной продукции, занимается«ОАО «Хладокомбинат».
В 2009г. производствоконсервов уменьшилось и составило 65,4 % по сравнению с предыдущим. В структурепроизводства подавляющая доля приходится на выпуск фруктовых консервов (80,9 %- соки фруктовые), на долю овощных консервов — 8,1 %. При этом, за период2000-2009гг. доля овощных, мясных, мясорастительных консервов уменьшается, доляфруктовых консервов растет.
В 2009г. крупнейшимпроизводителем ликероводочных изделий на территории Амурской области стал ОАО«Винный завод «Благовещенский» (80 % от общего объема). Ассортиментный рядвинного завода широк и разнообразен: от водок различных ценовых групп досладких и горьких настоек и бальзамов. Практически не останавливается процессразработки и освоения новых рецептур. В целом производство водки иликероводочных изделий в 2009г. снизилось и составило 62,7 % к 2008г. Вструктуре производства алкогольной продукции преобладает производство водки(97,6 % от общего объема в 2009г.).
Производствомбезалкогольных напитков и розливом минеральной воды в области занимаются около10 предприятий. Крупнейшими производителями являются: ООО «Амурская лимонаднаякомпания», ООО «Амур-Аква», ОАО «Винный завод «Благовещенский», ОАО «Амурскийкристалл», ЗАО «Амурская вода – Партнер». В 2009г. производство безалкогольныхнапитков снизилось на 9,3 %, а производство минеральных вод выросло на 5,3%.
Масложироваяпромышленность представлена предприятиями, производящими масло соевое,майонезы, маргариновую продукцию. Основные из них: ООО «Амурагроцентр», ООО«Интеграл».
С введением вэксплуатацию в 2004г. маслоэкстракционного цеха мощностью 300т сои в смену, ООО«Амурагроцентр» стал основным производителем соевого масла в области (99 % отобщих объемов). Цех оснащен высокоэффективным оборудованием, налажен выпускрафинированного, дезодорированного соевого масла под торговой маркой «Знатное»и шрота соевого кормового, который является очень ценным белковом сырьем для комбикормов.
Переработкой молоказанимаются 5 предприятий. Существующих производственных мощностей вполнедостаточно, чтобы обеспечить население области молочными продуктами иосуществлять поставки в другие регионы.
Неизменным лидером впроизводстве молочной продукции в области является ОАО «Молочный комбинат«Благовещенский», выпускающий более 60 наименований продукции. В 2004г. введенв эксплуатацию цех по переработке молока на ОАО «Хладокомбинат». Новаясовременная линия позволяет осуществлять выпуск широкого ассортимента молочнойпродукции, фасованной в современную тару. В молочной промышленности оченьвысока конкуренция, как между местными изготовителями, так и предприятиямидругих регионов. Основными факторами в конкурентной борьбе являются цена, ассортимент,современная упаковка, позволяющая увеличить сроки хранения продукции. Ксожалению, многим нашим молокозаводам требуется техническое перевооружение имодернизация на базе передовых технологий, чтобы они могли конкурировать слидерами отрасли. В 2009г. производство цельномолочной продукции составило111,6 % к 2008г. В структуре цельномолочной продукции основная доля приходитсяна цельное молоко – 39,6 %, кисломолочная продукция составляет 20,4 %. Динамикапроизводства цельномолочной продукции за период 2000-2009гг. положительная,рост составил более 300 %.
 Основное производствосыра в области (88,5 %) сосредоточено в ОАО «Молочный комбинат«Благовещенский». В 2007 г. завершена реконструкция сырного цеха ОАО«Маслосыркомбинат Серышевский» и предприятие возобновило выпуск твердыхсычужных сыров. В 2009г. производство сыров составило 105,1 % к 2008г. Основнаядоля производства сыров пришлась на сыры твердые – 50,2 %, сыры плавленыесоставили 44,4 % от общего объема.
В области действует 11мясоперерабатывающих предприятий разных организационно-правовых форм и формсобственности. Крупнейшими специализированными предприятиями, имеющими своицеха по забою скота и птицы, являются ОАО «Мясокомбинат» и ООО «Амурскийбройлер».  Основным производителем мяса в области (87% от областного объема)является динамично развивающееся предприятие — ООО «Амурский бройлер». Этокрупнейший производитель куриного мяса на Дальнем Востоке, поэтому рынки сбытаего продукции не только Амурская область, но и Республика Саха (Якутия),Хабаровский и Приморский края. Кроме мяса птицы предприятие выпускает свыше 20наименований колбасных изделий, широкий ассортимент мясных полуфабрикатов. В2006г. начала выпускаться охлажденная продукция, не подвергающаяся заморозке.
Крупнейшими в областипроизводителем колбасных изделий, продуктов из мяса являются ОАО «Мясокомбинат»,ООО «Мясной дом», ИП Романов ООО «ПТК «МиС». Значительный вклад (более 50 %) впроизводство колбасных изделий вносит малый бизнес.
 В 2009г. производствомяса и субпродуктов 1 кат. составило 127,5 % к 2008г. При этом произошлоувеличение производства по следующим позициям: свинина – на 5,3% и мясо птицы — на 21,3%. В структуре производства мяса в настоящее время преобладает мясоптицы — 88,9 %, свинина – 7,2 %, говядина – 3,2 %. За последние 10 летструктура производства мяса существенно изменилась. В 1995г. было произведеномяса в целом больше на 11 %, чем в 2009 г, из которого говядина составляла –57,2 %, свинина – 31,3 %, мясо птицы – 5,1 %. С 2000г. начала складыватьсянынешняя структура производства мяса: с преобладанием птицы и незначительнымиобъемами говядины и свинины. В целом за 2000-2009гг. динамика производства мяса– положительная, рост составил более 200 %.
Выпуск колбасных изделийв 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшился и составил 79,9 %., что объясняетсяувеличением конкуренции на рынке колбас и снижением потребительского спроса наколбасные изделия в связи с увеличением цен. В структуре производства колбасныхизделий преобладают вареные колбасы – 46,7 %, далее полукопченые колбасы – 27,7%, сосиски и сардельки – 14,8 %. В целом за 2000-2009гг. динамика производстваколбасных изделий положительная, рост составил 400 %.
В 2009г. производствомясных полуфабрикатов увеличилось и составило 140,2 % к 2008г. Увеличениеобъемов производства произошло по всем ассортиментным позициям. В структурепроизводства мясных полуфабрикатов основная доля приходится на натуральныеполуфабрикаты – 58,5 % и пельмени – 25,3 %. В целом за 2000-2009гг. динамикастабильно положительная, производство выросло в 40 раз.
В рыбной промышленностинасчитывается 7 предприятий, в основном это индивидуальные предприниматели. Неимея в области собственного рыбного сырья трудно претендовать на лидерство.Хотя широкий, постоянно обновляемый ассортимент выпускаемой продукции, хорошеекачество, современная упаковка позволяют нам на равных конкурировать спредприятиями других регионов, присутствующими на нашем рынке. В 2009гпроизводство товарной пищевой рыбной продукции снизилось и составило 48,0 % к2008г. В целом динамика за 2000-2009г. положительная, производство увеличилосьв 15 раз, хотя в отдельные годы наблюдается снижение объемов производства. Вструктуре производства наибольший удельный вес приходится на сельдь всех видовобработки – 47,8 %.
К основным предприятияммукомольной промышленности относятся: ОАО КХП «Восточный», ОАО «Поляное».  В2009г. мощность комбината была использована лишь на 5,7 %.  С 2005г. взят курс наболее полное использование амурской пшеницы в продовольственных целях дляпроизводства муки, в т.ч. и хлебопекарной. Мукомольными предприятиями области в2009г. переработано около 8 тыс. т амурской продовольственной пшеницы. В 2009г.году производство пшеничной муки снизилось на 1,5% к 2008г., в целом за2000-2009гг. динамика отрицательная, за восемь лет производство снизилось исоставило 21,0 % от объемов 2000г.
В 2009г. производствокрупы уменьшилось на 33,4 % по отношению к 2008г. В целом динамику за 2000-2009гг. можно охарактеризовать «то взлет, то падение», рост составил 176 %. За этигоды значительно расширился ассортимент выпускаемых круп. Если в 2000г.производились только крупа манная (70,3 % от общего объема) и крупа гречневая(29,7 %), то за последние годы освоено производство крупы овсяной, пшеничной,перловой. В 2009г. основная доля в общем объеме производства пришлась на крупугречневую (около 80%).
Крупнейшим производителемкомбикормов на Дальнем Востоке является ООО «Амурагроцентр», которыйвырабатывает до 80 % от областного объема. Комбикорма для разных животных иптиц под торговой маркой «КормАвит» изготавливаются по технологиям мировыхпроизводителей. Потребителями продукции комбикормового производства ООО«Амурагроцентр» являются не только птицефабрики, свиноводческие комплексы Амурскойобласти, но и животноводческие хозяйства Сахалинской обл., Хабаровского края,Республики Саха (Якутия). В 2009г. производство комбикормов составило 105,7 % к2008г. По итогам 2009г. в структуре производства комбикормов наибольшийудельный вес имеют комбикорма для птицы – 78,3 %, комбикорма для свиней — 8,1%, для КРС – 13,6%. Это объясняется структурой животноводства, в которомпреобладает птицеводство.

Заключение
Исходными идеямимаркетинга являются такие понятия, как нужда, потребность, спрос. Нужда –чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком. Она бывает физиологической(пища, одежда, тепло), социальной (духовная близость, самовыражение).Потребность – нужда, скорректированная с учетом культурного уровня, личностииндивида. Потребности людей практически беспредельны, а вот ресурсы для ихудовлетворения ограничены, поэтому человек выбирает те товары, которыеоптимальны в рамках его финансовых возможностей. Спрос – это потребность, подкрепленная покупательскойспособностью. Спрос является эластичным, если небольшое изменение цены вызываетзначительное изменение спроса и, наоборот, не эластичным, когда значительноеизменение цены незначительно изменяет спрос.
Предвидеть,прогнозировать спрос можно, только постоянно изучая потребителей так, чтобыразрабатывать и предлагать именно то, что они хотят и в чем нуждаются.Управление спросом включает стимулирование, содействие и регулирование.Стимулировать – значит вызывать у потребителей благоприятное отношение к товаруфирмы, привлекательно оформляя продукт, грамотно и интенсивно его рекламируя. Содействиепредполагает, что фирма делает реализацию своего товара легкодоступнойфизически, по условиям кредита, хорошей информированности продавцов.Регулирование необходимо при скачкообразной динамике спроса, когда спроспревышает предложение.
Потребительское поведение– процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих свой выбор с учетомцен и личного дохода.
потребительскийспрос рынок покупатель

Список использованныхисточников
1. Учебно-ознакомительная практика:методические рекомендации для студентов специальности «Менеджмент организации»/Г.Т. Чайкина, Г.А. Щербович, Е.Ю. Руденко — Благовещенск, 2008г.
2. Сайт www.stat.amur.ru
3. КабушкинН.И. Основы менеджмента: учебное пособие /Н.И. Кабушкин. – 7-е изд. — М.: Новоезнание, 2004. – 336 с.