–PAGE_BREAK–1.1.3. Организационная структура
Руководство Министерства
Департа- менты
Надзорные и контролирующие органы
АО
госпредприятия
концерны
ГВЦ
типографии
департамент
фондовых операций и
ценных бумаг
В настоящее время численность аппарата Министерства топлива и энергетики Российской Федерации составляет около 850 человек.
2. Федеральная целевая программа
Общенациональная проблема неплатежей вызвала острый финансовый кризис в топливно-энергетическом комплексе России, занимающем существенное место в экономике страны. В случае непринятия экстренных мер это может привести к обвальному падению производства и, как следствие, подрыву энергетической и экономической безопасности государства, непредсказуемым социальным последствиям.
Федеральные органы исполнительной власти, руководствуясь неоднократными поручениями Правительства Российской Федерации по вопросам взаимозачетов с федеральным бюджетом, в том числе постановлениями от 26 июня 1995 года №603, от 5 ноября 1995 года №1089, приняли ряд необходимых мер, позволивших снизить темпы роста неплатежей и почти в 2 раза (по ТЭКу) уменьшить удельный вес прироста дебиторской задолженности в объеме отгруженной продукции. Однако в целом задолженность потребителей топливно-энергетических ресурсов продолжает возрастать и в настоящее время превысила 110 трлн… рублей. Причины неэффективности принимавшихся мер:
1. Некомплексный, разрозненный подход к проблеме;
2. Слабое взаимодействие отраслей и регионов;
3. Вялое использование рыночных инструментов, отсутствие профессионального опыта и материальной заинтересованности участников взаиморасчетов;
4. Отсутствие государственного контроля за структурами, которые используют обращение векселей;
5. Корыстная заинтересованность некоторых коммерческих структур в существующем дефиците расчетно-платежных средств в народном хозяйстве.
Эти причины могут быть устранены в 1996 году на общегосударственном уровне при выполнении комплекса программных мероприятий (Программы), которая обобщила опыт государственных органов и рыночных структур по ликвидации неплатежей в 1994-1995 годах и суммировала почти 50 финансовых схем и технологий практически все накопленное в стране в области обращения векселей. Программа основана на использовании простого и переводного так называемого “энергетического” векселя. Заложены жесточайшие нормативы по обеспеченности энергетических векселей и комплекс мер по государственному и общественному контролю.
В задачи Программы входят не только срочные взаимозачеты, а и повышение управляемости процессом взаиморасчетов, организация финансовой инфраструктуры привлечения и гарантий инвестиций, создание более эффективной системы взаиморасчетов н базе новых финансово-экономических технологий, адаптированных к хозяйственным связям регионов и отраслей. Сотрудничество отраслей, регионов и финансовых структур является организационной основой Программы.
Программа самоокупаема, для ее реализации привлекаются прежде всего внебюджетные средства. Программа основана на применении современных систем вексельных взаиморасчетов с использованием безинфляционных финансовых инструментов, опыта обращения казначейских обязательств, применения механизмов внутриотраслевого и регионального обеспечения векселей, инструментария внутреннего государственного долга и некоторых мер государственной поддержки, не предусматривающих прямого бюджетного финансирования. В составе Программы планируюся мероприятия по: увеличению поступлений в бюджет, снижению инфляции, стабилизации финансового положения народнохозяйственного комплекса России, а также поэтапное решение вопросов кризиса платежей и связанного с ним продолжающегося снижения налогооблагаемой базы.
Предполагается, что управлять Программой на принципах государственного регулирования будет поручено некоммерческой организации — Финансовому Энергетическому союзу (ФЭС) и подчиненным ей специализированным рыночным организациям (вексельный дом, залоговый гарантийный фонд, банковский консорциум). В регионах на ключевых направлениях управления финансовыми потоками создаются так называемые вексельные учетные дома, а к участию в их деятельности привлекаются местные банки, органы исполнительной власти и крупные хозяйствующие субъекты. О поддержке Программы заявили свыше 200 промышленных предприятий и более 20 субъектов Федерации.
В частности, концепция Программы поддержана Министерством топлива и энергетики РФ, Министерством РФ по сотрудничеству с государствами участниками Содружества независимых государств, Министерством РФ по-делам национальностей и региональной политике, администрациями Архангельской, Воронежской, Калужской, Кемеровской, Московской, Ростовской, Саратовской, Тюменской областей, Ставропольского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Правительством Карачаево-Черкесской республики, Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, Федеральным фондом развития электронной техники, Фондом 50-летня Победы, ведущими банковскими и кредитно-финансовыми учреждениями России.
С учетом полученных рекомендаций разработан проект Федеральной целевой программы «Преодоление кризиса платежей, создание рыночной структуры государственного управления, развитие инфраструктуры рынка корпоративных долговых обязательств и системы вексельных расчетов между бюджетами различных уровней и отраслями народного хозяйства Российской Федерации в 1996-1998 годах» (далее «Программа»).
продолжение
–PAGE_BREAK–2.1. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
преодоление кризиса платежей в народном хозяйстве;
совершенствование организационно-функциональной структуры и повышение эффективности финансовых расчетов, разработка и внедрение новых финансово- экономических технологий;
создание новых отраслевых и региональных гарантийных механизмов, восстановление и развитие инвестиционного процесса;
создание финансовых механизмов органов самоуправления для решении местных социальных и производственных задач.
Задачи Программы:
1. осуществление-антиинфляционных мер, пополнение бюджета, стабилизация финансовой системы;
2. создание единой общероссийской системы внутри- и межотраслевого вексельного обращения и коллективных клиринговых расчетов между предприятиями в бюджетной сфере, межрегиональных вексельных расчетов;
3. содействие формированию отраслевых и территориально- отраслевых фондовых рынков;
4. вовлечение в операции по взаиморасчетам дополнительных товарных ресурсов;
5. решение-проблемы своевременной выплаты заработной платы;
6. восстановление и развитие производства, содействие интеграции финансового и промышленного капитала;
7. проведение единой политики в использовании финансовых ресурсов отраслей и их хозяйствующих субъектов, усиление контрольно-распорядительной функции органов государственного управления, повышение эффективности использования и государственного управления фондовым портфелем и финансовыми потоками в народном хозяйстве России;
8. активное участие отраслевых и региональных органов управления в операциях с ценными бумагами на фондовом рынке с целью получения дополнительных оборотных и инвестиционных средств.
1-й этап — срочные взаимозачеты и уменьшение задолженностей до уровня неплатежей текущих расчетов;
2-й этап — создание эффективной системы последующих взаиморасчетов, установление контроля над динамикой неплатежей и достижение управляемости процессом взаиморасчетов;
3-й этап — восстановление финансовых механизмов производственных инвестиций, организация финансовой инфраструктуры привлечения и гарантирования инвестиций. В Программе не ставится цель полной ликвидации неплатежей не только ввиду ее невыполнимости, но и из-за стимулирующего влияния на производство уровня краткосрочной задолженности, находящейся в разумных пределах.
2.2. Организационно-финансовая инфраструктура программы
Основополагающей идеей Программы ликвидации неплатежей является создание антикризисного механизма в форме единой общероссийской системы вексельных расчетов, основанной на использовании рыночных методов государственного управления экономикой, в первую очередь рынка корпоративных долговых обязательств. Соответственно, контрольно-распорядительные и головные функции в Программе должна выполнять некоммерческая организация (ФЭС) под жестким контролем государства и Попечительского (Наблюдательного) совета союза, образованного из представителей привлечения портфельных инвестиций, а конкретные программные мероприятия — специализированные структуры, в том числе и на принципах получения предпринимательского дохода.
Главной целью ФЭС является не взаимозачет некоторой суммы долгов к заданному сроку, а создание постоянно функционирующей эффективной антикризисной системы. Членами ФЭС являются банки, финансовые, страховые, инвестиционные и консалтинговые компании, другие исполнители (в обязательном порядке) и участники Программы.
По соображениям ликвидности целесообразен выпуск векселей распорядителями крупных товарно-денежных ресурсов. Это может быть бюджетный, “металлический”, «транспортный» вексель. В то же время, если учесть особую роль ТЭК в российском народном хозяйстве, предпочтение следует отдать “энергетическому” векселю.
Энергетические векселя являются основным расчетно-платежным, а в дальнейшем и фондовым инструментом Программы, и выпускаются ВУД по решению ФЭС специализированными сериями для межотраслевых и межрегиональных расчетов (по решению государственных органов), внутриотраслевых и региональных взаиморасчетов хозяйствующих субъектов. Поэтому выделяются электрическая, газовая, нефтяная, угольная серии энергетических векселей, выпуск и обращение которых организуются самостоятельно ВРЦ — вексельно-расчетными центрами (или аналогичными по функциям) соответствующих отраслей при соблюдении единых для всей Программы правил организации обращения энергетических векселей, не ущемляющих финансовую самостоятельность хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов.
Достоинствами вексельных схем работы, используемых ФЭС, являются:
— встроенная законодательная система защиты интересов участников Программы от недобросовестных покупателей кредитных ресурсов, включая принудительное списание со счета должника суммы векселя, процентов и сбора по протесту в исполнительном порядке по нотариальному вексельному протесту, что не требует специального разрешения ЦБ. Держатель векселя обладает преимущественным, перед другими кредиторами, правом на часть имущества при банкротстве должника;
— возможность оперировать национальными валютами стран СНГ и работать на курсах таких валют;
— оптимизация платежей предприятий за счет вторичного обращения векселей;
— содействие администрации региона в эмиссии ценных бумаг, оптимизации и маневрировании суммами налоговых поступлении, осуществлении муниципальных платежей, привлечении внешних средств и кредитов;
— уменьшение потребности в денежной массе и использование долгов, невыплаченных данному предприятию, региону. Существенно, что через систему вексельного обращения могут быть задействованы сырьевые и невостребованные к настоящему времени товарные залоги, сверхнормативные запасы и неликвиды, фьючерсные поставки и иные ресурсы регионов и отраслей.
Технологии
вексельного взаимозачета, взаиморасчетов
и обращения ценных бумаг
ФЭС в качестве основной системообразующей организационной структуры Программы создает специализированное учреждение Программы — межотраслевой (межрегиональный) Вексельный учетный дом (ВУД), функционирующий во взаимодействии с другими кредитно- финансовыми учреждениями и выполняющим рольосновного эмиссионного центра Программы.
Основным финансовым инструментом Программы является простой и переводной обеспеченный финансовый вексель, выпускаемый ВУД энергетический вексель. Энергетический вексель используется для вексельного кредитования предприятий на погашение взаимозадолженностей и пополнение оборотных средств, а также, в сочетании с другими видами ценных бумаг и акциями предприятий, через регионально-отраслевые фондовые рынки — в операциях по доходному обращению на вторичном рынке ценных бумаг. При этом вексельное кредитование будет осуществляться в значительной мере через региональные структуры ВУД и уполномоченные банки Программы.
Энергетические векселя планируется выпускать последовательными выпусками в форме региональных и отраслевых серий (электрическая, газовая, угольная) по согласованию с соответствующими органами управления, целевыми сериями для межрегиональных и межотраслевых расчетов и финансирования государственных мероприятии и федеральных программ — по решению Оперативной комиссии Правительства Российской Федерации, Министерства финансов и Министерства экономики России, других государственных заказчиков Программы. В последнем случае опережающее вексельное финансирование госнужд под гарантии Министерства финансов России обеспечит значительную экономию бюджетных ассигнований при одновременном привлечении необходимых средств с финансового рынка.
Финансовому Энергетическому союзу рекомендуется, сохраняя за головным ВУД выпуск вексельных серий для федеральных нужд, признать статус существующих в некоторых отраслях и у администраций субъектов Федерации вексельных эмиссионных центров, их право на подготовку обеспечения, первичное размещение, обращение энергетических векселей соответствующих серий и получение (если это предусмотрено) предпринимательского дохода, при подтверждении ликвидности ранее выпущенных ими векселей и условии принятия общих для Программы правил выпуска, обеспечения, обращения и учета векселей. Это позволит повысить темп выполнения Программы, особенно на первом этапе, ликвидность ее платежно- расчетных средств и зону обращения энергетических векселей. Однако в целом интересам государственного контроля в наибольшей степени отвечает наличие одного вексельного эмиссионного центра, по крайней мере для выпуска векселей с применением мер государственной поддержки.
В отличие от распространенного банковского векселя, технология ВУД в первую очередь опирается непосредственно на товарный (коммерческий) вексель предприятий и финансовый (энергетический) вексель ВУДа и сочетает собственно технологии вексельного учета и обращения, методы проведения операций по доверительному управлению частью имущества и капиталам предприятий, инвестиционные процедуры, схемы операции с залогами и реализацией через вексель товарно-сырьевых ресурсов.
В обеспечение вексельного кредита (ссуды) структуры ФЭС могут также принимать товарные векселя предприятий по нормативам, учитывающим ликвидность продукции. Вексельные обязательства предприятий являются важнейшим элементом обеспечения энергетического векселя, позволяющим мобилизовать внутренние ресурсы отраслей и регионов. Увязывание вексельного обращения с реальными товарными потоками будет сохранено в косвенной форме и на последующих этапах реализации Программы.
Погашение (учет) векселей будет осуществляться как путем повторного обмена энергетический векселей эмиссионного центра ФЭС и товарного векселя предприятия, так и из иных активов, принятых в обеспечение векселей, либо из выручки от реализации залогов залоговым (гарантийным) фондом. При использовании энергетических векселей для взаимозачетов одновременно с их учетом оформляются акты погашения задолженности предприятия на сумму учтенных векселей. Частными формами вексельных взаимозачетов могут быть аваль ВУД на векселе предприятия (объединения), либо, напротив, акцепт предприятием специальной серии энергетических векселей.
Вексельный кредит (ссуда) энергетическими векселями могут быть обусловлены дополнительными требованиями целевого назначения, например, расчетов за оговоренные виды продукции и услуг, либо использования с учетом отраслевой принадлежности, но всегда должно присутствовать безусловное обязательство ремитента принимать энергетические векселя в оплату за поставленные третьим лицам товары (услуги). Эти условия могут быть зафиксированы и при вступлении предприятия в состав участников Программы, которое может оформляться на первом этапе — договором с ФЭС о совместной деятельности, а в последующем -упрощенной процедурой подписания соглашения о мерах по стабилизации финансового положения и развитию производства предприятия.
Предполагается, что ВУД будет использовать не менее 60% вексельных ресурсов для целей взаиморасчетов, 20% — на вторичном рынке ценных бумаг и до 20% — в форме инвестиционных кредитов (без учета кредита под госгарантии головным организациям отраслей и региональным администрациям). В последующем доля инвестиционных ресурсов будет увеличиваться с их передачей во вновь создаваемые либо существующие инвестиционные структуры (фонды) участников Программы. Одновременно будет расширяться фондовый инструментарий Программы переход к облигациям, срочным контрактам, чекам, варрантам. Не исключено, что в дальнейшем этими инструментами будет заменен и сам энергетический вексель.
Механизмы обеспечения энергетических векселей
Векселя выдаются ВУД под деньги, товары, под ценные бумаги и дебиторские задолженности, в оплату услуг и кредитов, как правило, в форме вексельного кредита (ссуды) под обеспечение активами, включаемыми в залоговый (гарантийный) фонд Программы, в том числе под встречные товарные векселя предприятий. Высокая ликвидность энергетических векселей будет также гарантироваться их обеспечением товарной продукцией базовых отраслей народного хозяйства. Дополнительное обеспечение векселей с участием банковского консорциума достигается по схемам перевода государственного финансирования и банковских векселей в коммерческие в режиме ссудно-депозитного обслуживания ВУД, переводом товарных кредитов (долгов за поставленные товары) в вексельную форму, передачей ценных бумаг и временно свободных финансовых средств Участников в доверительное управление структурам ФЭС, за счет нарастающей суммы доходов структур Программы, а также мерами государственной поддержки — централизованные финансовые ресурсы, государственные гарантии под эмиссию ценных бумаг ФЭС, их зачет в фонд регулирования кредитных ресурсов и т.д.
Частичное обеспечение фондовых инструментов ФЭС предполагается из средств уполномоченных банков Программы, осуществляющих андеррайтинг энергетических векселей, их обращение на вторичном рынке, учет и переучет, а также по схемам, положенным в основу работы залогового гарантийного фонда
Взаиморасчеты с федеральным и местными бюджетами
Предполагается участие в схемах взаиморасчетов бюджетов различных уровней, в том числе по процедуре переучета векселей территориальными ГУ ЦБ, путем обмена энергетических векселей на налоговые освобождения с последующей поставкой за векселя народнохозяйственной продукции, например, энергоресурсов предприятиям бюджетной сферы, а также централизованные зачеты через федеральный бюджет на основании правительственного решения об использовании в качестве расчетно-платежного инструмента при выполнении программных мероприятии энергетических векселей, выпускаемых эмиссионными центрами ФЭС для целей взаимозачетов (взаиморасчетов) хозяйствующих субъектов, бюджетов различных уровней с федеральным бюджетом, а также для межгосударственных расчетов. Такие выпуски должны осуществляться исключительно под контролем ФЭС на основе решений уполномоченных государственных органов, если иное не будет установлено законодательными актами Российской Федерации.
Очевидно, для этого потребуются правительственные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Федерации, отраслевым структурам управления по участию в Программе, а также об использовании аналогичного порядка в межрегиональных и межотраслевых вексельных расчетах, рекомендации Центральному Банку Российской Федерации о согласовании порядка переучета энергетических векселей и их внесения в залог по кредитам, предоставляемым Центральным Банком.
Финансовый Энергетический союз
ФЭС является головной и некоммерческой организацией Программы — координатором программных мероприятий в объеме функций, предусмотренных для дирекций федеральных целевых программ Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995г. №594, и создан для решения проблемы кризиса платежей в соответствии с настоящей Программой.
Основные задачи ФЭС: стратегическое, планирование, единое управление системой включающей: страховой пул, паевой инвестиционный фонд, специализированные на проведении взаиморасчетов финансовые компании, уполномоченные компании поставщики и другие специализированные учреждения ФЭС.
Основные функции межотраслевого вексельного учетного дома
Банковский консорциум
Финансовый энергетический союз
Залоговый гарантийный фонд
эмиссия энергетических векселей
залоговые и товарные операции
взаиморасчеты и учет
Межотраслевой вексельный учетный дом
брокерско-дилерские операции
кредит и факторинг
страхование
фондовые операции
предприятия — участники
бюджетные операции
аудит и претензионная работа
анализ товарно-финансовых потоков
клиринговые и депозитные операции
учебно-консультационная работа
В задачи ВУД совместно сзалоговым фондом, уполномоченнм банком и финансовой компанией также входят:
— кредитование участников путем покупки их векселей либо выдачи своих векселей для осуществления платежей или получения кредитов у банков;
— взаимный зачет и погашение встречных требований, рассредоточенных между различными держателями таких требований;
— аккумуляция капитала путем продажи векселей, обеспеченных уставным капиталом и частью уставного или специально выделенного Участниками в доверительное управление капитала под аваль (поручительство) участников и акцепт ВУДа;
— продажа капитала предприятиям и банкам против векселей покупателей, авалированных банком или другим гарантом с известной платежеспособностью, на срок от 1 дня до 1 года с установленным процентом на вексельную сумму;
— заключение договоров с предприятиями о проведении взаимозачетов и списании задолженностей, получение гарантий коммерческих банков, заключение кредитных (ссудных) договоров и получение кредитов — операции на фондовом рынке с вложением залоговых, кредитных и собственных активов в финансовые инструменты необходимого уровня доходности, содействие формированию и оптимизации инвестиционных ресурсов предприятий, организаций и объединений, в том числе портфельных инвестиций, организация их эффективного управления для финансирования из привлеченных небюджетных средств проектов производственного назначения, товарных инвестиции и операции по совершенствованию системы обращения векселей и ценных бумаг.
продолжение
–PAGE_BREAK–